Незаконный оборот оружия: международно-правовой аспект

(Задоян А. А.) ("Юрист", 2011, NN 14, 16) Текст документа

НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

/"Юрист", 2011, N 14/

А. А. ЗАДОЯН

Задоян Акоп Аветисович, советник Московского окружного военного суда, кандидат юридических наук.

Статья посвящена рассмотрению особенностей регламентации оборота оружия в международном праве. Автором проанализированы международные документы в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия. В настоящее время имеется возможность для использования правовых механизмов обеспечения безопасности, учитывая, что современное международное право адекватно отражает происходящие в мире изменения, усиливая правовое регулирование международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и незаконной торговлей оружием, используемым с целью террористических атак.

Ключевые слова: оружие, незаконный оборот оружия, уголовная ответственность, международное право.

Illegal turnover of arms: international-law aspect A. A. Zadoyan

The article is devoted to consideration of peculiarities of regulation of turnover of arms in international law. The author analyses international documents in the sphere of struggle against illegal turnover of arms. At present there is a possibility for use of legal mechanisms of ensuring security taking into consideration that contemporary international law adequately reflects the current changes strengthening legal regulation of international cooperation in the struggle against terrorism and illegal trade of arms used for the purpose of terrorist attacks.

Key words: arms, illegal turnover of arms, criminal responsibility, international law.

Преступления, составляющие незаконный оборот оружия (как оружия массового уничтожения, так и обычных видов вооружений), являются либо международными преступлениями, либо преступлениями международного характера и поэтому относятся к деяниям с универсальной юрисдикцией. Такие посягательства именуются конвенционными преступлениями, поскольку ответственность за них наступает на основе международных договоров, но по национальному уголовному законодательству. Специфика рассматриваемых преступлений заключается в том, что их общественная опасность выходит за пределы одного государства и имеет международный масштаб. Соответственно проблема незаконного оборота оружия является не только внутригосударственной, но и всего мирового сообщества. Наибольшую опасность в этом смысле представляет незаконный оборот оружия массового уничтожения. "Развитие международных отношений в современных условиях, - отмечает О. А. Никитина, - происходит в сложной, противоречивой обстановке, сопровождающейся ростом преступности, и особенно ее организованных насильственных форм, связанных с применением различных видов оружия" <1>. -------------------------------- <1> Никитина О. А. Международно-правовое сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом оружия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 3.

По данным ООН, от 40 до 60% мировой торговли стрелковым оружием является или становится незаконной. Поэтому контроль за его незаконным распространением является необходимым шагом на пути к улучшению международного, регионального и национального контроля над всеми аспектами проблемы стрелкового оружия. По окончании холодной войны мировое сообщество столкнулось с возникновением множества внутригосударственных конфликтов, в которых выбор пал на стрелковое оружие и легкие вооружения. Не являясь основной причиной конфликта, тем не менее эти виды вооружений повышают уровень насилия, делают возможным использование детей-солдат, препятствуют гуманитарной помощи и тормозят процесс постконфликтного восстановления и развития <2>. -------------------------------- <2> URL: http:// www. un. org/ ru/ peace/ disarmament/ smallarms. shtml (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

Ситуация усугубляется тем, что международная торговля оружием продолжает оставаться бесконтрольной во многих регионах земного шара. Безответственные поставки оружия вызывают нарушение прав человека и являются катализаторами конфликтов, препятствуют их урегулированию и реинтеграции непосредственных участников конфликтов в мирную жизнь, затягивают уже начавшиеся войны, увеличивая до небывалых размеров количество смертей и число жертв <3>. -------------------------------- <3> См.: Харуца А. П. Актуальные проблемы международно-правового регулирования продажи оружия в современном мире: Дис. ... канд. юрид. наук. Кишинев, 2011. С. 103 - 104.

В докладе Генерального секретаря ООН от 24 сентября 1999 г. "Всеобщее и полное разоружение: незаконный оборот стрелкового оружия" отмечено, что чаще других в незаконном обороте оружия и его ненадлежащем использовании применяются пистолеты, штурмовые винтовки, ручные пулеметы и пистолеты-пулеметы. Незаконные поставки легких вооружений, включая противотанковое, зенитное и групповое оружие, имеют меньшие масштабы и, как правило, осуществляются в районах, где возникли или продолжаются внутренние конфликты. Такое оружие используют также преступные организации, действующие в районах производства наркотиков в Южной Америке и Юго-Восточной Азии в целях защиты своей деятельности от правоохранительных органов и конкурентов. Кроме того, данные типы вооружений эпизодически используются в террористических целях <4>. -------------------------------- <4> URL: http:// www. un. org/ russian/ conferen/ SmallArms/ a54-404.pdf (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

Первым документом международного уровня в сфере противодействия незаконному обороту оружия является Европейская конвенция <5> о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами <6>, принятая 28 июня 1978 г. в Страсбурге. Участники Конвенции договорились оказывать друг другу взаимную помощь через соответствующие административные органы власти в целях борьбы с незаконной торговлей огнестрельным оружием, поиска и обнаружения огнестрельного оружия, перемещенного с территории одного государства на территорию другого. В документе подчеркивается, что каждое государство сохраняет свободу издавать законы и правила в отношении огнестрельного оружия при условии их совместимости с положениями конвенции. При этом Конвенция не применяется к торговым операциям с огнестрельным оружием, в которых все участники являются государствами или действуют по поручению государств. -------------------------------- <5> Конвенция пока не ратифицирована РФ. <6> URL: http:// conventions. coe. int/ Treaty/ rus/ Treaties/ Html/ 101.php (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

