Особенности организации оперативно-розыскного мероприятия - контролируемой поставки в борьбе с контрабандой наркотиков
(Григорян Н. В.) ("Российский следователь", 2011, N 11) Текст документаОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ - КОНТРОЛИРУЕМОЙ ПОСТАВКИ В БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ <*>
Н. В. ГРИГОРЯН
Григорян Новелла Владимировна, старший референт ГИиОС Четвертого управления внутренних дел МВД России, майор милиции, адъюнкт РТА.
В данной статье рассматриваются проблема и особенности организации такого оперативно-розыскного мероприятия, как контролируемая поставка в рамках борьбы с контрабандой наркотиков. Автор дает определение контролируемой поставки, выявляет основные тактические задачи, рассматривает основные стадии данного ОРМ.
Ключевые слова: наркомания, наркотики, незаконный оборот, наркотическое средство, оперативно-розыскная деятельность, контролируемая поставка, оперативно-розыскное мероприятие, таможенные органы Российской Федерации, правоохранительные органы, таможенный контроль, оперативная обстановка.
The present article considers the problem and peculiarities of organization of such operational-investigation measure as controlled delivery within the frames of struggle with drug trafficking. The author gives definition of controlled delivery, reveals the basic tactic tasks and considers basic stages of this operational-investigative measure.
Key words: narcotic addiction, drugs, illegal turnover, narcotic means, operational-investigation measure, customs agencies of the Russian Federation, law-enforcement agencies, customs control, operative situation.
Контролируемая поставка в борьбе с контрабандой наркотиков
Анализируя актуальные аспекты организации контролируемой поставки в борьбе с контрабандой наркотиков, необходимо отметить, что термин "контролируемая поставка" впервые появился в оперативно-розыскном законодательстве с принятием Государственной Думой Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ФЗ об ОРД). Так, в частности, ФЗ об ОРД лишь называет контролируемую поставку в числе других ОРМ, указывая, что ее проведение в отношении предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, возможно на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" <1> содержит следующее определение этого мероприятия: "контролируемая поставка - оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускаются перемещение в пределах Российской Федерации, ввоз (вывоз) или транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования". Следует заметить, что ст. 49 названного Закона предусматривает проведение и других ОРМ, предусмотренных законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности. -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.
Особого внимания заслуживает тот факт, что контролируемая поставка как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое в целях борьбы с преступностью, предусмотрена не только нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и рядом международных правовых актов <2>. -------------------------------- <2> См.: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780; Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пересечении таможенных правонарушений от 13 марта 1995 г. (Найроби) // Правовые основы борьбы с незаконным оборотом наркотиков: Нормативные акты / Сост. Г. Г. Шония. М.: МСЭУ, 1999. С. 36 - 52.
При исследовании условий, обеспечивающих эффективное применение метода контролируемой поставки <3>, мы полагаем целесообразным выделить следующие: -------------------------------- <3> См.: Куприянов А. А. Некоторые организационные и тактические аспекты проведения операции "Международная контролируемая поставка наркотиков" (на примере контролируемой поставки кокаина) // Актуальные проблемы ОРД ОВД на современном этапе: Труды ВИПК МВД России. Вып. N 4. Ч. 2 / Под ред. В. Н. Гуляева. Домодедово, 2004. С. 36 - 40.
отсутствие препятствий со стороны законодательства и правоохранительных органов стран, через территории которых будет осуществляться контролируемое перемещение предметов и веществ; факт обнаружения правоохранительными органами предметов контролируемой поставки (оружия, боеприпасов, наркотиков, драгоценных металлов, контрафактной продукции и т. д.) неизвестен преступникам и не предан огласке; вероятность установления организаторов поставки, оптовых сбытчиков, перекупщиков, сбытчиков наркотиков, оружия, боеприпасов, контрафакта, драгоценных металлов достаточно высока и оправдывает проведение такой операции; субъекты проведения контролируемой поставки полностью владеют ситуацией и гарантируют надлежащий контроль и наблюдение за грузом на всем пути его перевозки или пересылки, а также возможность беспрепятственного его изъятия (при необходимости) по всему маршруту следования <4>; -------------------------------- <4> См.: Носов П. П., Поздняков В. Н. Методика и тактика осуществления контролируемой поставки в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков: Учеб. пособие. Хабаровск: ДЮИ МВД России, 2001.
