Реформирование полицейских органов Эстонской Республики

(Машугина Е. В.) ("Административное право и процесс", 2013, N 12) Текст документа

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОРГАНОВ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Е. В. МАШУГИНА

Машугина Евгения Викторовна, адъюнкт ВНИИ МВД России.

Централизованная полицейская система Эстонии после очередной реформы не потеряла своей позиции в Европе как международно-признанной модели.

Ключевые слова: реформирование полицейской системы Эстонии, развитие правоохранительной системы, "Электронная полиция", правоохранительные и социальные функции.

Reform of police agencies of the Republic of Estonia E. V. Mashugina

Mashugina Evgeniya Viktorovna, adjunct of the All-Russia Science Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

The centralized police system of Estonia after another reform has not lost its positions in Europe as an internationally recognized model.

Key words: reform of the police system of Estonia, development of the enforcement system, "Electronic police", enforcement and social functions.

Одной из наиболее эффективных реформ органов полиции на постсоветском пространстве общепризнано считается опыт реформирования полиции Эстонской Республики (на втором месте после опыта реформирования полиции Грузии). Национальные полицейские органы в Эстонии были воссозданы сразу же после распада СССР - первого марта 1991 г. вступил в силу Закон Эстонской Республики "О полиции". Изначально реформа носила скорее косметический характер: районные отделы милиции Эстонской ССР просто были переименованы в префектуры полиции. Обновление кадров происходило во многом естественным путем за счет оттока со службы русскоязычных сотрудников. Современная полицейская система в стране сложилась к 2005 г., после вступления Эстонии в 2004 г. в Европейский союз и приведения национального законодательства в соответствие с общеевропейскими нормами. В этом же году стартовала программа "Электронная полиция" (E-Police), представляющая собой комплекс технических средств, позволяющих значительно повысить эффективность работы и координацию полицейских органов <1>. Несмотря на эффективную работу полиции, выраженную в первую очередь в сокращении количества убийств с 365 в 1994 г. до 80 в 2010-м, и одновременное повышение уровня доверия населения к полиции с 15% до 84% - одного из основных критериев оценки ее деятельности, в Эстонии, так же как и в России, сегодня продолжается поиск оптимальных путей развития правоохранительной системы. Об этом свидетельствует продолжающаяся реформа МВД Эстонии, начатая еще в 2008 г. -------------------------------- <1> Рабочие станции системы установлены в каждой патрульной машине и обеспечивают полицейским оперативный доступ ко всей необходимой им информации. Если ранее на переговоры по рации уходило по 15 - 20 минут, то сейчас все требуемые данные могут быть получены в течение нескольких секунд. При этом в штаб-квартире полиции в режиме реального времени наблюдают за перемещениями и местонахождением всех патрулей. На полицейском сайте граждане имеют возможность делать официальные запросы, следить за разбирательством своего административного или уголовного дела, уплачивать пошлины и прочее.

Современная централизованная модель правоохранительной системы Эстонии 2013 г., в частности и полиции, имеет ряд значительных отличий от не менее действенной ранее существовавшей. Полиция Эстонии, структурно входящая в Министерство внутренних дел страны, в настоящее время представлена не Департаментом полиции (Politseiamet), как ранее, а Департаментом полиции и погранохраны (Politsei-ja Piirivalveamet). Данный департамент приступил к работе с 1 января 2010 г. Основным законом, регламентирующим его деятельность, явился Закон Эстонской Республики "О полиции и пограничной охране", введенный в действие в конце 2009 г. Отметим, что новая полицейская организация не повлекла упразднения или ликвидации структурных единиц ранее действовавшего Департамента полиции. Самостоятельно действовавшие ранее Департамент полиции, Центральная криминальная полиция, Полиция безопасности, Департамент погранохраны и Департамент гражданства и миграции были объединены. Департамент полиции и погранохраны представлен крупными отделами: отдел охраны правопорядка и криминальный отдел, отдел политики миграции и пограничной охраны. На базе бывших префектур полиции, районных погранохран и региональных бюро Департамента гражданства и миграции были созданы четыре региональные префектуры, которые с 2012 г. вошли в состав объединенного департамента. Данные префектуры, так же как и ранее действовавшие, сформированы по географическому признаку (Северная, Южная, Западная и Восточная). Изменились задачи и функции в соответствии с основными задачами образованного Департамента. А именно: обеспечение внешней границы Европы, определение гражданства, выдача документов, обеспечение безопасности и общественного порядка внутри государства, а также предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений, производство по уголовным и административным делам. Все аттестованные сотрудники Департамента полиции и погранохраны вне зависимости от рода деятельности являются сотрудниками полиции. Цель этой реформы - объединение учреждений внутренней безопасности и всех ресурсов: людей, опыта, денег и средств с целью обеспечения единого руководства. Импульсом для данного этапа реформирования, на наш взгляд, явился процесс преодоления последствий экономического спада 2008 - 2009 гг., вызванного мировым финансовым кризисом 2008 г. И основным достижением нынешней реформы в первую очередь является экономия денежных средств, которая стала возможна в результате объединения должностей вспомогательного персонала, т. к. отпала необходимость дублирования систем бухгалтерии, кадров и других обслуживающих служб. Отметим, что даже в период финансового кризиса в Эстонии затраты на полицию не сократились и остались на общеевропейском уровне <2>. Также полагаем, что данный финансовый аспект помог решить такую проблему, как повышение окладов сотрудникам полиции до уровня конкурентоспособных. Данная проблема наиболее остро встала перед эстонскими властями в 2005 г., когда из 3412 сотрудников полиции (Департамента полиции) за год уволились 422 человека, треть из них открыто мотивировали свой уход низким уровнем заработной платы. Такого снижения численности рядов полиции в Эстонии не наблюдалось с 1993 г. В настоящее время в Департаменте полиции и погранохраны работают свыше 5000 человек, это самое большое государственное учреждение в стране. -------------------------------- <2> Эстония тратит на одного полицейского в год 77 414 долл. США (для сравнения - Россия тратит 23 875 долл. США).

