Взаимодействие полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества в условиях реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

(Киричек Е. В.) ("Административное и муниципальное право", 2013, N 12) Текст документа

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ И ИНЫМИ ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СОБЛЮДЕНИЯ И УВАЖЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. В. КИРИЧЕК

Киричек Евгений Владимирович - кандидат юридических наук, докторант кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России.

В статье исследуются особенности взаимодействия полиции с общественными объединениями, рассматриваются проблемы, перспективы, основные направления и этапы такого взаимодействия в условиях реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Делается ряд конструктивных выводов относительно дальнейшего поступательного развития взаимодействия полиции и общественных объединений. Несмотря на значительное количество работ, посвященных данным вопросам, необходимо тем не менее отметить недостаточную разработанность проблем в данной сфере. Причина видится в продолжающихся реформах в России в целом и в полиции в частности, нестабильности действующего законодательства, регулирующего указанные вопросы. Эти и другие обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость исследования, определяют необходимость изучения особенностей взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества с целью повышения эффективности его функционирования и свидетельствуют о необходимости научно-практических рекомендаций. Методологическая основа исследования состоит в применении как общенаучных приемов и методов, так и специальных научных методов, выработанных в правоведении. При проведении исследования особую роль сыграли следующие методы научного познания: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический, логический, метод системно-структурного анализа. Исследование строилось на основе обобщения и системного анализа работ отечественных ученых, а также нормативной правовой базы.

Ключевые слова: полиция, общественные объединения, гражданское общество, взаимодействие, проблемы, перспективы, права, свободы, человек, гражданин.

Interactions between the police and the non-governmental organizations and other institutions of the civil society within the framework of implementation of the principle of respect for basic human rights and freedoms in the Russian Federation E. V. Kirichek

The article concerns specific features of interactions between the police and non-governmental organizations, problems, perspectives and key directions of this interaction within the framework of implementation of the principle of respect for basic human rights and freedoms in the Russian Federation. The author provides a number of conclusions regarding the further consecutive development of such interaction. In spite of the large number of works on these issues, the problems in general are not sufficiently studied, which may be due to the ongoing reforms in Russia in general and its police system in particular, as well as lack of stability in the current legislation on these issues. These and other factors make this study topical and practically valuable, they require further studies of interactions between the police and the non-governmental organizations and other institutions of the civil society in order to make it more efficient, showing the need for scientific practical propositions. The methodological basis for the study includes general scientific means and methods, as well as the specific scientific legal methods. Special attention was paid to the following scientific cognition methods: dialectic, historic, comparative legal method, specific social, statistical, logical, systemic and structural analysis. The study was also based upon generalization and systemic analysis of the works of Russian scientists and normative legal acts.

Key words: police, non-governmental organizations, civil society, interaction, problems, perspectives, rights, freedoms, individual, citizen.

Права и свободы человека и гражданина имеют существенное значение для понимания современного общества, государства и права. В Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. нормы о правах и свобода человека и гражданина содержатся в главе 2, которая так и называется "Права и свободы человека и гражданина" (ст. ст. 17 - 64). Сохраняя в качестве исходных начал принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991 г.), Конституция РФ 1993 г. вместе с тем, по сравнению с прежней (речь идет о Конституции РСФСР 1978 г.), содержит некоторые новые подходы к правовому оформлению этого института, юридически более точно раскрывает содержание многих основных прав и свобод. Так, например, положения Конституции РФ определяют особое место человека, его прав и свобод в системе конституционных правоотношений, выдвигают защиту его прав в качестве основополагающего принципа, действующего в обществе и государстве. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Развитие этого тезиса должно быть подкреплено в том числе наличием действенного взаимодействия полиции с общественными объединениями. Сегодня общественные объединения являются важным звеном правозащитного механизма. При этом, как подчеркивает А. Н. Герасименко, государственная система обеспечения правопорядка не может успешно функционировать без помощи общественных объединений и граждан <1>. Многие из них прошли нелегкий путь становления от малоэффективных небольших социальных групп до крупных организаций, способных решать значимые проблемы в сфере взаимодействия гражданского общества с публичной властью по охране и защите прав и свобод человека и гражданина, что позволило им достичь определенного уровня общественного признания. Перед ними стоит задача занять собственное место среди политико-правовых институтов, с одной стороны, отвечающее внутренним потребностям и интересам, а с другой - потребностям и интересам всего общества. Такая двойственная задача позволяет отнести деятельность общественных объединений к политической системе, которая устанавливает рамки (границы) взаимодействия государства (государственных органов, в т. ч. полиции) с участниками общественно-политических отношений. -------------------------------- <1> Герасименко А. Н. Информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка (организационные и правовые вопросы): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 14.

