Организационное обеспечение реализации уголовной политики органами внутренних дел

(Мелехин О. Ю., Волкова О. В.)

("Общество и право", 2010, N 3)

Текст документа

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ

ПОЛИТИКИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

О. Ю. МЕЛЕХИН, О. В. ВОЛКОВА

Мелехин Олег Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России.

Волкова Олеся Викторовна, адъюнкт кафедры уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России.

В статье проанализировано понятие организационного обеспечения реализации уголовной политики, его содержание, а также предложены основные направления его совершенствования органами внутренних дел.

Ключевые слова: реализация уголовной политики, организационное обеспечение, органы внутренних дел, совершенствование организационного обеспечения.

In the article the concept of organizational supplying of realization of criminal politics is analyzed, its value, is opened its content, and also the basic directions of its perfecting by the law-enforcement bodies are offered.

Key words: realization of criminal politics, organizational supplying, law-enforcement bodies, perfecting of organizational supplying.

Реализация уголовной политики органами внутренних дел невозможна без ее грамотного организационного обеспечения. Оно так же необходимо, как и правовое обеспечение. В большинстве словарей под организацией понимается совокупность процессов или действий, ведущих к совершенствованию взаимосвязей различных явлений. Именно так ее следует понимать в данном случае. Следовательно, организационное обеспечение реализации уголовной политики органов внутренних дел включает в себя совокупность постоянно осуществляемых ими (как субъектами реализации уголовной политики) процессов и действий по борьбе с преступностью на территории обслуживания. Г. М. Миньковский определяет организационное обеспечение как систему средств, приемов, методов, используемых субъектами уголовной политики в пределах своей компетенции, для разработки и реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью [1].

Другие авторы считают, что организационное обеспечение уголовной политики - это нормативно закрепленная система управомочивающих воздействий, используемых субъектами уголовной политики в пределах своей компетенции для разработки и реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью [2].

Под организационным обеспечением реализации уголовной политики органов внутренних дел мы понимаем совокупность средств, приемов и методов, используемых ими (их службами, подразделениями) в пределах своей компетенции по противодействию преступности на территории обслуживания.

Г. Ю. Лесников отмечает, что организационные меры органов внутренних дел, осуществляемые в рамках уголовной политики, направлены на:

упорядочение деятельности и повышение их ответственности в уголовной политике;

повышение управленческой деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия преступности и профилактики правонарушений;

координацию деятельности органов внутренних дел и иных правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия в профилактике преступлений;

формирование правосознания населения [3].

В целом признавая правильность сказанного, мы считаем, что некоторые его утверждения нуждаются в корректировке. Так, положение о том, что организационные меры направлены на упорядочение деятельности органов внутренних дел и повышение их ответственности в уголовной политике, нам представляется не совсем верным. Скорее органы внутренних дел обязаны отвечать за реализацию уголовной политики в рамках своей компетенции. Не совсем понятно, зачем повышать управленческую деятельность органов внутренних дел в сфере противодействия преступности. Более логичным было бы ее улучшать, ведь именно для этого и существует организационное обеспечение. Также спорным нам представляется утверждение о формировании правового сознания населения. По нашему мнению, органы внутренних дел должны участвовать скорее в развитии правосознания населения, ведь формируют правосознание человека в детском возрасте семья, школа, ближайшее окружение.

В науке нет единого мнения о тех составляющих, которые входят в организационное обеспечение реализации уголовной политики. Так, В. П. Ревин относит к организационному обеспечению уголовной политики нормативно-правовое обеспечение, информационно-аналитическое, методическое, ресурсное и кадровое обеспечение [4]. Нам представляется излишним отнесение к организационному обеспечению нормативно-правового обеспечения в силу того, что по своей сути оно больше относится к правовому обеспечению. Г. Ю. Лесников не дает четкого перечня составляющих организационного обеспечения [3. С. 181]. Некоторые авторы включают в структуру организационного обеспечения нормативно-правовое обеспечение, информационно-аналитическое, методическое, ресурсное и кадровое обеспечение [2]. Аналогичной точки зрения придерживаются Д. И. Аминов и А. В. Куделич [4. С. 64]. Другие авторы говорят о "ресурсном, организационно-структурном, методическом, информационном, управленческом и иных аспектах организационного обеспечения" [5].

