Административные формы и методы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (на примере Челябинской области)

(Акулов В. И., Мелехин А. С.) ("Административное и муниципальное право", 2010, N 12) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

В. И. АКУЛОВ, А. С. МЕЛЕХИН

Акулов Василий Иванович, начальник кафедры подготовки сотрудников милиции общественной безопасности ВИПК МВД России, полковник милиции.

Мелехин Андрей Сергеевич, начальник ОГИБДД УВД по г. Магнитогорску, подполковник милиции.

В представленной работе проведен анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма в Челябинской области за 9 месяцев 2010 г. На основании проведенного анализа определены основные факторы, способствующие совершению ДТП с участием детей. В процессе анализа выявлены современные проблемы профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Также в работе предпринята попытка изучения и обобщения инновационных методов работы в указанном регионе.

Ключевые слова: происшествие, дети, травматизм, дорожно-транспортное происшествие, смертность, ущерб, методы, формы, инновация, период, профилактика.

Administrative Forms and Methods of Prevention of Road Accidents Involving Children (Case Study of the Chelyabinsk Region) V. I. Akulov, A. S. Melekhin

The article contains an analysis of statistical data of road accidents involving children in the Chelyabinsk Region during the period of 9 months of 2010. Based on this analysis the authors describe the basic factors contributing to road accidents involving children. The analysis also helps to define the current issues of preventive actions on prevention of road accidents involving children. The authors of the article also made an attempt to study and sum up corresponding innovations in the mentioned above region.

Key words: accident, children, road accident, death rate, damage, forms, methods, innovation, period, prevention.

В последнее время перед обществом стоит задача преодоления кризисной демографической ситуации, вследствие того что смертность на сегодняшний момент превышает рождаемость. К сожалению, немалым процентным показателем смертности является смертность по причине ДТП <1>, в том числе и детей. Несчастные случаи на дороге занимают первое место в статистике детского травматизма и смертности. -------------------------------- <1> Дорожно-транспортное происшествие.

В случаях, когда ребенок нарушает Правила дорожного движения, это не означает, что виноват он сам. В первую очередь это вина взрослого населения нашего общества, неспособного уберечь детей от несчастных случаев на дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм - это проблема не только каждой семьи, но и общества и государства в целом. На сегодняшний день апробированных средств профилактики детского травматизма существует в достаточном количестве, многие из них показали свою эффективность. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма - всеобъемлющая, имеющая много граней и уровней. На данную проблему нельзя смотреть в одной плоскости и принимать решения, направленные только на повышение правосознания членов общества и увеличение санкций за нарушение Правил дорожного движения. Принятие решений должно быть комплексным, основанным на углубленном научном анализе, позволяющим отразить современные социальные, экономические, нравственно-психологические, национальные условия, влияющие на рост детского дорожно-транспортного травматизма. В рамках реализации федеральной целевой программы благодаря проводимым профилактическим мероприятиям отмечается снижение общего количества ДТП с участием детей, снижение смертности детей на дорогах, однако тяжесть последствий, к сожалению, во многих регионах РФ возрастает, и это подтверждает статистика. Так, за 9 месяцев 2010 г. на территории Челябинской области зарегистрировано 391 дорожно-транспортное происшествие с участием детей, в результате которых 408 детей получили травмы различной степени тяжести и 14 детей погибли. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло незначительное снижение числа ДТП - на 0,8% (в 2009 г. зарегистрировано 394 ДТП, в 2010 г. - 391), произошло сокращение количества детей, получивших ранения, на 1,4% (в 2009 г. - 414 детей, в 2010 г. - 408 детей). Тем не менее количество детей, погибших в результате ДТП, возросло на 40% (в 2010 г. погибло 14 детей, АППГ <2> - 10 детей). -------------------------------- <2> Аналогичный период прошлого года.

