Предупреждение преступлений, совершаемых в экономической сфере, органами внутренних дел

(Петренко А. В.) ("Российский следователь", 2011, N 7) Текст документа

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ, ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ <*>

А. В. ПЕТРЕНКО

Петренко Алексей Васильевич, соискатель Международного института экономики и права.

Практика проводимых ОВД мероприятий по профилактике экономических и налоговых преступлений показывает их в целом низкую эффективность. Сотрудники указанных подразделений не обладают необходимыми знаниями в области проведения профилактических мероприятий, а существующие результаты профилактической деятельности подразделений БЭП и НП в экономической сфере должным образом не могут быть оценены, ввиду отсутствия соответствующих методик, позволяющих установить соответствие деятельности по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями и иными правонарушениями с профилактическими мерами в данной области. В статье содержатся некоторые рекомендации органам внутренних дел в повышении эффективности мер предупреждения экономических преступлений.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, профилактическое мероприятие, преступления в сфере экономической деятельности, органы внутренних дел.

The practice of measures aimed at prevention of economic and tax crimes effectuated by the Department of Internal Affairs shows low efficiency thereof as a whole. The employees of the said subdivisions do not have necessary knowledge in the sphere of conducting prevention measures and the current results of prevention activity of subdivisions of economic crimes and tax crimes in economic sphere cannot be duly evaluated due to the absence of relevant methodology allowing to determine correspondence of activity of struggle with economic and tax crimes and other legal violations to the prevention measures in this sphere. The article contains certain recommendations for the agencies of internal affairs with regard to improvement of efficiency of measures of prevention of economic crimes.

Key words: prevention of crimes, preventive measure, crime in the sphere of economic activity, agencies of internal affairs.

