Предупреждение поджогов (на примере Пензенской области)
(Козинченко Т. Н.) ("Российский юридический журнал", 2011, N 1) Текст документаПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОДЖОГОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Т. Н. КОЗИНЧЕНКО
Козинченко Т. Н., старший преподаватель кафедры юридических дисциплин юридического факультета Пензенского филиала Московской открытой социальной академии (Пенза).
Рассматриваются составляющие предупреждения поджогов - профилактика и предотвращение - на примере Пензенской области. Отмечается особая актуальность данной темы в связи с ростом числа подобного рода правонарушений и их общественно опасным характером. Анализируется работа местных средств массовой информации и органов власти по профилактике и предотвращению пожаров. Предлагаются различные меры и виды мероприятий по профилактике любых видов возгораний, в том числе поджогов.
Ключевые слова: поджог, пожар, предупреждение, профилактика, предотвращение, правовая пропаганда, общеопасный, экстремальная ситуация, виктимологическое воздействие.
Arson prevention (on the example of Penza oblast) T. N. Kozinchenko (Penza)
The author studies two constituents of arson prevention: precaution measures and prevention. The article stresses the urgency of this subject in connection with the growth of this kind of infringement and its injurious to the public character. The author analyses the works of the local mass media and government bodies dedicated to arson precaution and prevention. The author pays special attention to the work with young people. The article offers various measures and types of enactments on prevention of any kind of fire, including arson.
Key words: criminal law, arson, deed, crime, responsibility, punishment, injurious to the public, property, legislation.
Одна из важнейших задач правоохранительных органов - предупреждение преступлений. Деяния, связанные с поджогами, относятся к числу тяжких и особо тяжких, поскольку пожар способен вызывать серьезные последствия. Он причиняет колоссальный вред жизни и здоровью людей, имуществу, экологической безопасности, а также обществу в целом. В 2008 г. в Российской Федерации произошло 200386 пожаров, при которых погибло 15165 человек, в том числе 584 ребенка <1>. На территории Пензенской области за 2008 г. случилось 1936 пожаров, число погибших составило 196 человек. Прямой материальный ущерб от пожаров составил 921 млн. руб. <2>. По данным МЧС РФ по Пензенской области, в 2007 г. было совершено 272 поджога, из которых по 185 возбудили уголовные дела. В 2008 г. - 229 поджогов, по 188 возбудили уголовные дела <3>. -------------------------------- <1> Статистика пожаров в РФ // Портал МЧС России: URL: http://www. mahs. dok. ru. <2> Обзор подразделений ТПС ПУРЦ за 2008 год по Пензенской области. <3> Обзор подразделений ТПС ПУРЦ за 2007, 2008 годы по Пензенской области.
Сложная ситуация сложилась летом 2010 г. в РФ, когда погодная аномалия способствовала распространению лесных пожаров. По данным "Российской бизнес-газеты", с начала пожароопасного сезона в 2010 г. зарегистрировано более 19 тыс. лесных пожаров. Пока итоги 2010 г. подводить рано, но в прошлом году потери лесного хозяйства от пожаров и расходы на тушение составили 32248207,3 тыс. руб., а общая площадь, пройденная огнем, - 1617432 га. Более 45 тыс. га леса были уничтожены пожарами в Приволжском федеральном округе, из них 25 тыс. только в Нижегородской области. Такого не было 30 лет. В среднем площадь пожаров в 2010 г. в пять-шесть раз превысила показатели предыдущих лет, а основной причиной является человеческий фактор. Эксперты регионального правительства подсчитали, что предварительные убытки от лесных пожаров в 2010 г. составят около 40 млн. руб., что почти в три раза больше, чем в прошлом году <4>. По сведениям МЧС, передаваемым по центральным каналам, на 1 августа 2010 г. количество жертв огненной стихии достигло 28 человек. В огне сгорели более 1200 домов. -------------------------------- <4> Рос. бизнес-газ. 2010. 27 июля.
