Политические бюро уездных управлений рабоче-крестьянской милиции: организационно-правовой и региональный аспекты становления и функционирования

(Шаталов Е. А.) ("История государства и права", 2011, N 18) Текст документа

ПОЛИТИЧЕСКИЕ БЮРО УЕЗДНЫХ УПРАВЛЕНИЙ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ МИЛИЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ <*>

Е. А. ШАТАЛОВ

Шаталов Евгений Анатольевич, доцент Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, кандидат юридических наук.

В статье исследуются нормативно-правовые аспекты становления и развития, деятельности и организации, взаимодействия уездных политических бюро с органами ВЧК, милиции с учетом региональной специфики. В статье содержится вывод автора об основных направлениях деятельности политических бюро уездных управлений Рабоче-крестьянской милиции.

Ключевые слова: НКВД, ВЧК, правоохранительные органы РСФСР, полномочия, структура, контрреволюция, губчека, уездные органы милиции.

The article studies normative-law aspects of formation and development, activity and organization, interaction of uezd political bureaus with agencies of the All-Russian Extraordinary Commission, militia taking into consideration the regional specifics. The article contains the conclusion of the author on fundamental directions of activity of political bureaus of uezd departments of worker-peasant's militia.

Key words: NKVD, All-Russian Extraordinary Commission, law-enforcement agencies of the RSFSR, powers, structure, counter-revolution, gubcheka, uezd agencies of militia.

Организация политических бюро при уездных управлениях Рабоче-крестьянской милиции явилась результатом структурных преобразований органов ВЧК и НКВД РСФСР, инициируемых их руководством. После того как Ф. Э. Дзержинский возглавил оба эти ведомства, были предприняты активные меры по выработке принципиально новых подходов к организации и деятельности их структурных подразделений. В первую очередь они коснулись уездных органов чрезвычайных комиссий и милиции. Подобная инициатива была одобрена во ВЦИК, результатом нормотворческой деятельности которого явилось принятие Постановления от 20 января 1919 г. "Об упразднении уездных ЧК". Согласно Постановлению ВЦИК, структурные преобразования органов ЧК должны были повысить эффективность борьбы с преступностью <1>. Вместо уездных аппаратов ЧК учреждались политические бюро милиции. Это стало началом постепенного слияния органов ВЧК и НКВД РСФСР. Тем более что согласно циркулярам и приказам этих органов их структурные подразделения на местах вели совместную борьбу с общеуголовной преступностью <2>. Следовательно, целесообразность проведения такой реформы была очевидна. -------------------------------- <1> Декреты советской власти. М., 1968. Т. 4. С. 301 - 302. <2> Государственный архив Российской Федерации. Ф. 393. Оп. 10. Д. 107. Л. 80; Д. 108. Л. 92.

В условиях Гражданской войны процесс организационного и структурного преобразования системы охранительно-репрессивных органов сопровождался определенными сложностями. По этому поводу ВЧК пришлось издать Приказ от 14 июня 1920 г., который предписал губчека предпринять всевозможные меры по организации политбюро при уездной милиции <3>. Однако не все губчека и их уездные органы последовали нормативным предписаниям ВЧК. В этом отношении наиболее показательной является Енисейская губерния, где приблизительно до конца 1920 г. функционировали уездные ЧК, которые на правах губчека во внесудебном порядке выносили постановления о назначении уголовного наказания в виде лишения свободы в концентрационном лагере, смертной казни <4>. -------------------------------- <3> Государственный архив Красноярского края. Ф. Р. 1742 с. Оп. 1. Д. 9. Л. 155. <4> См.: Шаталов Е. А. Организационно-правовые основы деятельности чрезвычайных комиссий в Восточной Сибири (1920 г. - февраль 1922 г.): Дис. ... к. ю.н. Омск, 2009. С. 39.

