Пробелы в национальном правовом регулировании деятельности субъектов финансового мониторинга

(Голец Г. А.) ("Международное публичное и частное право", 2010, N 4) Текст документа

ПРОБЕЛЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА <*>

Г. А. ГОЛЕЦ

Голец Г. А., адъюнкт Московского университета МВД РФ.

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу соответствия российского законодательства по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, международным стандартам и рассматривает вопросы финансового, административного и международного права. Написана во многом на основе анализа англоязычных публикаций, ранее не переводившихся на русский язык.

Ключевые слова: легализация (отмывание) доходов, превентивные меры, Группа ФАТФ, кредитные организации, надлежащая проверка клиента.

The article deals with currently topical issue of correspondence of Russian legislation on counteraction of laundering of revenues received by criminal means to international standards; considers the issues of financial, administrative and international law. It is written on the basis of analysis of English-language publications which were not translated into Russian earlier.

Key words: legalization (laundering) of revenues, preventive measures, Group FATF, credit organizations, due check of a client.

На сегодняшний день легализация (отмывание) доходов продолжает оставаться одной из главных угроз мировой стабильности. По данным ООН, ежегодно "отмывается" до 2 - 5% мирового ВВП, что составляет от 800 миллиардов до 2 триллионов долларов США <1>. Этому немало способствуют глобализация, а также развитие технологий и связи, что позволяет перемещать денежные средства с огромной скоростью. -------------------------------- <1> URL: http://www. unodc. org

Данный вид преступления, как и финансирование терроризма, зачастую осуществляется с использованием финансовых учреждений, ряда нефинансовых предприятий и профессий. Доступ к таким организациям и лицам позволяет переводить активы в другие финансовые учреждения - как внутри страны, так и за ее пределами - обменивать валюту и преобразовывать доходы в иную форму, что значительно затрудняет их отслеживание. Таким образом, указанная сфера, безусловно, нуждается в регулировании и установлении специальных мер, предупреждающих использование ее субъектов для целей легализации. Конкретизацию порядка осуществления финансового мониторинга на международном уровне на сегодняшний день осуществляет Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ, цель которой состоит в развитии международной стратегии противодействия легализации денежных средств <2>. -------------------------------- <2> Официальный сайт группы - www. fatf-gafi. org.

Созданные группой Сорок Рекомендаций ФАТФ (FATF 40 Recommendations, 20 июня 2003 г.) обеспечивают единый план действий в борьбе с отмыванием доходов. В Рекомендациях <3> предусмотрен ряд мер, которые следует принять финансовым учреждениям и ряду профессий (таким, как агенты по операциям с недвижимостью, дилеры драгоценных камней и металлов, адвокаты, нотариусы), для предотвращения использования их для цели данного преступления <4>. -------------------------------- <3> ФАТФ (FATF) - межправительственная структура, устанавливающая стандарты, а также разрабатывающая и внедряющая меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. <4> См.: Рекомендации 5 - 25 Сорока Рекомендаций ФАТФ по противодействию отмыванию доходов.

По оценкам ФАТФ, на сегодняшний момент Российская Федерация еще не в полной мере соответствует международным стандартам борьбы с отмыванием денег, хотя и достигла значительных успехов в создании и совершенствовании института противодействия легализации преступных доходов. К основным из предусмотренных для коммерческих и публичных органов, организаций и учреждений мер относится процедура "due diligence" <5>. В переводе, использованном на официальном сайте Росфинмониторинга <6>, процедура обозначена как "надлежащая проверка клиента". В состав процедуры включены: -------------------------------- <5> В переводе с английского языка означает: 1) комплексную проверку; 2) должную осмотрительность. <6> URL: http://www. fedsfm. ru/files/40recom. pdf

а) идентификация клиента и проверка его личности с использованием надежных, полученных из независимых источников и представленных документов, информационных данных; б) идентификация бенефициарного собственника <7> и принятие таких разумных мер по проверке его личности, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кем он является. Для юридических лиц процедура должна включать также принятие финансовыми учреждениями разумных мер по выяснению происхождения средств своего клиента; -------------------------------- <7> Бенефициарным собственником юридического лица считается физическое лицо, прямо или косвенно владеющее 25% долей или голосов.