В целях совершенствования взаимодействия полиции Российской Федерации с общественными объединениями, дальнейшей реализации согласованной политики в области формирования у граждан объективной оценки деятельности Министерства внутренних дел России, повышения правовой культуры общества, создания положительного образа сотрудников полиции была принята Концепция совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009 - 2014 годы. Данная Концепция определяет цели, задачи и основные направления совершенствования взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации, политическими партиями, религиозными и иными общественными объединениями на 2009 - 2014 годы. Согласно названной Концепции, развитие взаимодействия полиции с общественными объединениями заключается в создании необходимых условий для эффективного участия институтов гражданского общества в разработке и реализации основных направлений государственной политики в области внутренних дел с учетом потребностей и интересов граждан, обеспечения защиты их прав и свобод. От того, как будет складываться и развиваться это взаимодействие, насколько полно будут реализованы положения Концепции, зависит решение многих вопросов в деятельности полиции. Совместная деятельность граждан, общественных объединений и полиции в той или иной степени всегда позволяет достичь положительного результата. Здесь речь идет о комплексной оценке ситуации. С одной стороны, граждане доводят до сведения полиции свои соображения относительно того или иного события, дела, а с другой - сотрудники полиции с учетом всех обстоятельств, позволяющих им сконцентрировать внимание на проблемах, причинах их возникновения и возможных вариантах решения, дают конструктивную, профессиональную оценку произошедшему. В связи с этим процесс взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества, как видится, должен включать несколько этапов. 1. Аналитический этап. На этом этапе проводится комплексный анализ, с помощью которого выявляются проблемы, определяется круг субъектов взаимодействия, происходит коммуникативный обмен между участниками по вопросам, относящимся к решению проблем, на которые будет направлено взаимодействие, определяются основные направления совместной деятельности, цели и задачи, формы методы, средства и т. д. 2. Этап проектирования - связан с разработкой системы перспективных мероприятий и проектов планов (программ), совместным их обсуждением, определением сроков исполнения и исполнителей (соисполнителей), созданием единого координирующего центра (органа), обучением членов общественных объединений, разработкой методических рекомендаций. 3. Этап выработки управленческих решений - связан с принятием совместных решений по организации взаимодействия и их официальным оформлением (подготовка договоров, уставов и др.). 4. Функциональный этап - связан непосредственно с самим процессом взаимодействия. На данном этапе происходит выявление проблем и определение места и роли полиции и общественных объединений в их решении. 5. Контроль исполнения принятых решений. Здесь происходит проверка исполнения решений, разработанных и принятых взаимодействующими партнерами, широкое освещение результатов взаимодействия в средствах массовой информации, просветительская работа среди населения. 6. Оценочный этап. Осуществляется оценка эффективности принятых решений по заранее разработанным критериям, в целях дальнейшего совершенствования форм и методов совместной деятельности. 7. Этап согласования (факультативный этап) возможен на любой стадии взаимодействия, когда между субъектами возникают разногласия относительно того или иного вопроса либо когда необходимо скорректировать (изменить, отменить) будущие мероприятия, какие-либо положения плана (программы) и т. д. Процедура согласования определяется самими субъектами взаимодействия. Кроме всего прочего, наличие в Российской Федерации большого количества общественных объединений <2> требует особого подхода к организации их взаимодействия с правоохранительными органами (в т. ч. полицией). Это связано в первую очередь с тем, что эти объединения неодинаковы по своему составу, направлениям деятельности, целям, финансовому положению. Свидетельством тому являются существующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация, общественное учреждение, общественный фонд, общественное движение, орган общественной самодеятельности, политическая партия <3>. Помимо этого, существуют религиозные объединения, национальные диаспоры и др. Одними из самых многочисленных являются общественные организации правоохранительной направленности. -------------------------------- <2> По данным Министерства юстиции Российской Федерации, число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в России, на 1 января 2013 г. составляет 104949. См.: Россия в цифрах - 2013 г. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b13_11/IssWWW. exe/Stg/d1/02-06.php (дата обращения: 16 сентября 2013 г.). <3> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 20 июля 2012 г.) (ст. 7) // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 2012. N 30. Ст. 4172.

