Образование в системе МВД - внедрение инновационных методов

(Сычев Е. А., Нежибецкая И. Е., Андрухов В. А.)

("Общество и право", 2010, N 3)

Текст документа

ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МВД - ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ

Е. А. СЫЧЕВ, И. Е. НЕЖИБЕЦКАЯ, В. А. АНДРУХОВ

Сычев Евгений Анатольевич, кандидат юридических наук, начальник кафедры административной и служебной деятельности Краснодарского университета МВД России.

Нежибецкая Ирина Евгеньевна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной и служебной деятельности Краснодарского университета МВД России.

Андрухов Вадим Алексеевич, кандидат социологических наук, преподаватель кафедры административной и служебной деятельности Краснодарского университета МВД России.

В статье представлены результаты анализа практики внедрения инновационных технологий в образовательный процесс в рамках кафедры административной и служебной деятельности Краснодарского университета МВД России, в частности: обеспечение образовательного процесса учебно-методическими материалами, соответствующими инновационными средствами обучения, организация возможности своевременного доступа обучающихся к информационным и техническим ресурсам, активное распространение положительного опыта, мониторинг результатов инновационной деятельности, развитие нормативной базы, обеспечивающей эффективное использование потенциала инновационных форм.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, реализация информационных образовательных технологий, мультимедийное сопровождение занятий, вариативность содержания обучения, репрезентативность анализа уровня знаний.

In article are presented results of the analysis practical persons introduction innovational technology in educational process within the framework of pulpit administrative and official activity Krasnodar University MIA Russia, in particular: an ensuring the educational process scholastic-methodical material, corresponding to innovational a facility of the education, an organization of the possibility of the well-timed access training to information and technical resource, an active spreading the positive experience, a monitoring result of innovational activity, a development of the normative base, providing efficient use the potential innovational forms.

Key words: innovational infrastructure, realization information educational technology, multimedia accompaniment occupation, variativity contentses of the education, representivity analysis level knowledges.

Одним из основных направлений государственной политики на современном этапе развития Российской Федерации является создание инновационной инфраструктуры и развитие инновационного потенциала.

Этот вектор характерен и для области образования, что находит подтверждение в положениях Федерального закона от 10.04.2000 N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования". Данная Программа, которая определена в качестве организационной основы государственной политики в рассматриваемой сфере, устанавливает две базовые цели. Первая из них - устойчивое функционирование системы образования в стране, вторая - решение задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций).

В то же время подчеркнем: самые правильные, важные и своевременные требования, закрепленные законодательно, не изменят что-либо, если не будет организована их реализация. Поэтому видится интересным обмен опытом практического формирования и развития инфраструктур инновационных систем.

Особенно это актуально в рамках образовательных учреждений системы МВД России в связи с модернизацией органов внутренних дел в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации". В частности, в Указе обращается внимание на необходимость преобразований в процессе обучения и подготовки сотрудников милиции, которые должны определять настоящее и будущее МВД как органа, который обеспечивает конституционные права и свободы граждан страны, законность, безопасность и правопорядок.

Одним из крупнейших вузов системы признается Краснодарский университет МВД России, в связи с чем анализ проблемных вопросов и положительных результатов внедрения инновационных образовательных программ в университете, полагаем, позволит отразить характерные плюсы и минусы рассматриваемого процесса в целом.

Как известно, под инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании [1]. Какие же мероприятия наиболее целесообразно осуществлять в рамках таких методов?

По мнению преподавательского состава кафедры административной и служебной деятельности университета, в первую очередь, это обеспечение образовательного процесса соответствующими инновационными средствами обучения и учебно-методическими материалами.

Так, сотрудниками данной кафедры, которыми проводятся учебные занятия, как правило, по дисциплинам специализации на заключительных курсах обучения, разработаны комплексы мультимедийного сопровождения ряда лекций и практических занятий. При этом, безусловно, проведена работа по подготовке методических разработок проведения таких занятий.

На наш взгляд, апробирование внедрения в учебный процесс мультимедийного сопровождения занятий доказывает их эффективность.

