Научно-практический комментарий отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в сфере оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ

(Юхман М. А., Карпов Я. С., Пенкин С. В., Зиновьев В. В.) ("Российский следователь", 2011, N 20) Текст документа

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБОРОТА ПРЕКУРСОРОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ <*>

М. А. ЮХМАН, Я. С. КАРПОВ, С. В. ПЕНКИН, В. В. ЗИНОВЬЕВ

Юхман Максим Анатольевич, ФСКН России, кандидат юридических наук.

Карпов Ярослав Сергеевич, ФСКН России.

Пенкин Сергей Васильевич, ФСКН России, кандидат юридических наук.

Зиновьев Валерий Владимирович, ФСКН России.

В течение нескольких последних лет законодательство Российской Федерации в сфере оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) как одна из составляющих государственной антинаркотической политики стремительно развивалось. Наряду с совершенствованием внутренних мер контроля за оборотом прекурсоров России, вступившей в Таможенный союз ЕврАзЭС, потребовалась новая правовая база, регламентирующая внешнеторговую деятельность, в том числе ограниченных к обороту товаров. В результате существенно изменился не только Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", иные федеральные законы, регламентирующие смежные правоотношения, но появились также новые нормы международного права, множество подзаконных нормативных правовых актов, практическое применение которых иногда вызывает затруднение у субъектов оборота подконтрольных веществ, должностных лиц государственных органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также иных заинтересованных лиц. В этой связи авторы, стремясь обеспечить единообразие правоприменительной практики в рассматриваемой сфере, анализируют в статье новые правовые нормы и наиболее часто встречающиеся проблемные вопросы, возникающие в связи с их применением.

Ключевые слова: прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, оборот прекурсоров, новые правовые меры противодействия незаконному обороту прекурсоров, запрещенные к обороту прекурсоры, лицензионные требования, обязательные требования.

During several recent years the legislation of the Russian Federation in the sphere of turnover precursors of narcotic means and psychotropic substances (hereinafter-precursors) as one of the elements of the state anti-narcotic policy developed drastically. Along with improvement of internal measures of control of turnover of precursors Russia which has entered in to the Customs Union of EurAsEC needed new legal data base regulating foreign trade activity including the goods the turnover of which is limited. As a result there have been changed not only Federal Law of January 8, 1998 N 3-FEZ "On Narcotic Means and Psychotropic Substances" but also other federal laws regulating neighboring legal relations, there also turned up new norms of international law, a lot of sublegal normative - law acts, the practice application of which sometimes is difficult for the subjects of turnover of controlled substances, officials of state agencies effectuating state control (supervision) and also other interested persons. In this connection the authors trying to ensure the uniformity of law-application practice in the considered sphere analyze new legal norms and the most common controversial issues arising in connection with application thereof.

Key words: precursors of narcotic means and psychotropic substances, turnover of precursors, new legal measures of counteraction against illegal turnover of precursors, precursors prohibited for turnover, licensing requirements, and obligatory requirements.

Противодействие незаконному обороту наркотиков <1> продолжает оставаться важной проблемой национальной безопасности. В настоящее время количество только официально зарегистрированных потребителей наркотиков составляет более полумиллиона человек <2>. При этом их реальное число, по оценкам специалистов ННЦ наркологии Минздравсоцразвития России, сегодня достигает 2,3 млн. человек, или почти 2% населения страны, преимущественно наиболее социально активные россияне в возрасте от 18 до 39 лет. Кроме того, в сбыт наркотиков все чаще вовлекаются несовершеннолетние, женщины и безработные. -------------------------------- <1> Здесь и далее термин "наркотики" может использоваться для обозначения наркотических средств, психотропных веществ, а также их аналогов или производных. <2> См.: Статистический сборник "Состояние наркологической службы и основные тенденции учтенной заболеваемости в Российской Федерации в 2007 году". М.: ФГУ "Национальный научный Центр наркологии", 2008.

В поисках эффективных подходов к решению этой крайне острой для нашего общества проблемы государством проводится комплексная антинаркотическая политика, предусматривающая в том числе выработку новых правовых механизмов противодействия незаконному обороту наркотиков. Как известно, одной из важнейших составляющих в реализации государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту является установление правовых основ эффективного контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ <3> в целях предупреждения возможности их незаконного использования. -------------------------------- <3> Далее для обозначения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ используется термин "прекурсоры".