в) получение информации о цели и предполагаемом характере деловых отношений с клиентом; г) проведение на постоянной основе проверок деловых отношений клиента и тщательного изучения его операций, осуществляемых в ходе таких отношений с целью подтверждения сведений о клиенте, его контрагентах и характере риска. Меры противодействия отмыванию преступных доходов в национальном законодательстве регулируются прежде всего федеральными законами, к числу которых следует отнести Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <8>, отдельные положения Уголовного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Федеральные законы "О банках и банковской деятельности" <9>, "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <10>, "О рынке ценных бумаг" <11>. -------------------------------- <8> См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (принят ГД ФС РФ 13 июля 2001 г.) (в ред. от 17 июля 2009 г., с изм. и доп., вступившими в силу с 6 декабря 2009 г.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418. <9> См.: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 25 ноября 2009 г.). <10> См.: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27 июня 2002 г., в ред. от 25 ноября 2009 г.). <11> См.: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (принят ГД ФС РФ 20 марта 1996 г., в ред. от 25 ноября 2009 г.).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся у них на обслуживании, - клиента, устанавливать данные его паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, а также наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения - для юридического лица. Кроме того, на данные организации возложены обязательства по фиксации полученной информации и сохранению ее конфиденциального характера. Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, несоответствие их целям деятельности, неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их является уклонение от процедур обязательного контроля и иные обстоятельства, свидетельствующие о возможном отмывании доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма <12>. -------------------------------- <12> См.: п. 2 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

При этом в отличие от международных стандартов в отношении идентификации выгодоприобретателя - бенефициарного собственника федеральным законом не установлен перечень необходимых сведений. Одновременно для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, не утверждены обязательства по установлению природы деловых отношений своих клиентов, а также по выяснению, не попадали ли сделки данного клиента в категорию сомнительных в прошлом. Подобный законодательный пробел дает возможность недобросовестным клиентам организаций уклоняться от детального исследования сделок и значительно понижает степень контроля за осуществляемыми сделками. В соответствии с российским законодательством организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом, запрещается открытие анонимных счетов своих клиентов <13>, при этом нет конкретного положения, которое запрещало бы банкам продолжать обслуживание уже существующих под вымышленными именами счетов, что предусмотрено институтами противодействия отмыванию денежных средств многих развитых стран. -------------------------------- <13> См.: п. 5 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Необходимость модернизации существует и в сфере банковской тайны <14> - несмотря на то, что банкам РФ в меньшей степени свойственно полное раскрытие информации своих клиентов государственным органам, как это распространено в развитых странах, правовое регулирование дальнейшего сохранения данных, полученных от организации, крайне слабое. Таким образом, последующая сохранность банковской тайны, переданной правоохранительным, налоговым и страховым органам, нуждается в должной организации и правовом регулировании. -------------------------------- <14> В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах своих клиентов и корреспондентов.

Федеральный закон обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливать их на два рабочих дня и до конца следующего рабочего дня представлять информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которой имеются сведения об участии в террористической деятельности, находится в собственности или под контролем таких организации либо действует от имени или по указанию такой организации или лица <15>. Что свидетельствует о том, что Федеральным законом определена обязанность по приостановлению операций со средствами, относящимися исключительно к террористической деятельности. Европейская законодательная система стремится к установлению таких обязанностей в отношении всех средств, полученных преступным путем, в частности, подобное установлено ст. 12 Конвенции ООН "О противодействии транснациональной организованной преступности". -------------------------------- <15> См.: п. 10 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Еще одним недостатком отечественной правовой системы является неотнесение публичных должностных лиц РФ к составу субъектов, в отношении которых должны применяться меры усиленного контроля с точки зрения большой вероятности отмывания незаконных доходов. На сегодняшний день ст. 7.3 Федерального закона к таким субъектам отнесены исключительно иностранные публичные должностные лица, что противоречит требованиям Рекомендаций группы ФАТФ. Статьей 7.1 Федерального закона требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространяются также на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг: - управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; - управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; - привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; - создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций. При этом на данных субъектов финансового мониторинга не распространяются обязанности по систематическому обновлению информации о клиентах, что является существенным упущением. Экспертами группы ФАТФ, при оценке отечественного института противодействия легализации, было обращено внимание на слабую нормативную базу организации обратной связи лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, с органами противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Следует отметить, что институт противодействия отмыванию доходов в нашей стране сформировался позже американского и европейского, вследствие чего он во многом основан на действующих международных стандартах этой сферы. И несмотря на то, что в настоящий момент Российская Федерация является активным участником деятельности как региональных, так и международных групп по разработке стандартов противодействия отмыванию преступных доходов, анализ и рецепция зарубежного опыта являются, безусловно, необходимыми элементами для дальнейшего развития экономики страны.

Название документа