Актуальные проблемы в сфере безопасности дорожного движения и возможные организационно-правовые пути их решения

(Войтенков Е. А.) ("Юридический мир", 2010, N 8) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ <*>

Е. А. ВОЙТЕНКОВ

Войтенков Е. А., заместитель начальника управления ОАО "СТБ", кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы как функционирования автомобильно-дорожного комплекса России в целом, так и повышения эффективности системы обеспечения безопасности дорожного движения в частности. Автор с учетом анализа современных наиболее актуальных проблем в рассматриваемой сфере и анализа статистики предлагает возможные пути их решения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, аварийность, автомобилизация, травматизм, профилактика нарушений.

The article considers the most topical problems of both functioning of auto-road complex of Russia as a whole and the issues of improvement efficiency of the system of securing safety of road traffic in particular. Taking into consideration analysis of contemporary topical problems in the said sphere and analysis of statistics the author proposes the possible ways of solution thereof.

Key words: safety of road traffic, accidence, automobilization, traumatism, prevention of violations.

Ситуация в сфере безопасности движения на дорогах Российской Федерации вызывает серьезную тревогу уже не первый год. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный моральный и материальный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети. Обеспечение безопасности дорожного движения признано одной из острых социально-экономических и демографических проблем, представляющих угрозу национальной безопасности страны. В целях качественного улучшения ситуации в сфере безопасности дорожного движения в 2006 г. была принята Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". Параллельно велась работа по подготовке и реализации положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Транспортной стратегии России до 2030 г., которые прямо или косвенно затрагивали вопросы безопасности дорожного движения. Уже сейчас можно говорить о некоторых промежуточных результатах внедрения этих документов и эффективности тех или иных положений, содержащихся в них. Подобный анализ позволяет реально оценить прикладную значимость и результативность принимаемых мер в сфере безопасности дорожного движения, что в перспективе дает возможность эффективно корректировать комплекс дальнейших мер. Статистика показывает, что за последнее десятилетие почти в полтора раза увеличилось количество людей, пострадавших в ДТП, из расчета на 100 тыс. населения и на 8% из расчета на 10 тыс. единиц транспорта. Анализ зарубежных данных показывает, что уровень защищенности населения в Российской Федерации от угроз, связанных с дорожным движением, в 2 - 5 раз ниже, чем в странах Западной Европы. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий в мире погибают около 1,3 млн. человек и свыше 50 млн. - получают ранения. Только в странах Европейского союза погибают более 40 тыс. человек (см. таблицу).

Динамика числа погибших в результате ДТП

Страна 1990 г. 2004 г. 2006 г.

в % к 1990 г.

Россия 35 366 34 506 32 724 -7,4

Австрия 1 558 878 730 -53,2

Болгария 1 567 943 1 043 -33,4

Великобритания 5 402 3 658 3 297 -38,9

Венгрия 2 432 1 296 1 305 -46,3

Германия 11 046 5 842 5 091 -53,9

Испания 9 032 4 741 4 104 -54,6

Нидерланды 1 376 804 730 -46,9

Польша 7 333 5 712 5 243 -28,5

Португалия 2 321 1 135 969 -58,3

Финляндия 649 375 336 -48,2

Франция 10 289 5 232 4 709 -54,2

Швеция 772 480 445 -42,4

Ежегодный мировой ущерб в результате ДТП превышает 500 млрд. долларов США. Анализ причин такого состояния дел показывает, что 80% дорожно-транспортных происшествий происходит по причине несоблюдения водителями правил дорожного движения, при этом 10% от указанного количества совершается неопытными водителями со стажем вождения менее двух лет. Наиболее распространенными нарушениями Правил дорожного движения являются превышение скорости и нарушение очередности проезда перекрестков. Доля происшествий, причинами которых являются нарушения Правил дорожного движения со стороны пешеходов, составляет 18%. Именно пешеходы являются самой уязвимой группой участников дорожного движения. При этом среди всех погибших в дорожно-транспортных происшествиях они составляют 36%. На графике приводятся сравнительные международные данные об удельном весе погибших пешеходов в общем числе погибших при дорожно-транспортных происшествиях.

