Преступность сектантов в России: социологический и психологический анализ

(Авласенко В. А.) ("Российский следователь", 2010, N 24) Текст документа

ПРЕСТУПНОСТЬ СЕКТАНТОВ В РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ <*>

В. А. АВЛАСЕНКО

Авласенко Вадим Андреевич, заместитель генерального директора, ООО "ЮрВелис", соискатель, Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина, кафедра криминологии и уголовно-исполнительного права.

В настоящий момент на территории нашей страны действует множество религиозных тоталитарных сект. Нередко их деятельность антиобщественна, антигосударственна, да и просто аморальна. К сожалению, правоохранительные органы не могут справиться с этой проблемой. В данной статье предпринята попытка рассмотреть особенности преступной деятельности сект.

Ключевые слова: секта, анализ, преступность, тоталитарный, религиозный.

At present on the territory of our country there are a lot of religious totalitarian sects. Very often their activity is antisocial, anti-state or even immoral. Unfortunately law-enforcement agencies cannot manage this problem. The present article makes an attempt to consider the peculiarities of criminal activity of these sects.

Key words: sect, analysis, crime, totalitarian, religious.

На данный момент Россия - многорелигиозная страна. У нас преобладает православная церковь, но есть и мусульмане, и буддисты. Так было на протяжении нашей долгой и богатой истории, все религии существовали в мире и согласии. Однако в связи с перестройкой двадцатилетней давности было провозглашена полная свобода вероисповеданий. И на советского человека обрушалось целое нашествие всевозможных религий. На территории России появились новые, нетрадиционные, сектантские образования религиозного толка. Вышли из подполья и религиозные организации, деятельность которых была запрещена. В страну нахлынули миссионеры и проповедники со всех частей света, представляющие различные группы и секты и действующие с антигосударственных, антиобщественных, аморальных позиций. И только спустя десять лет беспредела властями была осознана опасность противоправной деятельности сект в нашей стране. Следует отметить, что для деятельности религиозных сект в России существует прекрасно подготовленная почва, в связи с длительной атеизацией советского общества и утратой ценностных ориентиров, смысла жизни у значительной части россиян уже в постсоветское время. Сознание многих людей оказалось расщепленным, незащищенным от тлетворного влияния средств массовой информации, разного рода проповедников и сектантов. Подавлено восприятие реальности угрозы со стороны новых религиозных объединений и сект. Угрозы реально существуют, формируются, а народ, да и власть, не осознают надвигающейся катастрофы. Религиозные секты - это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, имеют тенденцию или прямо осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы. Большинство из них используют религиозное прикрытие, но есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные медитационные и даже группы по избавлению от алкоголя и наркотиков, в которых одна форма зависимости просто заменяется другой. Именно с последним обстоятельством связаны "успехи" ряда адептов секты АУМ в избавлении от алкоголя и наркотиков, которыми восхищались некоторые московские и петербургские психологи, не сумевшие или не пожелавшие вникнуть в дело несколько глубже и профессиональнее. Лидеры таких групп часто претендуют на божественность или сверхчеловеческие силы. Они требуют от своих последователей детской покорности и раболепства. "Они поощряют в членах чрезмерную зависимость от руководства не только в вопросах духовных, но также и в других сферах - простирающихся от незначительных решений (например, "Какую зубную щетку мне следует использовать?") до личного и интимного выбора ("На ком мне жениться?"), от кодекса морали ("Хорошо ли красть для Бога?") до политического выбора ("За кого мне голосовать?")" <1>. -------------------------------- <1> Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

Преступный характер деструктивных культов в своей основной, подводной части хорошо замаскирован и лишь иногда прорывается наружу такими страшными последствиями, как гибель 923 человек, членов Народного храма в Гайане в 1978 г., 88 сожженных приверженцев Дэвида Кореша в Вако (США) в 1993 г., еще 53 сожженных адепта Храма Солнца в Швейцарии и Канаде в 1994 г., едва не состоявшееся массовое самоубийство "белых братьев" в Киеве осенью 1993 г., 11 жертв и 5000 пострадавших от газовой атаки секты Аум Синрике в Токио в 1995 г. Несомненно, что именно культовый характер ряда экстремистских политических организаций на Ближнем Востоке (например, организация "Хамае" и т. п.) объясняет непрерывное производство террористов-камикадзе, взрывающих мины на себе. "Американские специалисты насчитывают в США от 2500 до 3000 деструктивных культов с вовлечением от 5 до 15 миллионов человек" <2>. -------------------------------- <2> Преосв. Иоанн. К оценке масштабов сектантской экспансии на территории России // Миссионерское обозрение. 1997. N 6.

