Проблемы взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации Кыргызской Республики в сфере противодействия экстремизму

(Тагаева А. М.) ("Международное публичное и частное право", 2010, N 6) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ <*>

А. М. ТАГАЕВА

Тагаева Асель Манаповна, адъюнкт кафедры теории и социологии управления в органах внутренних дел Академии управления МВД России.

Статья об основных проблемах (правового, ресурсного и социально-культурного характера) взаимодействия ОВД и СМИ в Кыргызской Республике и мерах, предлагаемых автором для их решения.

Ключевые слова: взаимодействие, экстремизм, средства массовой информации, противодействие, институты гражданского общества, органы внутренних дел, Кыргызская Республика.

The article deals with basic problems (of legal, resources and social-culture character) of interaction of the agencies of internal affairs and mass media in Kyrgyz Republic and on the measures proposed by the author for solution thereof.

Key words: interaction, extremism, mass media, counteraction, institutes of civil society, agencies of internal affairs, Kyrgyz Republic.

В условиях независимости ситуация в Кыргызской Республике сильно осложнилась, страна превратилась в арену деятельности иностранных миссионеров самых разных направлений. Сложная социально-экономическая ситуация, низкий уровень жизни большинства местного населения способствовали повышению эффективности проповедей новых религиозных учений, сделали богатые иностранные группы и религиозные объединения социально привлекательными для значительной части местного населения <1>. Распространение экстремизма в Кыргызстане, совершенствование экстремистской деятельности предъявляют к правоохранительным органам новые требования, в том числе связанные с активизацией деятельности институтов гражданского общества, включая средства массовой информации. Наиболее важным, регулирующим взаимоотношения в сфере СМИ является Закон "О средствах массовой информации" <2>. Настоящий Закон направлен на свободное функционирование средств массовой информации, регулирует их отношения с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, организациями и гражданами. -------------------------------- <1> Конгантиев М. Т., Иманкулов Т. И. Правоохранительная деятельность ОВД города Бишкек: Учебно-методическое пособие. Бишкек, 2007. С. 337. <2> Закон Республики Кыргызстан "О средствах массовой информации", в ред. Закона КР от 8 мая 1993 г. N 1228-XII. Введен в действие Постановлением Верховного Совета Республики Кыргызстан от 2 июля 1992 г. N 939-XII // Свободные горы. 1992. 4 авг. N 99.

Вместе с тем имеется целый ряд проблем, которые условно можно разделить на следующие группы: 1) правового характера: - ОВД должны обращаться к СМИ как мощному орудию идеологического противостояния идеям экстремизма. Однако в Законе Кыргызской Республики "Об органах внутренних дел Кыргызской Республики" <3> конкретно взаимодействие ОВД со СМИ не рассматривается. А как известно, СМИ оказывают большое влияние на формирование и стабильность общественного мнения <4>. В частности, поэтому так важно сотрудничество ОВД и СМИ <5>; -------------------------------- <3> Закон Кыргызской Республики от 11 января 1994 г. N 131 "Об органах внутренних дел Кыргызской Республики". <4> Давыдченко В. Т. Роль газет в формировании и выражении общественного мнения // Пресса и общественное мнение. М., 1986. С. 49. <5> Малушкина Н. С. Теоретико-правовые основы взаимодействия ОВД и СМИ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 82.

- в Законе Республики Кыргызстан "О средствах массовой информации" нет норм, регламентирующих работу прессы в кризисных ситуациях, о взаимодействии СМИ с ОВД. Нужно четко понимать, что такой действенный "инструмент", как СМИ может быть использован не только в благих целях - предупреждения экстремизма, но и оказать "медвежью услугу". Как правильно было отмечено, СМИ обязаны сознавать свою ответственность при освещении террористического акта и понимать, что представляемая ими информация может помешать мирному разрешению конфликта, привести к человеческим жертвам <6>; -------------------------------- <6> Чикинова О. В. Роль и место СМИ в сфере противодействия экстремизму (организационно-правовые аспекты) // Современный экстремизм в РФ: особенности проявления и средства противодействия: Материалы всероссийской научно-практической конференции в Академии управления МВД России. 16 июня 2006 г. М., 2006. С. 311 - 312.

- фактическими хозяевами некоторых зарегистрированных в республике телерадиокомпаний становятся иностранные граждане. Пока эти телерадиокомпании не работают в эфире. Но они уже зарегистрированы в Министерстве юстиции и могут претендовать на получение частоты. А что будет пропагандировать в эфире телекомпания "Звезда Муна", предположить нетрудно <7>. В связи с этим необходимо в законодательном порядке рассмотреть условия и порядок владения или совладения иностранными гражданами СМИ в Кыргызстане. А также при распределении частотного ресурса в регионах, где есть угроза информационной экспансии соседних государств, непременно учитывать интересы информационной безопасности страны; -------------------------------- <7> СМИ Кыргызстана: состояние, проблемы, тенденции, перспективы развития. Доклад подготовлен Управлением информационной политики Министерства культуры и информации Кыргызской Республики, г. Бишкек, март 2008 г.

