Особенности и характеристики субъектов и объектов комплексного административно-правового режима "оборот оружия и патронов"

(Кушнирык В. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ КОМПЛЕКСНОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА "ОБОРОТ ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 августа 2011 года

В. В. КУШНИРЫК

Кушнирык Валерий Васильевич, старший научный сотрудник ФГКУ "ВНИИ МВД России".

В системе обеспечения общественной безопасности, как и в целом в системе обеспечения национальной безопасности, регламентации и управления процессами оборота изделий, являющихся источниками повышенной (общественной) опасности, отводится одно из важнейших значений. Конституция Российской Федерации как Основной Закон Российской Федерации, требует внимательного и взвешенного отношения, своевременного и полноценного реагирования на проявления внешних и внутренних угроз безопасности физических лиц, российского общества и нашего многонационального государства. Общественная безопасность, в том числе в условиях оборота оружия и патронов, в большей степени связана с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз, их предупреждением, прогнозированием, своевременным выявлением и нейтрализацией источников, а также ликвидацией возникших последствий (в том числе восстановление нарушенных прав и интересов), профилактикой криминала и противодействием уголовной и административной деликтности <1>. -------------------------------- <1> См. также: Материалы Всероссийского координационного совещания руководителей правоохранительных органов, проведенного 21 февраля 2011 г. под председательством Президента Российской Федерации (http:// news. kremlin. ru/ news/ 10397).

Инструментарий обеспечения безопасности и охраны правопорядка в определенной степени опирается на конституционный режим запретов и ограничений прав и свобод юридических и физических лиц, которые могут вводиться только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства <2>. -------------------------------- <2> См.: ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445 (в ред. от 30.12.2008).

Данная особенность формирования режимных правил и гарантий предопределяет содержание административно-правового режима "оборот оружия и патронов" (АПР), базирующегося на установлении как определенных запретов, ограничений, так и дозволений, предписаний (правил поведения), обеспечивающих достижение вышеобозначенных целей. Административно-правовой режим (АПР) функционально объединяет в себе регулятивную систему административных процедур по реализации норм правового режима "оборот оружия и патронов" и систему противодействия административным деликтам (правонарушениям), которые определяют сущность государственного контроля и надзора в соответствующей сфере правоотношений, воспрепятствования незаконному распространению оружия и патронов, их противоправному использованию <3>. -------------------------------- <3> Шелковникова Е. Д. Административно-правовой режим оружия и проблемы его законодательного регулирования. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы международной научно-практической конференции. М.: МосУ МВД России, 2003. С. 48. См. также: Бахрах Д. Н. Административное право. М. 1996. С. 202; Савостин А. А. Административно-правовой метод и смежные правовые категории: Монография. М., 2005. С. 125; Розанов И. С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 1996. N 9. С. 85; Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы: Монография. М. 2002. С. 24; Марченко Р. А. Понятие административно-правового режима таможенного дела в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2007. N 2. С. 12 - 15; Долгополов А. А. Теоретические и организационные основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых материалов в Российской Федерации: Монография. М. 2007.

По своей юридической природе АПР характеризуется как материальный и процессуальный, по функциям - как режимом особого регулирования и особой охраны, по уровню нормативного регулирования - федеральный режим с участием отдельных региональных органов власти, по сфере применения - в большинстве случаев внутренний, но с элементами межгосударственного режима, как затрагивающего вопросы безопасности перемещения оружия и патронов через границу Российской Федерации, их транзита по территории Российской Федерации, ограниченного обращения иностранными гражданами в пределах российской территории и, соответственно, гражданами Российской Федерации - за пределами своего государства. Административно-правовой режим оборота оружия и патронов является комплексным режимом, объединяющим в себе совокупность административно-правовых режимов, регулирующих различные стадии (циклы) оборота оружия и патронов, а также административно-правовые режимы, регулирующие деятельность органов государственного управления, производственную деятельность, а также деятельность физических и юридических лиц в сфере оборота оружия и патронов <4>. -------------------------------- <4> См.: Долгополов А. А. Классификация административно-правовых актов, регламентирующих оборот оружия и взрывчатых веществ // Административное право и процесс. 2007, N 1.

