Деловая репутация банка в свете неисполнения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

(Алексеева Д. Г.) ("Банковское право", 2011, N 3) Текст документа

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ БАНКА В СВЕТЕ НЕИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА <*>

Д. Г. АЛЕКСЕЕВА

Алексеева Диана Геннадьевна, доцент кафедры банковского права МГЮА имени О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

Коллизионность законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в значительной мере затрудняет осуществление банками данного вида деятельности. В статье подчеркивается, что неспособность банка эффективно противостоять преступной деятельности клиента в данном направлении приводит к потере его деловой репутации, снижению объемов банковских операций, недополучению доходов и, как следствие, неспособности банка отвечать по своим обязательствам. Отмечая разрушительный характер потери деловой репутации, автор предлагает банкам систематически осуществлять банковский мониторинг, в основе которого лежит анализ изменений, внесенных в соответствующее законодательство (российское и зарубежное), своевременно учитывать и отражать эти изменения во внутренних документах банка и неуклонно соблюдать (включая "критерии выявления" и "признаки" сделок, характерных для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма).

Ключевые слова: легализация (отмывание) доходов, финансирование терроризма, банковские риски, глобализация, деловая репутация, банковский мониторинг, Вольфсбергские принципы, преступность, международно-правовые нормы, кредитные организации.

Collision character of legislation on counteraction of legalization (laundering) of revenues received by criminal means and financing terrorism materially complicates effectuation by the banks of this type of activity. The article stresses that incapability of the bank to efficiently stand against criminal activity of client in this direction leads to loss of its business reputation, reduction of volumes of bank operations, insufficient receipt of revenues and as a consequence incapability of the bank to incur liabilities. Noting destructive character of loss of business reputation the author proposes to the banks to systematically effectuate bank monitoring on the basis of which there is analysis of changes introduced into the relevant legislation (Russian or foreign), timely take into consideration and reflect these changes in internal documents of the bank and firmly observe (including "criteria of detection" and "features" of transactions, characteristic for legalization (laundering) of revenues received by criminal means and financing terrorism).

Key words: legalization (laundering) of revenues, financing terrorism, bank risks, globalization, business reputation, bank monitoring, Wolfsburg Principles, criminality, international-law norms, credit organizations.

Финансовый капитал, обращающийся на рынке банковских услуг, отличается высочайшей степенью динамичности. Мобильность финансовых потоков значительно выше товарных потоков, для которых существуют как экономические барьеры, так и барьеры, обусловленные расстояниями между товарными рынками и связанными с ними транспортными издержками. В отличие от материальных товаров электронные деньги, благодаря широкому использованию электронных систем расчетов, могут быть перемещены из одной страны в другую практически мгновенно. Финансовый капитал является "еще более мобильным, чем физические инвестиции, он занимает привилегированное положение - он может избегать страны, в которых подвергается высоким налогам и строгому регулированию" <1>. Банки, как субъекты, на расчетных счетах которых находится основная масса денежных средств, обеспечивают соответствующую направленность движения капитала и играют в этом процессе ключевую роль. "Нет лучше способа проследить, как накапливаются, перераспределяются и тратятся деньги в жизнедеятельности общества и государства, чем это осуществляет банковская система в целом" <2>. -------------------------------- <1> Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности: Пер. с англ. М., 1999. С. 116. <2> Горбунова О. Н. Проблемы совершенствования финансового законодательства в условиях развивающегося мирового финансового кризиса // Право и государство. 2009. N 3. С. 71.

