Основные принципы построения компетентностно-ориентированной технологии обучения оперативно-розыскной деятельности в образовательных организациях высшего образования ФСИН России

(Новиков А. В., Вилкова А. В.) ("Российский следователь", 2013, N 23) Текст документа

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ

А. В. НОВИКОВ, А. В. ВИЛКОВА

Новиков Алексей Валерьевич, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, доцент.

Вилкова Алевтина Владимировна, ученый секретарь ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО компетентностно-ориентированная технология обучения оперативно-розыскной деятельности рассматривается как специфическое средство, своеобразный педагогический инструментарий в руках профессорско-преподавательского состава образовательной организации высшего образования ФСИН России.

Ключевые слова: специальность 031001 "Правоохранительная деятельность", оперативно-розыскная деятельность, образовательные организации высшего образования ФСИН России, компетентностно-ориентированная технология обучения.

Basic principles of competence-oriented learning technology operativel-ysearch activity in educational institutions of higher education FPS Russia A. V. Novikov, A. V. Vilkova

In accordance with the requirements of the GEF VPO competence-oriented education technology operational-search activity is considered as a specific tool, a kind of teaching tools in the hands of the faculty of an educational institution of higher education FPS Russia.

Key words: job 031001 "Law enforcement", operatively-search activity, educational institutions of higher education FPS Russia, competence-oriented education technology.

В настоящее время стоит задача обучения с гарантированным качеством, позволяющая обучаемым мобильно реализовывать свои знания, навыки, умения и творческий потенциал в условиях будущей профессиональной деятельности. Решение данной задачи может быть обеспечено только на базе применения в учебном процессе инновационных технологий обучения. Опираясь на теорию дидактического единства содержательной и процессуальной составляющей подготовки обучаемых в системе образовательных организаций высшего образования ФСИН России, по специальности 031001 "Правоохранительная деятельность", в качестве инновации предлагается использовать компетентностно-ориентированную технологию обучения (КОТО) по специализации "Оперативно-розыскная деятельность". В этой связи необходимо выделить и раскрыть основные принципы, определяющие особенности применения компетентностно-ориентированной технологии обучения оперативно-розыскной деятельности в образовательных организациях высшего образования ФСИН России на современном этапе. Первый принцип - принцип соответствия дидактического процесса и дидактической системы закономерностям учения, является ведущим по отношению ко всем другим принципам, входящим в рассматриваемую группу. "Данный принцип определяет первооснову, на которой строится дидактический процесс, и указывает профессорско-преподавательскому составу на необходимость управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых в соответствии с ее объективными закономерностями, специфическими связями, устойчивыми зависимостями между преподаванием, учением и содержанием высшего образования. Указанный принцип является главным ориентиром в педагогической деятельности, в этой связи применение компетентностно-ориентированной технологии обучения обеспечивает протекание дидактического процесса в соответствии с закономерностями учения и позволяет гарантированно достигать конечных целей обучения" <1>. -------------------------------- <1> Новиков А. В. Информатизация юридического образования в вузовской системе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности Российской Федерации: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2007. 336 с.

Второй принцип - принцип ведущей роли теоретических знаний, указывает на целесообразность такой организации дидактического процесса с применением компетентностно-ориентированной технологии обучения, при которой изучение достаточно крупной смысловой дозы учебного материала, например учебной дисциплины, идет поэтапно; обучаемые получают представление о теоретическом содержании в целом, далее на промежуточных этапах усваивают отдельные виды содержания каждого модуля (темы) учебной дисциплины, а затем на заключительном этапе доводят изучение всей учебной дисциплины, всех видов ее содержания до требуемого уровня квалификационной подготовки. Третий принцип - принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, отражает реально существующие закономерные связи между всеми указанными в его названии функциями обучения. В нем говорится о необходимости такого применения компетентностно-ориентированной технологии обучения оперативно-розыскной деятельности, чтобы обучение как дидактический процесс выполняло бы не только образовательную, но и воспитательную, а также развивающую функции. Реализация этого принципа способствует переводу знаний через чувства и эмоции в убеждения и имеет первостепенное значение для разработки и создания компетентностно-ориентированной технологии обучения оперативно-розыскной деятельности. Четвертый принцип - принцип стимулирования и мотивации положительного отношения обучаемых к учению, отражает закономерную связь между успешностью их учебно-познавательной деятельности и педагогическим управлением интереса к ней. Данный принцип указывает на необходимость непрерывного побуждения обучаемого к овладению содержанием обучения, предписывает рассматривать учение как процесс проявления активности субъекта, отвечающий мотиву. Предусмотренные педагогические процедуры, предписанные федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 031001 "Правоохранительная деятельность", позволяют предопределить стимулы для познавательной, социальной и компетентностной мотивации учения. Педагогическая задача профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего образования ФСИН России заключается в том, чтобы инициировать такую деятельность в начале изучения каждой смысловой части педагогического материала и непрерывно поддерживать ее в ходе всего дидактического процесса. При этом первостепенное значение придается психолого-педагогической обработке содержания обучения с целью его трансформации в компетентностно-ориентированную технологию обучения, позволяющую вызвать у обучаемого познавательный интерес. Пятый принцип - принцип проблемности, отражает закономерность, относящуюся к усвоению опыта творческой деятельности, а также к творческому усвоению знаний и способов деятельности. "Сущность закономерности состоит в том, что овладение обучаемым опытом как одним из видов содержания обучения невозможно без включения субъекта в решение специально разработанной системы педагогических задач, позволяющих создавать педагогические ситуации проблемного характера, требующие от обучаемого творческой деятельности на доступном ему уровне" <2>. Этот принцип требует от преподавателя при проектировании КОТО ОРД изначально инициировать создание педагогических ситуаций проблемного характера и тем самым интенсифицировать учение, придавая ему черты творческой, поисковой деятельности. -------------------------------- <2> Новиков А. В. Информатизация юридического образования в вузовской системе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности Российской Федерации: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2007. 336 с.

