Безопасность гостиниц: вопросы теории и практики российского законодательства

(Писаревский Е. Л.) ("Юридический мир", 2011, N 3) Текст документа

БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСТИНИЦ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <*>

Е. Л. ПИСАРЕВСКИЙ

Писаревский Евгений Леонидович, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются вопросы правового обеспечения безопасности гостиниц, в том числе исторические аспекты, раскрывается содержание понятия "безопасность гостиницы", приводятся основные меры обеспечения безопасности гостиниц, а также дается перечень основных источников законодательства в данной области.

Ключевые слова: безопасность гостиниц, правовая основа безопасности гостиниц, меры обеспечения безопасности гостиниц.

The article considers the issues of legal ensuring security of hotels including historical aspects, reveals the contents of concept "security of hotel", notes basic measures of ensuring security of hotels and also gives a list of main sources of legislation in this sphere.

Key words: security of hotels, legal basis of security of hotels, measures of ensuring security of hotels.

1. Исторические аспекты законодательства в области обеспечения безопасности гостиничных услуг. С древнейших времен гостиницы удовлетворяли потребности странников (путешественников) в "крове и еде", а также являлись надежным средством защиты от опасностей. Люди путешествовали всегда, а с улучшением качества и развитием системы дорог и средств передвижения, развитием городов и торговли число путешествующих существенно возросло. В обычаях разных народов было широко распространено покровительство путникам. Первые гостиницы (караван-сараи) возникли в далеком прошлом, более чем за 2 тыс. лет до н. э. в древневосточной цивилизации <1>. Прототипами современных гостиниц в то время были постоялые дворы, инны, гостиницы, ямы, почтовые станции, трактиры (далее также - гостиницы). -------------------------------- <1> См.: Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 150.

Наибольшее развитие система гостиниц получила в Древнем Риме. Так, еще в I в. до н. э. на всех главных дорогах Римской империи возникли государственные постоялые дворы. Они располагались на расстоянии одного дня езды на лошади, т. е. примерно через каждые 25 миль, ими пользовались лишь правительственные чиновники и гонцы по специальным разрешениям. Позднее постоялые дворы предоставили свои услуги всем желающим путешественникам. За определенную плату можно было нанять проводников, те или иные средства передвижения, охрану в пути, получить питание и жилье <2>. -------------------------------- <2> См.: Воронкова Л. П. История туризма и гостеприимства: Учеб. пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 72.

Общественная потребность регулирования данного рода отношений нашла свое отражение в римском праве, которое устанавливало обязанность хозяев гостиниц и постоялых дворов обеспечивать безопасность постояльцев, а также сохранность их имущества. Хозяин гостиницы автоматически принимал на себя по эдикту претора ответственность за сохранность багажа постояльцев (равно как и корабельщик). Эта ответственность предполагается вытекающей из самого соглашения <3>. -------------------------------- <3> См.: Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву. М., 1991. С. 157.

Вот, как это описывается в Дигестах Юстиниана: "Претор говорит: "Если хозяева гостиницы и содержатели постоялых дворов не возвратят взятого ими от кого-либо с тем условием, что это имущество будет сохранено, то я дам против них иск... Мы называем хозяевами гостиниц и постоялых дворов, тех, кто содержит гостиницу или постоялый двор; или кто является управляющим гостиницей или постоялого двора; но тот, кто исполняет должность служителя, не объемлется эдиктом, как, например, привратник, повар и т. д.". Гай в 5-й книге "Комментариев к провинциальному эдикту" указывал: "...хозяин гостиницы, и хозяин постоялого двора получает плату не за сохранение (вещей), но хозяин гостиницы за дозволение путешественникам оставаться в гостинице, хозяин постоялого двора - за то, что позволяет ставить в конюшню животных, и, однако, они отвечают за сохранение вещей" <4>. -------------------------------- <4> Дигесты Юстиниана. Книга четвертая. Титул IX. М.: Статут, 2002.

Известно, что в России во всех крупных городах уже в XIX в. существовали современные для того периода гостиницы. В Москве в 1818 г. насчитывалось 7 гостиниц. К началу XX в. в одном только Петербурге гостиниц уже более 320, а в целом по России в 1910 г. функционировало 4600 гостиниц, и это не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. Возрастание количества гостиниц привело к росту конкуренции между ними, что положительно отразилось на качестве гостиничных услуг <5>. -------------------------------- <5> См.: Воронкова Л. П. История туризма и гостеприимства: Учеб. пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 72.

С 1821 г. действовало Положение, регламентировавшее правила содержания гостиниц. Гостиницы предоставляли не только услуги размещения, но и питания с широким набором блюд и напитков. Специальные правила регулировали также отношения хозяев гостиниц и постояльцев, в том числе по поводу хранения вещей постояльца в гостинице. Эти правила предусматривали автоматическое возникновение указанных отношений в силу самого факта "внесения вещи" в гостиницу <6>. -------------------------------- <6> См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг (книга 3) (издание исправленное и дополненное). Статут, 2002.

