О четырех методах искоренения коррупции

(Трунцевский Ю. В.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2013, N 12) Текст документа

О ЧЕТЫРЕХ МЕТОДАХ ИСКОРЕНЕНИЯ КОРРУПЦИИ

Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ

Трунцевский Юрий Владимирович, Финансовый университет при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор.

На основе анализа правовых актов, направленных на противодействие коррупции, и практики их реализации, в т. ч. в деятельности органов внутренних дел, обосновывается необходимость совершенствования отдельных мер борьбы с данным общественно опасным явлением, вызывающим серьезную озабоченность во всем мире. Предложения касаются четырех методов искоренения коррупции (законодательный, кадровый, общественного контроля и духовно-нравственный), использование которых должно послужить снижению уровня коррупции в нашей стране.

Ключевые слова: коррупция, противодействие, уголовная ответственность, органы внутренних дел, население.

On four methods of rooting out corruption Y. V. Truntsevskij

Truntsevskij Yurij Vladimirovich, doctor of juridical sciences, professor (the Financial University attached to the Government of the RF).

On the basis of analysis of legal acts aimed at counteraction of corruption and practice of realization thereof including in activities of agencies of internal affairs, the author substantiates the necessity of improvement of certain measures of fighting this publicly dangerous phenomenon which causes a serious concern all over the world. The proposals relate to four methods of rooting out corruption (legislative, personnel, of public control and moral), the use of which must reduce the level of corruption in this country.

Key words: corruption, counteraction, criminal responsibility, agencies of internal affairs, population.

Коррупция разрушает усилия государства и общества по наведению порядка в стране, обеспечению достойного уровня жизни граждан, она может привести к необратимой дезорганизации государственного управления, если не произойдет заметных позитивных изменений в борьбе с ней. По данным опроса, население наиболее часто сталкивается с фактами коррупции при стационарном лечении в больнице (23% от общего числа респондентов) и в поликлинике (21,5%), при поступлении в вуз (21,25%) и обучении в вузе (19,75%), при получении справок в учреждениях (11,9%), оформлении права на земельный участок (11,3%), рассмотрении дел в судебных инстанциях (11,35%) и решении вопросов в районной администрации (11%). План противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы закрепил задачу обеспечить проведение среди всех социальных слоев населения в различных регионах страны социологических исследований, которые позволили бы оценить уровень коррупции в Российской Федерации и эффективность принимаемых антикоррупционных мер <1>. -------------------------------- <1> О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297 // СЗ РФ. 2012. N 12. Ст. 1391.

Однако следует признать, что в настоящее время нет единых методик определения уровня коррупции - все они разные и противоречивые. Например, Трансперенси Интернешнл определяет уровень коррупции исключительно по восприятию данного явления населением <2>. -------------------------------- <2> Официальный сайт Центра Трансперенси Интернешнл: URL: http://www. transparency. org. ru/.

То, что население отметило больницы, вузы и т. п. как наиболее коррумпированные сферы (которые не могут создавать угрозу государству), вряд ли соответствует истинному положению дел с пораженностью коррупцией в нашей стране. Указанный Национальный план предполагает подготовку единых методик оценки состояния коррупции в субъектах РФ и осуществления мониторинга правоприменительной практики антикоррупционного законодательства, проводимого на федеральном и региональном уровне по сферам, видам должностей, выполняемых функций, по объектам экономики и т. п. Так, вузы Москвы в последние годы проводят научные исследования по разработке комплекса мер по предупреждению коррупции в своем заведении, которые могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной и прозрачной работы организации; 3) разработку кодекса этики или служебного поведения работников организации; 4) процедуры предотвращения и урегулирования конфликта интересов; 5) механизмы недопущения составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Цель таких научных исследований - создание организационно-функциональной структуры системы обеспечения соответствия нормам антикоррупционного законодательства в деятельности вуза в единой системе контроля качества процессов его функционирования. В результате научно-исследовательской работы будут получены: - типовые документы, регламентирующие формирование системы обеспечения соответствия в деятельности организации (политика по противодействию коррупции в деятельности организации, декларация о соответствии, антикоррупционная оговорка к типовому контракту и пр.); - стандарты построения системы противодействия коррупции в организации на основе обеспечения соответствия нормам антикоррупционного законодательства (антикоррупционный комплаенс). Назову четыре метода противодействия (лучше - искоренения) <3> коррупции: законодательный, кадровый, общественного контроля и духовно-нравственный. -------------------------------- <3> По С. И. Ожегову: искоренить - окончательно уничтожить, истребить (см.: http://tolkslovar. ru/i3747.php).

