Реформа органов внутренних дел: закономерная потребность или их сознательный развал?

(Омигов В. И.) ("Юридическое образование и наука", 2010, N 4) Текст документа

РЕФОРМА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ЗАКОНОМЕРНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ИЛИ ИХ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ РАЗВАЛ? <*>

В. И. ОМИГОВ

Омигов Виктор Иванович, профессор кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии Пермского филиала НА МВД РФ, доктор юридических наук, профессор, член Криминологической ассоциации России и Российской академии юридических наук.

В статье дается обоснованный анализ реформы ведомственного образования в системе МВД России. Автор высказывает свои сомнения в конечном результате реформы образования и подтверждает данный вывод расчетами и иными примерами. На региональном уровне (Пермского края) обосновывается потребность самостоятельного ведомственного вуза. Предлагаются пути преодоления несогласованности региональных властей, породивших проблему и по поднятию престижа профессии милиционера.

Ключевые слова: реформа ведомственного образования, проблемы, пути преодоления.

The article gives substantiated analysis of reform of departmental education in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author expresses his doubts in the final result of reform of education and confirms this conclusion by calculations and other examples. At the regional level (Perm Region) the author substantiates the need for independent departmental institution of higher education. The author proposes the ways of negotiation of incoordination of regional authorities which created the problem and related to increase the prestige of profession of militiaman.

Key words: reform of departmental education, problems, ways of negotiation.

Начало XXI в. в Российской Федерации характеризуется множеством интересных процессов в социуме, которые протекают по разным вариантам: где-то явный позитив, а где-то и просчет, что болезненно сказывается на судьбах россиян, особенно малолетних и престарелых. Объективный процесс интеграции многих видов жизнедеятельности граждан стран мирового сообщества увлек и Россию в этот вид совместного развития. Это и понятно, многие угрозы для человечества невозможно преодолеть или избежать без консолидации сил в мире. Однако следует учитывать объективные закономерности развития социума. Как считают профессор Н. Д. Вершило и доцент Т. А. Вершило: "Глобализация - естественный и объективный исторический процесс, способствующий сближению и взаимообогащению народов и культур, ускорению научно-технического прогресса и экономическому развитию. Вместе с тем глобализация несет в себе и определенные издержки, о которых также не следует забывать" <1>. -------------------------------- <1> Вершило Н. Д., Вершило Т. А. Современный кризис, концепция устойчивого развития и задачи правовой науки // Российское правосудие. 2009. N 9. С. 4.