Мы согласны с большинством авторов, но считаем, что организационное обеспечение реализации уголовной политики органов внутренних дел как система складывается из следующих составляющих:

информационно-аналитического обеспечения реализации уголовной политики органов внутренних дел;

оперативно-розыскного обеспечения;

обеспечения деятельности органов внутренних дел в особых условиях; кадровое обеспечение;

обеспечение взаимодействия участников правоохранительной деятельности.

Рассмотрим каждое направление организационного обеспечения отдельно. Информационно-аналитическое обеспечение реализации уголовной политики органов внутренних дел представляет собой сбор, систематизацию, анализ информации о состоянии оперативной обстановки и готовности органов внутренних дел к решению поставленных задач. Уточним, что понимается под оперативной обстановкой. Это совокупность поведенческих актов в определенной местности за определенный период, имеющих значение при раскрытии конкретных преступлений. Она отражает: а) деяния, подлежащие регистрации в силу их противоправности (преступления и иные правонарушения), и другие регистрируемые факты, не являющиеся противоправными, но способные иметь значение при расследовании преступлений (призыв в армию, похороны и др.); б) проявления жизнедеятельности населения, поведенческие акты, не являющиеся объектами официальной регистрации и учета, но представляющие оперативно-следственный интерес (празднования, митинги, появления в данной местности подозрительных лиц и др.).

А. Я. Минин представляет информационно-аналитическое обеспечение как "исследовательско-познавательскую функцию, осуществляемую подразделениями органов внутренних дел с помощью информационных технологий, системы организационных мероприятий и методических приемов при изучении явлений, представляющих оперативный интерес" [6].

Главная роль в информационно-аналитическом обеспечении реализации уголовной политики органов внутренних дел принадлежит штабам (штабным подразделениям), которые как раз и обеспечивают сбор, систематизацию и анализ вышеуказанной информации, выявление детерминант того или иного явления, определение новых приоритетов деятельности органов внутренних дел. При этом они руководствуются как законами РФ, так и подзаконными нормативными актами, в том числе и ведомственными. К последним можно отнести: Приказ МВД РФ от 30.12.2007 N 1220 "О некоторых организационных вопросах и структурном построении органов внутренних дел РФ", Приказ МВД от 20.05.08 N 435 "Об утверждении новой редакции программы МВД РФ "Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел". Смысл информационно-аналитического обеспечения состоит в том, чтобы из общей совокупности информации, сложившейся обстановки, решаемых задач, актуальности той или иной проблемы отображать только те сведения, которые необходимы и достаточны органам внутренних дел для выполнения функций по противодействию преступности.

Сбор, систематизация и анализ необходимой информации основываются на:

определении состояния преступности, ее тенденций на территории обслуживания за определенный отрезок времени;

выявлении наиболее распространенных преступлений и иных правонарушений;

выявлении социально-демографических групп, которыми они чаще всего совершаются, а также населенных пунктов и коллективов, наиболее пораженных этим социальным злом;

установлении факторов, влияющих на состояние преступности, причин и условий, способствующих совершению преступлений;

оценке результатов деятельности правоохранительных органов, общественных организаций по борьбе с преступностью и по ее профилактике;

определении мер по устранению причин и условий правонарушений, активизации деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по противодействию правонарушениям на территории обслуживания.

Оперативно-розыскное обеспечение реализации уголовной политики органами внутренних дел представляет собой создание условий и предпосылок для процессуального регулирования проблемных ситуаций. Именно поэтому мы и считаем необходимым включение его в систему организационного обеспечения реализации уголовной политики органами внутренних дел. (Например, для качественного расследования преступления необходимо установить и разыскать лицо, совершившее данное деяние, тем самым создать условия не только для реализации уголовно-правовых норм с помощью процессуальных, но и для реализации уголовной политики органами внутренних дел.) Оперативно-розыскное обеспечение осуществляется оперативными службами криминальной милиции в соответствии с Законом "Об оперативно-розыскной деятельности", ведомственными нормативными актами, в том числе и секретными.

Обеспечение деятельности органов внутренних дел в особых условиях представляет собой направление деятельности по реализации уголовной политики в нетипичных условиях, накладывающих отпечаток как на режим функционирования самого органа внутренних дел, так и на осуществление управления службами и подразделениями по противодействию преступности.