Первый - законодательный. В последнее время наметилась тенденция формирования эффективной законодательной антикоррупционной базы, выстраивания системы организационных и правовых мер, направленных на искоренение коррупционных проявлений в нашей стране (О противодействии коррупции: Федер. закон от 25 дек. 2008 г. N 273-ФЗ // Российская газета. 2006. 10 марта; Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федер. закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ // Российская газета. 2009. 22 июля и др.). Национальный план противодействия коррупции на 2012 - 2013 гг. закрепил меры: - по снижению экономической заинтересованности в совершении коррупционных правонарушений (сюда можно добавить еще и - моральной заинтересованности, о чем будет сказано ниже). - по расширению практики применения гражданского и административного законодательства Российской Федерации, в т. ч. в части, касающейся ответственности юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные правонарушения. Инициативой Следственного комитета РФ является установление в действующем законодательстве возможности привлечения к уголовной ответственности юридических лиц. Такой опыт есть в США - Закон о коррупционных действиях за границей 1977 г. (Foreign corrupt practices Act); в Великобритании (Закон о взяточничестве (UK Bribery Act), вступил в силу в 2011 г.) <4>. -------------------------------- <4> См. подробнее: Карпович О. Г., Трунцевский Ю. В. Серьезные экономические преступления XXI века: опыт противодействия им в Великобритании, России и США: Моногр. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013.

Ссылка противников этой идеи на то, что у нас в России в административном законодательстве закреплены такие же меры ответственности и что в УК РФ существует личная ответственность и действует принцип виновной ответственности, по меньшей мере неубедительна: уголовная деликтоспособность необходима для того, чтобы расследовать коррупционные схемы компаний с применением оперативно-розыскных мероприятий, а принцип вины не отрицается, т. к. за взятки в пользу фирмы уголовную ответственность несут и представляющие ее лица - руководители и собственники. С учетом положений международных актов в области противодействия коррупции о криминализации обещания дачи/или получения взятки и предложения дачи/или получения взятки и опыта иностранных государств Национальный план установил: разработать комплекс организационных мер по недопущению поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки. Так, Министерство труда России предложило довольно оригинальный способ по борьбе с коррупцией среди чиновников, которым собираются запретить некоторые фразы, с помощью которых можно намекнуть на взятку. Например: "Спасибо на хлеб не намажешь", "Ну, что будем делать?", "Вопрос тяжелый, но я думаю, нам удастся его решить", "Нужен более веский аргумент" и прочие подобные призывы дать им взятку <5>. -------------------------------- <5> http://novostiua. net/russia/ 32660-chinovnikam-nelzya - budet-namekat-na-vzyatkii. html