Так, в Российской Федерации, ставшей правопреемницей конвенционных обязательств СССР, в 1998 г. принят Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ). В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона вещества, часто используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ, отнесены к прекурсорам и включены в Список IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее - Список IV Перечня). В Список IV Перечня вошли все 23 вещества из таблиц I и II Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (далее - Конвенция). Кроме того, в указанный Список дополнительно были включены три вещества (норпсевдоэфедрин, N-метилэфедрин, фосфор красный), часто используемые при незаконном изготовлении наркотиков в нашей стране, что соответствует положениям ст. 24 Конвенции, предоставляющей сторонам право применять к категории веществ, которые могут быть использованы для незаконного изготовления наркотиков, такие меры надзора, какие могут быть практически осуществимы. Федеральный закон N 3-ФЗ явился первым законодательным актом Российской Федерации, установившим правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Закон обозначил базовые предпосылки формирования правовых механизмов контроля за легальным оборотом прекурсоров в Российской Федерации и мер противодействия их незаконному обороту. Вместе с тем, несмотря на негативное развитие ситуации, связанной с незаконным оборотом наркотиков, наличие множества правовых пробелов и противоречий, препятствующих должному государственному контролю и, как следствие, осложняющих деятельность как самих хозяйствующих субъектов, так и соответствующих контролирующих органов <4>, лишь в последние несколько лет предприняты первые шаги по серьезной модернизации законодательства Российской Федерации в сфере контроля за оборотом прекурсоров. -------------------------------- <4> Юхман М. А., Шендерей А. Е. Проблемы законодательного регулирования оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации // Российский следователь. 2006. N 5. С. 49 - 51.

Вступивший в силу 22 июля 2010 г. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 177-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" (далее - Федеральный закон N 177-ФЗ) сформировал принципиально новые подходы к системе осуществляемого в рассматриваемой сфере государственного контроля. Данным Федеральным законом существенно изменен ряд положений Федеральных законов от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ), кардинально преобразованы формы и методы государственного контроля в области оборота прекурсоров. Вместе с тем в ноябре 2011 г. вступает в силу (за исключением отдельных положений) новый Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), непосредственным образом затрагивающий правоотношения, возникающие в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и, соответственно, определяющий особенную актуальность рассматриваемых авторами вопросов. Раскрывая положения законодательства Российской Федерации в сфере оборота прекурсоров, авторы полагают целесообразным детально рассмотреть статьи Федерального закона N 3-ФЗ (в редакции Федерального закона N 177-ФЗ) в их совокупности сквозь призму действовавших до недавнего времени правовых норм и положений законодательства Российской Федерации в сфере оборота прекурсоров, а также новых нормативных правовых актов, вступивших либо в скором времени вступающих в силу. В редакции Федерального закона N 177-ФЗ ст. 1 Федерального закона N 3-ФЗ дополнена понятиями "оборот прекурсоров" и "производство прекурсоров", а понятия "препарат" <5> и "переработка" стали распространяться не только на наркотические средства и психотропные вещества, но и на прекурсоры. -------------------------------- <5> Особенности, связанные с применением понятий "производство прекурсоров" и "препарат", рассмотрены далее.