Наряду с положительными моментами при изучении опыта друг друга волюнтаристское переложение его на свой социум стало порождать необдуманные веяния со стороны отдельных чиновников России - ярых поклонников западной цивилизации, тем самым они превратились в "Иванов, не помнящих родства", отвергая свой национальный опыт и растоптав менталитет россиян, а страну ввергнув в пучину споров и катаклизмов. Ярким примером тому служит реформа российского образования, когда насильственно осуществляется переход к болонской системе на фоне того, как многие страны взяли за образец наш опыт в столь важном вопросе, как подготовка кадров. Да, мы получили возможность обучения наших студентов за рубежом, но задайте вопрос: кто имеет эту возможность в современных условиях, и получаем ответ - как правило, это дети vip-персон и богатых либо стоящих у руля власти. Получив западное образование и менталитет преклонения перед золотым тельцом, не хочу обидеть всех, но не многие выпускники являются патриотами своей страны. Что касается внутренней системы высшего образования, то есть и положительное - часть финансовых затрат переложило государство на плечи частного капитала, но качество образования стало сомнительным. Система тестов и дистанционного обучения порой не способствует логическому мышлению у обучающихся, особенно в системе гуманитарных наук, отсюда многие милицейские оперативники "тянут" из Интернета информацию, которая зачастую неверна и сформирована специально для подвоха, забыв о специфике работы с людьми - необходимо живое общение с ними. Демографический провал в России породил в умах руководителей образования идею сокращения образовательных учреждений, что, по их мнению, позволит повысить качество образования: дошкольные учреждения объединить в холдинги, тем самым отказываясь от многих специалистов (учителей музыки, физической культуры и т. д.), а филиалы вузов - ликвидировать, что обречет регионы на нехватку кадров и финансовые затраты для обучения своих студентов в других регионах, не учитывая огромные пространства страны и отсутствие соответствующих коммуникаций и финансов. Всероссийская эпидемия образования коснулась и ведомственной формы обучения, в том числе в системе вузов МВД РФ. Особенно болезненно этот процесс в образовании совпал с реформированием самого Министерства внутренних дел России. При этом наблюдается очень странная позиция руководства МВД РФ, когда при сложившейся ситуации отсутствуют с их стороны инициатива и предложения (все в закрытой от общества форме), а отдано на откуп не специалистам: Общественной палате, Совету Федерации и др. Попытки общественности вовлечь их в дискуссию обречены на провал, просто не являются на конференции по этим вопросам, как было недавно, например, в г. Перми. Попытаемся понять истоки сложившейся ситуации, несмотря на опасность прессинга со стороны политиков, как это было неоднократно и ранее, например, в бытность М. Горбачева с профессором Г. М. Миньковским и др. Обычно говорят, что выводы каждый исследователь делает нередко из своего жизненного опыта, полученного в правоохранительной деятельности за многолетнюю службу в органах внутренних дел. В этом отношении моему поколению повезло: наставники у нас были люди, прошедшие горнило Великой Отечественной войны; имидж милиционера, несмотря на неблаговидную роль НКВД в репрессиях, формировался на позитивных образах в кино и телевидении (участковый Анискин, оперативник Пронин, следователи - "Знатоки" и т. д.), профессия по охране правопорядка была престижной; отбор кадров осуществлялся весьма скрупулезно (несмотря на высказывания в своих мемуарах отдельных бывших руководителей МВД, например, Ю. Чурбанова о том, что работают там ограниченные люди): на основе изучения деловых качеств кандидата, проявленных в народном хозяйстве, его родословной и по направлению комсомола или партии он становился сотрудником; была стабильность в правовом статусе сотрудника органов внутренних дел (при небольшой зарплате были льготы на оплату жилья, бесплатный проезд, достойная пенсия и др.), была возможность повышения своего общеобразовательного уровня. В высшем образовании внедрили специальность - юриспруденцию, как гарант международного стандарта в области юридического образования. В ведомственных вузах наряду с образованием прививались знания культуры, этики и эстетики (в Академии управления существовал университет культуры - ректор Хачатурян). Была правовая основа для сотрудничества с общественностью по охране правопорядка, что породило массу форм участия гражданского