Как известно, общественные объединения создаются на добровольной основе для реализации общих целей; выполняют посредническую функцию между государством, призванным признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, и гражданским обществом, обеспечивающим жизнедеятельность общественных структур и объединений, не зависящих от государства, и возможность самореализации индивидов; являются основным негосударственным субъектом, участвующим в охране правопорядка. Согласно ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (ред. от 20 июля 2012 г.) "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. При этом, если общественное объединение ставит целью, например, охрану общественного порядка, содействие полиции в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, браконьерством, нарушениями правил лесопользования, охоты и рыболовства и т. д., оно, непременно, правоохранительной направленности. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что все общественные объединения правоохранительной направленности объединяет заинтересованность в личной и общественной безопасности, участие в охране общественного порядка, содействие правоохранительным органам в их законной деятельности <4>. Специфическими признаками данных общественных объединений, позволяющими отличать их от всех иных негосударственных организаций, являются: добровольность и самоуправляемость формирования; некоммерческий характер деятельности; создание по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей (если хотя бы одна из них правоохранительного толка), указанных в уставе; отсутствие государственно-властных функций. -------------------------------- <4> Сухова А. Г., Церникель Ю. И. Взаимодействие органов внутренних дел и добровольных общественных формирований по охране общественного порядка // Вестник Барнаульского юридического института. 2011. N 1 (20). С. 30.

В настоящее время существуют различные формы совместной деятельности полиции и общественности по охране правопорядка: добровольные народные и казачьи дружины, оперативные отряды и отряды содействия полиции, в том числе молодежные, внештатные подразделения дорожно-патрульной службы и т. д., к примеру, в Свердловской, Тюменской, Кировской, Курганской областях функционируют дружины по охране общественного порядка, специализированные отряды дружинников (по линии ГИБДД), казачьи дружины ("Казачья полиция"), студенческие отряды охраны общественного порядка; в Костромской, Архангельской, Пензенской областях - советы общественности, добровольные народные дружины, молодежные оперативные (поисковые) отряды, внештатные сотрудники полиции; в Самарской, Белгородской, Томской, Воронежской, Псковской областях - добровольные народные дружины, студенческие оперативные отряды, круглосуточные посты и группы патрулирования в местах массового пребывания граждан, общественные пункты охраны порядка, советы (группы) профилактики правонарушений; в Красноярском крае, Новосибирской, Тульской, Ульяновской областях - добровольные молодежные дружины. Именно с их помощью ежегодно раскрываются десятки тысяч преступлений, выявляются сотни тысяч административных правонарушений <5>. -------------------------------- <5> Щелкунова М. В. Механизм взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями // Стратегическое управление в правоохранительной сфере: проблемы теории и практики: Сборник статей (по материалам Международной научно-практической конференции в Академии управления МВД России 31 октября 2008 г.). М.: Академия управления МВД России, 2009. С. 350.

