Система оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в ходе раскрытия и расследования преступлений

(Шевелев Н. С.) ("Общество и право", 2010, N 3) Текст документа

СИСТЕМА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В ХОДЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Н. С. ШЕВЕЛЕВ

Шевелев Николай Сергеевич, аспирант кафедры криминалистики и правовой информатики Кубанского государственного университета.

На основе анализа точек зрения ученых дается определение оперативно-розыскного мероприятия, приводится классификация трех категорий оперативно-розыскных мероприятий.

Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия, оперативно-тактические ситуации, раскрытие и расследование преступлений.

On the basis of analysis of scientists points view is given the conception of special investigation activity, the classification of three categories of special investigation activities is also provided.

Key words: special investigation activities, operational-tactical situations, exposure and investigation of crime.

Раскрытие и расследование преступлений осуществляется в условиях активного, целенаправленного и порой весьма изощренного противодействия со стороны преступных групп. В связи с этим встает вопрос о надлежащем использовании оперативно-розыскных возможностей для сбора, анализа и проверки оперативно-розыскной информации о деятельности преступных групп, совершающих преступления. Их раскрытие и расследование связаны с двумя основными оперативно-тактическими ситуациями: поступает заявление потерпевшего или свидетеля о совершении преступления, и материалы осмотра места происшествия и других действий являются достаточными основаниями для возбуждения уголовного дела; уголовное дело возбуждается по материалам, полученным оперативным аппаратом по результатам оперативной разработки на преступную группу. В ходе оперативной разработки подозреваемого, задержанного за какое-либо преступление выясняется его принадлежность к организованной преступной группе, совершающей серийные преступления. Подготовка и принятие решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии со ст. 6 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", должна начинаться с анализа оперативно-тактической ситуации, в ходе которой изучается поступившая информация <1>. -------------------------------- <1> Халиков А. Н., Яковец Е. Н., Журавленко Н. И. Юридическое, техническое и информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. М., 2010. С. 86.

Дальнейшее планирование оперативно-розыскного мероприятия включает в себя выбор места, времени, участников мероприятия, необходимых специальных технических средств, подготовку документального оформления мероприятия, порядка и тактики его проведения <2>. -------------------------------- <2> Чечетин А. Е. Структурный анализ оперативно-розыскных мероприятий // Оперативник (сыщик). 2006. N 1. С. 37.

Оценка результатов оперативно-розыскных мероприятий проводится по общим правилам и принципам, установленным уголовно-процессуальным законодательством. В частности, в зависимости от оперативно-тактических ситуаций полученные с помощью оперативно-розыскных мероприятий фактические данные могут послужить основанием для принятия решения следователем о возбуждении уголовного дела либо об их приобщении к расследуемому уголовному делу в качестве доказательств. Следует отметить, что в статье 6 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" определение оперативно-розыскного мероприятия не изложено. Оно выработано оперативно-розыскной теорией, хотя единства мнений о его понятии так и не достигнуто <3>. В Законе не раскрывается содержание оперативно-розыскных мероприятий, которые проводятся при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а дается лишь их наименование (перечень). -------------------------------- <3> Шумилов А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы: В 2-х кн. Кн. 2: Оперативно-розыскные мероприятия и меры: Учебно-практ. пособие. М., 2008. С. 6.

В связи с этим в юридической литературе даются различные определения оперативно-розыскных мероприятий. Так, А. Б. Чечетин считает, что оперативно-розыскные мероприятия - составной элемент структурной оперативно-розыскной деятельности, состоящей из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач <4>. -------------------------------- <4> Чечетин А. Б. Оперативно-розыскные мероприятия // ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности": Научно-практ. коммент. Омск, 1999. С. 43.

Другие авторы под оперативно-розыскным мероприятием понимают конкретную деятельность по установлению уполномоченными лицами на основании и в порядке, предусмотренных законодательством России, оперативно-розыскных данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам, проводимую в интересах борьбы с преступностью, защиты прав граждан, коллективов и общества <5>. -------------------------------- <5> Францифоров Ю. В., Алферов В. Ю., Громов Н. А. Виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их применения // Следователь. 2001. N 3. С. 38.

А. Ю. Шумилов определяет оперативно-розыскное мероприятие как предусмотренный ФЗ "Об ОРД" поведенческий акт субъекта, непосредственно осуществляющего ОРД (оперативник, агент и др.), сутью которой является получение необходимой для достижения целей и решения задач ОРД информации <6>. -------------------------------- <6> Шумилов А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М., 2001. С. 302.

