Вопросы организации специальных психофизиологических исследований при отборе кандидатов в органы внутренних дел

(Мягких Н. И.) ("Эксперт-криминалист", 2011, N 1) Текст документа

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Н. И. МЯГКИХ

Мягких Н. И., начальник Центра психофизиологической диагностики Медико-санитарного центра МВД России, кандидат психологических наук, врач высшей категории, заслуженный врач Российской Федерации.

В статье обозначены некоторые проблемы отбора кандидатов на службу в органах внутренних дел, возникающие в связи с обновлением в 2010 году нормативно-правовой базы проведения специальных психофизиологических исследований, осуществляемых силами МВД России.

Ключевые слова: служба в органах внутренних дел, кадровый отбор, психофизиологические исследования.

В 2010 году в нормативно-правовой регламентации проведения специальных психофизиологических исследований, осуществляемых силами МВД России, произошли существенные изменения. Во-первых, Приказом МВД России от 18 марта 2010 г. была утверждена Инструкция об организации проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция). Согласно Приказу организационно-методическое обеспечение проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа в органах внутренних дел Российской Федерации, а также подготовки соответствующих специалистов возлагается на Департамент кадрового обеспечения МВД России. В свою очередь, Инструкция, утвержденная Приказом, призвана регламентировать деятельность специалистов-полиграфологов при проведении в установленном порядке оперативно-розыскных мероприятий, служебных проверок и изучении морально-этических и психологических качеств при отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Инициаторами проведения специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа (далее - СПФИ) могут являться руководители органов, подразделений, учреждений системы МВД России, а по отдельным запросам - руководители иных органов государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Непосредственно проведение СПФИ могут осуществлять: психолог, медицинский психолог, врач-эксперт, сотрудники подразделений по работе с личным составом, специальных технических мероприятий, собственной безопасности и иных подразделений органа, подразделения, учреждения системы МВД России, имеющие соответствующую подготовку. СПФИ должно проводиться в территориальных органах МВД России, научно-исследовательских и образовательных учреждениях, медико-санитарных частях, иных организациях и подразделениях, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для решения задач, возложенных на органы внутренних дел, - специалистами названных подразделений, а в случае их отсутствия - специалистами соответствующих МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, образовательных учреждений системы МВД России или специалистами соответствующих медико-санитарных частей МВД, ГУВД, УВД. В Инструкции особо подчеркивается, что результаты СПФИ носят рекомендательный и вероятностный характер и используются инициатором только в качестве дополнительной информации. Во-вторых, законодателем были определены условия, препятствующие приему на службу в органы внутренних дел лиц, допускающих немедицинский прием психоактивных веществ. Речь идет о Федеральном законе от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес изменения в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - Положение). Статья 8 Положения была дополнена новой частью пятой следующего содержания: "При приеме граждан на службу в органы внутренних дел проводятся их психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости, оформляется личное поручительство за них сотрудниками органов внутренних дел. Порядок и категории должностей, при назначении на которые проводятся психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости и оформляется личное поручительство, определяются министром внутренних дел Российской Федерации". При этом, как известно, согласно ст. 9 Положения гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 8 Положения. К сожалению, надо признать, что приведенная редакция ч. 5 ст. 8 Положения не позволяет однозначно ответить на вопрос, следует ли под психофизиологическим исследованием и тестированием понимать именно специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа, или же таким образом было узаконено проведение всего спектра психофизиологических исследований (включая использование медицинских тестов, коих в настоящее время в целях решения диагностических задач на практике применяется множество). Последний вариант представляется более логичным как минимум по двум причинам. В проекте Федерального закона "О полиции", опубликованном в "Российской газете" 7 августа 2010 г. для всеобщего обсуждения, в ст. 37 говорится о том, что "граждане Российской Федерации, поступающие на службу в полицию, а также сотрудники полиции проходят психофизиологические исследования (выделено авт. статьи), тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел", т. е. речь идет о психофизиологических исследованиях разного рода, в число которых, разумеется, входит СПФИ. Кроме того, было бы ошибкой полагать, что в ходе СПФИ может быть выявлено наличие алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости. В медицине термин "зависимость" означает патологию, т. е. болезнь <1>: интенсивное, практически постоянное стремление к употреблению соответственно алкоголя, наркотических или других токсических средств, свидетельствующее о развитии психической зависимости от них, которая в последующем переходит в физическую зависимость, сопряженную с изменением толерантности и проявлением абстиненции при резком прерывании их применения. Такого рода медицинский диагноз может быть установлен в соответствии с действующим законодательством (см., например, Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании") только в условиях стационара (больницы, госпиталя) врачом (как правило, врачом-наркологом). Аналогичные положения содержатся также в Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14 июля 2010 г. N 523. -------------------------------- <1> См., например: Справочник по психиатрии / Под ред. А. В. Снежневского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1985. С. 152 - 174; Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь. М.: Эксмо, 2010.

Таким образом, сугубо аппаратурные исследования для установления зависимости - это нонсенс. Реализация такого подхода к отбору кадров противоречит действующему законодательству. Речь может идти только о проведении психофизиологических исследований (в том числе СПФИ) в целях проверки информации, сообщаемой обследуемым лицом относительно фактов немедицинского употребления/неупотребления психоактивных веществ (наркотических, токсических, злоупотребления алкоголем и т. п.). Надо сказать, что в настоящее время ЦПД МСЧ МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации готовы к решению задач по повышению качества отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, в том числе за счет проведения в рамках экспертизы профессиональной психологической пригодности СПФИ. Общий объем исследований, проведенных в 2009 г., перевалил за 10500, что превышает аналогичный показатель 2005 г. более чем в четыре раза и не имеет прецедентов в нашей стране. Однако успехи, достигнутые в работе, - не повод, чтобы почивать на лаврах. В современных условиях развития государства, активизации борьбы с коррупцией вопросы подбора кадров нуждаются в дальнейшей глубокой проработке, поскольку именно от кадрового состава зависит эффективность деятельности всех федеральных органов исполнительной власти.

Название документа