Классификация видов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы Российской Федерации
(Слепкова О. А.) ("Административное и муниципальное право", 2013, N 12) Текст документаКЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О. А. СЛЕПКОВА
Слепкова Ольга Александровна - инспектор Федеральной таможенной службы.
Статья посвящена вопросам классификации видов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ФТС России. Актуальность этого вопроса связана с его малоизученностью в теории административного права. Автор анализирует различные взгляды ученых по вопросам классификации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. По итогам исследования автором предлагаются авторские критерии классификации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ФТС России. На современном этапе развития российского общества на государственном уровне признается, что коррупция в России приняла масштабный характер и наносит серьезный ущерб не только социально-экономическому благополучию государства, но и безопасности страны в целом. На сегодняшний день эффективной мерой противодействия коррупции признается антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов правовых актов. Важным вопросом исследования института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов является выявление особенностей взаимосвязи элементов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов.
Ключевые слова: таможня, документ, проект, экспертиза, коррупция, фактор, усмотрение, эксперт, заключение, ответственность, принцип.
Classification of the types of anti-corruption expertise of normative legal acts and drafts of normative legal acts of the Federal Customs Service of the Russian Federation O. A. Slepkova
The article is devoted to classification of types of anti-corruption expertise of normative legal acts and drafts of the Federal Customs Service of the Russian Federation. The topicality of this issue is due to the fact that it was not adequately studied within the theory of administrative law. The author analyzes the views of various legal scholars on the issues of classification of anti-corruption expertise of normative legal acts and drafts of such acts. Based upon the study the author offers her own criteria for the classification of anti-corruption expertise of normative legal act and draft normative legal acts of the FCS of the Russian Federation. At the current stage of development of the Russian society it is recognized at the state level that Russia faces large-scale corruption, which causes grave harm to social and economic well-being of the state and security of the state. Currently, an efficient measure against corruption is anti-corruption expertise of normative legal acts and drafts of normative legal acts. Establishing specific features of interaction among the elements of anti-corruption expertise of normative legal acts and draft normative legal acts is an important issue in its studies.
Key words: customs, document, draft, expertise, corruption, factor, discretion, expert, opinion, responsibility, principle.
На современном этапе развития российского общества на государственном уровне признается, что коррупция в России приняла масштабный характер и наносит серьезный ущерб не только социально-экономическому благополучию государства, но и безопасности страны в целом. На сегодняшний день эффективной мерой противодействия коррупции признается антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов правовых актов <1>. -------------------------------- <1> Куракин А. В. Административные запреты и ограничения как средство противодействия коррупции в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. 2008. N 1.
Важным вопросом исследования института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов является выявление особенностей взаимосвязи элементов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов. Для анализа указанной проблемы и определения некоторых особенностей антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России считаем необходимым провести классификацию видов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России. Классификация определяется как распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место <2>. -------------------------------- <2> Михалкин Н. В. Логика и аргументация в судебной практике. СПб., 2004. С. 41.
В правовой доктрине основанием для классификации выступает комплекс признаков, которые включают в себя цели и сущность, а также сферу проведения экспертизы различных субъектов экспертной деятельности. И. А. Закиров, исследуя вопросы классификации правовой экспертизы, под классификацией правовых экспертиз понимает их разделение на отдельные классы (группы) как по существенным, так и не по существенным признакам на основе существующих у них сходств и различий <3>. -------------------------------- <3> Закиров И. А. Правовая экспертиза: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008. С. 10.
Действующее российское законодательство не содержит классификации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов, в том числе антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России. Вопрос классификации видов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов в той или иной степени затронут в юридической литературе. Проблемы классификации видов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России учеными не рассматривались. Считаем целесообразным провести классификацию антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России согласно типологии форм и видов антикоррупционной экспертизы. Основанием для классификации выступает комплекс признаков, которые включают в себя цели и сущность, а также сферу проведения экспертизы различных субъектов экспертной деятельности, а также критерии, предложенные различными учеными применительно к антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов правовых актов. Заслуживает внимания классификация видов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов, предложенная А. В. Кудашкиным. Ученый проводит классификацию антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов в зависимости от предмета [3], считаем, что в соответствии с данным критерием можно дифференцировать антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России на: - экспертизу нормативных правовых актов; - экспертизу проектов нормативных правовых актов. Следующее основание, предложенное А. В. Кудашкиным, - по объему проводимого экспертного исследования антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов [3]. Полагаем возможным на основании данного критерия провести следующую классификацию антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России: - полная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России, имеющая целью устранение всех коррупциогенных факторов, указанных в Методике проведения антикоррупционной экспертизы, а также иных выявленных коррупциогенных факторов, не включенных в нее; - частичная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России, направленная на устранение всех коррупциогенных факторов, указанных в Методике проведения антикоррупционной экспертизы; - неполная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России, направленная на устранение какого-то одного или нескольких коррупциогенных факторов, не исчерпывающих их перечня, установленного действующей Методикой проведения антикоррупционной экспертизы. Причем, как справедливо отмечает А. В. Кудашкин, к такой экспертизе можно отнести юридико-лингвистическую экспертизу нормативных правовых актов и проектов правовых актов. А. В. Кудашкин подчеркивает, что данная Методика требует проведения антикоррупционной экспертизы в целях выявления только перечисленных в ней коррупциогенных факторов, которые являются частью возможных коррупциогенных факторов, что позволяет сделать вывод о частичном характере такой экспертизы. По мнению А. В. Кудашкина, наибольшее практическое значение имеет классификация в зависимости от степени обязательности <4>. На основании данного критерия возможно провести следующую классификацию антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России: -------------------------------- <4> Кудашкин А. В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. С. 48.