общества в охране порядка: народные дружинники, внештатные сотрудники, комсомольские оперативные отряды и т. д. Куда все это исчезло, почему нет преемственности позитива от поколения к поколению? Да просто безответственная политика в этом вопросе прервала связь поколений в милицейской среде, молодежь не имеет возможности перенимать опыт старшего поколения. Что же произошло за последние годы? Почему работники милиции получили в народе нарицательное имя "менты"? Появилась масса анекдотов о милиции, СМИ ежедневно пугают народ милицией: стрельба милиционеров в метро, в магазине, на улице по невинным людям, а нередко милиционеры становятся крышей теневого бизнеса, процветает в руководстве милиции коррупция, в отдельных регионах наблюдается мздоимство, избиение задержанных, выбивание при помощи недозволенных приемов признания в преступлении и др. Прежде всего следует констатировать, что общие негативные процессы российского общества повлияли и на протекающие процессы в лоне крупнейшего министерства страны - Министерства внутренних дел России. В дальнейшем Президент страны В. Путин, понимая важность решения многих вопросов по усилению национальной безопасности и имея опыт службы в этом ведомстве, быстро возродил свою бывшую структуру и укрепил Федеральную службу безопасности, принял ряд мер по возрождению Вооруженных Сил России (хотя этот процесс идет вяло по сравнению с банковской системой страны), поднял престиж прокуратуры, Минюста и т. д. Что же касается МВД РФ, то руководство страны предприняло ряд мер по реформированию этого министерства, уповая на руководителя из системы ФСБ, забывая об опыте прошлых лет (из КГБ уже был ранее назначен Министром внутренних дел Федорчук), когда не смогли остановить негативные процессы, нарастающие в лоне МВД. Отдельные лица (несмотря на роль личности в истории) не могут в одночасье нейтрализовать внутренние причины. А их накопилось за эти годы предостаточно. Любое социальное заболевание, как подтверждает практика, следует лечить комплексно. Предположим, что будет внедрена идея о разделении существующей системы МВД РФ на федеральный и муниципальный компоненты. Будет ли польза? Сторонники этой идеи считают, что да, это мечта каждого губернатора региона. При общении наших специалистов с американскими полицейскими выяснено их восхищение нашей системой по охране правопорядка, когда есть орган, стоящий на страже законности и интересов не только региона, но и Федерации. У нас же направления необдуманного плагиата. При раздробленности этого ведомства возникнет не только волюнтаризм со стороны региональных властей (достаточно и того, что они в своем большинстве не желают иметь на своей территории суды конституционного контроля), а что будет в действительности при этой раздробленности? На мой взгляд, возникнут вневедомственные распри, проблемы образования, социального обеспечения и др. Возьмем, к примеру, идею независимого следственного ведомства, подчиненного правительству либо главе государства, она витает не одно десятилетие, но до сих пор не получила прописку, так как ведомственные и региональные интересы сильнее национальной идеи и потребности качественного противодействия преступности. Отсюда в России отсутствие качества расследования уголовных дел, осуждение невиновных (как неоднократно заявлял В. Путин), необоснованное затягивание расследования и прекращение дел по примитивным порой причинам. Рассмотрим некоторые из возможных проблем. Первоначально обратим внимание на социальный статус сотрудника органов внутренних дел, который наиболее объективно влияет на проявляющиеся проблемы в милицейской среде, но которые упорно не желают видеть руководители ведомства и государства. Как говорят, охрана правопорядка - дело не престижное, во многих странах полицию не любят, но без нее в этом вопросе не обойтись! Это случается тогда, когда нет политической воли первых лиц государства по конкретной проблеме либо воли всего народа. Социальная защищенность, к примеру, органов прокуратуры и МВД РФ на сегодняшний момент регламентирована в основном положениями о прохождении службы в этих органах: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", раздел V "Служба в милиции", и Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", раздел V "Служба в органах и учреждениях прокуратуры". Эти правовые документы практически возникли одновременно, но какая разница в объеме прав, статуса, оплаты труда и социальной защищенности своих сотрудников указанных ведомств! По законодательству сотрудники прокуратуры России приравнены