- с повсеместным распространением сети Интернет стихийно появляются сайты с демонстрацией группового насилия, пропагандируется национальное превосходство одной нации над другой. Проблема законодательного регулирования интернет-сферы, а также вопрос о том, является ли Интернет средством массовой информации, обсуждаются во всем мире. Каждая страна старается решить данную проблему по-своему. Депутат Жогорку Кенеша А. Сабиров разработал законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон КР "О СМИ", где предлагалось дополнить этот закон словами "иными формами распространения информации, в т. ч. посредством информационных сетей". По его мнению, это создало бы условия, чтобы осуществлять государственный контроль относительно неправомерной информации. Предлагаемая депутатом поправка, однако, не нашла поддержки в неправительственных организациях. В данное время в Кыргызстане Интернет не относится к СМИ. Но он широко используется именно как средство распространения информации и средство обмена ею. А потому остро стоит вопрос о правовом регулировании данной сферы. Но контроль над мировой сетью в отдельно взятой стране абсолютно невозможен. Это международная проблема, и решать ее надо общими усилиями <8>; -------------------------------- <8> Конгантиев М. Т., Иманкулов Т. И. Указ. соч. С. 336.

2) ресурсного характера: - на действующих телеканалах материалы темы экстремизма в основном носят информационный характер. Аналитические материалы, напрямую касающиеся темы экстремизма, встречаются крайне редко. Эта тема практически не рассматривается самостоятельно. Отсутствуют специальные корреспонденты, работающие в этом направлении. Этому могут быть несколько причин. Так, тема экстремизма требует опыта и наличия авторитетных источников для сбалансированной подачи информации. Для подготовки аналитических материалов требуется также не только много времени, но и наличие материальных ресурсов на оплату междугородних телефонных звонков, Интернета, транспорта и т. д. И самая главная причина - безопасность журналистов. Никто не может гарантировать, что вышедший материал на тему экстремизма не повлечет за собой негативных последствий в отношении журналиста. Данная тематика также требует широких знаний в юриспруденции, конфликтологии, безопасной работе журналиста и т. д. <9>. Это еще раз подтверждает необходимость взаимодействия ОВД и СМИ в сфере противодействия экстремизму; -------------------------------- <9> Токоев М., Бекешова М., Касаболотов Ж., Орозбаков С., Карыпбеков И. Исследовательский проект "Защита демократических принципов свободы слова в странах Центральной Азии". Бишкек, 2008. monitor@elcat. kg.

3) социально-культурного характера: - к сожалению, кыргызстанцы уже не читают газет так много, как раньше. Так, по результатам опросов, почти 40% респондентов ответили, что вообще не читают газеты. В регионах этот показатель еще выше - 54,3%. 92% опрошенных по всей республике предпочитают получать информацию по телевидению <10>. Это означает, что ОВД частично "теряют" такой действенный инструмент формирования общественного мнения, как печатные СМИ. -------------------------------- <10> СМИ Кыргызстана: состояние, проблемы, тенденции, перспективы развития. Доклад подготовлен Управлением информационной политики Министерства культуры и информации Кыргызской Республики, г. Бишкек, март 2008 г.

Таким образом, необходимо отметить, что в Кыргызстане нет четкой политики взаимодействия ОВД со СМИ в освещении и предупреждении экстремизма, отсюда вытекают и разночтения в данных и сведениях, предоставляемых госорганами СМИ. И справедливо указали В. Г. Гриб и А. В. Ростокинский на то, что весь комплекс законодательных, организационных и собственно правоохранительных мероприятий, направленных на противодействие экстремистской деятельности, возможен лишь при тесном взаимодействии государственных структур и различных институтов гражданского общества <11>. -------------------------------- <11> Гриб В. Г., Ростокинский А. В. О некоторых направлениях совершенствования системы мер профилактики экстремизма // Труды ВНИИ МВД России: Научный журнал. М., 2007. С. 121 - 125.

В связи с этим целесообразно на постоянной основе осуществлять в СМИ пропаганду необходимости совместных усилий милиции и населения с тем, чтобы отношения между ними не были "потребительскими" со стороны населения и "присматривающими" со стороны работников ОВД <12>. -------------------------------- <12> Галеев В. Р. Основные проблемы и направления взаимодействия гражданского общества и ОВД // Гражданское общество и ОВД: проблемы, противоречия, формы взаимодействия: Материалы научно-практической конференции. М., 2008. С. 188 - 189.

Особое внимание следует уделить новым формам взаимодействия ОВД со СМИ в сфере противодействия экстремизму (например, проводить тренинги и семинары на постоянной основе), чего невозможно достигнуть без соответствующего качественно проработанного законодательного подкрепления, что также должно найти свое отражение в ведомственных подзаконных актах. Считаем необходимым создание единой базы данных по экстремизму и терроризму, которая включала бы в себя: законодательные акты КР, международные акты, ратифицированные Кыргызстаном, а также акты зарубежных государств, регулирующие отношения в этой сфере; информацию об экстремистских и террористических организациях мира; информацию об организациях, занимающихся противодействием этим явлениям; информацию об экспертах (зарубежных и отечественных) в этой области, журналистах, специализирующихся по этой тематике, и другую информацию и новости, которые необходимы для грамотного освещения этого явления.

Название документа