Кроме подобных фраз, госслужащим придется отказаться и от жестов, которые могут намекать на взятку. Не рекомендовано чиновникам с пришедшими к ним по делам людьми обсуждать низкий уровень заработной платы, нехватку денежных средств, поступление ребенка в вуз, желание съездить за границу и прочие двусмысленные темы. Кроме того, в УК РФ Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ была введена ст. 291.1 - "Посредничество во взяточничестве". Объективную сторону состава посредничества во взяточничестве составляет: - непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя - физическое посредничество; - иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере - интеллектуальное посредничество. Например, это может быть предоставление помещения для встречи либо устранение препятствий к достижению такого соглашения. Корыстная заинтересованность посредника не составляет необходимого субъективного признака, и виновный может совершать посреднические действия как за вознаграждение, так и по другим мотивам: родственным, приятельским отношениям, служебной зависимости и т. п. Учитывая, что передача предмета взятки в большинстве случаев осуществляется по месту работы должностного лица или лица, выполняющего его функции, в т. ч. и в служебных помещениях и кабинетах, в качестве посредников при передаче/получении взятки нередко выступают сослуживцы должностного лица, подчиненный персонал. В этой же статье содержится и другой состав преступления - обещание или предложение посредничества во взяточничестве (ч. 5 ст. 291.1 УК РФ), которое представляет собой совершение лицом по собственной инициативе либо в ответ на чье-либо обращение действий (бездействие), свидетельствующих о его готовности любым способом, в т. ч. путем непосредственной передачи взятки, способствовать взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении/даче взятки в значительном размере за конкретные действия (бездействие) взяткополучателя по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Санкция ч. 5 рассматриваемой статьи значительно более строгая (до 7 лет лишения свободы), чем за собственно посредничество по ч. 1 (до 5 лет лишения свободы), т. е. обещание или предложение взяточничества относится к тяжким преступлениям. Получается, что только обещание посредничества во взяточничестве наказывается строже самого посредничества, но что здесь хотел сказать законодатель - не совсем понятно. Правда, в примечании к ст. 291.1 УК РФ содержится стимулирующая (поощрительная) норма, побуждающая лицо, способствующее передаче/получению взятки, к деятельному раскаянию, к разоблачению взяткополучателей/взяткодателей. Посредник должен сообщить данный факт добровольно, при осознании факта, что о совершении преступления еще не известно правоохранительным органам. Кроме того - помочь следствию. Добровольность исключается, если заявление сделано в связи с вызовом гражданина в органы предварительного следствия для дачи показаний по фактам конкретных преступлений. В понятие предмета взятки уголовный закон вкладывает деньги, ценные бумаги, имущество, работы, услуги и выгоды имущественного характера. Так, в качестве имущественной выгоды можно рассматривать, например, прощение долга, занижение стоимости производимых работ, оказываемых услуг, беспроцентные кредиты. Взяткодатель, как правило, просит нужных для него действий со стороны взяткополучателя либо его общее покровительство, например включение во внеочередном порядке в списки лиц, представляемых для поощрительных выплат. Однако одними денежными выплатами поощрения не ограничиваются - сюда же можно отнести благодарность, грамоту, льготы и т. п. Кроме внеочередного предоставления таких мер следует указать и на получение от чиновника поощрений для лица, не заслуживающего их. Практика борьбы с коррупцией показывает, что создаваемые коррупционные преступные группы, а также отдельные сотрудники правоохранительных органов получают незаконные вознаграждения, в т. ч. через посредников, за выполнение следующих действий: - прекращение неправомерно возбужденных уголовных дел; развал уголовных дел; - продажа сведений о планируемых и проводимых оперативно-розыскных мероприятиях; оказание содействия в рейдерских захватах предприятий; - покровительство ("крышевание") различного рода структурам и отдельным лицам в осуществлении противоправной деятельности, в т. ч. организованным преступным группировкам и др. По многим направлениям коррупция осуществляется в форме т. н. откатов, а не прямой передачи денежных средств или дорогих подарков. Масштабам коррупции способствуют существующие порядки усмотрения многочисленных согласований, требований представить максимальное число документов при совершении той или иной процедуры, необходимой предпринимателю для начала или расширения производства. Итак, второй метод противодействия коррупции - кадровый. Согласно Дорожной карте дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации <6>, поставленные обществом и государством перед Министерством внутренних дел России задачи по повышению профессиональных качеств сотрудников и очищению системы ОВД от коррупции являются первоочередными в системе приоритетных направлений реформирования МВД России. -------------------------------- <6> Российская газета. 2013. 4 февр.

Залогом повышения профессионально значимых качеств является: - реализация условий по формированию профессионального кадрового ядра сотрудников по всем направлениям служебной деятельности; - повышение эффективности системы подбора кандидатов на службу в ОВД; - качественное преобразование воспитательной работы с личным составом; - повышение информационной, социальной и иной защищенности <7>. -------------------------------- <7> Дорожная карта, пп. 1.1.