к статусу государственного служащего, а милиции - нет, до сих пор в ведомственных приказах гражданский персонал в милиции называется по-разному, но нет желания приравнять к сотруднику милиции (несмотря на ст. 17 Закона "О милиции", а самого сотрудника к категории государственного служащего. И как следствие - остепененным в ведомстве из числа гражданского персонала в вузах не платят (в отличие от других силовых структур) за ученое звание! Служба в полиции многих странах не престижна, но многие государства комплектуют кадры при помощи различных стимулов: высокая оплата за риск профессии, нормальные бытовые и служебные условия деятельности, высокая пенсия, правовая защищенность, материальные и моральные стимулы (например, в советское время за стабильную и качественную работу награждали орденами, а в современной России - медалями за безупречную службу и нагрудными знаками, а почетных званий, если ты рядовой сотрудник либо относишься к гражданскому персоналу, не жди и не надейся) и др. Каково моральное состояние людей, которые прослужили более 40 лет без замечаний в органах внутренних дел с кучей грамот и благодарностей и которые получают отказ в награждении орденом или присвоении почетного звания: заслуженный работник МВД, заслуженный юрист, заслуженный деятель науки и др. Ответ напрашивается простой - коррупция и мздоимство руководителей кадрового аппарата министерства способствуют пропуску в Администрацию Президента страны только тех кандидатур, которые им платят, но не заслужили этого порой по своим деловым качествам. По заслуженному деятелю науки Российской Федерации в его положение включен критерий - о подготовке в качестве научного руководителя 7 кандидатов наук, при этом забывают, что во многих регионах нет возможности создания диссертационных советов, и профессор, который имеет около 500 научных трудов, не имеет права претендовать на это звание. В Российской империи и в советский период не было такого отвратительного отношения к профессуре, т. е. к людям, которые внесли вклад в развитие своей ведомственной системы и науки! Отсюда растут ноги по создавшейся ситуации, когда СМИ и руководство страны ратуют за реформу, критикуя мимоходом милицию! Сегодня моден принцип: важен в милиции руководитель-разрушитель, а не созидатель! Безусловно, многолетняя разрушительная работа руководства ведомства привела к такому состоянию и авторитету ведомства, что и породило необходимость что-то предпринять. МВД России стало колоссом на глиняных ногах, и немногие в истории этого министерства могли (например, как Н. А. Щелоков) управлять им, да и опасен этот монстр для существующей власти. Выход один: ослабить за счет реформирования. Возможно и нужно МВД РФ избавить от миграционной работы, от финансовой полиции и др., но такие предложения о переводе функций (ради устранения коррупции в ГАИ) по техническому осмотру автотранспортных средств, по нашему мнению, приведут не только к понижению качества осмотров и росту ДТП, но и к созданию иной структуры государства по мздоимству с владельцев этих средств. Но реформирование - это одна сторона вопроса, главное (престиж и социальная защищенность сотрудников) осталось за рамками современных попыток реформирования. Даже в Указе Президента от 24 декабря 2009 г. "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" ряд вопросов статуса сотрудника милиции вынесены как второстепенные с указаниями: "рассмотреть", "улучшить", "дать предложения" и т. д. Следует учитывать мнение специалистов, особенно ученых страны, по выходу из тупика, о факторах, которые обусловили нынешнее состояние ведомства, а не "давить" их за их инициативу по оказанию помощи руководителям понять истоки социальной язвы. В МВД РФ традиционно притесняют инакомыслящих, не поддерживающих руководство, не за страх, а за объективность ратующих лиц. Многие ученые в своих исследованиях указывают на многие причины этого состояния в МВД РФ. Например, профессор Л. Л. Кругликов и доцент В. Ф. Лапшин считают: "Социальная незащищенность, неэффективность государственной деятельности по противодействию преступности, неспособность защитить суверенитет от внешних угроз - вот некоторые последствия разгула финансовой преступности в государстве" <2>. А это и оказывает влияние на авторитет МВД РФ, однако многие возможности борьбы с этими причинами лежат за рамками возможностей самого ведомства. -------------------------------- <2> Кругляков Л. Л., Лапшин В. Ф. К вопросу о понятии финансовой преступности // Российский криминологический взгляд. 2009. N 2. С. 302.