Административно-правовой режим оборота оружия и патронов - это юридическая конструкция, образованная совокупностью нормативных правовых актов, согласованных по основным направлениям воздействия на регулируемые правоотношения, объединяющая в себе посредством юридических средств режимные правила, организационные, юридические, информационные, материально-технические гарантии устойчивого функционирования режима, а также устанавливающая административно-правовые статусы субъектов и объектов регулируемых правоотношений <5>. -------------------------------- <5> См.: Долгополов А. А. Правовая регламентация административно-правовых режимов // Вестник Московского университета МВД России. 2006 N 6.

Особенностью административно-правового режима "оборот оружия и патронов" является то, что ему предшествует гражданско-правовой режим, базирующийся на Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) и, прежде всего, на статье 129 ГК РФ <6>, определяющей объекты гражданских прав (товар, работы, услуги), для которых установлена ограниченная оборотоспособность (способность к обороту). -------------------------------- <6> Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 07.02.2011) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Участниками рассматриваемого административно-правового режима являются: 1) субъекты, в отношении которых установлен АПР в силу их непосредственного участия в обороте оружия и патронов; 2) субъекты государственного контроля (надзора) и субъекты, обеспечивающие АПР (привлеченные для обеспечения правоохранительной деятельности); 3) субъекты (юридические и физические лица), в отношении которых принимаются административно-правовые меры защиты их конституционных прав, свобод и законных интересов и по обеспечению общественной безопасности в условиях оборота оружия и патронов. К данной категории участников АПР также относятся потерпевшие, свидетели и иные участники уголовного судопроизводства, судьи, прокуроры, следователи, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, другие лица, к которым применяются меры государственной защиты. При этом принципиально третью категорию субъектов АПР образуют юридические и физические лица, законным интересам которых причинен или может быть причинен ущерб (вред) в связи с оборотом оружия и патронов. К числу первой категории субъектов, в отношении которых установлен АПР, относятся российские юридические лица, российские индивидуальные предприниматели и другие физические лица (частные лица): российские и иностранные граждане, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся оружием и патронами на территории Российской Федерации. Основная их часть перечислена в ст. ст. 4 и 12 (юридические лица с особыми уставными задачами), 5, 11 и 19 (государственные военизированные организации), 10 и 15 (субъекты, имеющие право на приобретение оружия), 12 и 20 (частные владельцы оружия из числа граждан Российской Федерации), 14 (иностранные граждане), 16 и 18 (юридические лица - поставщики) и 20.1 (физические лица, награжденные оружием) Федерального закона "Об оружии" <7>. -------------------------------- <7> См.: Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон "Об оружии") // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681 (в ред. от 01.07.2011).

Необходимо отметить, что физические лица, не имеющие гражданства, а также иностранные организации согласно Федеральному закону "Об оружии" не имеют право осуществлять оборот оружия и патронов на территории Российской Федерации. Единственными исключениями являются специальные службы иностранных государств, которые могут находиться на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, как правило, по приглашениям соответствующих российских государственных военизированных организаций. Ко второй категории субъектов АПР относятся российские государственные (федеральные, региональные) органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции в сфере оборота оружия и патронов, прежде всего, органы внутренних дел, контролирующие оборот гражданского и служебного оружия, основные части огнестрельного оружия указанных видов, а также патроны к данному оружию в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об оружии". Начиная с 1 марта 2011 года МВД России и территориальные органы внутренних дел осуществляют контрольно-надзорные функции за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и патронов в строгом соответствии с установленной компетенцией и правомочиями, изложенными в ст. ст. 2, 12 и 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" <8>, а также на основании следующих законодательных актов Российской Федерации: -------------------------------- <8> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

1) ст. 11 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"; <9> -------------------------------- <9> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.

