Осмотр места происшествия при расследовании пожаров в автотранспортных средствах

(Черничук Ю.) ("Законность", 2011, N 9) Текст документа

ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПОЖАРОВ В АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ

Ю. ЧЕРНИЧУК

Черничук Ю., заместитель начальника Государственного учреждения "Судебно-экспертный центр федеральной противопожарной службы по городу Москве".

В мировой статистике на пожары в автотранспортных средствах (АТС) приходится 14 - 16% от общего количества пожаров <1>. В России на фоне снижения общего количества пожаров число пожаров в транспортных средствах возросло с 20016 (8,4% от общего числа пожаров) в 2003 г. <2> до 23296 (12,4% от общего числа пожаров) в 2009 г. <3>. -------------------------------- <1> См.: World fire statistics: report N 10-2d edition // Reports of Center of Fire Statistics of CTIF: [CTIF]. URL: http:// www. ctif. org/ IMG/ pdf/ CTIF_ report10_ world_ fire_ statistics_ 2005.pdf, p. 43; World fire statistics: report N 11 // Reports of Center of Fire Statistics of CTIF: [CTIF]. URL: http:// www. ctif. org/ IMG/ pdf/ CTIF report11_ world fire_ statistics_ 2006-2.pdf, p. 58; World fire statistics: report N 12 // Reports of Center of Fire Statistics of CTIF [CTIF]. URL: http:// www. ctif. org/ IMG/ pdf/ CTIF_report12_2007.pdf, p. 24; World fire statistics: report N 13 // Reports of Center of Fire Statistics of CTIF [CTIF]. URL: http:// www. ctif. org/ IMG/ pdf/ CTIF_Report13_2008.pdf, p. 34. <2> См.: Пожары и пожарная безопасность в 2007 году: Статистический сборник / Под общ. ред. Н. П. Копылова. М.: ВНИИПО, 2008, с. 13, 14. <3> См.: Пожары и пожарная безопасность в 2009 году: Статистический сборник / Под общ. ред. Н. П. Копылова. М.: ВНИИПО, 2010. С. 13.

Пожары в АТС возникают по различным причинам <4>, которые можно условно сгруппировать в две большие группы: - пожары, возникшие в результате умышленного инициирования горения; - пожары, возникшие в результате нарушения различных правил безопасности. -------------------------------- <4> См.: Булочников Н. М., Зернов С. И., Становенко А. А., Черничук Ю. П.; Пожар в автомобиле: как установить причину?: Практ. пособ. / Под науч. ред. проф. С. И. Зернова. М.: ООО "НПО "Флогистон", 2006.

В целях обнаружения следов преступления и установления обстоятельств, имеющих значение для дела, производится осмотр места происшествия (далее - осмотр) в порядке, предусмотренном ст. 177 УПК РФ, в противном случае найденные фактические данные не смогут приобрести доказательственную силу. Законом допускается проведение осмотра до возбуждения уголовного дела (ст. 176 УПК), что актуально при расследовании дел, сопряженных с пожарами в АТС. Это следственное действие является не только неотложным, но и незаменимым, так как необнаруженная и незафиксированная информация, характерные следы и признаки впоследствии не смогут быть компенсированы ни показаниями свидетелей, ни экспертизами, ни иными действиями и материалами. При проведении осмотра необходимо придерживаться определенных принципов, которые изложены во многих известных научных изданиях <5>. Для сохранения обстановки на месте пожара обеспечивается его охрана и удаление посторонних. Также принимаются меры по обеспечению безопасности участников осмотра (при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), после теракта и т. п.). При этом следует иметь в виду, что место совершения преступления не всегда совпадает с местом происшествия <6> (например, убийство или допущенная халатность при выпуске неисправного АТС на линию, в результате чего может возникнуть ДТП (включая пожар) с тяжкими последствиями за пределами автотранспортного предприятия, автосервиса и т. п.). -------------------------------- <5> См., напр.: Винберг А. И. Основные принципы советской криминалистической экспертизы. М., 1949. С. 23 - 24; Осмотр места происшествия: Справочник следователя. 2-е изд. / Под общей ред. А. А. Леви. М.: Юридическая литература, 1982. С. 4 - 5; Попов И. А. Расследование пожаров. Правовое регулирование, организация и методика. М., 1998. С. 149 - 152; Чешко И. Д., Юн Н. В., Плотников В. Г. и др. Осмотр места пожара: Метод. пособие. М.: ВНИ ИПО, 2004. <6> См.: Россинская Е. Р. Криминалистика: Курс лекций. М.: Норма, Инфра-М, 2010. С. 192.