Участники Конвенции пришли к соглашению уведомлять друг друга о продаже, перемещении или передаче в любой форме огнестрельного оружия лицам, проживающим на территории другого государства. Также предусмотрены иные профилактические меры, направленные на недопущение бесконтрольного перемещения оружия. В приложении I к Конвенции детально раскрывается понятие "огнестрельное оружие", под которым понимается: 1) любой предмет, изготовленный и приспособленный в качестве оружия, из которого заряд дроби, пуля или другой снаряд или вредоносное газовое, жидкое или иное вещество могут быть выпущены с помощью взрывного, газового или воздушного давления или других способов, и соответствующий одному из следующих описаний: а) автоматическое оружие; б) короткоствольное полуавтоматическое многозарядное или однозарядное оружие; в) длинноствольное полуавтоматическое или многозарядное оружие и хотя бы с одним нарезным стволом; г) длинноствольное однозарядное оружие хотя бы с одним нарезным стволом; д) длинноствольное гладкоствольное, полуавтоматическое или многозарядное оружие; е) переносные ракетные пусковые устройства; ж) любое оружие или иное устройство, вызывающее опасность для жизни или здоровья людей посредством выброса токсичных, едких или одурманивающих веществ; з) огнемет для нападения или обороны; и) длинноствольное однозарядное гладкоствольное оружие; к) длинноствольное оружие с использованием газа для выброса заряда; л) короткоствольное оружие с использованием газа для выброса заряда; м) длинноствольное пневматическое оружие; н) короткоствольное пневматическое оружие; о) оружие с использованием только пружины для выброса заряда; 2) ударно-спусковой механизм, патронник, барабан или ствол любого вышеуказанного предмета; 3) любые заряд, вещество или материал, явно предназначенные для выброса с помощью вышеуказанных предметов; 4) оптические прицелы с подсветкой или оптические прицелы с электронным светоусилительным или инфракрасным устройством, предназначенные для установки на одном из вышеуказанных предметов; 5) глушитель для насадки на любой вышеуказанный предмет; 6) любые граната, бомба или иной снаряд, содержащие взрывное или зажигательное устройство. При этом к огнестрельному оружию не относятся предметы, которые: 1) стали окончательно непригодными к употреблению; 2) не подпадают из-за слабой мощности под контроль в стране их происхождения; 3) изготовлены в целях подачи сигнала тревоги, другого сигнала, проведения спасательных работ, убоя скота, охоты или рыбной ловли с помощью гарпуна либо в промышленных или технических целях при условии, что могут быть использованы только для указанных целей; 4) не подпадают под контроль в стране, из которой они перемещаются, по причине древности. Конвенция также разъяснила понятия следующих видов оружия: 1) "автоматическое" - оружие, способное выстреливать очередями каждый раз при нажатии спускового крючка; 2) "полуавтоматическое" - оружие, выстреливающее один заряд каждый раз при нажатии только спускового крючка; 3) "многозарядное" - оружие, требующее каждый раз для производства выстрела задействования, помимо спускового крючка, зарядного механизма; 4) "одноразовое" - оружие, ствол или стволы которого должны заряжаться перед каждым выстрелом; 5) "короткоствольное" - оружие, длина ствола которого не превышает 30 см или вся его длина не превышает 60 см; 6) "длинноствольное" - оружие, длина ствола которого превышает 30 см или вся его длина превышает 60 см. Резолюцией 3093 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 октября 1980 г. в Женеве была принята Конвенция <7> о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Конвенция о "негуманном" оружии) <8>, которая является важнейшим международно-правовым документом, регулирующим применение в конфликтах таких видов оружия, как наземные мины, мины-ловушки и аналогичные устройства. Отмечая, что право сторон в вооруженном конфликте выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным, Конвенция запрещает применять в вооруженных конфликтах оружие, снаряды, вещества и методы ведения войны, которые могут нанести чрезмерные повреждения или принести излишние страдания, а также причинить обширный долговременный и серьезный ущерб природной среде. -------------------------------- <7> Конвенция подписана от имени СССР 10 апреля 1981 г. и ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 2 июня 1982 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. N 3. <8> URL http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ conventions/ pdf/ conweapons. pdf (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

Неотъемлемой частью Конвенции являются пять дополнительных Протоколов: "О необнаруживаемых осколках" (Протокол I), "О запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств" (Протокол II) <9>, "О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия" (Протокол III), "Об ослепляющем лазерном оружии" (Протокол IV) <10>, "По взрывоопасным пережиткам войны" (Протокол V) <11>. -------------------------------- <9> Протокол II ратифицирован РФ Федеральным законом от 7 декабря 2004 г. N 158-ФЗ "О ратификации Протокола о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 года (Протокола II с поправками, внесенными 3 мая 1996 года), прилагаемого к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие". <10> Протокол IV ратифицирован РФ Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 153-ФЗ "О ратификации Дополнительного протокола к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Протокола об ослепляющем лазерном оружии (Протокола IV))". <11> Протокол V ратифицирован РФ Федеральным законом от 16 мая 2008 г. N 72-ФЗ "О ратификации Протокола по взрывоопасным пережиткам войны (Протокола V) к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие".

В соответствии с Протоколом I запрещается применять любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей. В Протоколе II с поправками <12>, внесенными 3 мая 1996 г., дается определение некоторых терминов, имеющих отношение к боеприпасам: -------------------------------- <12> URL: http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ conventions/ pdf/ mines_prot2.pdf (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

