Место и роль органов внутренних дел в противодействии экстремизму в Таджикистане

(Шарипов Ф. Р.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2010, N 4) Текст документа

МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В ТАДЖИКИСТАНЕ <*>

Ф. Р. ШАРИПОВ

Шарипов Ф. Р., адъюнкт Академии управления ВМД России.

Статья посвящена исследованию правовых основ деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан по противодействию экстремизму. Обращается внимание на необходимость создания системы организационных и правовых мер, направленных на противодействие деятельности различных экстремистских формирований, в том числе получающих зарубежное финансирование.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, преступление, организованная преступность, органы внутренних дел.

The article studies the legal basis for activities of institutions of internal affaires of Tajikistan aimed at combating extremism. The author draws attention to the necessity of creation of a system of organizational and legal measures aimed at goal-oriented combating activities of different extremist groups, including those that receive finance from abroad.

Key words: extremism, terrorism, crime, organized crime, institutions of internal affaires.

Специфика современной российской действительности заключается в том, что в условиях построения качественно новой модели государства усиливаются тенденции экстремистского плана. Это крайне негативно сказывается как на замедлении процессов эволюции российского общества, так и на состоянии правопорядка. По данным МВД, в Российской Федерации насчитывается порядка 6000 религиозных объединений, деятельность значительной части которых носит экстремистский, деструктивный характер <1>. -------------------------------- <1> Поздняков В. М., Бокарев С. Н. О повышении межкультурной компетентности руководителей органов внутренних дел // Экстремальные ситуации, конфликты, согласие: Материалы IV научно-практической конференции. 27.11.2002. М.: Академия управления МВД России, Институт социологии РАН, 2002. С. 76.

Впрочем, эти проблемы встали во весь рост не только в российском обществе. С момента образования СНГ на территории бывшего СССР в числе приоритетных вопросов государств все большую значимость приобретает решение вопросов правоохранительной деятельности, связанных с проявляющимися вспышками экстремизма <2>. В большей степени они имеют националистическую и религиозную окраску, хотя, скорее всего, это те же причины, временно скрытые от внешних взоров налетом еще не остывшей эйфории от свалившейся на голову независимости <3>. -------------------------------- <2> В статье экстремизм рассматривается как деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства; подрыв безопасности государственного строя; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий (См.: Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"). <3> Пластун В. Н. Эволюция идеологии и тактики экстремистских движений в странах Востока. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. С. 46.

Экстремистские проявления не обошли стороной и Республику Таджикистан. Деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации социально-политической ситуации. Глубокие, кардинальные преобразования социально-экономических основ общественной и государственной жизни современного Таджикистана столкнулись с огромными трудностями. Геополитическое положение РТ характеризуется тем, что это центральноазиатское государство с семимиллионным населением, где 97% граждан исповедуют ислам, переживает последствия гражданской войны 1992 - 1997 гг., унесшей 150 тыс. жизней и разрушившей экономику страны. Как показывает опыт противодействия экстремистским организациям, наиболее опасным для таджикского общества и целостности его государства является экстремизм, основанный на религиозной идеологии, признающей допустимость, возможность и желательность достижения поставленных целей путем крайних силовых методов, а нередко преступлений, представляющих опасность для многих людей и посягающих на права и свободы человека и гражданина, а также на национальные, религиозные и другие социальные общности людей. Подобные действия ведут к подрыву общественной безопасности, а нередко и государственной целостности. Они направлены прежде всего на срыв проводимых социально-экономических реформ, расшатывание конституционных устоев государства. Экстремистские силы пытаются дестабилизировать общественно-политическую обстановку, посеять национальную и религиозную вражду, постоянно оказывая давление на те или иные государственные структуры, запугивая людей, прибегая к другим насильственным действиям для достижения криминальных замыслов и целей, а также политических амбиций и экономических выгод <4>. Рост насильственной преступности в условиях межнациональных противоречий, как верно отметил Ю. М. Антонян, представляет собой весьма пеструю картину, обусловленную содержанием, причинами и особенностями противоборствующих сторон, однако во всех случаях проявляются одни и те же качества: крайняя жестокость, непримиримость и жгучая ненависть к противнику, почти полное непонимание сторонами подлинной природы возникшей вражды и неумение самостоятельно выйти из нее <5>. Проанализируем ситуацию в Таджикистане. -------------------------------- <4> Сафиуллин Н. Х., Кофман Б. И., Миронов С. Н. Из опыта противодействия исламистским религиозно-экстремистским организациям в современной России // Информационный бюллетень по внедрению и распространению передового отечественного и зарубежного опыта. Вып. 4. Казань: МВД РТ, 2005. С. 33. <5> Антонян Ю. М. Насилие. Человек. Общество. М.: ВНИИ МВД России, 2001. С. 74.