Вместе с тем банки обладают и другой существенной и отличительной особенностью от других финансовых институтов - уязвимостью к проникновению преступных доходов в легальную экономику и иным противоправным действиям. С одной стороны, "следует иметь в виду, что вся физическая реальная масса денег находится в банке. Государство заинтересовано использовать эти деньги с пользой для всего общества, направить денежные потоки в нужном направлении" <3>. С другой стороны, "вряд ли можно найти другое порождение общественной жизни, которое отличалось бы такой противоречивостью своих свойств, с которыми были бы в равной степени связаны и добро и зло, как деньги" <4>. -------------------------------- <3> Горбунова О. Н. Проблемы совершенствования финансового законодательства в условиях развивающегося мирового финансового кризиса // Право и государство. 2009. N 3. С. 70. <4> Пискотин М. И. Советское бюджетное право. М., 1971. С. 104.

В современных условиях "банковский сектор продолжает оставаться одним из основных каналов для отмывания доходов и финансирования терроризма. Это связано с тем, что банки занимают особое место в структуре финансового посредничества, обеспечивая трансформацию значительной части сбережений в инвестиции, осуществляя расчетно-кассовое обслуживание, операции с ценными бумагами и иностранной валютой" <5>. -------------------------------- <5> Нардина О. В. Проблемы реализации требований российского законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в финансово-кредитной системе // Банковское право. 2008. N 3. С. 28.

Процессы глобализации, охватывающие мир со все возрастающей скоростью, обусловливают: - резкое возрастание финансовых рисков деятельности банков, отражающихся на безопасности национальной банковской системы и усиливающих зависимость состояния национальных экономик от движения международных потоков капитала; - повышение привлекательности финансовых и денежно-кредитных систем (особенно банковского сектора экономик различных стран), для легализации доходов, добытых преступным путем. Высокая степень открытости российской экономики и интегрированности национальной банковской системы в мировую финансовую систему усилили уязвимость ее банковской безопасности к противоправным посягательствам, рискам криминализации банковской деятельности, и прежде всего легализации через банковскую систему преступных доходов, вкладываемых криминальными структурами в легальные сектора экономики и используемых для финансирования терроризма. Возросшее число международных банковских операций, появление новых методов банковских транзакций, значительно облегчившее криминальным структурам проведение комплекса мероприятий по легализации преступного капитала, и интернационализация преступности в экономической сфере породили проблему безопасности банковской системы, а именно превращение национальной банковской системы в криминальное казначейство, действующее не в национальных интересах, а в интересах преступных группировок, стремящихся приобрести управленческий контроль над национальной банковской системой. Приходится констатировать, что высокий уровень криминализации российской экономики является одним из основных угроз экономической безопасности страны, ее экономического суверенитета, в связи с чем "одним из приоритетов внешней политики государства в обеспечении национальной безопасности выступает преодоление криминализации экономики, контроль и пресечение источников легализации преступных доходов" <6>. -------------------------------- <6> Кортунов С. В. Национальная и международная безопасность: концептуальные основы / Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. С. 239.

Неспособность менеджмента банка эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иной противоправной деятельности, осуществляемой недобросовестными клиентами и контрагентами и (или) служащими банка, приводит к потере деловой репутации банка в банковской среде, отличительной особенностью которой являются очень близкие взаимосвязанные корпоративные финансовые интересы. Риск потери деловой репутации банка приобретает конкретное выражение в виде сокращения объемов банковских операций, недополучения доходов, и как следствие - в неспособности банка отвечать по своим обязательствам, удовлетворять спрос на кредитные ресурсы и т. п. Угроза потери деловой репутации особенно разрушительна для банков, поскольку природа их бизнеса требует поддержания доверия кредиторов, вкладчиков и других финансовых партнеров, действующих на финансовом рынке. Очевидно, что "проблемы одного банка сказываются на доверии ко всей национальной банковской системе и могут привести к наступлению системного банковского кризиса" <7>. -------------------------------- <7> Курносенко А. А. Правовые основы регулирования риска потери деловой репутации коммерческими банками в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Юридический мир. 2008. N 8. С. 24.

