Особенности использования оперативно-розыскной информации в криминалистической регистрации органов внутренних дел
(Ильяшенко А. Н.)
("Общество и право", 2011, N 2)
Текст документа
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ
В КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
А. Н. ИЛЬЯШЕНКО
Ильяшенко Алексей Николаевич доктор юридических наук, профессор заместитель начальника Краснодарского университета МВД России по научной работе.
В статье рассматриваются вопросы, связанные: с ролью и значением использования оперативно-розыскной информации в криминалистической регистрации органов внутренних дел; с информационным обеспечением процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений; с функционированием централизованных оперативно-поисковых, розыскных и криминалистических учетов, картотек и коллекций; с защитой оперативно-розыскной информации, содержащейся в учетах, от несанкционированного доступа.
Ключевые слова: оперативно-розыскная информация; криминалистическая регистрация; информационное взаимодействие; раскрытие, расследование и предупреждение преступлений; информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел; оперативно-розыскная деятельность; информационная безопасность; региональные, федеральные и межгосударственные учеты; Интерпол.
In article the questions connected are considered: with a role and value of use of the operatively-search information in criminalistic registration of law-enforcement bodies; with information support of process of disclosing, investigation and the prevention of crimes; with functioning centralized operatively-search, search and criminalistic accounts, card files and collections; with protection of the operatively-search information containing in accounts, against unapproved access.
Key words: the operatively-search information; criminalistic registration; information interaction; disclosing, races-followings and the prevention of crimes; information support of activity of law-enforcement bodies; operatively-search activity; information security; regional, federal and interstate accounts; the Interpol.
В соответствии с Концепцией информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 года, утвержденной Приказом Министра внутренних дел России от 04.04.2009 N 280, создание организационных, правовых и технических возможностей обеспечения внутриведомственного, межведомственного, международного информационного взаимодействия отнесено к числу основных задач информатизации органов внутренних дел и внутренних войск (п. 11.4 Концепции).
По статистическим данным, в нашей стране с помощью информации, накопленной в учетах, раскрывается от 19 до 23% совершаемых преступлений, или почти каждое четвертое от общего числа по линии уголовного розыска [1].
Следует согласиться с позицией Р. А. Усманова о том, что "повышение эффективности использования криминалистических учетов в деятельности правоохранительных органов невозможно без принципиально новых способов организации работы с информационными массивами. Одной из важных проблем остается своевременное пополнение банков данных актуальной и достоверной информацией" [2].
В процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений повседневно возникает необходимость розыска и отождествления различного рода материальных образований, получения о них определенной информации. Успешному решению этих задач способствует система регистрации, осуществляемая правоохранительными органами (главным образом органами внутренних дел) и включающая в себя криминалистические учеты [3].
Важность точного представления о свойствах и содержании информации криминалистических учетов как феномене, над которым осуществляются разнообразные действия в информационной сфере, трудно переоценить. Для этого, прежде всего, необходимо определить, что основным объектом правоотношений в информационной сфере в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации являются общественные отношения, возникающие в связи с учетом, накоплением, использованием и защитой информации об объектах, попадающих в сферу интересов правоохранительной деятельности.
История исследования сути и содержания понятия оперативно-розыскной информации как основы формирования централизованных криминалистических и розыскных учетов ОВД весьма интересна и поучительна. Не вдаваясь в подробности, так как это выходит за рамки данной статьи, следует отметить, что специфика методов и тактических приемов получения информации отличает оперативно-розыскную информацию от других видов социальной информации [4]. Это и обусловливает приоритетность оперативно-розыскной информации как основной составляющей криминалистических учетов ОВД.
Само же понятие "информация" [5] в научной литературе различными авторами трактуется не однородно, но в целом имеет единое смысловое назначение. Так, К. Шеннон дает следующее понятие: информация - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т. д.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений [6]. По мнению Н. Винера, информация - это не энергия и не материя [7]. Кроме того, он впервые предложил "информационное видение" кибернетики как науки об управлении в живых организмах и технических системах. В конечном итоге до недавнего времени под информацией было принято понимать уже не просто сведения, а те сведения, которые являются новыми и полезными для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления. Остальные сведения не считались информацией, что являлось не совсем справедливым, и впоследствии это неоднократно подтвердилось.