Проведенный анализ детского дорожного травматизма показал, что в 146 ДТП пострадали дети по неосторожности, из них 146 детей получили травмы, 2 ребенка погибло. К сожалению, несмотря на общее снижение количества ДТП с участием детей, в 16 городах и районах Челябинской области зарегистрирован рост данного вида ДТП. Так, в Коринском районе увеличилось количество ДТП на 300% (с 1 до 4 ДТП), Аргаяшском районе - на 250% (с 2 до 7 ДТП), Октябрьском районе - на 200% (с 1 до 3 ДТП), Троицком районе - на 200% (с 1 до 3 ДТП) и т. д. Не перечисляя далее, можно с уверенностью отметить, что рост ДТП с участием детей наблюдается на территории сельских районов и малых городов. Отмечается незначительный рост ДТП с участием детей школьного возраста - на 0,7% (в 2010 г. - 288 ДТП, АППГ - 286) и детей дошкольного возраста - на 4,9% (со 101 ребенка в 2009 г. до 106 в 2010 г.). При этом каждый второй школьник (в 127 ДТП из 288) пострадал в ДТП по собственной неосторожности, 2 из 8 погибших в ДТП школьников также погибли по неосторожности. Для более четкого представления статистических данных по пострадавшим в ДТП детям, на наш взгляд, следует выделить следующие категории: 1. Участники дорожного движения. 2. Возрастной показатель участников дорожного движения. 3. Половая принадлежность участников дорожного движения. 4. Временной показатель. 5. Характер места ДТП. Если рассматривать по категориям участников дорожного движения, считаем необходимым упомянуть, что в 199 ДТП с участием детей пострадали дети-пешеходы (195 ДТП произошли в населенных пунктах, 4 ДТП - вне населенных пунктов). Количество ДТП с участием детей-пассажиров увеличилось на 3,3% (со 121 ДТП в 2009 г. до 125 ДТП в 2010 г.), при этом 81 ДТП с детьми-пассажирами произошло в населенных пунктах, 44 ДТП - вне населенных пунктов. Всего в ДТП с участием детей 139 детей-пассажиров получили различной степени тяжести травмы, 9 детей погибли. Следует отметить, что из 148 пострадавших детей 70 перевозились в автотранспорте без использования детских удерживающих устройств, в момент совершения ДТП 53 ребенка находились на заднем сиденье автомобиля, 17 - на переднем. В 54 ДТП (АППГ - 50 ДТП) участниками стали дети-водители (дети, управляющие велосипедами, мопедами, мотоциклами), при этом 53 ребенка пострадало (АППГ - 51), 1 ребенок погиб (АППГ - 3). Чаще всего участниками ДТП за рассматриваемый период становились дети 3 лет - 56 ДТП, 8 лет - 44 ДТП, 15 лет - 48 ДТП, за аналогичный период 2009 г. участниками ДТП становились дети 3 лет - 36 ДТП, 10 лет - 37 ДТП и 15 лет - 72 ДТП. При этом самыми неосторожными на улицах и дорогах являются дети в возрасте 8 лет - 20 ДТП из 44 явились следствием невнимательного поведения детей данной возрастной категории. За 9 месяцев 2010 г. зарегистрировано 241 ДТП (АППГ - 237) с участием мальчиков и 162 ДТП (АППГ - 163) с участием девочек. От общего количества мальчиков, пострадавших в ДТП, 43,1% (104 из 241) пострадали по неосторожности, от общего количества девочек, пострадавших в ДТП, по неосторожности пострадало 25,9% (42 из 162). Самыми аварийными днями недели на территории области стали пятница (66 ДТП) и четверг (63 ДТП), большинство дорожных происшествий происходит с 18 до 20 часов (67 ДТП). По месту совершения ДТП с участием детей на дорогах в населенных пунктах за рассматриваемый период было совершено 337 ДТП (86,2%), на перекрестках - 111 ДТП (28,3%), вне населенных пунктов - 54 ДТП (13,8%), на пешеходных переходах - 33 ДТП (8,4%), на остановках общественного транспорта - 2 (0,5%). Если отмечать нарушения ПДД детьми (нередко вследствие попустительского отношения со стороны родителей), повлекшие совершение ДТП с их участием, следует указать следующие: - переход проезжей части в неустановленном месте - 17,9% (АППГ - 19,5%); - нарушение правил управления велосипедами (мопедами, мотоциклами) - 13,8% (АППГ - 12,6%); - переход проезжей части вне зоны пешеходного перехода - 3,8% (АППГ - 5,8%); - неожиданный выход из-за объектов, ограничивающих видимость на дороге, - 2,5% (АППГ - 1,7%); - неподчинение сигналам регулирования (АППГ - 1,5%); - игра на проезжей части - 0,7% (АППГ - 1,2%); - ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара - 0,5% (АППГ - 0,5%). Иными словами, концентрация участков ДТП с пострадавшими детьми по вине водителей - это регулируемые и нерегулируемые перекрестки, прямые участки дорог с зоной нерегулируемого пешеходного перехода, внутриквартальные территории. Концентрация мест ДТП с пострадавшими детьми по их собственной неосторожности - это непосредственная близость образовательных и досуговых учреждений, зоны остановок общественного транспорта, непосредственная близость зон регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов в непосредственной близости от перекрестков. Исходя из ранее указанной статистики очевидно, что набольший процент участников ДТП составляют дети школьного возраста. Большинство ДТП с участием детей происходит по причине неосторожного (невнимательного) поведения детей на улицах и дорогах населенных пунктов (вне населенных пунктов), что указывает на недостатки в профилактической работе в общеобразовательных учреждениях. Поэтому именно на данную категорию детей должны быть