После Октябрьской революции декретом Советского правительства все гостиницы были национализированы, гостиничное хозяйство подверглось коренной перестройке. К 1940 г. гостиницы были построены в 669 городах. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный ущерб всему народному хозяйству, в том числе и гостиничному. В послевоенные годы развернулись работы по восстановлению, реконструкции и строительству новых гостиниц. Уже к 1960 г. в 1364 городах Советского Союза гостей обслуживали в 1476 гостиницах. В 1980 г., в канун Московской олимпиады, гостиничное хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. мест <7>. Было построено много крупных, комфортабельных гостиниц <8>. К 1989 г. только в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям было 627 гостиниц, турбаз и кемпингов, в системе Госкоминтуриста СССР функционировало 73 гостиницы, 15 мотелей, 11 кемпингов, в структуре БММТ "Спутник" было 20 туристских центров, 7 туристских комплексов и гостиниц <9>. -------------------------------- <7> Для сравнения: в современной России в 2010 г. функционировало около 11 700 средств размещения с общим количеством номеров - 599 000 // URL: www. russiatourism. ru. <8> URL: http://www. hotelmaster. ru/history. html. <9> См.: Сенин В. С. Введение в туризм. М., 1993. С. 10.

В СССР правовое регулирование гостиничной деятельности, включая вопросы безопасности в гостиницах, осуществлялось в рамках ведомственного нормотворчества (Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, Госкоминтурист СССР, Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС). В документах указанных организаций гостиница определялась как место, предназначенное для временного проживания иногородних граждан в течение срока, согласованного с администрацией гостиницы, но не свыше 30 суток <10>. -------------------------------- <10> См.: Правила пользования и внутреннего распорядка в коммунальных гостиницах РСФСР, утв. Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12.09.1979 N 482 // КонсультантПлюс. Документы СССР.

Основные положения по технической эксплуатации гостиниц, содержанию строительных конструкций и помещений, оборудования гостиниц и территории, прилегающей к гостинице, а также указания по технике безопасности и пожарной безопасности при эксплуатации гостиниц определялись в Приказе Минжилкомхоза РСФСР от 4 августа 1981 г. N 420 "Об утверждении и введении в действие Правил технической эксплуатации гостиниц и их оборудования". Согласно документу техническая эксплуатация гостиничного фонда включала в себя техническое обслуживание, а также все виды ремонтов. Задачей технической эксплуатации гостиничного фонда было обеспечение исправного состояния конструкций, частей зданий и инженерного оборудования гостиниц и бесперебойной их работы в пределах не менее нормативного срока службы, своевременное выполнение планово-предупредительного ремонта, обеспечение надлежащего благоустройства и санитарно-технического состояния зданий и прилегающего к ним участка. Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 19 октября 1982 г. N 532 "Об утверждении и введении в действие Положения о паспорте гостиницы" устанавливались требования к паспорту гостиничного предприятия, который составлялся с использованием документированных данных и отражал: - наличие и использование номерного фонда; - объем оказания услуг; - качество предоставляемых услуг; - состав основных фондов; - численность работающих; - фонд заработной платы; - организационно-технический уровень эксплуатации; - другие технико-экономические показатели, необходимые для разработки пятилетних и годовых планов <11>. -------------------------------- <11> Иные аспекты деятельности предприятий гостиничного хозяйства регламентировались Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 23 апреля 1979 г. N 215 "Об утверждении и введении в действие Нормативов численности инженерно-технических работников и служащих объединений гостиничного хозяйства", Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 21 июня 1979 г. N 340 "О введении новых Положений об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям и прейскуранта N К 05 на услуги гостиниц" (вместе с "Рекомендациями о порядке проведения в РСФСР работы по аттестации гостиниц, мотелей и номеров в них и введению прейскуранта N К 05, утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по ценам от 2 марта 1979 г. N 154", утв. Госкомцен РСФСР 13.06.1979 N 30), Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 23.06.1980 N 337 "Об утверждении Нормативов оснащения коммунальных гостиниц РСФСР мебелью и инвентарем" и др.