2) ст. 20 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 07.02.2011); <10> -------------------------------- <10> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888.

3) ст. ст. 6 - 14, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 29.12.2010) <11>; -------------------------------- <11> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430. В части, касающейся лицензирования и лицензионного контроля, осуществляемых органами внутренних дел за торговлей, коллекционированием и экспонированием оружейной и патронной продукции, а также их участия в лицензировании и лицензионном контроле Минпромторга России и Рособоронзаказа за производством оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию и составных частей патронов.

4) Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред. от 07.02.2011) <12>; -------------------------------- <12> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.

5) Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <13>. -------------------------------- <13> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

Во вторую категорию субъектов также входят иностранные компетентные органы (дипломатические представительства иностранных государств в Российской Федерации), участвующие в совместных с МВД России регулировании и контроле за оборотом оружия и патронов посредством т. н. "двойного разрешения" <14> на право осуществления иностранными гражданами юридически значимых действий с оружием и патронами на территории Российской Федерации, равно как и российскими гражданами - временно выезжающими из Российской Федерации или уезжающими к новому (постоянному) месту жительства за пределы Российской Федерации. -------------------------------- <14> См.: часть первую ст. 14 Федерального закона "Об оружии", а также пункт 85.1 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3878.

Перечень российских участников (вторая категория субъектов АПР), задействованных в обеспечении АПР, за последние 5 лет существенно расширен законодательством Российской Федерации. К числу таких специализированных участников АПР, в частности, относятся: государственные и негосударственные органы, аккредитованные в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" с правом сертификации гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия названных видов, а также патронов к данным видам оружия. Такие органы выдают сертификаты соответствия, являющиеся основанием для оборота оружия и патронов, согласно ст. 6 Федерального закона "Об оружии"; юридические лица, занимающиеся производством оружия и патронов или торговлей ими (юридические лица-поставщики), которые осуществляют ввод оружия и патронов в оборот посредством их продажи на отечественном рынке (в том числе импорт) или доставку на зарубежные рынки (экспорт). Данные поставщики делают соответствующие записи в лицензиях на приобретение оружия (патронов), составляют акты и другие документы, обеспечивающие делопроизводство, формируемые в рамках АПР; юридические лица, торгующие гражданским оружием и осуществляющие в соответствии со статьями 13 (части шестая и двенадцатая) и 18 (часть вторая) Федерального закона "Об оружии" первичную регистрацию в лицензии покупателя продаваемых газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружия самообороны отечественного производства, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или с казачьей формой, а также регистрацию в документе, удостоверяющем право на охоту, продаваемого охотничьего холодного клинкового оружия; аккредитованные в Минспорттуризме России общероссийские спортивные федерации по видам спорта <15>, связанным с использованием оружия, которые выдают спортивные паспорта спортсменам, а также ходатайства для приобретения огнестрельного и/или пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж для занятия стрелковым спортом. Данные паспорта и ходатайства являются обязательными при выдаче соответствующих лицензий на приобретение оружия, согласно частям седьмой, девятой, десятой и шестнадцатой ст. 13 Федерального закона "Об оружии"; -------------------------------- <15> См. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в ред. от 23.02.2011) // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

общественные охотколлективы, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся ведением охотничьего хозяйства, выдающие в установленном порядке <16> членские охотничьи билеты, охотничьи билеты (государственного образца), а также документы, подтверждающие профессиональное право охотника на промысловую охоту, которые согласно частям шестой, восьмой и двенадцатой ст. 13 Федерального закона "Об оружии" являются одним из оснований для приобретения охотничьего огнестрельного (гладкоствольного, нарезного, комбинированного), пневматического и холодного клинкового оружия; -------------------------------- <16> См. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462; Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3735.