- обязательная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России, например, проводимая Правовым управлением ФТС России; - инициативная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России, проводимая общественными организациями и независимыми экспертами - физическими и юридическими лицами, аккредитованными Минюстом России на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. О. Л. Зорин предлагает множество критериев, которые можно использовать при классификации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, например: 1) по объекту осуществления - на предварительную и последующую; 2) по месту проведения экспертизы - внутреннюю и внешнюю; 3) по субъекту проведения - на государственную и независимую; 4) по способу проведения - на самостоятельную, а также проводимую в рамках осуществления правовой экспертизы; 5) по способу отбора документов на экспертизу: тотальную, выборочную, тематическую, контрольную, комплексную; 6) по результатам антикоррупционной экспертизы: обязательную и рекомендательную <5>. -------------------------------- <5> Зорин О. Л. Правовой механизм проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов в области обороны: теоретико-правовой аспект // Военное право (электронное научное издание). 2010. N 2. С. 11 - 23.
Применительно к рассматриваемой нами классификации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России, при использовании предложенных О. Л. Зориным критериев, полагаем возможным следующую классификацию. 1. По объекту осуществления: - предварительная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, которая проводится ФТС России, независимыми экспертами, Минюстом России и пр. в отношении проектов нормативных правовых актов ФТС России на стадии подготовки проекта нормативного правового акта; - последующая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, которая осуществляется в процессе правового мониторинга. 2. В зависимости от места проведения экспертизы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов ФТС России: - внутренняя антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, проводимая Правовым управлением ФТС России; - внешняя антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, проводимая, осуществляемая независимыми экспертами, Минюстом России. 3. Исходя из субъекта проведения, О. Л. Зорин выделяет государственную и независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Нам представляется возможным несколько уточнить указанный критерий классификации и предложить провести дифференциацию антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов ФТС России в зависимости от статуса субъектов, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, на: - официальную (государственную), проводимую ФТС России, Минюстом России, органами прокуратуры; - независимую, проводимую общественными организациями и независимыми экспертами - физическими и юридическими лицами, аккредитованными Минюстом России на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. 4. Следующий критерий: по способу проведения. Исходя из него возможна следующая классификация антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов ФТС России: - самостоятельная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, например, проводимая независимыми экспертами или органами прокуратуры в процессе анализа действующих нормативных правовых актов ФТС России; - антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, проводимая в рамках осуществления правовой экспертизы, в данном случае антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России является стадией правовой экспертизы. 5. По способу отбора документов антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов ФТС России можно классифицировать на: - тотальную антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, проводимую в процессе правового мониторинга, например, антикоррупционная экспертиза всех нормативных правовых актов и их проектов ФТС России за определенный период времени (год, квартал, месяц); - выборочную антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, например, антикоррупционная экспертиза, проводимая независимыми экспертами; - тематическую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, например, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России в сфере таможенного оформления и таможенного контроля; - контрольную антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, проводимую органами прокуратуры в отношении нормативных правовых актов ФТС России; - комплексную антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов ФТС России (проводится несколькими экспертами, обладающими специальными знаниями в одной области, либо экспертами в разных областях знаний), например, в процессе издания совместных нормативных правовых актов несколькими федеральными органами исполнительной власти с участием ФТС России. 6. Следующий критерий, предложенный О. Л. Зориным: по результатам антикоррупционной экспертизы. Нам представляется необходимым несколько уточнить заявленный критерий: в зависимости от обязательного характера заключения антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов ФТС России можно дифференцировать на: - заключение, которое носит рекомендательный характер (независимая антикоррупционная экспертиза); - заключение, которое носит обязательный характер (проведенная Минюстом России антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственных характер, при их государственной регистрации) <6>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья А. В. Куракина "Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств" включена в информационный банк согласно публикации - "Административное и муниципальное право", N 10. ------------------------------------------------------------------ <6> Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств. Домодедово. 2007.