направлены основные усилия как педагогов учебных заведений, так и инспекторов пропаганды (сотрудников ГИБДД), которые являются основными субъектами профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Профилактическая работа с детьми представляет собой стройную систему взаимодействия сотрудников ГИБДД и представителей общеобразовательных учреждений в обучении детей культуре поведения на дорогах. За последние годы в г. Магнитогорске указанными субъектами были предприняты попытки внедрения новых методик и техники преподавания Правил дорожного движения и культуры поведения, однако, как показывает статистика, данных усилий недостаточно. Основными моментами, на которые следует обращать внимание при обучении детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах, являются не только интегрирование, но и интерактивность, системность образования. Системность в образовании достигается путем разработок и внедрения в процесс обучения различного рода литературы и методик, направленных на дозированное, длительное изучение проблемы начиная с раннего возраста ребенка исходя из его возрастных особенностей. Данный процесс обучения должен начинаться в детских дошкольных учреждениях и находить свое продолжение в программе общеобразовательной школы. Для наибольшей результативности системного обучения необходима его интерактивность, способствующая непосредственному участию обучаемого в процессе обучения, способность реагировать на изменения, происходящие в режиме реального времени. Так, по инициативе Управления ГИБДД по Челябинской области в 2010 г. на базе Центра дополнительного образования детей Министерства образования и науки Челябинской области был открыт интерактивный класс для детей и подростков по изучению Правил дорожного движения. Данный проект был реализован за счет средств областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Челябинской области на 2009 - 2010 гг.". Основной целью учебного класса является формирование транспортной культуры детей. Интерактивный класс снабжен методическими рекомендациями и литературой, новейшими наглядными пособиями, дидактическими материалами и играми, а также оборудован 20 компьютерами, что позволит проводить как индивидуальные, так и групповые и массовые мероприятия. Помимо этого, оснащение класса позволяет в режиме online: - проводить открытые занятия, конференции, соревнования и викторины со школами различных регионов; - принимать участие в компьютерных играх по дорожной тематике; - разбирать сложные дорожные ситуации; - демонстрировать учебные фильмы с дальнейшим пошаговым разбором ситуаций. Необходимо отметить, что класс спроектирован как центральная студия, позволяющая проводить трансляции. Благодаря интерактивным возможностям данного класса возможна координация деятельности отрядов юных инспекторов движения; изучение, обобщение и распространение опыта работы образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; оказание организационной и методической помощи педагогам; разработка и варьирование образовательных программ. В настоящее время в МДОУ "ЦРР - д/с N 137" разработана технология взаимодействия педагогов с детьми по воспитанию общей культуры поведения на дороге, которая внедрена в младших группах. Именно с этого периода начинается подготовка детей к такой категории участников дорожного движения, как пешеход. Основная цель технологии - выработать привычку безопасного поведения на дорогах, умение предвидеть опасную ситуацию. Достичь этого возможно не только объяснениями, но и используя новейшие технологии. Примером могут послужить игры-занятия в компьютерно-игровом комплексе, где, играя, дети не только механически, по подражанию или образцу выполняют отдельные операции, но и учатся ставить игровую цель и находить различные способы ее реализации в различных условиях. Игровые средства - это разнообразные игрушки, предметы-заместители, конкретные и абстрактные предметы, их изображения на плоскости, в том числе и на экране компьютера. Компьютерные игры позволяют ребенку приобрести те элементы знаний, которые в обычных условиях и с помощью традиционных средств дидактики понять или усвоить трудно. На компьютере дети могут увидеть то, что в жизни скоротечно, дети наблюдают, как малейшее изменение совместных усилий изменяет результат, видят более развернуто эмоциональные реакции персонажей, способы взаимодействия и общения. Обучение основам безопасности дорожного движения имеет целью не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности. Следует обратить внимание, что на системность образовательного процесса оказывает влияние и четкое взаимодействие субъектов. Так, в г. Магнитогорске преподаватели школ объединились в творческий союз "Знаем сами - научим других". Представители данного союза совместно с инспекторами ГИБДД проводят профилактические работы с детьми перед началом каникул, а также в каникулярное время. Основным индикатором, свидетельствующим о подготовке детей к летним каникулам, является ежегодный майский конкурс "Безопасное колесо". Основные цели и задачи проводимого мероприятия - воспитание законопослушных участников дорожного движения, обучение навыкам оказания первой медицинской помощи, проверка навыков вождения велосипеда. В проведении