Право на фирменное наименование в части четвертой ГК РФ

(Еременко В. И.) ("Законодательство и экономика", 2008, N 3) Текст документа

ПРАВО НА ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ В ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ ГК РФ

В. И. ЕРЕМЕНКО

Еременко В. И., доктор юридических наук, начальник отдела права Евразийского патентного ведомства.

С принятием части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) правовое регулирование фирменных наименований в нашей стране претерпело существенные изменения. Параграф 1 главы 76 ГК РФ "Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий", состоящий из четырех статей (ст. ст. 1473 - 1476), посвящен вопросам правового регулирования фирменных наименований. Некоторые положения о фирменных наименованиях находятся в других главах ГК РФ, а также в Вводном законе.

I

На протяжении многих лет в СССР, а затем в Российской Федерации практически единственным источником <1> правового регулирования фирменных наименований было Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 июня 1927 г. (далее - Положение о фирме). -------------------------------- <1> Можно также отметить статью 149 "Право на фирменное наименование" Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.; статью 10 Закона РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

С введением в действие части первой ГК РФ 1 января 1995 г. нормы Положения о фирме действовали в части, не противоречащей ГК РФ. В соответствии со статьей 3 Вводного закона Положение о фирме и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик признаны недействующими на территории Российской Федерации. Следовательно, до введения в действие части четвертой ГК РФ в сфере правовой охраны фирменных наименований действовали некоторые статьи Положения о фирме, ряд статей ГК РФ и отдельные статьи, посвященные фирменным наименованиям, некоторых специальных законов (например, статьи 2, 4, 7 и 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах", статья 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью", статья 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Положения статьи 54 ГК РФ являлись определяющими в сфере правовой охраны фирменных наименований. Согласно пункту 4 указанной статьи исключительное право на использование фирменного наименования связывалось с его регистрацией, порядок которой должен был устанавливаться законом и иными правовыми актами в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Однако специальный закон в сфере правовой охраны фирменных наименований в России так и не был принят. Законодатель отказался от регистрационной системы, учитывая, по-видимому, значительные финансовые расходы по ее созданию, а также неизбежные в таком случае коллизии с нормами международного права, изменив соответствующим образом статью 54, а также внеся изменения в другие статьи Кодекса и специальных законов. На международном уровне в рамках международных договоров универсального характера фирменным наименованиям посвящено лишь несколько статей, большинство из которых сосредоточено в Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (далее - Парижская конвенция) с последующими изменениями и дополнениями. Фирменное наименование (nom commercial, trade name) включено в перечень объектов охраны промышленной собственности согласно статье 1(2) Парижской конвенции. В статье 8 Конвенции предписывается, что фирменное наименование охраняется во всех странах Союза (т. е. в странах, к которым применяется Конвенция) без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Положения статьи 9 предусматривают арест при ввозе продуктов, незаконно снабженных товарным знаком или фирменным наименованием в странах Союза, в которых этот знак или фирменное наименование имеют право на законную охрану. В соответствии со статьей 2(viii) Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (14 июня 1967 г., далее - Конвенция, учреждающая ВОИС), под интеллектуальной собственностью понимаются права, относящиеся, в частности, к фирменным наименованиям (nom commercial, trade name) и коммерческим обозначениям (denomination commerciale, commercial name). Таким образом, термин "фирменное наименование" появился в Парижской конвенции в 1883 г. для обозначения одного из объектов промышленной собственности. Этот же термин указан в качестве объекта интеллектуальной собственности в 1967 г. в Конвенции, учреждающей ВОИС, наряду с новым термином, обозначающим новый объект интеллектуальной собственности, - коммерческое обозначение. Указанная выше терминология утвердилась в законодательстве и доктрине. Поэтому представляются беспочвенными сомнения в корректности перевода на русский язык термина "nom commercial, trade name" как фирменное наименование и утверждения о якобы наличии охраны коммерческих обозначений согласно статье 1(2) Парижской конвенции. Эти немногочисленные нормы в сфере правовой охраны фирменных наименований обязательны для Российской Федерации и имеют приоритет перед национальными нормами, поскольку Россия участвует как в Парижской конвенции, так и в Конвенции, учреждающей ВОИС. На национальном уровне правовое регулирование отношений в сфере фирменных наименований отличается большим разнообразием и в принципе не поддается унификации. В некоторых государствах в качестве фирменного наименования может быть избрано практически любое обозначение. К государствам, придерживающимся принципа свободы фирмы, относятся, например, США, Великобритания, Канада, Япония. Государства континентальной Европы исторически более привержены принципу истинной фирмы, в соответствии с которым индивидуальные предприниматели обязаны основывать свой бизнес только под своим собственным именем. На практике, однако, этот принцип последовательно не может быть соблюден с реорганизациями и переходами прав собственности на предприятия. А применительно к акционерным обществам и обществам с ограниченный ответственностью этот принцип вообще не применим. Источники права, содержащие нормы, регулирующие порядок возникновения, использования, защиты от нарушения и прекращения права на фирменное наименование, весьма разнообразны в зависимости от правовой системы и правовых традиций конкретного государства. Такие нормы могут быть включены в торговые кодексы (ФРГ), законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции (Япония), законодательство о компаниях или корпорациях (Великобритания, США), законодательство о товарных знаках (Испания), международные договоры регионального характера (Соглашение о создании Африканской организации интеллектуальной собственности, приложение V) либо устанавливаться судебными прецедентами. Законодательные акты комплексного характера, предметом регулирования которых были бы исключительно фирменные наименования, встречаются достаточно редко (например, в Швеции - Закон о фирменных наименованиях 1974 г., в Финляндии - Закон о фирменных наименованиях 1979 г., в Армении - Закон "О фирменных наименованиях" 1999 г.).