- "мина" - боеприпас, устанавливаемый под землей, на земле или вблизи земли или другой поверхности и предназначенный для взрыва от присутствия, близости или контакта человека или транспортного средства; - "дистанционно устанавливаемая мина" - мина, устанавливаемая не непосредственно, а с помощью артиллерии, ракет, реактивных установок, минометов или аналогичных средств или сбрасываемая с летательного аппарата. Мины, устанавливаемые с системы наземного базирования с расстояния менее чем 500 м, не рассматриваются как "дистанционно устанавливаемые"; - "противопехотная мина" - мина, которая предназначена главным образом для взрыва от присутствия, близости или контакта человека и которая обеспечивает вывод из строя, нанесение повреждения или смертельное поражение одного или нескольких человек; - "мина-ловушка" - любое устройство или материал, которые спроектированы, сконструированы или приспособлены для того, чтобы убивать или наносить повреждения, и которые срабатывают неожиданно, когда человек прикасается или приближается к кажущемуся безвредным предмету или совершает действие, кажущееся безопасным; - "другие устройства" - устанавливаемые вручную боеприпасы и устройства, включая самодельные взрывные устройства, которые предназначены для того, чтобы убивать, наносить повреждения или ущерб, и которые приводятся в действие вручную, посредством дистанционного управления или автоматически по истечении определенного промежутка времени; - "механизм самоуничтожения" - автоматически функционирующий встроенный или прикрепленный извне механизм, который обеспечивает уничтожение боеприпаса, в который он встроен или к которому он прикреплен; - "механизм самонейтрализации" - автоматически функционирующий встроенный механизм, приводящий в неработоспособное состояние боеприпас, в который он встроен; - "самодеактивация" - автоматическое приведение боеприпаса в неработоспособное состояние посредством необратимого истощения компонента, например батареи, который имеет существенное значение для действия боеприпаса; - "дистанционное управление" - управление при помощи команд, передаваемых на расстоянии; - "элемент неизвлекаемости" - предназначенное для защиты мины устройство, которое является ее частью, соединено или прикреплено к ней или установлено под миной и которое приводится в действие при попытке извлечь мину. Протокол II запрещает при любых обстоятельствах применять: 1) любую мину-ловушку в форме кажущегося безвредным переносного предмета, который специально предназначен и сконструирован для помещения в него взрывчатого вещества и для взрыва при прикосновении или приближении к нему; 2) мины-ловушки, которые каким-либо образом соединены или ассоциируются с международно признанными защитными эмблемами, знаками или сигналами; больными, ранеными или мертвыми; местами захоронения или кремации либо могилами; медицинскими объектами, медицинским оборудованием, медицинскими материальными средствами или санитарным транспортом; детскими игрушками или другими переносными предметами или продуктами, специально предназначенными для кормления, обеспечения здоровья, гигиены или используемыми как предметы одежды или обучения детей; продуктами питания или напитками; кухонной утварью или принадлежностями, за исключением находящихся в военных учреждениях, воинских расположениях или на военных складах; предметами явно религиозного характера; историческими памятниками, произведениями искусства или местами отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; животными или их трупами. Также Протокол II запрещает неизбирательное применение оружия, т. е. любую его установку, которая производится не на военном объекте или не направлена против него; или которая осуществляется способом или средством доставки, не позволяющим направленное действие по конкретному военному объекту; или которая, как можно ожидать, причинит случайные потери жизни среди гражданского населения, нанесение повреждений гражданским лицам или ущерб гражданским объектам или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отношению к ожидаемому конкретному и непосредственному военному преимуществу. Не допускается применение дистанционно устанавливаемых мин, которые не оснащены эффективным механизмом самоуничтожения или самонейтрализации и не имеют резервной самодеактивации. Протокол II требует, чтобы стороны в конфликте регистрировали расположение всех предварительно запланированных минных полей и стремились обеспечить регистрацию расположения всех других мин, установленных ими, и подробных данных о них. Этот протокол запрещает применение мин, не являющихся дистанционно устанавливаемыми минами, мин-ловушек и других устройств в любом городе, поселке, деревне или в другом районе с аналогичным сосредоточением гражданских лиц, где боевые действия между сухопутными войсками не ведутся или не представляются неизбежными, кроме случаев, когда оно установлено на военном объекте или в непосредственной близости от военного объекта, принадлежащего противной стороне или находящегося под ее контролем, или приняты меры по защите гражданских лиц от его воздействия, например, установлены предупреждающие знаки, выставлен караул, опубликованы предупреждения или выставлено ограждение. Протокол III регламентирует использование зажигательного оружия, под которым понимаются любое оружие или боеприпасы, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинения людям ожогов посредством действия пламени, тепла или того и другого вместе, возникающих в результате химической реакции вещества, доставленного к цели. Зажигательное оружие может иметь вид, например, огнеметов, фугасов, снарядов, ракет, гранат, мин, бомб и других емкостей с зажигательными веществами. При этом к зажигательному оружию не относятся: 1) боеприпасы, которые могут оказывать случайное зажигательное или ожоговое действие, такие, как осветительные средства, трассирующие снаряды, дымовые или сигнальные системы; 2) боеприпасы, предназначенные для комбинированного воздействия проникновением, взрывом или осколками с добавочным зажигательным эффектом, такие, как бронебойные снаряды, осколочные снаряды, фугасные бомбы и подобные боеприпасы комбинированного действия, зажигательный эффект которых специально не предназначен вызывать ожоги у людей, но которые используются против военных объектов, таких, как бронированные машины, самолеты и установки или сооружения. В соответствии с Протоколом III предусмотрены следующие ограничения и запреты, связанные с применением зажигательного оружия: - запрещается при любых обстоятельствах подвергать гражданское население как таковое, отдельных гражданских лиц или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия; - запрещается при любых обстоятельствах подвергать любой военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения, нападению с применением доставляемого по воздуху зажигательного оружия; - запрещается также подвергать любой военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения, нападению с применением зажигательного оружия, за исключением доставляемого по воздуху, кроме тех случаев, когда такой военный объект четко отделен от сосредоточения гражданского населения, и принимаются все возможные меры предосторожности для ограничения зажигательного воздействия на военный объект и избежания и в любом случае сведения к минимуму случайных жертв среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и повреждения гражданских объектов; - запрещается превращать леса или другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты, или когда они сами являются военными объектами. Протокол IV запрещает применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях исключительно или в том числе для того, чтобы причинить постоянную слепоту органам зрения человека, не использующего оптические приборы, т. е. незащищенным органам зрения или органам зрения, имеющим приспособления для корректировки зрения. Государства - участники Протокола договорились при применении лазерных систем принимать все возможные меры предосторожности для того, чтобы избегать случаев причинения постоянной слепоты органам зрения людей, не использующих оптические приборы. Запрещение по Протоколу не охватывает ослепление как случайный или сопутствующий эффект правомерного применения лазерных систем в военных целях, включая использование лазерных систем против оптического оборудования. Протокол V касается постконфликтного обезвреживания "взрывоопасных пережитков войны", означающих неразорвавшиеся боеприпасы и оставленные взрывоопасные боеприпасы. Под неразорвавшимся боеприпасом в Протоколе понимается взрывоопасный боеприпас, который был инициирован, снаряжен, взведен или как-либо иначе приготовлен к применению и применен в вооруженном конфликте. Он мог быть выстрелен, сброшен, пущен или отстрелян и должен был взорваться, но не взорвался. Этот Протокол касается всех сторон в конфликте и налагает обязанности, связанные с разминированием, удалением или уничтожением взрывоопасных пережитков войны, включая требования о регистрации, сохранении и передаче информации, а также требует принятия мер предосторожности для защиты гражданского населения и гуманитарных миссий от воздействия взрывоопасных пережитков войны. На дипломатической конференции Международной организации гражданской авиации (ИКАО), проведенной 12 февраля - 1 марта 1991 г. в Монреале, была принята Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения <13>. Участники конференции договорились принять необходимые и эффективные меры для запрещения и предотвращения изготовления, ввоза и вывоза немаркированных взрывчатых веществ, которые не поддаются обнаружению с использованием обычных устройств для отбора проб воздуха или определения запахов и связи с этим используются для совершения террористических актов, направленных на уничтожение воздушных судов, других транспортных средств и прочих объектов. -------------------------------- <13> URL: http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ conventions/ markconv (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

