Правовая активность российских граждан: перспективы исследования категории

(Тепляшин И. В.) ("Российский юридический журнал", 2010, N 5) Текст документа

ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН: ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИИ <*>

И. В. ТЕПЛЯШИН

Тепляшин Иван Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического института Красноярского государственного аграрного университета (Красноярск).

Публикация посвящена исследованию такой правовой категории, как правовая активность российских граждан. Определены формы, виды и функции правовой активности, факторы ее формирования. Затрагиваются перспективные направления исследования правовой активности российских граждан в современных условиях.

Ключевые слова: правовая активность граждан, правосознание, правовая культура, правовое государство, законодательство и Конституция Российской Федерации.

The author researches the category of legal activity of the Russian citizens, detects the forms, types and functions of legal activity, the factors of this legal category forming. Perspectives of future research of this category are estimated.

Key words: legal activity of citizens, sense of justice, legal culture, legislation.

Прогрессивное формирование российской правовой государственности и гражданского общества, а также укрепление правового положения личности, создание условий для инициативного поведения граждан требуют продолжения научного осмысления и непрерывного методологического исследования. В настоящее время можно наблюдать, как в условиях динамичного социально-экономического, политического и регионального развития образуется российская демократическая правовая система, происходят изменения правовой жизни. Поскольку правовое развитие государства и граждан, проживающих в нем, их общая правовая жизнь и судьба неразрывно связаны между собой, будет правильным концентрировать научные исследования на социально-психологических качествах развития общества, правовом статусе и правовых качествах личности, внутренней природе права, факторах и тенденциях их дальнейшего развития. Сегодня российская юридическая наука признала необходимость первоочередного изучения основ гражданского общества, факторов его развития применительно к особенностям становления национальной правовой системы. Это требует повышенного внимания и определяет важность исследования содержания и свойств правового статуса личности. Как представляется, правовые интересы и стремления граждан должны выступить предметом пристального внимания научных теорий и исследований. При этом известно, что тематика теории личности носит комплексный, многосторонний характер. Сегодня российское руководство подчеркивает необходимость продолжения реализации демократического механизма взаимодействия гражданского общества и государства. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ в 2009 г. <1> подчеркивалось, что "следование законным интересам и учет мнений всех граждан России, независимо от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений, - это обязанность демократического государства". Полагаем, что российское общество обладает необходимым источником формирования более качественной правовой системы и государственности. Данным источником могут выступить общество, граждане, их идеи и социальные стремления. -------------------------------- <1> Рос. газ. 2009. 13 нояб.

Отмечая важность исследования правового состояния общественных отношений, развития гражданского общества и российской правовой государственности, непременно следует обратить внимание на социально-правовую активность и инициативу личности и народа в целом. Подчеркнем: данная категория являлась предметом пристального научного внимания с 70-х гг. прошлого века. При этом однозначного подхода так и не было выработано. Правовая активность, по словам М. Ф. Орзиха, "универсально обусловлена объемом (содержанием) свободы личности, официально признанной правом" <2>. В. М. Чхиквадзе, поддерживая это мнение, утверждал, что социальная активность личности определяется ее соответствием общественному прогрессу, политическим и нравственным идеалам общества; предполагает способность перерабатывать знания и социальный опыт и вносить что-то новое в решение какой-то поставленной задачи <3>. Одно из наиболее удачных определений правовой активности личности можно найти у Д. А. Ягофарова, который указывал, что это "особое, интегральное качество взаимоотношения личности и окружающей ее социально-правовой среды в виде взаимодействия, объективируемого в форме правомерной деятельности личности. С объективной стороны правовая активность характеризуется признаками творчества, инициативности личности, интенсивности и систематичности осуществления деятельности, а с субъективной - содержанием и особенностями состояния социально-психологических и правовых свойств и качеств личности, детерминирующих осуществление ею деятельности с названными чертами" <4>. -------------------------------- <2> Орзих М. Ф. Личность в социалистическом правоведении // Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. М., 1974. С. 176. <3> Чхиквадзе В. М. Социалистический гуманизм и права человека. Ленинские идеи и современность. М., 1978. С. 184. <4> Ягофаров Д. А. Правовая активность личности в профилактике правонарушений: сущность, особенности, стимулирование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 10.