II

В пункте 1 ст. 1473 ГК РФ установлено, кого должно индивидуализировать фирменное наименование: юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (т. е. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия). Ранее для столь однозначного вывода не было достаточных оснований, поскольку, хотя в большинстве статей ГК РФ, относящихся к фирменным наименованиям, и предусматривалось, что фирменное наименование индивидуализирует юридическое лицо, в Кодексе имелись также положения, согласно которым фирменное наименование индивидуализировало предприятие, выступающее как объект права (п. 2 ст. 132, ст. 656). В этом проявилось влияние Положения о фирме: согласно Положению фирменное наименование в целом индивидуализировало предприятие, принадлежащее тому или иному юридическому лицу. С внесением изменений в статьи 132 и 656 ГК РФ, согласно которым термин "фирменное наименование" уступил место термину "коммерческое обозначение", указанное противоречие устранено и в России окончательно утвердилась концепция индивидуализации фирменным наименованием юридического лица - владельца предприятия. Однако указанная выше концепция не получила широкого распространения в мировой практике. С учетом всех различий в национальных законодательствах в общем виде в большинстве государств фирменное наименование - это имя или обозначение, предназначенное для идентификации предприятия определенного физического или юридического лица. Это определение практически совпадает с определением фирменного наименования, закрепленным в статье 1(1) (d) Типового закона для развивающихся стран "О товарных знаках, фирменных наименованиях и недобросовестной конкуренции", разработанного ВОИС в 1967 г.: "Фирменное наименование означает имя или обозначение, определяющее предприятие физического или юридического лица" <2>. -------------------------------- <2> BIRPI. Geneva. 1967.

Например, в Швеции, для того чтобы фирменное наименование могло быть зарегистрировано, оно должно быть способно отличать предприятие собственника от других предприятий <3>. -------------------------------- <3> См. статью 9 Закона о фирменных наименованиях // Industrial Property. 1986. N 10. Text 1 - 001.

От упомянутых выше определений фирменного наименования отличается определение, предусмотренное статьей 2 Закона Армении "О фирменных наименованиях": фирменное наименование - это название, под которым юридическое лицо осуществляет свою деятельность и которым отличается от других юридических лиц <4>. -------------------------------- <4> Промышленная собственность. Официальный бюллетень. Ереван, 2001. N 2(18). С. 107 - 111.

В пункте 1 ст. 1473 ГК РФ закреплена обязанность юридического лица, являющегося коммерческой организацией (правда, не в такой абсолютной форме, как прежде), иметь фирменное наименование. Примечательна особенность российского законодательства о фирменных наименованиях: обладание фирменным наименованием является одновременно не только правом, но и обязанностью. Сделано это в публичных интересах с целью устранения с рынка анонимных товаров, работ (услуг). В общей норме пункта 4 ст. 54 ГК РФ эта обязанность проявлена более определенно: юридическое лицо - коммерческая организация должно иметь фирменное наименование. В пункте 1 ст. 1473 ГК РФ предписано: фирменное наименование юридического лица - коммерческой организации определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при его государственной регистрации. Как следует из вышеизложенного, в России принята система условной регистрации фирменного наименования, по сути, сходная с системой регистрации согласно статье 149 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, когда включение сведений о фирменном наименовании в государственный реестр юридических лиц приравнивался к государственной регистрации фирменного наименования. В государствах, где действует сугубо регистрационная система охраны фирменных наименований, сведения о фирменных наименованиях заносятся в отдельный реестр фирменных наименований и публикуются в отдельных официальных бюллетенях. В России сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в том числе полные наименования юридических лиц, формально считаются открытыми и общедоступными. Так, согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ сведения, содержащиеся в указанном реестре, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России и публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации" еженедельно. Указанная косвенная система оповещения о фирменных наименованиях не требует в принципе дополнительных расходов, являясь в то же время полезным источником доказательств при разрешении споров в отношении исключительного права на фирменное наименование. В статье 1473 ГК РФ не дается определение понятия "фирменное наименование". Пункт 2 указанной статьи содержит только признаки, которым должно соответствовать фирменное наименование юридического лица. Следовательно, фирменное наименование должно быть словесным обозначением, должно иметь индивидуализирующую функцию, т. е. обладать способностью отличать одно юридическое лицо от другого, а также не должно быть описательным. Требование различительной способности (отсутствие простого указания на род деятельности организации, например "электрификация") в отношении фирменного наименования минимально. Поэтому даже добавление одного элемента к словесному обозначению делает возможным обойти чужое фирменное наименование (например "Электрификация плюс"). Указание на организационно-правовую форму юридического лица, как и собственно наименование юридического лица, является обязательной частью в структуре фирменного наименования. В литературе принято подчеркивать относительную автономность двух частей фирменного наименования - основной (обязательной) части, определяющей организационно-правовую форму юридического лица, и специальной (отличительной) части фирменного наименования. Специальная (отличительная) часть должна включать обязательный элемент, представляющий собой словесное обозначение, служащее, соответственно, для индивидуализации юридического лица, и факультативный элемент (например, сокращенное фирменное наименование). Именно специальная (отличительная) часть фирменного наименования, состоящая из оригинального, зачастую фантазийного обозначения, по существу, служит для индивидуализации того или иного юридического лица. К сожалению, пункт 2 ст. 1473 ГК РФ не содержит положения о том, что фирменное наименование не должно быть ложным, чтобы не вводить в заблуждение граждан относительного рода деятельности, характера, целей и порядка образования юридического лица, обязательно присутствующее в законодательствах или в судебной практике государств с развитым правопорядком. Упущение законодателя более чем очевидно, тем более что в абзаце втором статьи 7 Положения о фирме имелось положение, согласно которому не дозволяется включать в фирму обозначения, способные вводить в заблуждение. В пункте 3 ст. 1473 ГК РФ закреплено дополнительное требование к фирменному наименованию: оно должно быть составлено на русском языке. В указанной норме оно обозначено как полное фирменное наименование (в его состав входит указание на организационно-правовую форму юридического лица и, собственно, его наименование). Кроме императивной нормы, пункт 3 указанной статьи содержит ряд факультативных правомочий юридического лица в отношении формы выражения фирменного наименования. Во-первых, юридическое лицо вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Во-вторых, юридическое лицо вправе иметь дополнительно полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. В-третьих, фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации. Указанное правомочие не распространяется на термины и аббревиатуры, отражающие организационно-правовую форму юридического лица. В пункте 4 ст. 1473 закреплен исчерпывающий (закрытый) перечень обозначений, преимущественно официальных наименований, которые не могут включаться в фирменные наименования юридического лица. Сделано это в целях устранения возможного введения в заблуждение граждан в отношении истинного статуса организаций, отражающего их реальный масштаб деятельности. К таковым относятся следующие обозначения: - полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; - полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; - полные или сокращенные наименования международных межправительственных организаций; - полные или сокращенные названия общественных объединений; - обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. В данном пункте предусмотрены также исключения из указанного выше правила о запрете включения в фирменное наименование определенных обозначений. Так, фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и ее субъекту. Кроме того, включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования "Российская Федерация", а также производных от этого наименования слов допускается по разрешению Правительства РФ, если более 75% акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации. Такое разрешение выдается согласно порядку, установленному законом, без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых было выдано. В случае несоответствия фирменного наименования требованиям пунктов 3 или 4 ст. 1473 орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц <5>, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования (п. 5 данной статьи). -------------------------------- <5> В настоящее время органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", является Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

