Особо тяжкие преступления на бытовой почве: профилактика и снижение
(Хлопушин С. Н.)
("Законность", 2011, N 5)
Текст документа
ОСОБО ТЯЖКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА БЫТОВОЙ ПОЧВЕ:
ПРОФИЛАКТИКА И СНИЖЕНИЕ
С. Н. ХЛОПУШИН
Хлопушин Сергей Николаевич, прокурор Вологодской области, государственный советник юстиции 2 класса.
В статье отражен положительный опыт работы органов прокуратуры Вологодской области, позволивший снизить количество особо тяжких преступлений, совершенных на бытовой почве. Приведены наиболее характерные примеры организации деятельности в указанном направлении.
Ключевые слова: умышленные убийства; причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть, совершенное в быту; участковые уполномоченные милиции.
Major domestic crimes: prevention and reduction
S. N. Khlopushin
The article reflects a positive experience of work of prosecutorial authorities in the Vologda Region reducing the rate of major domestic crimes. The author gives special case studies of organization of their work in this sphere.
Key words: willful killing; infliction of serious domestic harm to health that has caused death; district nominated police officers.
В течение последних трех лет в Вологодской области наблюдался стабильно высокий уровень умышленных убийств (ст. 105 УК) и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть (ч. 4 ст. 111 УК). В 2008 г. в области совершено 160 умышленных убийств и 93 преступления, предусмотренных ч. 4 ст. 111 УК, в 2009 г. - 180 и 73 соответственно, в 2010 г. - 146 и 83.
В 2008 г. были лишены жизни в результате насильственных действий (преступления, предусмотренные ст. 105, ч. 4 ст. 111 УК) 258 человек, в 2009 г. - 261 человек, в 2010 г. - 238 человек.
Для сравнения, в 1980 г. в результате указанных причин были лишены жизни 199 человек, в 1985 г. - 121, в 1990 - 130 человек. Таким образом, за последние 30 лет количество лишенных жизни в результате умышленных насильственных действий на территории области значительно возросло.
В 2009 г. в пересчете на 100 тыс. населения в результате умышленных преступных действий погиб 21 человек, в 2010 г. - 20 человек. Эта цифра превышает аналогичный среднероссийский показатель за 2009 г., который, по данным Европейского регионального бюро ВОЗ, составляет 15,85 человек на 100 тыс. в возрастной группе 10 - 29 лет. В докладе организации, озаглавленном "О предупреждении насилия и преступности, связанной с холодным оружием, среди подростков и молодежи", говорится, что Россия заняла первое место в Европе по числу убийств среди 53 стран, данные о которых собраны в докладе.
Исходя из анализа статистических данных, прокуратура области провела проверку полноты и достаточности профилактической деятельности правоохранительных органов (прежде всего органов внутренних дел), направленной на предупреждение этого вида преступлений.
Проверки показали, что в Вологодской области в структуре преступности против жизни подавляющее число убийств и преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 111 УК, составляют преступления, совершенные в быту, на почве личных неприязненных отношений, под влиянием пьянства. Доля убийств, совершенных из корыстных побуждений, заказных убийств и т. д. очень незначительна и составляет лишь несколько процентов.
Причиной значительного количества убийств и нанесения тяжкого вреда здоровью в быту наряду с социально-экономическими причинами (отсутствие работы, низкий жизненный уровень и т. п.) является распространенность пьянства, особенно в сельской местности и небольших городах. Этому, безусловно, сопутствует и доступность дешевого и низкокачественного алкоголя и спиртосодержащих напитков.
Анализ данных, полученных в результате проверок, показал, что многих преступлений, направленных против жизни и здоровья людей, совершенных в быту, можно было бы избежать, если бы были приняты своевременные и в полном объеме меры по профилактике преступлений и правонарушений, в первую очередь - со стороны службы участковых уполномоченных, инспекций по делам несовершеннолетних.
Прокурорские проверки показали, что Приказ министра внутренних дел от 16 сентября 2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" в полной мере участковые уполномоченные и их руководители не выполняют.