Ранее выделяли формы социально-правовой активности личности (общественно-политическую, правовую, гражданскую, религиозную, творческую, производственную, научную и др.), а также виды (социально-правовую активность трудящихся, молодежи, должностных лиц (представителей органов власти), горожан и сельчан и т. д.). В литературе проводился анализ регулятивно-статической, регулятивно-обеспечительной, регулятивно-динамической, регулятивно-активизирующей, регулятивно-обеспечительной, контрольной, социализирующей и иных функций правовой активности личности <5>. -------------------------------- <5> Казимирчук В. П. Социалистический образ жизни и социально-правовая активность личности // Социалистическая законность. 1977. N 3. С. 38; Белов Г. А. Общественно-политическая активность как проявление политической культуры // Сов. государство и право. 1984. N 6. С. 3 - 10; Поликанова Е. П. Социальная активность как категория исторического материализма. М., 1986. С. 183; Мансуров К. С. Теоретические предпосылки прогнозирования развития личности и ее активности // Активность личности в социалистическом обществе. М.; Варшава, 1974. С. 43 - 55; Витрук Н. В. Закономерности правового положения личности при социализме (задачи исследования) // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. С. 42; Оксамытный В. В. Правовое воспитание - важный фактор формирования социально активной личности. Киев, 1979. С. 10 - 19; Сабикенов С. О правовой активности личности при социализме // Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. С. 161 - 185; Кожевников С. Н. Социально-правовая активность личности и условия ее действенности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 20 - 25 и др.

Исследователи особое внимание обращали на механизм формирования правовой активности. Стоит согласиться с В. И. Гойманом, указывающим, что "основными компонентами механизма формирования правовой активности выступают институты правовой социализации и сама правосоциализирующая личность" <6>, где личность должна формироваться через правовое воспитание, которое, по справедливому замечанию В. М. Шафирова, есть "действенное средство обеспечения формирования и развития правосознания, правовой культуры граждан, а в конечном счете их правовой активности" <7>. -------------------------------- <6> Гойман В. И. Формирование правовой активности личности как составная часть коммунистического воспитания: Моногр. М., 1988. С. 101. <7> Шафиров В. М. Правовая активность граждан в развитом социалистическом обществе: Учеб. пособие. Красноярск, 1989. С. 60.

Юридическая наука прошлых лет справедливо связывала формирование правовой активности личности со многими сферами общественной жизни и развития общества. Кроме того, рассмотренные научные позиции, с одной стороны, выражали представления об онтологической природе и противоречивом состоянии общественных отношений, а с другой - констатировали возрастание роли личности в механизме формирования российской правовой государственности в последнюю четверть XX в. В современный период развития российской науки и общественных отношений исследуемая категория не утрачивает актуальности и, возможно, является узловым вопросом. Так, в последние годы в специальной литературе предпринимаются попытки увязать правовую активность граждан с социально-правовыми факторами формирования данной категории <8>, с историко-культурным и цивилизационным развитием гражданского общества в России <9>. -------------------------------- <8> Прусаков А. Д. Правовая активность как юридическая категория: основы теории // Право и политика. 2008. N 4. С. 803 - 807. <9> Крупеня Е. М. Политико-правовая активность личности и Российское государство: к вопросу о цивилизационной соотносимости // История государства и права. 2009. N 7. С. 28 - 31.