организации, которые на основании частей семнадцатой и девятнадцатой ст. 13 Федерального закона "Об оружии" проверяют знание правил безопасного обращения с оружием у граждан, как впервые приобретающих гражданское оружие, так и владеющих им (периодические проверки); образовательные учреждения, обеспечивающие проведение контрольно-проверочных мероприятий, в том числе квалификационных экзаменов частных охранников и периодические проверки работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и/или специальных средств. Данные организации не проводят указанные контрольные мероприятия, но участвуют в их проведении комиссиями органов внутренних дел на условиях обеспечения правоохранительной деятельности и экспертного сопровождения экзаменов и контрольных проверок в рамках реализации части шестой ст. 12 Федерального закона "Об оружии"; другие экспертные, в том числе научные организации, общественные объединения и эксперты (ученые, специалисты), которые привлекаются МВД России и органами внутренних дел в установленном порядке <17> в соответствии с подпунктом 4 пункта 13 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации <18> для выработки решений по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел; -------------------------------- <17> См.: Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; Федеральный закон "О техническом регулировании"; Указ Президента Российской Федерации от 24.01.2011 N 86 "О единой национальной системе аккредитации" // СЗ РФ. 2011. N 5. Ст. 709; Концепцию формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 N 1760-р // СЗ РФ. 2010. N 43. Ст. 5534); Постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю" // СЗ РФ. 2009. N 35. Ст. 4241. <18> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 10. Ст. 1334.

граждане, привлекаемые на основании пункта 34 ст. 13 Федерального закона "О полиции" к внештатному сотрудничеству с полицией либо сотрудничающие с полицией негласно и конфиденциально оказывающие ей содействие, помощь в выполнении обязанностей, в том числе контрольно-надзорных функций, возложенных на полицию. Объектами АПР с учетом установленного ст. 129 ГК РФ гражданско-правового режима "ограниченной оборотоспособности" являются: 1) оружейная и патронная продукция, подпадающая под действие Федерального закона "Об оружии"; 2) изделия, конструктивно сходные с оружием и патронами; 3) работы, выполняемые в отношении указанной продукции; 4) оказываемые владельцам (пользователям) оружия и/или патронов услуги, связанные с оборотом обозначенной продукции либо с использованием и применением оружия. К первой категории объектов АПР следует отнести оружие и патроны, т. е. "специальные" устройства и предметы, прямо регулируемые нормами федерального закона "Об оружии": гражданское, служебное и боевое оружие; патроны к оружию, в том числе боеприпасы - т. е. патроны к боевому оружию; основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка). Под оружием в одноименном федеральном законе "Об оружии" <19> понимаются "специальные" изделия: устройства и предметы, которые, начиная с этапов их разработки и конструирования, функционально создаются и в дальнейшем используются для решения "особых" задач: поражения живой или иной цели либо подачи сигналов. В силу таких "особых" задач, связанных с использованием и применением оружия для защиты жизни, здоровья и имущества людей и организаций, соответствующие юридические лица были отнесены к специальной группе - "с особыми уставными задачами" <20>. -------------------------------- <19> См.: термин "оружие" в ст. 1 Федерального закона "Об оружии". <20> См.: ст. 4 Федерального закона "Об оружии".

Следует отметить, что указанные изделия не составляют исчерпывающий перечень объектов административно-правового режима. В силу установленных федеральными законодательством запретов, ограничений и правил этот перечень целесообразно расширить: слезоточивыми и раздражающими веществами, разрешенными для снаряжения гражданского газового оружия и патронов газового действия <21>; -------------------------------- <21> См.: абзац четвертый п. 1 части второй ст. 3 и абзац восьмой п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об оружии".

"специальной" сборкой: ударно-спусковым механизмом, а также его деталью - бойком, непосредственно влияющими на следообразование на пуле и/или гильзе <22>; -------------------------------- <22> Вводятся в правоприменительную практику с 1 июля 2011 года.