Распад союзного государства, гражданская война в РТ и ее последствия, растущая безработица привели к резкому миграционному оттоку части населения страны. За пределы Таджикистана выезжали русские, узбеки, украинцы, казахи, белорусы, армяне, азербайджанцы, грузины, корейцы, немцы, татары и другие. Государству оказалось сложно сочетать решение национального вопроса и экономического восстановления. По данным Р. Г. Ланды, если за пределами Казахстана проживают 19,7% всех казахов, а за пределами Узбекистана - 15,3% всех узбеков, то таджиков за пределами своей страны еще больше - 24,7%. И это - без учета афганских таджиков, которых намного больше, чем во всем СНГ. Однако уровень экономического развития Таджикистана ниже, чем Узбекистана и Казахстана, а социальной архаики здесь больше. Это и определило доминирование в республике регионализма над национализмом. А регионализм, клановость и традиции практически везде играют роль не менее значительную, чем ислам и даже национализм, что также становится источником экстремистских проявлений в стране <6>. -------------------------------- <6> Пластун В. Н. Указ. соч. С. 550 - 551.

Однако мудрость и дальновидность таджикского народа еще раз доказали свою состоятельность. Под эгидой ООН 27 июня 1997 г. был подписан пакет документов, который известен как "Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане". Этот комплексный документ создал правовой механизм разрешения вооруженного конфликта в республике. В целях стабилизации политической ситуации и его реализации по инициативе Комиссии по национальному примирению были приняты Акты об амнистии 1997 и 1999 гг., которые повлияли на судьбы 21500 осужденных и других лиц, совершивших преступления. В августе 2001 г. Маджлиси Оли (парламент) принял Акт "О всеобщей амнистии", согласно которому амнистированы около 19000 осужденных и других лиц, совершивших преступления. Этапы пройденного пути для республики были не совсем гладкими и спокойными. Возникали различные осложнения, связанные с местничеством, национализмом, борьбой за власть, религиозным экстремизмом и борьбой за сферы влияния. В указанный период совершались такие опасные преступления, как разбой, бандитизм, грабеж, захват заложников, заказные убийства, незаконный оборот наркотиков. Одним из условий, которое способствовало совершению данных преступлений, была бесконтрольность в распространении огнестрельного оружия и наличие организованных бандформирований, маскировавшихся под видом сотрудников МВД и Минобороны <7>. -------------------------------- <7> Действия личного состава МВД РТ при проведении специальной операции (Операция "Молния") // Тактика специальной подготовки: Учеб.-практ. пособие. Душанбе: Академия МВД РТ, 2003. С. 7.

Как отмечают специалисты по проблемам противодействия экстремистским движениям, причинами поражения первой "непрофессиональной" попытки исламских фундаменталистов (исламской партии возрождения Таджикистана (ИПВТ), Демократической партии (ДПТ) и движения "Растахез") в республике взять власть явилось то, что "следует обратить внимание на явления, присущие не только указанной стране, но и всему пространству СНГ постсоветского периода: резкое ухудшение экономического положения вследствие разрыва межреспубликанских связей и бегства некоренного населения, чудовищный рост преступности, неконтролируемое распространение и применение оружия, разгул самоуправства и террористического произвола на улицах, в учреждениях, на производстве" <8>. -------------------------------- <8> Пластун В. Н. Указ. соч. С. 553.

В силу этого основные усилия в деятельности государств СНГ по линии международного сотрудничества были направлены на улучшение взаимодействия с зарубежными партнерами в вопросах борьбы с трансграничной организованной преступностью, терроризмом и иными проявлениями экстремизма, нелегальной миграцией, торговлей людьми и незаконным оборотом наркотиков. Взрывы в московском метро, террористические акты в Беслане, Узбекистане и Киргизии еще раз подтвердили транснациональный характер современного экстремизма. Указанным вопросам, в частности, был посвящен ряд заседаний Объединенных коллегий: МВД Союзного государства (18.03.2005 в Москве); МВД Республики Таджикистан (19.08.2005). Реализацией совместных действий правоохранительных органов государств Содружества явилось проведение ряда специальных комплексных оперативно-профилактических операций. Так, в марте 2005 г. совместно с министерствами внутренних дел Украины, Белоруссии, Казахстана и Таджикистана проведена операция "Розыск", в ходе которой задержано около 7,8 тыс. обвиняемых, более 2,4 тыс. из которых находились в федеральном розыске МВД России, а 166 разыскивались органами внутренних дел государств - участников СНГ, установлена личность 1,5 тыс. неопознанных трупов, разыскано свыше 3,2 тыс. лиц, пропавших без вести <9>. -------------------------------- <9> Состояние правопорядка в РФ и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2005 году: Аналитические материалы. М.: МВД России, 2006. С. 64 - 65.

