Проблемы государственной политики противодействия экстремизму в России

(Никонов К. О.) ("Российский следователь", 2011, N 3) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИИ <*>

К. О. НИКОНОВ

Никонов Кирилл Олегович, адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России.

В статье рассматриваются проблемные вопросы политики противодействия экстремизму в России. Освещаются явления, которые нуждаются в дополнительном контроле, с целью снижения экстремизма.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, ксенофобия, фашизм, фанатизм.

The article considers controversial issues of policy of counteraction of extremism in Russia; describes the phenomena which need additional control for the purpose of reduction of extremism.

Key words: extremism, terrorism, xenophobia, fascism, fanaticism.

Одним из наиболее важных принципов разработки государственной политики является комплексный подход: необходимо четко осознавать, что национальный вопрос не автономный феномен общественного развития, он определяется не только состоянием и самочувствием народов страны и их взаимоотношений, но и социально-экономическими и общеполитическими факторами, социальным положением и "духовным самочувствием всего государства". Настоящее и будущее Российской Федерации, ее развитие как демократического правового государства, обеспечение национальной безопасности и сохранение территориальной целостности возможны только в условиях межнационального мира и согласия <1>. -------------------------------- <1> Зорин В. Ю., Хабриева Т. Я. Государственная национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствования // Журнал российского права. 2003. N 8. С. 30.

Немаловажную роль в государственной политике противодействия экстремизму занимает Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г., она представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере национальных отношений. Концепция направлена на: - обеспечение единства и целостности нашей страны; - усиление российской государственности; - создание условий для развития общероссийской культуры с учетом самобытности всех народов, живущих в России. В настоящее время активно обсуждается проект новой Концепции государственной национальной политики, так как со времени принятия Концепции 1996 г. в стране произошли заметные перемены как в области межнациональных отношений, так и в области разграничения полномочий между государственными органами различного уровня, их взаимодействия с общественными объединениями. Следует учитывать новые тенденции экономического развития страны, имеющиеся достижения в становлении институтов гражданского общества. В этой связи представляется правильной позиция В. Ю. Зорина и Т. Я. Хабриевой о том, что в первую очередь следует учесть тот фактор в развитии общества, в условиях наличия которого решение проблемы совершенствования межнациональных отношений во многом связано с общим низким уровнем состояния культуры межнационального общения. Именно эта ситуация является благодатной почвой для культивирования ксенофобии, взращивания различного рода предрассудков, предубеждений, становится причиной конфликтов в сфере отношений между народами, способствует проявлению экстремизма <2>. -------------------------------- <2> Там же.

В России нет столь сильного распространения "религиозного" экстремизма, как, например, в Японии и Индии, однако его проявления в активной форме на Северном Кавказе мы наблюдаем. В масштабе государства нет откровенно антииммигрантских экстремистских групп, как, например, в Германии или Швеции, но в отдельных субъектах Северного Кавказа имели место антиконституционные действия должностных лиц. Следовательно, можно отметить, что в России наблюдается распространение экстремизма ксенофобского толка, основанного на этнорасовой нетерпимости, а также политический экстремизм неофашистского толка, основанный на идеях группового неравенства и отторжении культурных различий, на пропаганде тоталитарного порядка и ненависти. Именно эти формы имеют достаточную почву и наиболее опасны для страны с многоэтничным и многорасовым составом населения. Хотя расизм может существовать и в обществах, где нет особого расового многообразия. Экстремисты придают расовый смысл даже малейшим и воображаемым внешним различиям граждан. Одной из важнейших стратегий противодействия экстремизму должна стать деятельность по недопущению рекламирования элементов насилия и фанатизма, т. е. политика отказа в публичности радикализму, экстремизму от религии. На экранах телевизоров и в печати не должны появляться и цитироваться не только теоретики и активисты экстремизма, но и сообщения на эту тему должны носить строго дозированный и целенаправленный характер без пересказа аргументов и показа "как это можно делать". Насилие распространено на нашем телевидении и в большинстве фильмов: герои утверждают справедливость именно при помощи насилия. Следовательно, наиболее массовый в современных условиях источник информации не только не приучает население, и в первую очередь молодежь, к собственному культурному наследию, а скорее наоборот, отучает от него, навязывая стереотипы массовой культуры, причем преимущественно в американском варианте. Примером борьбы с такого родом культурной экспансией, пропагандирующей культ героев, утверждающих справедливость путем уничтожения своих противников, может служить широко освещаемая культурная политика государства, которая устраивала все слои общества. Постановка задач на внешнем направлении противодействия экстремизму должна органически вписываться в общую стратегическую линию Российского государства на установление и поддержание международных связей. Эта линия отражает новый этап вступления России в мировое сообщество, в международную экономическую и правовую систему, приверженность ее принципам взаимоуважения, конструктивизма, отказ от политики конфронтации, установку на мирное урегулирование спорных межгосударственных проблем. Стремление Российского государства к поддержанию и укреплению международной безопасности, вступление в международное антитеррористическое сообщество обусловливает его участие в совместном противодействии этому явлению <3>. -------------------------------- <3> Морозова А. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. М.: Наука, 1993. N 6. С. 103.