Видимо, законодатель имел в виду предъявление иска в суд (в данном случае в арбитражный суд) с целью понуждения к изменению фирменного наименования. В таком случае не совсем ясно, почему законодатель не наделил орган, осуществляющий регистрацию юридического лица, правомочием отказать в регистрации заявленного обозначения в качестве фирменного наименования по причине его несоответствия установленным требованиям либо предложить заявителю в течение установленного срока изменить определенным образом фирменное наименование. Полагаю также, что любые лица могут предъявить иски в суд с целью понуждения к изменению фирменного наименования в случае его несоответствия пунктам 3 и 4 данной статьи. В статье 1473 не определены правовые последствия несоответствия фирменного наименования требованиям ее пункта 2. Следует полагать, что любое лицо вправе подать в суд иск о признании регистрации фирменного наименования недействительной вследствие его несоответствия требованиям пункта 2 данной статьи, в частности в случае описательного характера фирменного наименования, т. е. когда оно состоит только из слов, обозначающих род деятельности юридического лица. Как указано в статье 14 Вводного закона, фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов юридических лиц. В случае неисполнения упомянутого выше предписания орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен действовать в соответствии с пунктом 5 данной статьи: предъявлять иски к юридическим лицам о понуждении к изменению их фирменных наименований.

III

Статья 1474 ГК РФ посвящена одной из ключевых категорий права - исключительному праву на фирменное наименование. Ранее исключительное право на фирменное наименование определялось пунктом 4 ст. 54 Кодекса и связывалось с его регистрацией, порядок которой должен был устанавливаться законом и иными правовыми актами. Вводным законом (ст. 17) пункт 4 ст. 54 изложен в новой редакции, согласно которой права на фирменные наименования определяются в соответствии с правилами раздела VII ГК РФ. Общие правила определения исключительного права гражданина или юридического лица закреплены в статье 1229 ГК РФ. Исключительное право сформулировано как в позитивной форме (правообладатель вправе использовать результат и средство), так и в негативной (правообладатель может запрещать другим лицам использование результата или средства). Правообладателю принадлежит также правомочие по распоряжению исключительным правом (он может разрешать другим лицам использование результата или средства), которое детализировано в статьях 1233 - 1238 ГК РФ. Исключительное право на результат или средство может принадлежать одному или нескольким лицам совместно, кроме исключительного права на фирменное наименование. В абзаце первом пункта 1 ст. 1474 сформулирована позитивная функция исключительного права на фирменное наименование: юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом. Кроме того, в данной норме изложен примерный перечень видов использования фирменного наименования: путем его указания на вывесках, бланках, счетах и иной документации, объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках. В абзаце втором пункта 1 ст. 1474 предписано, что сокращенные фирменные наименования (в мировой практике их принято называть фирменными знаками), а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Поскольку указанные разновидности фирменного наименования используются правообладателем факультативно, их правовая охрана в режиме исключительного права обусловлена обязательным включением сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц. В пункте 2 ст. 1474 раскрыта одна из основных особенностей правовой охраны фирменных наименований в России: распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права его использования) не допускается. В этом отношении фирменное наименование сближается с другим средством индивидуализации - наименованием места происхождения товара; распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара также не допускается. Поэтому говорить об исключительном праве на фирменное наименование, которое в российском варианте лишено одного из своих основных элементов - права распоряжения, можно лишь условно. В основе указанного решения законодателя лежит, на мой взгляд, широко распространенный в советской, а затем в российской правовой литературе тезис о том, что право на фирменное наименование - это личное неимущественное право <6>. -------------------------------- <6> См., например: Советское гражданское право. Часть 1 / Под ред. В. А. Рясенцева. М.: Юридическая литература, 1986. С. 183; Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М.: ТК Велби, 2004. С. 580.

