Основные социально-психологические черты конфликтов в дорожном движении и их особенности

(Безруков Д. А., Войтенков Е. А.) ("Юридическая психология", 2011, N 1) Текст документа

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ КОНФЛИКТОВ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ <*>

Д. А. БЕЗРУКОВ, Е. А. ВОЙТЕНКОВ

Безруков Д. А., кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России.

Войтенков Е. А., кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России.

Увеличение числа автомобилей на дорогах России, перегруженность улично-дорожной сети, недостаточное развитие дорожной инфраструктуры ведут к возрастанию напряженности среди участников дорожного движения, что влечет за собой участившиеся в последнее время конфликты с последствиями, тяжесть которых существенно превышает столкновение автомобилей.

Ключевые слова: дорожные конфликты, дорожное движение, напряженность, правомерное поведение.

Increase of the number of cars on the roads of Russia, congestion of roads system, insufficient development of road infrastructure leads to increase of tension among participants of road traffic which entails frequent conflicts with consequences, which are more serious than prang of cars.

Key words: road conflicts, road traffic, tension, lawful behavior.

В последнее время средства массовой информации все чаще сообщают о конфликтных ситуациях, возникающих между участниками дорожного движения. При этом показательным является то, что отдельные эпизоды происходят с участием весьма известных актеров театра и кино (в ноябре 2010 г. большой общественный резонанс получил дорожный конфликт, произошедший на Композиторской улице в Москве с участием актера В. Вдовиченко) <1>. -------------------------------- <1> См.: Бойко А., Плешакова А. Владимир Вдовиченков: "Я был уверен, что в меня стреляли из боевого пистолета". URL: www. kp. ru.

Регулярно в новостные сводки попадает информация о том, что в ходе подобных конфликтов применялось боевое огнестрельное, травматические или пневматическое оружие. Необходимо отметить, что если случаи применения боевого огнестрельного оружия достаточно редки, то в силу доступности травматического и пневматического оружия инциденты с ним случаются все чаще и чаще. При этом подобное положение дел порождает чувство полной незащищенности населения, поскольку в отдельных случаях травмы и ранения, причиненные с использованием вышеуказанных видов оружия, могут повлечь за собой тяжелое увечье или даже гибель человека. Таким образом, опасность дорожных конфликтов заключается не только в снижении уровня безопасности дорожного движения, но иногда влечет за собой и криминальную составляющую. Одной из причин возникновения конфликтов на дороге является недостаточная социально-психологическая подготовка будущих водителей к участию в дорожном движении. Анализ структуры дорожного конфликта показывает, что дорожный конфликт - это динамический коммуникативный акт, являющийся конфронтационно взаимосвязанным поведением участников дорожного движения, который несет при этом угрозу их физического столкновения <2>. -------------------------------- <2> См.: Утлик В. Э. Социально-психологические условия предупреждения конфликтов в дорожном движении: Дис. ... канд. псих. наук. М., 2006. С. 5 - 6.

Отечественная история изучения дорожных конфликтов восходит к XVIII в., когда в 1702 г. экипаж фельдмаршала Шереметьева потребовал дорогу у идущего впереди обоза, что привело к нападению обозников на сопровождавших фельдмаршала лиц и него самого <3>. Таким образом, прослеживается определенная преемственность между гужевым транспортом и современным дорожным движением. -------------------------------- <3> Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1984. С. 37.