Речь идет о том, что участковые должны выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих; применять к ним своевременные меры профилактического и правового воздействия; контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством, а также в пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы; осуществлять регулярный обход административного участка, проверку подъездов домов, чердачных и подвальных помещений и т. д. с целью выявления и задержания лиц, представляющих оперативный интерес, пресечения преступлений и других правонарушений; поддерживать постоянную связь с населением, органами местного самоуправления, не реже одного раза в квартал отчитываться о проделанной работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью перед жителями административного округа, а при необходимости - перед органами местного самоуправления.
Проверки проводились путем опроса жителей, проживающих по соседству с домом или квартирой, где произошло убийство.
В результате получены данные о том, что повсеместно граждане не знают своего участкового уполномоченного милиции, время, место приема и номер телефона, по которому к нему можно было бы обратиться, им неизвестны, поквартирный обход участковые уполномоченные не проводят.
В нарушение ст. 10 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" (ныне утратил силу), п. п. 9 и 18 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 г. N 900, анализ оперативной обстановки на подведомственной территории проводится нерегулярно, фактически не осуществляется деятельность по установлению притонов и лиц, их содержащих.
Например, проверка обстоятельств убийства Е. в Череповецком районе показала, что в квартире, где произошло убийство, длительное время собирались компании, происходили пьянки и скандалы, о чем сообщалось участковому уполномоченному, однако никаких мер не принималось. Аналогичные обстоятельства установлены по факту убийства Щ. в г. Череповце.
В июле 2010 г. в г. Харовске в жилом доме К. путем нанесения ударов ножницами убила свою мать Г. Прокурорской проверкой установлено, что с 2008 г. в ОВД по Харовскому району поступило более 20 сообщений в отношении К. о скандалах, причинении ею телесных повреждений гражданам. Более того, незадолго до убийства К. жестоко избила свою мать, о чем сообщено в милицию, однако вновь никаких мер не было принято, в результате чего произошло убийство.
При опросе граждан, проживающих поблизости от места совершения убийства, установлено, что они не знают своего участкового, поквартирные обходы не проводятся, меры к лицам, злоупотребляющим спиртными напитками и нарушающим общественный порядок, не применяются.
Ненадлежащая профилактическая работа привела к тому, что в 2010 г. в области произошли серийные убийства, совершенные на бытовой почве.
Например, 16 июня 2010 г. в городе Сокол ранее судимый С. после совместной пьянки убил пять человек. Несмотря на недавнее освобождение из мест лишения свободы, на учет в органах внутренних дел он не был поставлен, контроль за ним не осуществлялся.
В январе 2010 г. в пос. Шексна освободившийся из колонии М. совершил убийство своих родителей и их соседей, всего пяти человек. После освобождения М. нигде не работал, пьянствовал, вел асоциальный образ жизни. Однако на профилактический учет в органах милиции не был поставлен, участковый инспектор профилактическую работу с ним не проводил.
Факты ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей участковыми уполномоченными милиции выявлены в результате подавляющего числа проверок, проведенных в связи с фактами умышленных убийств и причинения тяжких телесных повреждений, совершенных в быту.
Результаты проведенных проверок обобщены в прокуратуре Вологодской области.
На основании полученных результатов проверок выработан комплекс мероприятий для повышения средствами прокурорского надзора эффективности профилактической деятельности службы участковых уполномоченных.
Во-первых, в октябре 2010 г. проведено координационное совещание правоохранительных органов Вологодской области с участием губернатора, руководителей федеральных и местных органов власти, глав муниципальных образований, представителей общественных и правозащитных организаций.
На совещании запланированы конкретные меры по повышению эффективности профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции.
Во исполнение решения, принятого на совещании, органы внутренних дел провели ведомственные проверки деятельности участковых, результаты рассмотрены на оперативных совещаниях при начальнике УВД.
Следственному управлению Следственного комитета на совещании поручено принять меры к повышению эффективности представлений, вносимых в порядке ч. 2 ст. 158 УПК, обеспечить их рассмотрение и устранение причин и условий, способствовавших преступлению, до направления дела в суд.