Колоссальный объем задач и информационных потоков в сочетании с повышенной ответственностью в условиях дефицита времени, сил и средств - таковы объективные предпосылки организации и осуществления деятельности органов внутренних дел по реализации им задач уголовной политики в особых условиях.

Большое значение при этом имеет работа руководителя отдела внутренних дел по обеспечению готовности личного состава к действиям в экстремальной ситуации. Она начинается задолго до наступления таковой (в противном случае начальник не справляется с ролью субъекта реализации мер противодействия преступности в конкретной обстановке) и включает в себя следующие элементы:

профессиональную и психологическую готовность самого руководителя к реализации управленческой функции в экстремальной условиях;

профессиональную и морально-психологическую подготовку личного состава к действиям в экстремальных ситуациях;

разработку алгоритма действий (типовых планов) личного состава в особых условиях;

отработку действий личного состава при наступлении той или иной экстремальной ситуации;

выявление и локализацию криминогенных тенденций, способных спровоцировать экстремальную ситуацию;

наращивание сил и средств.

Конечно же, этот перечень элементов подготовительной деятельности не является исчерпывающим, но он создает основательный потенциал для эффективных действий руководителя в условиях экстремальной ситуации, возможности сконцентрировать все усилия на решении всех текущих задач, что в условиях быстротечности событий, необходимости преодоления негативного воздействия на управление силами и средствами новых факторов имеет важное значение.

Руководящими документами для начальника органа внутренних дел в данных случаях служит Закон "О чрезвычайном положении" и другие нормативные акты ведомственного и межведомственного характера.

Кадровое обеспечение реализации уголовной политики органов внутренних дел представляет собой комплекс действий руководителя органа внутренних дел, начальников служб и подразделений, направленных на поиск, подбор, расстановку, обучение и воспитание кадров, а в случае их несоответствия служебным требованиям увольнение сотрудников из органов внутренних дел. Невозможно решить проблему повышения эффективности реализации уголовной политики органов внутренних дел без совершенствования кадрового обеспечения.

Особенно актуальна эта проблема на современном этапе, характеризующемся интенсивной текучкой кадров, оттоком профессиональных кадров из органов внутренних дел, существованием вероятности притока на службу случайных людей. Все это неминуемо может повлечь за собой снижение результативности и падение способности органа внутренних дел противостоять валу преступности.

Некоторые руководители имеют склонность объяснять низкие результаты борьбы с преступностью несовершенством законодательства. Это не совсем так. Г. М. Миньковский в этой связи указывал, что "нельзя смешивать последствие низкой подготовки многих следователей, оперативных работников, прокуроров, судей, включая неумение работать с косвенными доказательствами и правильно квалифицировать инкриминируемые деяния, с отсутствием законных возможностей". Кадровое обеспечение реализации уголовной политики органов внутренних дел - это важнейший антикриминогенный резерв и одна из главных функций руководителя органа внутренних дел (начальников служб и подразделений) как субъекта реализации уголовной политики.

Осуществление этой функции происходит через реализацию промежуточных задач по подбору, расстановке, обучению кадров:

разработка классификационных требований и проведения аттестации сотрудников в соответствии с ними;

проведение тестирования различных категорий сотрудников для изучения уровня их правовой и специальной подготовки;

разработка системы подготовки сотрудников, находящихся в резерве на выдвижение;

обеспечение сотрудников юридической литературой, нормативными актами, методическими рекомендациями по выполнению служебных и процессуальных действий, применению уголовных норм и инструментов;

подготовка молодых сотрудников к поступлению в учебные заведения МВД РФ и создание резерва таких сотрудников;

проведение стажировки сотрудников;

определение "перспективных и текущих потребностей в кадрах".

Руководящими документами кадрового обеспечения являются Конституция РФ, Закон "О милиции", Приказ МВД РФ от 14.12.1999 N 1038 (ред. от 09.12.2008) "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ", Приказ МВД РФ от 13.07.2007 N 629 "Об утверждении Положения о порядке формирования резерва для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел РФ и работе с ним", Приказ МВД РФ от 24.12.08 N 1139 "Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел РФ" и многие другие.