Соглашаясь с изложенным, можно добавить, что при реализации правовой активности, особенно ее высоком уровне, сами граждане стремятся к получению правовых и общечеловеческих ценностей. Стоит обратить внимание на то, что в данном случае мы не ставим задачей провести грань между категориями "правовая активность гражданина" и "правовая активность личности", хотя, вероятно, содержательные, семантические и иные различия здесь присутствуют. Представляется, что именно гражданин (в узком значении) обладает необходимым социальным, культурно-историческим, религиозным, духовно-нравственным опытом и возможностью определенного, прежде всего организационно-правового, взаимодействия с государством. Полагаем, что в современных условиях в категории "правовая активность" можно выделить три элемента: а) понимание, осознание целей, задач и принципов права, в том числе естественного права; б) энергичную деятельность по реализации собственно нормативных правовых регуляторов и правовых средств; в) формирование соответствующей позиции (гражданской, идеологической, мировоззренческой), установки, содержащей ценностные ориентации и жизненное кредо гражданина, по поводу правовых отношений и направленности, "вектора" правового поведения. Наряду с этим важно говорить о правовой активности (инициативе) как непременно свободной, внутренне мотивированной и сопряженной в первую очередь с удовлетворением своих правомерных социальных и политических потребностей. В. Е. Чиркин справедливо отмечает возможность "встраивания" категории "активность человека" в механизм развития российской государственности, указывая, что "вопросы взаимных прав, обязанностей и ответственности государства и личности в наше время сравнительно успешно решаются в правовом поле (законодательстве). В реальной практике дело обстоит сложнее. Притязания личности к государству и обществу нередко превосходят ее вклад в общественное развитие... Человек сам должен развивать свою активность, участвовать трудом в развитии общества" <10>. Как видится, именно с учетом содержания человеческих качеств, социальной позиции гражданина можно говорить о построении системы отношений личности и государства. Политические, культурно-духовные и иные правомерные стремления российских граждан позволят определить реальные контуры, "каналы", правовую технологию взаимодействия российского общества с государственной властью. -------------------------------- <10> Чиркин В. Е. Государствоведение как отрасль знания и учебная дисциплина // Государство и право. 2008. N 4. С. 18.

Сегодня задача заключается в том, чтобы, имея в виду человека, создающего правовые и государственные институты в процессе развития своей интеллектуальной и духовной сущности, совершенствования индивидуальных и социально-правовых черт, можно было бы раскрыть подлинное содержание российской правовой жизни. Видимо, совокупность установок и свойств личности, обусловленных приобретенными ею знаниями и личным социальным опытом, составляет основу оценки прогрессивности современного государственного механизма и правовой системы в целом. Стоит надеяться, что в России создаются надлежащие условия для того, чтобы само общество и каждая личность в отдельности выступали основной направляющей и корректирующей силой становления эффективной правовой системы, определяли приоритеты будущего развития конституционного строя в России. Личность, в свою очередь, имеет определенный "фундамент", факторы совершенствования и развития. Здесь можно говорить о так называемой внутренней архитектуре правовой активности российских граждан, которая включает правовую культуру, правосознание и правовое воспитание. Представляется, что правовая культура - это не только высокий уровень юридического мышления, но и столь же высокое качество всей юридической деятельности. Добавим, что личность с присущей ей включенностью в правовую сферу и отношения является неотъемлемой частью механизма правового регулирования, выступает объектом его действия. От инициативы и правовой восприимчивости каждой личности зависит степень результативности механизма правового регулирования, а значит, и процесс удовлетворения социальных потребностей всех субъектов современного российского общества. Согласимся, что "чертами завтрашней системы госуправления должны стать самостоятельность и ответственность, динамичное движение вперед, следование общей идеологии развития страны, эффективное использование ресурсов, смелые и неординарные решения, поддержка инициативы и инноваций, сменяемость кадров, компетентность и кругозор" <11>. Правовая культура гражданина выступает источником устойчивой убежденности в высоком назначении права и сопряжена с инициативой и инновационными подходами в правовой деятельности. -------------------------------- <11> Жить по-человечески. Владимир Путин выступил на расширенном заседании Госсовета // Рос. газ. 2008. 9 февр.