изделиями <23>, конструктивно сходными с оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к оружию, которые сертифицированы в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивных снарядов. -------------------------------- <23> См.: часть вторую ст. 1 Федерального закона "Об оружии". Далее - "конструктивно сходные с оружием изделия".

Учитывая, что перечисленные объекты гражданских прав, ограниченные в своей оборотной способности, включают в себя помимо оружия и патронов отдельные части сборки, детали, а также химические вещества, целесообразно их объединить в одном термине "оружейная и патронная продукция", который в большей степени отвечает термину "товар" из области гражданско-правовых отношений, объединяющему, в свою очередь, как названную оружейную и патронную продукцию, так и конструктивно сходные с ней изделия. В частности, в понятийном аппарате Федерального закона "О техническом регулировании" под "продукцией" <24> понимаются результаты деятельности, представленные в материально-вещественной форме и предназначенные для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях; -------------------------------- <24> См.: Ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 28.09.2010) // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

Вторую группу объектов АПР формируют изделия, которые имеют конструктивное сходство с объектами АПР, выделенными в первую группу. Такие изделия согласно статье 1 Федерального закона "Об оружии" не относятся к оружию и патронам, т. е. к тем изделиям, конструктивными признаками которых они обладают, если это подтверждено сертификатами соответствия и данные изделия (неоружие) признаны в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды. Третью категорию объектов АПР формируют "специальные", т. е. ограниченно оборотоспособные виды работ, выполняемые только в отношении оружейной и/или патронной продукции, включая работы производственного и эксплуатационного характера. Отличием таких работ от других является то, что их выполнению должно предшествовать получение специального разрешения с правом производства конкретных практических действий прежде всего в отношении оружия (патронов), зарегистрированных органами внутренних дел, либо получение долгосрочных лицензий на отдельные виды деятельности либо соответствующую эксплуатацию оружия и патронов, если такой режим лицензирования установлен законодательством. Терминологически Федеральный закон "Об оружии" не раскрывает понятие "эксплуатация оружии и патронов", хотя включает все, что не связано с созданием (разработкой и изготовлением) оружия и патронов, а также осуществлением специальных действий: уголовно-процессуальных, административно-процессуальных и иных. Так, например, по аналогичному принципу сформулирован термин "эксплуатация вооружения" <25>. -------------------------------- <25> См.: Руководство по эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения. Часть 1. М.: Военное издательство, 1989. С. 5.

Важность термина "эксплуатация" продиктована положениями федерального закона "О техническом регулировании", регулирующего вопросы технической безопасности оружия и патронов, но не дающего соответствующего определения. Национальный стандарт ГОСТ 25866-83 "Эксплуатация техники. Термины и определения" под "эксплуатацией" понимает стадию жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. В общем случае "эксплуатация" включает в себя: использование изделия по назначению, транспортирование, хранение, технические обслуживание. Ремонт с учетом термина "производство оружия" не входит в "эксплуатацию оружия", что допускает указанный стандарт. Четвертую категорию объектов АПР образуют "специальные", т. е. ограниченно оборотоспособные услуги, оказываемые ограниченному кругу юридических и физических лиц посредством использования оружейной и патронной продукции либо для имеющейся у названных лиц продукции обозначенной категории, в том числе услуги производственно-торгового сервиса, образовательные услуги, услуги по хранению и перевозке оружейной и патронной продукции. К пятой категории объектов административно-правового режима "оборот оружия и патронов" также следует относить ту пространственную (окружающую) среду, в которой оружейная и патронная продукция производится, эксплуатируется и уничтожается, утилизируется (далее - "среда оборота оружия и патронов"). Оружейная и патронная продукция, как изделия, характеризующиеся опасными свойствами конструкции и своей функциональности для людей, животных и имущества, обращается в пределах специально оборудованных и оснащенных территориях, зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, предназначенных для размещения такой продукции, ее использования или выполнения разрешенных работ, оказания услуг. Упомянутые специализированные объекты, к числу которых относятся производственные, торговые, музейные, выставочные, учебные, складские и иные объекты хранения, испытательные лаборатории (сертификационные станции), охотничьи и стрелковые объекты, места жительства и нахождения с оружием частных лиц, индивидуальных предпринимателей и работников формируют "среду оборота" оружейной и патронной продукции, в пределах которой также должны соблюдаться целевые запреты, ограничения, дозволения и предписания по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка, прежде всего гарантирующие сохранность этой продукции, исключающие доступ к ней посторонних лиц, создающие условия для безопасного ее хранения и иного обращения <26>. -------------------------------- <26> См.: часть пятую ст. 22 Федерального закона "Об оружии".