Вообще применительно к взаимоотношениям на дорогах термины "конфликт", "конфликтная ситуация" имеют весьма обтекаемые значения. В 1988 г. Министерством автомобильных дорог РСФСР в Указаниях по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах была предпринята попытка более точно определить понятие конфликтной дорожно-транспортной ситуации, но ее анализ показал, что социально-психологический аспект в данном определении не раскрывается. Различные психологические исследования, проведенные в данной области разными учеными-практиками, позволили выделить определенные категории участников дорожного движения, которые были классифицированы по особенностям поведения в той или иной дорожной ситуации. При этом исследование охватывало как водителей, так и пешеходов. Совокупность данных о поведении участников дорожного движения в различных ситуациях, а также исследование их поведенческих реакций в конфликтных ситуациях на дороге позволяет нам утверждать, что на современном этапе развития нашего общества правовая культура участников дорожного движения находится на весьма низкой ступени развития. Очевидным является то обстоятельство, что для выработки эффективных решений по повышению правовой культуры населения при участии в дорожном движении требуется более глубокий анализ эмоциональных и психологических процессов, характерных для участников дорожного движения. При этом с наработкой у человека как у участника дорожного движения определенного опыта восприятие окружающей дорожной обстановки может меняться и проходит две стадии. Так, на начальной стадии у участника дорожного движения обнаруживаются следующее восприятие участия в дорожном движении: - восприятие автомобиля как средства самовыражения и критерия престижа; - отождествление технического совершенства и цены автомобиля с личными возможностями его владельца; - восприятие окружающих участников дорожного движения как конкурентов, а обгона - как личного оскорбления. В ходе накопления индивидуального опыта участия в дорожном движении установка водителя изменяется - формируется представление о том, что надежность и безопасность дорожного движения может быть достигнута путем отказа от эгоистичных устремлений и необоснованной конкуренции. На данном этапе другой участник дорожного движения не рассматривается как источник отрицательных эмоций и не квалифицируется как препятствие к достижению цели, а воспринимается как равноправный участник дорожного движения. Основными критериями поведения становятся рациональность, ответственность и осторожность при существенном снижении доли эгоизма в поведении. Интересным с точки зрения общего анализа конфликтов в дорожном движении является классификация форм вождения автомобиля: - автономное - характеризуется стремлением к независимости и самостоятельности; - экстремальное - в состоянии эмоционального возбуждения, на предельно допустимой скорости с риском совершения ДТП; - скользящее - спокойное и сбалансированное движение; - соперничество - движение с элементами конкурирующего поведения; - пилотирование - хладнокровное вождение с соблюдением правил движения; - престижное - демонстрация превосходства и мощи транспортного средства <4>. -------------------------------- <4> Утлик В. Э. Указ. раб. С. 24.

Таким образом, можно заключить, что дорожное движение - это динамическая сторона жизнедеятельности специфической общности людей - участников дорожного движения, которая формируется самим фактом движения людей с использованием дороги. При этом необходимо отметить, что в последнее время ресурс дорог как таковых неуклонно сокращается. Конфликтное поведение на дороге - это реализация стремления получить преимущество, пренебрегая интересами других участников дорожного движения и предписаниями правовых норм в области безопасности дорожного движения. Подобная форма поведения приводит к дорожному конфликту, что представляет собой форму коммуникации в виде конфронтационных действий сторон, мотивированных стремлением решить свои разногласия без учета прав и потребностей друг друга. Представляется, что решение задачи по снижению "градуса напряженности" во взаимоотношениях между участниками дорожного движения (индикатором чего является число проявлений дорожных конфликтов), является одной из важных задач в области обеспечения безопасности дорожного движения. Весомой проблемой, непосредственно затрагивающей вопрос безопасности дорожного движения, является недостаточная социально-психологическая подготовленность молодых водителей к участию в дорожном движении, отсутствие системы правового воспитания широких слоев населения в духе соблюдения Правил дорожного движения. При этом данная ситуация усугубляется тем обстоятельством, что сообщество водителей - это социальная общность, которая ежегодно пополняется большим количеством новых членов, а именно на долю молодых участников дорожного движения приходится значительно количество совершаемых дорожно-транспортных происшествий. На основании изложенного можно заключить, что на сегодняшний день большую актуальность приобретает вопрос разработки специализированных методик, направленных на повышение правовой культуры у всех участников дорожного движения в целом и водителей в частности для дальнейшей их интеграции в соответствующие учебные курсы и образовательные программы.

Название документа Интервью: Коррупция - это государственная измена! ("ЭЖ-Юрист", 2011, N 8) Текст документа

КОРРУПЦИЯ - ЭТО ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА!

С. М. МИРОНОВ

Реальна ли в нашей стране независимость суда? Зачем России вступать в ВТО? Адвокатская монополия - это хорошо или плохо? Как бороться с коррупцией? На эти и другие вопросы мы попросили ответить председателя Совета Федерации ФС РФ Сергея Михайловича Миронова.

Сергей Михайлович, независимость суда возможна? - Мне часто задают этот наболевший вопрос. Несправедливость, волокита, коррупция - к сожалению, все еще характерные признаки нашей судебной машины. Однако мы все прекрасно понимаем, что независимый и справедливый суд - главное условие построения в нашей стране по-настоящему правового демократического государства на базе инновационной экономики и эффективной социальной политики. Именно поэтому все свои масштабные преобразования по обновлению и модернизации государства и общества Президент РФ начал с кардинальных реформ в политической и судебной сферах. Самое главное - мы не стоим на месте. Российское правосудие пусть не так быстро, как нам хотелось бы, но верно приближается к европейским стандартам. Суды присяжных доказали свою жизнеспособность, и видно, что их работа необходима для российского общества. Приняты реальные законодательные механизмы, направленные на доступность и открытость правосудия. Вместе с усилением дисциплинарной ответственности судей укрепляются гарантии их независимости. Недавно был принят Закон о судах общей юрисдикции, который, уверен, станет важным шагом на пути демократизации судебной системы. Как видите, задел есть, и руководство страны и общество едины в том, что преобразования необходимы. А это непременное условие для создания в России справедливого и независимого правосудия.