Заслуживают внимания основания для классификации антикоррупционной экспертизы, предложенные Е. В. Каменской и А. А. Рождествиной <7>. Применительно к антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов ФТС России представляется возможным использование следующих критериев, разработанных Е. В. Каменской и А. А. Рождествиной. -------------------------------- <7> Каменская Е. В., Рождествина А. А. Независимая антикоррупционная экспертиза: Научно-практическое пособие // СПС "КонсультантПлюс".
1. В зависимости от количества субъектов (экспертов), участвующих в ее производстве: - единоличная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, например, проводится должностным лицом Правового управления ФТС России; - комиссионная или комплексная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России (данный вид был рассмотрен нами выше). 2. Исходя из регулярности проведения: - временная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, например, оценка проекта нормативного правового акта ФТС России независимым экспертом; - систематическая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России (проводится регулярно). Примером может послужить деятельность должностных лиц Правового управления ФТС России по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов ФТС России. 3. В зависимости от количества выявленных коррупциогенных факторов: - антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, в ходе проведения которой выявлен один или несколько коррупциогенных факторов; - антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России, в ходе проведения которой анализируется весь акт на коррупциогенность, выявляются все коррупциогенные факторы. 4. В зависимости от стадии разработки, принятия или действия нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов ФТС России подразделяется на: - превентивную (на проекты нормативных правовых актов); - текущую (на действующие нормативные правовые акты); - последующую (при мониторинге применения данного акта). Интерес представляет критерий, предложенный коллективом авторов под руководством Т. Я. Хабриевой <8>. Ученые предлагают в качестве основания классификации ситуации, при которых проводится антикоррупционная экспертиза. Применительно к антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России возможна следующая классификация: -------------------------------- <8> Коррупция: природа, проявления, противодействие. Монография / Под ред. Т. Я. Хабриевой. М.: Юриспруденция, 2012. С. 460.
- антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России, проводимая в ходе правовой экспертизы должностными лицами Правового управления ФТС России; - антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России, проводимая Минюстом России при государственной регистрации нормативных правовых актов ФТС России; - антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России, проводимая при мониторинге правоприменения. На наш взгляд, можно выделить следующие классификации видов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России, которые будут полезны в практической деятельности. 1. Предлагаем провести классификацию, исходя из оснований, закрепленных Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Данный закон определяет круг экспертов, которые могут проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов правовых актов, исходя из этого, считаем целесообразным выделить классификацию антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России по субъектному составу на проводимую: - ФТС России; - Минюстом России; - независимыми экспертами; - прокуратурой Российской Федерации. 2. Следующее основание для классификации: исходя из признаков антикоррупционной экспертизы. Так как Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" определены цели проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов, данный критерий может быть также положен в основу классификации. В зависимости от цели антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России можно дифференцировать как: - направленную на выявление норм, содержащих коррупциогенные факторы; - направленную на устранение норм, содержащих коррупциогенные факторы. 3. Следующий критерий, который можно использовать при классификации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов правовых актов ФТС России, - в зависимости от стадии проведения: - проводимую при подготовке проектов нормативных правовых актов ФТС России, например, анализ Минюстом России проектов нормативных правовых актов ФТС России; - проводимую в процессе правового мониторинга нормативных правовых актов ФТС России. 4. Еще одно основание: в зависимости от содержания заключения, оформляемого после проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов ФТС России возможна следующая классификация: - заключение содержит указание на выявленные коррупциогенные факторы; - заключение содержит сведения, указывающие на отсутствие коррупциогенных факторов. 5. Следующее основание: в зависимости от объема антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ФТС России: - единичная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ФТС России. В данном случае проводится экспертиза лишь конкретных проектов нормативных правовых актов или нормативных правовых актов ФТС России; - антикоррупционная экспертиза взаимосвязанных проектов нормативных правовых актов и (или) нормативных правовых актов ФТС России. Например, в процессе осуществления правовой экспертизы проекта нормативного правового акта будут выявлены нормативные правовые акты, связанные с рассматриваемым, в таком случае необходимо проведение антикоррупционной экспертизы всех связанных между собой нормативных правовых актов ФТС России. Таким образом, необходимость классификации видов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ФТС России обусловлена сложностью и многоаспектностью изучаемого нами института, она также нужна для определения взаимосвязи входящих в этот институт элементов.