наличие достаточного запаса времени для разработки всестороннего плана совместных действий с представителями органов внутренних дел регионов (соответствующими властями других стран), через которые будет осуществляться поставка; использование средств связи, позволяющих обеспечить надежный контакт с представителями правоохранительных органов государств (регионов), привлекаемых к участию в операции <5>; -------------------------------- <5> См.: Преподобный А. В., Сбируков П. Н., Драгин Г. Н. Контрольные закупки и контролируемые поставки наркотических средств // Оперативно-розыскная работа. 1994. N 4 (135). С. 42 - 47; Ткаченко В. М. Организация и тактика проведения контролируемой поставки наркотиков // Организация и тактика борьбы с незаконным оборотом наркотиков: Курс лекций. Ч. 2. Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. С. 106 - 123.
эффективное взаимодействие между правоохранительными органами, таможенными службами и другими ведомствами в рамках операции, проводимой как на национальном, так и на международном уровне. Однако в одних нормативных правовых актах контролируемая поставка фигурирует как оперативно-розыскное мероприятие, а в других - как метод борьбы с конкретным видом преступления. Учитывая изложенное, мы полагали бы целесообразным сформулировать авторскую позицию по поводу определения контролируемой поставки. Итак, с нашей точки зрения, применительно к данному исследованию контролируемая поставка - это универсальный метод борьбы с контрабандой наркотиков, заключающийся в проведении органами, осуществляющими ОРД, одноименного оперативного розыскного мероприятия или комплекса оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и документирование противоправной деятельности, связанной с незаконным перемещением через таможенную (государственную) границу наркотических средств. Исследование актуальных проблем тактических задач контролируемой поставки позволяет нам сформулировать авторское видение данного вопроса. Мы полагаем, что применительно к задачам нашего исследования основными тактическими задачами контролируемой поставки являются: - установление каналов транспортировки, пересылки и переброски наркотических средств с целью выявления всего механизма осуществления контрабанды; - установление отправителей и получателей наркотиков; - установление (с использованием контролируемых предметов) лиц, совершивших, совершающих или намеревающихся совершить преступления, связанные с контрабандой наркотических средств; - обеспечение необходимого документирования, позволяющего зафиксировать противоправные деяния и доказательства преступной деятельности, т. е. создание условий, при которых следы совершаемого преступления отражаются в допускаемых уголовно-процессуальным законом источниках; - выявление средств маскировки и камуфляжа предметов контрабанды, различного вида тайников (стационарных, бросовых контейнеров, передвижных). Учитывая изложенное, мы полагаем, что в основу своевременного выявления, предупреждения и пресечения незаконного перемещения наркотиков через таможенную границу должно быть положено комплексное использование сил и средств таможенных органов, применяемых как негласно (силы и средства ОРП), так и гласно (инспекторский состав при осуществлении таможенного контроля), с принятием при необходимости мер конфиденциальности. Мы полагаем целесообразным еще более детализировать процесс ее организации и осуществления. С нашей точки зрения, этими стадиями могут являться: - разработка и внедрение в практическую деятельность таможенных органов системы мер по противодействию контрабанде наркотиков, основанной на комплексном применении имеющихся у них сил и средств; - организация ОРД и таможенного контроля в соответствии с разработанной системой мер по выявлению признаков и фактов контрабанды наркотиков; - осуществление конкретных ОРМ и использование имеющихся форм таможенного контроля в целях выявления признаков и фактов незаконного перемещения наркотических средств через таможенную границу; - выявление и документирование (осмотр места происшествия, фиксация следов преступной деятельности с оформлением соответствующей документации процессуального и криминалистического значения и т. д.) фактов незаконной передачи, покупки, транспортировки, пересылки товара (груза), содержащего наркотические средства, через таможенную границу; - организация комплекса оперативно-розыскных и иных мероприятий по негласному контролю за транспортировкой, передачей, пересылкой, покупкой товара (груза) и лицами, сопровождающими его на маршруте следования к адресату, а также его покупающими; - установление личности членов преступной группы (организаторов поставки, курьеров, грузополучателей), их задержание и изъятие товара (груза); - возбуждение уголовного дела (если товар и фигуранты задержаны на российской территории), расследование совершенного преступления, организация оперативного сопровождения возбужденного уголовного дела (уголовных дел) и завершение комплекса оперативно-розыскных и иных мероприятий, связанных с контролируемой поставкой. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Контролируемая поставка - это ОРМ или комплекс ОРМ, направленных на выявление и документирование фактов незаконной транспортировки, передачи, покупки, пересылки товаров (грузов). Применительно к нашему исследованию контролируемую поставку можно определить как универсальный метод борьбы с контрабандой наркотиков, заключающийся в проведении органами, осуществляющими ОРД, одноименного оперативного розыскного мероприятия или комплекса оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и документирование противоправной деятельности, связанной с незаконным перемещением через таможенную (государственную) границу наркотических средств. 2. Применительно к задачам нашего исследования основными тактическими задачами контролируемой поставки являются: - установление каналов транспортировки, пересылки и переброски наркотических средств с целью выявления всего механизма осуществления контрабанды; - установление отправителей и получателей наркотиков; - установление (с использованием контролируемых предметов) лиц, совершивших, совершающих или намеревающихся совершить преступления, связанные с контрабандой наркотических средств; - обеспечение необходимого документирования, позволяющего зафиксировать противоправные деяния и доказательства преступной деятельности, т. е. создание условий, при которых следы совершаемого преступления отражаются в допускаемых уголовно-процессуальным законом источниках; - выявление средств маскировки и камуфляжа предметов контрабанды, различного вида тайников (стационарных, бросовых контейнеров, передвижных). 3. Организация контролируемой поставки возможна как в результате выявления фактов контрабанды наркотических средств таможенными и иными правоохранительными органами России в процессе ОРД, так и в ходе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля. Учитывая изложенное, в основу своевременного выявления, предупреждения и пресечения незаконного перемещения наркотиков через таможенную границу должно быть положено комплексное использование сил и средств таможенных органов, применяемых как негласно (силы и средства ОРП), так и гласно (инспекторский состав при осуществлении таможенного контроля), с принятием при необходимости мер конфиденциальности. 4. Успешному осуществлению контролируемой поставки должна предшествовать организация совместной деятельности всех подразделений таможенных и иных правоохранительных органов, согласованной по задачам, силам и средствам различных субъектов ОРД. Основными принципами в данном случае должны быть подчинение ведомственных интересов общим целям и задачам, организация взаимопомощи в проведении ОРМ при соблюдении всех мер конспирации и защиты от утечки информации, разделение труда, профессионализм и специализация ОРП таможенных и иных, взаимодействующих с ними, правоохранительных органов, максимальное использование оперативно-технических возможностей взаимодействующих субъектов, единство системы руководства и персональная ответственность за вверенный участок деятельности. 5. Основными стадиями осуществления контролируемой поставки могут являться: - разработка и внедрение в практическую деятельность таможенных органов системы мер по противодействию контрабанде наркотиков, основанной на комплексном применении имеющихся у них сил и средств; - организация ОРД и таможенного контроля в соответствии с разработанной системой мер по выявлению признаков и фактов контрабанды наркотиков; - осуществление конкретных ОРМ и использование имеющихся форм таможенного контроля в целях выявления признаков и фактов незаконного перемещения наркотических средств через таможенную границу; - выявление и документирование (осмотр места происшествия, фиксация следов преступной деятельности с оформлением соответствующей документации процессуального и криминалистического значения и т. д.) фактов незаконной передачи, покупки, транспортировки, пересылки товара (груза), содержащего наркотические средства, через таможенную границу; - организация комплекса оперативно-розыскных и иных мероприятий по негласному контролю за транспортировкой, передачей, пересылкой, покупкой товара (груза) и лицами, сопровождающими его на маршруте следования к адресату, а также его покупающими; - установление личности членов преступной группы (организаторов поставки, курьеров, грузополучателей), их задержание и изъятие товара (груза); - возбуждение уголовного дела (если товар и фигуранты задержаны на российской территории), расследование совершенного преступления, организация оперативного сопровождения возбужденного уголовного дела (уголовных дел) и завершение комплекса оперативно-розыскных и иных мероприятий, связанных с контролируемой поставкой. 6. Если конечной целью контролируемой поставки является возбуждение уголовного дела и привлечение виновных в контрабанде наркотиков лиц к уголовной ответственности, то имеется целесообразность привлечения к проведению комплекса оперативно - розыскных и иных мероприятий дознавателя или следователя. В этом случае на начальном этапе контролируемой поставки можно будет осуществить документирование в рамках уголовно-процессуального законодательства и проводить ОРМ в рамках возбужденного уголовного дела, что позволит собирать доказательства в реальном режиме времени, начиная со стадии обнаружения признаков совершаемого преступления. 