Каковы перспективы развития в нашей стране суда присяжных? - Суд присяжных - важнейший институт российской судебной системы. Его использование является гарантом независимости судов, вносит подлинную состязательность сторон в судебный процесс, уменьшает риск злоупотреблений и коррупции. Поэтому могу с уверенностью сказать: Россия, как и любое демократическое правовое государство, не откажется от суда присяжных. Что касается сокращения категории дел, подведомственных суду присяжных, то это вынужденная реакция на меняющуюся действительность. Рассмотрение коллегией присяжных заседателей дел о терроризме и других преступлениях, связанных с массовой гибелью людей, часто приводило к вынесению мягких и даже оправдательных приговоров по заведомо тяжелым преступлениям. Что объяснялось опасениями присяжных за свою жизнь или наличием родственных связей с подсудимым. Поэтому в 2008 году было решено рассматривать подобные дела коллегией из 3 судей федерального суда общей юрисдикции. Должен отметить, что мы здесь не одиноки. Многие страны, пострадавшие от терроризма, в частности США, Франция, Великобритания, были вынуждены изменить свои законодательные акты. Как любой жизнеспособный институт, суд присяжных, безусловно, будет развиваться. На этот счет уже звучали предложения, одно из последних от Председателя Правительства России о возможном переносе системы судов присяжных из регионов на уровень федеральных округов. Идея интересная, но надо смотреть, как она будет реализована в конкретном законопроекте.

Перейдем от внутренних вопросов к внешним. Надо ли России вступать в ВТО? Или игра не стоит свеч? - В целом ВТО - это хороший, современный, эффективный инструментарий. Став членом этой организации, Россия сможет использовать отлаженный механизм урегулирования внешнеторговых споров, получит возможность участвовать в выработке новых правил международной торговли. Членство в этой организации будет способствовать улучшению условий доступа отечественных товаров на зарубежные рынки. Кроме того, повысится привлекательность нашей страны для иностранных инвестиций. Вместе с тем неизбежны и негативные последствия присоединения России к ВТО. Многие отрасли нашей экономики сегодня еще неконкурентоспособны. Если мы полностью откроем свои торговые границы, то можем получить очень большой перекос в сторону импортных товаров, пострадает наше село и некоторые другие отрасли экономики, ориентированные на внутренний рынок. Главный вопрос сейчас - насколько болезненны для экономики будут те обязательства, которые мы на себя принимаем, вступая в эту организацию? В первую очередь это относится к сельскому хозяйству, банковскому сектору, страховой сфере. Очень важно, чтобы Россия вступила в ВТО на базовых условиях без дополнительных обременений. И конечно же, неприемлема ситуация, когда используют вступление в ВТО в качестве политического шантажа. Россия может стать членом этой организации только на равных с другими ее членами условиях без каких-либо уступок. Что касается законодательства, то правовая база для вступления России в ВТО уже практически сформирована.

Согласно проекту Закона "О квалифицированной юридической помощи" оказывать юридические услуги могут только адвокаты. Как Вы относитесь к введению адвокатской монополии на защиту интересов в суде и оказание юридической помощи? - Затронутая тема чрезвычайно актуальна, и вопросы оказания квалифицированной юридической помощи нам нужно решать. В настоящее время юридическую помощь могут оказывать как профессионалы высокой квалификации (адвокаты, нотариусы, патентные поверенные), так и люди без юридического и вообще без какого-либо образования, не имеющие необходимых знаний и опыта работы. Это приводит к снижению качества правовой помощи. Известно, что судьи часто жалуются на то, что им при рассмотрении дел приходится сталкиваться с неквалифицированным представлением интересов. Так что закон, регулирующий эту сферу, безусловно, нужен. Однако упомянутый законопроект не в полной мере решает имеющиеся проблемы. Знаю, что он обсуждался на заседаниях Экспертно-консультативного совета в нашей палате с участием парламентариев и юристов и получил неоднозначные оценки. Меня, например, настораживает прописанный в законопроекте упрощенный порядок получения адвокатского статуса: любой юрисконсульт с двухлетним стажем работы сможет без сдачи квалификационного экзамена, без соблюдения других существующих процедур стать адвокатом. Вряд ли при этом улучшится качество оказываемых юридических услуг, а правовая стабильность может быть нарушена. Конечно, и этот вопрос, и ряд других в целях гарантированного оказания квалифицированной юридической помощи необходимо законодательно урегулировать. Один из путей решения проблемы - установление высоких квалификационных требований для лиц, которые могут оказывать юридическую помощь. Можно также провести дифференциацию юридических услуг по степени сложности и предоставить право специалистам оказывать эти услуги в соответствии с уровнем их квалификации. Возможно введение других новаций, но они обязательно должны обсуждаться законодателями, учеными, всем юридическим сообществом, чтобы избежать противоречий с антимонопольным законодательством и самое главное - обеспечить высокий профессиональный уровень оказываемой юридической помощи.