Что касается Министерства внутренних дел Эстонии, то его структура при реформировании также претерпела изменения ввиду расширения сфер влияния (пограничная охрана, вопросы гражданства и миграции). Министерство возглавляет Министр внутренних дел, при Министре находятся аппарат советников и отдел внутреннего контроля. Следующий уровень руководства - Министр по региональным вопросам со своим аппаратом советников. В подчинении у Министров - канцлер (в ранге заместителя Министра). При канцлере находится отдел общественных и внешних связей. В непосредственном подчинении у канцлера имеются пять заместителей - вице-канцлеров, курирующих соответствующие направления деятельности Министерства. Вице-канцлеру по линии внутренней безопасности подчинены отдел политики внутренней безопасности, отдел внешних взаимодействий. Вице-канцлеру по линии охраны порядка и миграции подчинены отдел охраны порядка и криминальной политики, отдел политики миграции и пограничной охраны. Вице-канцлеру по линии спасения подчинены отдел политики спасения и урегулирования кризисов, отдел мониторинга информации. Вице-канцлеру по вопросам имущества подчинены отдел управления документами и внутреннего обслуживания, отдел политики инфотехнологий, отдел кадровой политики, отдел политики финансового и управленческого учета, отдел политики управления имуществом и политики поставок, отдел по правовым делам. Вице-канцлеру по вопросам народонаселения и регионального развития подчинены отдел по вопросам местных самоуправлений и регионального управления, отдел планирования, отдел по делам народонаселения, отдел регионального развития, отдел по вопросам религии. За один год работы Департамент полиции и погранохраны доказал свою работоспособность. Эффективность по основным показателям не снизилась и осталась на уровне 2010 г. В этой связи Правительство Эстонии одобрило и направило на обсуждение в парламент страны законопроект, согласно которому с начала 2012 г. будет реорганизована работа Департамента полиции и погранохраны, Спасательного департамента и Центра тревоги, входящих в структуру Министерства внутренних дел Эстонии. Отмечается, что цель реорганизации - сделать так, чтобы учреждения внутренней безопасности, в которых будет работать около 10 500 человек (в два раза больше, чем при первом объединении Департаментов), действовали максимально эффективно, учитывая ограниченность финансовых возможностей небольшого государства. Отметим, что данная реорганизация должна завершиться к 2014 г., но уже с 2012 г. до сих пор независимо действующие учреждения (префектуры) объединяются с Департаментом полиции и погранохраны, а региональные спасательные центры - со Спасательным департаментом. В результате объединения префектуры и региональные спасательные центры станут структурными единицами департаментов. Как считают реформаторы, в связи с грядущими изменениями между центральным учреждением и региональными единицами возникнет непосредственный контакт и крепкая структура управления. Согласно проекту руководителей структурных единиц назначает на должность с согласия Министра внутренних дел главный директор департамента. В то же время с 1 января Центр тревоги, находящийся до сих пор в сфере управления Спасательного департамента Эстонии, станет отдельным учреждением и будет находиться напрямую в подчинении управления МВД. Помимо нынешних задач, Центр тревоги станет постепенно заниматься и координацией звонков экстренной помощи, поступивших в префектуры и Департамент полиции и погранохраны, чтобы в конце 2014 г. перейти на единый номер экстренной помощи "112". До сих пор в Эстонии действовали два разных номера экстренного вызова: "110" - для вызова полиции и "112" - для вызова спасателей и скорой помощи. Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы. Укрупнение департаментов с целью ухода от дублирования правоохранительных функций - это мера по сокращению материальных затрат на полицию. При этом затраты уменьшают таким образом, чтобы ни общество, ни сами сотрудники полиции не почувствовали ухудшения своего положения. Экономия в данном случае происходит за счет ликвидации отдельных обслуживающих служб и образования одной такой службы на весь Департамент. Также осуществляется дальнейшая централизация власти. Отдельные структурные единицы напрямую подчинены Министерству внутренних дел Эстонии, соответственно, ужесточился контроль со стороны органов законодательной и исполнительной власти, прокуратуры, судов. Реформа предоставила еще более широкие полномочия Министерству внутренних дел Эстонской Республики, выражающиеся в административном руководстве не только органами полиции и пограничной охраны, но и органами государственной безопасности, деятельностью по защите информации, контролю над миграционными процессами, проведению спасательных работ, организации гражданской обороны, контролю над деятельностью местных органов власти, правовой защитой граждан и др. Также расширились и полномочия самой полиции с учетом того, что "полицейским" теперь именуется и спасатель, и пограничник и др. А также учитывая, что полиция в Эстонии - это в первую очередь организация, "оказывающая гражданам услуги", увеличилось количество социальных функций - забота о больных, престарелых, одиноких, детях, лицах, находящихся в состоянии алкогольного и иного опьянения, и т. д. Полицейская система Эстонии, как и ранее, остается международно признанной и эффективно действующей моделью.

Название документа