Абстрактный ущерб, нанесенный деловой репутации банка, может быть без колебаний преобразован в материальный ущерб, достигающий миллиардов евро <8>. В условиях глобализации и интегрирования национальных финансовых систем вся мировая экономика ощущает ущерб, нанесенный банкам даже в любой отдельно взятой стране вследствие потери ими деловой репутации, размеры которого едва ли можно оценить. -------------------------------- <8> Например, один американский банк, выполняющий операции по всему миру, узнал в 1999 г., что мультинациональный концерн русского криминального происхождения отмыл через его счета сумму эквивалентом около 6,5 миллиарда евро. При этом немецкие банки принимали в этом участие как банки-корреспонденты. В тот день, когда об этом стало известно, упомянутый банк потерял на Нью-Йоркской бирже 7% своей рыночной капитализации. Вот он - наглядный моральный ущерб, выраженный в бесспорных цифрах // Отмывание денег. Банковский мониторинг. Вена - Грац: Изд-во NWV Neuer Wissenschafticher Vertag, 2006. С. 32 - 33.

В современных условиях глобализации экономики и жесткой конкуренции на финансовых рынках российским банкам, предлагающим своим клиентам современное и качественное обслуживание и наиболее полный комплекс услуг, особенно необходима возможность установления и поддержания корреспондентских и партнерских отношений с как можно более широким кругом иностранных банков. Однако в зарубежной практике для установления таких отношений помимо определенного уровня показателей ликвидности, надежности и размера капитала необходимо иметь также и хорошую деловую репутацию. Таким образом, деятельность банков по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма необходимо рассматривать как одну из форм управления риском потери деловой репутации - составной частью управления банковской безопасностью - в целях предотвращения лавинообразного возникновения убытков, и как неминуемого следствия этого - потери банком финансовой устойчивости. Для того чтобы исключить ряд возможных проблем при освоении новых международных секторов рынка банковских услуг, а также в целях развития и совершенствования существующих систем и методов предоставления банковских услуг, для расширения партнерских и корреспондентских отношений российским банкам необходимо обеспечить себе высокую деловую репутацию. Борьба против таких опасных форм преступности, как отмывание доходов, полученных преступным путем, все в большей степени приобретает интернациональный характер, затрагивает безопасность банковских систем не только отдельно взятых стран, но и мировой финансовой системы в целом. Эффективное противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, требует от стран более тесного сотрудничества, прежде всего в правовой сфере. Именно поэтому принимаемые в Российской Федерации нормативные правовые акты, регламентирующие вышеупомянутую деятельность, основаны преимущественно на международных нормах-принципах. Система международно-правовых норм в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов представляет собой основанное на общих принципах международного права и специальных системообразующих принципах логическое построение взаимосвязанных элементов. В основе этой системы лежат общие принципы международного права: 1) принцип суверенного равенства; 2) принцип сотрудничества; 3) принцип невмешательства во внутренние дела; 4) принцип добросовестного исполнения международных обязательств; 5) специальные системообразующие принципы: - принцип криминализации отмывания денег, т. е. установления в национальном законодательстве в соответствии с нормами международного права уголовной ответственности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем; - принцип сотрудничества уполномоченных государственных органов и финансовых учреждений; - принцип ограничения банковской тайны в интересах борьбы с легализацией преступных доходов; - принцип недопустимости немотивированного отказа в правовой помощи по делам по отмыванию денег. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, является конвенционным преступлением <9>, что обязывает государства внести соответствующие нормы права в национальное право в целях обеспечения национальной юрисдикции. -------------------------------- <9> Конвенция Организации Объединенных Наций от 20 декабря 1988 г. "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств" // Действующее международное право: В 3 т. / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1997. Т. 3. С. 64 - 89. Конвенция Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности". ETS N 141 (Страсбург, 8 января 1990 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. N 3. С. 14 - 46; Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной преступности от 15 ноября 2000 г. (Палермо) // СЗ РФ. 2004. N 40 и др.