Согласно Конвенции "взрывчатые вещества" означают взрывчатые продукты, широко известные как "пластические взрывчатые вещества", в том числе взрывчатые вещества в гибкой или эластичной листовой форме. Такие взрывчатые вещества представляют собой смесь со связующим материалом, содержащую одно или несколько мощных взрывчатых веществ, которые в чистом -4 виде имеют давление пара менее 10 Па при температуре 25°C и являются мягкими или эластичными при нормальной комнатной температуре. При этом любое взрывчатое вещество, которое в результате его обычного изготовления содержит любое из согласованных маркирующих веществ на требуемом минимальном уровне концентрации или с превышением того уровня, рассматривается как маркированное, т. е. допускаемое к применению исключительно для военных или полицейских целей согласно законам и правилам государства - участника Конвенции. Важным международным актом, специально посвященным вопросам регламентации борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, является Межамериканская конвенция против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других соответствующих материалов <14>, принятая Организацией американских государств в Вашингтоне, округ Колумбия, 14 ноября 1997 г. Признавая тесную связь незаконного оборота оружия с торговлей наркотиками, терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наемничеством и другими видами преступной деятельности, Конвенция требует от государств-участников обеспечить криминализацию основных деяний, связанных с незаконным изготовлением и оборотом оружия. В то же время она применяется не только к оружию, но и к взрывчатым веществам. Последние определены в ней как любое вещество или предмет, которые произведены, изготовлены или используются для того, чтобы произвести взрыв, детонацию или вызвать реактивный или пиротехнический эффект. В приложении к Конвенции содержатся исключения, которые охватывают сжатые газы, горючие жидкости и некоторые широко применяемые устройства, использующие взрывчатые вещества, в частности автомобильные системы воздушных мешков, потребительские пиротехнические устройства и некоторые сигнальные ракеты. -------------------------------- <14> URL: http:// www. oas. org/ juridico/ english/ treaties/ a-63 (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

/"Юрист", 2011, N 16/

Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Оттавская конвенция) <1>, принятая 3 декабря 1997 г., предусмотрела, что каждое государство - участник Конвенции обязуется никогда и ни при каких обстоятельствах не применять противопехотные мины; не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, противопехотные мины; не помогать, не поощрять и не побуждать никоим образом кого бы то ни было к осуществлению вышеуказанных видов деятельности. Государства - участники Конвенции договорились уничтожить все противопехотные мины или обеспечить их уничтожение. -------------------------------- <1> URL: http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ conventions/ mines_convention (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

Оттавская конвенция содержит следующие термины, раскрывающие понятие минных боеприпасов: - "противопехотная мина" означает мину, которая предназначена для взрыва от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека и при этом выводит из строя, калечит или убивает одного или нескольких человек. Мины, предназначенные для детонации от присутствия, близости или непосредственного воздействия движущегося средства, а не человека и оснащенные при этом элементом неизвлекаемости, не могут быть отнесены к категории противопехотных мин лишь на том основании, что они так оснащены; - "мина" означает боеприпас, предназначенный для установки под землей, на земле или вблизи поверхности земли или другой поверхности и для взрыва от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека или движущегося средства; - "элемент неизвлекаемости" означает устройство, призванное защитить мину; оно является частью мины, связано с ней, присоединено к ней или помещено под ней и приводится в действие при попытке тронуть мину или иным образом преднамеренно потревожить ее. 16 декабря 1997 г. Резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи ООН была принята Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом <2>, в которой противодействие незаконному обороту оружия рассматривается в аспекте борьбы с терроризмом. Участники Конвенции договорились принять необходимые меры по признанию уголовными преступлениями и установлению соответствующих наказаний с учетом их тяжкого характера таких деяний, как незаконная и преднамеренная доставка, помещение, приведение в действие взрывного или иного смертоносного устройства в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры или таким образом, что это направлено против них, с намерением причинить смерть или серьезное увечье или с намерением произвести значительное разрушение таких мест, объекта или системы, когда такое разрушение влечет или может повлечь причинение крупного экономического ущерба. В то же время Конвенция не требует криминализации иных деяний, связанных с незаконным изготовлением или оборотом взрывчатых веществ. -------------------------------- <2> URL: http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ conventions/ bombing. shtml (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