Полицейским повысили довольствие. Однако денежное довольствие не может характеризовать общую социальную защищенность сотрудников ОВД. На сегодняшний день остаются нерешенными другие социальные вопросы, в частности обеспечение (гарантирование) жильем сотрудников ОВД, тот вопрос, который в социальной жизни человека является одним из основных. Ведь свой дом, жилище для человека является одной из основ его безопасности, устойчивости, стабильности существования его семьи, тем самым, не реализовав низшие потребности, человек не может перейти к более высоким. Реализация собственных возможностей и профессиональный рост возможны лишь после удовлетворения определенных физиологических (жажда, голод и т. д.), материальных (чувство защищенности) и психологических (принадлежность к семье, потребность в уважении, познавательном и гармоничном развитии) потребностей. В этой связи без решения бытовых проблем сотрудника невозможно в полном объеме реализовать принцип преобладания интересов службы над личными интересами сотрудника и его семьи (материальными потребностями) и обеспечить реализацию положений Присяги сотрудников ОВД РФ <8>, согласно которой он обязуется "не щадить своих сил в борьбе с преступностью", что является личным залогом каждого сотрудника в противостоянии преступности. -------------------------------- <8> Статья 28 ФЗ от 30 нояб. 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7020.

Кроме того, тяжелое материальное положение, нерешенность бытовых проблем программирует сотрудника на нарушения, оправданием которых для него выступают трудные условия службы, в частности, ненормированный рабочий день, отзыв из отпуска, отсутствие транспорта и ГСМ, оргтехники в подразделении, необходимые для качественного исполнения служебных обязанностей и др. Нагрузка, которая до проведения сокращения лежала на штате сотрудников, была перераспределена на действующих, переаттестованных сотрудников полиции, причем круг обязанностей остался практически неизменным. При такой загруженности, в частности сотрудников ГИБДД, где наблюдается наибольшая степень коррупционной пораженности, возникает необходимость полного обеспечения социально-трудовых гарантий, изменения практики молчаливого поощрения превышения нормативов рабочего времени. Думается, что имеющие место взятки среди сотрудников нижнего и среднего звена - это всего лишь возможность за счет занимаемой должности дофинансироваться, т. е. каждый сотрудник этих звеньев, превышающий свои служебные полномочия из корыстных побуждений, добавляет к своему установленному заработку ту часть, которой, по его мнению, не хватает, чтобы достойно существовать. Ведь суть коррупции - незаконное обогащение. Но мелкая взятка не появление богатства, как это имело место в деле по "Славянке". А берет взятки сотрудник для того, чтобы что-то приобрести. Это то, что он ожидает получить за свою нелегкую службу и что должно предоставить ему государство в виде социальных гарантий: льготные кредиты для покупки недвижимости; получение образования, в т. ч. внеконкурсный прием детей таких сотрудников в ведомственные учебные заведения; пенсия в 100% после 25 лет не по три процента за каждый следующий год, а сразу; продовольственный паек; гарантированные отдых и лечение; помощь в трудоустройстве супруга при переводе и др. Необходимо признать как одно из законных прав сотрудника его право на поощрение. Манипуляции руководителя с собственным решением наказать или поощрить подчиненного сродни произволу, а значит, возникает и возможность "купить-продать" такие преимущества. Думается, что каждый полицейский должен знать, что выполнив те или иные обязанности, он получает право на конкретное поощрение, которое должно быть ему предоставлено (как субъективное право, а не законный интерес) вне зависимости от усмотрения начальника. В этой связи всех коррупционеров, совершивших