Рецензия на диссертацию Светланы Викторовны Изутиной "Административная ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

(Степаненко Ю. В.) ("Административное право и процесс", 2011, N 11) Текст документа

РЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ ИЗУТИНОЙ "АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" <*>

Ю. В. СТЕПАНЕНКО

Степаненко Юрий Викторович, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Review of dissertation of S. V. Izutina "Administrative responsibility for violation of legislation on counteraction of legalization (laundering) of revenues received by criminal means and financing of terrorism" Yu. V. Stepanenko

Необходимо отметить, что чаще всего внимание ученых-юристов привлекают проблемы уголовной, а не административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Это и неудивительно, поскольку такие деяния нередко совершаются организованными группами, в крупном размере, с использованием служебного положения и т. д. Конечно, на этом фоне аналог уголовной ответственности в виде одной-единственной статьи КоАП РФ (ст. 15.27), которой чуть более восьми лет, с точки зрения научной перспективы кажется малопривлекательным. Однако это впечатление обманчиво, что убедительно и доказала Светлана Викторовна Изутина в своем исследовании. Она своевременно обратила внимание на то, что в настоящее время структура административных правонарушений существенно изменилась. В ней стали доминировать правонарушения в сфере экономики. Соответственно законодатель расширил возможности административно-юрисдикционной защиты экономических интересов собственников. Это также неудивительно, потому что такие правонарушения в конечном счете снижают уровень экономической безопасности страны. Понятно, что в обществе, где действуют товарно-денежные отношения, главным их субъектом является государство, которое на законодательном уровне регулирует и контролирует деятельность других субъектов финансовых отношений, осуществляющих различные финансовые операции. Оно устанавливает особый правовой статус юридических и должностных лиц, правила их поведения и предусматривает запреты на совершение деяний, нарушающих такие правила, в частности нормативных предписаний Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Как подчеркивает автор со ссылкой на официальные статистические данные, нарушения данного Закона не являются редкостью. Увеличился и объем соответствующей правоприменительной и судебной практики по результатам обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ. Вместе с тем, как справедливо утверждает автор, практика применения судами положений указанного Федерального закона, а также соответствующих статей КоАП РФ весьма неоднородна, изобилует разными подходами к применению норм материального и процессуального права. Автор своевременно обратил внимание на то, что сегодня отмывание денег представляет собой глобальную угрозу международным финансовым институтам. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в частности кредитные организации, особенно в условиях кризиса, как никогда нуждаются в привлечении денежных средств и поэтому часто стараются не обращать внимания на вопрос происхождения денег своих клиентов. Тем самым создается благоприятная среда для легализации преступных доходов. При этом огромные суммы идут из наркобизнеса, подпитывая в том числе террористическую деятельность. Повышенная общественная опасность легализации преступных доходов обусловливается не только ее прямой связью с деятельностью организованных преступных групп и сообществ, но и тем, что данная преступная деятельность имеет ярко выраженный транснациональный характер. Это оказывает влияние на снижение финансовой и экономической безопасности страны. Уловив эти тенденции, Светлана Викторовна четко и уверенно заняла свою научную нишу и, на наш взгляд, оставила своим, образно говоря, "преследователям" в административно-правовой науке немного шансов. Иными словами, проблема административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, исследована в ее диссертации, что называется, "вдоль и поперек". В процессе изучения работы не покидает ощущение, что автор знает эти проблемы не понаслышке и посвятил их научной разработке немало времени, приложив немало сил. Важно, что автор применяет в своем исследовании комплексный подход. Он дает юридическую характеристику нарушениям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом генезиса формирования института противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также на основе анализа зарубежного опыта. При этом автор вырабатывает в ходе исследования эффективные, по его мнению, меры противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. В этих предложениях соискателя, на наш взгляд, содержится определенная новизна. Анализ зарубежного опыта организации на законодательном уровне противодействия отмыванию денег позволил автору отразить важные этапы развития законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Говоря о проблеме отмывания денег в России, автор обращает внимание на ряд значимых экономических, криминологических и правовых аспектов. Начиная с принятия базового Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и заканчивая внесенными изменениями и дополнениями в УК РФ и КоАП РФ, автор показал развитие