Органы внутренних дел в своей деятельности по предупреждению преступлений руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России. Правовое регулирование предупреждения преступлений, совершаемых в экономической сфере, осуществляется нормами различных отраслей законодательства - государственного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового, а также различными подзаконными актами, содержащими предписания о мерах, средствах профилактической деятельности. Такое регулирование проводится в трех основных направлениях: материально-правовом (преимущественно уголовно-правовом), процессуально-правовом и организационно-управленческом. При этом материально-правовое направление включает правовые нормы, предусматривающие как меры воздействия на отдельных лиц и причины и условия совершения преступлений, направленные на предотвращение преступлений, устранение их причин и условий, так и меры стимулирования активности граждан в предупреждении и пресечении преступлений. Процессуально-правовое направление - нормы, регламентирующие порядок выявления объектов профилактики преступлений, применения мер воздействия, взаимоотношений субъектов и объектов профилактической деятельности и т. д. Организационно-управленческое направление - нормы, определяющие круг субъектов предупреждения преступлений, их правовой статус, материально-техническое обеспечение и т. д., а также круг объектов профилактической деятельности, в частности категории лиц, подлежащих взятию на учет в целях наблюдения за ними и оказания на них предупредительного воздействия, виды учета и т. д. В сфере деятельности ОВД основным правовым актом является Приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (в ред. Приказа МВД РФ от 29 января 2009 г. N 60), утверждающий: Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (приложение N 1); Положение об Оперативном штабе МВД России по профилактике правонарушений (приложение N 2). Анализ практики проводимых ОВД мероприятий по профилактике экономических правонарушений показал, что среди основополагающих проблем борьбы с нарушениями в финансово-экономической сфере можно выделить следующие: - недостаточная способность правоохранительных и финансово-экономических органов надлежащим способом реагировать на изменения финансово-экономических отношений; - высокие темпы изменения финансово-экономических отношений и мобильность хозяйствующих субъектов с точки зрения осуществления операций, открытия счетов, осуществления экспортно-импортных операций опережают развитие действующих процессуальных норм, которые требуют больших затрат времени на обеспечение необходимых процедур по проведению дознания и предварительного следствия, сбору и оценке доказательства; - даже в условиях динамичного изменения законодательство не всегда успевает за реалиями экономической жизни, а иногда позволяет слишком широко трактовать финансово-экономические взаимоотношения, что может негативно отразиться на правах граждан и юридических лиц. Таким образом, экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона. Совершенно очевидно, что одними только мерами уголовного преследования и административного взыскания успешно противостоять финансово-экономическим нарушениям невозможно. Борьба с указанными нарушениями - это не только правовая проблема. Для ее решения необходима реализация комплекса взаимосвязанных мер: политических, правовых, организованных, предупредительных, направленных на непосредственное пресечение условий, способствующих формированию и деятельности криминальных структур. Учитывая изложенное, необходимо широко применять на практике институт финансово-экономических расследований как один из эффективных механизмов противодействия экономическим и налоговым преступлениям. Задачами финансово-экономических расследований являются: - мониторинг и анализ теневых процессов в финансово-экономической сфере в целях определения степени их негативного влияния на экономическую безопасность; - анализ причинно-следственной связи между угрозами экономической безопасности и обусловившими их причинами; - выявление действий (бездействия), являющихся предпосылкой преступных финансово-экономических деяний; - расследование правонарушений в финансово-экономической сфере. Таким образом, финансово-экономические расследования являются частью подсистемы мониторинга, анализа и прогноза экономических явлений и процессов. Соответственно мониторинг, анализ и прогноз, осуществляемые в ходе проведения финансово-экономических расследований, позволяют отслеживать все ключевые моменты состояния и динамики экономической безопасности страны в соответствии с принятой методологией. Структуру "профилактического мероприятия" можно представить в следующем виде. Объекты предупредительной деятельности: - негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных экономических и налоговых преступлений или облегчающие их совершение; - юридические лица и граждане, в отношении которых органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных правил, нормативов и стандартов; - лица, замышляющие или подготавливающие преступления; - лица, в отношении которых органами внутренних дел осуществляется контроль за их поведением в предусмотренных законом случаях; - лица с устойчивым противоправным поведением; - лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений, если уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям; - лица, являющиеся потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего возраста, поведения, образа жизни, физических, психических или психологических особенностей, социально-ролевых установок. Субъектами профилактики преступлений являются государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы и отдельные граждане. Они осуществляют ее в соответствии с компетенцией в пределах возложенных на них обязанностей и предоставленных им прав. Все эти субъекты образуют сложную систему. Речь идет об их совокупности, определенным образом взаимосвязанной и дифференцированной по природе, функциям, уровню и сфере деятельности, в зависимости от оснований классификации вся данная система подразделяется на ряд групп. По своей природе указанные субъекты делятся на четыре группы: 1) государственные органы, предприятия, учреждения, организации; 2) общественные организации; 3) трудовые коллективы; 4) отдельные граждане. По функциям они делятся на специализированные и неспециализированные. К первым относятся те, для которых профилактическая функция является основной или одной из основных (органы внутренних дел, другие правоохранительные органы, товарищеские суды, общественные пункты охраны порядка и т. д.), ко вторым - те, для которых профилактика не является основной функцией. Субъекты профилактической деятельности ОВД и их компетенция указаны в Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений 2006 г. N 19. Среди субъектов предупреждения преступлений органы внутренних дел занимают специальное место, определяемое их предназначением, компетенцией, реальными возможностями (информационными, кадровыми, материально-техническими, организационными и методическими). Наряду с непосредственной предупредительной деятельностью органы внутренних дел оказывают иным субъектам предупреждения преступлений информационную, организационную и методическую помощь. Представим основные виды предупредительных мер, осуществляемых органами внутренних дел в экономической и налоговой сферах. Меры общего предупреждения экономических преступлений: постоянное наблюдение, оценка и прогноз социальных явлений криминогенного и антикриминогенного характера, а также состояния борьбы с преступностью (мониторинг); создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений и других правонарушений на определенной территории (объекте); участие в рамках своей компетенции в правовой пропаганде среди населения; организация технических и инженерных мероприятий по обеспечению экономической безопасности; обмен информацией о криминогенных факторах с государственными правоохранительными и иными органами, общественными организациями, профессиональными союзами; разработка и реализация в пределах компетенции программ борьбы с преступностью и предупреждения преступлений и других экономических правонарушений; криминологическая экспертиза проектов законодательных и нормативных актов. Меры индивидуального предупреждения экономических преступлений: - профилактическая беседа; - направление информации о причинах и условиях противоправного поведения; - наблюдение и контроль за ходом социальной реабилитации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в отношении которых судимость не снята и не погашена; - выявление и постановка на профилактический учет; - административный надзор. Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры предупреждения преступлений и других экономических правонарушений: - обеспечение безопасности физических и юридических лиц, на права и законные интересы которых возможно преступное посягательство; - контроль за своевременным поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, принятие по ним соответствующих решений; - применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер воздействия к лицам, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, и административные правонарушения, в целях предупреждения с их стороны тяжких преступлений; - внесение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в государственные органы, общественные организации, должностным лицам представлений об устранении выявленных в ходе расследования дел причин и условий, способствующих совершению преступлений; - внесение в соответствии с законодательством представлений о замене мер наказания, не связанных с лишением свободы, либо иных мер на реальное отбывание наказания; - изъятие из пользования юридических и физических лиц предметов, оборот которых ограничен и которые могут быть использованы при совершении преступлений. Оперативно-розыскные меры предупреждения преступлений и других экономических правонарушений: сбор, обобщение, анализ и реализация оперативно-розыскной информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью принятия необходимых мер для их склонения к отказу от совершения экономических преступлений; своевременное разобщение выявленных преступных групп, в том числе организованных, и принятие мер к прекращению преступной деятельности входящих в них лиц на ранних стадиях подготовки преступлений, а также исключающих возможность их совершения; принятие исчерпывающих мер по розыску и задержанию лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания. Организационные и иные меры предупреждения преступлений и других экономических правонарушений: - оперативное реагирование с использованием всех имеющихся сил и средств на сообщения граждан, должностных лиц и иную информацию о причинах, условиях, обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, а также о подготавливаемых преступных посягательствах; - накопление, систематизация и использование информации о лицах, замышляющих или подготавливающих преступления, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер; - проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по предупреждению деятельности преступных групп, улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел; - привлечение населения, общественности к работе по предупреждению экономических преступлений; - осуществление взаимодействия с иными правоохранительными органами (прокуратурой, федеральной службой безопасности, таможенной службой, налоговой инспекцией), с государственными органами, учреждениями, организациями, общественными объединениями правоохранительной направленности, благотворительными и иными фондами, трудовыми коллективами в работе по предупреждению экономических преступлений; - инициативное оказание услуг по защите и охране имущества юридических и физических лиц на основе заключения договоров в порядке, определенном действующим законодательством и ведомственными нормативными актами; - организация контроля за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений с целью недопущения с их стороны преступлений. Организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению экономических преступлений и правонарушений. Реализация перечисленных мер предупреждения преступлений и других правонарушений возлагается на отраслевые службы и подразделения органов внутренних дел на всех уровнях управления в пределах их компетенции. Кадровое, научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению экономических преступлений и правонарушений. Специализированные подразделения по предупреждению преступлений комплектуются наиболее квалифицированными сотрудниками, обладающими необходимыми профессиональными качествами и практическим опытом работы в этой сфере деятельности. Образовательные учреждения МВД России, учебные центры МВД, ГУВД, УВД, УВДТ осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, специализирующихся на работе по предупреждению преступлений, по программам, согласованным с ДКО МВД России и отраслевыми главками Министерства по направлениям деятельности. Научно-методическое обеспечение деятельности по предупреждению преступлений возлагается на научно-исследовательские и образовательные учреждения системы МВД России. В целях повышения эффективности работы по предупреждению преступлений должны быть расширены меры по стимулированию сотрудников служб и подразделений органов внутренних дел, имеющих высокие показатели оперативно-служебной деятельности. Для осуществления мероприятий по предупреждению преступлений могут использоваться внебюджетные фонды и иные источники финансирования.

Название документа