Под "взрывным или иным смертоносным устройством" в Конвенции понимаются: 1) взрывное или зажигательное оружие или устройство, предназначенное или способное причинить смерть, серьезное увечье или существенный материальный ущерб; 2) оружие или устройство, предназначенное или способное причинить смерть, серьезное увечье или существенный материальный ущерб посредством высвобождения, рассеивания или воздействия токсических химических веществ, биологических агентов или токсинов или же аналогичных веществ либо радиации или радиоактивного материала. Конвенция не раскрывает содержание понятия "взрывное или зажигательное оружие или устройство", оставляя точное определение его значения на усмотрение государств - участников Конвенции. Кроме того, акцентируя внимание на объективных признаках, Конвенция не уделяет внимания рассмотрению мотивов и целей бомбового терроризма. Соответственно, не разграничиваются терроризм как таковой и другие посягательства, в которых используются взрывчатые вещества. Важность международного сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия подтверждается также тем, что на межгосударственном уровне периодически проводятся семинары-практикумы по вопросам регулирования международного оборота огнестрельного оружия в разных регионах мира: в Европе (Любляна, Словения - с 22 по 26 октября 1996 г.), в Африке (Аруша, Танзания - с 3 по 7 ноября 1997 г.), в Америке (Сан-Пауло, Бразилия - с 8 по 12 декабря 1997 г.) и Азии (Дели, Индия - с 27 по 31 января 1998 г.). На данных мероприятиях рассматриваются вопросы борьбы с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, его составных частей, компонентов и боеприпасов к нему, а также эффективные методы идентификации и отслеживания огнестрельного оружия, особенности использования системы лицензирования импорта, экспорта и транзита или аналогичного режима выдачи разрешений в отношении международного коммерческого перемещения огнестрельного оружия, его составных частей, компонентов и боеприпасов к нему для предотвращения их утечки в целях преступного неправомерного использования. В Резолюциях Экономического и Социального совета ООН N 1998/17 от 28 июля 1998 г. "Регулирование оборота взрывчатых веществ для целей предупреждения преступности, охраны здоровья населения и обеспечения общественной безопасности" <3> и N 1998/18 от 28 июля 1998 г. "Меры по регулированию оборота огнестрельного оружия в целях борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия" <4> подчеркнуто, что международный незаконный оборот и преступное неправомерное использование взрывчатых веществ и огнестрельного оружия создают неблагоприятные последствия для безопасности государств и угрозу для благосостояния народов и их социально-экономического развития. Кроме того, отмечается, что эффективное противодействие деятельности транснациональной организованной преступности затрудняется тем, что преступники и организованные преступные группировки имеют легкий доступ к огнестрельному оружию, боеприпасам, взрывчатым веществам и их составляющим частям и компонентам. -------------------------------- <3> URL: http:// www. un. org/ ru/ ecosoc/ docs/ 1998/ r1998-17.pdf (последнее посещение - 24 июня 2011 г.). <4> URL: http:// www. un. org/ ru/ ecosoc/ docs/ 1998/ r1998-18.pdf (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

24 февраля 2000 г. на Генеральной Ассамблее Совета Безопасности ООН был принят Международный кодекс поведения в отношении поставок оружия <5>. В документе отмечается, что международные поставки основных видов обычного оружия, стрелкового оружия и легких вооружений, а также боеприпасов ежегодно становятся причиной людских страданий и бесчисленных жертв, большинство которых - это мирные жители. Исходя из этого Кодексом установлено, что поставки оружия могут производиться только в том случае, если может быть обоснованно доказано, что предлагаемая поставка не будет использоваться государством-получателем или стороной-получателем в стране конечного назначения для содействия серьезным нарушениям прав человека, таким как геноцид и другие преступления против человечности, например "этническая чистка"; внесудебные, суммарные и произвольные казни; принудительные исчезновения лиц; пытки и другие виды жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; содержание под стражей в нарушение международных стандартов в области прав человека. -------------------------------- <5> URL: http:// daccess-dds-ny. un. org/ doc/ UNDOC/ GEN/ N00/ 315/ 14/ PDF/ N0031514.pdf? OpenElement (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

В Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века <6>, принятой на Десятом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 10 - 17 апреля 2000 г., отмечается необходимость укреплять международное сотрудничество и взаимную правовую помощь в целях пресечения незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему. -------------------------------- <6> URL: http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ declarations/ vendec (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии <7>, принятый в г. Вене 24 ноября 2000 г. на 308-м пленарном заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, определяет легкое и стрелковое оружие как переносное оружие, произведенное или модифицированное по военным спецификациям для использования в качестве смертоносного орудия войны. -------------------------------- <7> URL: http:// www. osce. org/ ru/ fsc/ 20787 (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

Стрелковое оружие в широком смысле классифицируется как оружие, предназначенное для индивидуального использования в вооруженных силах или силах безопасности. Оно включает револьверы и самозарядные пистолеты; винтовки и карабины; автоматы; автоматические винтовки, а также легкие пулеметы. Легкое оружие в широком смысле классифицируется как оружие, предназначенное для группового использования в вооруженных силах или силах безопасности несколькими лицами, составляющими расчет. К нему относятся: тяжелые пулеметы, ручные подствольные и станковые гранатометы, переносные зенитные пулеметы, противотанковые ружья, безоткатные орудия, переносные противотанковые ракетные комплексы, переносные зенитные ракетные комплексы и минометы калибра менее 100 мм. В документе отмечено, что борьба с незаконным оборотом во всех его аспектах является одним из важнейших элементов любых действий, необходимых для решения проблемы дестабилизирующего накопления и неконтролируемого распространения стрелкового оружия. Национальный контроль за изготовлением совершенно необходим для борьбы с незаконным оборотом. Кроме того, надлежащая маркировка стрелкового оружия в сочетании с ведением точного и непрерывного учета и обменом информацией, о которых говорится в настоящем документе, поможет соответствующим органам, занимающимся расследованием, отслеживать незаконное стрелковое оружие и в случае, если передаваемое на законных основаниях оружие было перенаправлено на нелегальный рынок, определять, на каком этапе это произошло. Поэтому государства-участники договорились противодействовать незаконному обороту во всех его аспектах путем введения и применения национальных мер контроля за стрелковым оружием, включая изготовление, надлежащую маркировку, а также ведение постоянного и точного учета (и то, и другое способствует более эффективному отслеживанию стрелкового оружия), эффективный экспортный контроль, пограничные и таможенные механизмы, а также путем расширения сотрудничества и обмена информацией между правоохранительными и таможенными ведомствами на международном, региональном и национальном уровнях. В Бамакской декларации относительно общей позиции африканских стран по проблеме незаконного распространения, передачи и оборота стрелкового оружия и легких вооружений <8> от 1 декабря 2000 г. подчеркивается, что проблема незаконного распространения, передачи и оборота стрелкового оружия и легких вооружений продолжает оказывать разрушительное воздействие на усилия по обеспечению стабильности и развития Африки. В связи с этим государства - участники Декларации договорились как можно скорее принять, где это еще не сделано, необходимые законодательные и иные меры с целью признать преступными деяниями согласно национальному законодательству незаконное изготовление стрелкового оружия и легких вооружений, боеприпасов к ним и других связанных с ними материалов, а также их оборот, незаконное владение ими и их незаконное использование. -------------------------------- <8> URL: http:// www. un. org/ russian/ conferen/ SmallArms/ 192pc23.pdf (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