Несмотря на отсутствие федерального законодательства, в настоящее время на территории Российской Федерации действует более 45 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, численность которых составляет более 454 тысяч человек, в том числе в 14,2 тысячи народных дружин - около 190 тысяч человек, в 895 казачьих дружинах - около 62 тысяч человек. Более 42 тысяч граждан являются внештатными сотрудниками полиции. Членами общественных объединений и внештатными сотрудниками полиции во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел проводится работа по поддержанию общественного порядка на улицах и в других общественных местах, по предупреждению и пресечению административных правонарушений, раскрытию преступлений. С их участием в 2012 году раскрыто 32411 преступлений, выявлено 459632 административных правонарушения, задержано 357526 правонарушителей. По вопросам участия граждан в обеспечении правопорядка в субъектах Российской Федерации приняты 63 региональных закона и 1 постановление законодательного органа <6>. -------------------------------- <6> См.: паспорт проекта Федерального закона N 238654-6 "Об участии граждан в охране общественного порядка" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=PRJ;n=103718;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.10443186783231795 (дата обращения: 16 сентября 2013 г.).

С участием казачьих дружин в 2012 году раскрыто 2393 (-2061 в 2011 году) преступления, выявлено 79650 (+17905) административных правонарушений, задержано 51655 правонарушителей (-306), в том числе 1357 лиц (-658), совершивших преступления. Одной из новых форм сотрудничества органов внутренних дел и представителей казачества стало совместное несение службы по охране общественного порядка с участковыми уполномоченными полиции и их участие в проведении профилактических мероприятий с инспекторами по делам несовершеннолетних <7>. -------------------------------- <7> Информационно-аналитические обзоры по итогам работы Комиссии по организации государственной и иной службы российского казачества Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd. ru/mvd/sovorg/kazachestwo/kaz_obzor (дата обращения: 17.09.2013).

Растет число различных программ и мероприятий по профилактике преступлений, что свидетельствует о стремлении полиции и общественности добиться ощутимых результатов в данной сфере. Сегодня органами внутренних дел осуществляется тесное сотрудничество с почти 1000 общественных объединений по всей России <8>. В связи с этим в современных условиях актуальность приобретает вопрос систематизации общественных объединений, задействованных в поддержании правопорядка, профилактике правонарушений и т. д., которому уделяют внимание ученые различных отраслей права. Приведем некоторые существующие в науке точки зрения. -------------------------------- <8> Грибакин В. Пресс-центр МВД России как источник объективной и своевременной информации для гражданского общества // Профессионал. 2012. N 1. С. 22.

Среди всего многообразия общественных объединений выделяются те, которые осуществляют свою деятельность на некоммерческой основе (внештатные сотрудники полиции, общественные помощники правоохранительных органов, добровольные народные дружины, общественные формирования правоохранительной направленности (общественные пункты охраны порядка и казачьи формирования)), и те, которые функционируют на коммерческой основе (частные детективные и охранные структуры, которые не являются элементом системы государственных правоохранительных органов, но имеют все необходимые атрибуты правового статуса субъекта предупреждения преступности <9>). -------------------------------- <9> Иванова В. С. Предупреждение преступлений негосударственными субъектами в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2007. С. 18.

Согласно Закону Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 (ред. от 2 июля 2013 г.) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, которая определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1) <10>. -------------------------------- <10> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888; СЗ РФ. 2013. N 27. Ст. 3477.

В статье 3 рассматриваемого Закона РФ говорится о том, что организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений. Правила предоставления частным охранным организациям права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и предоставления частным детективам права содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 (ред. от 27 декабря 2012 г.) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" <11>. Данные правила устанавливают порядок предоставления права содействовать правоохранительным органам: 1) частным охранным организациям - в обеспечении правопорядка на основании соглашения об обеспечении правопорядка, заключенного с соответствующим правоохранительным органом (его структурным подразделением); 2) частным детективам - в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений на основании соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений, заключенного с соответствующим правоохранительным органом (его структурным подразделением). Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 (ред. от 21 ноября 2011 г.) "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" <12> определены правила уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников). -------------------------------- <11> САПП РФ. 1992. N 8. Ст. 506; СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 20. <12> СЗ РФ. 2011. N 26. Ст. 3820; 2011. N 48. Ст. 6931.