В связи с затяжным характером вышеозначенных преобразований юридическое закрепление правового статуса уездные политбюро получили только 12 июля 1921 г., когда председателем ВЧК и одновременно наркомом внутренних дел Ф. Э. Дзержинским было подписано Положение "Об уездных политических бюро". Согласно ему на политбюро возлагались служебные обязанности по борьбе с государственной преступностью в пределах уезда. Политбюро, как и уездные ЧК, учреждались на правах отдела исполкома, одновременно подчиняясь губчека и функционируя в тесном контакте с милицией <5>. -------------------------------- <5> Государственный архив г. Минусинска Красноярского края (ГАГМКК). Ф. 25. Оп. 1. Д. 334. Л. 279.

Борьба политбюро милиции с антисоветскими преступлениями осуществлялась путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, для чего в структуре их аппаратов создавались соответствующие подразделения. В отличие от уездных ЧК, политбюро не имели права применять меры уголовного принуждения во внесудебном порядке. Однако органы государственной власти на местах, вопреки положениям общероссийских нормативных актов, издавали директивы, согласно которым уездные политбюро милиции наделялись внесудебными полномочиями. В качестве примера можно привести приказ отдела управления Ачинского уездного исполкома Енисейской губернии от 6 октября 1920 г., который предписывал уездному политбюро милиции даже за срыв советских плакатов, объявлений, воззваний наказывать виновных как за "контрреволюционную деятельность" - с заключением в концлагерь и применением принудительного труда <6>. -------------------------------- <6> Архивный отдел администрации г. Ачинска Красноярского края (АОАГАКК). Ф. Р. 16. Оп. 1. Д. 6. Л. 82.

В Минусинском уезде Енисейской губернии исполкомом был принят приказ от 15 июля 1921 г., предписывавший местному политбюро милиции "расстреливать бандитов, захваченных на месте вооруженных грабежей" <7>. Законность принятия таких нормативных актов и указанных в них полномочий вызывает определенное сомнение. Укажем, что по общему правилу это было недопустимо <8>. Например, в Иркутской губернии, в соответствии с Приказом губчека от 22 февраля 1921 г., среди уездных политбюро милиции такая практика была строго запрещена <9>. Помимо этого, уездные политбюро милиции в Енисейской губернии периодически выполняли такие задачи, которые не входили в их компетенцию. Согласно обязательным постановлениям исполкомов политбюро и органы милиции вели совместную борьбу с пьянством, самогоноварением, распространением ложных слухов, пресечением хулиганских проявлений, разгоном местных вечеринок, несанкционированных сходов и собраний, а также недопущением свободной торговли продуктами питания <10>. -------------------------------- <7> ГАГМКК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 14. Л. 35. <8> Дело в том, что Советское государство еще 17 января 1920 г. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР "Об отмене смертной казни" запретило ВЧК и ее местным органам применять высшую меру наказания. <9> Государственный архив новейшей истории Иркутской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 12. Л. 19. <10> АОАГАКК. Ф. Р. 16. Оп. 1. Д. 112. Л. 14; Д. 6. Л. 2; Ф. Р. 24. Оп. 1. Д. 5. Л. 5; Ф. Р. 53. Оп. 1. Д. 3. Л. 211; Д. 38. Л. 21; Ф. Р. 140. Оп. 1. Д. 1. Л. 10; Государственный архив Новосибирской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 601. Л. 140; ГАГМКК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 158. Л. 41.