В связи со сложившейся ситуацией предупреждение поджогов в современных условиях - весьма актуальная задача. Предупреждение поджогов - это деятельность, направленная на установление лиц, замышляющих преступление, выявление фактов и обстоятельств, свидетельствующих о приготовлении к преступлению, и воздействие на лиц для недопущения совершения ими преступного деяния, а также принятие необходимых мер, исключающих реализацию возможности совершения преступлений <5>. Таким образом, предупреждение поджогов связано не только с выявлением причин и условий, способствующих их совершению, но и с разработкой комплекса мер, направленных на их устранение. Работа по названным направлениям должна проводиться постоянно, систематически, с учетом повседневных ситуаций, а также экстремальных случаев. -------------------------------- <5> Щербаков В. Понятие, содержание и стадии предупреждения преступлений в сфере экономики // Уголовное право. 2003. N 4. С. 109 - 111.
Предупреждать поджоги в современных условиях сложно, поскольку они носят ситуативный характер, являясь, как правило, разрешением конфликтной ситуации и, кроме того, обычно совершаются в условиях неочевидности. Выбор предупредительных действий должен основываться на тщательном анализе детерминистической природы поджогов. В то же время борьба с этими преступлениями будет неэффективна, если не устранить социальные причины <6>. К ним сегодня можно отнести падение уровня культуры граждан, алкоголизм, наркоманию, низкий уровень жизни и многое другое. -------------------------------- <6> Тимко С. А. Поджоги: уголовно-правовая и криминологическая характеристики: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2000. С. 133.
На основе анализа выступления министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С. К. Шойгу <7> 15 сентября 2005 г. на заседании Правительства РФ можно сделать выводы, что у нас в стране: -------------------------------- <7> Шойгу С. К. О состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при родного и техногенного характера // Право и безопасность. 2005. N 4. С. 29 - 33.
сформирована и эффективно функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС; создана и действует в круглосуточном режиме система реагирования на ЧС; сформирована многоуровневая система подготовки населения и повышения квалификации руководящего состава, а также специалистов ГО и РСЧС. С. К. Шойгу отмечает, что наибольшего внимания требует работа на уровне субъектов РФ. Рассмотрим более подробно проблему предупреждения поджогов на примере Пензенской области. Во время проведения диссертационного исследования нами было установлено, что для предупреждения возгораний, в том числе поджогов, можно предпринимать различные меры: использовать средства массовой информации (печать, радио, телевидение, кино), наглядную агитацию, правовую пропаганду, организовывать досуг несовершеннолетних. Есть ряд других мер. Так, важную роль в эффективном предупреждении пожаров (в том числе поджогов) играют СМИ. Необходимо отметить, что в Пензенской области в последние годы проводится активная работа в этом направлении. Региональные телевизионные каналы, сообщая о пожарах и поджогах, не излагают сухие факты, а используют видеорепортажи, в которых не только показывают последствия, но и подчеркивают разрушительную силу пожара. Однако недостаток, на наш взгляд, заключается в том, что данные сюжеты порой только констатируют факты, при этом не сообщают об ущербе, о виновных, о том, какое конкретное наказание они понесут за совершенное деяние. Например, в октябре 2009 г. во второй половине дня возник пожар в РОВД Первомайского района Пензы, огнем были уничтожены многие ценные документы. Однако сообщение в местных новостях было достаточно кратким, без анализа причин и последствий возгорания. Газетные публикации, как правило, ограничиваются сообщениями о поджогах в рубрике о совершенных преступлениях, которые также носят информационный характер, не описывая детально события <8>. -------------------------------- <8> См., например: Опять поджог // Пензенская правда. 2008. 18 нояб.; И концы - в огонь // Кузнецкий рабочий. 2009. 10 нояб.
Анализ работы СМИ по предупреждению поджогов позволяет сделать следующие выводы: местные СМИ должны информировать население о совершенных поджогах, обязательно рассматривая их причины. В дальнейшем они также должны сообщать о результатах расследования или проверки, о последствиях и наказании виновных; газетные публикации для более эффективного воздействия на население должны содержать фотографии с места преступления, изображающие опасное для людей воздействие неконтролируемого огня. Необходимо согласиться с С. А. Тимко, которая предлагает принять ведомственный <9> либо подзаконный акт региональных или местных органов власти, обязывающий органы дознания, следствия, МВД, МЧС, суд ежемесячно предоставлять материалы по данным преступлениям средствам массовой информации. Кроме того, органы МЧС при выезде на тушение пожара должны уведомлять об этом СМИ, чтобы они могли снять сюжет, либо сами производить съемки места происшествия с предоставлением материала для демонстрации в средствах массовой информации. -------------------------------- <9> Тимко С. А. Указ. соч. С. 133.