Очевидно, что латание дыр в бюджете происходит за счет предпринимателей. Это показала в том числе и реформа страховых взносов. Как бизнесу защититься от власти? - Приходится согласиться, что российский бизнес нуждается в защите государства. Действительно, для многих предприятий повышение с 1 января 2011 года ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 26 до 34% - это сильнейший удар. Правительство объясняет повышение налоговой нагрузки на бизнес необходимостью проведения реформ пенсионной системы и здравоохранения. Считаю, что этот шаг по меньшей мере не продуман. Подавление производства никогда не вело к повышению доходов бюджета. Я всегда выступал за снижение налоговой нагрузки на производство, в том числе за счет снижения ставки ЕСН. Дополнительные средства в бюджет можно получить, например, путем более справедливого обложения доходов за счет введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, а также налога на роскошь. Сложившаяся экономическая ситуация не повод для произвола, незаконных поборов, проверок со стороны любых государственных служб, будь то милиция, полиция или другие правоохранительные органы. Хочется верить, что с принятием Федерального закона "О полиции" произойдут перемены к лучшему. По крайней мере мы будем внимательно отслеживать процесс правоприменительной практики в целях последовательного повышения эффективности закона.

Планируется ли смягчение ответственности по ряду экономических составов в Уголовном кодексе? Если да, то по каким? - Я поддерживаю Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, который в Послании Федеральному Собранию 2009 года поставил задачу смягчения карательных и репрессивных функций уголовных наказаний: "Уголовное наказание - как на уровне закона, так и на стадии его применения судами - должно быть адекватным совершенному преступлению". В первую очередь это касается некоторых составов экономических правонарушений, в частности связанных с предпринимательской деятельностью, нарушением финансовой дисциплины, нарушением каких-либо инструкций, мелким мошенничеством. Уже принят ряд изменений в законодательстве, которые, с одной стороны, усиливают ответственность должностных лиц за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, с другой - смягчают наказания за некоторые экономические преступления (исключая прямые хищения и коррупцию). Так, заключение под стражу до суда допускается только в исключительных случаях, расширяется применение такой меры пресечения, как подписка о невыезде, залог. Предполагается шире назначать наказания в виде обязательных работ, штрафных санкций. Кроме того, структура судимости в нашей стране (неопасные преступления составляют порядка 90%) дает основания для более широкого досудебного прекращения дел. Что касается коррупции, то моя позиция очень проста: коррупция должна быть искоренена и наказывать за нее надо как за государственную измену. Здесь никакого послабления быть не может. Коррупция - это страшнейшее зло, поэтому я выступаю за возвращение института конфискации имущества у коррупционеров. Более того, считаю возможным конфисковывать имущество по решению суда не только у коррупционера, но и у членов его семьи.

Каким образом должна происходить гармонизация экономического (гражданского, таможенного и налогового) пространства государств - членов Таможенного союза? - В сфере правового обеспечения деятельности Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а затем, уверен, и общего экономического пространства я бы обозначил следующие проблемы. 1. Своевременное и синхронное (а где это необходимо - поэтапное в каждой из стран) внесение изменений в национальное законодательство, подготовка и принятие в каждом из наших государств правовых актов, вытекающих из межгосударственных соглашений. 2. Обеспечение комплексности проводимых изменений. Вы назвали лишь 3 отрасли законодательства, требующие внимания, но их значительно больше. Так, необходимы систематизация, согласование и унификация норм административного и уголовного законодательства. 3. Обеспечение безопасности, предотвращения распространения наркотиков, обмена информацией между таможенными и правоохранительными службами наших стран - все это требует оперативного законодательного решения. В том числе значительный объем изменений надо будет вносить в законодательство о техническом регулировании. 4. Обеспечение непрерывного контроля за состоянием и действенностью как межгосударственных соглашений, так и национального законодательства. Это позволит вносить необходимые поправки в созданную правовую базу. Таким образом, нужна огромная практическая кропотливая работа законодательных и исполнительных органов власти наших стран. Достаточно сказать, что в Федеральном Собрании сейчас находится на рассмотрении около 2 десятков законопроектов, так или иначе связанных с практической деятельностью Таможенного союза.