Подобное положение дел существенно актуализировало, во-первых, проблемы разграничения полномочий органов милиции и политбюро, во-вторых, детализацию статуса последних, а также и их личного состава, так как организационно-структурные преобразования оперативно-служебной деятельности уездных аппаратов губчека и органов внутренних дел по объективным причинам повлекли за собой ее кардинальное изменение. Результатом этих преобразований явилось существенное ограничение административных полномочий руководящего состава уездных органов борьбы с контрреволюцией. Согласно Инструкции ВЧК от 24 сентября 1920 г. "Об организации политбюро при уездной милиции", заведующие политбюро в своей деятельности были подотчетны не только губчека, но и начальству милиции. Штатные сотрудники милиции в пределах своей компетенции обязаны были принимать участие в мероприятиях по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений контрреволюционного характера <11>. Это нововведение фактически уравнивало полномочия, функциональные обязанности милиционеров и служащих политбюро. Попытки уточнения их правового положения предпринимались на уровне губчека. Примером может служить изданное Иркутской губчека Положение "О сотрудниках политбюро милиции" (без даты). В Положении закреплялся статус как командного, так и рядового состава сотрудников политбюро. Отныне ответственность за организацию оперативно-служебной деятельности политбюро возлагалась на его заведующего, который одновременно исполнял обязанности помощника начальника милиции, а порой и начальника милиции <12>. Инструкция, явившаяся приложением к вышеупомянутому Положению Иркутской губчека, регламентировала права и обязанности сотрудников политбюро, осуществлявших оперативно-розыскную деятельность: информаторов, агентов, осведомителей. Персональная ответственность за организацию деятельности оперативного подразделения политбюро, его постоянную готовность к выполнению боевых задач по борьбе с преступностью возлагалась на старшего информатора. В прямые обязанности старшего информатора входил анализ поступавших сведений и составление на основании полученных результатов сводок и иных информационных материалов для губчека об оперативной обстановке в уезде. Информационное обеспечение старших информаторов являлось обязанностью младших информаторов, которые несли ответственность за работу осведомителей, завербованных ими среди народных масс. В случаях необходимости оперативная информация, получаемая от осведомителей, могла быть перепроверена агентами политбюро. Агенты пользовались правами и исполняли обязанности, которые были аналогичны, установленным для разведчиков ЧК. И те и другие обеспечивали органы губчека информацией, получаемой в ходе оперативных действий. За ними сохранялось право на хранение и ношение табельного боевого ручного стрелкового оружия, проезд по служебной необходимости на любом виде транспорта в любом городе губернии, для чего при политбюро милиции ежедневно дежурили городские извозчики <13>. -------------------------------- <11> Инструкция инспекторско-организационной части Иркутской губчека "Политическим бюро уездной милиции" (без даты) // Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 145. Оп. 4. Д. 6. Л. 27, 28. <12> В случаях отсутствия по служебной необходимости начальника уездной милиции его заместитель по политической части, т. е. заведующий политбюро, помимо своих основных обязанностей руководителя отделения политического сыска, должен был исполнять обязанности и начальника уездной милиции (Циркуляр Управления Енисейской губернской милиции от 16 ноября 1920 г.) // ГАГМКК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 5. Л. 100. <13> См.: Приказ Енисейского губернского исполнительного комитета от 27 апреля 1921 г., Постановление от 29 декабря 1921 г. Ачинского уездного исполнительного комитета Енисейской губернии // АОАГАКК. Ф. Р. 53. Оп. 1. Д. 33. Л. 129; Ф. Р. 16. Оп. 1. Д. 113. Л. 28.

Анализируя вышеуказанную Инструкцию Иркутской губчека об основах правового положения сотрудников политбюро, можно сделать вывод о том, что она не была лишена недостатков. В этом документе не закреплялись ни статус, ни полномочия, ни ответственность осведомителей, выполнявших служебные поручения политбюро. В этой связи Инструкция закрепила, что осведомители подчиняются информатору и работают под его руководством <14>. -------------------------------- <14> ГАИО. Ф. 145. Оп. 4. Д. 6. Л. 29.

Сотрудники политбюро, пребывавшие на службе в органах внутренних дел, наделялись статусом красноармейцев, который ранее имели штатные служащие уездных органов ЧК. Всероссийская ЧК по этому поводу указала, что "все сотрудники политбюро считаются военнослужащими", а работа политбюро приравнивалась к действиям воинских частей <15>. -------------------------------- <15> См.: Иванов С. А., Рубцов С. Н. Специфика взаимодействия учреждений милиции и ВЧК периода становления советской правоохранительной системы // Силовые структуры: история и современность: Сборник статей Восточно-Сибирского института МВД РФ. Иркутск, 2002. С. 47.

Проведенное исследование позволяет заключить, что политбюро уездной милиции - это военизированный орган исполнительной власти, входивший в систему уездных органов НКВД РСФСР и непосредственно подчинявшийся губчека и ВЧК, целью деятельности которого являлось выявление и пресечение государственных (контрреволюционных) преступлений путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществления розыска лиц, совершавших преступления или подозреваемых в их совершении.

Название документа