Во-первых, при одновременном использовании нескольких каналов восприятия структурированной информации, при вариативности содержания обучения данная форма проведения занятий стимулирует учебную активность обучаемых и эффективность усвоения представленного материала. В конечном итоге это ведет к повышению уровня знаний обучающихся, что подтверждается проведенным анализом уровня знаний (рубежный контроль и промежуточная аттестация) в учебной группе. При этом для репрезентативности результатов сравнивались оценки курсантов по разным дисциплинам, но преподавание по которым велось одним и тем же сотрудником кафедры. То есть на результат не мог влиять уровень преподавания, как это могло бы наблюдаться при проведении занятий разными преподавателями. Нельзя не отметить полученный результат - по учебному курсу, где проводились интерактивные виды занятий, оценки знаний при проведении рубежного контроля у 55% курсантов выше, чем по курсу, где указанные средства не использовались. Аналогично оценки знаний в ходе промежуточной аттестации у 61% курсантов выше по учебному курсу, где проводились интерактивные виды занятий.

Диаграмма 1. Сравнительный уровень оценок знаний

при проведении рубежного контроля по учебным курсам -

с учетом применения интерактивных видов занятий

6

5

\

4 \

\ \

3 \ \

\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \

2 \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \

\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \

1 \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \

\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \

0

1 3 5 7 9 11 13 15 17

\ - Без применения интерактивных форм занятий

- С применением интерактивных форм занятий

Диаграмма 2. Сравнительный уровень оценок знаний

при проведении промежуточной аттестации по учебным курсам -

с учетом применения интерактивных видов занятий

Диаграмма не приводится.

Во-вторых, демонстрация реального процесса служебной деятельности или служебных документов непосредственно формирует и развивает у обучающихся навыки выполнения профессиональных обязанностей, возложенных на должностных лиц системы МВД. Курсанты, слушатели на экране видят специфику применения различных тактических и психологических приемов деятельности сотрудников подразделений милиции; наблюдают навыки анализа складывающейся оперативной обстановки и выработки на их основе соответствующих решений в различных ситуациях; усваивают умения правомерного применения на практике изученных ими нормативных документов и т. д. То есть приобретается существенный опыт профессиональной деятельности.

В целом решается задача оптимизации учебного процесса путем рационального сочетания традиционных методов передачи и закрепления информации с новыми возможностями преподавания, а также взаимосвязи теоретического и практического обучения, направленного на приобретение профессионально необходимых умений и навыков.

Следующий важный аспект, отмечаемый преподавательским составом кафедры, - значим не только анализ результатов применении указанной формы обучения, необходимо активно распространять положительный опыт. В данном контексте хорошо зарекомендовали себя открытые занятия с использованием мультимедийных средств, а также создание фонда видеоматериалов (видеофильмов, видеороликов), наглядно демонстрирующих как методику проведения интерактивных занятий, так и алгоритм действий сотрудников различных подразделений милиции при выполнении функциональных обязанностей.

Наряду с положительным эффектом при проведении интерактивных форм занятий выявляются определенные проблемные вопросы, в частности касающиеся необходимости развития нормативной базы, обеспечивающей эффективное использование потенциала инновационных форм.

Так, при проведении практических занятий по теме "Предупреждение, пресечение правонарушений, посягающих на общественный порядок и установленный порядок управления" обучающимися был выявлен "пробел" законодательства. Установлено, что преподаватель не может продемонстрировать им достаточно интересные материалы судебной практики и практики правоприменения в рамках выявленных преступлений и правонарушений экстремистской направленности. Например, представление образцов наколок, элементов одежды с изображениями атрибутики или символики, сходными с нацистской до степени смешения, фактически может быть квалифицированно по ст. 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данная статья предусматривает ответственность за публичное демонстрирование таковой атрибутики (символики). Аналогичная ситуация наблюдалась и при рассмотрении вопросов привлечения правонарушителей к ответственности за распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ).

И возможность привлечения к ответственности реальна - ведь несколько лет назад прокуратура Ставрополья вела расследование уголовного дела, возбужденного в отношении профессора университета В. Авксентьева, который обвинялся в том, что в своей монографии он допустил публикацию материалов экстремистского характера, в то время как, по словам ученого, он пытался отразить картину происходящих процессов и вскрыть проблемы [2].