преступление по службе, можно разделить на две категории: - первая - лица, совершившие преступления с использованием должностного положения, на основании личных морально-этических взглядов и убеждений о восстановлении баланса справедливости по отношению к себе и восполнении при этом материальных благ, которые, на их взгляд, были упущены (ограничены, нарушены) по службе; - вторая - лица, которые стремятся занять определенное должностное положение (кандидаты на службу, действующие сотрудники) с целью осуществления коррупционной деятельности, т. н. предприниматели. Данная категория является наиболее опасной и, как правило, такие "предприниматели" рассматривают службу с точки зрения получения постоянной материальной выгоды и, главное, не видят нравственных противоречий в отступлении от интересов службы. Нетрудно догадаться, что наибольшую опасность для обеспечения эффективности управления ОВД представляют "предприниматели", стремящиеся к карьерному росту, когда, заняв руководящие посты, они пытаются получить максимально возможные привилегии и выгоды, восполнить все "затраты", которые были ими понесены в процессе продвижения по службе. Вывод: нужно создать адекватные материальные стимулы в зависимости от объема и результатов работы - повышение оплаты труда и уровня социальных гарантий. Что касается восстановления, упрочения институтов наставничества, поручительства и взаимной ответственности сотрудников и руководителей (п. 1.1 Дорожной карты), то сложившаяся в последнее время тенденция привлечения к обоюдной ответственности как сотрудника, допустившего проступок или преступление, так и непосредственного руководителя за упущения по службе, приведшие к совершению данного деяния, видится нецелесообразной, несправедливой и бесперспективной. Получается, что самому преступнику по законодательству РФ гарантируется справедливое наказание с учетом его вины и право на реабилитацию, а к руководителю (чаще - помощнику по воспитательной работе), при условии, например, даже его личной многолетней безупречной службы государству, за деяние другого применяется позорное увольнение из органов внутренних дел (безальтернативно). Необходимо исходить из индивидуализации каждого происшествия, использовать оценочные критерии деятельности руководителя и его участия в процессе обучения и воспитания личного состава. При выявлении фактов упущения с его стороны нецелесообразно прибегать к крайним мерам (что приведет к размыванию профессионального ядра подразделения), необходимо предоставить ему возможность реабилитации: путем понижения по службе, а замещение вакантной должности осуществлять на конкурсной основе из резерва на выдвижение на руководящие должности, при этом предпочтение следует отдавать сотрудникам, прошедшим курсы подготовки руководителей (начальников) территориальных ОВД в Академии управления МВД России. Что касается поручительства, то на практике подчас оно носит формальный характер. Руководитель вынужден "находить" таких поручителей из числа личного состава, лиц, которые на момент рассмотрения вопроса приема на службу в органы внутренних дел Российской Федерации вообще не знают кандидата. А ведь личное поручительство - это гарантия перед руководством органа внутренних дел того, что порученный в период службы будет безупречно выполнять свои обязанности и не будет замешан в коррупционных связях. В отношении иных госслужащих в последние годы принимаются следующие меры: специальные требования к лицам, претендующим на замещение должностей судей, государственных должностей Российской Федерации и должностей государственной службы, предусматривающие в т. ч. и контроль над доходами и расходами, имуществом и обязательствами имущественного характера таких лиц <9>. -------------------------------- <9> ФЗ от 3 дек. 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" // СЗ РФ. 2012. N 50 (ч. 4). Ст. 6953.