законодательной базы по противодействию указанной легализации в Российской Федерации. Следует поддержать авторское определение понятия административно наказуемых нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которые он рассматривает как неправомерные деяния, посягающие на установленный порядок осуществления противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По его мнению, с одной стороны, они представляют собой составную часть противоправных деяний, посягающих на общественные отношения, складывающиеся в сфере противодействия легализации, с другой - вид административных правонарушений, характеризующихся совокупностью определенных признаков. В конкретном случае это нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля и отграничения его от других видов ответственности. Элементы новизны присутствуют и в той части работы, где автор рассматривает вопросы объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ. Здесь справедливо обращается внимание на отсутствие в действующем законодательстве разъяснения о том, что относится к идентификации клиентов, кто является выгодоприобретателем и какие операции подразумеваются под термином "необычные операции или сделки". Представляют научный и практический интерес предложения диссертанта о внесении дополнений в ст. 3 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Существенной для оценки научной новизны сформулированных в диссертации научных положений, выводов и рекомендаций является позиция соискателя и соответствующая ей аргументация о выделении в системе административных наказаний такого наказания, как административное приостановление деятельности. Основываясь на данных МРУ Росфинмониторинга по ЦФО и судебной практики, автор утверждает о том, что при назначении административного наказания судьи чаще отдают предпочтение штрафным санкциям, нежели административному приостановлению деятельности. Однако эта разница, по его мнению, несущественна. А вот в качестве субъекта ответственности чаще всего выступают юридические лица, что вполне естественно. Ведь именно они обладают большими финансовыми активами, и им легче, что называется, "откупиться". Назначение административного наказания в виде штрафа не обеспечивает в полной мере целей административного наказания. Следовательно, административное приостановление деятельности, по мнению автора, наиболее соответствует характеру совершенного правонарушения и отвечает целям данного наказания. В то же время дела об административных правонарушениях, по которым может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, требуют представления более широкого круга доказательств, поскольку одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию по данной категории дел, является необходимость применения такого вида наказания. В целях совершенствования административно-правового механизма противодействия легализации автором предлагается внесение изменений в ст. 3.12 и в санкцию ст. 15.27 КоАП РФ. Тем самым автор обозначает направления противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Определенные выводы и рекомендации по совершенствованию законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и КоАП РФ нашли свое отражение в предложенном автором дополнении ст. 15.27 КоАП РФ. По нашему мнению, они также обладают научной новизной и обеспечивают прирост имеющегося научного знания о нормативно-правовом механизме противодействия исследуемым правонарушениям. Как и подобает диссертации, посвященной конкретным административно-правовым нормативным установлениям, она изобилует предложениями нормотворческого характера. Ряд выявленных автором проблем и предлагаемых решений впервые стал достоянием административно-правовой науки. Имеет значение и то, что в работе ярко выражен практический компонент: содержатся рекомендации, способные оказать положительное влияние на отдельные аспекты законотворческой и правоприменительной практики. Все это, на наш взгляд, является квинтэссенцией исследования, хотя элементы новизны присутствуют практически во всех разделах диссертации. В целом степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, достаточно высока, что позволяет сделать вывод об их достоверности. Этому способствовали собранные автором эмпирические материалы, разнообразные официальные статистические данные, хороший научный, литературный язык, логичное изложение материала, последовательно отражающего основные аспекты исследования сложной и многогранной проблемы. Содержание работы полностью раскрывает тему, отражается в автореферате и научных публикациях автора. Диссертация обладает необходимыми коммуникативными свойствами, поскольку автором использовано 245 источников. Диссертация написана автором самостоятельно, содержит совокупность новых научных результатов и положений, выдвинутых им для публичной защиты, имеет внутреннее единство и свидетельствует о личном вкладе Светланы Викторовны Изутиной в административно-правовую науку. Предложенные ею новые решения аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными решениями. В целом диссертация представляет собой научно-квалификационную работу, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для науки административного права, законотворческой практики, а также практики противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Название документа