В числе основных международных нормативных актов следует особо выделить: Вольфсбергские принципы <10>, содержащие приоритетные положения в деятельности банков по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем. -------------------------------- <10> Подписаны одиннадцатью ведущими банками мира 30 октября 2000 г. URL: http:// www. wolfsberg-principles. com/ pdf/ wolfsberg_ aml_ principles2.pdf.

В основе политики любого банка в данной сфере деятельности в соответствии с Вольфсбергскими принципами должны лежать нормы, согласно которым банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. Вместе с тем Вольфсбергские нормы-принципы предполагают, что конкретные механизмы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, могут определяться по усмотрению банка. "Качественная" клиентская база обеспечивает устойчивость формируемых банком финансовых потоков, а следовательно, и возможность по расширению объемов и спектра активных операций. Проблема формирования стабильной ресурсной базы - проблема укрепления банковской безопасности. Привлечение клиентов, которые имеют активно функционирующий расчетный счет, возможность хранения определенной суммы средств на депозите и возможность проведения с ними активных операций служит своеобразной "подушкой безопасности", выполняющей защитную функцию для банка, что особенно важно в период кризисных явлений в сфере экономики. В рамках данного документа очерчены приоритетные направления политики банков и базовые элементы правового механизма предотвращения легализации полученных преступным путем доходов через банковский сектор. Практически они (принципы) представляют собой "руководство к действию", на основе которого каждый банк может определять свои собственные механизмы противодействия отмыванию доходов исходя из специфики и условий своей деятельности. Вольфсбергские принципы с полным основанием можно отнести к международным нормам-принципам, поскольку они содержат приоритетные принципы деятельности банков по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем. Вольфсбергские нормы-принципы в том числе предусматривают, что предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей должно входить в число целевых приоритетов банковской политики. Банк будет стремиться иметь дело только с теми клиентами, разумная проверка источника благосостояния и средств которых подтвердит их законность. Основная ответственность за это лежит на руководстве, служащих банка, отвечающих за работу в этой сфере банковской деятельности. На практике реализация этого положения предполагает в первую очередь ответственный подход к работе с клиентами, включающий разумную проверку: источника их благосостояния, средств, с которыми совершаются операции, а также персональную ответственность служащего банка, ведущего работу с конкретным клиентом. Отправной точкой работы с клиентом и бенефициаром должна стать идентификация клиента, включающая в себя детальную проверку личности клиента (если речь идет о физическом лице) или документальных свидетельств существования и надлежащей организации корпорации, товарищества, фонда и т. п. Другим важнейшим документом, определяющим основы деятельности банков по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, являются Сорок рекомендаций ФАТФ <11>. В рамках данного документа ФАТФ призвала страны к созданию предпосылок для конфискации прибылей и имущества, полученных преступным путем, и наделению юридических лиц, оказывающих финансовые услуги, обязанностью по соблюдению принципов, способствующих борьбе с отмыванием "грязных денег". При этом ФАТФ рекомендовала банкам тщательно и осторожно заключать сделки с банками тех государств, где нет соответствующих систем мониторинга по отслеживанию финансовых потоков, с целью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. -------------------------------- <11> Сорок рекомендаций FATF приняты в 1990 г. (в настоящее время в редакции 2003 г.). См.: International Legal materials current document. 1996. Vol. 35. N 5. P. 1291 - 1305. FATF дополнительно к сорока рекомендациям приняла еще девять специальных рекомендаций FATF. URL: www. fatf-gafi. org.

Вышеуказанные международные документы в свое время были положены в основу принятых в России нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе: Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <12>, Положений Банка России от 19 августа 2004 г. N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <13>, от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" <14>, от 20 декабря 2002 г. N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <15>, а также многочисленных рекомендаций Банка России <16>. -------------------------------- <12> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть 1). Ст. 3418. <13> Вестник Банка России. 2004. N 54. <14> Вестник Банка России. 2004. N 7. <15> Вестник Банка России. 2003. N 2. <16> Письмо Банка России от 13 июля 2005 г. N 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями Правил внутреннего контроля в целях противодействия (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Вестник Банка России. 2005. N 37; письмо Банка России от 3 июля 1997 г. N 479 "О Методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации" // Вестник Банка России. 1997. N 43; письмо Банка России от 31 марта 2008 г. N 36-Т "О Рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем Интернет-банкинга" // Вестник Банка России. 2008. N 16 и др.

