Совершенствование обеспечения безопасности на транспорте в рамках требований Президента России и пути их разрешения

(Духно Н. А., Васильев Ф. П.) ("Транспортное право", 2011, N 3) Текст документа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Н. А. ДУХНО, Ф. П. ВАСИЛЬЕВ

Духно Н. А., директор юридического института МИИТа, доктор юридических наук, член Российской академии юридических наук (РАЮН).

Васильев Ф. П., ведущий научный сотрудник Научного центра Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент, член Российской академии юридических наук (РАЮН).

Ни для кого не секрет, что вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности на объектах транспорта как никогда актуальны и важны для нашего государства на современном этапе. И неспроста по инициативе Президента страны Д. А. Медведева пересмотрена нормативная база в области обеспечения безопасности, организационная деятельность правоохранительных органов, определены компетенции руководителей субъектов Российской Федерации, утвержден Федеральный закон "О полиции" и т. д. Кроме того, только в течение 2008 - 2011 гг. Президентом издан ряд указов и выдвинуты конкретные предложения (требования) о пересмотре функций и задач различных субъектов управления, определены концепции и стратегические цели по отдельным направлениям безопасности и по обеспечению общественного порядка. В связи с этим обеспечение безопасности на транспорте как одна из острых, но нерешенных задач обусловливает необходимость сосредоточения всех существующих сил и средств, достаточных для предотвращения внешних и внутренних угроз транспортному комплексу. Назрела потребность в комплексном решении указанной проблемы. Нужна доброкачественная правовая основа антитеррористической деятельности на транспорте. Реализация правовых предписаний законодательства может достичь своего положительного результата при следующих условиях: - наличие компетентного органа, способного организовать и осуществлять работу по обеспечению безопасности на транспорте; - наделение всех ответственных за решение конкретных задач по обеспечению безопасности должностными обязанностями, согласующимися с требованиями правовых норм действующего законодательства; - наличие всестороннего, полного и объективного контроля за состоянием реальной безопасности на транспорте. Существующий порядок обеспечения безопасности на транспорте вызывает сомнения в его эффективности. Министерством внутренних дел Российской Федерации, ФСБ и Минтрансом России во исполнение п. 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 января 2011 г. N Пр-190 прорабатывались вопросы о целесообразности создания федерального органа исполнительной власти, ответственного за обеспечение безопасности на транспорте, или же пересмотра функций и задач в области обеспечения безопасности определенных федеральных органов исполнительной власти <1>. -------------------------------- <1> Одним из участников в выполнении президентского поручения по вопросам обеспечения безопасности также является Ф. П. Васильев.

В целях определения вопросов организации и обеспечения безопасности на транспорте, выработки единой государственной политики на территории России авторами проанализированы основные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы охраны общественного порядка, обеспечения безопасности на объектах транспорта, а именно федеральные законы: от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" <2>; -------------------------------- <2> С изм. от 23 июля 2008 г., от 19 июля 2009 г., от 29 июня 2010 г.

от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. от 30 июня 2003 г., 7 марта 2005 г.); от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <3>; -------------------------------- <3> В ред. Федеральных законов от 28 октября 2002 г. N 129-ФЗ, от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ, от 19 мая 2010 г. N 91-ФЗ, от 27 июля 2010 г. N 223-ФЗ.

от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изм. от 21 марта 2002 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 15 ноября 2010 г.); от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (с изм. от 15 июня 2006 г., 1 декабря 2007 г., 7 мая, 25 ноября 2009 г., 22 ноября 2010 г.); от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <4>; -------------------------------- <4> Российская газета. 2011. 8 февр. Вступил в силу с 1 марта 2011 г.

от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" <5>; -------------------------------- <5> Российская газета. 2010. 29 дек.

от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" <6>; -------------------------------- <6> С изм. от 18 июля 1997 г., от 7 ноября 2000 г., от 7 мая 2002 г., от 30 июня 2003 г., от 22 августа, от 29 декабря 2004 г., от 26 июня, от 4 декабря 2007 г., от 14 июля 2008 г., от 28 декабря 2010 г.

от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. от 27 июля 2010 г.); от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <7>; -------------------------------- <7> Российская газета. 2009. 13 февр. Вступил в силу с 1 января 2010 г.

от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изм. от 27 июля 2006 г., 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г.); Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации <8>; -------------------------------- <8> Утв. Президентом России 5 октября 2009 г. Опубликована в "Российской газете" от 20 октября 2009 г.