Можно предложить и включение специальных требований к лицам, которые курируют социальные проекты (а также высших должностных лиц, депутатов, членов СФ) - запрет обучать за счет своих доходов (благотворительности) детей за границей, и таким чиновникам и членам их семей запретить пользование медицинскими услугами за рубежом. За исключением, конечно, случаев скорой помощи или отсутствия аналогичных услуг в России. Третий метод противодействия - это применение институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ. Национальный план предусматривает необходимость активизировать участие союзов и объединений граждан, предпринимателей в проведении независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в числе следующих мер: - меры по созданию эффективной системы обратной связи, позволяющей государству корректировать проводимую антикоррупционную политику на основе информации о ее результативности, полученной от населения и институтов гражданского общества; - антикоррупционная пропаганда; - обеспечение независимости СМИ; - активизация работы по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению. Так, мнение общественности о деятельности органов внутренних дел складывается из результатов соблюдения дисциплины и законности в первую очередь сотрудников, которых население хорошо знает (ГИБДД, УУП и ППС), т. е. тех сотрудников, которые несут службу в общественных местах и по месту проживания граждан (другие службы ОВД население в своей массе оценить не может). Такое общественное мнение зачастую искажается еще и за счет полярной оценки приоритетов в деятельности полиции и понимания ее целей гражданами. Чтобы повысить уровень доверия граждан к деятельности служб ОВД, в СМИ следует опубликовывать информацию не столько о работе по очищению рядов сотрудников органов внутренних дел от компрометирующих их лиц (такая информация пройдет в газеты и журналы и без участия пресс-служб ОВД), сколько о примерах качественной работы отделов и служб, геройских поступках конкретных сотрудников, случаях оказания помощи потерпевшим и т. п. Особую роль в работе с общественностью в Дорожной карте МВД РФ отводится общественным советам на всех уровнях системы МВД России в плане обеспечения присутствия в них представителей различных институтов российского гражданского общества, включая правозащитные организации, заинтересованные в совершенствовании работы органов внутренних дел. Однако анализ результатов взаимодействия ОВД с назначенными ими членами общественных советов (так, количественный и качественный состав общественных советов определяется начальником ОВД) показал неизбежность формирования в их совместных решениях единодушного мнения, что нередко ведет к соглашательству с любыми действиями руководства ОВД. Думаю, следует отказаться от структурированных форм участия общественности в делах реформирования ОВД (председатель Общественного совета, заместители председателя, секретарь, члены - с выдачей всем специальных удостоверений). Не должно быть таким образом "аккредитованных" при ОВД граждан, общественных деятелей, правозащитных организаций, хотя бы для того, чтобы они не использовали полученный статус в корыстных целях, как, например, это было в случае с председателем Общественного совета при МВД России Ильей Резником. Получается, что после создания подобных структур при силовых ведомствах сразу требуется возложение дополнительных обязанностей на сотрудников, в частности: "запретить сотрудникам ГИБДД снисходительно относиться к нарушениям со стороны членов общественных советов при ведомстве и его территориальных подразделениях", ведь снисхождение уже само по себе вытекает из приближенности к руководству ОВД таких членов, т. е. продуцирует коррупцию уже с их стороны. В целях решения другой задачи Дорожной карты - учета всех конструктивных предложений лиц, заинтересованных в совершенствовании работы органов внутренних дел - следует формализовать само содержание информации, представляемой в органы МВД, в т. ч. путем формирования общественных наблюдательных комиссий по конкретному случаю (ad hoc). Такую общественную инициативу не должен вообще кто-либо возглавлять, будь то известный правозащитник или адвокат. Ведь руководство такой структурой будет предполагать и решение в данной должности своих текущих профессиональных задач, непосредственно связанных с взаимодействием с ОВД, но теперь уже в ином качестве (как член Совета). Есть большая опасность, что такие заинтересованные в своей служебной деятельности стороны смогут договориться по какому-либо решению, вызывая конфликт интересов. Поэтому более предпочтительным в реформе ОВД выглядит предложение возобновить работу экспертных советов по основным направлениям деятельности органов внутренних дел с привлечением в них профильных ведущих ученых и ветеранов (п. 2.1 Дорожной карты), но при условии, что формироваться такие группы будут на временной основе из числа специалистов по данной проблеме, а не по должности (например, главный врач области, руководитель спорткомитета и т. п.), и работать должны временно до получения основного результата. Внедрение данных принципов взаимодействия МВД России с институтами гражданского общества, которые можно будет назвать модернизационными, позволит положить их в основу формирования соответствующей концепции (п. 2.2 Дорожной карты), т. к. старая система "Общественных советов при..." показала свою низкую эффективность. Принятие представленных мер сможет изменить отношение населения к органам внутренних дел, повысить уровень доверия граждан, пересмотреть личное отношение сотрудников к исполнению своих служебных обязанностей, создать условия привлекательности и конкурентоспособности прохождения службы в ОВД, тем самым повысив рейтинг сотрудника полиции в глазах общества. Для этого необходимо повысить уровень доверия к антикоррупционным институтам, тогда и ОВД получат помощь со стороны населения. Четвертый метод - духовно-нравственный. Сегодняшнему времени (главенствующим в нем системообразующим индустриям) нужно общество потребителей. Чтобы весь день человек работал (на полную мощь), а вечером и в выходные, в отпуске потреблял (принцип "Зарабатывая - покупай") питание, предметы одежды и быта - для этого созданы крупные торговые сети. Человек, не подверженный чревоугодию и сребролюбию, кто сдержан в этом - индустрии (государству) не нужен. Но ведь трудоголизм - это тоже страсть (таким людям некогда подумать о духовном, задуматься над происходящим). Да, имеющий материальные возможности может путешествовать по миру, ходить на концерты, посещать музеи, но это тоже не от его духовности - это утонченный путь ублажения тела. Духовная же жизнь человека заключается в том, чтобы преодолевать свои соблазны, страсти <10>. -------------------------------- <10> "Страсть - это особая наклонность души, имеющая тягу к непомерному росту и подавлению собой всех прочих сторон души и личности" (см.: Авдеев Д. А. Греховные недуги. Психология страсти. М.: СофтИздат, 2011. С. 109).