Для предупреждения поджогов можно использовать наглядную агитацию (плакаты, призывы, лозунги, рекламные щиты и т. д.). В рамках реализации муниципальной целевой программы "Пожарная безопасность" <10> в общественном транспорте Пензы были размещены листовки, сообщающие о наиболее разрушительных пожарах, возникших из-за поджогов, а также содержащие основные правила пожарной безопасности, особенно на отдыхе, при сборе ягод и грибов в лесах. Ответственными за данное направление должны быть органы МЧС либо органы местного самоуправления, а в лесных массивах - работники лесной охраны. Содержание данных плакатов, на наш взгляд, должны составлять рисунки или лозунги победителей различных конкурсов по данной тематике, например между школьниками, студентами или сотрудниками предприятий. -------------------------------- <10> Муниципальная целевая программа "Пожарная безопасность г. Пензы на 2007 - 2009 годы". Не опубликована.
Целесообразно размещать плакаты о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности в местах массового скопления людей (на остановках автотранспорта в населенных пунктах, на остановочных платформах железнодорожного транспорта и пр.). Правовая пропаганда - еще одно направление профилактики поджогов. В учебных заведениях, на производстве противопожарным службам надлежит обучать население основным правилам пожарной безопасности. Необходимо проводить лекции о различных видах преступлений, связанных с пожарами, разъяснять, с какого возраста наступает уголовная ответственность за деяния, связанные с поджогом и неосторожным обращением с огнем. Следует подчеркнуть необходимость уведомления правоохранительных органов о замыслах по осуществлению поджога и о лицах, склонных к таким действиям. "Эффективность общепредупредительного воздействия в значительной мере зависит от полноты и точности представления населения об успехах уголовного розыска, следствия в задержании виновных в совершении преступлений лиц, в их изобличении" <11>. -------------------------------- <11> Марцев А. И., Максимов С. В. Общее предупреждение преступлений и его эффективность. Томск, 1989. С. 150.
Сегодня учебные заведения, как правило, в рамках одной из учебных дисциплин обучают учеников, студентов правилам оказания первой помощи, и то лишь в общих чертах. Проведение мероприятий по эвакуации в случае пожарной тревоги ограничивается обычно размещением в коридорах схем движения людей. Следует отметить слабую подготовку ответственных лиц: несвоевременно открываются необходимые запасные выходы, медленно эвакуируются люди. Одна из мер правовой пропаганды - обучение школьников и студентов дисциплине "Безопасность жизнедеятельности". Согласно стандарту основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности по теме "Пожар" рассматривается всего пять вопросов: пожар, возможные причины пожара, меры пожарной безопасности, правила поведения на пожаре, использование средств пожаротушения. На наш взгляд, целесообразно добавить в данный раздел следующие вопросы: понятие "поджог", меры профилактики, предотвращения и выявления пожаров и поджогов, оказание помощи пострадавшим на пожаре и др. <12>. Для обеспечения учебного процесса необходимо внедрять современные технические средства и технологии, программы и учебники, которые позволили бы реализовывать государственную образовательную политику в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и сформировать у студентов и учащихся ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих их людей. Следует также активнее использовать дистанционное обучение. -------------------------------- <12> Примерная программа по учебной дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности".