Многие тоталитарные секты, получившие на территории России официальную поддержку и покровительство государственных и муниципальных органов, широко известны на Западе злостным уклонением от налогов, множеством судебных процессов о нанесении психического и физического ущерба своим членам, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, включая скрытое проникновение в государственные органы, вплоть до государственных заговоров, как это было в случае секты Аум Синрике. Уже в "30 городах России действуют центры так называемой "Дианетики", вербовочной структуры церкви Сайентологии, получившей определение германских государственных органов как "криминальная коммерческая организация с элементами психотеррора", а некоторые ее адепты в Греции подозреваются в шпионаже" <3>. К наиболее известным деструктивным культам, действующим на территории России, можно отнести, опираясь на различные источники и свидетельства, следующие группы и организации: Церковь Унификации (Мунисты); Церковь Сайентологии (Дианетика, Хаббард-колледжи, Нарконон); Харе Кришна (Международное общество Сознания Кришны); Трансцедентальная Медитация (ТМ); Раджниш (Ошо); Свидетели Иеговы; Церковь Христа (Бостонская церковь); Лайфспринг (Lifespring); Аум Синрике; "Белое братство"; "Богородичный центр" (Марианская церковь); Церковь последнего завета (Виссарион); Шри Чинмой; "Дети бога" ("Семья любви"); группы движения Нью Эйдж (Новая Эра) и целый ряд других. К ним относится море ежедневно возникающих и исчезающих групп и группочек оккультно-мистического и псевдопсихотерапевтического характера под водительством "мини-мунов". -------------------------------- <3> Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. Во что верят приверженцы культов... М.: Издат. группы "Прогресс", "Универс", 1994.

Благодаря легкости регистрации под видом религиозных организаций, которая предусматривается Законом "О свободе совести и религиозных организациях", в последние пять лет на территории России появилось значительное число зарубежных и доморощенных сект тоталитарного типа. "По данным общественной организации "Комитет по спасению молодежи", в различные культовые новообразования, которых в России насчитывается много десятков, уже вовлечено от 3 до 5 млн. человек, из них в возрасте до 18 лет - 500 тысяч, 18 - 25 лет - миллион" <4>. -------------------------------- <4> См.: Преосв. Иоанн. Указ. соч. С. 6.

Секты путем мощного психологического воздействия часто толкают членов своих групп на совершение противоправных деяний. Довольно часто "на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П. Сербского находятся лица, совершившие общественно опасные деяния, связанные с идеями, содержащимися в учениях тоталитарных сект" <5>, например, в их числе была последовательница секты "Свидетели Иеговы", убившая своего малолетнего ребенка. -------------------------------- <5> Царегородцев Д. Обращение министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации к руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, ректорам медицинских и фармацевтических вузов Российской Федерации. Направляется для сведения и руководства. Информационный материал о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим // Информационный материал. 1996.