Анализ различных точек зрения ученых позволяет нам определить оперативно-розыскное мероприятие как систему тактических поисковых действий, проводимых субъектами оперативно-розыскной деятельности по добыванию оперативно значимой информации, в соответствии с основаниями и условиями, предусмотренными федеральным законодательством. На наш взгляд, целесообразно в статье 6 ФЗ об ОРД дать развернутое определение оперативно-розыскного мероприятия, раскрыть их основное содержание, что необходимо в целях единообразного понимания существа и порядка их осуществления. Следует согласиться с мнением, что законодательная расшифровка оперативно-розыскных мероприятий "не перейдет границу государственной тайны, вместе с тем поможет оперативникам, следователям, судьям, прокурорам и всем иным лицам понимать и, соответственно, применять закон <7>. Поэтому знания гражданами содержания оперативно-розыскных мероприятий не сможет помешать их эффективному проведению. -------------------------------- <7> Захарцев С. И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. СПб., 2004. С. 103.

Практика раскрытия и расследования преступлений показывает, что в целях выявления и документирования криминалистически значимой информации наиболее распространенными являются три категории оперативно-розыскных мероприятий <8>. -------------------------------- <8> А. Ю. Шумилов оперативно-розыскные мероприятия классифицирует по иным основаниям. См.: Указ. соч. С. 20 - 21.

Первая категория оперативно-розыскных мероприятий проводится оперативными работниками самостоятельно, без санкционирования руководителя оперативного аппарата и судьи, поскольку обычно не влечет ограничения конституционных прав граждан. К таким наиболее распространенным оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос; наведение справок; отождествление личности; наблюдение (кроме наблюдения с проникновением в жилище). Вторая категория оперативно-розыскных мероприятий проводится оперативными работниками только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. К таким мероприятиям можно отнести: оперативное внедрение; оперативный эксперимент; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (кроме обследования жилища, которое санкционирует судья). Третья категория оперативно-розыскных мероприятий проводится после соответствующего санкционирования: утверждения постановления руководителем оперативного аппарата и вынесения судебного решения, поскольку они ограничивают конституционные права человека и гражданина. К ним относятся: обследование жилища; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи. Следует подчеркнуть, что формой реализации комплекса оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в целях раскрытия преступлений, является личный сыск. В процессе личного сыска реализуется система оперативно-розыскных мероприятий (опрос, наведение справок, наблюдение, отождествление личности и т. д.) в любой последовательности и совокупности, в зависимости от складывающейся в тот или иной момент оперативно-розыскной ситуации. С учетом поступления новой информации проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий может осуществляться и корректироваться в ходе личного сыска. Это позволяет определить тактику и последовательность проведения оперативно-розыскного мероприятия и тактических приемов для решения конкретной задачи (установление местонахождения преступников, похищенного имущества и орудий преступления). Реализация полученной информации может осуществляться путем задержания преступника по "горячим следам", при его опознании либо похищенных вещей и т. д. Полученные при личном сыске сведения обладают достаточной степенью достоверности, поскольку оперативные работники лично участвуют в оперативно-розыскном процессе, поэтому они могут участвовать в уголовном судопроизводстве в качестве свидетелей. По результатам личного сыска составляется рапорт или справка, к которой могут прилагаться фотовидеозаписи. Результаты анкетирования оперативных работников позволили определить наиболее эффективные оперативно-розыскные мероприятия, проводимые по исследуемой категории дел: опрос - 94,1%; наведение справок - 89,3%; наблюдение - 85,2%; отождествление личности - 65,8%; оперативное внедрение - 38,2%; прослушивание телефонных переговоров - 34,8%; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности - 32,7%; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - 29,2%; снятие информации с технических каналов связи - 18,4%; оперативный эксперимент - 7,1%. Таким образом, использование оперативно-розыскных мероприятий в расследовании преступлений имеет важное значение, однако их результаты должны быть представлены следователю своевременно и в соответствии с законом. Представляется, что для этого возникает необходимость в более четком разграничении поводов и оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, особенно тех, которые ограничивают конституционные права граждан и человека. Кроме того, требует кардинального увеличения объем финансирования оперативно-розыскной деятельности и улучшения технического оснащения оперативно-розыскных подразделений, без чего невозможно успешное осуществление оперативно-розыскных мероприятий.

Название документа