Ведомственными документами также определялась ответственность за причинение вреда имуществу постояльца. Так, согласно пунктам 13, 17, 22 - 25 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 12 сентября 1979 г. N 482 "Об утверждении Правил пользования и внутреннего распорядка в коммунальных гостиницах РСФСР" администрация гостиницы без дополнительной оплаты обеспечивала проживающим хранение ручного багажа (сумок, сеток, портфелей, баулов, чемоданов) - не свыше двух мест; хранение денег, ценных бумаг и ценных вещей, сдаваемых по описи. Администрация гостиницы гарантировала сохранность личных вещей, находящихся в номере или сдаваемых на хранение, денег, ценных бумаг и ценных вещей, сдаваемых на хранение по описи, за исключением драгоценностей (изделия из золота, платины, серебра, драгоценных камней), которые на хранение не принимались. Кроме того, гарантии гостиницы по сохранности личных вещей постояльца действовали только в том случае, если постоялец соблюдал следующие меры безопасности: - без ведома администрации не допускал в жилые корпуса гостиницы посторонних лиц (по просьбе проживающих администрация гостиницы разрешает посещение проживающих в номере с 8 до 23 часов); - при уходе из номера закрыл водоразборные краны, окна, выключил свет, радио, телевизор, закрыл номер и сдал ключ; - не оставлял в номере посторонних лиц в свое отсутствие, а также не передавал им ключ от номера и не уносил его из гостиницы; - не хранил в номере громоздких вещей, легковоспламеняющиеся материалы, оружие; - не пользовался нагревательными приборами; - не переставлял мебель в номере; - не держал в гостинице животных и птиц; - не курил и не распивал спиртные напитки в номере в случае возражения других проживающих в этом номере. 2. Безопасность гостиниц в современном законодательстве. Современное российское право не содержит универсального понятия гостиницы или другого средства размещения, а использует различные определения в рамках отдельных отраслей законодательства. Все это создает правовую неопределенность и препятствует единообразному толкованию правовых норм. Так, гостиницы согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Регламент безопасности зданий) представляют собой здания (помещения) с постоянным пребыванием людей, т. е. помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более двух часов. Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гостиница (санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база) является местом пребывания гражданина, т. е. где он проживает временно. Постановление Правительства Российской Федерации N 490 от 25 апреля 1997 г., в ред. Постановлений Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1104, от 15 сентября 2000 г. N 693, от 1 февраля 2005 г. N 49) (далее - Правила предоставления гостиничных услуг) под гостиницей понимает имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг, а под исполнителем - организацию независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги потребителям по возмездному договору. В соответствии с пунктом 2.1 Национального стандарта "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. ГОСТ Р 51185-2008" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 518-ст) (далее - Стандарт средств размещения) средство размещения - это помещение, используемое организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения. Правила предоставления гостиничных услуг отличительными признаками современной гостиницы называют наличие: - имущественного комплекса, включающего в себя здание, часть здания, а также оборудование и иное имущество, обустроенные в соответствии с требованиями присвоенной гостинице категории; - основных услуг (входящих в цену номера (места в номере)), включая хранение вещей постояльца; - обязательных услуг, оказываемых без взимания дополнительной оплаты (вызов скорой помощи, доставка в номер корреспонденции по ее получении, побудка к определенному времени, пользование медицинской аптечкой, предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов); - дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату размещенными в гостинице предприятиями общественного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и др.; - круглосуточного оформления потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее; - единого расчетного часа, посуточной или почасовой оплаты проживания; - обязательной информации в каждом номере (о порядке проживания в гостинице, о правилах противопожарной безопасности, пользования электробытовыми приборами и др.). Как видим, гостиничная услуга - это комплексная услуга, включающая в себя целый ряд элементов, которые необходимы для реализации главной цели - предоставления гостиничного номера для временного проживания в комфортных и безопасных условиях. В ее основе лежат два основных компонента: а) материальная база - техническое оснащение номеров и инфраструктура гостиницы; б) обслуживание - деятельность персонала гостиницы по обеспечению пользования потребителем материальной базой, оказанию основных, обязательных и дополнительных услуг. Гостиничный номер - многофункциональное помещение, предназначенное для отдыха, сна, работы проживающего гостя. Соответственно к нему предъявляется ряд требований, которые дифференцируются в зависимости от категории гостиницы и уровня комфортности номера <12>. -------------------------------- <12> См.: Садардинова Л. К. Гостиничные услуги // Туризм: право и экономика. 2007. N 1.

Гостиницы как объекты безопасности имеют некоторые принципиальные отличия от промышленных и иных объектов, так как гостиница заинтересована в создании имиджа "открытого дома" с обеспечением режима "наибольшего благоприятствования" для максимального числа постояльцев и посетителей. Не случайно в соответствии Гражданским кодексом Российской Федерации договор на гостиничное обслуживание признается публичным договором, а отказ гостиницы от заключения такого договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается (ч. 1, 3 ст. 426 ГК). Поэтому любые меры, силы и средства, используемые для обеспечения безопасности гостиницы, не должны иметь устрашающего вида, но в то же время внушать постояльцу чувство личной безопасности и комфортности <13>. -------------------------------- <13> См.: Иванов И. В., Панюков Д. В. Концепция обеспечения безопасности современной гостиницы // Туризм: право и экономика. 2006. N 1.

В современном российском праве, несмотря на то что отдельные вопросы обеспечения безопасности гостиниц регламентируются на федеральном, региональном и местном уровнях, категории "безопасность гостиниц", "безопасность гостиничной деятельности" (гостиничной услуги) (далее - безопасность гостиниц) не имеют своего легального закрепления. На федеральном уровне пока нет и нормативного правового акта, который бы комплексно регулировал правоотношения в области обеспечения безопасности гостиниц. В этом аспекте следует отметить положительный опыт законодательства г. Москвы, где не только раскрываются общие вопросы обеспечения безопасности гостиниц, но и подробно рассматриваются конкретные угрозы и меры безопасности в данной области, а также их цели. Так, главной стратегической целью повышения безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы является создание и поддержание такого уровня безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий, которое создавало бы благоприятные условия для формирования в Москве конкурентоспособной гостиничной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в гостиничных услугах, а с другой - значительный вклад в социально-экономическое развитие города за счет увеличения доходной части местного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия <14>. -------------------------------- <14> Распоряжение Правительства Москвы от 20 июля 2007 г. N 1529-РП "О Концепции по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы" (вместе с "Требованиями по безопасности и антитеррористической защищенности к гостиничным предприятиям города Москвы") // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. N 44.