В соответствии с законодательствами большинства государств мира фирменное наименование, являясь объектом интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, может передаваться, т. е. быть предметом гражданского оборота, но только совместно с предприятием, которое оно обозначает. Именно в этом случае используется понятие "фирменное наименование" ("nom commercial, trade name") в тексте статьи 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, оказавшей влияние на законодательство и судебную практику большинства государств мира. Так, согласно статье 13 Закона Швеции о фирменных наименованиях от 29 марта 1974 г. N 156 <7> фирменное наименование может быть передано только совместно с предприятием, на котором оно использовано. -------------------------------- <7> Industrial Property. 1986. N 10. Text 1 - 001.

С утверждением в российском праве концепции индивидуализации фирменным наименованием юридического лица норма о возможности передачи права на фирменное наименование совместно с предприятием лишилась своего основания. Статья 12 Положения о фирме, где была воплощена концепция индивидуализации фирмой предприятия, допускала передачу фирменного наименования совместно с предприятием: в случае перехода предприятия к новому владельцу таковой может воспользоваться прежней фирмой предприятия лишь с согласия прежнего владельца или его правопреемников и лишь при условии добавления к ней указания на преемственную связь. В период неопределенности с концепцией индивидуализации, длившейся с 1 января 1995 г. по 31 декабря 2007 г., возможность передачи фирменного наименования совместно с предприятием фактически существовала на основании статей 132 и 559 ГК РФ (до вступления в силу их новых редакций, согласно которым термин "фирменное наименование" заменен термином "коммерческое обозначение"). С потерей возможности передачи фирменного наименования совместно с предприятием исключительное право как фирменное наименование, по сути, лишилось своего имущественного содержания и фактически слилось с такой категорией, как "наименование коммерческой организации", указанной в статье 54 ГК РФ и в других специальных законах. Наименование юридического лица - это личное неимущественное право. В этом качестве оно индивидуализирует юридическое лицо в целом как организацию, наделенную обособленным имуществом и выступающую в имущественных и личных неимущественных отношениях от своего имени во всех сферах деятельности. Эта особенность четко проявляется, когда юридическое лицо выступает в публично-правовых отношениях. В таких случаях применяется только термин "наименование юридического лица". В качестве примера можно привести статьи 7 и 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". В случаях, когда наименование юридического лица используется в гражданском обороте, оно приобретает качество фирменного наименования, но не может быть предметом передачи вместе с передачей предприятия юридического лица. Таким образом, российский законодатель для индивидуализации юридического лица определил фирменное наименование, которое в этой функции совпадает с собственно наименованием юридического лица, а для индивидуализации предприятия, собственником которого является юридическое лицо, - коммерческое обозначение, в этой функции заменяющее фирменное наименование. В пункте 3 ст. 1474 сформулировано важное правило о запрете нарушения исключительного права на фирменное наименование. Так, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения. При этом такое использование считается незаконным при наличии следующих условий: - если указанные юридические лица, использующие тождественные или сходные наименования, осуществляют аналогическую деятельность; - если фирменное наименование второго юридического лица включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица (т. е. принимается во внимание "старшинство" права на фирменное наименование). Следует признать: формулировка пункта 3 данной статьи далека от совершенства. Исключительное право на фирменное наименование предполагает, что правомочие запрета действует в отношении неопределенного круга лиц, т. е. имеет абсолютный характер. Однако в данной норме запрет использования чужого фирменного наименования адресован только юридическому лицу, а им, по смыслу статьи 1473, является коммерческая организация, что в принципе существенно сужает объем исключительного права на фирменные наименования относительно субъектов ответственности за его нарушение. В данной норме установлен запрет использования чужого фирменного наименования, но ничего не говорится о запрете использования других средств индивидуализации - товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров в качестве отдельных элементов такого наименования. В данном случае объем исключительного права на фирменное наименование расширен, однако такое расширение произошло за счет сужения объема исключительного права на другие средства индивидуализации. В этой норме не раскрыто понятие "аналогичная деятельность", осуществляемая юридическими лицами с использованием спорных фирменных наименований. Следует предположить, что речь идет о производстве однородных товаров, выполнении однородных работ или предоставлении однородных услуг, способных вызвать у потребителей представление о принадлежности этих товаров, работ, услуг определенному лицу. При этом должны приниматься во внимание различенные признаки деятельности, в том числе род товара, вид материала, из которого изготовлен товар, виды работ, услуг, их назначение, круг потребителей. В соответствии с ранее действовавшей редакцией пункта 4 ст. 54 ГК РФ запрещалось использование чужого зарегистрированного фирменного наименования. С самого начала применения этой нормы правоприменительные органы толковали ее как недопустимость полного тождества фирменных наименований с учетом организационно-правовой формы юридических лиц, участвующих в спорных правоотношениях. Суды и иные правоприменительные органы пошли по пути наименьшего сопротивления: во внимание принималось в первую очередь тождество или различие организационно-правовой формы организации. При этом отличительная часть фирменного наименования (т. е. наиболее запоминаемое название, под которым фирменное наименование известно публике) могла быть одинаковой у различных организаций. В принципе, такую точку зрения высказал Высший Арбитражный Суд РФ в письме от 29 мая 1992 г. "Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике" <8>. -------------------------------- <8> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1992. N 1.

