Защита прав участников миграционных правоотношений

(Добыш М. А.)

("Законность", 2011, N 2)

Текст документа

ЗАЩИТА ПРАВ УЧАСТНИКОВ МИГРАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

М. А. ДОБЫШ

Добыш Максим Александрович, начальник отделения по району Черемушки ОУФМС России по г. Москве в ЮЗАО.

Автор статьи поднимает важный и актуальный для многих государств мира вопрос защиты прав участников миграционных отношений. Приводятся конкретные цифры, свидетельствующие о работе органов ФМС в этой сфере.

Ключевые слова: миграционные отношения; ФМС; учет; иностранные граждане; прокуратура.

The protection of the rights of parties in migration relations

M. A. Dobysh

The author of the article raises an important and topical issue for many states worldwide about the protection of the rights of parties in migration relations. The author gives specific figures about the work of the authorities of the Federal Migration Service in this sphere.

Key words: migration relations; the Federal Migration Service; record keeping; foreign nationals; public prosecutor's office.

Конституция Российской Федерации в ч. 3 ст. 62 установила в качестве общего принципа, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории РФ всеми правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Тем самым Основной Закон признает и поддерживает такой институт, как миграция населения, закладывая основу миграционного законодательства.

В Россию ежегодно прибывают более 12 млн. и одновременно выезжают около 11 млн. мигрантов. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается около 1,5 млн. только легальных мигрантов. Численность же нелегальных мигрантов по разным данным колеблется от 5 до 12 млн. человек.

С 15 января 2007 г. в РФ действуют новые правила постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, которые определяются нормами ФЗ от 18 июля 2006 г. "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Эти правила позволили значительно увеличить число легально находящихся на территории РФ иностранных граждан. Так, по данным ФМС России, за 9 месяцев 2010 г. только в ЦФО на миграционный учет принято 2731286 иностранных граждан и лиц без гражданства, или 39% от общего показателя по России. Большинство иностранных граждан (2683364, или 98,2%) поставлено на учет по месту пребывания и (47940, или 1,8%) по месту жительства.

Одно из важнейших направлений деятельности ФМС России и ее территориальных подразделений - иммиграционный контроль за пребыванием иностранных граждан в РФ. Несмотря на низкую штатную численность, инспекторам ФМС России помимо "кабинетной работы" приходится участвовать в оперативно-профилактических мероприятиях, направленных на выявление иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих режим пребывания на территории РФ.

В рамках своих полномочий сотрудники ФМС России в соответствии со ст. ст. 18.15 - 18.17 КоАП обязаны давать квалифицированную оценку гражданско-правового участия в миграционных правоотношениях субъектов предпринимательской деятельности. Это показывает, что правовая основа современных форм контроля развивается как комплекс норм административного и гражданско-правового регулирования миграционных процессов, что, безусловно, отразится на формах и методах практической деятельности сотрудников ФМС России.

Должностные лица ее территориальных органов за десять месяцев 2010 г. составили 2,1 млн. протоколов об административных правонарушениях, совершенных в сфере миграции, что на 4,1% больше, чем за аналогичный период 2009 г. Рассмотрено более 2,2 млн. дел об административных правонарушениях. При этом сумма наложенных административных штрафов составила почти 6,8 млрд. руб., из которых реально взыскано 2,7 млрд. руб. В последнее время активизирована работа по взаимодействию с Федеральной службой судебных приставов, что в значительной мере повлияло на взыскаемость штрафных санкций.

За неполный 2010 г. территориальные подразделения ФМС России при осуществлении контроля и надзора в сфере миграции при оказании государственных услуг установили 12806 лиц, находящихся в розыске, выявили 135630 лиц, представляющих оперативный интерес, о которых проинформированы соответствующие службы, и 30 лиц, имеющих на руках поддельные документы, удостоверяющие личность.

Помимо вопросов, связанных с иностранными гражданами и лицами без гражданства, ФМС и ее территориальные подразделения оформляют и изготавливают паспорта нового поколения для выезда за пределы РФ.

Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" увеличен срок действия заграничного паспорта, содержащего электронный носитель информации, до 10-ти лет и законодательно закреплено право гражданина на выбор одного из заграничных паспортов при обращении с соответствующим заявлением. За 9 месяцев 2010 г., по данным ФМС России, выдано 818593 паспортно-визовых документа нового поколения. Например, УФМС России по Москве и УФМС России по Московской области выдано 416946 и 197961 паспортов соответственно.

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" урегулирован порядок осуществления трудовой деятельности иностранцев у физических лиц. В частности, ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" был дополнен ст. 13.3. Теперь гражданин РФ имеет право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с предъявленными требованиями.

Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.

Для осуществления иностранным гражданином, имеющим патент, деятельности, не являющейся трудовой деятельностью у физических лиц, этот иностранный гражданин обязан получить разрешение на работу в порядке, установленном федеральным законодательством. В этом случае разрешение на работу этому иностранному гражданину может быть выдано на срок не более одного года со дня въезда в РФ. По данным ФМС России, за 10 месяцев 2010 г. территориальные органы оформили 100848 патентов иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности. Эта работа позволила пополнить местные бюджеты на сумму порядка 203 млн. руб.

Практика противодействия незаконной миграции показала, что гораздо эффективнее действуют точечные меры экономического характера в отношении работодателей, чем массовые мероприятия по проверке паспортно-визового режима среди мигрантов. Благодаря принятым законодательным актам у миграционной службы расширился правовой арсенал мер, применяемых к нарушителям миграционного законодательства. Новый инструмент - такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности.

Несмотря на активную работу ФМС, органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением миграционного законодательства выявляют большое количество нарушений в этой сфере.

Для эффективного осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере миграционных правоотношений прокуратуре необходимо обладать полной информацией, дающей представление о работе ФМС России и ее территориальных подразделений, о состоянии законности в этих подразделениях.

Прокурорские проверки исполнения миграционного законодательства проводятся в связи с поступившими сведениями о нарушениях. Как правило, такие нарушения связаны с разного рода ограничениями прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, необоснованными отказами в регистрации по месту жительства и пребывания, незаконным привлечением к административной ответственности и т. д. Нередко нарушения закона выявляются прокурорами в процессе проверок законности правовых актов органов представительной и исполнительной власти, проводимых в плановом порядке вне зависимости от поступления сведений о нарушении законов.

К наиболее характерным нарушениям законодательства в сфере миграционных отношений можно отнести нарушения при оформлении и выдаче паспортов гражданина РФ, нарушения сроков оформления документов, порядка разрешения заявлений об утрате паспортов, регистрации граждан по месту пребывания (жительства). Часто фиксируются нарушения правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, нарушения законодательства при оформлении гражданства РФ.

Основаниями для проведения проверок чаще всего становятся устные или письменные обращения в органы прокуратуры граждан, права которых были ущемлены. Емкий источник информации о нарушениях законодательства представляют сообщения средств массовой информации. Интересующие прокурора сведения могут быть получены в судах общей юрисдикции, в органах внутренних дел, в территориальных подразделениях Федеральной миграционной службы, а также из материалов проверок, проведенных ранее.

На практике одним из основных источников информации о нарушениях прав граждан в миграционной сфере являются письменные заявления граждан в органы прокуратуры с просьбами о защите их нарушенных прав.

Помимо прочего органы прокуратуры в рамках надзора за деятельностью территориальных подразделений ФМС России осуществляют надзор за соблюдением административного законодательства РФ в части привлечения к административной ответственности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Проводят проверки соблюдения законодательства в части выдачи, замены, учета паспортов граждан РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, особое внимание уделяется документированию паспортами граждан РФ в результате их утраты или хищения.

Прокурорский надзор за исполнением законов в миграционной сфере позволяет своевременно выявлять наиболее распространенные правонарушения, отслеживать намечающиеся негативные тенденции в развитии миграционной ситуации и тем самым способствует укреплению законности.

Название документа