Из смысла и содержания норм российского законодательства следует, что безопасность гостиницы - многогранная категория. Она предполагает определенное состояние защищенности от внутренних и внешних угроз следующих субъектов права: - постояльцев и иных посетителей гостиницы, включая отдельные объекты их личной безопасности (далее - постояльцы); - ключевых и иных работников гостиницы, включая отдельные объекты их личной безопасности (далее - работники); - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих гостиницей на праве собственности или ином законном основании (далее - владельцы гостиниц); - представителей населения городских или сельских поселений, где расположен имущественный комплекс, принадлежащий гостинице и используемый для оказания услуг (далее - местное население). Безопасность гостиницы включает в себя процесс (деятельность) по обеспечению безопасности гостиницы, что предполагает разработку и реализацию комплекса правовых, организационных, технических, информационных и иных мер обеспечения безопасности, которые реализуются с использованием располагаемых гостиницей сил и средств обеспечения безопасности. При наличии определенных факторов и условий услуги гостиницы могут представлять для окружающих потенциальный или реальный источник опасности. Это происходит в случае, если постояльцам причиняется вред небезопасными услугами, наносится ущерб окружающей среде, когда имущественный комплекс гостиницы используется для незаконной деятельности (распространения наркотиков, эксплуатации труда несовершеннолетних, принудительного труда и дискриминации и т. д.). Поэтому безопасность гостиницы - это также свойство гостиничной услуги и процессов ее оказания быть безопасными для окружающих, т. е. не наносить ущерба окружающей среде, имуществу иных физических и юридических лиц, материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства. В 2008 г. по заказу Комитета по внутреннему рынку и защите прав потребителей Европейского Парламента было проведено исследование в области безопасности гостиниц <15>. Безопасность гостиницы определяется здесь как обеспечение здоровья и физической неприкосновенности гостей как потребителей услуг. В то же время безопасность работников гостиницы также относится к данной категории, особенно в той части, в которой она связана с безопасностью гостей-потребителей. -------------------------------- <15> См.: Исследование по безопасности гостиницы (проведено по заказу Комитета по внутреннему рынку и защите прав потребителей Европейского Парламента) // URL: www. europarl. europa. eu/ activities/ committees/ studies/ download. do.

В зарубежном законодательстве и в правовых исследованиях для описания такого явления, как "безопасность", чаще всего используется два термина "safety" и "security". Термин "safety" обычно применяется для обозначения безопасности объектов материального мира, безопасности услуг в части их технического или иного материального содержания (безопасность зданий, сооружений, противопожарная безопасность, безопасность пищевой продукции, санитарно-эпидемиологическое благополучие и др.). С данным термином обычно корреспондирует понятие "риск" (risk) ("допустимый риск", "неприемлемый риск"). К таким рискам относятся: травмоопасность, пожароопасность, гидрометеорологическая опасность, биологическая опасность, экологическая опасность, токсикологическая опасность, радиоактивная опасность и другие. Категория "security" отражает динамическую характеристику безопасности, которая связана с угрозами (threats), исходящими от людей, нежели из окружающей среды. Поэтому эти угрозы сложнее предвидеть (например, криминогенная опасность, военно-политическая опасность, психофизиологическая опасность, акт незаконного вмешательства на транспорте и др.). Таким образом, гостиница представляет собой комплексный объект безопасности, в состав которого включаются следующие элементы: - жизнь, здоровье, телесная целостность (физическая неприкосновенность) <16>, неприкосновенность частной жизни, персональные данные, драгоценные вещи, сувенирная продукция, предметы личного обихода, а также иные нематериальные блага и имущество постояльцев; -------------------------------- <16> См.: Опалева А. А. Институт личной неприкосновенности (теоретико-правовые проблемы): Автореф. канд. юрид. наук. М., 2008.

- жизнь, здоровье, телесная целостность, а также иные нематериальные блага, имущественные и трудовые права работников гостиницы, связанные с недопустимым риском причинения им вреда в результате воздействия на них опасных и вредных производственных факторов, использованием принудительного труда и дискриминации; - жизнь, здоровье, телесная целостность и имущество, а также иные нематериальные блага и имущественные права местного населения; - объекты и компоненты окружающей среды; - помещения, здания, строения, сооружения, оборудование, имущественные права и нематериальные блага, принадлежащие владельцам гостиницы, в том числе информационные системы и технологии, секреты производства, деловая репутация, фирменное наименование, знак обслуживания и другие. Общие требования к безопасности современных гостиниц определяются в пункте 7 Стандарта средств размещения. Так, в средствах размещения должны быть обеспечены безопасность жизни и здоровья проживающих, сохранность их имущества. Кроме того, средства размещения должны быть расположены в благоприятных экологических условиях, а также соответствовать требованиям пожарной безопасности. В праве Европейского союза действуют Рекомендации Совета о противопожарной безопасности в отелях от 22 декабря 1986 г. <17>. В них выделяются следующие меры безопасности в гостинице: -------------------------------- <17> См.: Report from the commission on application of the Council Recommendation of 22 December 1986 on fire safety in existing hotels (86/666/EEC) // URL: http:// ec. europa. eu/ consumers/ conssafe/ serv_safe/ fire_safe/ psO6_en. pdf.