Обеспечение взаимодействия участников правоохранительной деятельности является, на наш взгляд, одной из важнейших составляющих организационного обеспечения реализации уголовной политики органами внутренних дел. Оно представляет собой согласованные по целям, времени, месту, объектам, формам и методам действий меры всех подразделений, организаций (субъектов уголовной политики), расположенных на территории субъекта Федерации.

Обеспечение взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности по противодействию преступности достигается руководителем органа внутренних дел посредством:

разработки совместных согласованных планов разовых мероприятий;

разработки совместных согласованных долговременных общепрофилактических мероприятий;

обмена информацией;

проведения совместного анализа оперативной обстановки;

организации периодических встреч представителей субъектов правоохранительной деятельности с целью выработки общих позиций и координации действий;

разработки совместных проектов по вопросам оптимизации мер борьбы с преступностью; обмена опытом работы по предупреждению и раскрытию преступлений;

согласования вносимых в местные органы власти предложений по вопросам совершенствования действующих целевых программ городского, районного уровня по борьбе с преступностью, других нормативных актов этой сферы. Основы взаимодействия всех участников правоохранительной деятельности закреплены в законах, подзаконных актах ведомственного, межведомственного характера. Правовой базой взаимодействия являются Закон "О милиции", "О прокуратуре", "О безопасности", Приказ МВД РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 22.01.2004 N 76 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" и т. п.

Что касается совершенствования организационного обеспечения реализации уголовной политики, то приоритетные его направления обозначены в современной концепции уголовной политики, в ведомственных нормативно-правовых актах: директивах МВД РФ, приказах МВД РФ, МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации, целевых программах по совершенствованию борьбы с преступностью федерального, регионального, местного уровней, программах перспективного развития районов, городов, планов перспективного развития служб и подразделений органов внутренних дел.

Исходя из сказанного приоритетными направлениями совершенствования организованного обеспечения реализации уголовной политики являются:

1) повышение результативности оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности соответствующих служб органов внутренних дел;

2) повышение результативности обеспечения экономической безопасности в городе, районе;

3) наращивание эффективности борьбы с коррупцией, в том числе среди сотрудников органов внутренних дел;

4) обеспечение противодействия терроризму и экстремизму на территории обслуживания;

5) совершенствование деятельности подразделений милиции общественной безопасности, укрепление многоуровневой системы профилактики правонарушений;

6) совершенствование обеспечения безопасности дорожного движения на территории обслуживания;

7) улучшение кадровой и воспитательной работы с личным составом, профессиональной подготовки, укрепления служебной дисциплины и законности;

8) активное участие в выполнении задач миграционной политики.

Все вышесказанное позволяет нам прийти к выводу о необходимости организационного обеспечения реализации уголовной политики органами внутренних дел и его совершенствования с учетом требований, предъявляемых к функционированию органов внутренних дел со стороны Президента РФ и Министра внутренних дел с целью достижения эффективности в противодействии преступности.

Литература

1. Миньковский Г. М., Ревин В. П. Уголовная политика и ее реализация в деятельности органов внутренних дел // Методические материалы. М.: Академия управления МВД России, 1996. С. 23.

2. Баринова Л. В., Мартыненко Н. Э., Ревин В. П. Словарь терминов и схем по курсам: "Уголовная политика и ее реализация в деятельности органов внутренних дел" и "Организация профилактической деятельности органов внутренних дел". М.: Академия управления МВД России, 2000. С. 49.

3. Лесников Г. Ю. Уголовная политика современной России: методологические, правовые и организационные основы: Дис. ... д. ю.н. М., 2005. С. 178.

4. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел. Тезисы лекции / Под ред. В. П. Ревина. М.: Академия управления МВД России, 1999. С. 64.

5. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел // Под ред. Л. И. Беляевой. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 73.

6. Минин А. Я. Методологические аспекты информационно-аналитической разведки криминальной милиции // Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел на современном этапе. Труды ВИПК МВД России. Домодедово, 2004. Выпуск 4. Ч. 1. С. 104.

7. Миньковский Г. М. Правовая политика в сфере борьбы с преступностью и проблемы законодательного регулирования этой борьбы // Труды Академии. 1995. С. 31.

Название документа