К сожалению, подобная практика сохранилась до настоящего времени. Российские суды в спорах о нарушении исключительного права на фирменное наименование придерживаются тактики сравнения на тождество полных фирменных наименований, учитывая только организационно-правовую форму организаций. Конечно, подобная практика совершенно не стыкуется с практикой государств с развитым правопорядком. При исследовании доказательств смешения фирменных наименований необходимо принимать во внимание не только уставные документы организации, где, как правило, обозначается самое широкое поле деятельности, но и факты реального использования организациями своего фирменного наименования (в сделках, рекламе, на бланках, счетах, товарах или на упаковке и т. д.). Учитываться должны и другие факты: отличительный характер обозначений и масштаб их известности, период времени, в течение которого используется обозначение, степень сходства обозначения. С введением в действие нормы пункта 3 ст. 1474 о запрете использования не только тождественного фирменного наименования, но и сходного с ним до степени смешения, суды изменят свой подход к разрешению дел о нарушении исключительного права на фирменные наименования и он будет соответствовать общепринятой мировой практике. Для этих целей, однако, судам необходимо выработать критерии сходства фирменных наименований до степени смешения, поскольку в Гражданском кодексе РФ такие критерии не раскрыты, а разработанные федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности аналогичные критерии при проведении экспертизы товарных знаков не во всех случаях подходят к фирменным наименованиям. Пункт 6 ст. 1252 ГК РФ предписывает: если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. В этой норме закреплен так называемый принцип "старшинства" права. Однако реализовать указанный принцип, т. е. требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения, обладатель исключительного права может в порядке, установленном в Гражданском кодексе РФ. Иными словами, зарегистрированный ранее товарный знак может повлиять на исход дела в отношении сходного фирменного наименования при условии, если установлен соответствующий порядок в Гражданском кодексе РФ. К сожалению, законодатель не предусмотрел в пункте 3 ст. 1474 положение о запрете использования фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком другого лица, если этот товарный знак зарегистрирован ранее получения права на фирменное наименование. Вполне очевидна целесообразность устранения законодателем указанного пробела в правовом регулировании. В пункте 4 ст. 1474 определены способы защиты нарушенного исключительного права на фирменное наименование. В данной норме эти способы сформулированы в виде обязанности правонарушителя (первого юридического лица) по требованию правообладателя: - прекратить использование фирменного наименования, принадлежащего правообладателю (т. е. тождественного) или сходного с ним до степени смешения; - возместить правообладателю причиненные убытки. Первая обязанность правонарушителя касается незаконного использования соответствующего наименования в отношении видов деятельности, аналогичных осуществляемым правообладателям. Вторую обязанность - возмещение причиненных убытков - следует толковать расширительно, т. е. включать в них как реальный ущерб, так и упущенную выгоду в соответствии с положениями статьи 15 ГК РФ. Из вышеизложенного следует, что управомоченными лицами в целях защиты исключительного права от нарушения являются юридические лица - правообладатели. Другие лица, даже понесшие убытки вследствие незаконного использования фирменного наименования (в большинстве случаев такими лицами могут быть потребители), не могут предъявить требования к тем, кто незаконно использовал фирменные наименования.