В настоящее время оборот прекурсоров содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществляемых в отношении прекурсоров. Таковыми являются разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации разработка, производство, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, а также уничтожение прекурсоров. Необходимо указать, что под переработкой следует понимать действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации прекурсоров, а также получение на основе одних прекурсоров других прекурсоров либо получение веществ, не являющихся прекурсорами. Указанное определение, на взгляд авторов, не предполагает иных целей, достигаемых в результате выполнения действий по переработке прекурсоров, кроме как: - рафинирование (очистка от посторонних примесей); - повышение в препарате концентрации прекурсоров; - получение на основе одних прекурсоров других либо получение веществ, не являющихся прекурсорами. Таким образом, если цели переработки отсутствуют, то такие операции с прекурсорами, по мнению авторов, представляют собой использование указанных веществ. Федеральным законом N 177-ФЗ в ст. 2 Федерального закона N 3-ФЗ закреплен не имплементированный ранее в российское законодательство принцип дифференциации мер государственного контроля за оборотом прекурсоров, заключающийся в разделении веществ в соответствии с установленными критериями на три таблицы и определении для каждой из трех категорий отдельных правил оборота. Критериями включения веществ в одну из трех таблиц являются степень общественной опасности незаконного использования конкретного прекурсора, а также широта его распространения в народном хозяйстве. В развитие положений ст. 2 Федерального закона N 3-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2010 г. N 398 Список IV Перечня разделен на таблицы I, II и III, а также увеличен с 23 до 56 веществ, отнесенных к прекурсорам ввиду их частого использования при незаконном изготовлении наркотиков. Неотъемлемым условием отнесения того или иного вещества, указанного в таблицах I, II или III Списка IV Перечня, к прекурсорам является превышение установленной для него концентрации, определяемой исходя из массовой доли вещества в составе смеси (раствора). То есть если концентрация вещества меньше установленной, то оно прекурсором не является и, соответственно, специальные меры контроля в отношении его оборота не применяются. В соответствии с примечаниями к Списку IV Перечня препарат, содержащий несколько прекурсоров, внесенных в различные таблицы Списка IV Перечня, контролируется как содержащийся в нем прекурсор, включенный в таблицу Списка IV Перечня, имеющую наименьший порядковый номер. Смеси, содержащие несколько перечисленных в таблице III Списка IV Перечня веществ, подлежат контролю, если их суммарная концентрация равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой в таблице имеет наибольшее значение. Принцип дифференциации мер контроля за оборотом прекурсоров как новелла нашел отражение в ст. ст. 28, 30, 37 и 38 Федерального закона N 3-ФЗ. Меры контроля за оборотом прекурсоров стали разделяться на особые (таблица I Списка IV Перечня) и общие (таблица II Списка IV Перечня). В отношении прекурсоров, внесенных в таблицу III Списка IV Перечня, допускается исключение некоторых мер контроля. Так, п. 2 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, осуществляется при наличии лицензии. При этом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" лицензирующими органами деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также культивированием наркосодержащих растений, являются Росздравнадзор и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что ранее, согласно указанному пункту ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ, юридические лица могли приобретать и использовать в собственном производстве прекурсоры при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Данная правовая норма согласовывалась с пп. "ii" п. 8 ст. 12 Конвенции, который предлагает странам осуществлять контроль над всеми лицами и предприятиями, изготавливающими и распространяющими химические вещества или участвующими в таком изготовлении и распространении, а также контролировать при помощи лицензий предприятия и помещения, в которых такое изготовление или распространение может иметь место. В то же время Федеральный закон N 128-ФЗ лицензирование какого-либо вида деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, не предусматривал. Таким образом, с принятием Федерального закона N 177-ФЗ устранена существовавшая ранее коллизия норм международного права и Федерального закона N 3-ФЗ, с одной стороны, и Федерального закона N 128-ФЗ - с другой. Пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2010 г. N 318, установлены обязательные лицензионные требования и условия деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня. Важно отметить, что в соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ к числу обязательных лицензионных требований и условий наряду с изложенными в вышеуказанном Положении при осуществлении такой деятельности относится наличие заключения ФСКН России об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам, непогашенной или неснятой судимости, а также справки, выданной учреждениями здравоохранения, об отсутствии заболеваний наркоманией, токсикоманией или хроническим алкоголизмом. Порядок выдачи заключений ФСКН России установлен Приказом ФСКН России от 21 июня 2010 г. N 243 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации". Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей получать соответствующие заключения ФСКН России и справки учреждений здравоохранения реализует одну из таких особых мер контроля, как установление ограничений на допуск лиц к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, что, по мнению авторов, ограничивает доступ лиц из вышеуказанной "группы риска" к прекурсорам, незаконный оборот которых представляет повышенную степень общественной опасности. А это, в свою очередь, минимизирует возможность утечки таких веществ в незаконный оборот. Порядок допуска лиц к работе, непосредственно связанной с внесенными в таблицу I Списка IV Перечня прекурсорами, определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 892 "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ". В правоприменительной практике нередко возникает вопрос о том, что следует понимать под работой, непосредственно связанной с прекурсорами, и, следовательно, какие работники подлежат допуску к работе с прекурсорами в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 892. То есть следует ли наряду с лицами, имеющими фактический доступ к прекурсорам (работник склада), оформлять допуск к работе с прекурсорами менеджеру по продажам, бухгалтеру, иным работникам предприятия, которые осуществляют, к примеру, разработку, приобретение, отпуск, реализацию прекурсоров, работая преимущественно с документами, отражающими оборот прекурсоров, нежели непосредственно с веществами. Поскольку понятие "оборот прекурсоров" содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществляемых как посредством прямого доступа к самим веществам, так и без такового, любой работник предприятия, имеющий отношение (прямое или косвенное) к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, должен подлежать допуску к работе с прекурсорами в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 892. Наряду с изложенным необходимо также указать, что в отличие от действующего Федерального закона N 128-ФЗ одноименный Федеральный закон N 99-ФЗ, значительно сократив перечень лицензируемых видов деятельности, рассматривает оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также культивирование наркосодержащих растений как единый вид лицензируемой деятельности. При этом лицензия на данные виды деятельности будет выдаваться на неограниченный срок (бессрочная лицензия), и, что особенно важно, в соответствии с ч. ч. 3 и 4 ст. 22 Федерального закона N 99-ФЗ ранее выданные лицензии после его вступления в силу и по заявлению лицензиата станут бессрочными. В этой связи порядок выдачи заключений ФСКН России об отсутствии у лиц, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, их прекурсорам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации (далее - заключения), по мнению авторов, должен подлежать пересмотру, поскольку в настоящее время такие заключения выдаются на срок действия лицензий. Кроме того, в условиях бессрочного действия лицензии принципиально важно сохранить возможность осуществления постоянного контроля и обновления информации о лицах, на которых выданы заключения. Так, представляется целесообразным установить обязательную проверку таких лиц по специальным учетам с определенной периодичностью. Учитывая вышеизложенное обстоятельство о том, что Федеральный закон N 99-ФЗ рассматривает оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также культивирование наркосодержащих растений как единый вид лицензируемой деятельности, положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, культивированием растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, утвержденные Постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 648, от 7 апреля 2008 г. N 249, от 11 мая 2010 г. N 318, от 10 декабря 2010 г. N 1012, подлежат отмене. Их сменит новый нормативный правовой акт, который утвердит положение о лицензировании, учитывающее единство видов лицензируемой деятельности в сфере оборота вышеуказанных подконтрольных средств и веществ, а также культивирования наркосодержащих растений. В нем авторам представляется важным разграничить обязательные и лицензионные требования в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также культивирования наркосодержащих растений. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзоре) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) обязательными для исполнения требованиями являются требования, установленные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом в нестоящее время лицензионные требования в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также культивирования наркосодержащих растений в полном объеме совпадают с обязательными требованиями, установленными Федеральным законом N 3-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следствием указанного обстоятельства, согласно положениям Федерального законе N 128-ФЗ, а также принципам, закрепленным п. п. 5 и 10 ст. 3 Федерального закона N 294-ФЗ, явился тот факт, что полномочиями проводить проверки лицензионных и одновременно, как отмечено, всех обязательных требований в рассматриваемой сфере деятельности наделены только лицензирующие органы. В этих условиях у ФСКН России отсутствуют полномочия по проведению в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, а также культивированием наркосодержащих растений <6>. -------------------------------- <6> Карпов Я. С. Компетенция Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в сфере обеспечения соблюдения лицензионных требований и проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Административное и муниципальное право. 2011. N 2 (38). С. 62 - 69.