Для обеспечения понятийного аппарата и нормативного регулирования оборота оружия и патронов федеральный закон "О техническом регулировании" вводит и использует еще один термин - "безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации", под которой понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений <27>. -------------------------------- <27> См.: Ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании".

Объектовая сторона АПР, помимо изложенных особенностей, характеризуется и другими специфическими отличиями, вызванными особенностями классификации оружия и патронов, а также комплексной особенностью функционального тандема "оружие + патрон" для отдельных ствольных и бесствольных конструкций оружия. Во-первых, федеральный закон "Об оружии" не охватывает своим понятийным аппаратом и предметом регулирования все оружие и вооружение, весь спектр патронов и боеприпасов в том понимании, как это "наиболее широко" присутствует в нашей жизни и находит свое отражение в предмете правового регулирования уголовных и административных деликтов. федеральный закон "Об оружии" касается только ручного стрелкового оружия - т. е. оружия "ручного", которое удерживается и используется стрелком, и только те патроны, которые конструктивно предназначены для использования вместе с указанным оружием <28>. -------------------------------- <28> См.: преамбулу Федерального закона "Об оружии".

Именно специфическими особенностями оружия и патронов продиктованы одноименные "специфические" по своему характеру правовые отношения, сопровождающие эти изделия на всех стадиях их существования, а также сформированные запреты, ограничения и предписания для правил поведения как во время непосредственного оборота оружия и патронов, так и в период, предшествующий их обороту, и в период, завершающий оборот оружия. Во-вторых, Федеральный закон "Об оружии" разграничивает: 1) видовую классификацию оружия: боевое, служебное, гражданское. Причем межвидовая интерпретация оружия Законом не предусмотрена, в силу чего юридически совмещение двух или трех видов оружия в одном образце нормативно не допускается, чем обеспечивается первично полученный юридически-видовой статус оружия и защита юридико-технических конструкций процедур его оборота, в значительной степени зарегулированных особенностями запретов, ограничений, порядка и правил оборота для конкретного вида оружия, а также патронов к нему. 2) подвидовую классификацию оружия и патронов по типу назначения (действия), например для гражданского оружия: для самообороны, спортивное, охотничье, сигнальное, для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации, с казачьей формой; 3) нормативно-техническую классификацию оружия по принципу действия и конструкции: огнестрельное, в том числе ствольное, бесствольное и вновь вводимое с 1 июля 2011 года "огнестрельное ограниченного поражения"; газовое; пневматическое; бесствольное (в том числе огнестрельное с фальш-стволом, различные аэрозольные упаковки, механические распылители, электрошоковые устройства, искровые разрядники), короткоствольное (пистолеты, револьверы) и длинноствольное (в том числе ружья, карабины, штуцеры); опять же бесствольное оружие в соотношении с одноствольном, двуствольным или иным многоствольным; монокалиберное (однокалиберное), бикалиберное (двухкалиберное) или с большим количеством используемых калибров либо типоразмеров патронов; другие типовые и нетиповые конструкции оружия; 4) классификацию патронов, аналогичную оружейной: видовую, по типу назначения (действия) и нормативно-техническую по принципу действия и конструкции. В частности, различают огнестрельные патроны, патроны травматического, газового, светозвукового и иного действия. В настоящее время перечисленная градация оружия и патронов не полностью отрегламентирована на понятийном и нормативном уровне непосредственно в федеральном законе "Об оружии". В конфликте с данным Законом находятся оружейные и патронные классификации, изложенные в двух десятках ГОСТов, принятых задолго до указанного закона и неунифицированных, в том числе по причине отсутствия специального технического регламента, принятие которого предусмотрено федеральным законом "О техническом регулировании" и решениями Постоянной международной комиссии, утвержденной в соответствии с Брюссельской Конвенцией от 1 июля 1969 г <29>. -------------------------------- <29> Указанная международная Конвенция введена в действие на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.1992 N 891 "О присоединении Российской Федерации к Брюссельской конвенции о взаимном признании испытательных клейм ручного огнестрельного оружия" (в ред. от 08.12.2008) // СЗ РФ. 1992. N 22. Ст. 1884. Текст Конвенции опубликован в журнале "Стандарты и качество", 1998, N 9, который издается Росстандартом.