Шестой принцип - принцип соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении, требует от профессорско-преподавательского состава ООВО ФСИН России целесообразного сочетания соответствующих форм обучения. Данный принцип ориентирует педагога проектировать компетентностно-ориентированную технологию обучения таким образом, чтобы была возможность использовать данную инновационную технологию как при проведении плановых занятий под руководством преподавателя, где последний будет играть роль ведущего управляющего субъекта, так и в части самостоятельной подготовки обучающихся, в организации индивидуального поиска при решении поставленных задач, без участия педагога. Седьмой принцип - принцип сочетания абстрактности мышления с наглядностью, отражает закономерную связь между разнообразием чувственных восприятий содержания учебного материала и возможностью его понимания, запоминания, "хранения в памяти", воспроизведения и применения. Таким образом, вытекающее из этого принципа требование сочетать в обучении по возможности все виды наглядности имеет глубокую психолого-физиологическую основу. В данном контексте наглядность следует рассматривать как один из основных способов психолого-педагогического воздействия на обучаемых, управления их познавательной деятельностью и реализации через наглядность других взаимосвязанных с нею принципов. "В процессе обучения словесная, знаковая, изобразительная форма наглядности всегда сопутствует абстрактному мышлению и непрерывно взаимодействует с реальной наглядностью, обогащая последнюю новыми представлениями и связями. Временное отсутствие "натуральной" наглядности, т. е. обращения к реальным явлениям и объектам материального мира в ходе обучения, не исключает наглядность на этапе абстрактного мышления" <3>. -------------------------------- <3> Образцов П. И., Ахулкова А. И., Черненко О. Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: Учебно-методическое пособие / Под ред. профессора П. И. Образцова. Орел: ОГУ, 2003. 94 с.

Восьмой принцип - принцип ориентированности обучения на активность личности, изначально нацелен на развитие личности обучаемого, выявление его особенностей (способностей, интересов, потребностей и т. д.) как субъекта, признание субъективного опыта как самобытности и самоценности, построение педагогического взаимодействия с максимальной опорой на этот опыт, раскрытие индивидуального своеобразия получения знаний обучаемого. Компетентностно-ориентированная технология обучения оперативно-розыскной деятельности, направленная на личностно-развивающее обучение, предполагает не только накопление знаний, умений, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего специалиста, развития его познавательных способностей. Выделив и раскрыв основные принципы, определяющие особенности применения компетентностно-ориентированной технологии обучения оперативно-розыскной деятельности в образовательных организациях высшего образования ФСИН России на современном этапе, следует особо подчеркнуть превосходство указанной инновационной технологии, которая не навязывает будущему специалисту нормативное построение его деятельности, а создает мобильные условия, предоставляющие возможность индивидуально определять образовательную траекторию квалификационного становления. Таким образом, приходим к выводу о том, что в соответствии с требованиями ФГОС ВПО будет правомерно рассматривать компетентностно-ориентированную технологию обучения оперативно-розыскной деятельности как специфическое средство, своеобразный педагогический инструментарий в руках профессорско-преподавательского состава образовательной организации высшего образования ФСИН России, позволяющий организовать технологическое и процессуальное обеспечение учебного процесса на высоком квалификационном уровне.

Литература

1. Новиков А. В. Информатизация юридического образования в вузовской системе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности Российской Федерации: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2007. 336 с. 2. Образцов П. И., Ахулкова А. И., Черненко О. Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: Учебно-методическое пособие / Под ред. профессора П. И. Образцова. Орел: ОГУ, 2003. 94 с. 3. Мазова Е. И. Ролевая функция оперативно-розыскной деятельности в обеспечении безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Российский следователь. 2013. N 6. 4. Тетюев С. В. Участие педагога и психолога в уголовном судопроизводстве по законодательству России и Туркменистана // Российская юстиция. 2013. N 5.

Название документа