Сокращение объема лицензионных требований в сфере оборота прекурсоров, на взгляд авторов, позволит решить указанную проблему. Например, в качестве лицензионных требований следует определить наличие условий для обеспечения безопасности такой деятельности и исключения доступа к подконтрольным средствам, веществам и растениям посторонних лиц (п. 11 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ), а также обязанность назначения руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) лиц, ответственных за ведение и хранение специальных журналов регистрации операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами (п. 12 ст. 30, ст. 39 Федерального закона N 3-ФЗ). Такие же общие требования законодательства Российской Федерации, как регистрация операций с подконтрольными средствами и веществами в специальных журналах, соблюдение правил ведения и хранения указанных журналов, представление отчетности о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, представляется целесообразным не включать в перечень лицензионных требований, поскольку указанные требования относятся к рассматриваемой сфере деятельности в целом и их соблюдение является обязанностью любого хозяйствующего субъекта. Таким образом, путем предложенного авторами примера разграничения обязательных и лицензионных требований может быть в полном объеме решена проблема возобновления исполнения ФСКН России государственной функции по осуществлению государственного контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, посредством проведения соответствующих проверок, что прямо предписано пп. 11 п. 8 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976. Более того, такая реализация положений лицензионного законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также культивирования наркосодержащих растений корреспондировала бы с ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 99-ФЗ. Важно отметить, что руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель назначает лиц, ответственных за ведение и хранение специальных журналов, реализуя свои права (полномочия) в дискреционном порядке в форме организационно-распорядительного документа - приказа или распоряжения <7>. Если в силу особенностей производственно-хозяйственной деятельности предприятия необходимо ведение и хранение журналов в его разных структурных подразделениях, то и ответственными за исполнение таких обязанностей назначаются работники из состава именно тех подразделений, где осуществляется оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ведение и хранение журналов регистрации операций с подконтрольными средствами и веществами. -------------------------------- <7> Статьей 39 Федерального закона N 3-ФЗ императивно установлено, что таким документом является приказ. В связи с отсутствием такого указания в п. 12 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ в отношении прекурсоров допускается как приказ, так и распоряжение.