Информация всегда играла в жизни человечества очень важную роль. По мере развития общественных отношений в информационной сфере менялось и трансформировалось само понятие, а дальнейшее совершенствование научно-технического прогресса в корне изменило существовавшие представления об информации и информационной сфере. В связи с этим возникла потребность в научном осмыслении сущности информации и информационных процессов, выявлении ее наиболее характерных свойств, что привело к двум принципиальным изменениям в трактовке самого понятия. Во-первых, оно было расширено и включило обмен сведениями не только между человеком и человеком в различных областях деятельности, но также между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, т. е. произошла глобализация процесса обмена информацией. Во-вторых, была предложена количественная мера информации, что привело к созданию в научном мировоззрении новой теории.
Следует отметить, что Н. Винеру принадлежит одно из первых определений информации. Он, в частности, определял ее как "обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде" [8].
В целом, анализируя информацию, нельзя говорить о ней неконкретно. Предметом научного познания в аспекте данного параграфа должна быть, в первую очередь, та информация, которая находится в информационном обороте и по поводу которой или в связи с которой возникают общественные отношения, подлежащие регулированию в правовом поле.
Можно согласиться с мнением отдельных авторов о том, что информация - специфический атрибут объективного мира, создающий условия, необходимые для обеспечения устойчивости и развития систем различной природы [9]. Виды информации, обеспечивающей достижение целей системы, зависят от сложности самой системы и используемых предметных областей.
В. В. Крылов считает, что термин "информация" может интерпретироваться и как "совокупность формализованных сведений (знаний), предназначенных для передачи в качестве сообщения", понимая под "сообщением" активные волевые действия лица по передаче информации вовне, под "знанием" - упорядоченное мысленное представление о конкретном объекте, факте (или их совокупности), о способах его (их) взаимодействия и взаимосвязи с другими объектами, фактами, поддающимися описанию, приему и передаче формальным (вербальным или символьным) образом [10].
Вместе с тем, законодатель в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [11], в котором регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий и обеспечении защиты информации, т. е. отношения по формированию и использованию большей части информации, так определил исследуемое понятие: "информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления" [12]. Данное понятие по сравнению с понятием, которое было закреплено в утратившем силу Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации", является достаточно объективным, но вместе с тем носит весьма общий характер.
Создание, преобразование и манипуляция с информацией, особенно в современных системах связи и телекоммуникации, потребовало также акцентировать внимание на таких проблемах:
информационная безопасность (точнее, безопасность в информационной сфере), обеспечивающая выявление угроз и защиту информации от неправомерного доступа;
обеспечение информационных прав и свобод граждан, государства и общества в области защиты от воздействия недоброкачественной информации, что в свою очередь обусловило возникновение еще одной обеспечивающей предметной области - создания и применения средств и механизмов обеспечения информационной безопасности.
Разделение информации на сферы и предметные области условно, поскольку все они тесно связаны между собой. Для обеспечения процесса формирования и поддержания достаточного уровня достоверности необходимо постоянное обновление информационных ресурсов за счет используемого соответствующего информационного (программного) обеспечения.
Следовательно, под информационным обеспечением следует понимать совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем электронного документооборота, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методологию построения баз данных и обеспечение их безопасности.
Процесс информационного обеспечения можно рассматривать не только как совокупность методов и средств сбора и обработки информации, но и как организацию доступа к интегрированным информационным банкам и базам данных, в том числе и органов внутренних дел. В них накапливается информация, используемая при планировании и проведении оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий и иных мероприятий по борьбе с преступностью.
Совокупность перечисленных информационных банков и баз данных можно определить как криминалистическую регистрацию, содержащую совокупность научных положений и технических средств для учета, накопления и использования информации об объектах, попадающих в сферу следственной и оперативно-розыскной деятельности, в целях раскрытия и расследования преступлений [13].
Система криминалистической регистрации состоит из отдельных учетов, каждый из которых охватывает группу однородных объектов, таких как данные об арестованных, задержанных, объявленных в розыск лицах, неизвестных преступниках, неопознанных трупах, документах, похищенных предметах, следах преступления, к информации о которых необходимо постоянно обращаться, уточнять.