от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" <9>; -------------------------------- <9> В ред. Федеральных законов от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ, от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ, от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ.

от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" <10>; -------------------------------- <10> В ред. Федеральных законов от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.), от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ, от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ, от 18 июля 2009 г. N 179-ФЗ, от 23 июля 2010 г. N 183-ФЗ.

от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <11>; -------------------------------- <11> В ред. Федеральных законов от 7 июля 2003 г. N 115-ФЗ, от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (в ред. от 28 апреля 2009 г.), от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ.

а также Указ Президента России от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" <12>; и др. -------------------------------- <12> Российская газета. 2009. 19 мая.

Научный анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что основной причиной неэффективной работы по обеспечению транспортной безопасности является отсутствие единой координации в деятельности федеральных органов исполнительной власти в области безопасности, а также отсутствие компетентного комплексного подхода к решению проблемы безопасности на транспорте. В целях устранения существующих проблем обеспечения безопасности на транспорте назрела необходимость провести следующие мероприятия. Создание федеральной службы обеспечения безопасности на транспорте - Ространсбезопасности, которая может находиться в ведении МВД России или обладать полномочиями самостоятельного министерства (федеральной службы). Руководит директор, назначаемый указом Президента России. В его ведение следует передать: функции ГИБДД, часть функций Минтранса и Ространснадзора, МЧС и Государственной инспекции по маломерным судам России (ГИМС России), а именно: вопросы лицензирования, регистрации, ведение базы данных, определение категорийности транспорта и объектов транспорта, а также функции контроля. Данный федеральный орган может находиться в ведении заместителя Министра внутренних дел России, курирующего вопросы безопасности на транспорте, или одного из заместителей Председателя Правительства России. Положение о федеральной службе, представляемое Министром внутренних дел Российской Федерации, предполагается утверждать указом Президента России после согласования с соответствующими федеральными органами исполнительной власти - Минтрансом и ФСБ России, а также Минфином и МЧС России. Директор Ространсбезопасности свою работу обязан направлять в русло тесного контакта с Минтрансом России и его федеральными агентствами и службами (Росавиация, Росморречфлота, Росжелдор, Росавтодор), МВД России и его территориальными органами, а также ФСБ России. Данную работу обеспечивает статс-секретарь директора Ространсбезопасности. При условии создания Ространсбезопасности и его территориальных органов в Положении, кроме разрешения вопросов финансирования штатных единиц центрального аппарата и передачи объектов, надлежит учитывать следующие направления: - функции и задачи Ространсбезопасности; - отдельные разделы по обеспечению безопасности на объектах Минтранса России, в том числе Росавиации, Росморречфлота, Росжелдора, Росавтодора; - вопросы взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти (Минтрансом, МЧС и МВД России, ФСБ, ФТС и ФМС России и др.); - создание координационного совета по вопросам обеспечения безопасности на транспорте при Правительстве России (см. Приложение 1). Состав координационного совета: председатель - заместитель Председателя Правительства России; три заместителя - Министр транспорта РФ, директор Ространснадзора и директор ФСБ России. Члены координационного совета - руководители или статс-секретари ФТС, ФСО, ФМС, ФСНК, Минздравсоцразвития, Минфина, Минобороны, Минюста и МЧС России и др. Совет свою работу направляет, взаимодействуя также с другими советами и комитетами, имеющимися при Президенте и Правительстве России, федеральными министерствами; - передача полицейских, а также надзорно-контрольных функций и создание соответствующих департаментов (см. Приложение 2) Ространсбезопасности (департаментов по обеспечению безопасности на объектах Росавиации, Росморречфлота, Росжелдора, Росавтодора), в том числе департамента по организации работы ведомственной охраны и ЧОПов (без предоставления полицейских функций - осуществляет охрану объектов и обеспечивает правопорядок совместно с полицией на транспорте). Все департаменты обеспечивают свою работу, взаимодействуя с департаментами Минтранса России, согласуя свою работу со статс-секретарем Ространсбезопасности. Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты, а также пересмотр положений федеральных органов исполнительной власти, акционерных обществ (собственников) по вопросам обеспечения правопорядка и безопасности на транспорте. Их следует обязать представить договоры (соглашения) в Ространсбезопасность о порядке финансирования и совместного разрешения вопросов обеспечения правопорядка и безопасности на своих объектах (технической укрепленности, безопасности объектов, их работников и граждан). Периодическое проведение анализа Минтрансом России совместно с Ространсбезопасностью положения дел в области регулирования вопросов обеспечения безопасности на транспорте совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внесение соответствующих предложений Президенту и Правительству Российской Федерации по совершенствованию мер безопасности. Разработка административных регламентов (в том числе совместных) о порядке осуществления государственных функций по вопросам обеспечения правопорядка и безопасности, а именно: - административного регламента о порядке взаимодействия Ространсбезопасности с аппаратами Президента и Правительства России, а также внутреннего взаимодействия с департаментами и территориальными органами Ространсбезопасности; - административного регламента по взаимодействию Ространсбезопасности с Минздравсоцразвития России (по санитарно-эпидемиологическим вопросам); - административного регламента по взаимодействию Ространсбезопасности с Минобрнауки России по вопросам разработки учебно-методических материалов, подготовки (обучения) сотрудников ЧОПов и ведомственной охраны, лицензирования; - административного регламента по взаимодействию транспортной полиции с МЧС России; - административного регламента по взаимодействию транспортной полиции с ФСНК России; - административного регламента по взаимодействию транспортной полиции с внутренними войсками МВД России; - административного регламента по взаимодействию транспортной полиции с ФТС России; - административного регламента по взаимодействию Ространсбезопасности с ФСО России; - административного регламента по взаимодействию Ространсбезопасности с пограничными войсками ФСБ России; - административного регламента по регулированию вопросов взаимодействия Ространсбезопасности с Минтрансом России, Росавиацией, Росморречфлотом, Росжелдором, Росавтодором, находящимися в ведении Минтранса России. Регламент утверждается Министром внутренних дел и Министром транспорта; - административного регламента по регулированию вопросов взаимодействия Ространсбезопасности с Росавиацией по обеспечению безопасности на объектах Росавиации. Регламент утверждается руководителями Ространсбезопасности и Росавиации после согласования с Министрами МВД и Минтранса России и направляется в Минюст России; - административного регламента по регулированию вопросов взаимодействия Ространсбезопасности с Росморречфлотом по обеспечению безопасности на объектах Росморречфлота. Регламент утверждается руководителями Ространсбезопасности и Росморречфлота после согласования с Министрами МВД и Минтранса России и направляется в Минюст России; - административного регламента по регулированию вопросов взаимодействия Ространсбезопасности с Росжелдором по вопросам обеспечения безопасности на объектах Росжелдора. Регламент утверждается руководителями Ространсбезопасности и Росжелдора после согласования с Министрами МВД и Минтранса России и направляется в Минюст России; - административного регламента по регулированию вопросов взаимодействия Ространсбезопасности с Росавтодором по обеспечению безопасности на объектах Росавтодора. Регламент утверждается руководителями Ространсбезопасности и Росавтодора после согласования с Министрами МВД и Минтранса России и направляется в Минюст России. В процессе разработки всех вышеуказанных административных регламентов следует учитывать в общей части: - федеральные законы; - указы Президента и постановления Правительства России; - ведомственные приказы Минтранса и МВД России; - уставы и положения о субъектах управления транспортными отношениями; - протоколы и соглашения акционерных обществ, компаний (собственников), взаимодействующих с Росавиацией, Росморречфлотом, Росжелдором, Росавтодором. К административным регламентам следует прилагать листы согласования. Кроме того, по мнению авторов, Ространсбезопасности следует издать также административные регламенты <13>: -------------------------------- <13> Должны быть опубликованы в ведомственном журнале "Безопасность на транспорте", финансируемом из федерального бюджета. Так, автор Н. А. Духно по данной проблеме ведет активную работу с 2006 г. По его инициативе ежегодно проводится научно-практический форум "Обеспечение правопорядка на транспорте".