Конституция 1994 г., изменения и дополнения в ней, принятые всенародным референдумом в 1999 и 2003 гг., внесли существенный вклад в обеспечение единства, стабильности и мирного развития таджикского общества. Годы, прошедшие с момента обретения независимости, в Таджикистане отмечены поиском оптимальной модели экономического, социального, этнического и культурного развития национальностей, населяющих страну. Расчетно-аналитические аргументы и экономико-статистические исследования дают основания полагать, что только на основе высоких темпов экономического роста возможно эффективное решение современных и предстоящих многосложных экономических и социальных проблем, затрагивающих каждого гражданина республики. Их решение потребует существенного повышения роли государственного регулирования экономических процессов, проведения режима экономии везде и во всем <10>. -------------------------------- <10> Каюмов Н., Назаров Т., Рахимов Р. О темпах экономического роста в условиях переходной экономики Таджикистана // Общество и экономика. 2003. N 6. С. 153 - 165.

По мнению западных экономистов, шансы у страны на это действительно есть. По оценке Международного валютного фонда (МВФ), "Таджикистан в последнее время медленно, но уверенно движется по направлению к рыночной экономике". Несмотря на то что переходный период затянулся, преимущественно из-за коррупции и злоупотреблений чиновников, реформы все же приносят свои плоды. По данным МВФ, в Таджикистане в последние годы происходит постепенное ускорение темпов экономического подъема. Так, ВВП с 2000 по 2004 г. вырос на 10%, за первое полугодие нынешнего года достиг 10,6%, в то время как уровень инфляции снизился до 5,6% в 2004 г. с 40% в 2001 г. Таджикистан поставляет на экспорт алюминий, электроэнергию, хлопок, текстиль, сельхозпродукцию. Одним из ведущих предприятий Таджикистана является Таджикский алюминиевый завод (ТадАЗ). Кроме того, совместным российско-таджикским проектом предусматривается строительство двух ГЭС - Сангтудинской и Рогунской <11>. -------------------------------- <11> Независимая газета. 2005. 26 сентября.

Однако угроза экстремистских проявлений в Таджикистане не спадает. Сейчас все более очевидно, что этнический фактор выступает как элемент геополитического фактора, оказывающего серьезное криминализирующее влияние на общество и государство. Ближневосточный вектор этого фактора содержит определенный криминогенный потенциал, когда, прикрываясь исламской идеологией, некоторые ее проводники проявляют в закамуфлированной форме экспансионистские интересы <12>. Таджикистан - государство, где огромную роль играет исламский фактор. В этих условиях органам внутренних дел приходится отслеживать националистические проявления в регионах, активно их предупреждать и оперативно ликвидировать. -------------------------------- <12> Александров А. А. Анализ и оценка оперативной обстановки в республике, крае, области (правовые и организационные аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 15.

Важнейшим на сегодняшний день является всемерное противодействие распространению наиболее крайних проявлений экстремизма - уголовного терроризма, коррупции, наркомании, установления контроля над деятельностью финансовых компаний, банковских структур, процесса становления частного сектора экономики. Констатируя это, руководство республики встало на путь поиска направлений и средств повышения эффективности борьбы с преступностью. Без укрепления правовой базы невозможно обеспечить достижение мира и согласия в стране. С этой целью президент и правительство республики приняли ряд правовых актов. В частности, от 02.12.1994 "О добровольной сдаче и об изъятии оружия, боеприпасов и боевой техники у населения Республики Таджикистан", от 23.09.1995 "О мерах по усилению борьбы с преступностью, укреплению законности и правопорядка", от 21.07.1998 "О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью в сфере экономики и коррупции", законы Республики Таджикистан от 17.05.2004 "О милиции", от 25.07.2005 "О борьбе с коррупцией", а также целый ряд других нормативно-правовых документов. В определенной мере это положительно сказалось на оздоровлении оперативной обстановки. В 1995 - 2000 гг. было выявлено свыше 8 тыс. преступлений в сфере экономики, от которых экономический ущерб составил более 100 млн. долл. США <13>. -------------------------------- <13> Труды Высшей школы МВД. Вып. 3. Душанбе, 2000. С. 51.