В настоящее время в рамках этой системы, в зависимости от особенностей регистрируемых объектов и характеризующих их признаков, учеты группируются по четырем основным направлениям: оперативно-справочные, криминалистические, розыскные учеты, экспертно-криминалистические коллекции. При этом последние играют немаловажную роль и их ведение обеспечивают специалисты в области дактилоскопии, почерковедения, баллистики и т. д. Существуют натуральные коллекции холодного и огнестрельного оружия, замков, пломб и других предметов, имеющих криминалистический интерес.
Так, с появлением нового вида регистрируемых объектов может создаваться новый вид учета [14]. Следовательно, учет - это подсистема криминалистической регистрации. Говоря об учете, нужно иметь в виду не только его содержание, т. е. зафиксированные в нем данные, но и процедуру их фиксации, включающую действия по поиску, собиранию, систематизации, хранению и использованию информации.
Таким образом, к учетным объектам информационных баз данных ОВД относятся:
1) люди (известные, объявленные в розыск, арестованные, задержанные, представляющие оперативный интерес, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, пропавшие без вести, неизвестные преступники, скрывшиеся с места совершения преступления, душевнобольные и дети, личность которых неизвестна);
2) трупы (погибшие, умершие лица, личность которых не установлена);
3) предметы (утраченное (оставленное на месте преступления) огнестрельное нарезное оружие, похищенные вещи, угнанные автомобили, а также те предметы, принадлежность которых неизвестна; выявленное огнестрельное оружие; орудия взлома, применявшиеся на месте преступления, и др.);
4) следы (например, следы пальцев рук с места преступления);
5) документы (фальшивые денежные знаки, ценные бумаги и др.);
6) животные (похищенные или пригульный скот);
7) нераскрытые преступления.
Рассматривая движение информации криминалистических учетов ОВД как вида информационного обеспечения, нельзя забывать о ее наиболее важных свойствах, которыми являются:
значимость (ценность);
истинность (достоверность);
оперативность и своевременность;
конфиденциальность.
Перечисленные свойства имеют немаловажное значение при принятии определенного решения по включению той или иной информации в криминалистические учеты.
Работа правоохранительных органов, в первую очередь, связана с предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений и правонарушений. Трудно даже представить, что правоохранительные органы могут выполнить свою задачу, ничего не зная о субъектах правонарушения, полное и всестороннее освещение деятельности которых является залогом успешного пресечения их преступных деяний. Таким образом, наличие предварительной (ориентирующей) оперативной информации о преступлении является основой его раскрытия. При этом добываемая в результате ОРД так называемая ориентирующая информация указывает, где находятся источники доказательств и как можно получить сведения процессуальным путем [15].
Следует отметить, что в целом деятельность органов внутренних дел базируется на соответствующей информационной основе, а информация, получаемая, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, называется оперативно-розыскной. Однако использование информации (сведений), полученной в ходе ОРД, в процессе доказывания запрещает ст. 89 УПК РФ, если она не отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам. Кроме того, проблематично-дискуссионной является и возможность самого использования данных криминалистической регистрации в процессе доказывания [16].
Оперативно-розыскная информация является разновидностью социальной информации, специфичной по цели получения (борьба с преступностью), методам получения и режиму использования, обеспечивающему конспирацию, надежную зашифровку источников, возможность проверки сообщаемых сведений и их применение только заинтересованными работниками [17].
При накоплении оперативно-розыскной информации открываются пути для создания информационной основы деятельности оперативных подразделений ОВД. По результатам анализа получаемой информации происходит насыщение конкретным содержанием отдельных форм и видов криминалистических учетов в целях борьбы с преступностью.
Методы получения криминалистической информации в оперативно-розыскной деятельности ОВД многообразны, они могут быть как гласными, так и негласными; сотрудники оперативных подразделений получают указанную информацию путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также от лиц, конфиденциально сотрудничающих с ОВД, от штатных негласных сотрудников, при проведении следственных действий, применении личного сыска и др.
Режим использования оперативно-розыскной информации должен отвечать требованиям конспирации, сотрудники оперативных подразделений обеспечивают надежную зашифровку источников для использования только заинтересованными работниками правоохранительных органов.
Собирание оперативно-розыскной информации оперативными сотрудниками ОВД осуществляется в целях предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.
В Словаре русского языка С. И. Ожегова слово "использовать" трактуется как "воспользоваться кем, чем-нибудь, употребить, (употреблять) с пользой" [18].