Необходима активная инициатива в этом вопросе, которая подавляется повсеместно на местах: не нравится - уходи, не держим, наша задача - сократить на 20% и все. При этом забывается, что на 100 тыс. населения (по сравнению с международными стандартами и особенностями России) - это не главное. Главное, на наш взгляд, избавиться от нечистоплотных сотрудников и непрофессионалов, сделать барьер для поступления на службу в органы внутренних дел представителей организованной преступности, психически неустойчивых людей и дать дорогу физически здоровым и интеллектуально подготовленным людям, а также сократить управленческий аппарат, чтобы меньше стало заседаний и ненужных совещаний, а больше было живой работы с населением и противодействием преступникам! А это возможно только при условии уверенности в стабильности и защищенности, нормальной оплаты и достойного существования семьи каждого работника милиции. В заключение немного о реформе образования в системе МВД. Здесь у нас две беды: Россия имеет обширные пространства, и сокращение числа ведомственных вузов и их филиалов приведет к удорожанию образования. Кроме того, региональные интересы отдельных руководителей нередко противоречат объективным потребностям ведомства. Рассмотрим положение дел и ситуацию милицейского образования на примере Пермского края. При ликвидации филиала НА МВД РФ в г. Перми и при отсутствии практики (западных стран о наборе специалистов из вузов страны с первоначальной подготовкой) и при наличии сегодня потребности специалистов с высшим юридическим образованием в следствии и оперативных аппаратах, руководство ГУВД Пермского края будет вынуждено направлять на обучение в вузы других регионов: в Нижний Новгород более чем 1 тыс. км либо в Екатеринбург более чем за 500 км. Обучение очное исключено: в обоих вузах нет достаточной материальной базы, что касается заочной формы, то здесь увеличатся в три раза материальные затраты ведомства по обучению своих сотрудников. И ради экономии финансов критерий высшего юридического образования по должности не будет соблюдаться, а следовательно, и качество служебных дел в милиции будет не на должном уровне, охрана правопорядка на территории станет еще хуже. При наличии этих факторов, а также сокращении на 20% сотрудников - все вместе взятое, не говоря уже о качественном милицейском составе руководителей региона, может дать свой негативный результат. Вторая сторона проблемы здесь - это позиция губернатора края, который желает снять проблему милицейского лицея, который в стране получил высокую оценку и который необходимо переводить на территорию столицы региона - вместо ПФ НА МВД РФ, а руководство ГУВД желает отдать эту территорию учебному центру. На протяжении многих лет руководители региона не пытаются создать в Перми сильный научный центр со всеми видами научных направлений (в отличие от Екатеринбурга, Челябинска), особое внимание уделяется развитию точных наук и на последнем месте - юридическое образование. Не случайно многие из ученых-юристов покинули регион и успешно работают в других вузах страны, где они востребованы, а юридическая наука ослаблена и к ее развитию руководство региона не проявляет интереса. Юридический факультет маломощный в ПГУ, и он не способен удовлетворить потребности милиции. Как говорят в народе: ломать - не строить, и всегда это легче для некоторых руководителей. В лоне милицейского учебного заведения высшего образования за четверть века защитились 14 докторов наук, в настоящее время работают четыре доктора наук и более 70 кандидатов наук. Это научный потенциал, который формировался годами. Чтобы стать преподавателем, специалистом вуза, требуются годы и значительные финансовые ресурсы. И все это в одночасье мы рушим. Пройдут годы, затем у руководства региона созреет желание иметь свой собственный милицейский вуз, тогда придется набирать остепененных с других регионов, а это затраты: жилье, финансы и др. Может, эксперимент по сокращению данного учебного заведения провести по другому сценарию: первоначально обдумать, создать соответствующую материальную базу и просить Москву о создании самостоятельного ведомственного вуза (благо дважды в МВД принимались такие рекомендации)? Это будет разумно и полезно для региона! Либо исполнить все предписания центра, не заявив о своих потребностях? Жизнь покажет, что важнее и целесообразнее. По мнению некоторых моих коллег, руководству Пермского края в целях развития региона, укрепления правопорядка на его территории и снятия назревших проблем следует: 1) прекратить распри между руководством региона и милицейского ведомства и назревшую проблему решать сообща; 2) найти соответствующее здание для усиления материальной базы и выйти с предложением в Правительство Российской Федерации о создании самостоятельного милицейского вуза, с функциями и первоначальной подготовки, либо найти финансовые средства и на территории ПФ НА МВД РФ построить это здание; 3) руководству ГУВД изменить свое отношение к этому заведению как к инородной структуре и считать его кузницей кадров для региона; 4) в целях удержания кадров - профессионалов-преподавателей изыскать возможность стимулирования их труда в зависимости от качества их работы на то время, пока разрабатывается правовая база, в том числе и по усилению правового статуса сотрудника милиции; 5) руководству региона и ГУВД вести усиленное сотрудничество со СМИ по поднятию престижа работы по охране порядка на территории.