В результате рассмотрения дела суд оправдал ученого, однако сам факт уголовного преследования показывает, что существует вышеуказанная проблема. В то время как в современных условиях профессорско-преподавательскому составу в образовательных учреждениях МВД необходимо вырабатывать у обучающихся умения выявлять правонарушения экстремистской направленности, в ходе учебного процесса они, не нарушая законодательство, не могут проводить тренинги с использованием текстов и изображений рассматриваемого вида.

Ранее комментарии по квалификации административных правонарушений рассматриваемого вида ссылались на ст. 3 Закона г. Москвы от 15.01.1997 N 1 "Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории города Москвы", которая определяла, что не рассматривается в качестве противоправного действия воспроизведение нацистской символики в рамках фильмов и публикаций, осуждающих фашизм либо излагающих исторические события. Однако указанный Закон г. Москвы утратил силу 18.09.2002.

Полагаем, в настоящее время данный проблемных вопрос может быть решен путем внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях примечания к статьям 20.3, 20.29 следующего содержания:

"Примечание. Не является административным правонарушением распространение и использование в специализированных изданиях, рассчитанных на работников правоохранительных органов, а также в учебных целях в образовательных учреждениях системы МВД и ФСБ, образцов материалов экстремистской направленности - для обучения навыкам противодействия экстремизму".

Продолжая разговор об инновационных образовательных технологиях, следует также обратить внимание на реализацию такого метода обучения, как дистанционный. Данный внеаудиторный способ обучения в настоящее время наиболее обеспечен технологической инфраструктурой в системе дополнительного профессионального образования университета, в рамках которой предстоит в ближайшие годы переподготовить и повысить квалификацию значительного контингента сотрудников милиции.

В связи с чем на кафедре административной и служебной деятельности были разработаны и представлены в системе дистанционных образовательных технологий на базе ПО "STELLUS" учебно-методические материалы в формате СДОТ (лекции, тестовые задания) для 15 категорий слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации.

Пожалуй, наиболее сложным аспектом в процессе создания инновационной инфраструктуры является обеспечение учебных аудиторий современными техническими и программными средствами обучения. Не секрет, что на деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают сложности экономического характера.

Поэтому решение определенных задач обеспечения техническими и информационными средствами обучения создает у коллектива университета мотивацию интенсификации учебного процесса. Техническое оснащение кафедры административной и служебной деятельности в настоящее время представлено следующим оборудованием: интерактивная доска, компьютеры, принтеры, сканеры, телевизоры, ноутбук, видеомагнитофон, DVD-проигрыватели, мультимедийный проектор, видеокамера.

Учебно-экзаменационный класс кафедры представляет собой кабинет с рабочим местом преподавателя и 11 рабочими. Все рабочие места оснащены компьютерами, объединенными в рабочую сеть с выходом на сервер.

Перечень материалов, доступных с рабочих мест учебно-экзаменационного класса, включает: фондовые лекции преподавателей кафедры, видеоматериалы по дисциплинам, мультимедиа-презентации по темам занятий, тесты контроля знаний, нормативно-правовые акты, необходимые в деятельности сотрудника МВД, учебный тренажер "3D ИНСТРУКТОР" по вождению автомобиля в условиях большого города, обучающие видеоигры по Правилам дорожного движения.

Обеспечение на должном уровне учебного процесса современными техническими и программными средствами обучения создает условия для доступа обучающихся к таким информационным ресурсам.

В специализированном классе кафедры проводится обучение курсантов по разделам "Основы законодательства в сфере дорожного движения" и "Основы безопасного управления транспортным средством". Основное внимание при проведении практических занятий по темам данных разделов уделяется решению комплексных задач и разбору типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием обучающих компьютерных программ. При этом основными учебными целями теоретической подготовки являются: формирование умений правильно руководствоваться дорожными знаками и разметкой, сигналами регулировщика, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие; выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой, ознакомление с действиями водителей транспортных средств в конкретных условиях дорожного движения. Все эти цели достигаются при помощи мультимедиа-сборников, учебных фильмов.

Начальное обучение вождению проводится индивидуально с каждым обучаемым при помощи программы "3D ИНСТРУКТОР" - компьютерного симулятора, разработанного для обучения начинающих водителей базовым навыкам управления автомобилем в условиях большого города. Основная задача программы - погрузить обучаемых в мир дорожного движения, близкий к реальности, с его отклонениями от официальных правил и научить будущего или начинающего водителя спокойно и комфортно чувствовать себя в этой непростой среде, водить машину, не подвергая опасности себя и других участников дорожного движения.