IV

В соответствии с пунктом 1 ст. 1475 ГК РФ действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации обусловлено фактом его включения в Единый государственный реестр юридических лиц. По сути, в этой норме реализована концепция статьи 149 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, согласно которой фирменное наименование юридического лица подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц. И в том и в другом случае отдельная регистрация фирменного наименования, равно как и ведение отдельного реестра фирменных наименований, приравнена к включению сведений о фирменном наименовании юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с ранее действовавшей редакцией пункта 4 ст. 54 ГК РФ действие исключительного права на фирменное наименование связывалось с его регистрацией, порядок которой должен был определяться специальным законом и иными правовыми актами в соответствии с Кодексом. В конечном счете законодатель отказался от сугубо регистрационной системы охраны фирменных наименований, в первую очередь в связи со значительными финансовыми расходами по ее созданию на обширной территории России. Пункт 1 ст. 51 ГК РФ предусматривает обязательную государственную регистрацию юридических лиц, состоящую во внесении сведений о возникших юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы (равно как и государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей), регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) (в последней редакции от 19 июля 2007 г. N 140-ФЗ). До введения в действие с 1 июля 2002 г. Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц осуществлялась в органах юстиции. В соответствии со статьей 2 указанного Закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Первоначально функции регистрационного органа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" были возложены на Министерство по налогам и сборам РФ. В настоящее время органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", является Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. За государственную регистрацию юридических лиц уплачивается государственная пошлина, размер которой установлен в статье 333.33 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Среди подзаконных актов в сфере государственной регистрации юридических лиц можно отметить следующие: - Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"; - Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей"; - Приказ Федеральной налоговой службы от 21 октября 2004 г. N САЭ-3-09/7@ "Об утверждении Порядка предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей"; - Приказ Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации". В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе: - полное (и, если имеется, сокращенное) наименование, включая фирменное наименование для коммерческих организаций; - организационно-правовая форма; - способ образования юридического лица (создание или реорганизация). В статье 6 Закона о государственной регистрации декларируется, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются (за некоторым исключением) открытыми и общедоступными. Единый государственный реестр юридических лиц ведется Федеральной налоговой службой (ФНС России) и ее территориальными органами. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России. К таким сведениям относятся: - полное наименование юридического лица; - идентификационный номер налогоплательщика; - код причины постановки на учет; - основной государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в реестр; - наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица; - адрес юридического лица. Указанные, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации". Пункт 2 ст. 1475 обусловливает предоставление охраны фирменному наименованию фактом включения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц при регистрации юридического лица. Данная норма не требует регистрации самого фирменного наименования, т. е. проведения экспертизы заявленных обозначений на тождество или сходство с зарегистрированными ранее фирменными наименованиями, ведения отдельного реестра фирменных наименований и публикации отдельного бюллетеня фирменных наименований. Вместе с тем охрана фирменного наименования сопряжена с определенными формальностями, связанными с регистрацией юридических лиц и параллельным внесением сведений о фирменном наименовании в Единый государственный реестр юридических лиц. Иными словами, использование фирменного наименования фактически невозможно без предварительной регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. В связи с вышеизложенным возникает проблема с предоставлением охраны иностранным фирменным наименованиям. С одной стороны, согласно принципу национального режима, закрепленному в статье 2 Парижской конвенции, охрана, предоставляемая иностранным фирменным наименованиям, должна быть такой же, как и охрана, предоставляемая российским фирменным наименованиям, т. е. зависеть от включения иностранного фирменного наименования в Единый государственный реестр юридических лиц. С другой стороны, следует принимать во внимание норму статьи 8 Парижской конвенции, согласно которой фирменное наименование охраняется во всех странах - участницах Парижской конвенции без обязательной подачи заявки или регистрации. Парижская конвенция не дает ответа, к чему относится понятие "регистрация": к регистрации самого фирменного наименования или к регистрации юридического лица, в связи с которой сведения о фирменном наименовании вносятся в соответствующий реестр. Поэтому серьезную проблему для правоприменительных органов многих государств представляет толкование статьи 8 Парижской конвенции. Как указано в авторитетном комментарии, если законодательство какой-либо страны предоставляет охрану национальным фирменным наименованиям только при наличии регистрации, статья 8 Парижской конвенции влечет за собой отмену этой обязанности для иностранных фирменных наименований <9>. Иными словами, если упомянутая выше международно-правовая норма нарушается в каком-либо государстве, иностранные владельцы фирменных наименований автоматически получают преимущество перед национальными владельцами фирменных наименований, если в этом государстве действует принцип приоритета положений международного договора перед положениями национального законодательства (как, например, в России). -------------------------------- <9> Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: Комментарий. М.: Прогресс, 1977. С. 154.

Требование регистрации непосредственно фирменного наименования и требование регистрации юридического лица, предусматривающее включение фирменного наименования в Единый государственный реестр юридических лиц, по сути, не отличаются друг от друга, поскольку исключают предоставление охраны фирменному наименованию в силу его известности или использования как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В зарубежной судебной практике и литературе нет единого подхода относительно применения нормы статьи 8 Парижской конвенции. Из правовой литературы известно о существовании узкого и широкого толкования указанной статьи <10>. О широком толковании указанной статьи упоминалось выше. -------------------------------- <10> Fernandez-Novoa C. The International Protection of Trade Names in Spain - The Application of Article 8 of the Paris Convention by the Spanish Courts // International Review of the Industrial Property and Copyright Law. 1976. V. 7. N 4. P. 509 - 510.

Узкое толкование статьи 8 Парижской конвенции заключается в том, что охрана иностранному фирменному наименованию предоставляется в случае, если оно используется в стране - участнице Парижской конвенции, где оно испрашивается. Стержневым моментом в предоставлении охраны конкретному фирменному наименованию является стремление исключить возможность введения в заблуждение торговых кругов и потребителей относительно истинного происхождения товаров и услуг, поэтому многие государства толкуют положения статьи 8 Парижской конвенции следующим образом: фирменное наименование для целей получения охраны в данной стране должно в течение определенного времени использоваться в гражданском обороте на ее территории. Например, в большинстве стран континентальной Европы, включая Германию и Францию, суды придерживаются именно узкого толкования указанной статьи. В некоторых странах узкое толкование статьи 8 Парижской конвенции вошло в качестве нормы в законодательство. Так, согласно статье 77 испанского Закона о товарных знаках от 10 ноября 1988 г. N 32/1988 <11> фирменное наименование охраняется на условиях, предусмотренных указанной статьей Парижской конвенции, если его обладатель докажет, что он его использовал в Испании. -------------------------------- <11> Industrial Property and Copyright. 1999. N 10. Text 3 - 001.