Внесение записей в журналы разных структурных подразделений юридического лица (индивидуального предпринимателя) возможно только руководителем юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо иным специально уполномоченным должностным лицом предприятия, назначенным, к примеру, осуществлять контроль за исполнением приказа (распоряжения), изданного во исполнение п. 12 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ. В целях реализации требований п. 9 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ Приказом Минпромторга России от 28 июля 2010 г. N 638 утвержден Порядок определения производственных нужд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих при осуществлении собственного производства прекурсоры, внесенные в таблицы I и II Списка IV Перечня (далее - Порядок). Приказ ограничивает производственными нуждами количество приобретаемых на год прекурсоров их конечными потребителями, что в совокупности с обязательным учетом прекурсоров в производственном цикле позволяет предупреждать возможность их использования в количествах, значительно превышающих производственные нужды, снижая тем самым вероятность их поступления в незаконный оборот. В соответствии с п. 3 Порядка производственные нужды определяются на основании производственной и технологической документации (технологические регламенты производства, технологические инструкции и др.), регламентирующей процесс получения продукции требуемого качества, в том числе нормы расхода прекурсоров на единицу готовой продукции, а также при проведении контрольных операций в процессе производстве продукции. Такой порядок действует и в случаях использования прекурсоров в лабораторных целях. К числу новых механизмов контроля, закрепленных в п. 10 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ и имеющих превентивную направленность, относится также необходимость соблюдения установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августе 2010 г. N 640 специальных правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования и уничтожения прекурсоров, внесенных в таблицы I и II Списка IV Перечня (далее - Правила оборота). Правила оборота обязывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уничтожать прекурсоры только в присутствии комиссии, в состав которой включается представитель территориального органа ФСКН России, уведомлять территориальный орган ФСКН России о планируемом объеме производства прекурсоров на очередной год, а также о фактически приобретенном их количестве для производственных нужд. Выделяя особенности функционирующей системы контроля, необходимо отметить, что в соответствии с п. 10 Правил оборота реализация прекурсоров физическим лицам осуществляется при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность. Вместе с тем, учитывая требования п. 2 ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ, устанавливающие особые меры контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, реализация таких прекурсоров физическим лицам - гражданам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, недопустима. В развитие положений ст. 37 Федерального закона N 3-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419 для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утверждены Правила представления отчетов о производстве, реализации, использовании, ввозе и вывозе (за исключением индивидуальных предпринимателей) прекурсоров, внесенных в таблицы I и II Списка IV Перечня, а также о производстве прекурсоров, внесенных в таблицу III Списка IV Перечня. Также указанным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее - Правила ведения и хранения специальных журналов). Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419 Правила обязательны для всех участников оборота прекурсоров независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, а также количества прекурсоров и сферы их оборота (за исключением случаев использования прекурсоров без лицензии в соответствии со ст. ст. 35 и 36 Федерального закона N 3-ФЗ). Важно отметить, что п. 6 Правил ведения и хранения специальных журналов не распространяется на случаи регистрации операций по отпуску, реализации, приобретению или использованию диэтилового эфира (этилового эфира, серного эфира) в концентрации 45% или более или перманганата калия в концентрации 45% или более массой, не превышающей 10 кг, а также ацетона (2-пропанон) в концентрации 60% или более, метилэтилкетона (2-бутанон) в концентрации 80% или более, толуола в концентрации 70% или более, серной кислоты в концентрации 45% или более, соляной кислоты в концентрации 15% или более или уксусной кислоты в концентрации 80% или более массой, не превышающей 100 кг, а также смесей, содержащих только указанные вещества. При этом запись в журнале о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных указанных веществ производится ежемесячно, и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется. Следует также обратить внимание, что Правила ведения и хранения специальных журналов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419, в отличие от этих же Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 644, не предусматривают обязанность ежемесячной сверки прекурсоров путем сопоставления их фактического наличия с данными учета (книжными остатками) и отражения результатов сверок в журналах регистрации. В то же время ст. 38 Федерального закона N 3-ФЗ для юридических лиц - владельцев лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, установлена обязанность ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Информация о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок после их обнаружения доводится до сведения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Таким образом, субъектам оборота прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, необходимо учитывать требования ст. 38 Федерального закона N 3-ФЗ. Утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419 форма журнала регистрации операций с прекурсорами дополнена новыми графами "Номер операции по приходу" и "Номер операции по расходу". В некоторых случаях юридические лица и индивидуальные предприниматели в связи со спецификой их деятельности для удобства учета прекурсоров дополняют утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419 форму журнала графами произвольного содержания. При возникновении спорных вопросов о правомерности отклонения от утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419 формы журнала регистрации операций с прекурсорами и наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП России, авторы полагают, что введение дополнительных граф в журналах регистрации операций с прекурсорами без структурного изменения их формы не образует состав административного правонарушения и не является нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации. Одновременно, в связи с возникновением в правоприменительной практике спорных вопросов о правомерности внесения в специальный журнал записей об операциях, при которых изменяется количество прекурсоров, лицами, назначенными ответственными за ведение и хранение таких журналов в разных структурных подразделениях юридического лица (индивидуального предпринимателя) и осуществляющими ведение и хранение отдельных специальных журналов в каждом подразделении самостоятельно, полагаем возможным высказать мнение о недопустимости внесения записей в журнал структурного подразделения