Если говорить о правосознании как одном из факторов включенности граждан в государственно-правовые отношения, важно указать, что в данной категории участвуют не только "знание" и "мышление", но и воображение, воля, чувство, человеческая душа. С. А. Авакьян справедливо отмечает, что именно восприятие себя всеми людьми единым народом с общими менталитетом, психологией, взглядами на свою жизнь и окружающий мир, достижениями способствует созданию и сохранению социального и политического мира <12>. Надо сказать, что правосознание - это источник, вызывающий внутреннюю готовность гражданина к процессу реализации правовых норм, совершенствованию социально-правовой жизни. -------------------------------- <12> Авакьян С. А. Точка отсчета - народ. Понятия "суверенитет" и "демократия" соединит воедино только подлинное народовластие // Рос. газ. 2006. 28 окт.

Правосознание граждан, безусловно, должно основываться на нравственном и духовном фундаменте, учете и всестороннем применении исторических особенностей и характерных черт российского общества, жизни и развития личности в России. Надо полагать, это положение исходит из признания наличия в праве принципов морально-этического характера, его ценности для духовных отношений. Немаловажную роль в развитии правовой инициативы личности играет правовое воспитание, в результате которого у гражданина избирательно формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, что в значительной мере предопределяет выбор соответствующих действий и поступков. Правовая потребность активизирует субъекта, побуждает его оценивать правовую действительность, систематически обращать внимание на правовые явления и предметы, которые так или иначе способствуют ее удовлетворению. Верно замечает Л. С. Мамут, что "конечная цель воспитания - превращение смысла и ценностей демократически-правовой государственности через их рефлексию, одобрение и принятие гражданином во внутренние регуляторы его поведения. Просто знание людьми законов, устройства государства, судопроизводства и т. д. - еще не гарант гражданственности действий этих людей в политико-правовой сфере" <13>. Стоит согласиться с данным утверждением и констатировать необходимость пересмотра вопросов правового воспитания в современном российском обществе. Полагаем, существенный результат может принести действие программ правового всеобуча, проводимого среди несовершеннолетних и детей, лиц, подвергающихся уголовно-правовому перевоспитанию, иных групп населения, наиболее восприимчивых к негативным и социально вредным установкам. -------------------------------- <13> Мамут Л. С. Народ в правовом государстве. М., 1999. С. 136 - 137.

Конечно, правовое воспитание на современном этапе становления правовой системы России должно быть применено в отношении многих социальных групп. Вопрос здесь только в том, с какой интенсивностью и в каком порядке это правовое воздействие должно быть реализовано. Именно культурно богатая, сильная и активная в правовом плане личность, а также само общество смогут реализовать свои стремления и интересы. Более того, если эта реализация будет всеобщей и единой в конкретном направлении, то российская правовая система придет к желаемому результату намного быстрее и благополучнее. Как видится, этим направлением может стать идея прав и свобод граждан, создания исторически и культурно богатого свободного гражданского общества, сильного, справедливого и функционально активного государства. Данная идея послужит средством объединения и консолидации мнений и взглядов всех социальных групп, существующих в государстве. Согласимся, что "раздробленная и слабая Россия не способна обеспечить своим гражданам демократическое будущее. Это сможет сделать лишь Россия сильная и единая" <14>. -------------------------------- <14> Барциц И. Н. Правовое пространство России: современное состояние и перспективы развития // Правоведение. 1999. N 3. С. 67.

Представляется, что при исследовании категории "правовая активность российских граждан" на современном этапе развития юридической науки можно выделить перспективные направления. Так, очень внимательно следует отнестись к роли гражданского общества в решении наиболее значимых общественных и государственных проблем. Например, законодатель отводит важное место инициативе граждан в вопросе борьбы с коррупцией. В ФЗ "О противодействии коррупции" <15> в перечне мер по профилактике коррупции закреплены такие меры, как: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. При этом среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции обозначено создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества. Законодатель соглашается с тем, что при наличии у граждан высокого уровня правовой активности в первую очередь происходят совершенствование качества правотворчества и реализации норм права, ограничение произвола государственной власти, установление надлежащей регламентации деятельности органов власти в механизме правового регулирования. -------------------------------- <15> О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ // Рос. газ. 2008. 30 дек.