Многие секты призывают к ограничениям при госпитализации, пользовании медицинской помощью. Крайне опасно и воздействие тоталитарных сект на физическое здоровье своих членов. Так, в частности, в секте Виссариона (Церковь последнего завета), центр которой находится на юге Красноярского края, насчитывающей в настоящее время более 10 тысяч человек, практикуется "агрессивная" диета по примеру нацистских концентрационных лагерей, при которой даже кормящим матерям запрещается кормить детей молоком. По показаниям врачей районной больницы пос. Курагино Красноярского края, имеются несколько смертельных случаев от истощения фанатичных адептов секты, детям в секте не оказывается медицинская помощь, не делаются прививки. Основатель секты Сергей Тороп подтвердил факты самоубийств среди сектантов. По мнению лиц, изучавших деятельность этой секты, в связи с несостоятельностью проектов Виссариона построить город избранных и невозможностью возвращения жертв секты к прежним местам жительства возможен самый трагический финал очередной псевдорелигиозной авантюры - вплоть до коллективного суицида. К таким тревожным выводам приводят и "заповеди" Виссариона, по существу, оправдывающие самоубийство. Призывы к убийству и самоубийству и их поощрение часто содержатся в вероучениях целого ряда сект, действующих в России. Так, например, "Сайентологическая церковь", основанная Р. Хаббардом и считающаяся одной из наиболее агрессивных тоталитарных сект в мире, в кодексе чести сайентолога призывает: "Никогда не бойтесь причинить вред другому по справедливой причине"; "Ваше самоопределение и ваша честь являются более важными, чем ваша текущая жизнь"; "Ваша целостность важнее, чем ваше тело". Как легко заметить, вышеприведенные цитаты снимают запреты на совершение как убийства, так и самоубийства. Те же призывы звучат и в книгах Береславского, руководителя секты "Богородичный центр": "Нельзя ни минуты работать на себя, желать что-то для себя. Надо решиться убить себя. Это именно та жертва, к которой призывает Господь" <6>. -------------------------------- <6> Современные ереси и секты в России. Рязань, 1996.

Члены многих сект систематически недоедают и недосыпают, что также имеет разрушительное воздействие на здоровье. Из рациона исключаются наиболее ценные продукты питания. Еда принимается раз в сутки. Сон ограничивается до 3 - 4 часов в сутки. На фоне психического и физического истощения создаются предпосылки для возникновения психических расстройств и соматических заболеваний. Анализ деятельности сект показывает, что они оказывают разрушительное воздействие не только на здоровье личности, но и на здоровье семьи, одной из главных опор стабильной жизни общества и государства. По некоторым данным, в различные культовые новообразования "уже вовлечено от 3 до 5 млн. человек, 70% из них молодежь от 18 до 27 лет; 80% адептов - с высшим и средним образованием; студенты - около 1 млн. чел., из них 25 - 30% бросили учебу. Разрушено до 250 тысяч семей, не меньшее число появилось несовершеннолетних детей, оставленных родителем, ушедшим в секту. Вышедших из сект 1 на 1000" <7>. Выйти самому оттуда практически невозможно, а вернувшиеся домой - полуинвалиды, уже не способные работать, учиться, не находят себя в жизни и обществе. -------------------------------- <7> Керол Джиамбалво. Консультирование о выходе: семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ / Пер. с англ. Е. Волкова, И. Волковой. Нижний Новгород: ННГУ, 1995.

Информация о разрушительном воздействии сект на семьи, социальные группы, трудовые коллективы подтверждается многочисленными фактами не только в России, но и во всех странах, где действуют секты. Характерно в связи с этим заявление Клаудии Нольте, федерального министра ФРГ по делам семьи, стариков, женщин и детей, где говорится о деятельности секты сайентологов, стремительно распространяющейся в России: "Все больше и больше людей, которые подверглись воздействию секты и испытывают тревогу по поводу активности сайентологической организации, обращаются ко мне за советом. Это молодые мужчины и женщины, которые бросили свое профессиональное обучение и свою работу, оставили свои семьи и попали в финансовые трудности через вовлечение в сайентологическое движение. Это родители, чьи дети были завербованы сайентологией, и работники, которые возмущаются попытками распространить сайентологию внутри их компании. Я считаю, что сайентология является одной из наиболее агрессивных группировок в нашем обществе... Сайентология использует весьма сомнительные методы в своей попытке проникнуть в общество и контролировать людей, делая их зависимыми от нее. Она также имеет сомнительное понимание о демократии и бесчеловечное представление об обществе. Мы не можем позволить организации такого типа и дальше распространяться в Германии" <8>. Это высказывание позволяет сделать вывод о том, что секты крайне разрушительно влияют не только на здоровье личности, семьи (социальной группы, трудового коллектива), но и на здоровье общества в целом, являясь причиной социопатического поведения и правонарушений. В России создалась новая социальная проблема. Огромный контингент наших сограждан, уведенных в тоталитарные секты, оказался изъятым из актива трудовых ресурсов страны, в их сознание внедрены враждебность к культурно-национальным ценностям, к государственным и общественным интересам. -------------------------------- <8> См.: Царегородцев Д. Указ. соч. С. 4.

Название документа