9 марта 2001 г. в Виндхуке (Намибия) представители африканских стран, входящих в Сообщество по вопросам развития стран юга Африки (САДК), приняли Декларацию об огнестрельном оружии, боеприпасах и других связанных с ними материалах <9>, которая создала правовую основу для решения проблем законной и незаконной торговли огнестрельным оружием в данном регионе. Указанный документ направлен на ограничение владения стрелковым оружием и предотвращение его незаконного оборота на юге Африки, а также на уничтожение излишков оружия, принадлежащего государствам. В соответствии с Декларацией государства-участники договорились на уровне национального законодательства запретить гражданским лицам бесконтрольно владеть стрелковым оружием и полностью запретить владение и использование гражданскими лицами легких вооружений. -------------------------------- <9> URL: http:// www. un. org/ russian/ conferen/ SmallArms/ pc192-35.pdf (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

Одним из важнейших документов международного уровня, направленных на борьбу с незаконным оборотом оружия, является Конвенция против транснациональной организованной преступности <10>, принятая Резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН 15 ноября 2000 г. и ратифицированная РФ 26 апреля 2004 г. <11>. -------------------------------- <10> URL: http:// www. un. org/ ru/ documents /decl_conv/ conventions/ orgcrime (последнее посещение - 24 июня 2011 г.). <11> См.: Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 26-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее".

Ее значение определяется тем, что деятельность транснациональных преступных организаций, связанная с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, является одним из основных источников угроз национальной безопасности, на что обращается особое внимание в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537. На основании Резолюции 55/255 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 мая 2001 г. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности была дополнена Протоколом <12> против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему (Протокол об огнестрельном оружии) <13>. -------------------------------- <12> Протокол пока не ратифицирован РФ. <13> URL: http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ conventions/ crimepro (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

Являясь единственным всемирным юридически обязательным документом по вопросам огнестрельного оружия, Протокол об огнестрельном оружии обеспечивает государствам глобальные рамки в области контроля и регулирования законного оружия и его потоков, предотвращения его попадания на незаконный рынок и содействия расследованию соответствующих преступлений и уголовному преследованию за их совершение путем применения следующих мер: 1) предупредительные меры и меры безопасности для создания систем надлежащей маркировки и учета и введения более жесткого режима контроля над передачами на основе правительственных разрешений/лицензий на импорт, экспорт и транзит в целях облегчения отслеживания огнестрельного оружия на протяжении всего срока его жизни; 2) положения уголовного законодательства, оговаривающие конкретные составы преступлений и меры по предотвращению попадания огнестрельного оружия на незаконный рынок и предусматривающие изъятие и конфискацию, приведение в непригодное для использования состояние и уничтожение огнестрельного оружия, а также положения, направленные на оказание содействия уголовным расследованиям и преследованиям; 3) международное сотрудничество по уголовным вопросам, которое расширяет взаимодействие в том числе в таких областях, как отслеживание огнестрельного оружия и пограничный контроль, а также сотрудничество между правоохранительными органами на основе обмена информацией и опытом и создания совместных следственных групп. Учитывая как законные, так и незаконные аспекты, связанные с огнестрельным оружием, Протокол предусматривает всеобъемлющий режим, который регулирует законные потоки оружия, предотвращая и пресекая незаконный оборот без ущерба для законных перемещений <14>. -------------------------------- <14> См.: Обзор хода осуществления Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и протоколов к ней (Вена, 18 - 22 октября 2010 г.). URL: http:// www. unodc. org/ documents/ treaties/ organized_crime/ COP5/ CTOC_COP_2010_8/ CTOC_COP_2010_8_R. pdf (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