- безопасные запасные выходы; - надежность здания, которая в случае пожара позволит зданию не разрушится, по крайней мере в период эвакуации гостей и работников; - пожаростойкие материалы. Ограничение (запрет) на использование легковозгораемых материалов при строительстве здания и отделке помещений; - безопасное техническое оснащение и оборудование; - эффективные средства пожарной сигнализации и оповещения о пожаре; - наличие инструкций по безопасности, включая план эвакуации в каждом гостиничном номере; - эффективные средства пожаротушения; - обучение персонала гостиницы противопожарным мерам. Безопасность услуг средств размещения осуществляется посредством установления специальных требований, а также путем реализации мер безопасности в области: - градостроительной деятельности, включая установление требований строительных норм и правил при проектировании и строительстве гостиниц, требований к технической эксплуатации зданий, сооружений и оборудования гостиницы (далее также - инженерные требования); - противопожарной безопасности; - санитарно-эпидемиологического благополучия; - антикриминальной безопасности гостиницы, в том числе путем обеспечения личной безопасности, охраны их персональных данных, физической защищенности, неприкосновенности частной жизни; - сохранности имущества и багажа постояльцев (ст. 925 ГК) <18>; -------------------------------- <18> Предложения автора по совершенствованию статьи 925 ГК о хранении в гостинице представлены в Приложении к настоящей статье.

- охраны труда работников гостиницы, защиты их от принудительного труда и дискриминации, принятия необходимых мер по недопущению эксплуатации местного населения; - охраны окружающей среды от негативного на нее воздействия в результате оказания гостиничных услуг, в том числе путем реализации ключевых принципов концепции устойчивого развития, а также требований энергоэффективности; - охраны имущественного комплекса и оборудования гостиницы, обеспечения информационной, технической и иной безопасности, защиты коммерческой тайны, секретов производства и других имущественных прав и нематериальных благ владельцев гостиницы; - повышения уровня культуры безопасности, а также квалификации персонала гостиницы, формирования у них навыков, знаний и умений в области обеспечения безопасности гостиниц в повседневных условиях и в чрезвычайных ситуациях <19>; -------------------------------- <19> См. также: Leong Choon Chiang. Strategies for Safety and Security in Tourism: A conceptual framework for the Singapore Hotel Industry // THE JOURNAL OF TOURISM STUDIES Vol. 11, No. 2, DEC. '00.

- другие требования и меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, национальными стандартами и локальными актами гостиницы. 3. Правовая основа обеспечения безопасности гостиниц. Правовой основой обеспечения безопасности гостиниц являются акты федерального и регионального законодательства, а также национальные стандарты, регулирующие вопросы обеспечения безопасности гостиниц. Ниже приводится примерный перечень основных актов в данной области. 3.1. Федеральное законодательство. Федеральные законы: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" // Российская газета. N 290. 2004. 30 декабря. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 49. Ст. 5491. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" // Российская газета. N 255. 2009. 31 декабря. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3579. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1650. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 150. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" // Российская газета. N 9. 1999. 19 января. Постановления Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 г. N 490 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 18. Ст. 2153. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 34. Ст. 3980. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о санитарно-эпидемиологическом нормировании" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 31. Ст. 3295. Ведомственные нормативные правовые акты: Приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" // Российская газета. N 129. 2003. 4 июля. Приказ МЧС России от 20 июня 2003 г. N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" // Российская газета. N 128. 2003. 3 июля. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10" (вместе с СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) // Российская газета. N 159. 2010. 21 июля. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. N 31 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.3.6.1079-01 Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001) // Российская газета. N 247. 2001. 20 декабря. 3.2. Региональное законодательство. Распоряжение Правительства Москвы от 20 июля 2007 г. N 1529-РП "О Концепции по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы" (вместе с "Требованиями по безопасности и антитеррористической защищенности к гостиничным предприятиям города Москвы") // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. N 44. 6 августа. Распоряжение Правительства Москвы от 15 ноября 2006 г. N 2335-РП "Об усилении мер безопасности на гостиничных предприятиях города Москвы" (вместе с "Инструкцией по разработке паспорта антитеррористической защищенности и техногенной безопасности предприятиями гостиничного комплекса города Москвы") // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. N 67. 29 ноября. 3.3. Национальные стандарты. "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. ГОСТ Р 51185-2008" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. N 518-ст). М.: Стандартинформ, 2009. "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. ГОСТ Р 50644-2009" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 773-ст). М.: Стандартинформ, 2010. ГОСТ Р 53491.1-2009 "Бассейны. Подготовка воды. Часть 1: Общие требования". "Аквапарки. Водные горки высотой 2 м и выше. Безопасность при эксплуатации. Общие требования. ГОСТ Р 52604-2006" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 11 декабря 2006 г. N 294-ст). М.: Стандартинформ, 2007. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования. ГОСТ Р 22.1.12-2005" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 28 марта 2005 г. N 65-ст). М.: Стандартинформ, 2005.

