Современные особенности регулирования вопросов борьбы с коррупцией в системе органов внутренних дел России
(Дугенец А. С., Васильев Ф. П., Гугунский А. Н.) ("Российский следователь", 2011, N 9) Текст документаСОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ <*>
А. С. ДУГЕНЕЦ, Ф. П. ВАСИЛЬЕВ, А. Н. ГУГУНСКИЙ
Дугенец Александр Сергеевич, заместитель начальника ВНИИ МВД России, доктор юридических наук, профессор.
Васильев Федор Петрович, ведущий научный сотрудник научного центра Академии управления МВД России, доктор юридических наук, член РАЮН.
Гугунский Андрей Николаевич, старший преподаватель кафедры управления деятельностью служб общественной безопасности Академии управления МВД России.
Статья посвящена особенностям регулирования вопросов борьбы с коррупцией в органах внутренних дел. Авторы с учетом положений Национальной стратегии противодействия коррупции и новой редакции Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы рассматривают практические задачи для органов внутренних дел, меры по реализации положений Национального плана.
Ключевые слова: противодействие коррупции, национальная стратегия, административный регламент, органы власти и управления, органы внутренних дел.
The article is devoted to peculiarities of regulation of the issues of fighting corruption in the agencies of internal affairs. The authors taking into consideration the provisions of the National Plan of Fighting Corruption for 2010 - 2011 consider practice tasks for the agencies of internal affairs, measures with regard to realization of provisions of the National Plan.
Key words: fighting corruption, national strategy, administrative regalement, agencies of power and management, agencies of internal affairs.
Одной из первоочередных мер Министерства внутренних дел Российской Федерации является активизация работы по выявлению, пресечению фактов коррупции и расследованию уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности при неукоснительном соблюдении прав и свобод человека и гражданина. В системе органов внутренних дел Российской Федерации предпринимаются действенные меры по противодействию коррупционным проявлениям со стороны сотрудников. Эффективная мера, ограничивающая неправомерные действия должностных лиц, выработана в МВД России и выражена в издании так называемых административных регламентов деятельности органов внутренних дел и отдельных подразделений. Издание регламентов и использование их в повседневной деятельности государственных служащих способствует управлению государством строго в рамках закона и снижению фактов коррупции. Административный регламент также выступает не только в виде самостоятельного принципа, но и в качестве этического критерия для всех государственных органов и их служащих. Еще виднейший ученый дореволюционной России Л. И. Петражицкий отмечал, что "если одни приписывают другим правовые обязанности, а себе соответственные права, а эти другие не признают существования этих обязанностей прав вообще или в утверждаемом другими сторонами объеме, то это представляет благоприятную психическую почву для возникновения опасных споров и конфликтов, ожесточения, насилий..." <1>. -------------------------------- <1> Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб., 1909. С. 172.
Если ранее в 1995 г. на Всероссийской научно-практической конференции были даны рекомендации по совершенствованию внутриорганизационной деятельности ОВД РФ, то в настоящее время, с 2006 г., требования от органов внутренних дел заключаются в совершенствовании деятельности в условиях изменения территориального деления. Эти и другие рекомендации и требования могут служить ориентиром для начальника любого территориального ОВД, который обязан вникать в вопросы экономики, политики, экологии, межнациональных отношений, религии, социальной защищенности населения, связанные с совершением нарушений общественного порядка массового характера, а также особого обращения внимания коррупционным вопросам <2>. -------------------------------- <2> В данном случае руководители районных территориальных ОВД должны бороться с коррупцией не только в собственном ведомстве, но и должно быть противостояние коррупции в целом и в иных государственных и негосударственных организациях.