Для тех, кто имеет хотя бы небольшой опыт вождения, далеко не секрет, что теоретических знаний ПДД для управления машиной недостаточно и даже, более того, они часто не имеют ничего общего с суровой реальностью практического вождения, поэтому для овладения навыками водительского мастерства необходимо как можно больше водить машину, нужен бесценный опыт, который можно получить только за рулем автомобиля. Однако для начинающих водителей накопление опыта займет длительное время. Учебный тренажер "3D ИНСТРУКТОР" позволяет сократить это время, доводя до автоматизма необходимые навыки за экраном компьютера, не подвергая опасности себя и окружающих. Учитывая сложность и объем задачи по моделированию условий вождения в большом городе, "3D ИНСТРУКТОР" выполняет роль пилотного проекта.

Отработка курсантами умений и навыков в учебно-экзаменационном, специализированном классе позволили повысить эффективность и оптимизировать профессиональную подготовку, в частности:

усилить внимание обучаемых на излагаемом материале;

структурировать и стандартизировать изучаемый материал по дисциплинам, изучаемым на кафедре;

максимально индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

осуществлять контроль за усвоением материала с обратной связью и диагностикой ошибок;

использовать информационные базы данных, необходимые в учебной деятельности;

привить начальные навыки управления на учебном тренажере "3D ИНСТРУКТОР";

обеспечить текущий и итоговый контроль с помощью экзаменационных программ.

Признавая важность всех перечисленных составных частей системы инновационной инфраструктуры, полагаем, наиболее существенным фактом, влияющим на степень ее развитости, является уровень условий организации инновационной деятельности. Он, прежде всего, предопределен стратегией руководства вуза в рамках поддержки комплекса мероприятий по созданию и внедрению новых технологий, методов и форм обучения.

Таким образом, анализ практики внедрения инновационных технологий в образовательный процесс позволяет выделить основные направления оптимизации системы инновационного обеспечения:

стратегия руководства образовательных учреждений по линии поддержки инноваций;

обеспечение образовательного процесса учебно-методическими материалами, соответствующими инновационными средствами обучения;

организация возможности своевременного доступа обучающихся к информационным и техническим ресурсам;

активное распространение положительного опыта;

мониторинг результатов инновационной деятельности;

развитие нормативной базы, обеспечивающей эффективное использование потенциала инновационных форм.

Литература

1. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 27 дек. 2009 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. Ст. 1797; Российская газета. 2009. 29 дек.

2. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (в ред. от 26 июня 2007 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2000. N 16. Ст. 1639; Парламентская газета. 2007. 3 июля.

3. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" // Собр. законодательства Российской Федерации. 2009. N 52 (1 ч.). Ст. 6536.

4. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. N 89 "О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы" (в ред. от 23 дек. 2006 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2006. N 8. Ст. 925.

5. Приказ Минобрнауки РФ от 23 июня 2009 г. N 218 "Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования" // СПС "КонсультантПлюс".

6. Письмо Рособрнадзора от 17 апреля 2006 г. N 02-55-77ин/ак "О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений" // Официальные документы в образовании. 2006. N 16.

7. Приказ МВД РФ от 28 августа 2009 г. N 668 "О порядке присуждения грантов для государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

8. Гребенникова И. Д. Инновационные аспекты современного образовательного процесса в контексте присоединения России к Болонской конвенции (правовой анализ) // Юридическое образование и наука. 2007. N 1.

9. Нарышкин С. Е. Инновационный потенциал современного российского общества // Журнал российского права. 2009. N 8.

10. Овчинников О. А. К вопросу научной и инновационной деятельности органов внутренних дел // Российский следователь. 2006. N 10.

11. Савцов Л. К. Пресечение экстремистской деятельности и профилактика преступлений на почве национальной вражды и ненависти // Политический и религиозный экстремизм: Сборник научных трудов / Сост.: А. А. Волков и Г. Ю. Лесников. М.: ВНИИ МВД России, 2005.

12. Шишкова Т. Н. Территории инновационного развития как составная часть российской инновационной системы (правовой анализ) // Юридический мир. 2009. N 2.

Название документа