В целом при расследовании дел, сопряженных с пожарами в АТС, в процессе осмотра должны быть решены следующие задачи: - фиксация места расположения АТС (или нескольких АТС, их взаимное расположение), наличия и состояния других объектов в зоне пожара и в непосредственной близости к ней; - выявление и фиксация следов, характеризующих зоны термических повреждений на объектах (АТС, строения около АТС, рядом стоящие АТС и т. п.), на месте пожара и признаков направленности распространения горения; - выявление и фиксация признаков и следов, характеризующих максимальные термические повреждения или изменения АТС. При необходимости могут быть применены инструментальные исследования конструктивных элементов АТС (дверей, крыши, крышки капота и багажника, металлических контейнеров и т. п.); - выявление следов преступника и преступных деяний, его состояния, повлекших возникновение пожара, свидетельствующих о его причастности к происшествию; - обнаружение пострадавшего, фиксация его состояния и места расположения, выявление на нем следов телесных повреждений; - обнаружение и изъятие материальных объектов с характерными следами, если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен; - отбор образцов и проб веществ и материалов для лабораторных исследований в случае, если применение "полевых" инструментальных методов неэффективно или характеристики специального оборудования не позволяют провести такое исследование на месте (при этом могут применяться специальные приборы и оборудование). Проведение осмотра позволяет установить: где конкретно произошел пожар (на автостоянке, на проезжей части дороги и т. п.); что именно горело в АТС; сколько автомобилей горело; где произошло загорание (в моторном отсеке, салоне, багажнике, кузове и т. п.) и сколько всего очагов пожара; как и в каком направлении распространялся огонь; что способствовало развитию пожара в АТС; есть ли пострадавшие, количество пострадавших, их место расположения и состояние, следы телесных повреждений; следы и признаки способа поджога; следы, характеризующие поджигателя, виновника в возникновении пожара; следы, характеризующие нарушения правил безопасности, следы и признаки, свидетельствующие о совершении других преступлений (убийство, кража, мошенничество и т. п.), и др. Повторный осмотр проводится, если первоначальный осмотр: - осуществлялся в неблагоприятных условиях (ненастье, темное время суток и т. п.); - проведен недостаточно полно или поверхностно; - проведен без участия специалистов или экспертов; - проведен в условиях недостаточного объема информации, требующего расширения границ осмотра, поиска каких-либо конкретных предметов, веществ, материалов. Процедуру осмотра АТС целесообразно проводить в три этапа: статический, динамический и детальный. На этапе статического осмотра АТС необходимо обойти территорию, на которой произошло происшествие, выяснить общие особенности происшествия и блочно описать состояние системы "АТС и окружающая среда", не внося при этом никаких изменений (ничего не трогать, не перемещать и не разбирать, не допускать к месту происшествия посторонних и владельца АТС). При возможности выяснить у пожарных, какие предметы обстановки в процессе тушения пожара перемещались, в каком направлении и где они находятся на момент проведения осмотра. В протоколе осмотра места происшествия отмечаются взаимное расположение объектов, марки автомобилей и их внешние особенности (наличие деформаций, характеризующих ДТП, взрыв, термическое воздействие и т. п.). Осмотр окружающей территории позволяет выявить следы и предметы, характеризующие способ совершения поджога, а при взрыве - обнаружить обломки деталей АТС, а также определить зоны, требующие детального осмотра. При этом необходимо отметить, является ли место происшествия проезжей частью дороги или дворовой территорией, открытой площадкой охраняемой или неохраняемой автостоянки, центральной частью города или загородной зоной и т. п. Динамический осмотр производится преимущественно в зоне (зонах) с наибольшими термическими повреждениями. При этом некоторые узлы, детали и агрегаты могут сниматься с АТС и частично или полностью разбираться. Однако такие действия должны проводиться в рамках обоснованной необходимости. На этом этапе производятся просеивание пожарного мусора, перемещение АТС и отдельных предметов, изъятие предметов, веществ и материалов для лабораторных исследований и т. п. с надлежащим процессуальным оформлением изъятия и правильной их упаковкой. Детальный осмотр - один из видов динамического осмотра и производится в том случае, когда на месте происшествия обнаружено множество предметов, имеющих отношение к расследуемому делу. Каждый из них должен быть осмотрен с отражением следов и признаков, характеризующих связь с возникновением пожара. Такой же вид осмотра при необходимости производится в отношении отдельных узлов и агрегатов АТС. Осмотр АТС должен проводиться с минимально возможной задержкой по времени после ликвидации пожара во избежание утраты