Можно ли использовать конфискацию имущества, полученного преступным путем, как способ противодействия отмыванию доходов? - Правовой механизм предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, установлен Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Расследование преступлений, связанных с легализацией доходов, является сложной экономико-юридической процедурой. Это длительный процесс, требующий от следователей знаний в таких дисциплинах, как бухгалтерский учет, финансовый анализ, гражданское право. Поэтому я считаю, что для успешного расследования отмывания преступных доходов требуется межведомственный подход, поскольку эффективной борьбы с легализацией преступных доходов не может быть при отсутствии взаимодействия, например, между Центробанком России, Росфинмониторингом и МВД РФ. Вместе с тем я убежден, что такая мера уголовно-правового характера, как конфискация имущества, может создать дополнительный психологический барьер для преступника и обеспечить в дальнейшем возмещение причиненного им вреда. Более того, конфисковывать следует не только имущество самих преступников, но и имущество членов их семей.

Европейский суд по правам человека переполнен жалобами из России. Каким должно быть влияние его решений на российское законодательство и правоприменительную практику? - Согласен с тем, что в этой сфере у нас существуют системные проблемы. В настоящее время из 139650 дел, находящихся на рассмотрении в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в отношении 47 государств - членов Совета Европы, более четверти - 40300 (28,9%) направлено против России. Согласно докладу Комитета ПАСЕ по правам человека и юридическим вопросам свыше 90% из этих дел составляют жалобы на неисполнение решений российских судов, нарушение принципа правовой определенности вследствие отмены окончательного судебного решения через надзорное производство, неприемлемые условия содержания в СИЗО, незаконное или длительное содержание под стражей, отсутствие достаточных оснований для заключения под стражу, различные нарушения прав человека со стороны сотрудников правоохранительных органов. Сейчас российской стороной уже реализуется ряд мер для снижения потока жалоб наших граждан в ЕСПЧ. Так, в 2010 году в соответствии с требованиями Страсбургского суда в России был принят пакет законов, создающих механизм соблюдения разумных сроков судопроизводства, исполнения судебных актов в разумный срок и гарантирующих выплату компенсации за судебную волокиту. Вместе с тем между Россией и ЕСПЧ существует базовое противоречие по следующему принципиальному вопросу: где границы национальной юрисдикции и юрисдикции ЕСПЧ? Одно дело, когда суд выносит решение по какой-нибудь конкретной жалобе в пользу гражданина и признает виновным государство, совсем другой вопрос - когда суд предлагает изменить наше законодательство на том основании, что, по его мнению, тот или иной закон плох и требует изменения или отмены. Полностью разделяю в этом вопросе позиции Президента России Д. А. Медведева и Председателя КС РФ В. Д. Зорькина о том, что подобного рода вторжение в нашу юрисдикцию недопустимо.

А как Вы относитесь к введению ювенальной юстиции? - В мой адрес приходит большое количество обращений граждан, выступающих против введения института ювенальной юстиции в России. Во многом я с ними согласен. Убежден, что не нужно бездумно переносить на российскую почву западную модель ювенальной юстиции. Не следует вводить положения, которые будут вредить семье. Это касается как слишком либеральной трактовки прав детей, так и вмешательства государства в семейные отношения. В то же время имеются другие важные аспекты ювенальной юстиции. Не секрет, что пенитенциарная система калечит детские души, ломает судьбы. Говоря о введении ювенальной юстиции, я имею в виду меры, механизмы и технологии, совершенствующие профилактику "детских" преступлений, формирующие систему социальной реабилитации несовершеннолетних нарушителей. Считаю, что таким детям крайне необходимы профессиональная педагогическая и социально-психологическая поддержка и реабилитация. Во многих регионах России уже внедряются подобные технологии. И эффективность их применения подтверждается положительной динамикой сокращения рецидивов среди подростков. Совет Федерации будет внимательно следить за прохождением законопроектов, связанных с формированием системы ювенальной юстиции.

Сергей Михайлович, редакция газеты "ЭЖ-Юрист" выражает Вам благодарность за интервью и желает Вам успехов в Вашей нелегкой и ответственной деятельности.

Записал Савва Раводин, газета "ЭЖ-Юрист"

Название документа