Обращают на себя внимание нормативные условия и правила, обеспечивающие возможности для информирования российских граждан о состоянии и качественных характеристиках государственного механизма. Сегодня законодатель формирует новый правовой институт, позволяющий реализовать инициативу граждан при получении ими информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления <16>. Это не только нормативно-правовое новшество, нуждающееся в правоприменительном совершенствовании, но и еще один шаг на пути реализации принципов правового государства в России. В этом плане категория правовой активности личности может быть востребована и нацелена на формирование соответствующей юридической практики. -------------------------------- <16> О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ // Рос. газ. 2006. 29 июля; Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ // Там же. 2009. 13 февр.

Значимым является исследование института современной российской семьи, творчества и культуры. Согласимся, что "именно в семье закладывается интерес к литературе, к чтению как важнейшему способу приобщения к общечеловеческим ценностям, как инструменту пробуждения творческого и созидательного начала личности, повышения культурного и интеллектуального уровня человека, его социальной активности" <17>. В этом вопросе необходимо отметить активную роль семьи, родителей, педагога, внутренние качества самого ребенка (воспитуемого). При этом нормативное оформление данного института сегодня еще только складывается, а значит, нуждается в методологическом анализе. -------------------------------- <17> Степашин С. Петр и Феврония: любовь по-русски // Рос. газ. 2008. 8 июля.

Достаточно интересно исследование вопросов национальной безопасности и роли личности в отношениях по обеспечению безопасности. Так, в принятой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года <18> отмечаются такие значимые и требующие разрешения вопросы, как коррупция (п. 39, 40, 55), терроризм (п. 38, 40), взаимодействие государства и гражданского общества (п. 52, 69, 77), политическая стабильность и правопорядок в российском обществе (п. 112), и др. Представляется, что реализация нормативно-правовых основ данной перспективной программы возможна с учетом исторических интересов, "социального характера" и активных политических стремлений граждан России. -------------------------------- <18> О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 // Рос. газ. 2009. 19 мая.

Также следует обратить внимание на проблемы развития геополитических отношений с точки зрения сложившихся представлений в этой сфере. Российские граждане могли бы более объективно осознавать состояние геополитики в современном мире, роль и место России в системе политической географии. Стоит учитывать, что главное сейчас - сохранить экономическую и личную свободу граждан, продолжить развивать лучшее, что есть в России, - человеческий потенциал; начать всерьез прогнозировать и работать на опережение во внешней политике <19>. Может быть, в дальнейшем научное развитие получит такая правовая категория, как правовая активность граждан в геополитической сфере, направленная, например, на понимание значения внешнеполитической деятельности Российского государства, вопросов выстраивания соответствующей модели общения России с отдельными суверенными государственными образованиями и сообществами, участие в механизме формирования объективных исторических сведений о роли российского общества в событиях общемирового значения. -------------------------------- <19> Караганов С. Ловушки "холодной войны" // Рос. газ. 2008. 29 авг.

Отдельного изучения заслуживает идея о том, что "современное государство - это государство качественно иного типа социального "мышления", ориентированное на сбалансированные корреспондирующие отношения между индивидом и обществом, поощряющее развитие научно-технического прогресса и инноваций, а также заинтересованное в "инвестировании в человека" <20>. Именно здесь можно говорить об особом механизме "сцепления" инновационного развития общества и правовой инициативы российских граждан. Например, сейчас можно наблюдать институт кадровой работы при формировании управленческих ресурсов на различных уровнях российского государственного механизма. Так, реализуются конкурсные программы, направленные на участие в них выпускников вузов, государственных служащих, людей творческих профессий. При осуществлении этих мероприятий гражданам России предоставляется возможность проявить свои умения и опыт, высказать собственную позицию, представить новаторские предложения и участвовать в их реализации. -------------------------------- <20> Нарышкин С. Е. Инновационный потенциал современного российского общества // Журн. рос. права. 2009. N 8. С. 12.