Согласно статье 12 Закона Армении "О фирменных наименованиях" исключительное право на использование фирменного наименования иностранного юридического лица вступает в силу на основании факта получения известности среди общественности или получения всеобщей известности вследствие публичного использования в Армении данного фирменного наименования. Поскольку в пункте 1 ст. 1475 ГК РФ отсутствует положение о предоставлении исключительного права на иностранное фирменное наименование, российским правоприменительным органам еще предстоит выработать свою позицию относительно применения на территории Российской Федерации статьи 8 Парижской конвенции. В пункте 2 ст. 1475 определено действие исключительного права на фирменное наименование во времени: оно возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования. Как и в большинстве государств, в России действие исключительного права не ограничено каким-либо сроком. В некоторых государствах фирменные наименования регистрируются на определенный срок с возможностью возобновления такой регистрации. Например, в Мексике <12>, Перу <13>, Испании <14> регистрация фирменных наименований производится в специальных реестрах в патентных ведомствах этих государств на 10-летний срок с возможностью возобновления этой регистрации на последующие 10-летние периоды. При этом сведения о регистрации фирменных наименований (воспроизведение регистрируемого обозначения, место расположения предприятия, род деятельности предприятия и др.) публикуются в официальных бюллетенях в целях их доведения до всеобщего сведения. -------------------------------- <12> Industrial Property. 1991. N 10. Text 1 - 001. <13> Industrial Property and Copyright. 1996. N 9. Text 1 - 003. <14> Industrial Property and Copyright. 1999. N 10. Text 3 - 001.

В России среди публикуемых и размещаемых в сети Интернет сообщений о зарегистрированных юридических лицах отсутствуют сведения о роде (виде) деятельности юридических лиц. В связи с вышеизложенным объективно затруднено применение федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности нормы пункта 8 ст. 1483 ГК РФ, предусматривающей одно из оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака (не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемыми в Российской Федерации фирменными наименованиями), поскольку из публикуемых или размещенных в сети Интернет сведений невозможно почерпнуть информацию о производимых товарах или предоставляемых услугах. Возникновение исключительного права на фирменное наименование связано с днем государственной регистрации юридического лица. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по решению регистрирующего органа по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Согласно статье 11 Закона о государственной регистрации ее моментом признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Следует особое внимание обратить на объем исключительного права на фирменное наименование в России, напрямую зависящий от системы регистрации юридических лиц в Едином государственном реестре юридических лиц. В соответствии со спецификой исключительного права на фирменное наименование в России объем охраны, предоставляемый фирменному наименованию, незначительный. Проблема заключается в том, что законом не предусмотрен механизм отслеживания поступления тождественных или сходных с уже внесенными в реестр фирменными наименованиями и отказа на этом основании их внесения в реестр. Регистрирующие органы не наделены полномочиями по проверке заявленных обозначений с целью предотвращения их коллизии с уже внесенными в реестр фирменными наименованиями. В результате этого Единый государственный реестр юридических лиц переполнен не только сходными, но и полностью идентичными обозначениями, причем не только в масштабах всей страны, но и в рамках отдельных регионов. Так, по сведениям, расположенным на сайте ФНС России <15> на конец 2007 г., в Москве зарегистрировано около 30 обществ с ограниченной ответственностью "Кристалл", отличающихся в редких случаях написанием специальной (отличительной) части фирменного наименования заглавными буквами: "КРИСТАЛЛ". -------------------------------- <15> htpp://egrul. nalog. ru/fns/fns/php

Такая ситуация приводит не только к ослаблению исключительного права на фирменное наименование, но и к введению потребителей в заблуждение относительно происхождения товаров (работ, услуг). Прекращение исключительного права на фирменное наименование связано с моментом исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с: - прекращением юридического лица; - изменением его фирменного наименования. Прекращение юридического лица - коммерческой организации может наступить в связи с: - реорганизацией юридического лица; - ликвидацией юридического лица; - исключением юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа; - продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия в уставный капитал акционерного общества. Реорганизация юридического лица предусмотрена статьей 57 ГК РФ в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. В связи с реорганизацией юридического лица возникает проблема с правопреемством в отношении соответствующих прав и обязанностей. Как известно, фирменное наименование - это объект исключительных прав, и в этом качестве должно получить стоимостную оценку в составе нематериальных активов юридического лица. К нематериальным активам согласно НК РФ относятся, в частности, исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара и фирменное наименование. При реорганизации юридического лица может возникнуть вопрос о принадлежности исключительного права на фирменное наименование, особенно при таких формах реорганизации юридического лица, как разделение и выделение, когда должен решаться вопрос о переходе исключительного права на фирменное наименование к тому или иному юридическому лицу из вновь возникших юридических лиц. Ликвидация юридического лица, предусмотренная статьей 61 ГК РФ, влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Иными словами, ликвидация юридического лица означает, по сути, переход фирменного наименования, которое обозначало указанное юридическое лицо, в общественное достояние. Юридическое лицо может быть ликвидировано: 1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (добровольная ликвидация); 2) по решению суда (принудительная ликвидация в отношении коммерческой организации) в случае: - допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; - осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); - осуществления деятельности, запрещенной законом; - осуществления деятельности с нарушением Конституции РФ; - осуществления деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; - в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (например, в случае признания в силу статьи 65 Кодекса юридического лица, за исключением казенного предприятия, банкротом). Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность (непредставление в течение последних 12 месяцев документов отчетности и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету), из Единого государственного реестра юридических лиц может быть осуществлено по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Закона о государственной регистрации. Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия в связи с продажей или внесением его имущественного комплекса в уставный капитал акционерного общества установлен в статье 21.2 Закона о государственной регистрации. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц, информация о которой публикуется регистрирующим органом. Исключительное право на фирменное наименование может быть прекращено в связи с его изменением. Это случай добровольного прекращения исключительного права на фирменное наименование, например, по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, вызванного различного рода причинами. При этом прекращение исключительного права на одно фирменное наименование сопровождается возникновением у юридического лица исключительного права на другое (измененное) фирменное наименование. Происходит это в форме государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по правилам главы VI Закона о государственной регистрации.