Президентом РФ был подготовлен Национальный план противодействия коррупции. При этом конкретизированы три раздела. Первый - юридический; второй - ликвидация условий коррупции, профилактика, контроль имущественного положения чиновников и их родственников; третий - создание антикоррупционного стандарта поведения и ликвидация условий для коррупции. В связи с этим в настоящее время действует Указ Президента России от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции и Национальный план. Президентом также определен состав Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции и состав президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. В борьбе с коррупцией в системе ОВД РФ необходимо учитывать и соблюдение ряда основных федеральных законов непосредственно сотрудниками ОВД. Так, это следующие Федеральные законы: от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"; от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"; от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан; от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"; от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"; и др. Сотрудник ОВД РФ, обладающий правом осуществления государственных функций или предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам, обязан соблюдать правила сохранения тех или иных сведений (персональных данных). Так, Приказом ФСТЭК России (Федеральная служба по техническому и экспертному контролю) от 5 февраля 2010 г. N 58 утверждены Положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных. Персональные данные граждан - это паспортные данные, данные о месте жительства, наличии в собственности имущества, номера телефонов, банковских счетов и другие важные для каждого человека сведения. Многие из этих данных граждане сообщают различным компаниям (работодателям) при приеме на учебу или работу, оформлении пенсий и пособий, получении банковских кредитов, лицензий и разрешений и т. д. Базы таких персональных данных организации обязаны специальным образом хранить и защищать от несанкционированного, в том числе случайного, доступа, уничтожения, изменения, распространения (любыми способами). Положение о защите персональных данных устанавливает, что выбор методов и способов защиты зависит от угроз информации и от того, какая информационная система установлена в организации. В числе основных методов защиты персональных данных названы следующие: разграничение доступа к базам данных, ограничение доступа в помещения, где они хранятся, использование защищенных каналов связи для передачи информации, контроль за перемещением и хранением съемных носителей. По данным исследований, наиболее плачевными последствиями утечки персональных данных для собственников являются удар по репутации и потеря клиентов, прямые финансовые убытки и падение конкурентоспособности. В среднем каждая 4-я российская компания допускает в год от 1 до 5 утечек информации, в результате которых несет финансовые потери в десятки миллионов рублей. В данном случае следует более подробно остановиться на вопросах о юридической ответственности сотрудников милиции. Нужно отметить также наиболее важные принимаемые меры ОВД РФ по реализации Указа Президента России от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы". Безусловно, в рамках названного президентского указа МВД России и территориальные ОВД РФ данную работу должны направлять с учетом требований Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы. Так, в первом случае МВД России и его территориальные ОВД должны: принимать действенные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе - в ОВД РФ (в том числе лица, проходящие государственную гражданскую службу в системе МВД России); руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, внести до 1 июня 2010 г. в соответствующие планы МВД России по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов; организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами; обеспечивать своевременную корректировку планов в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период; оказывать содействие СМИ в широком освещении мер по противодействию коррупции, принимаемых ОВД РФ (в том числе с территориальными ОВД); обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принять меры по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями; обеспечить усиление антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки федеральных государственных служащих. Во втором случае, в системе ОВД РФ соответствующие руководители свою работу и работу подразделений и служб должны направить в области противостояния коррупции, взаимодействуя с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов РФ. Параллельно должны быть информационное обеспечение и связь со СМИ. Важным направлением противодействия коррупции в системе органов внутренних дел современной России является необходимое совершенствование форм и методов работы с личным составом. Суть данного направления работы предполагает предъявление более высоких требований к поведению самих правоохранителей. Необходимо при работе с кадрами органов внутренних дел учитывать изменившиеся особенности социально-экономической составляющей современного российского общества. В целях обеспечения реализации нормативных правовых актов, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией в системе государственных органов и защиты законных интересов сотрудников ОВД РФ, а также регламентирования деятельности субъектов органов внутренних дел, обладающих правом контроля по коррупционным вопросам (ДКО МВД России) предусмотреть раздел в личном деле сотрудника ОВД и военнослужащего, проходящего службу по контракту в ВВ МВД России, а также лиц, относящихся к категории государственных гражданских служащих (с дальнейшим переоформлением (комплектованием) личных дел сотрудников), для концентрации соответствующих документов. В данный раздел личного дела сотрудника должны приобщаться следующие документы: - личный годовой отчет (информация) о доходах сотрудника; - копии запросов: в банковские, налоговые, финансовые, нотариальные и иные органы, предоставляющие те или иные сведения; - объяснения сотрудника по представленной им ложной информации; - заключение служебного расследования за подписью руководителя ОВД и самого сотрудника об ознакомлении; - различная информация о причастности сотрудника к коррупции, а также о злоупотреблениях своим должностным положением (взятки и вымогательства, обеспечение продвижения по службе того или иного лица за "вознаграждение" и т. д.); - копия рапорта сотрудника о склонении его к коррумпированным вопросам. Авторы статьи сделали попытку провести анализ некоторых особенностей регулирования возникающих в современных условиях взаимоотношений по борьбе с проявлениями коррупции в органах внутренних дел, дать рекомендации руководителям органов на местах, разъяснить некоторые положения Национального плана по борьбе с коррупцией и роли органов внутренних дел в его реализации.
Название документа