Анализируя действующее законодательство Российской Федерации, В. А. Поникаров выделяет четыре группы негосударственных субъектов, обеспечивающих правопорядок в стране. К первой группе он относит частные детективные и охранные предприятия, службы безопасности предприятий, адвокатуры, третейские суды. Ко второй - добровольные народные дружины, казачьи объединения, общественные пункты охраны порядка, уличные, сельские, квартальные, домовые комитеты, советы профилактики. К третьей - индивидуальные субъекты правоохранительной деятельности, выполняющие функции совместно с государственными правоохранительными органами (внештатные сотрудники правоохранительных органов, граждане, сотрудничающие с органами на конфиденциальной основе). К четвертой - субъекты, наделенные государством административно-юрисдикционными полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Речь идет об административных комиссиях, а также о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав <13>. -------------------------------- <13> См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; 2013. N 31. Ст. 4191.

С. В. Усатов общественные объединения классифицирует по следующим основаниям: происхождению и назначению (общественные объединения, созданные в рамках Министерства внутренних дел России и предназначенные только для органов внутренних дел, и общественные организации, представляющие собой отделения, филиалы общереспубликанских организаций); организационному строению (массовые общественные организации (профсоюзы, ассоциации, фонды, ветеранские организации, спортивные федерации и другие); самостоятельные представительские организации (офицерские собрания, женские советы, общества автолюбителей, советы воинов-интернационалистов, чернобыльцев и др.); внештатные органы общественного содействия (советы наставников, суды чести, комиссии по изобретательству и рационализации, советы клубов, библиотек, музеев, уголков и комнат истории и другие)); направлению деятельности и характеру интереса (объединения социальной, религиозной, профессиональной, культурно-воспитательной и физкультурно-спортивной направленности) <14>. -------------------------------- <14> Взаимодействие государственных органов России с казачьими объединениями при поддержании общественного порядка // Теория и практика общественного развития. 2009. N 3-4. С. 193 - 194.

Кроме всего прочего, учеными небезосновательно выделяются и другие классификационные группы общественных объединений, которые, безусловно, имеют право на существование: по территориальному статусу - местные, региональные, территориальные; по характеру деятельности - общества, ассоциации, центры, общественно-политические, конфессионально-культурные и другие; по принадлежности к социальным группам, включая возрастной фактор, - молодежные, женские, ветеранские; по времени создания и опыту работы; по провозглашенным приоритетам <15>; по целям; по форме собственности и т. д. -------------------------------- <15> См.: Герасименко А. Н. Информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка (организационные и правовые вопросы): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 13.

Ввиду того что исследование не преследует цели изучить подробно общественные объединения и их классификации, мы оставляем за рамками нашего повествования подробное освещение этих вопросов, необходимость тщательного изучения которых была доказана в ряде ранее проведенных научных исследований. Нас же интересуют исключительно особенности взаимодействия полиции и общественных объединений при обеспечении правопорядка, профилактики правонарушений и т. д. В отечественной науке существуют различные точки зрения относительно признания или непризнания Русской Православной Церкви субъектом правоохранительной деятельности. Если обратиться к определению "Русская Православная Церковь", то мы увидим, что это централизованная религиозная организация, зарегистрированная в качестве юридического лица <16>. -------------------------------- <16> Устав Русской Православной Церкви принят на Архиерейском Соборе 2000 г. Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 гг. в текст Устава был внесен ряд поправок. Архиерейский Собор 2013 г. принял исправленную и дополненную редакцию Устава // Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www. patriarchia. ru/db/text/133115.php (дата обращения: 17 сентября 2013 г.).