Можно говорить об инновационно-правовой культуре граждан как главнейшем социальном регуляторе, способном модернизировать общественные отношения, изменить их в позитивную сторону, что является достаточно актуальным для современной российской правовой системы. Сформированная правовая культура личности в наибольшей степени способствует социально активному и одновременно новаторскому поведению человека. Представляется, что гуманитарная наука выделит и иные направления в исследовании категории правовой активности граждан применительно к наиболее значимым сферам правовой жизни в современной России. Но российская действительность требует корреляции правового статуса гражданина и его социально-правовых стремлений. Важно выстраивать алгоритм и методологическую основу для фундаментального исследования правового настроения современного человека, определять влияние такого качества личности на процесс укрепления основ правовой жизни, гражданского общества и правового государства в России. Очевидно, что для исследования и практического совершенствования названных категорий, представляющих своеобразные "узловые звенья" в системе общественных, в том числе политических, управленческих, инновационных, отношений, необходимо создать эффективную организационно-правовую технологию "встраивания" институтов гражданского общества и инициативы самих граждан в соответствующие государственно-правовые механизмы, их участия в общественно значимой властно-распорядительной деятельности. Это говорит о предстоящей серьезной и достаточно системной научной и практической работе, направленной прежде всего на принятие и дальнейшую реализацию социально востребованных правотворческих решений. При этом в процессе исследования категории правовой активности российских граждан необходимо учитывать менталитет народа, его национальные привычки, обычаи, стереотипы, характер отношения нации к социальным, политическим и правовым нововведениям и инновациям. Очень серьезно следует отнестись к национально-религиозным и геополитическим аспектам развития личности в современной России. Например, известно, что отношение гражданина к законодательству формируется и складывается в зависимости от окружающей социально-культурной обстановки, региона, где человек проживает, исторически сложившегося образа мышления и восприимчивости к нормативно-правовым предписаниям. Сегодня можно наблюдать процессы столкновения между юридическими институтами (принципами и условиями привлечения к юридической ответственности, распределением социально-правовых льгот и преференций, процедурой поступления и прохождения государственной службы и др.) и культурно-нравственными установками, традициями отдельных национально-религиозных сообществ и групп. Важно понять историческую логику взаимодействия таких институтов, как государство, нация, церковь, религия, гражданское общество, личность. Создание современной законодательно оформленной системы взаимодействия между указанными участниками российской жизни необходимо осуществлять с учетом мнения человека, рядового гражданина России. Обозначим перспективные направления в исследовании категории правовой активности российских граждан: определение роли исследуемой категории в процессе инновационного развития общества и государства, где личность выступает ключевым звеном данного механизма, а также главным критерием оценки уровня обновления и совершенствования правовой жизни России; исследование свойств отдельных элементов правового статуса личности: правовых льгот, привилегий, преимуществ, законных интересов. Важно обратить внимание на эффективность и социальную обусловленность этих категорий как функциональных элементов механизма реализации правовой активности личности; определение должного положения личности, ее интересов и стремлений в условиях перманентных изменений правовой жизни российского общества. Здесь можно говорить о выстраивании качественной линии поведения личности при взаимодействии со многими востребованными сегодня инструментами гармонизации современной правовой жизни. Перспективность исследования представленной категории можно оценить через качество и практическую значимость уже имеющихся результатов в области теории личности. Так, можно обратиться к реализации правотворческой деятельности по формированию кодифицированного законодательства, закрепляющего права и свободы человека и гражданина, их законные интересы и условия реализации. В отдельном нормативном правовом акте можно систематизированно отразить общую картину правовых льгот, стимулов, привилегий, дозволений и возможностей личности. Кроме того, методологическое исследование подобных категорий через призму теории личности, а также дальнейшее изложение подобных правовых свойств личности в правовых нормах позволят лучше гарантировать права человека. Правовая активность личности нуждается в формировании определенного комплекса методов, посредством которых можно исследовать данную категорию. В основу методологии анализа и совершенствования представленной категории следует положить знания таких формируемых сегодня гуманитарных наук, как правовая инноватика, правовая компаративистика, инновационный менеджмент и пр. Правовая активность личности может быть востребованной и действенной во многих сферах современного развития российского общества. Пристального внимания требуют профилактика и борьба с коррупцией, противодействие терроризму, модернизация российской экономики, обновление социальной сферы, формирование эффективной российской модели образования и науки, геополитические отношения и определение места российской правовой системы на правовой карте мира и др. Предметом анализа в рассматриваемом вопросе, как видится, должны также выступить политические возможности личности. Согласимся, что сущность политических прав гражданина во многом зависит от характера, природы и специфики взаимоотношений между человеком и государством. В таких отношениях присутствует две системы связей между государством и его гражданами: 1) право на участие граждан в формировании государственных органов и самой государственной воли; 2) "свобода" влияния в необходимых пределах на общественные отношения и волю государства без опасения какого-либо внешнего воздействия со стороны государства, без подавления государством свободы индивида <21>. -------------------------------- <21> Кликушин А. А. Политические права граждан и их генезис в отечественном конституционном законодательстве // Право и политика. 2008. N 4. С. 836.