Название документа Интервью: Заместитель руководителя Ростуризма Евгений Леонидович Писаревский рассказал о работе по противодействию коррупции в ведомстве ("Туризм: право и экономика", 2010, N 4) Текст документа

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ РОСТУРИЗМА ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ПИСАРЕВСКИЙ РАССКАЗАЛ О РАБОТЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В ВЕДОМСТВЕ

- Уважаемый Евгений Леонидович, сейчас много говорят о коррупции и борьбе с ней. Какие меры по противодействию коррупции принимаются в Федеральном агентстве по туризму? - Сегодня в Ростуризме работа по противодействию коррупции ведется на системной основе. В качестве приоритетных были выбраны три направления. Во-первых, это постоянный мониторинг коррупционных рисков и их устранение как в сфере законодательной деятельности агентства, так и в повседневной работе сотрудников ведомства. Во-вторых, организована работа по правовому просвещению государственных служащих Ростуризма по антикоррупционной тематике; для этого постоянно проводятся семинары, лекции, совещания, тренинги. Примером работы в данном направлении является состоявшийся недавно семинар по теме "Противодействие коррупции в системе государственной службы" для сотрудников Ростуризма. Участники мероприятия узнали о правовых основах и практических мерах противодействия коррупции в России, прослушали выступления специалистов, представлявших общественные организации, органы власти и различные научные учреждения. По итогам семинара сотрудники получили методические материалы, помогающие разобраться в сложных вопросах противодействия коррупционным правонарушениям на государственной службе. Наконец, третьим направлением работы является деятельность специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ростуризма и урегулированию конфликтов интересов.

- Расскажите, пожалуйста, более подробно о последнем направлении? - Для меня это направление наиболее близко, поскольку как Председатель Комиссии я непосредственно отвечаю за результаты ее работы. В обязанности руководителя Комиссии входит ее созыв, приглашение на заседания Комиссии экспертов, рассмотрение информации о случаях коррупции, которой, к счастью, пока не поступало. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ростуризма и урегулированию конфликтов интересов была создана не так давно, поэтому подводить какие-либо итоги было бы преждевременно. В настоящий момент состоялось лишь первое установочное заседание, на котором был определен состав комиссии и направления ее работы, к которым относятся меры по предупреждению коррупции и обеспечение соблюдения сотрудниками Ростуризма российского законодательства в отношении требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

- Какие примеры международной практики по борьбе с коррупцией, на ваш взгляд, может использовать Федеральное агентство по туризму в своей деятельности? - Вы знаете, очень интересен опыт Великобритании и США. В британском законодательстве о государственных служащих есть раздел, который детально описывает отношения государственных служащих с бизнесом и определяет правила поведения при заключении договоров с частным сектором. Государственному служащему запрещается покупать товары и пользоваться услугами частных компаний на льготных условиях, а также принимать предложения о различных формах услуг, кроме приглашений на мероприятия, которые соответствуют сфере его деятельности. В российском законодательстве требования к служебному поведению чиновников описаны не столь подробно, поэтому, на мой взгляд, было бы весьма полезно в форме рекомендаций объяснять сотрудникам государственных учреждений такие правила взаимодействия с гражданами, как, например, недопустимость получения подарков за исполнение своих прямых должностных обязанностей. В США есть положение о премировании сотрудников, сообщивших о неверно составленных и заключенных государственных контрактах, что также можно использовать в нашем агентстве.

- Какие мероприятия по противодействию коррупции запланированы в Федеральном агентстве по туризму на следующий 2011 год? - На самом деле мероприятий запланировано довольно много. Мы будем продолжать вести мониторинг коррупционных рисков, повышать квалификацию специалистов Ростуризма, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции. Отдельно хотелось бы отметить мероприятия по внедрению информационных технологий в деятельность Ростуризма. В частности, в следующем году мы планируем ввести электронный документооборот, что существенно сократит возможности для различных коррупционных правонарушений.

- Спасибо за интервью.

Название документа