отдельных следов и предметов, содержащих криминалистически важную информацию об обстоятельствах его возникновения. В частности, при возникновении пожара в АТС на проезжей части дороги создаются препятствия для движения транспортного потока. Сгоревшее АТС стремятся как можно быстрее убрать с места, где оно нарушает эстетический вид местности, мешает восстановительным работам и т. п. При этом проезжая часть дороги освобождается от деталей, фрагментов конструктивных элементов АТС и перевозимого груза, которые зачастую оперативно вывозят на мусорную свалку. В таких ситуациях после эвакуации остатков АТС с места происшествия необходимо осмотреть площадку, где находились АТС. При этом надо составить дополнительную схему места происшествия и отметить на ней обнаруженные предметы, детали, места скопления пожарного мусора, характерные следы и зафиксировать их с помощью фотоаппарата с обязательной привязкой к местности или к неподвижным объектам. После этого обнаруженные предметы нужно собрать и изъять с места происшествия. При изъятии предметов, на которых предполагается наличие жидкостей или других веществ, которые могли быть использованы в качестве инициатора или интенсификатора горения, их необходимо поместить в герметичную упаковку. Нельзя использовать для этих целей упаковку, которая находится на месте происшествия. Такой упаковочный материал может заведомо содержать в себе следы ЛВЖ, ГЖ, растворителей, масел и т. п. Существенное изменение обстановки на месте происшествия происходит в процессе тушения пожара. Зачастую сотрудники подразделений пожарной охраны, задаваясь целью побыстрее потушить пожар, уничтожают следы деяний преступника. Например, разрушают шанцевым инструментом детали отделки салона или кабины, сиденья, замки дверей, крышку капота и т. п. Горящие предметы и товар выбрасываются из салонов, кабин и кузова АТС на землю и там дотушиваются, компактными струями воды смываются предметы или их остатки, которые могли использоваться как орудие преступления. Если пожар в АТС произошел на открытой автомобильной стоянке, необходимо осмотреть все АТС, которые оказались в зоне термических повреждений. В некоторых случаях АТС могут быть припаркованы около строений или ограждающих конструкций (забора из бетонных плит, металлической сетки и т. п.). Часто через ограждающие конструкции автостоянок устраиваются сквозные проходы между дворовыми территориями. В таких случаях необходимо осмотреть также часть прилегающей к месту происшествия территории за пределами этих конструкций. Зачастую здесь преступник может оставить следы своего пребывания и подготовки к совершению преступления: следы обуви, окурки сигарет, зажигалки, емкости из-под ЛВЖ или ГЖ, ткани, груды камней, стеклянных бутылок, прутьев арматуры и других предметов, которые могут быть применены при осуществлении преступного замысла. В процессе осмотра прилегающей территории можно обнаружить следы, характеризующие способ совершения поджога (выгоревшие дорожки в сухой траве, остатки костра и т. п.). Характер разрушения остекления АТС может свидетельствовать о механизме и времени его разрушения относительно момента начала пожара. Для этого необходимо зафиксировать: места обнаружения осколков (внутри или снаружи АТС), их форму и размеры; характер закопчения (изнутри или снаружи, с двух сторон, по граням разлома стекла). В случае если внутри салона, кабины или кузова АТС обнаруживается обгоревший труп человека, его место расположения в салоне АТС и состояние (в позе сидя на водительском сидении, на пассажирских сидениях или лежа, в кузове, багажнике и т. п.) обязательно должны указываться в протоколе осмотра. В этом случае осмотр в обязательном порядке производится с участием судебно-медицинского эксперта (или врача), который определяет характер повреждений тела и наличие на трупе следов насильственной смерти. При осмотре моторного отсека фиксируются: - обугливание и выгорание лакокрасочного покрытия на металлических деталях (корпусных деталях агрегатов, крышке капота, щитке передка и т. п.); - обугливание и выгорание изоляции электрических проводов, резиновых деталей, расплавление (деформация) и степень выгорания пластмассовых деталей; - оплавление и расплавление деталей из цветных металлов и сплавов (в основном это силумин, латунь, медные детали); - внешние признаки аварийных режимов и неисправности узлов и агрегатов систем двигателя (локальные оплавления, сквозные проплавления, механические повреждения, разрушения и т. п.); - наличие посторонних предметов и деталей, не входящих в конструкцию АТС; - наличие дополнительных устройств; - следы локального повреждения деталей систем двигателя; - следы ДТП; - следы применения огнестрельного оружия. Если АТС загорелось во время стоянки, то необходимо тщательно осмотреть электрическую проводку, потребители электрической энергии и состояние аккумуляторной батареи. Необходимо отметить, подключена ли электрическая система АТС к аккумуляторной батарее. Отдельно следует отметить особенности выявления