С одной стороны, согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, принятым 13 - 16 августа 2000 г., церковь как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с церковью. Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством <17>. Как ранее отмечал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: "Церковь отделена от государства, но не свободна от ответственности за судьбу народа... Жизнь Русской Православной Церкви нельзя отделить от судьбы народа" <18>. В связи с этим важные задачи искоренения преступности и исправления оступившихся стоят не только перед специальными учреждениями и даже не только перед государством, но перед всем народом, а значит, и перед церковью. Профилактика преступности возможна прежде всего через воспитание и просвещение, направленные на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. В этом деле Православная Церковь призвана к активному взаимодействию со школой, средствами массовой информации, правоохранительными органами <19>. -------------------------------- <17> Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (13 - 16 августа 2000 г.) // Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www. patriarchia. ru/db/text/141422.php (дата обращения: 17 сентября 2013 г.). <18> См.: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Церковь, общество, политика: взгляд из Москвы // Специальный выпуск альманаха "Европейский взгляд". Религия и политика. 2007 (дек.). N 6. <19> Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (13 - 16 августа 2000 г.).

С другой стороны, исходя из ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О полиции" <20> полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с... организациями. Из чего можно сделать вывод, что и с Русской Православной Церковью. Более того, в рамках Соглашения от 17 ноября 2004 года Русской Православной Церкви и Министерства внутренних дел Российской Федерации о сотрудничестве проводятся совместные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию сотрудников полиции, профилактике преступности среди несовершеннолетних, участие в других социально значимых акциях. Совместно с представителями духовных управлений мусульман ведется работа по преодолению радикализма и экстремизма, особенно среди молодежи, предотвращению этнонациональных конфликтов. Во взаимодействии с представителями еврейских региональных общин России реализуются меры по недопущению проявлений ксенофобии и национально-религиозной неприязни <21>. -------------------------------- <20> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (ред. от 2 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900; 2013. N 27. Ст. 3477. <21> Приказ МВД России от 1 января 2009 года N 1 "Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009 - 2014 годы" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=EXP;n=504466 (дата обращения: 16 сентября 2013 г.).

Таким образом, Русскую Православную Церковь следует считать субъектом правоотношений и в том числе субъектом, оказывающим влияние на правопорядок и профилактику правонарушений. Помимо всего прочего, в целях учета потребностей и интересов граждан, обеспечения защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики в области внутренних дел установлено взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации, по предложению совета которой создан Общественный совет при МВД России. Кроме того, созданы общественные советы при У (ГУ) МВД по субъектам Российской Федерации. В соответствии с ранее подписанным Меморандумом о сотрудничестве с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации организовано взаимодействие с правозащитными организациями по вопросам выработки и реализации решений, направленных на соблюдение и восстановление нарушенных прав и свобод граждан. В целях совершенствования организации взаимодействия избирательных комиссий, комиссий референдума и органов внутренних дел для обеспечения гарантий реализации гражданами конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, соблюдения законности и правопорядка при их проведении заключено Соглашение о взаимодействии с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации <22>. -------------------------------- <22> Соглашение о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 февраля 2005 года.