Рассмотрение нормативных актов Банка России в сфере правового регулирования деятельности банков по противодействию легализации преступных доходов неизбежно приводит к выводу, что определенная часть данных документов в силу их рекомендательного характера не может быть достаточно эффективной в условиях подчас формального подхода банков к организации банковского мониторинга, организации работы по выявлению операций клиентов, несущих повышенную степень риска, и применению к таким клиентам соответствующих мер воздействия. Сложившийся в настоящее время характер осуществления деятельности по противодействию отмыванию преступных доходов, обусловленный значительным процентом обналичивания денежных средств, требует, на наш взгляд, императивных норм, устанавливающих контроль за операциями, проводимыми теми клиентами банка, оборот денежных средств по счетам которых несопоставим с итоговыми результатами их финансово-хозяйственной деятельности. Применяя документы рекомендательного характера Банка России в ходе организации работы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, банк вправе самостоятельно определять, как, в каком объеме использовать в своей деятельности указанные рекомендации. В связи с этим заложенный в нормативных документах Банка России рекомендательный подход по вопросам контроля за операциями, осуществляемыми клиентами, вследствие формального подхода банков к этим правовым документам Банка России в силу их рекомендательного характера <17> неизбежно приводит к увеличению рисков в деятельности банков и, как следствие, к повышению уязвимости безопасности в деятельности отдельного банка, а в дальнейшем и всей национальной банковской системы в целом. -------------------------------- <17> К такому же выводу пришел и М. М. Прошунин. См.: Прошунин М. М. Кредитная организация как субъект финансового мониторинга (правовой аспект). М.: РУДН, 2009. С. 71.

В данной связи представляется крайне важным адекватное внедрение международно-правовых принципов по вопросам противодействия легализации преступных доходов в систему нормативных правовых актов России, в том числе путем принятия Банком России нормативных правовых документов, носящих императивный характер. На основании исследования проблем правового регулирования риска потери деловой репутации в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма представляется необходимым осуществление банками на постоянной основе мониторинга изменений, внесенных в законодательство РФ и стран местонахождения зарубежных филиалов, дочерних и аффилированных организаций банка; своевременный учет и отражение указанных изменений во внутренних документах банков, обязательное и неуклонное их соблюдение (в том числе включая "критерии выявления" и "признаки" сделок, характерных для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем). При проведении мониторинга в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, банкам необходимо руководствоваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе: Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ <18>, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ <19>, Гражданским кодексом Российской Федерации: частями первой от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ <20> и второй - от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ <21>, Федеральными законами от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <22> и от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <23>, Указами Президента РФ от 17 апреля 2002 г. N 393 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1388 от 15 января 2002 г. и 1390 от 16 января 2002 г." <24>, от 10 января 2002 г. N 6 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г." <25>, от 6 марта 2001 г. N 266 "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1333 от 19 декабря 2000 г." <26>, указаниями Банка России от 9 августа 2004 г. N 1485-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях" <27>, от 9 августа 2004 г. N 1486-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях" <28>, от 7 августа 2003 г. N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)" <29> и иными актами. -------------------------------- <18> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954. <19> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4924. <20> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. <21> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410. <22> ВСНД и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492. <23> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790. <24> СЗ РФ. 2002. N 6. Ст. 1550. <25> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 137. <26> СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1008. <27> Вестник Банка России. 2004. N 52. <28> Вестник Банка России. 2004. N 54. <29> Вестник Банка России. 2003. N 51.

Название документа