- по отдельным направлениям обеспечения организации и охраны общественного порядка и безопасности на объектах транспорта: Росавиации, Росморречфлота, Росжелдора и Росавтодора; - непосредственной охраны административных зданий: Минтранса, Росавиации, Росморречфлота, Росжелдора, Росавтодора, а также их территориальных органов (субъектов управления); - охраны зданий и сооружений акционерных обществ и компаний, а также их территориальных органов (субъектов управления - собственников, владельцев); - пересмотра иных действующих (ранее изданных) административных регламентов, регулирующих вопросы по поддержанию правопорядка и безопасности; - административного регламента, регулирующего деятельность участкового уполномоченного полицейского транспортной полиции; - административных регламентов (по отдельности) по взаимодействию полиции на транспорте с Росавиацией, Росморречфлотом, Росжелдором и Росавтодором, по расследованию обнаруженных правонарушений (кроме уголовных) на их объектах; - административного регламента, регулирующего деятельность транспортной полиции по рассмотрению (разрешению) обращений юридических и физических лиц; - административного регламента по взаимодействию транспортной полиции с полицейскими территориальными органами внутренних дел РФ; - административного регламента о порядке определения категорийности транспортных объектов Ространсбезопасности и Минтранса России; - административного регламента о порядке информирования населения о ЧС Ространснадзором и взаимодействия со средствами массовой информации; - административного регламента государственных услуг по предоставлению информации (сведений) уполномоченными должностными лицами Ространсбезопасности и ее территориальных органов по запросам физических и юридических лиц; - административного регламента Ространсбезопасности о порядке проведения обследования (инспектирования) определенных категорий транспортных объектов (ДСП). Утверждается Министрами МВД и Минтранса России, регистрируется в Минюсте России в установленном порядке; - административного регламента о порядке взаимодействия Ространсбезопасности с Главным управлением вневедомственной охраны и его территориальными органами по вопросам обеспечения безопасности на объектах транспорта (инспектирование, охрана, обследование охраняемых и неохраняемых объектов); - административного регламента о порядке взаимодействия транспортной полиции с полицейскими подразделениями территориальных органов внутренних дел РФ, по вопросам разрешения дел об административных правонарушениях, совершенных на объектах (территории) транспорта; и др. Налаживание работы в Ространсбезопасности по разработке соответствующих директив, внутриведомственных нормативных правовых актов. Эту работу следует проводить с широким обсуждением и информированием по вопросам организации работы и деятельности: - нарядов транспортной полиции (ППС полиции) и нарядов сопровождения; - ЧОПов и общественных формирований; - ведомственной и вневедомственной охраны; - инспектирующих органов; - по использованию для охраны транспортных объектов животных - служебно-розыскных собак (СРС) и лошадей; - по применению высокотехнологических электронных технических средств; - по реализации норм КоАП РФ; - по взаимодействию со Следственным комитетом РФ и Следственным комитетом при МВД России, а также органами дознания и другими контролирующими государственными органами. Пересмотр Правительством России перечней транспортных объектов, охраняемых подразделениями полиции вневедомственной охраны, частными охранными предприятиями, ведомственной охраной. Установить сроки и порядок осуществления проверки или инспектирования (комплексного обследования - Ространсбезопасности, МЧС и МВД России) и составления актов обследования. В целях правового воспитания граждан и развития профессионализма работников и служащих Ространсбезопасности, кроме издания ведомственного журнала, рекомендовать Минтрансу и МВД России периодическое издание научных обзоров о состоянии обеспечения безопасности на транспорте и разработку учебно-методических пособий "Обеспечение безопасности на транспорте в России" и т. д. Структура федерального органа исполнительной власти в сфере транспортной безопасности создается в основном за счет имеющихся штатных единиц путем передачи из МВД, МЧС и Минтранса России на федеральном, региональном и межрайонном уровне (см. Приложения).