Органы внутренних дел страны, располагая наибольшими среди иных правоохранительных структур возможностями по противодействию экстремистским проявлениям, предпринимают значительные усилия, направленные на оздоровление криминогенной ситуации. Основным условием указанных мероприятий является создание и обеспечение эффективной системы противодействия экстремизму, разработка и принятие мер, позволяющих поддерживать высокую готовность к выявлению, предупреждению и пресечению фактов экстремизма, а также ликвидации их последствий, своевременному раскрытию и расследованию подобных преступлений. Накопленный опыт позволяет сформулировать основные требования готовности сил и средств органов внутренних дел по предотвращению и пресечению экстремистских проявлений, основанных на религиозной и межнациональной розни. При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае следует учитывать комплекс факторов, оказывающих влияние на формирование криминальной ситуации - особенности оперативной обстановки, наличие и степень экстремистской угрозы, реальные возможности по обеспечению общественной безопасности. Из этой совокупности видно, что управление силами и средствами органов внутренних дел при участии в предотвращении экстремистских проявлений, основанных на межнациональной розни, предполагает соблюдение следующих требований: осуществление системного комплексного подхода; взаимодействие с общественными и религиозными объединениями и координация усилий, обеспечение этой линии работы квалифицированными кадрами; использование имеющегося положительного опыта; улучшение нормативной и материальной базы. Анализ специальной литературы, опыта деятельности практических органов внутренних дел дает основания утверждать, что основными направлениями совершенствования управления силами и средствами органов внутренних дел являются: - налаживание оперативных контактов и обмена информацией со всеми органами, осуществляющими борьбу с экстремизмом. Требуется создание эффективной системы сбора первичной информации и ее анализа, несущей в себе даже незначительный объем признаков экстремистской деятельности в силу того, что, по мнению российских и зарубежных экспертов, актам экстремизма обычно предшествуют менее насильственные формы протеста и конфликта; - осмысление передового опыта в области превентивной практики с целью разработки методик по выявлению признаков экстремистской деятельности и путей получения значимой информации. Однако до настоящего времени система раннего предупреждения не создана. Поэтому в целях предупреждения экстремизма и вообще насильственных конфликтов социально-политической (а также военно-политической) направленности должна быть создана государственная система выявления и разрешения таких конфликтов на ранней стадии. Ее задача - осуществление многоуровневого мониторинга и прогноза развития конфликтов как потенциальных угроз безопасности, а также - в перспективе - реализация на данной основе действенного механизма ответственности органов власти различных уровней за принятие не просчитанных по своим последствиям либо умышленных политических, кадровых и административных решений, послуживших причиной социально-политических конфликтов; - планирование мероприятий из единого центра по противодействию экстремизму с ориентацией в первую очередь на предупреждение и только потом на жесткие силовые методы решения проблем; - совершенствование разнообразных систем обнаружения, контроля и защиты, направленных на сокращение доступа экстремистов к оружию, а также другим средствам поражения живой силы; - подбор, подготовка и расстановка и воспитание кадров. Констатируя важность указанного направления деятельности, можно отметить, что на современном этапе уровень подготовки сотрудников МВД и прежде всего руководящего состава в сфере межкультурных связей остается крайне низким. Мы присоединяемся к точке зрения В. М. Морозова, согласно которой при подготовке кадрового состава органов внутренних дел значительное время должно отводиться раскрытию национальных особенностей, религиозных обычаев и нравов различных групп населения. От умений и навыков начальствующего состава зависит сохранение жизни и здоровья как сотрудников, так и граждан <14>; -------------------------------- <14> Морозов В. М. Социальные проблемы подготовки кадров правоохранительных органов: сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М.: Академия управления МВД России, 2000. С. 42.

- организация пропагандистского обеспечения антиэкстремистской деятельности, воспитательная и разъяснительная работа органов внутренних дел, создание положительного имиджа всех правоохранительных структур. Таковы меры правоохранительных органов по противодействию экстремизму. Тем не менее их эффективность не в полной мере адекватна складывающимся объективным реалиям. В числе других факторов это обусловлено недостатками нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел, просчетами в организации процессов управления, подготовке и реализации управленческих решений, ослаблении контроля за ходом их исполнения. И прежде всего эти проблемы касаются отделов внутренних дел городов, районов РТ, которые выполняют основной объем правоприменительных функций. Состояние их кадрового потенциала, профессионализм, материально-техническое обеспечение напрямую оказывают влияние на результаты оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму. Поэтому достижение существенных успехов в противодействии экстремизму в Таджикистане - в интересах не только таджикского общества, но и России.

Название документа