Приложение

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 925 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 1. Статью 925 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 9, ст. 773) изложить в следующей редакции: "Статья 925. Хранение в гостинице 1. Гостиница отвечает как хранитель и без особого о том соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату, недостачу или повреждение его вещей, внесенных в гостиницу, за исключением денег, валютных ценностей, ценных бумаг, изделий из драгоценных металлов, украшений, произведений искусства и иных драгоценных вещей. Внесенной в гостиницу считается вещь, вверенная работникам гостиницы, либо вещь, помещенная в гостиничном номере или ином предназначенном для этого месте. 2. Гостиница обязана принимать на хранение деньги, валютные ценности, ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов, украшения, произведения искусства и другие драгоценные вещи постояльца. Гостиница вправе потребовать передачи таких вещей в закрытом или запечатанном виде. Гостиница вправе отказать в принятии изделий из драгоценных металлов, украшений, произведений искусства и иных драгоценных вещей на хранение, если в силу присвоенной гостинице категории, а также формы и свойств таких вещей у гостиницы отсутствуют условия для их хранения. Гостиница отвечает за утрату, недостачу или повреждение денег, валютных ценностей, ценных бумаг, изделий из драгоценных металлов, украшений, произведений искусства и других драгоценных вещей постояльца при условии, если они были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы. Гостиница освобождается от ответственности за несохранность содержимого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы. Если гостиница в нарушение условий настоящих правил отказала в принятии на хранение денег, валютных ценностей, ценных бумаг, изделий из драгоценных металлов, украшений, произведений искусства и иных драгоценных вещей постояльца, то в этом случае за утрату, недостачу или повреждение таких вещей гостиница отвечает как хранитель без особого о том соглашения с постояльцем. 3. Постоялец, обнаруживший утрату, недостачу или повреждение своих вещей, обязан без промедления заявить об этом администрации гостиницы. В противном случае гостиница освобождается от ответственности за несохранность вещей, за исключением случаев, когда вещи были помещены в индивидуальный сейф либо если утрата, недостача или повреждение произошли в связи с умыслом или грубой неосторожностью работников гостиницы. 4. Сделанное гостиницей объявление о том, что она не принимает на себя ответственности за несохранность вещей постояльцев, не освобождает ее от ответственности. 5. Если иное не предусмотрено договором на проживание в гостинице постояльца, гостиница имеет право удерживать вещи постояльца, переданные гостинице на хранение и находящиеся у нее во владении, в случае неоплаты постояльцем предусмотренной договором платы за проживание и (или) иные услуги, оказанные гостиницей. Гостиница вправе удерживать вещи постояльца до погашения в полном объеме его задолженности по платежам, предусмотренным договором на проживание в гостинице, с учетом расходов гостиницы, связанных с удержанием вещей постояльца. В случае непогашения постояльцем своей задолженности в течение двух лет гостиница вправе обратить взыскание на удерживаемую вещь в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. 6. Правила настоящей статьи распространяются на случаи утраты, недостачи или повреждения транспортных средств, принадлежащих постояльцу; вещей, оставленных в транспортном средстве, а также повреждения (гибели) животных, собственником которых является постоялец, если в перечень услуг, предоставляемых по договору на проживание постояльца в гостинице, входят услуги охраняемой автостоянки и по размещению животных. 7. Правила настоящей статьи соответственно применяются в отношении хранения вещей граждан в мотелях, домах отдыха, пансионатах, санаториях, банях и других подобных организациях."

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 925 Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью предлагаемого законопроекта является конкретизация и дальнейшее развитие норм, содержащихся в статье 925 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих отношения по хранению вещей постояльцев в гостиницах. Проект направлен на сближение и гармонизацию законодательства Российской Федерации и законодательства стран Европы. В частности, при подготовке законопроекта были использованы положения Конвенции Совета Европы от 17 декабря 1962 года "Об ответственности владельцев гостиниц в отношении имущества их постояльцев", а также параграфы 701 - 704 Германского гражданского уложения. В законопроекте уточняется понятие драгоценных вещей, более четко определяются момент и условия передачи вещей гостинице на хранение, а также ответственность гостиницы за утрату, недостачу или повреждение драгоценных вещей постояльца. В качестве обеспечения исполнения обязательств постояльца по оплате услуг гостиницы проект устанавливает залоговое право на вещи постояльца, переданные гостинице на хранение и находящиеся в ее владении. Законопроект предлагает также распространить действие статьи 925 ГК на случаи утраты, недостачи или повреждения транспортных средств, а также повреждения (гибели) животных, принадлежащих постояльцу.

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 925 Гражданского кодекса Российской Федерации"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 925 Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов законодательства Российской Федерации.

Финансово-экономическое обоснование

Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов.

Название документа Интервью: Интервью с членом Президиума Ассоциации юристов России, Полномочным представителем Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации М. Ю. Барщевским ("Юридический мир", 2011, N 3) Текст документа

ИНТЕРВЬЮ С ЧЛЕНОМ ПРЕЗИДИУМА АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ РОССИИ, ПОЛНОМОЧНЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫСШЕМ АРБИТРАЖНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М. Ю. БАРЩЕВСКИМ