Приложение 1 (проект)

Координационный совет по регулированию безопасности на транспорте при Правительстве Российской Федерации

Председатель - заместитель Председателя Правительства России (Иванов С. Б.)

Заместители Председателя (представители): 1. Минтранс России 2. ФСБ России 3. МВД России

Члены комиссии (представители): 1. Ространсбезопасность 2. МЧС России 3. Минобороны России 4. Минюст России 5. ФСКН России 6. ФСО России 7. ГУСП России 8. Минздравсоцразвития России 9. Минобрнауки России 10. Минприроды России 11. Минпромторг России 12. Минсельхоз России 13. Минкомсвязь России 14. Минфин России 15. Минэкономразвития России 16. Минэнерго России 17. Ростехнадзор 18. Росавиация 19. Росавтодор 20. Росжелдор 21. Росморречфлот 22. ФТС России 23. Росграница

Приложение 2

Примерная структура аппарата Ространсбезопасности

1. Заместитель Министра внутренних дел РФ по вопросам обеспечения транспортной безопасности в РФ (на правах министра). 2. Директор Ространсбезопасности (аттестованная должность). 3. Заместители: - статс-секретарь (он же заместитель директора департамента) (неаттестованная должность); - первый заместитель по административно-правовым вопросам (аттестованная должность); - заместитель по вопросам обеспечения деятельности полиции на транспорте (аттестованная должность); - заместитель по обеспечению деятельности ведомственной охраны и ЧОПов; - заместитель по тыловым вопросам (неаттестованная должность); - заместитель по кадровому и профессиональному образованию; - заместитель по вопросам международной связи. Федеральная служба по обеспечению безопасности на транспорте (Ространсбезопасность) имеет следующие департаменты: Департамент по обеспечению безопасности в области гражданской авиации; Департамент по обеспечению безопасности в области автомобильного и городского пассажирского транспорта; Департамент по обеспечению безопасности в области железнодорожного транспорта и метрополитена; Департамент по обеспечению безопасности в области морского и речного транспорта; Департамент по вопросам международного сотрудничества (погранвойска и таможенные вопросы); Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности; Департамент структурного реформирования (временно, сроком до 2015 г.); Административный департамент (управление делами и планирование); Департамент управления кадрами, профобразования (вузы Минтранса и МВД России) и сопровождения специальных программ; Департамент научно-технического развития; Департамент финансов и хозяйства; Департамент проведения инспектирования и лицензирования (или эти полномочия возложить на департаменты по соответствующим направлениям). При этом департаменты по обеспечению безопасности на воздушных судах гражданской авиации, железнодорожном транспорте и метрополитене, автомобильном и городском пассажирском, морском и речном транспорте разрабатывают собственные комплексные программы.

Приложение 3

Внесение изменений и дополнений: в Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" <14>. -------------------------------- <14> В ред. Федеральных законов от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ, от 08 ноября 2008 г. N 203-ФЗ, от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ, от 27 июля 2010 г. N 197-ФЗ, от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ.

В статье 20. После п. 2.1 следует добавить п. 2.2 следующего содержания: 2.2) сотрудники Ространсбезопасности с момента объявления, принимающие участие в пресечении противоправных действий на территориях (перечень объектов), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции. Кроме того, во исполнение пункта "а" ("по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма)") статьи 3. В статье 5 ("Организационные основы противодействия терроризму") в части 3 после слов "Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий" следует добавить пункт: Должностные лица федеральных органов исполнительной власти в области внутренних дел и транспортной безопасности вправе произвести обследование объектов повышенной опасности и выдать собственникам объектов предписание с указанием срока устранения имеющихся недостатков. Изменить название ст. 24 ("Ответственность организаций за причастность к терроризму") и дополнить статью частью 6. Статья 24. Ответственность организаций, граждан за причастность к терроризму (так как в России юридические лица не привлекаются к уголовной ответственности). Либо рекомендовать Верховному Суду, Генпрокуратуре, Следственному комитету РФ и МВД России подготовить проект закона о порядке привлечения к уголовной ответственности юридических (приравненных) лиц к уголовной ответственности не только за причастность к терроризму, но и за финансово-налоговые, таможенные преступления. Часть 6: В Российской Федерации юридические и физические, а также должностные лица (в том числе и иностранные) привлекаются к административной ответственности в соответствии с действующим КоАП РФ (Федеральным законом нормы КоАП РФ не учтены): - ст. 14.20 "Нарушение законодательства об экспортном контроле"; - ст. 15.27 "Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; - ст. 20.3 "Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики"; - ст. 20.5 "Нарушение требований режима чрезвычайного положения"; - ст. 20.6 "Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; - ст. 20.19 "Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО)"; - ст. 20.27 "Нарушение правового режима контртеррористической операции"; - ст. 23.62 "Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В действующем КоАП РФ главу 19 "Административные правонарушения против порядка управления" или главу 20 "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность" дополнить статьей "Неустранение причин, способствовавших совершению террористических актов или экстремистских действий" следующего содержания: 1. Неустранение должностным лицом причин, способствовавших совершению террористических актов или экстремистских действий, указанных в предписании на устранение недостатков, угрожающих общественной безопасности, выданном на основании акта обследования объекта собственника уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, - влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей или дисквалификацию сроком до 7 лет. 2. Те же действия, выраженные в невыполнении законных требований уполномоченных должностных лиц правоохранительного органа юридическим лицом, - влекут наложение административного штрафа в размере от 20 тысяч до 40 тысяч рублей. Ространсбезопасности разрешить (обязать) представлять информацию в ФМС России в установленном порядке о нежелательном пребывании иностранного гражданина на территории России (эти особенности указать также в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <15>). -------------------------------- <15> В ред. Федеральных законов от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ, от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ, от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ, от 29 декабря 2010 г. N 438-ФЗ. Или же в настоящее время эти полномочия предоставить также и Минтрансу России. Основания - контрольно-надзорные функции и т. д.