Россия

Япония

Польша

Дания

Испания

Австрия

Финляндия

Германия

Исландия

Норвегия

Австралия

Новая Зеландия

Швеция

Бельгия

Франция

Нидерланды

% 0 5 10 15 20 25 30 35 40

Уже много лет фиксируется постоянный прирост автомобильного парка - за последние 10 лет он увеличился в полтора раза преимущественно за счет легковых автомашин (см. рис.).

45 000

Транспортные 40 000 2943// средства, 3241// тыс. единиц /// 894 35 000 3339// 882 4095/ 3758/ /// *** 6209/ 5747/ 5184/ 4611/ /// /// 824 *** *** 30 000 /// /// /// /// 766 792 5168* 5349* /// 662 703 730 4929* 640 4778* 4849* *** >>> >>> 25 000 *** *** 4669* *** *** >>> >>> *** 4482* 4625* *** >>> >>> >>> 4388* >>> >>> >>> >>> >>> 20 000 >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> 15 000 >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> 10 000 >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> 20 353> 21 231> 22 468> 23 383> 24 208> 25 570> 26 794> 29 405> 32 021> 5000 >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> >>> 0 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Годы

>>> Легковые *** Грузовые Автобусы /// Мототранспорт автомобили автомобили

Вместе с тем отмечается тенденция к старению парка - доля автомобилей, срок эксплуатации которых составляет более 10 лет, неуклонно растет, что порождает высокую вероятность выхода автотранспорта из строя в процессе движения и как следствие - тяжкие последствия этого. Данные о распределении парка транспортных средств по видам и срокам эксплуатации приведены ниже.