Положительные результаты может дать введение в школах или высших учебных заведениях занятий под названием "Пожар" или "01". В рамках этих занятий возможно: проводить встречи с сотрудниками МЧС, во время которых необходимо разъяснять назначение данного подразделения, его задачи, функции, направления работы и т. д. Особое внимание следует уделять анализу преступлений, совершенных путем поджога; организовать посещение структурных подразделений органов МЧС в целях закрепления знаний по пожарной безопасности, привития навыков противопожарного дела, знакомства граждан с содержанием их работы (например, в Пензенской области школьники, студенты посещают музей пожарной охраны); устраивать встречи отдельных категорий, групп населения с сотрудниками, занимающимися расследованием поджогов, с доведением до населения информации о причинах и условиях возникновения пожаров, их последствиях, а также о мерах, принятых к виновным с учетом всех обстоятельств содеянного; проводить в воспитательных учреждениях мероприятия, направленные на отработку оперативных действий отдельных сотрудников, например воспитателей, преподавателей, в первую очередь ответственных в экстремальных ситуациях за эвакуацию учащихся и других лиц. Также необходимо обучить детей правильному реагированию в случае возникновения пожара, оказанию помощи при эвакуации и первой помощи пострадавшим и т. д. Ответственность за организацию данной работы целесообразно возложить на органы образования субъекта РФ, а также на руководство учебного заведения. Организация досуга несовершеннолетних - важная составляющая работы по предупреждению поджогов, поскольку источники огня легко доступны детям, а к процессу горения они проявляют повышенный интерес. Несовершеннолетние могут совершить поджог в целях разрешения конфликтов между собой, по небрежности в процессе игры, а иногда и просто из любопытства. По информации И. А. Попова, в 1992 - 1996 гг. количество лиц в возрасте от 14 до 15 лет, совершивших поджоги, увеличилось с 3,3 до 4,5% <13>. Сегодня это число возросло еще больше. Данные деяния приводят к серьезным последствиям. Одним из способов совершенствования работы с молодежью по предупреждению поджогов может стать создание студенческих спасательных отрядов, кадетских корпусов, кружков "Юный спасатель", "Юный пожарный" и даже организации добровольных юных пожарных. Такие кружки можно создавать на базе структурных подразделений МЧС либо в учебных заведениях под руководством МЧС. Кстати, в советское время в школах функционировали кружки юных пожарных. -------------------------------- <13> Попов И. А. Расследование преступлений, связанных с пожарами. М., 2001. С. 7.
Для предупреждения поджогов необходима организация досуга несовершеннолетних в свободное время и в период каникул. Летом при школах, в летних и оздоровительных лагерях следует проводить соревнования, спортивные игры (в том числе с привлечением родителей несовершеннолетних, например конкурсы "Мама, папа, я - спортивная семья"), конкурсы на призы от органов МЧС или МВД, причем не обязательно на противопожарную тему. В пришкольных лагерях стоит организовать патрулирование лесных массивов. В качестве мер по организации досуга может выступать и привлечение несовершеннолетних к посильному оплачиваемому труду в органах МЧС в летнее время. Трудоустройство школьников - ежегодная задача органов занятости и Министерства образования. Таким образом, для предотвращения поджогов необходимо установить причины и условия, способствующие их совершению, и разработать комплекс мероприятий, направленных на их устранение. Эти задачи должны реализовываться органами дознания, следствия, МВД, МЧС. Проблема предупреждения поджогов в последнее время становится все более актуальной, так как ущерб от деяний, совершаемых с помощью поджога, невозможно порой измерить никакими цифрами, например гибель людей, причинение тяжкого вреда здоровью и т. д. Постоянно возрастают количество жертв, размеры материального ущерба, нарушается общественная безопасность. Следовательно, виктимологическое воздействие предупреждения поджогов приобретает все большее значение в нашей стране, к нему необходимо относиться с повышенным вниманием как к решению задачи первостепенной и особой важности. Работа по рассмотренным нами направлениям предупреждения преступлений положительно скажется на снижении количества поджогов.
Bibliography
Marcev A. I., Maksimov S. V. Obchhee preduprezhdenie prestuplenij i ego effektivnost'. Tomsk, 1989. Popov I. A. Rassledovanie prestuplenij, svyazannyh s pozharami. M., 2001. Scherbakov V. Ponyatie, soderzhanie i stadii preduprezhdeniya prestuplenij v sfere ekonomiki // Ugolovnoe pravo. 2003. N 4. Shojgu S. K. O sostoyanii zaschity naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i texnogennogo haraktera // Pravo i bezopasnost'. 2005. N 4. Timko S. A. Podzhogi: ugolovno-pravovaya i kriminologicheskaya harakteristiki: Dis. ... kand. yurid. nauk. Omsk, 2000.
Название документа