В-третьих, нормотворческую деятельность и правоприменительную практику осложняет отсутствие в законодательных актах понятийного аппарата, раскрывающего нормативно-техническую классификацию оружия и патронов, тогда как правовое их регулирование в федеральном законе "Об оружии" и в подзаконных нормативных актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МВД России, других министерств и ведомств используется достаточно широко. Требуемая терминология образуется нормами технического характера, но в силу того что они применяются для регламентации норм правового характера, их описания и регулирования в нормативном правовом акте, прежде всего в федеральном законе "Об оружии" такие технические нормы обладают двойной регулятивно-нормативной природой: первичной - технической (конструкторско-технологической), вторичной (производной) - юридико-правовой. В целях упрощения и облегчения задач нормативного регулирования оборота оружейной и патронной продукции после принятия федерального закона "О техническом регулировании" была развернута работа по разработке общих и специальных технических регламентов, детализирующих требования технической безопасности по конкретным видам продукции. В федеральном законе "Об оружии" нормы технического характера занимают более трети всего нормативного пространства, по причине чего в 2002 - 2003 годах законодателями и федеральными министерствами, в частности МВД России, неоднократно предлагалось федеральному закону "Об оружии" придать особый (двойной) правовой статус в форме Законодательного нормативного правового акта и Нормативно-технического акта с функциями "Общего технического регламента", но окончательное решение по данному вопросу технической комиссией при Правительстве Российской Федерации принято не было. В-четвертых, особенностью объектов АПР является сложная конструкция норм и приемы юридической техники, примененные в федеральном законе "Об оружии", не позволяющие в ряде случаев конкретизировать и детализировать нормативные требования, что создает проблемы для правоприменителей, в отдельных случаях и для самих законодателей, а в целом - для реализации административно-правового режима "оборот оружия и патронов". Примером тому служит преамбула Федерального закона "Об оружии", пролонгирующая на патроны действие норм закона, прямо установленных для оружия. Но в отдельных случаях нормы регулирования оборота оружия и оружейной продукции не могут автоматически распространяться на патроны и патронную продукцию. В частности, статья 16 Федерального закона "Об оружии" устанавливает наличие индивидуального номера у каждой изготовленной единицы оружия, за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами. Исходя из преамбулы Закона, такие же индивидуальные номера должен иметь каждый патрон, как минимум к модели оружия, подлежащей индивидуальному нумерованию. Организационно-техническое решение возможно только в перспективе и только посредством введения элементов ЧИПования для патронов (пуля-гильза) или, как минимум, пуль патронов (на начальном этапе автоматизации), что позволит снизить трудоемкость технологического процесса их изготовления и одновременного индивидуального маркирования. Современные средства и приемы маркирования не позволяют создать патрон, оптимальный по технологии и стоимости изготовления. Кроме того, не каждое оружие предусматривает использование патронов. Так, без патронов используется холодное оружие, в том числе метательное и клинковое, аэрозольные упаковки, большинство моделей механических распылителей, электрошоковые устройства, искровые разрядники (даже при использовании дистанционных картриджей, они не являются патронами). Пневматическое оружие также конструктивно не предусматривает использование патронов. В-пятых, серьезные проблемы вызваны необходимостью реализации как в федеральном законе "Об