конкурса участвуют станция скорой помощи, автошкола и Госавтоинспекция. Анализируя итоги проходивших конкурсов на территории Челябинской области, можно сделать вывод, что юные участники дорожного движения знают Правила дорожного движения лучше, чем многие водители, считающие себя профессионалами, а также обладают навыками оказания первой доврачебной медицинской помощи. Анализ статистических данных свидетельствует о том, что в большинстве случаев детского дорожно-транспортного травматизма основным фактором, способствующим совершению ДТП с участием детей, является взрослое население нашего общества, будь то родители, учителя или водители транспортных средств. В первую очередь от их заинтересованности зависит защита жизни и здоровья юных участников дорожного движения. Тем не менее не только заинтересованность граждан является основным фактором снижения аварийности на транспорте с участием детей, но и заинтересованность государства, проявляющаяся в нормативном регулировании данного вопроса. Изучая состояние детского дорожного травматизма, мы пришли к следующим выводам: - нормативная правовая база, регламентирующая общественные отношения в данной области, характеризуется наличием целого ряда противоречий; - отсутствует четкое нормативное правовое закрепление предметов ведения, полномочий и ответственности субъектов управления на всех уровнях; - имеются пробелы в нормативном правовом регулировании координации деятельности органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне; - недостаточно детально определен порядок финансирования необходимых мероприятий в рассматриваемой области; - недостаточно строго регламентированы формы и методы контроля за соблюдением требований безопасности дорожного движения; - законодательство об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения не обеспечивает в полной мере реализацию главной задачи - предупреждения правонарушений; - отсутствуют нормы, стимулирующие участие институтов гражданского общества и средств массовой информации в деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Считаем целесообразным отметить, что именно финансирование такой области, как изучение Правил дорожного движения в рамках отдельной дисциплины в общеобразовательных учреждениях, не должно стоять на последнем месте при решении вопроса о финансировании всей отрасли образования в целом. Если процесс системности обучения возможно воплотить усилиями самих сотрудников ГИБДД и педагогов, опираясь на их знания и опыт практической работы при разработке методической литературы, то вопрос интерактивности без достаточных финансовых вливаний воплотить проблематично. Помимо выделения финансов на приобретение необходимых технических средств следует решить проблему контроля за целевым использованием денежных средств. Не менее значимым является привлечение средств массовой информации к работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, т. к. благодаря СМИ можно добиться наибольшей эффективности в рассматриваемой области. Именно СМИ являются основным источником подачи информации, способствующей формированию определенных стереотипов и выработке поведения. Нередко представителям средств массовой информации не хватает системного, комплексного подхода к освещаемой проблеме, материалы подготавливаются поверхностно, без детального рассмотрения. Актуальным вопросом остается четкое взаимодействие СМИ с ГИБДД при проведении профилактических мероприятий, таких как "Осторожно, дети!", "Пьяный водитель" и т. д. К сожалению, в последнее время виновники ДТП скрываются с места аварии, и данная проблема стоит не только перед городами-миллионниками, но и перед малыми городами, в частности и Челябинской областью. Итоги - аварийность на дорогах области растет быстрыми темпами. Практика применения уголовно-правовых норм и мер воздействия к лицам, совершившим преступления, связанные с безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспорта, не соответствует повышенной общественной опасности этих явлений, что, естественно, негативно сказывается на проблеме устранения причин, их порождающих. Необходимо не только вносить изменения в действующее законодательство, но и выработать систему, работающую на опережение. Нормативные правовые акты не должны отставать от реального времени и справляться лишь с наступившими отрицательными последствиями. Важна система государственных, административных и уголовно-правовых мер, которые в совокупности могли бы представить собой единый комплексный механизм, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения. Действенность предложенного подхода к решению проблемы покажет практика его применения.

Библиографический список

1. Евтюков С. А., Васильев Я. В. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий. СПб., 2004. 2. Иванова Э. П. Некоторые вопросы уголовно-правовой оценки провоцируемых ДТП // Адвокатская практика. 2006. N 5. 3. Неверов В. И. Преступное нарушение правил эксплуатации транспортных средств: проблемы квалификации // Российская юстиция. 2006. N 8. 4. Лукьянов В. И. Форма вины в дорожно-транспортных правонарушениях // Российская юстиция. 2002. N 12. 5. Резванова Т. Г. Компьютер и правила дорожного движения. Пятигорск, 2008.

Название документа