В настоящее время в Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 (СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 136)) <16> включены: -------------------------------- <16> С изм. от 24 октября 2005 г., 28 марта, 12 ноября 2008 г., 14 декабря 2009 г.

1) МВД России; 2) ФСБ России; 3) Минобороны России; 4) Росфинмониторинг; 5) СВР России; 6) Минюст России; 7) МИД России; 8) ФМС России; 9) ФСКН России; 10) Роспотребнадзор; 11) ФМБА России. Внести изменение в Приказ Минтранса России от 1 ноября 2010 г. N 234 "Об утверждении Требований к оборудованию автовокзалов" <17>: -------------------------------- <17> Российская газета. 2011. 21 янв. Вступает в силу с 1 июня 2011 г. Зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2010 г., N 19512.

Первый абзац дополнить следующим содержанием: "В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и п. 20 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 (СЗ РФ. 2009. N 9. Ст. 1102)". Кроме того, Приказ не возлагает на собственников транспортных объектов необходимую обязанность планировать финансовые затраты на мероприятия по безопасности. В связи с этим следует дополнить п. 9 Приказа следующим содержанием: Собственники автотранспортных объектов в целях обеспечения безопасности и правопорядка обязаны предусмотреть планирование финансовых затрат на установку, обслуживание и эксплуатацию электронных приборов слежения, фиксации. Перечень и места установки определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти (МВД, Минтранс, МЧС и ФСБ России). Безусловно, авторы не считают, что эти позиции идеальны и не подлежат критике, но если государство контролирует объекты повышенной опасности (например, оружие, наркотические и психотропные вещества) и определило для этого федеральный орган, то транспортные средства и его объекты также нужно контролировать (обезопасить отдельный субъект государственного управления). Внесение вышеназванных дополнений авторам позволили личные инициативные действия Президента России Д. А. Медведева, который, как полицейский профессионал, проводил проверку транспортных объектов, тем самым он исполнил обязанности руководителей силовых структур, не дождавшись дельных предложений и инициативности. С другой стороны, на наш взгляд, как МВД, так и МЧС и другие контролирующие органы недостаточно работают над вопросом обеспечения безопасности на водных объектах. Подтверждением этому является отсутствие приказов о порядке обеспечения безопасности на пристанях, причалах, на судах (по категорийности) и о состоянии их обследования в рамках предъявленных требований и поручений Президента страны. Кроме того, на наш взгляд, в целях улучшения поддержания общественного порядка и безопасности на транспортных объектах в ведомственных вузах Минтранса и МВД России следует ввести учебную дисциплину (предмет) "Обеспечение безопасности на транспорте" и проведение совместных научно-исследовательских работ и форумов; совершенствовать применение соответствующих электронных и иных технических средств по отраслевым направлениям (водных, железнодорожно-метрополитеновых, автомобильных и воздушных объектов). Вместе с тем до создания федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами в области обеспечения безопасности на транспорте (на объектах транспортной инфраструктуры), а также для совершенствования поддержания правопорядка и безопасности Минтрансу и МВД России необходимо: - издать совместные приказы, инструкции (административные регламенты) о порядке совместного разрешения вопросов обеспечения правопорядка и безопасности; - осуществлять контроль и регулирование деятельности ведомственных подразделений охраны и ЧОПов и т. д. - устанавливать и объявлять о сроках и порядке осуществления проверок или инспектирования транспортных объектов (комплексное обследование - Ространснадзор, МЧС и МВД России) и составлять акты обследования (предписания). Или же сегодня в целях правового воспитания граждан и развития профессионализма государственных служащих рекомендовать Минтрансу и МВД России периодически издавать научные обзоры о состоянии обеспечения безопасности на транспорте, соблюдении не только административных, но и технических регламентов, а также учебно-методических пособий: - "Обеспечение безопасности на транспорте в России"; - "Административное регламентирование деятельности..." (Минтранса, Росжелдора, Ространснадзора, Росавиации, Росавтотранса и т. д.); - "Наставления по использованию служебно-розыскных собак (животных) на объектах транспорта" и т. д. Эти и другие меры необходимы в связи с тем, что в настоящее время в основном требования Федерального закона "О транспортной безопасности", вопросы обеспечения безопасности на транспорте адресованы Минтрансу и МВД России.

Название документа