Кроме того, в основе перспективного исследования правовой активности российских граждан должны лежать такие принципы, как эволюционность и историческая последовательность развития российского общества, солидарность и консолидация общественного мнения, эффективность работы органов власти и их ответственность перед различными социально-политическими группами, конструктивное взаимодействие различных общественно-политических сил. Надо полагать, что эти вопросы, особенно при формировании общей архитектуры взаимодействия правовой активности личности с иными социально-правовыми категориями, нуждаются в комплексном исследовании. Представленные рассуждения, являясь в некоторой мере отправной точкой для новых исследований, могут и должны выступить предметом обсуждения в рамках студенческих научных групп и конференций, профессиональных научных форумов и семинаров, функционирования исполнительно-распорядительных и правоприменительных органов государства. Российская научная жизнь непременно отразит результаты творческого поиска новых свойств правовой активности граждан на страницах специализированных изданий, в монографических и иных работах ученых-юристов. Формирование и дальнейшее развитие российской правовой государственности, политико-правовой активности и культуры граждан непременно должны осуществляться посредством точного и системного учета положений законодательства и Конституции Российской Федерации. Стоит осознать, что институты сами по себе никем не руководят, никого не упорядочивают, не правят, не используются автоматически. Издаваемые законы - лишь средства, с помощью которых руководство осуществляют люди (группы, общности людей). Институты, законы функционируют исключительно в той степени и в той форме, в какой они на деле используются людьми. Применение же этих институтов, законов в конечном счете зависит от социальных качеств народа, его общей, в особенности политической и правовой, культуры. Каков уровень его цивилизационной зрелости, таково в действительности общее состояние государства <22>. Как видится, алгоритм такого состояния (формы) правового поведения российских граждан надо определять с помощью правовой активности. -------------------------------- <22> Мамут Л. С. Современная российская государственность и культура демократии // Государство и право. 2009. N 1. С. 10.

Изложенные идеи наглядно показывают необходимость дальнейшего исследования и методологической разработки правовой активности российских граждан как научной категории в процессе формирования качественно новой российской правовой системы. В связи с этим далеко не последнюю роль в ценностном измерении правовой активности играют инновационно-правовая культура российских граждан, психология, внутренний мир и исторические особенности развития личности в России.

Название документа