- Михаил Юрьевич, 13 января на заседании Госсовета по противодействию коррупции Президент подчеркнул, что участие институтов гражданского общества во всех антикоррупционных мероприятиях должно быть более широким. Как Вы видите роль АЮР как института гражданского общества в этом процессе? (Ассоциация фигурирует в Указе Президента по противодействию коррупции.) - В руководящих органах Ассоциации, похоже, возобладала точка зрения, что мы - лишь экспертная организация, которая высказывает свое компетентное мнение по тому или иному вопросу, поднятому по просьбе Президента или премьера, либо самостоятельно, когда дело касается корпоративных интересов. Например, Закон "О полиции" обсуждали по просьбе Президента, вопрос о юридическом образовании подняли сами. И как экспертное сообщество мы сработали очень хорошо и чрезвычайно полезно. Например, на февральском Президиуме мы в пух и прах раскритиковали чрезвычайно плохо подготовленный проект Закона об образовании. Но аналитика - это только 5% решения проблемы, в остальные 95% - мы не вмешиваемся. Мне кажется, что Ассоциация юристов России должна больше исполнять роль креативщика, а не эксперта. Мы могли бы оказывать более активное влияние на общественно-политическую жизнь страны, самостоятельно инициируя обсуждение значимых вопросов общественно-политической жизни. За последние два года базовый законодательный фундамент для борьбы с коррупцией создан, но борьба с ней в разных сегментах имеет свою специфику. Например, методы борьбы с коррупцией в суде и здравоохранении будут существенно различаться. И здесь Ассоциация юристов России могла бы высказывать конкретные предложения и Комиссии, и правоохранительным структурам, и конкретно Президенту. Кстати говоря, когда мы говорим о коррупции, мы все время подразумеваем взяточничество. На самом деле, с моей точки зрения, именно для судебной системы взяточничество не так характерно, как иные формы проявления коррупции: телефонное право, кумовство, административный ресурс. И это особенно опасно, поскольку плохо выявляемо или наполовину легализовано. Мне кажется, как раз в этом вопросе Ассоциация юристов могла бы предложить Президенту и парламенту набор технических мер, необходимых для законодательного закрепления, чтобы можно было эффективнее бороться с этим злом. В свое время существовал Московский юридический клуб, который я регулярно посещал. Раз в месяц проходило заседание, на котором шла очень оживленная дискуссия по тем или иным вопросам. Мнение клуба никого не интересовало, но там было интересно. С АЮР сложилась обратная ситуация. Мнением АЮР очень интересуются и Президент, и общественность, но компетентные дискуссии и продуктивные решения случаются пока еще не часто.

- Михаил Юрьевич, как, по Вашему мнению, можно достичь в обществе ощущения нетерпимости к коррупции? Если СМИ, допустим, каждый день будут рассказывать о коррупционных фактах, это заставит общество меняться? - Информационная составляющая чрезвычайно важна. Конечно, нельзя рассчитывать на сиюминутный эффект. Не будет такого, что сегодня мы заснули в стране, где коррупция считается явлением нормальным, массовым, а завтра проснулись - и все коррупционеры шарахаются. Но вода камень точит. И я считаю, что промывка мозгов, в хорошем смысле этого слова, - это один из важнейших инструментов борьбы с коррупцией. Президент об этом много говорит, но, с моей точки зрения, СМИ достаточно мало делают. С другой стороны, правоохранительные органы дают им не слишком обильную пищу для этого. Об арестах коррупционеров, увольнениях с должности людей за злоупотребления надо писать почаще. Еще больше нужно писать о тех случаях, когда люди отказываются от получения взятки. Правда, за последний год достаточно большие подвижки в массовом сознании произошли. Практически еженедельно мы узнаем из СМИ о каком-нибудь громком аресте. Только недавно арестовали генерал-лейтенанта МВД, а уже сообщают об аресте мэра Братска. У тех, кто получает взятки, вольно или невольно возникает ощущение, что это опасно. При этом мы ничего не слышим про аресты взяткодателей, поэтому ни у кого не возникает ощущения, что давать взятки тоже опасно.

- Коррупция в нашей стране - это уже привычка? Как Вы сформулируете понятие "коррупция" для нашей страны? - Всем известно, что на Земле не может быть вакуума, только в космосе. Также и в общественной жизни. Когда была разрушена советская система управления страной и ее экономикой, а новая еще не заработала, первыми, кто попробовал установить правила игры, стали бандиты. В 90-е годы, чтобы исполнить судебное решение, нужно было обращаться не к судебным приставам, а к "браткам", которые за 50% стоимости вопроса исполняли судебное решение. Позднее весь этот бандитский беспредел и начинающийся развал страны был приостановлен Путиным, который сумел выстроить вертикаль власти должным образом. Сегодня никто к бандитам уже не обращается. Но вертикаль власти подразумевает наделение чиновников какими-нибудь полномочиями, которые дают их обладателям реальную и достаточно большую власть над людьми. А обратной стороной этой медали является коррупция. Потому что, если у чиновника появляется большая власть, он ею может воспользоваться и для своего обогащения. Следующей фазой нормального развития общества, через которую прошли все цивилизованные страны, становится взращивание демократических институтов и установление правил игры, обязательных для всех. В такой ситуации чиновник теряет власть, поскольку им утрачиваются возможности получения чиновничьей ренты. Телефонное право уходит, потому что, звони - не звони, есть закон. И административный ресурс не срабатывает, потому что себе дороже выполнить чью-то волю под угрозой потери работы и, возможно, свободы. Коррупция объективно и неизбежно будет потихоньку сходить на нет за счет развития гражданского общества и демократических институтов. Кроме того, процесс сворачивания коррупции ускоряют своевременные и координированные действия власти. В то же время, как ни странно, решение проблем коррупции лежит совершенно в другой плоскости - политической. Помимо того что делается, нам в обязательном порядке необходима реальная оппозиция и настоящая политическая конкуренция. Тогда, проиграв выборы, находящаяся в оппозиции партия будет с прожектором следить за чиновниками партии победившей, чтобы их подловить и опозорить. А подловить и опозорить проще всего на взятках. К тому же наличие двух равно конкурирующих сил, как это происходит в США, Англии, Франции или любой другой цивилизованной стране, автоматически подразумевает наличие двух лагерей независимых СМИ, которые в борьбе с коррупцией имеют колоссальное значение. И наконец, потенциальная возможность сменяемости партий обеспечивает независимое, а стало быть, не коррупционное функционирование судебной системы. А как только мы получаем некоррумпированную судебную систему, мы автоматически получаем снижение коррупции во всех других сферах. Потому что, если перед нами есть выбор - дать взятку или добиться справедливости в суде, любой нормальный человек предпочтет пойти в суд, а не расстаться со своими деньгами. Хуже, когда такой альтернативы в виде независимой, пользующейся доверием судебной системы нет. Тогда проще давать взятки. А если взятки дают, кто-то их принимает. Так возникает порочный круг.