В Протоколе подчеркивается безотлагательная необходимость предупреждения и пресечения незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему и борьбы с этими деяниями, поскольку такие действия наносят ущерб безопасности каждого государства, региона и мира в целом, создавая угрозу для благополучия народов, их социально-экономического развития и права на мирную жизнь. Протокол дает следующие подробные определения предметов, составляющих незаконный оборот оружия: а) "огнестрельное оружие" - любое носимое ствольное оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества, исключая старинное огнестрельное оружие или его модели. Старинное огнестрельное оружие и его модели определяются в соответствии с внутренним законодательством. Однако старинное огнестрельное оружие ни в коем случае не включает огнестрельное оружие, изготовленное после 1899 г.; б) "составные части и компоненты" - любые элементы или запасные детали, специально предназначенные для огнестрельного оружия и необходимые для его функционирования, в том числе ствол, корпус или ствольная коробка, затвор или барабан, ось затвора или казенник, а также любое устройство, предназначенное или адаптированное для уменьшения звука, производимого выстрелом; в) "боеприпасы" - выстрел в комплекте или его компоненты, включая патронные гильзы, капсюли, метательный заряд, пули или снаряды, используемые в огнестрельном оружии, при условии, что сами такие компоненты подпадают под систему разрешений в соответствующем государстве - участнике Протокола. Под "незаконным изготовлением" в Протоколе понимается изготовление или сборка огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов или боеприпасов: 1) из находящихся в незаконном обороте составных частей и компонентов; 2) без соответствующей лицензии или разрешения компетентного органа государства - участника Протокола, в котором осуществляется изготовление или сборка; 3) без маркировки огнестрельного оружия в соответствии с имеющимися международными договоренностями. "Незаконный оборот" означает ввоз/вывоз, приобретение, продажу, доставку, перемещение или передачу огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему с территории или по территории одного государства - участника Протокола на территорию другого государства-участника, если любое из заинтересованных государств-участников не дает разрешения на это или если огнестрельное оружие не имеет соответствующей маркировки. Под "отслеживанием" понимается систематический учет и контроль огнестрельного оружия и, где это возможно, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему на всех этапах их прохождения от изготовителя до покупателя в целях оказания компетентным органам государств - участников Протокола помощи в выявлении, расследовании и проведении анализа незаконного изготовления и незаконного оборота. Государства - участники Протокола обязались признать уголовно наказуемыми следующие умышленные деяния: 1) незаконное изготовление огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему; 2) незаконный оборот огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему; 3) фальсификация или незаконное удаление, уничтожение или изменение маркировки на огнестрельном оружии. Кроме того, отдельно оговорено, что покушение или участие в качестве сообщника в организации, руководстве, пособничестве, подстрекательстве, содействии или даче советов при совершении любого из вышеуказанных деяний также должно быть криминализировано. Государства - участники Протокола пришли к соглашению принимать в максимальной степени, возможной в рамках их внутренних правовых систем, такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, которые были незаконно изготовлены или находились в незаконном обороте. Также в Протоколе имеется договоренность о том, чтобы незаконно изготовленные или находящиеся в незаконном обороте огнестрельное оружие, его составные части и компоненты, а также боеприпасы к нему подлежали уничтожению, если только их отчуждение иным путем не было официально разрешено, при условии, что на это огнестрельное оружие была нанесена соответствующая метка и что отчуждение этого огнестрельного оружия и боеприпасов к нему было документально оформлено. На Конференции ООН по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах, состоявшейся в Нью-Йорке 9 - 20 июля 2001 г., была принята Программа действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней <15>. -------------------------------- <15> URL: http:// www. un. org/ russian/ events/ smallarms2006/ actions. pdf (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

В Программе подчеркнуто, что государства нуждаются в тесном международном сотрудничестве в предотвращении и искоренении незаконной торговли оружием и борьбе с ней. Исходя из этого, участники конференции приняли на себя обязательство сотрудничать и обеспечивать координацию, взаимодополняемость и синергизм усилий в решении проблем, касающихся незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах, на глобальном, региональном, субрегиональном и национальном уровнях и поощрять налаживание и укрепление сотрудничества и партнерства на всех уровнях между международными и межправительственными организациями и гражданским обществом, включая неправительственные организации и международные финансовые учреждения. Государства - участники конференции обязались принимать и осуществлять необходимые законодательные или иные меры для объявления уголовно наказуемыми, согласно их внутреннему законодательству, незаконного производства стрелкового оружия и легких вооружений, владения ими, их накопления и торговли ими в пределах своей юрисдикции с целью обеспечить, чтобы те, кто занимался такой деятельностью, могли привлекаться к судебной ответственности согласно действующим национальным уголовным кодексам. Кроме того, была выработана договоренность выявлять, где это применимо, группы и отдельных лиц, занимающихся незаконным производством, торговлей, созданием запасов, передачей незаконного стрелкового оружия и легких вооружений, владеющих ими, а также финансирующих их приобретение, и принимать меры в рамках соответствующего национального законодательства против таких групп и отдельных лиц. После террористических актов, совершенных в США 11 сентября 2001 г., Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 1373 от 28 сентября 2001 г. <16>, которой призвал мировое сообщество предпринять совместные усилия по противодействию террористическим актам, в том числе в сфере незаконного оборота оружия. В частности, в Резолюции было отмечено, что все государства должны: 1) воздерживаться от предоставления в любой форме поддержки - активной или пассивной - организациям или лицам, замешанным в террористических актах, в том числе путем пресечения вербовки членов террористических групп и ликвидации каналов поставок оружия террористам; 2) найти возможности активизации и ускорения обмена оперативной информацией, особенно о действиях или передвижениях террористов или террористических сетей; подделанных или фальсифицированных проездных документах; торговле оружием, взрывчатыми веществами или материалами двойного назначения; использовании террористическими группами коммуникационных технологий; угрозе, которую представляет владение террористическими группами оружием массового уничтожения. -------------------------------- <16> URL: http:// www. un. org/ russian/ documen/ scresol/ res2001/ res1373 (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

Кроме того, Совет Безопасности ООН указал на существование тесной связи международного терроризма с транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, отмыванием денег, незаконным оборотом оружия и незаконными перевозками ядерных, химических, биологических и других потенциально смертоносных материалов и в этой связи подчеркнул необходимость улучшения координации усилий на национальном, субрегиональном, региональном и международном уровнях с целью усиления всемирной реакции на этот серьезный вызов и угрозу международной безопасности. Резолюцией 58/241 от 23 декабря 2003 г. Генеральная Ассамблея ООН постановила учредить рабочую группу, которая подготовила бы документ, направленный на противодействие незаконному обороту оружия. По результатам работы 17 июня 2005 г. был представлен Проект международного документа, позволяющего государствам своевременно и надежно выявлять и отслеживать незаконные стрелковое оружие и легкие вооружения <17>. -------------------------------- <17> URL: http:// daccess-dds-ny. un. org/ doc/ UNDOC/ GEN/ N05/ 400/ 61/ PDF/ N0540061.pdf? OpenElement (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