Так, в одной из проповедей патриарх Кирилл рассказал случай, когда он исповедовал одного ученого, воспитанного и культурного человека 70-летнего возраста, который никогда в своей жизни не исповедовался. И на вопрос: "В чем он грешен?" - ученый ответил: "Я ни в чем не грешен, я никогда ничего плохого не совершал". И это не ложь - это глубочайшее его заблуждение. А существовала только его собственная правда и его понимание добра и зла. Главная задача духовной жизни - научиться видеть собственный грех. Понимать те негативные процессы, в которых мы сами участвуем, чему мы не сопротивляемся. Светская мораль заключается в том, что счастлив, кто успешен в карьере, имеет высокий доход и другие - исключительно материальные - ценности. Уровень же моральных ценностей в современном обществе постоянно снижается. Тогда как в течение 1000 лет в церкви духовные ценности остаются неизменными и с годами (при понимании этого) становятся истинными мерилами добра и зла. Справедливости и беззакония. В настоящее время рушится такая духовная составляющая нашего общества, как традиционная семья, и актеры и другие медийные лица открыто заявляют о вредности законного (зарегистрированного) брака, повышается толерантность к гомосексуальным бракам, усыновлению ими детей. Потребительский подход к социальным ценностям разрушает культуру (сейчас мы говорим не о Большом театре, а о кислоте, судебных исках; в кино и на ТВ - пошлость). Таким образом, трудная задача искоренения коррупции в нашем обществе может быть успешно решена только посредством использования возможностей государства (политической и финансовой), общества и отдельной личности.

Список литературы:

1. Авдеев Д. А. Греховные недуги. Психология страсти. М.: СофтИздат, 2011. 2. Астанин В. В. Антикоррупционная политика России: Криминолог. аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 3. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Российская газета. 2013. 4 февр. 4. Карпович О. Г., Трунцевский Ю. В. Серьезные экономические преступления XXI века: опыт противодействия им в Великобритании, России и США: Моногр. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013. 5. Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 6. Новоселов С. А., Трунцевский Ю. В. Повышение эффективности предупреждения преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками ГИБДД, как условие организации дальнейшего реформирования ОВД РФ согласно дорожной карте // Административное и муниципальное право. 2013. N 4. С. 321 - 326. 7. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: Федер. закон от 3 дек. 2012 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2012. N 50 (ч. 4). Ст. 6953. 8. О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297 // СЗ РФ. 2012. N 12. Ст. 1391. 9. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 30 нояб. 2011 г. N 342-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7020. 10. Трунцевский Ю. В. О мерах по уничтожению коррупции в России // Российский следователь. 2012. N 1. С. 22 - 24.

Название документа