Библиография
1. Михалкин Н. В. Логика и аргументация в судебной практике. СПб., 2004. С. 41. 2. Закиров И. А. Правовая экспертиза: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008. С. 10. 3. Кудашкин А. В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. С. 48. 4. Зорин О. Л. Правовой механизм проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов в области обороны: теоретико-правовой аспект // Военное право (электронное научное издание). 2010. N 2. С. 11 - 23. 5. Каменская Е. В., Рождествина А. А. Независимая антикоррупционная экспертиза: Научно-практическое пособие // СПС "КонсультантПлюс". 6. Куракин А. В. Реформирование государственной службы России должно иметь антикоррупционную направленность // Российская юстиция. 2002. N 7. 7. Куракин А. В. Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // Журнал российского права. 2003. N 7. 8. Куракин А. В. Вопросы использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в правовом регулировании государственно-служебных отношений // Государство и право. 2003. N 8. 9. Куракин А. В. Правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации (теоретико-административные аспекты). М., 2004. 10. Куракин А. В., Савостин А. А. Процедуры, обусловленные прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации // Право и политика. 2004. N 8. 11. Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации. М., 2005. 12. Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств. Домодедово, 2007. 13. Коррупция: природа, проявления, противодействие. Монография / Под ред. Т. Я. Хабриевой. М.: Юриспруденция, 2012. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья А. В. Куракина, Е. И. Юлегина "Административные регламенты исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в области осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов" включена в информационный банк согласно публикации - "Административное и муниципальное право", 2013, N 7. ------------------------------------------------------------------ 14. Куракин А. В., Юлегина Е. И. Административные регламенты исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в области осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. 6. С. 54 - 82. URL: http://www. e-notabene. ru/al/artide_9040.php.
References
1. Mikhaikin N. V. Logika i argumentatsiya v sudebnoi praktike. SPb., 2004. S. 41. 2. Zakirov I. A. Pravovaya ekspertiza: Dis. ... kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2008. S. 10. 3. Kudashkin A. V. Antikorruptsionnaya ekspertiza: teoriya i praktika. M.: NORMA-INFRA-M, 2012. S. 48. 4. Zorin O. L. Pravovoi mekhanizm provedeniya antikorruptsionnoi ekspertizy normativno-pravovykh aktov v oblasti oborony: teoretiko-pravovoi aspekt // Voennoe pravo (elektronnoe nauchnoe izdanie). 2010. N 2. S. 11 - 23. 5. Kamenskaya E. V., Rozhdestvina A. A. Nezavisimaya antikorruptsionnaya ekspertiza: nauchno-prakticheskoe posobie // SPS "Konsul'tantPlyus". 6. Kurakin A. V. Reformirovanie gosudarstvennoi sluzhby Rossii dolzhno imet' antikorruptsionnuyu nappavlennoct' // Rossiiskaya yurtitsiya. 2002. N 7. 7. Kurakin A. V. Adminictrativno-pravovye sredstva bor'by s korruptsiei v sisteme gosudarstvennoi sluzhby // Zhupnal rossiickogo prava. 2003. N 7. 8. Kurakin A. V. Boprocy ispol'zovaniya zarubezhnogo opyta bor'by s korruptsiei v pravovom regulipovanii gosudarstvenno-sluzhebnykh otnoshenii // Gosudarstvo i pravo. 2003. N 8. 9. Kurakin A. V. Pravovye sredstva preduprezhdeniya i presecheniya korruptsii v sisteme gosudarstvennoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii (teopetiko-administrativnye aspekty). M., 2004. 10. Kurakin A. V., Savostin A. A. Protsedury, obuslovlennye prokhozhdeniem gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii // Pravo i politika. 2004. N 8. 11. Kurakin A. V. Adminictrativno-pravovye sredstva preduprezhdeniya i presecheniya korruptsii v sisteme gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii. M., 2005. 12. Kurakin A. V. Administrativno-pravovye sredstva preduprezhdeniya i presecheniya korruptsii v sisteme gosudarstvennoi sluzhby zarubezhnykh gosudarstv. Domodedovo, 2007. 13. Korruptsiya: priroda, proyavleniya, protivodeistvie: Monografiya / Pod red. T. Ya. Khabrievoi. M.: Yurisprudentsiya, 2012. 14. Kurakin A. V., Yulegina E. I. Administrativnye reglamenty ispolneniya gosudarstvennykh funktsii i okazaniya gosudarstvennykh uslug v oblasti osushchestvleniya antikorruptsionnoi ekspertizy normativnykh pravovykh aktov i ikh proektov // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2013. 6. S. 54 - 82. URL: http://www. e-notabene. ru/al/artide_9040.php.
Название документа