В Проекте отмечено, что отслеживание незаконных стрелкового оружия и легких вооружений является одним из основных механизмов в контексте национальных, региональных и/или международных усилий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями и борьбе с ней. Под "стрелковым оружием и легкими вооружениями" в документе понимается любое носимое смертоносное оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или выбрасывания пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества, исключая старинные стрелковое оружие и легкие вооружения и их модели. Старинные стрелковое оружие и легкие вооружения и их модели определяются в соответствии с внутренним законодательством. Однако старинные стрелковое оружие и легкие вооружения ни в коем случае не включают в себя изделия, изготовленные после 1899 г. "Стрелковое оружие" в широком смысле этого слова охватывает средства, предназначенные для индивидуального обслуживания. Они включают в себя, в частности, револьверы и самозарядные пистолеты, винтовки и карабины, автоматы, штурмовые винтовки и легкие пулеметы. "Легкие вооружения" в широком смысле этого слова охватывают средства, предназначенные для использования двумя или тремя лицами, действующими в составе расчета, хотя некоторые из них могут переноситься и использоваться одним человеком. Они включают в себя, в частности, тяжелые пулеметы, ручные подствольные и станковые гранатометы, переносные зенитные пулеметы, противотанковые ружья, безоткатные орудия, переносные противотанковые ракетные комплексы и комплексы ПТУРС, переносные зенитные ракетные комплексы и минометы калибром менее 100 мм. Стрелковое оружие и легкие вооружения являются "незаконными", если: 1) они считаются незаконными согласно законам государства, в пределах территориальной юрисдикции которого стрелковое оружие или легкие вооружения были обнаружены; 2) они переданы в нарушение эмбарго в отношении оружия, введенного Советом Безопасности в соответствии с Уставом ООН; 3) они не имеют соответствующей маркировки; 4) они изготовлены или собраны без лицензии или разрешения компетентного органа государства, в котором осуществляется изготовление или сборка; 5) они переданы без лицензии или разрешения компетентного национального органа. Под "отслеживанием" в Проекте понимается системное слежение за незаконными стрелковым оружием и легкими вооружениями, обнаруженными или изъятыми на территории государства, начиная с места изготовления или ввоза в страну, включая каналы поставки и заканчивая местом, где они стали незаконными. Также отмечается, что выбор методов маркировки стрелкового оружия и легких вооружений является национальной прерогативой. Государства будут обеспечивать, чтобы при использовании любого метода все необходимые маркировочные знаки наносились на открытую поверхность, не требовали для обнаружения технических приспособлений или инструментов, были легкораспознаваемыми, легкосчитываемыми, долговечными и, насколько это технически возможно, восстановимыми. 30 мая 2008 г. в Дублине рядом стран была одобрена Конвенция <18> по кассетным боеприпасам <19>, полностью запретившая кассетные боеприпасы, под которыми понимаются обычные боеприпасы, предназначенные для разбрасывания или высвобождения разрывных суббоеприпасов, каждый из которых весит менее 20 килограммов, и включающие в себя эти разрывные суббоеприпасы. Государства - участники Конвенции обязались никогда и ни при каких обстоятельствах не применять кассетные боеприпасы, не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать, не сохранять и не передавать никому, прямо или опосредованно, кассетные боеприпасы, не помогать, не поощрять и не побуждать кого бы то ни было к осуществлению деятельности, запрещенной для государств - участников Конвенции. -------------------------------- <18> Конвенция пока не ратифицирована РФ. <19> URL: http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ conventions/ cluster_munitions (последнее посещение - 24 июня 2011 г.).

Модельный уголовный кодекс <20>, принятый Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1996 г. и послуживший теоретической основой для создания уголовного законодательства России и других стран СНГ, предусматривает ответственность за различные преступные деяния, составляющие незаконный оборот оружия: производство или распространение оружия массового поражения (ст. 105), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 106), незаконное приобретение, сбыт, транспортировка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 194), незаконное изготовление оружия (ст. 195), ненадлежащее выполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 196), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 197) и др. -------------------------------- <20> Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ. 1996. N 10.

14 ноября 2008 г. в Кишиневе на заседании Совета глав правительств СНГ было подписано Соглашение <21> о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств <22>. -------------------------------- <21> Соглашение пока не ратифицировано РФ. <22> СПС "КонсультантПлюс".

Понимая незаконный оборот оружия как оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, осуществляемый в нарушение национального законодательства государств СНГ, Соглашение определяет предмет незаконных действий по обороту оружия: 1) "боеприпасы" - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание; 2) "взрывчатое вещество" - конденсированное химическое вещество или смесь веществ, способных под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву) с выделением большого количества тепла и газообразных продуктов; 3) "взрывное устройство" - промышленное или самодельное изделие, функционально объединяющее взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва; 4) "незаконное изготовление оружия" - несанкционированное в соответствии с национальным законодательством государств сторон изготовление огнестрельного оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; 5) "огнестрельное оружие" - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, а также его основные части; 6) "основные части огнестрельного оружия" - ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка. Таким образом, анализ международных документов свидетельствует, что незаконный оборот оружия является актуальной темой для правовой регламентации на уровне межгосударственного взаимодействия. Развитие международного права свидетельствует о том, что оно адекватно отражает происходящие в мире изменения, усиливая правовое регулирование международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и незаконной торговлей оружием, используемым с целью террористических атак. Очевидно, что своевременное и грамотное международное сотрудничество в борьбе с ограничением продажи оружия и жестким контролем над его оборотом, ликвидация нелегальных каналов поставок вооружений имеют существенное значение для поддержания мира и сохранения безопасности. Сравнение международных актов с уголовным законодательством РФ показывает, что УК РФ предусматривает уголовную ответственность за основные посягательства в сфере незаконного оборота оружия. Несмотря на это, остается много вопросов, в частности связанных с унификацией терминологии, которые, очевидно, могут быть разрешены путем уточнения признаков составов преступлений, предметом которых выступают различные виды оружия.

Название документа