следов, характеризующих преступные деяния. Прежде всего это следы несанкционированного проникновения в отсеки и кузов АТС, вмешательства в системы АТС и поджога. При осмотре необходимо обращать внимание на наличие в салоне или кабине (на полу, сиденьях, полках и т. п.) и кузове посторонних предметов: камней, бутылок, металлических предметов, оплавленных емкостей, битого стекла, не имеющего отношения к остеклению АТС, следов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых и иных веществ, деталей взрывных устройств или технических приспособлений. В некоторых случаях для совершения поджога применяются легкодоступные средства, использующиеся в различных лабораториях и для хозяйственных целей, упаковочный материал которых также можно обнаружить на месте происшествия. При подготовке к поджогу под колеса АТС могут быть подложены ветошь или мусор, пропитанные горючей жидкостью. Остатки таких материалов могут оставаться на месте их зажигания и при этом образовывать специфический зольный остаток, отличный от зольного остатка резиновых или пластмассовых деталей, входящих в конструкцию АТС (в частности, пластиковые бутылки превращаются в обугленные слитки пластмассы). К предметам, которые могут иметь отношение к поджогу АТС, можно отнести: остатки емкости из-под горючих жидкостей; технических устройств для поджога; объекты - носители следов горючих жидкостей и других ускорителей горения; факелы и т. п. При совершении специально спланированных поджогов могут применяться средства задержки воспламенения, радиоуправляемые и другие сложные устройства, содержащие в своей конструкции металлические детали, которые в процессе пожара могут остаться неповрежденными (детали часового механизма или сотового телефона). Зачастую детали таких устройств уничтожаются огнем, за исключением металлических и выполненных из стеклопластика. Обнаруженные детали и остатки таких устройств должны быть обязательно детально осмотрены на месте происшествия и зафиксированы в протоколе осмотра. В летнее время для поджога АТС может использоваться тополиный пух, который скапливается на значительных площадях и под АТС. При этом преступник может находиться на значительном расстоянии от АТС и остаться незамеченным, однако следы распространения пламени от этого места могут быть обнаружены в процессе статического осмотра. Информация о пожаре в АТС может быть зафиксирована камерами наружного наблюдения, поэтому необходимо зафиксировать в протоколе осмотра расположение тех камер, в поле зрения которых могло попасть место пожара, и принять меры по немедленному изъятию материалов видеосъемки. В ходе осмотра места происшествия необходимо участие пожарно-технических специалистов, которые в настоящее время эффективно применяют экспресс-методы исследования и современные специальные портативные приборы: - инфракрасные пирометры и тепловизоры, позволяющие определять распределение температуры на деталях АТС (например, инфракрасная камера ThermaCAME45 или аналог); - коэрцитиметры (например, прибор "Каскад"), предназначенные для измерения магнитных свойств металлических деталей АТС (крышка капота и багажника, крыша, двери, крылья, борта кузова, корпус цистерны и т. п.); - газоанализаторы (например, прибор "Колион"), позволяющие оперативно обнаруживать наличие и места скопления ЛВЖ и ГЖ; - толщиномеры (прибор "Вихрь"), которые предназначены для измерения толщины окисной пленки на металлических деталях АТС; - портативные рентгено-диагностические комплексы (например, "Пардус"), которые предназначены для определения природы оплавлений на жилах проводников электрической системы АТС <7>. -------------------------------- <7> См.: Черничук Ю. П., Сидохин Е. Ф. Определение природы оплавлений на жилах электропроводов электросистемы автомобиля с помощью рентгеновского излучателя Реис-25 // Пожарная безопасность. 2008. N 1. С. 89 - 92; Черничук Ю. П., Языкова А. В. Применение метода рентгеноскопии для определения природы оплавлений на медных жилах электропроводов // Право и научно-технический прогресс: Материалы научно-практической конференции. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. С. 122 - 126.

Все приборы предназначены для сбора предварительной информации и отбора образцов (при необходимости), которые послужат в качестве исходных данных при производстве дальнейшей судебной экспертизы. Следует отметить, что перечисленное оборудование не оказывает изменяющего или разрушающего воздействия на объект исследования. Применение того или иного исследовательского оборудования на месте происшествия должно быть отражено в протоколе осмотра. Таким образом, сбор информации и доказательств при расследовании дел, сопряженных с пожарами в АТС, является чрезвычайно сложным, кропотливым и ответственным мероприятием. Причем его эффективность и в конечном итоге успешное раскрытие преступлений зависят от своевременного использования целого комплекса специальных знаний и современного оборудования в процессе осмотра места происшествия.

Название документа