юридического лица (индивидуального предпринимателя) работниками, не включенными в состав этих подразделений и не имеющими специальных на это полномочий. На практике нередки случаи, когда приобретенные до 22 июля 2010 г. вещества, включенные в Список IV Перечня, в ходе хранения утратили предельное содержание концентрации, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2010 г. N 398). В этой связи уместен вопрос, распространяются ли на оборот данных веществ требования законодательства Российской Федерации в области оборота прекурсоров и установленные меры государственного контроля. Согласно Правилам оборота прекурсоров, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 640, несоответствие прекурсоров, внесенных в таблицы I и II Списка IV Перечня, требованиям технической документации служит основанием для принятия руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) решения о восстановлении или переработке либо изъятии из обращения и последующем уничтожении веществ в полном объеме. То есть вопрос о применении (либо неприменении) мер государственного контроля в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области оборота прекурсоров, внесенных в таблицы I и II Списка IV Перечня, к веществам, оборот которых осуществляет предприятие, следует решать с учетом данных технической документации и (или) фактически установленной (подтвержденной проведенными анализами, исследованиями) концентрации веществ. При этом записи в журнал регистрации операций, связанных с оборотом таких прекурсоров, в том числе об установлении факта уменьшения их предельной концентрации, вносятся на основании соответствующих документов (к примеру, акта о проведении анализа, исследования). Подчеркнем, что на прекурсоры, внесенные в таблицу III Списка IV Перечня, данные Правила не распространяются. В таких условиях, по мнению авторов, в отношении оборота прекурсоров, внесенных в таблицу III Списка IV Перечня, должен применяться диспозитивный метод правового регулирования. Таким образом, при установлении факта уменьшения предельной концентрации веществ, внесенных в таблицу III Списка IV Перечня, в журнал регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров, вносятся соответствующие записи на основании подтверждающих документов (акта о проведении анализа, исследования и т. п.). Дальнейшая судьба таких веществ определяется руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) самостоятельно. Следует подчеркнуть, что до вступления в силу Федерального закона N 177-ФЗ в ст. 30 Федерального закона N 3-ФЗ законодатель не упоминал о такой категории хозяйствующих субъектов, как индивидуальные предприниматели. Учитывая же широкое использование подконтрольных химических веществ в технологических процессах, торговле, медицине и в быту, индивидуальные предприниматели зачастую являются участниками оборота прекурсоров, на который "антинаркотическим" законодательством накладываются определенные ограничения. Отсутствие в законе четкой позиции по указанному вопросу создавало предпосылки неоднозначного его толкования и, как следствие, обусловливало возникновение существенных трудностей для правоприменителей. С принятием Федерального закона N 177-ФЗ существенно изменилась ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ, устанавливающая правовые основы ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В первую очередь следует отметить, что в ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ внесены изменения, однозначно указывающие, что ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется при наличии лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ). Кроме того, именно Федеральный закон N 177-ФЗ законодательно закрепил, что одним из оснований для оформления лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, выдаваемой Минпромторгом России, является соответствующее разрешение ФСКН России. Установив запрет на осуществление ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров индивидуальными предпринимателями, Федеральный закон N 177-ФЗ ограничил также категорию субъектов, осуществляющих ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, только государственными унитарными предприятиями (п. п. 2, 3 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ). В то же время ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в таблицы II и III Списка IV Перечня, осуществляется юридическими лицами независимо от их форм собственности при наличии соответствующей лицензии. А в отношении отдельных прекурсоров, внесенных в таблицу III Списка IV Перечня, допускается исключение некоторых мер контроля. Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ их ввоз (вывоз) разрешается осуществлять без оформления лицензии в размерах и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени соответствующий подзаконный акт Правительства Российской Федерации отсутствует. Следует отметить, что в связи со вступлением России в Таможенный союз с республиками Беларусь и Казахстан таможенное законодательство союзных государств претерпело существенные изменения, в том числе в отношении ограниченных к обороту товаров, которыми являются также наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры. В целях реализации решений Межгосударственного совета ЕврАзЭС, являющегося высшим органом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, издано Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 181 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", которым определен порядок и основания ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в зависимости от осуществления внешнеторговой деятельности с государствами - участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Положение о ввозе (вывозе) в пределах Таможенного союза) и с государствами, не являющимися таковыми (далее - Положение о ввозе (вывозе) вне пределов Таможенного союза). Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень), и Положения о применении ограничений. Согласно решению Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 132 "О Едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" установлено, что с 1 января 2010 г. правительства союзных государств применяют в торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень, в соответствии с Положениями о применении ограничений. В соответствии с Положением о ввозе (вывозе) в пределах Таможенного союза прекурсоры перемещаются <8> без получения разовой лицензии Минпромторга России на основании разрешения ФСКН России (далее - разрешение) и, если они являются лекарственными средствами, сертификата Росздравнадзора (далее - сертификат). Перемещение наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, осуществляется только государственными унитарными предприятиями. Для получения разрешения и сертификата необходимо приобщить к соответствующему заявлению копию лицензии, полученной в соответствии с Федеральным законом N 128-ФЗ (с ноября 2011 г. - в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ), а также если наркотические средства, психотропные вещества или прекурсоры являются лекарственными средствами, в Росздравнадзор необходимо представить копию сертификата качества либо иного документа, подтверждающего качество наркотического средства, психотропного вещества или прекурсора. -------------------------------- <8> Здесь и далее термин "перемещение" используется для обозначения ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

При осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, порядок ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров качественно отличается. Так, перемещение внесенных в Единый перечень наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров возможно лишь при наличии разовой лицензии Минпромторга России, полученной в порядке, установленном ст. 3 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г., заключенного между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - разовая лицензия). Для получения разовой лицензии на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных одновременно в Перечень и Единый перечень, заявителем должны быть получены разрешение ФСКН России и, если они являются лекарственными средствами, сертификат Росздравнадзора. Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, включенных в Единый перечень и на внесенных в Перечень, осуществляется не основании разовой лицензии на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров без получения разрешения и сертификата. Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в Перечень и не включенных в Единый перечень, осуществляется при наличии разрешения и сертификата без получения разовой лицензии. При этом во всех указанных случаях продолжает действовать общее правило о перемещении наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в таблицу I Списка IV Перечня, только государственными унитарными предприятиями. Также для получения разрешения и сертификата необходимо приобщить к соответствующему заявлению копию лицензии, полученной в соответствии с Федеральным законом N 128-ФЗ (с ноября 2011 г. - в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ), а также если наркотические средства, психотропные вещества или прекурсоры являются лекарственными средствами, в Росздравнадзор необходимо представить копию сертификата качества либо иного документа, подтверждающего качество наркотического средства, психотропного вещества или прекурсоре. В отличие от действующего Федерального закона N 128-ФЗ одноименный Федеральный закон N 99-ФЗ не содержит прямого запрета на нераспространение его положений на порядок осуществления внешнеэкономических операций. Более того, рассмотрев Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 181, мы убедились, что в ряде случаев совсем не обязательно получать лицензию Минпромторга России на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемую в соответствии с Федеральным законом N 164-ФЗ. Иными словами, как видно из анализа Положений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 181, которое, следует заметить, разработано в целях реализации международных правовых норм, не все императивные положения ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ подлежат неукоснительному применению. Не менее спорным является вопрос о запрете транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, на который указывает п. 8 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ. Ведь решениями Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 и Комиссии Таможенного союзе Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 132 утверждены вышеуказанный Единый перечень и Положение о порядке ввоза, вывоза и транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза (далее - Положение). Положением установлен порядок транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через территории государств - участников Таможенного союза. Таким образом, в рассматриваемых случаях действует закрепленный в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 3 Федерального закона N 3-ФЗ принцип верховенства норм международного права, и нормы законодательства Российской Федерации, вступающие в противоречие с положениями международных актов, не подлежат применению. В целях обеспечения контроля за ввозом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, вошедших в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 Перечень, но не включенных в раздел 2.12 Единого перечня, таможенные органы, обеспечивающие соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, будут информировать территориальные органы ФСКН России о ввозе данной категории товаров в Россию. Во исполнение требований ст. 12 Конвенции ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ дополнена нормой, согласно которой ФСКН России участвует в обмене предварительными уведомлениями об экспорте прекурсоров (п. 5 ст. 28 Федерального закона N 3-ФЗ). Направление в соответствующий компетентный орган иностранного государства предэкспортного уведомления является неотъемлемой честью проводимых с участием Российской Федерации международных операций. Полагаем важным отметить особенности оборота наркотиков и прекурсоров специальными субъектами, такими, например, как воинские части и подразделения федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или правоохранительная служба. Статья 28 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ дополнена п. 12, согласно которому воинские части и подразделения федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в целях обеспечения их деятельности осуществляют ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров без лицензии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако до настоящего времени такой порядок не установлен. Кроме того, ст. 36.1 Федерального закона N 3-ФЗ (в редакции Федерального закона N 177-ФЗ) устанавливает особый порядок использования наркотических средств и психотропных веществ воинскими частями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или правоохранительная служба. В случаях участия таких частей и подразделений в вооруженных конфликтах, оперативно-боевых мероприятиях, выполнения боевых и учебно-боевых задач использование наркотических средств и психотропных веществ осуществляется ими по согласованию с ФСКН России без лицензии. При этом важно подчеркнуть, что порядок использования наркотических средств и психотропных веществ в рассматриваемом случае устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время такой порядок не установлен ни одним из федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или правоохранительная служба. В то же время следует обратить внимание, что утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419 Правила ведения и хранения специальных журналов, а также Правила представления отчетов являются обязательными для исполнения всеми без исключения воинскими частями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или правоохранительная служба. Таким образом, со вступлением в силу Федерального закона N 177-ФЗ сформировались правовые основы функционирования более эффективной и гибкой системы государственного контроля за оборотом прекурсоров, позволяющей: 1) выполнять международные обязательства Российской Федерации; 2) минимизировать возможность поступления прекурсоров в незаконный оборот; 3) реагировать на развитие наркоситуации путем переноса веществ из одной таблицы в другую. Необходимо отметить, что Федеральный закон N 177-ФЗ создал правовую основу для реализации системы мер предупреждения незаконного использования прекурсоров, в той или иной степени распространенных в гражданском обороте. То есть введенные указанным законодательным актом правила легального оборота прекурсоров не были нацелены на предотвращение незаконного использования тех веществ, которые не должны присутствовать в гражданском обороте, так как используются исключительно в качестве сырья для незаконного наркопроизводства <9>. -------------------------------- <9> Ранее одним из авторов рассматривался вопрос о необходимости формирования нового правового механизма, позволяющего ввести дополнительные меры контроля за оборотом прекурсоров, которые не нашли применения в промышленности и быту, но широко используются при незаконном производстве и изготовлении наркотиков и в этой связи представляют особую общественную опасность. См.: Карпов Я. С. Новые правовые меры противодействия незаконному производству и изготовлению наркотиков // Российский следователь. 2010. N 19. С. 34 - 36.