Среди комплекса мер, направленных на снижение бытовой преступности, особо тяжких ее проявлений, прокуратурой области предусмотрено инициировать принятие законов с профилактической составляющей. В порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание области прокуратура внесла проект закона области "Об ограничении на территории области продажи алкоголя крепостью свыше 15% в ночное время". Закон принят и вступил в действие с 1 декабря 2010 г.
Задача предупреждения совершения правонарушений и преступлений как в отношении несовершеннолетних, так и самими несовершеннолетними потребовала принятия в конце 2009 г. по инициативе прокурора области Закона области N 2124-ОЗ "О внесении изменений в Закон области от 29.12.2003 N 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области", устанавливающего обязанность обеспечить соблюдение ограничений по недопущению нахождения детей на объектах (на территориях, в помещениях), в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию; по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах (так называемый закон о комендантском часе). За время действия этого Закона в 2010 г. преступность несовершеннолетних снизилась на 12,4%, количество преступлений в отношении несовершеннолетних - на 15%.
Кроме того, прокуратура области подготовила и направила указание горрайпрокурорам "О дополнительных мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении органами внутренних дел профилактики особо тяжких преступлений против личности".
В соответствии с указанием прокуроры обязаны по каждому случаю совершения особо тяжкого преступления на бытовой почве проводить проверку причин, по которым эти преступления не были предотвращены, и производить оценку полноты и достаточности профилактических мер с внесением актов прокурорского реагирования с учетом требований Приказа МВД РФ от 16 сентября 2002 г. N 900.
Прокурорам необходимо с целью получения объективной информации о деятельности участкового проводить выборочный опрос граждан.
При выявлении фактов нарушения закона надлежит добиваться привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Также прокуроры обязаны не реже одного раза в квартал проводить межведомственные совещания по вопросам профилактики особо тяжких преступлений в быту с заслушиванием на них отчетов участковых уполномоченных.
Не реже раза в полугодие с учетом анализа состояния преступности с участием глав местных администраций, руководителей территориальных органов внутренних дел, участковых уполномоченных следует проводить встречи с населением, при проведении которых выяснять вопросы эффективности и результативности профилактики преступлений.
В феврале 2011 г. по инициативе прокуратуры состоялось координационное совещание при губернаторе Вологодской области, организованное в соответствии с Указом Президента РФ от 11 декабря 2010 г. N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка".
На совещании были рассмотрены вопросы деятельности службы участковых уполномоченных милиции, в том числе вопросы материально-технической обеспеченности их деятельности.
Руководству УВД рекомендовано усилить контроль за деятельностью участковых уполномоченных.
Обращено внимание глав муниципальных образований на необходимость проявления инициативы в проведении сходов и собраний населения, на которых следует заслушивать отчеты участковых.
С ноября 2010 г. прокуроры проводят активную работу по проверке наличия и полноты мер профилактического характера со стороны службы участковых уполномоченных и принятию мер прокурорского реагирования.
Прокуроры после совершения на подведомственной территории особо тяжкого преступления в быту выезжают на место преступления, беседуют с соседями, членами семей пострадавших и дают оценку состояния профилактической деятельности на участке.
В случае если прокуроры приходят к мнению, что преступление можно было бы предотвратить средствами профилактики, принимаются меры прокурорского реагирования с требованием привлечь к ответственности виновных лиц.
Одновременно прокуроры выясняют у населения информацию о совершенных преступлениях, неизвестных правоохранительным органам. В случае выявления ставят их на учет.
Комплекс мер, принятый прокурорами с целью снижения бытовой преступности, уже приносит свои плоды.
За 2 месяца 2011 г. произошло снижение количества убийств на 46%, случаев причинения тяжкого вреда здоровью - на 14,3% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Прокуратура области и впредь будет целенаправленно всеми средствами прокурорского надзора добиваться повышения эффективности профилактической деятельности с целью предупреждения преступности, в том числе и бытовой, особенно ее тяжких и особо тяжких проявлений.
Название документа