В этой связи важным элементом реализации государственной политики на рассматриваемом направлении является сохранение и развитие деловых связей, многостороннего сотрудничества между российскими правоохранительными органами, спецслужбами и соответствующими структурами иностранных государств, равно как и между другими ведомствами, имеющими отношение к противодействию международному терроризму и другим насильственным посягательствам. Действия государственных органов должны соответствовать акциям политического экстремизма, быть адекватными его содержанию и активности. Это положение имеет чрезвычайно важное значение для организации деятельности государственных структур на данном направлении. Его игнорирование приведет к оказанию воздействия на отдельные стороны или элементы экстремизма, что, в свою очередь, создаст условия для его выживания, восстановления через определенный промежуток времени утраченных позиций. В современных условиях большую угрозу конституционным основам государства, безопасности страны представляют межнациональные конфликты, насильственные действия со стороны сепаратистов, антиконституционных объединений и движений, имеющих в своей структуре вооруженные формирования. Опасность для государства и общества представляет деятельность политизированной организованной преступности и устремленных на территорию страны иностранных спецслужб и организаций, наличие у населения большого количества оружия. Эти источники угроз определяют направления, требующие повышенного внимания со стороны государства и выделения этих направлений в качестве приоритетных в системе антиэкстремистской деятельности. Модель современной государственной национальной политики Российской Федерации должна основываться на принципе активного участия федерального центра в решении вопросов национальных отношений. Поэтому федеральному центру следует не критиковать, а поддерживать субъекты Федерации, максимально учитывать в своем законодательстве национальный фактор для обеспечения должного представительства в органах власти и разрешения существующих проблем" <4>. -------------------------------- <4> Зорин В. Ю. Материалы семинара совещания председателей комитетов (комиссий) законодательных органов субъектов РФ по вопросам национальных отношений. М.: Издание Государственной Думы, 1999. С. 12.