- В таком случае коррупция какой ветви власти имеет наиболее тяжелые последствия для общества? - В краткосрочной перспективе наиболее заметные и ощущаемые последствия представляет коррупция исполнительной власти. В долгосрочной перспективе - законодательной власти, потому что качество законов ощутимо и долговременно влияет на состояние коррупции. А с точки зрения влияния коррупции одной ветви власти на другие - судебная. Суд является вершиной юридической пирамиды, поэтому именно с него надо начинать борьбу с таким криминальным явлением, как коррупция. С исполнительной власти начать нереально. Хотя бы из-за количества работающих в ней людей. Победа над коррупцией в законодательной ветви власти не принесет быстрого эффекта. В судебной власти занято гораздо меньше народа. Она наиболее прозрачна. Легче всего контролируема. Поэтому начать с судебной власти проще всего и намного эффективнее. Именно здоровая судебная власть способна реально бороться с коррупцией, в противном случае она ее только подстегивает.

- Кратный штраф как санкция будет более эффективен, чем лишение свободы? - Сегодня в условиях России - да. Я не говорю, что это универсальный метод для всех стран мира. Хотя даже в такой законопослушной стране, как США, и сроки, и штрафы присуждаются просто огромные. Но с отсидками в России, где около трети населения прошло через тюрьмы и лагеря и оказалось носителями уголовной субкультуры, надо заканчивать любой ценой. Потому что распространение тюремной субкультуры едва ли не опасней, чем коррупции. Поэтому я считаю, что на сегодняшнем этапе сажать надо не того, кого можно посадить, а того, кого нельзя не посадить. И еще, в силу нашей ментальности мы почему-то всегда полагаем, что в тюрьму не попадем - "как-нибудь проскочим". А когда речь заходит о штрафе, мы почему-то так не думаем. У нас в голове сложилось, что штраф - это реально, а тюрьма - абстрактно. Поэтому я, например, считаю, что за корыстное преступление самое жесткое наказание - корыстный ответ. Просто так будет эффективнее.

- Спасибо, Михаил Юрьевич!

Название документа Вопрос: Возможно ли осуществить регистрацию по месту жительства через единый портал государственных услуг? ("Налоги" (газета), 2011, N 10) Текст документа

Вопрос: Возможно ли осуществить регистрацию по месту жительства через единый портал государственных услуг?

Ответ: Оформить регистрацию теперь можно будет через Интернет - таковы изменения в Правилах регистрации граждан России по месту пребывания и жительства. Соответствующее Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. N 885 подписал премьер-министр В. Путин. Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал). По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания. Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в 3-дневный срок уведомление о регистрации этого гражданина. С 1 января 2011 г. заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в форме электронного документа, а также копии документов, в электронной форме могут быть представлены через Единый портал. Вместе с заявлением о регистрации по месту жительства представляются следующие документы: документ, удостоверяющий личность; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение. При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление почтовым отправлением или через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина. Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласия на временное проживание, может подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

О. А.Плыкина Адвокат

Название документа Вопрос: Обязаны ли граждане РФ возвращать отрывную часть уведомления о пребывании иностранного гражданина, лица без гражданства в ФМС, если да, то в какой срок после отъезда? Как поступить принимающей стороне, если иностранный гражданин не вернул отрывную часть (корешок) уведомления? ("Налоги" (газета), 2011, N 10) Текст документа

Вопрос: Обязаны ли граждане РФ возвращать отрывную часть уведомления о пребывании иностранного гражданина, лица без гражданства в ФМС, если да, то в какой срок после отъезда? Как поступить принимающей стороне, если иностранный гражданин не вернул отрывную часть (корешок) уведомления?

Ответ: В соответствии с п. 39 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 9, при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина. Согласно п. 63.1 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 06.07.2009 N 159, в случае если иностранный гражданин убыл из места пребывания, не передав принимающей стороне отрывную часть бланка уведомления, принимающей стороне не позднее чем через два дня со дня убытия иностранного гражданина необходимо обратиться в территориальный орган ФМС России с мотивированным заявлением произвольной формы о снятии иностранного гражданина с учета по месту пребывания. Таким образом, если иностранный гость выехал с корешком уведомления, принимающему нужно в те же два дня после этого написать в ФМС заявление. С июля 2010 г. появились новые положения в ст. 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации": п. 1.1 ч. 1 и ч. 2.1. Согласно им в случае смены иностранным гражданином места пребывания в Российской Федерации снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения уведомления о постановке иностранца на учет по новому месту пребывания. То есть встать на учет по новому месту - значит быть снятым с миграционного учета по старому. В то же время обязанность принимающей стороны вернуть отрывную часть в ФМС (ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации") не позднее чем через два дня со дня убытия иностранного гражданина из места пребывания остается в силе. Согласно ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

О. А.Плыкина Адвокат

Название документа