Использование оперативно-розыскной информации - это особый вид процессуальной деятельности, осуществляемой следственными аппаратами по введению оперативно-розыскной информации в процесс доказывания [19]. Но необходимо отметить, что использование оперативно-розыскной информации происходит в повседневной деятельности не только следственных, но и оперативных подразделений криминальной милиции по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовной ответственности, розыску без вести пропавших граждан.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что деятельность по использованию оперативно-розыскной информации многоаспектная, в том числе и при ее учете, накоплении и защите.
Процесс возникновения, накопления и использования оперативно-розыскной информации имеет определенные этапы. В криминалистике принято за аксиому, что все преступления делятся на две группы в зависимости от содержания исходной информации. Первую группу составляют "очевидные" преступления, т. е. такие, которые совершаются в условиях очевидности, когда исходная информация содержит сведения о виновном. Исходная информация о "неочевидных" преступлениях таких сведений не содержит. В раскрытии нуждаются преступления только второй группы.
Появление заподозренного лица в криминалистическом значении этого понятия, как правило, совпадает с окончанием этапа первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, в общей форме можно сказать, что содержанием этого этапа является раскрытие преступления, тогда как последующие направлены на его доказывание.
Исходя из изложенных посылок, криминалистическое понятие раскрытия преступления может быть определено как деятельность, направленная на получение информации, дающей основание к выдвижению версии о совершении преступления определенным лицом [20].
Можно сделать вывод, что раскрытие преступлений - это деятельность оперативных подразделений и органов предварительного следствия по обнаружению преступлений, установлению лиц, их совершивших, и обеспечению применения к ним мер, предусмотренных законом. Следовательно, субъекты использования оперативно-розыскной информации при раскрытии преступлений - оперативные подразделения службы криминальной милиции и органы предварительного расследования. Но данное положение будет неверным, так как оперативно-розыскную информацию используют и другие службы органов внутренних дел по своим направлениям (ФМС, МОБ и т. д.), а также сотрудники информационных центров, в которых эта информация учитывается, обрабатывается, накапливается и хранится.
Использованию оперативно-розыскной информации предшествует работа по сбору, фиксации, обработке и формированию учетов, которые применяются не только для решения задач оперативно-розыскной деятельности, но и для процессуального ее использования.
Современные тенденции развития общества требуют разработки и применения новых направлений использования оперативно-розыскной информации в деятельности правоохранительных органов. Их можно сформулировать следующим образом:
создание идентификационных и диагностико-поисковых программных (или программно-информационных) сетевых комплексов, основанных на применении мультимедийных технологий;
создание самостоятельных аналитических подразделений с обеспечением их стратегической и тактической оперативной информацией, а также аналитическими решениями оперативных поисковых задач;
информационно-техническое противодействие организованной преступности, решение задач по обеспечению информационной безопасности правоохранительных органов и борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий;
внедрение аппаратно-программных средств получения компьютерной информации в оперативно-розыскную и следственную практику с последующим формированием сетевой компьютерной аналитической разведки в новое самостоятельное направление деятельности оперативных подразделений.
Все это направлено на получение своевременной, качественной и достоверной оперативно-розыскной информации, которую можно использовать в целях предупреждения и раскрытия преступлений, в том числе неправомерного доступа к информации криминалистических учетов ОВД.
Таким образом, оперативно-розыскная информация пополняет информационные ресурсы (картотеки, автоматизированные информационные системы) как конкретного органа - субъекта ОРД, так и отраслевой оперативной службы или в целом правоохранительного ведомства.
Используя информационно-поисковые системы криминалистических учетов, оперативные подразделения при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий одновременно используют достоверную и актуальную информацию о гражданах РФ, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания на территории РФ; об иностранных гражданах или лицах без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в РФ; о наличии судимостей у граждан и лиц, находящихся в розыске, и т. д.
Указанные данные на лиц необходимы органам, осуществляющим ОРД, для обеспечения общественной безопасности и охраны правопорядка, контроля миграционных процессов, противодействия терроризму, обеспечения собственной безопасности, повышения эффективности работы органов государственной власти в чрезвычайных ситуациях, обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан, а также в противодействии неправомерному доступу к информации криминалистических учетов ОВД.
Необходимо также указать, что оперативными подразделениями ОВД практикуется использование оперативно-розыскной информации путем целенаправленных информационно-психологических воздействий как на сознание, так и на подсознание граждан. Эффективность таких воздействий может быть обеспечена применением современных радио - и телекоммуникационных средств, Интернета, СМИ, мультимедийных технологий, синтеза видеоизображений и аудиофонограмм.