В октябре 2011 г. вступает в силу Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" (далее - Федеральный закон N 139-ФЗ), который предусматривает дополнительные, наиболее строгие ограничительные меры контроля за оборотом отдельных прекурсоров. Данным Федеральным законом в отношении прекурсоров, которые не используются в промышленности и не распространены в гражданском обороте, но могут быть использованы в подпольных нарколабораториях в качестве сырья для изготовления наркотиков, установлены меры контроля, аналогичные предусмотренным в отношении наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Список I Перечня, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список I). С этой целью Список I дополнился разделом "прекурсоры". При этом прекурсоры, используемые в промышленности и быту, остаются в Списке IV - Списке прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Таким образом, для прекурсоров, внесенных в Список I, установлен запрет на их оборот, за исключением использования указанных веществ в научных и учебных целях, а также экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Со вступлением в силу Федерального закона N 139-ФЗ государственная политика в сфере оборота прекурсоров, внесенных в Список I, будет основываться на принципах государственной монополии, а также лицензирования всех видов деятельности, связанных с их оборотом (за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 35 и 36 Федерального закона N 3-ФЗ в отношении экспертной и оперативно-розыскной деятельности). Согласно Федеральному закону N 139-ФЗ (п. п. 8 и 11 ст. 1) для прекурсоров, внесенных в Список I, разрешается переработка в целях, предусмотренных Федеральным законом N 3-ФЗ. Любые операции с прекурсорами, внесенными в Список I, в результате которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах.

Название документа