Несмотря на многообразие общественных объединений, разноплановый характер их деятельности, они между тем объективно способствуют формированию гражданской позиции, обеспечению заинтересованности граждан в сотрудничестве и достижении социального консенсуса. В этой связи можно выделить следующие основные направления взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества: - участие в разработке и рассмотрении методических материалов, программ, концепций, планов по наиболее актуальным вопросам и направлениям деятельности полиции, разработка методических рекомендаций для членов общественных объединений; - проведение совместных конференций, семинаров, круглых столов и т. д.; - пропаганда идей гуманизма, толерантности, особенно среди молодежи, правовое воспитание и просвещение населения, психологическая помощь (организация и проведение соответствующих тематических занятий с различными социальными группами, информационно-пропагандистских акций, в т. ч. благотворительных, среди слабозащищенных слоев населения (инвалиды, дети-сироты и т. д.), олимпиад, викторин, культурно-массовых, спортивных и др. мероприятий); - мониторинг и пресечение распространения информационных материалов, способствующих возникновению социально-негативного поведения; - мониторинг общественного мнения о деятельности полиции; - содействие полиции в охране общественного порядка (например, проведение совместных рейдов, патрулирования, дежурство членов общественных объединений на избирательных участках при проведении выборов), пресечении, раскрытии и расследовании преступлений и административных правонарушений; - осуществление гражданского (общественного) контроля за работой полиции через, например, институты наблюдателей от общественных организаций (общественные советы при территориальных органах внутренних дел), рабочие группы для осуществления различных мероприятий общественных организаций; - информирование граждан о деятельности полиции и общественных объединений в сфере борьбы с нарушениями правопорядка, в т. ч. с использованием возможностей сети Интернет; - взаимодействие с религиозными и национальными организациями (регулярные встречи с представителями национальных диаспор); - взаимодействие со средствами массовой информации; - профилактика экстремизма, особенно в молодежной среде, профилактика детской безнадзорности и беспризорности, проведение профилактической работы с правонарушителями и лицами, находящимися в социально-негативной среде; - участие в правовой и воспитательной работе с сотрудниками полиции, профилактике нарушений законности среди личного состава, комплектовании кадрового состава, отборе претендентов на занятие должностей; - поощрение членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников полиции и граждан, отличившихся в охране общественного порядка; - отчет полиции перед населением о проделанной работе; - работа с обращениями членов общественных объединений и их личный прием, организация прямой "горячей линии" для населения и общественных приемных - пунктов обращения за правоохранительной помощью, разработка приложения для мобильных телефонов "Мобильная полиция". Следует заметить, что перечень указанных направлений не является исчерпывающим. Некоторые из них, безусловно, могут быть в определенной степени использованы в качестве технологической основы исследований конкретных проблем взаимодействия полиции и общественных объединений. Таким образом, в настоящее время, в условиях реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, наиболее отчетливо проявилась и получила тенденцию к росту готовность полиции и общественных объединений взаимодействовать друг с другом в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Важность и необходимость такого взаимодействия коренятся не только в вопросах имиджа органов внутренних дел и достаточно низкого доверия к их деятельности со стороны населения, но и в том, что вызовы современного правового демократического многонационального государства и поступательно развивающегося общества обязывают власть и общественность находить пути к взаимопониманию и сотрудничеству. В этих условиях для эффективного привлечения общественных объединений к решению правоохранительных задач считаем целесообразным: - принять ряд законов и подзаконных актов, направленных на регулирование взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества. - создать единую информационную базу данных по общественным объединениям; - определить направления, разработать программы участия общественных объединений и иных институтов гражданского общества в федеральных, региональных, местных и иных программах укрепления правопорядка; - определить критерии и порядок предоставления льгот, финансовой поддержки общественным объединениям и иным институтам гражданского общества на период участия в реализации такого рода программ; - постоянно внедрять и совершенствовать различные формы и методы взаимодействия с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества; - разработать критерии эффективности взаимодействия полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества.

Библиография

1. Взаимодействие государственных органов России с казачьими объединениями при поддержании общественного порядка // Теория и практика общественного развития. 2009. N 3 - 4. С. 193 - 194. 2. Герасименко А. Н. Информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка (организационные и правовые вопросы): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 3. Грибакин В. Пресс-центр МВД России как источник объективной и своевременной информации для гражданского общества // Профессионал. 2012. N 1. С. 22. 4. Иванова В. С. Предупреждение преступлений негосударственными субъектами в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2007. 5. Информационно-аналитические обзоры по итогам работы Комиссии по организации государственной и иной службы российского казачества Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd. ru/mvd/sovorg/kazachestwo/kaz_obzor (дата обращения: 17 сентября 2013 г.). 6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (13 - 16 августа 2000 г.) // Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www. patriarchia. ru/db/text/141422.php (дата обращения: 17 сентября 2013 г.). 7. Россия в цифрах - 2013 г. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b13_11/IssWWW. exe/Stg/d1/02-06.php (дата обращения: 16 сентября 2013 г.). 8. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Церковь, общество, политика: взгляд из Москвы // Специальный выпуск альманаха "Европейский взгляд". Религия и политика. 2007 (дек.). N 6. 9. Сухова А. Г., Церникель Ю. И. Взаимодействие органов внутренних дел и добровольных общественных формирований по охране общественного порядка // Вестник Барнаульского юридического института. 2011. N 1 (20). С. 30. 10. Щелкунова М. В. Механизм взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями // Стратегическое управление в правоохранительной сфере: проблемы теории и практики: Сборник статей (по материалам Международной научно-практической конференции в Академии управления МВД России 31 октября 2008 г.). М.: Академия управления МВД России, 2009. 11. Трофимов В. В. Участие структур гражданского общества в правообразующих правоотношениях как форма выражения народовластия // NB: Вопросы права и политики. 2012. 5. С. 147 - 170. DOI: 10.7256/23059699.2012.5.364. URL: http://www. e-notabene. ru/lr/article_364.php. 12. Куракин А. В., Костенников М. В. Принципы организации и деятельности российской полиции // NB: Российское полицейское право. 2013. 2. С. 22 - 49. URL: http://www. e-notabene. ru/pm/article_799.php.