При раскрытии преступлений оперативно-розыскная информация используется не только в оперативно-розыскной, но и в процессуальной деятельности по уголовным делам. Следует иметь в виду, что результаты оперативно-розыскной деятельности в силу ее специфики не всегда могут иметь процессуальное значение и официально использоваться в уголовном судопроизводстве. Чаще, наоборот, они выступают лишь в качестве информации, которая может быть легализована в официальных следственных действиях и представлена как их результат.
В связи с этим технические, документальные и другие носители информации, а также оперативно-служебные документы, содержание которых может привести к расшифровке участников ОРД, не подлежат представлению органу дознания, следователю, прокурору и суду, за исключением отдельных случаев. Вместе с тем не исключается представление справок или выписок из таких документов.
Реально складывающиеся условия информационного обеспечения оперативно-розыскной и процессуальной деятельности требуют новых организационных и тактических решений по использованию оперативно значимой информации, как в раскрытии преступлений, так и в предупреждении неправомерного доступа к информации криминалистических учетов ОВД. При этом использование оперативно-розыскной информации в целях предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и предупреждения неправомерного доступа к информации криминалистических учетов ОВД должны соответствовать принципам законности, объективности и своевременности.
Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет информационное обеспечение ОВД "как создание и использование органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, информационных систем для решения возложенных на них задач" [21].
Как показывает изучение существующей на сегодняшний день практики создания криминалистических учетов ОВД, большое количество информационных ресурсов создается в электронном виде и используется в составе автоматизированных информационных систем организаций различных министерств и ведомств, структурных подразделений органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Отсюда вытекает требование к более точной регламентации вопросов, связанных с дальнейшим развитием электронного документооборота и использованием информационных технологий.
Основной массив учетно-регистрационной информации сосредоточен в информационных центрах МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ и Главном информационном автоматизированном центре (ГИАЦ) МВД России. Наряду с этим значительная часть учетов ведется экспертно-криминалистическими подразделениями (ЭКП) ОВД, включая Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России.
Не вдаваясь в описание работы перечисленных подразделений, следует только отметить, что ГИАЦ МВД России и региональные ИЦ обслуживают подразделения всех правоохранительных органов и специальных служб: пользователями централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек ОВД являются подразделения МВД, ФСИН, ФТС, СВР, ФСБ, ФСО, ФСКН.
Массивы ИЦ российских ОВД активно используются и правоохранительными органами государств - участников СНГ, стран Балтии.
Назначение криминалистических и розыскных учетов - оперативное информационное обслуживание раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных, в том числе серийных, региональных и межрегиональных преступлений.
Централизованные криминалистические и розыскные учеты ОВД ведутся на федеральном и региональном уровнях. Ведение, т. е. сбор, обработка, хранение криминалистических и розыскных учетов, осуществляется с использованием автоматизированных банков данных (АБД) и автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) - локальных и входящих в состав интегрированного банка данных (ИБД).
Информация из этих учетов выдается на основе запросов, направляемых в ИЦ, а при необходимости и в ГИАЦ. Полученная информация используется в следственной, оперативно-розыскной и криминалистической деятельности как ориентирующий и диагностический материал, а также в целях идентификации, т. е. отождествления.
В связи с этим успех деятельности ОВД во многом зависит "от степени обеспечения безопасности соответствующей, длительно накопленной и систематизированной, криминалистически значимой информации о преступлениях, совершенных в прошлом, причастных к ним лицах, средствах и способах их совершения, различных следах преступлений и объектах, связанных с криминальными событиями, а также от возможности и умения следователя пользоваться подобной информацией в своей деятельности для выявления, розыска и отождествления интересующих их явлений и объектов" [22].
В современном обществе информационная система криминалистических учетов требует постоянного развития и совершенствования. Данные мероприятия необходимы для автоматизации поиска данных в информационно-поисковых системах, проведения корректировки содержащейся информации, упорядочивания целей, расширения справочных возможностей для решения задач некриминалистического характера.
Концентрация сигнальной, ориентирующей, розыскной и доказательственной информации, обеспечение логической взаимосвязи ее компонентов позволяет повысить информированность каждого оперативного работника, создает условия для более эффективного использования накопленной информации криминалистических учетов в процессе расследования, раскрытия и профилактики преступлений.