Срок Легковые Грузовые Автобусы Мототранспорт эксплуатации автомобили автомобили

тыс. доля, тыс. доля, тыс. доля, тыс. доля, единиц % единиц % единиц % единиц %

менее 5 лет 8 918,4 27,8 939,3 17,6 246,7 27,6 50,4 1,7

от 5 до 8 386,3 26,2 1 096,8 20,5 245,6 27,5 214 7,3 10 лет

более 10 лет 14 716,3 46 3 312,6 61,9 401,8 44,9 2 678,2 91

Всего 32 021 100 5 348,7 100 894,1 100 2 942,6 100

Одной из ключевых составляющих автомобильно-дорожного комплекса России является сеть автомобильных дорог и ее состояние. Несмотря на высокие темпы прироста автомобильного парка, увеличение протяженности дорожной сети происходит крайне медленно. По оценкам экспертов, темпы прироста автопарка в пять раз выше темпов увеличения протяженности дорог. Данный показатель примерно одинаково охватывает как федеральные трассы, так и региональные дороги. При этом сами дороги зачастую находятся в неудовлетворительном состоянии, а дорожная инфраструктура сильно изношена. Согласно статистике по состоянию на 2009 г. около 30% автомобильных дорог эксплуатировались в состоянии перегрузки, и этот показатель продолжает усугубляться - учитывая высокие темпы автомобилизации, он имеет все предпосылки для дальнейшего роста. Ситуация усугубляется недостаточно эффективными схемами организации дорожного движения, которые зачастую применяются бессистемно и неспособны оперативно реагировать на изменения характера транспортных потоков. Это лишь общие черты современного положения дел в автомобильно-дорожном комплексе России в целом и в сфере безопасности дорожного движения в частности. Очевидно, что последствиями вышеуказанных обстоятельств могут стать следующие негативные явления: - снижение скорости движения и образование "пробок" в крупных городах; - увеличение количества незначительных по своему ущербу дорожно-транспортных происшествий, создающих существенные помехи пропускной способности дорог; - перегруженность дорожной сети как фактор, ухудшающий функционирование экстренных служб; - ухудшение экологической обстановки вследствие роста количества автотранспорта. Учитывая, что решить все проблемы, которые привели к возникновению этих и многих других негативных факторов в автомобильно-дорожном комплексе и сфере безопасности дорожного движения, невозможно в течение короткого промежутка времени, представляется целесообразным рассмотреть возможность хотя бы снижения негативных последствий, вызываемых указанными обстоятельствами. Эта цель может быть достигнута, в частности, путем использования зарубежного опыта, разработки и внедрения схем привлечения частного соинвестирования в данную сферу, создания негосударственной инфраструктуры, организации общественно-разъяснительной работы по вопросам предупреждения и профилактики дорожно-транспортного травматизма. Вместе с тем одной из ключевых задач является построение наиболее эффективной модели управления системой обеспечения безопасности дорожного движения на всех уровнях (федеральном, региональном и местном). Представляется, что данная работа должна строиться при обязательной оценке эффективности работы деятельности органов власти всех уровней, в том числе и с учетом состояния дел в сфере безопасности дорожного движения. Немаловажной видится качественная аналитическая работа, направленная на прогнозирование и моделирование перспективных ситуаций в сфере безопасности дорожного движения. Весьма перспективным представляется проведение работы по выработке финансовых механизмов, при которых денежные средства взимаемых штрафов могли бы быть направлены на мероприятия, связанные с повышением эффективности системы безопасности дорожного движения. Немаловажным конечным фактором оценки эффективности системы безопасности дорожного движения видится сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий. Представляется, что этого результата можно достичь путем предупреждения и профилактики опасного (противоправного) поведения участников дорожного движения. Это возможно при широком вовлечении в данную работу общественных организаций, продвижении продуктов социальной рекламы с широким использованием средств массовой информации (телевидение, радио, печать), использованием инновационных решений (пропаганда безопасности дорожного движения через Интернет) и нетрадиционных решений (например, демонстрация видеороликов в кинозалах). Положительный эффект может оказать работа, направленная на формирование у населения (у участников дорожного движения - в особенности) стереотипов законопослушного поведения и широкое информирование населения о проблемах в сфере безопасности дорожного движения. Весьма эффективным может быть внедрение средств технической фиксации нарушений и создание единой общегосударственной базы данных по учету таких правонарушений. Еще одной, не менее важной, стороной вопроса повышения безопасности дорожного движения является профилактика дорожно-транспортного травматизма. Несмотря на то что за последние годы доля дорожно-транспортных происшествий с участием детей сократилась с 14 до 10%, а количество погибших снизилось почти вдвое, на наш взгляд, требуется обязательное совершенствование школьных образовательных стандартов и включение в них просветительских программ, связанных с проблемами безопасности дорожного движения. Представляется весьма актуальным создание детских автомобильных школ и автогородков для формирования навыков безопасного поведения на дорогах, обучения Правилам дорожного движения и основам безопасности дорожного движения. Пропаганда безопасности дорожного движения среди детей с использованием возможностей средств массовой информации также весьма актуальна. При этом необходимые знания должны доноситься до детей в доступной и интересной для них форме. Учитывая, что, как уже отмечалось, 80% дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей, развитие системы отбора водительских кадров и их подготовки, а также ее (системы) совершенствование - крайне важный этап в совершенствовании системы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом одной из ключевых проблем являются лицензирование и контроль за деятельностью образовательных учреждений по подготовке водительских кадров, не являющихся государственными организациями. Одной из наиболее затратных и финансовоемких составляющих в работе по повышению эффективности системы безопасности дорожного движения является сокращение диспропорции между количеством автотранспорта и протяженностью и состоянием улично-дорожной сети. Для решения этой задачи необходимо помимо собственно увеличения темпов дорожного строительства и снижения нагрузки на существующую дорожную сеть провести и иные не менее значимые работы: - обеспечить уровень эксплуатационных характеристик дорог до уровня, соответствующего современным требованиям безопасности дорожного движения; - внедрить схемы организации движения, при которых максимально исключить взаимный контакт между автомобильным и иным видом транспорта (автомобильные дороги и железнодорожные переезды) и между автомобильным транспортом и пешеходами; - обеспечить эффективное развитие комфортабельного общественного транспорта в крупных населенных пунктах с выделением специальных полос для его движения; - создать условия для естественного смещения у населения акцентов с использования личного автотранспорта в пользу общественного транспорта (комфортабельность и невысокая цена перевозок, относительно высокая скорость перемещения общественным транспортом). Несомненно, крайне важным является такое направление работы, как совершенствование системы государственного контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения, которое, на наш взгляд, должно предусматривать такие направления работы, как: - изучение и выявление основных причин, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, и пресечение нарушений в данной сфере; - реализация мер, направленных на повышение уровня доверия населения и общества к представителям Госавтоинспекции; - повышение уровня материального обеспечения и социальных гарантий сотрудников Госавтоинспекции как важного фактора, влияющего на качество кадрового состава и мотивацию на добросовестное выполнение своих обязанностей. В заключение хотелось бы отметить, что предлагаемые нами меры и их реализация должны носить комплексный и системный характер, что существенно повышает их эффективность.

Название документа