References

1. Vzaimodeistvie gosudarstvennykh organov Rossii s kazach'imi ob''edineniyami pri podderzhanii obshchestvennogo poryadka // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2009. N 3 - 4. S. 193 - 194. 2. Gerasimenko A. N. Informatsionnoe obespechenie vzaimodeistviya organov vnutrennikh del s obshchestvennymi obedineniyami po okhrane pravoporyadka (organizatsionnye i pravovye voprosy): Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2008. 3. Gribakin V. Press-tsentr MVD Rossii kak istochnik obektivnoi i svoevremennoi informatsii dlya grazhdanskogo obshchestva // Professional. 2012. N 1. S. 22. 4. Ivanova V. S. Preduprezhdenie prestuplenii negosudarstvennymi sub''ektami v Rossii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ryazan', 2007. 5. Informatsionno-analiticheskie obzory po itogam raboty Komissii po organizatsii gosudarstvennoi i inoi sluzhby rossiiskogo kazachestva Soveta pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii po delam kazachestva // Ofitsial'nyi sait MVD Rossii. URL: http://mvd. ru/mvd/sovorg/kazachestwo/kaz_obzor (data obrashcheniya: 17 sentyabrya 2013 g.). 6. Osnovy sotsial'noi kontseptsii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (13 - 16 avgusta 2000 g.) // Ofitsial'nyi sait Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. URL: http://www. patriarchia. ru/db/text/141422.php (data obrashcheniya: 17 sentyabrya 2013 g.). 7. Rossiya v tsifrakh - 2013 g. // Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b13_11/IssWWW. exe/Stg/d1/02-06.php (data obrashcheniya: 16 sentyabrya 2013 g.). 8. Svyateishii Patriarkh Moskovskii i vseya Rusi Aleksii II. Tserkov', obshchestvo, politika: vzglyad iz Moskvy // Spetsial'nyi vypusk al'manakha "Evropeiskii vzglyad". Religiya i politika. 2007 (dek.). N 6. 9. Sukhova A. G., Tsernikel' Yu. I. Vzaimodeistvie organov vnutrennikh del i dobrovol'nykh obshchestvennykh formirovanii po okhrane obshchestvennogo poryadka // Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta. 2011. N 1 (20). S. 30. 10. Shchelkunova M. V. Mekhanizm vzaimodeistviya organov vnutrennikh del s obshchestvennymi obedineniyami // Strategicheskoe upravlenie v pravookhranitel'noi sfere: problemy teorii i praktiki: Sbornik statei (po materialam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii v Akademii upravleniya MVD Rossii 31 oktyabrya 2008 g.). M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2009. 11. Trofimov V. V. Uchastie struktur grazhdanskogo obshchestva v pravoobrazuyushchikh pravootnosheniyakh kak forma vyrazheniya narodovlastiya // NB: Voprosy prava i politiki. 2012. 5. C. 147 - 170. DOI: 10.7256/23059699.2012.5.364. URL: http://www. e-notabene. ru/lr/article_364.php. 12. Kurakin A. V., Kostennikov M. V. Printsipy organizatsii i deyatel'nosti rossiiskoi politsii // NB: Rossiiskoe politseiskoe pravo. 2013. 2. C. 22 - 49. URL: http://www. e-notabene. ru/pm/article_799.php.

Название документа