V

Статья 1476 ГК РФ посвящена вопросам соотношения права на фирменное наименование с правами на другие средства индивидуализации - коммерческое обозначение, товарный знак и знак обслуживания. Правоприменительная практика показывает, что наиболее часто случаются коллизии между правами на фирменное наименование и правами на товарный знак или знак обслуживания. В абзаце первом пункта 1 данной статьи указано: фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Коммерческое обозначение - сравнительно новый объект исключительных прав. Его правовой режим обозначен в статьях 1538 - 1541 ГК РФ. Коммерческое обозначение, не подлежащее обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц, призвано индивидуализировать предприятие юридического лица в пределах определенной территории путем его указания, как правило, на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации. Его использование является факультативным. Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу, но только вместе с предприятием, которое оно индивидуализирует. Фирменное наименование призвано индивидуализировать юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступающее в гражданском обороте. Это не только право, но и обязанность коммерческого юридического лица. Фирменное наименование определяется в учредительных документах юридического лица и включается в Единый государственный реестр юридических лиц. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование не допускается. В государствах с развитым правопорядком иное соотношение между фирменным наименованием и коммерческим обозначением: фирменное наименование индивидуализирует предприятие, принадлежащее юридическому лицу. Оно может быть передано другому лицу, но только вместе с предприятием, которое индивидуализирует. Коммерческое обозначение играет вспомогательную роль, оно призвано индивидуализировать внешнее проявление деятельности предприятия (например, вывеска торгового заведения), поэтому имеет локальную (или региональную) известность и не нуждается в регистрации. В соответствии с абзацем первым пункта 1 ст. 1476 фирменное наименование или его отдельные элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Сказанное означает, что полное фирменное наименование, включающее его основную часть (указание на организационно-правовую форму) и специальную (отличительную) часть, необходимую для отличия одного юридического лица от другого, можно включать в состав коммерческого обозначения. В этом случае фирменное наименование юридического лица сливается с коммерческим обозначением предприятия, принадлежащего этому юридическому лицу. Например, общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Кристалл", являясь фирменным наименованием, может целиком входить в коммерческое обозначение одного или нескольких торговых предприятий указанного юридического лица. Но чаще всего коммерческое обозначение состоит из отдельного элемента фирменного наименования, его специальной (отличительной) части (в данном случае: "Торговый дом "Кристалл" в качестве вывески торгового предприятия). Реже фирменное наименование юридического лица не совпадает с коммерческим обозначением предприятий, принадлежащих этому юридическому лицу. В качестве условного примера можно назвать фирменное наименование "Общество с ограниченной ответственностью "Амфин" и коммерческое обозначение "Партия", играющее роль вывески в торговой сети указанного юридического лица. Абзац второй пункта 1 ст. 1476 содержит правило, согласно которому фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от коммерческого обозначения. В соответствии с указанной нормой охрана фирменного наименования автономна от охраны, предоставляемой коммерческому обозначению. Иными словами, действие исключительного права на фирменное наименование неразрывно связано с государственной регистрацией юридического лица, которое оно индивидуализирует (в том числе при его создании, реорганизации или прекращении). Факт включения фирменного наименования (а скорее, его части, хотя такая возможность ошибочно не указана в данной норме) в состав коммерческого обозначения не приводит, например, к одновременному прекращению такого фирменного наименования (или его части) с прекращением коммерческого обозначения, если правообладатель, согласно пункту 2 ст. 1540 ГК РФ, не использовал его непрерывно в течение года. Прекращение исключительного права на фирменное наименование подчиняется другим правилам (например, при исключении юридического лица, прекратившего свою деятельность по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). В абзаце первом пункта 2 ст. 1476 говорится о том, что фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания. Для усиления своих позиций на рынке хозяйствующие субъекты зачастую прибегают к регистрации товарных знаков, включающих элементы своих фирменных наименований. Такая практика существовала задолго до принятия указанной нормы. Между тем полное фирменное наименование, включающее указание на организационно-правовую форму юридического лица, не может служить основой для регистрации товарного знака. В подобных случаях, помимо нежелательного эффекта громоздкости, заявленное обозначение не обладало бы различительной способностью, требование которой закреплено в пункте 1 ст. 1438 ГК РФ. В принципе указанные элементы могут быть включены в товарный знак только как неохраняемые элементы, если не занимают в нем доминирующее положение. Следовательно, в качестве товарного знака предпочтительней использовать специальную (отличительную) часть фирменного наименования в целях выполнения функции индивидуализации производимых хозяйствующим субъектом товаров или оказываемых им услуг. В абзаце втором пункта 2 ст. 1476 установлено, что фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания. Прежде всего, в товарный знак включается все же не полное фирменное наименование, а его специальная (отличительная) часть, способная более эффективно выполнять функции товарного знака. В указанной норме речь идет об автономии охраны фирменного наименования от охраны товарного знака или знака обслуживания. Данная норма должна быть истолкована следующим образом: если, например, товарный знак, содержащий элементы фирменного наименования, не используется правообладателем, то последствия неиспользования такого товарного знака, которые могут наступить в соответствии со статьей 1486 ГК РФ (возможность досрочного прекращения правовой охраны товарного знака), не влияют на действительность правовой охраны данного фирменного наименования.

------------------------------------------------------------------

Название документа