Региональные, федеральные и межгосударственные криминалистические учеты общего пользования наиболее эффективно могут использоваться в справочном режиме в форме "электронного досье". В этом плане показателен опыт Международной организации уголовной полиции, более известной как Интерпол, где с 2003 года функционирует система I-24/7, позволяющая оперативно получать информацию из баз данных круглосуточно, без выходных и праздничных дней [23].
Для банков данных криминалистических учетов любого уровня целесообразно применять специфичные для органов внутренних дел режимы хранения и обработки информации, обеспечивающие активную наступательную стратегию в борьбе с преступностью. Они должны реализовываться с помощью специальных систем - охранной, сигнальной системы сторожевых запросов и других. Этим системам необходимо автоматически фиксировать и обобщать криминогенные факты, т. е. электронно-вычислительная машина должна сама выявлять заданную совокупность криминогенных фактов и оперативно фиксировать, а также извещать пользователя об интересующей его информации. В частности, сигнальной системе следует работать в двух основных режимах:
1) установка контроля за прохождением информации на конкретных лиц, представляющих оперативный интерес (например, автоматическое слежение за лицами, совершившими преступления, но не взятыми под стражу);
2) поступление новых фактов, придающих новую "окраску" имеющейся информации.
Кроме того, эта система должна обеспечивать регистрацию обращений за информацией криминалистических учетов на данное лицо других сотрудников ОВД, выявлять возможные пути утечки информации или попытки исказить (удалить) информацию криминалистических учетов.
Большинство централизованных криминалистических и иных учетов, входящих в систему криминалистической регистрации, в настоящее время автоматизировано. Это в свою очередь обусловливает и должный порядок защиты информации автоматизированных учетов, выработку соответствующих мер противодействия неправомерному доступу к хранящейся в них информации.
В связи с этим особый интерес представляет организация защиты оперативно-розыскной информации, которая заключается в принятии правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты оперативно-розыскной информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации.
Литература
1. Аленин А. П. Криминалистические учеты. Омск, 1997. С. 24.
2. Усманов Р. А. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел: криминалистическая регистрация: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 9.
3. Криминалистика: Учеб. / Под ред. Р. С. Белкина. М.: Юрид. лит., 1986. С. 199.
4. Оперативно-розыскная деятельность: Учеб. / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова, А. Ю. Шумилова. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2004. С. 647.
5. Информация (от лат. informatio) - ознакомление, разъяснение, изложение. См.: Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2006. С. 314.
6. Шеннон К. Математическая теория связи // Работы по теории информации и кибернетике. М.: ИЛ, 1963.
7. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Сов. радио, 1958. С. 31.
8. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Сов. радио, 1958. С. 31.
9. Теоретические основы информатики и информационная безопасность / Под ред. В. А. Минаева, В. Н. Саблина. М.: Радио и связь, 2000. С. 131.
10. Крылов В. В. Информационные компьютерные преступления. М., 1997. С. 25.
11. См.: Рос. газ. 2006. 29 июля. N 165.
12. См.: ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собр. законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник "Криминалистика" (под ред. Е. П. Ищенко) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010 (2-е издание, исправленное, дополненное и переработанное).
13. См.: Ищенко Е. П., Топорков А. А. Криминалистика: Учеб. / Под ред. Е. П. Ищенко. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005.
14. См. ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собр. законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
15. Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. С. 92.
16. См.: А. В. Гусев О совершенствовании правовых основ криминалистической регистрации // Вестник криминалистики. 2006. Вып. 3 (19). С. 89; Долженко Н. И. Правовой статус информации, полученной при проверке по криминалистическим учетам // Вестник криминалистики. 2007. Вып. 2 (22). С. 72.
17. См.: Теория оперативно-розыскной деятельности: Учеб. / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 621.
18. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 648.
19. См.: Птицын А. Г. Использование оперативно-розыскной информации на предварительном следствии: Лекция. Киев, 1977. С. 22.
20. См.: Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования. М., 1997.
21. Статья 10 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
22. Криминалистика / Под ред. Н. П. Яблокова. М.: Юрист, 2001. С. 180 - 181.
23. См.: Стронский Д. Д. Криминалистическая регистрация в системе Интерпола. Краснодар: КрУ МВД России, 2008. С. 76 - 77.
Название документа