оружии", так и в других законодательных и подзаконных нормативных актах главного функционального принципа ствольного и бесствольного огнестрельного оружия, которое работает как единая система "оружие + патрон". Такое оружие без патрона, равно как и сам патрон без оружия не представляют общественной опасности. Для патрона, конечно, существуют банальные исключения: если их бросить, например, в костер или ударить по капсюлю другим предметом, но это все нештатные и опасные изначально действия, несвязанные с конструкцией патронов. В-шестых, большие проблемы связаны с основными терминами "оборот оружия и патронов" и "производство оружия и патронов", изложенными в ст. 1 Федерального закона "Об оружии", требующих серьезной переработки с учетом нормативных новаций последних лет (Закон действует с 1 июля 1997 года). Указанные термины необходимо привести в соответствие со смысловым значением "оборот" (т. е. стадии жизненного цикла изделия) без использования терминов процессуального и иного характера, находящихся за предметов регулирования вопросов оборота оружия, а также с Федеральным законом "О техническом регулировании" - в части, касающейся разграничения производственного и эксплуатационного циклов оборота оружия и патронов, и со ст. 129 ГК РФ - в части разграничения гражданско-правового режима "ограниченной оборотоспособности" и административно-правового режима "оборота оружия и патронов". В-седьмых, многоукладность и разнообразие оборота оружия и патронов приводят к тому, что одни и те же субъекты АПР, непосредственно осуществляющие их оборот, должны по формальным признакам выступать одновременно в различных категориях. Например, в качестве одновременного "производителя", "поставщика", "коллекционера" и т. д. Межсубъектные грани стираются в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно при решении задач антикризисной защиты и стабилизации. Такие организации все чаще развивают несколько и разные виды деятельности, расширяют спектр сервисных услуг, выполняемых работ с оружейной и патронной продукцией. Для серьезной спортивной организации или, например, образовательного учреждения, активно использующих оружие и стрелковые объекты, постоянной практикой становится самостоятельный ремонт эксплуатируемого оружия, а также попутное оказание услуг другим владельцам оружия. Фактически все крупные оружейные магазины создали свои ремонтные мастерские. Но все это уже производственный цикл, требующих обязательного получения лицензии Минпромторга России и Рособоронзаказа. Изложенная практика в деятельности организаций свидетельствует о необходимости упрощения правового статуса субъектов АПР из числа юридических лиц и перехода на общие для них требования ГК РФ, не ограничивающие по субъективному признаку их деятельность, а ориентированные в силу гражданско-правового режима "ограниченной оборотоспособности" оружия и патронов на наличие специальных разрешений на право их оборота, выполнения соответствующих работ и оказания услуг. В-восьмых, все больше ощущается отсутствие единого для оружейной и патронной продукции и системообразующего законодательного акта, охватывающего нормативным регулированием не только ручное стрелковое оружие, но и другие его виды, включая действующую типологию вооружения и боеприпасов, что актуально для решения задач обеспечения общественной безопасности, особенно при проведении контрольно-проверочных мероприятий, включая мероприятия по организации добровольной сдачи населением незаконно хранящегося оружия, патронов, боеприпасов, взрывчатых материалов и других предметов вооружения. До настоящего времени не сформированы системы нормативов для таких категорий оружия, как "старинное" (антикварное) и иное оружие, имеющее культурную ценность, и по атрибутации холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации.

Название документа