7. Элементами алгоритма действий оперативного сотрудника - инициатора ОРМ на стадии подготовки к проведению контролируемой поставки могут быть: - разработка и проведение ОРМ в целях выявления фактов контрабанды наркотиков (транспортировка, хранение, сбыт наркотических средств, которые будут предметами контролируемой поставки). Здесь же необходимо уяснить основные задачи контролируемой поставки (выявление межрегиональных, международных преступных связей, каналов транспортировки и сбыта; установление конечного пункта доставки; возможности задержания преступников с поличным; обеспечение свидетельской базы и сбор вещественных доказательств; изъятие предметов контролируемой поставки из оборота для дальнейшего использования в процессе доказывания по уголовному делу); - оценка оперативной обстановки на предмет возможности утраты контролируемого наркотического средства, способов противодействия со стороны лиц, перемещающих наркотики, необходимости привлечения к проведению контролируемой поставки взаимодействующих подразделений правоохранительных органов России и зарубежных государств, а также их информирование; - принятие решения о проведении контролируемой поставки, согласование и утверждение постановления о ее проведении, разработка целевого комплексного плана операции и мер обеспечения конспирации (разработка оперативного замысла, расчет необходимых сил и средств, принятие решения о проведении контролируемой поставки и его утверждение вышестоящим руководством, оформление плана проведения контролируемой поставки); - формирование оперативной группы для участия в ОРМ (участие в создании единой системы управления и контроля за ходом проведения ОРМ, рациональное распределение обязанностей между исполнителями, подготовка и доклад вышестоящим руководителям проектов предварительных распоряжений участникам ОРМ, согласование возможных вариантов действий по результатам постановки руководством конкретных задач); - предварительное согласование проводимых мероприятий с территориальными подразделениями органов внутренних дел, в зоне обслуживания которых предполагается перемещение груза (предмета контролируемой поставки), а при необходимости осуществления пресечения противоправной деятельности - и со следственными подразделениями территориальных правоохранительных органов; - организация всех видов обеспечения участников операции (материально-техническое, финансовое, связь, транспорт и т. д.), отработка системы управления, связи и прохождения информации, а также проверка готовности сотрудников взаимодействующих органов к осуществлению возложенных на них конкретных оперативных мероприятий, проводимых в рамках контролируемой поставки; - проведение запланированных мероприятий по осуществлению контролируемой поставки (негласное наблюдение за товаром (грузом) и лицами, причастными к транспортировке, организация его оперативного сопровождения по всему маршруту перемещения, установление личности и документирование противоправных действий всех участников противоправных действий с последующим их задержанием и изъятием предмета контролируемой поставки).
Литература
1. Словарь профессиональных терминов органов безопасности России. М., 2000. 2. Давыдов Ю. Г. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 2003. 3. Шумилов А. Ю., Петров В. В., Рябов Е. М. Контролируемая поставка - оперативно-розыскная операция // Юридические основы ОРМ: Учеб. пособие / Под ред. А. Ю. Шумилова. М.: Изд. дом Шумиловой, 1999. 4. Шумилов А. Ю. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности". М., 2004. 5. Чувилев А. А. Оперативно-розыскное право // Энциклопедия криминального цикла. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. 6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219. 7. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (в ред. от 18 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066. 8. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780. 9. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пересечении таможенных правонарушений от 13 марта 1995 года (Найроби) // Правовые основы борьбы с незаконным оборотом наркотиков: Нормативные акты / Сост. Г. Г. Шония. М.: МСЭУ, 1999. 10. Куприянов А. А. Некоторые организационные и тактические аспекты проведения операции "Международная контролируемая поставка наркотиков" (на примере контролируемой поставки кокаина) // Актуальные проблемы ОРД ОВД на современном этапе: Труды ВИПК МВД России. Вып. N 4. Ч. 2 / Под ред. В. Н. Гуляева. Домодедово, 2004. 11. Носов П. П., Поздняков В. Н. Методика и тактика осуществления контролируемой поставки в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков: Учеб. пособие. Хабаровск: ДЮИ МВД России, 2001. 12. Преподобный А. В., Сбируков П. Н., Драгин Г. Н. Контрольные закупки и контролируемые поставки наркотических средств // Оперативно-розыскная работа. 1994. N 4 (135). 13. Ткаченко В. М. Организация и тактика проведения контролируемой поставки наркотиков // Организация и тактика борьбы с незаконным оборотом наркотиков: Курс лекций. Ч. 2. Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. 14. Дугин Г. А. О вооруженности техническими средствами таможенного контроля // Теория, методология и практика таможенного дела: Сб. науч. трудов. Часть 2. М., 1996. 15. Карелин В. Б., Козловский А. Ю. Контролируемая поставка: Учеб. пособие. М.: РИО РТА, 2007.
Название документа