Для того чтобы осуществить такую политику, необходимо четко понимать механизмы проникновения в политику националистических идей, препятствующих реализации эффективной национальной политики и являющихся источником этнополитического экстремизма. В этом вопросе, как можно констатировать, отсутствуют общепринятая точка зрения и ясное понимание. Тем не менее в распоряжении исследователей и практиков имеется ряд ценных концепций. События, подобные погромам на рынках, избиениям и убийствам иноэтничных граждан и беженцев в Москве в 2001 г., были восприняты большей частью общества как сигнал того, что ситуация начинает выходить из-под контроля, что необходимы срочные меры противодействия развитию этнополитического экстремизма в России, а для их разработки требуется строгое научное обоснование. Многое в противодействии этнополитическому экстремизму зависит от политической культуры граждан, а также от культуры межнационального общения, умения слушать, понимать друг друга, учитывать взаимные интересы, следовать принципам межэтнической толерантности. Становлению этой культуры, деградации которой весьма способствовали последние кризисные десятилетия, отведено важное место в Концепции государственной национальной политики. Недостаток этой культуры является главной предпосылкой развития бытового национализма и ксенофобии. Особенно это сказывается на современной молодежи, тех, чье рождение пришлось на конец советской эпохи. Именно эти молодые люди, 1986 - 1988 гг. рождения, входящие сейчас в социально активный период жизни, оказались в критические годы своего развития в культурном "зазоре" и вакууме. Они "фактически оказались не приобщенными ни к негативному, ни к позитивному опыту развития нашей страны, и, что имеет здесь огромное значение, не приобщенными к опыту борьбы с фашизмом". Отличающаяся культурной неразвитостью и отсутствием социального иммунитета против фашизма существенная часть молодежи оказывается подвержена влиянию экстремистских, националистических и других криминальных идеологий. Культура межнационального общения, часть общей культуры человека, основывающаяся на общечеловеческих ценностях, должна быть критерием профессиональной пригодности политика и государственного служащего, занимающегося вопросами национальных отношений. К сожалению, нельзя с уверенностью сказать, что все активно участвующие в этой деятельности соответствуют данному требованию. Особым вопросом является освещение проблем межнациональных отношений и этнополитического экстремизма в средствах массовой информации, а также проблема открытости сферы национальной политики для широкого круга общественности. Все еще бытует мнение, что открытые дискуссии по этническим проблемам ведут к осложнению межэтнических отношений. Однако при соблюдении определенного такта информирование граждан о состоянии дел в национальной политике просто необходимо, иначе общественное мнение будет основываться на популистских и экстремистских взглядах, выражение которых не предполагает этнический контроль. Такт и этика в средствах массовой информации - очень острая, актуальная проблема в Российской Федерации. Реализация продуманной политики в этой области - одна из предпосылок эффективной профилактики этнополитического экстремизма. Но наиболее принципиальным базовым вопросом в деле противостояния этнополитическому экстремизму является позиция государства по вопросам обеспечения прав человека и прав народов. Коснемся конкретных стратегий их решения, от эффективности которых напрямую зависит действенность программ профилактики этнополитического экстремизма. Первостепенная проблема здесь - методы противодействия и предотвращения опасных проявлений национал-сепаратизма. Принципиальный подход здесь заключается, как представляется, во-первых, в строгом следовании правовому, конституционному пути разрешения противоречий. Во-вторых, как показывает опыт попыток разрешения таких конфликтов, не эффективен и очень опасен в таких ситуациях силовой подход. На примере чеченского кризиса мы видим, как легко непродуманными действиями загнать себя в политический тупик, обрекающий собственных граждан на многолетние страдания. Э. И. Скакунов, проведя четкий международно-правовой анализ чеченского кризиса, убедительно показал, что принципиальное столкновение между формально легальной основой действий России против Чечни и, по сути, противоречащими международному гуманитарному праву способами и средствами этих действий лишают легитимности избранный Россией образ конфликтного поведения в глазах как своего, так и международного общественного мнения <5>. -------------------------------- <5> Скакунов Э. Международно-правовой анализ чеченского кризиса // Этнополис. 1995. N 2. С. 19.

Последствием принятого в отношении чеченского конфликта способа действий стало общее изменение политики России - развитие государства по принципу "симметричной" федерации, заключающееся, в частности, в процессе приведения в соответствие с российской Конституцией правовых документов республики. Этот процесс, в целом совершенно легитимный и оправданный, далеко не однозначен с политической точки зрения, поскольку сопряжен с "урезанием" суверенитета, "завоеванного" в 90-е годы, а значит, как убедительно показывают специалисты, с нарастанием риска новых вспышек сепаратизма. Таким образом, государственное противодействие экстремизму должно заключаться в разработке и применении эффективных государственных мер и механизмов в области формирования у граждан толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе. Для того чтобы осуществить такую политику, необходимо четко понимать механизмы проникновения в политику националистических идей, препятствующих реализации эффективной национальной политики и являющихся источником экстремизма.

Список использованной литературы

1. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909). 2. Зорин В. Ю. Материалы семинара совещания председателей комитетов (комиссий) законодательных органов субъектов РФ по вопросам национальных отношений. М.: Издание Государственной Думы, 1999. 3. Зорин В. Ю., Хабриева Т. Я. Государственная национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствования // Журнал российского права. 2003. N 8. 4. Морозова А. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. N 6. 5. Скакунов Э. Международно-правовой анализ чеченского кризиса // Этнополис. 1995. N 2.

Название документа