Социально-материальное обеспечение сотрудников милиции в 50 - 60-е годы XX в. (на примере Хабаровского края)
(Дорохов В. Ж.) ("Российский следователь", 2010, N 13) Текст документаСОЦИАЛЬНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ В 50 - 60-Е ГОДЫ XX В. (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) <*>
В. Ж. ДОРОХОВ
Дорохов В. Ж., заместитель начальника кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин ДВЮИ МВД России, кандидат исторических наук.
Реформирование МВД, начатое в 1953 г., привело к снижению социально-материального обеспечения сотрудников милиции. Особенно остро это ощущалось на Дальнем Востоке. Смена руководства страны в 1964 г. привела к изменению вектора реформы МВД, в результате чего к концу 60-х годов произошло некоторое повышение заработной платы и социальной защищенности сотрудника милиции, что положительно сказалось на имидже и эффективности деятельности органов внутренних дел.
Ключевые слова: денежное довольствие, вещевое снабжение, дополнительные выплаты и льготы, перекосы в оценке труда, жилищный вопрос, снижение дисциплины, пьянство, рост текучести кадров.
Reform of the ministry of Internal Affairs which began in 1953 led to reduction of social-material provision of employees of militia. This problem was especially important in the Far East. Change of the heads of the country in 1964 led to the change of vector of reform of the Ministry of Internal Affairs, as a result the salaries raised at the end of 1960-ties, this fact had a positive impact on the image and efficiency of activity of agencies of internal affairs.
Key words: monetary allowance, clothing supply, additional payments and benefits, mistakes in evaluation of labor, reduction of discipline, drunkenness, employee turnover.
Середина XX в. стала рубежом одного из внутриполитических этапов развития Советского государства и одновременно точкой отсчета нового. Преобразования, произошедшие вслед за этим, затронули практически все сферы жизнедеятельности государства, в том числе и его правоохранительный аспект. Реформа органов правопорядка, начатая в 1953 г., растянулась на 15 лет и завершилась только к 1968 г. В ходе ее проведения дважды менялось название Министерства <1>, видоизменялись его функции, система подчиненности отдельных подразделений, нормативно-правовая база, кадровый состав, формы и методы борьбы с правонарушениями и преступностью, менялось и социально-материальное обеспечение сотрудников милиции. -------------------------------- <1> Вместо МВД в 1962 г. - МООП и опять в 1968 г. - МВД.
Социально-материальное обеспечение подразумевает под собой снабжение сотрудника форменным обмундированием, предоставление ему различных социальных льгот, выплата денежного довольствия и др. Оценивая вещевое снабжение, можно отметить, что за весь исследуемый 15-летний период особых трудностей со снабжением не возникало, однако неоднократные изменения и дополнения форменной одежды все же вносили свою долю проблем в этот вопрос. Так, с марта 1956 г. для всех органов милиции устанавливалась единообразная форма одежды <2>, что снижало затраты на ее пошив и облегчало работу снабженческих организаций. В 1958 г. в дополнение к имевшейся форменной одежде было введено новое летнее обмундирование: открытый китель и рубашка с галстуком, а также летнее пальто для начальствующего состава. Учитывая, что основную часть времени сотрудники милиции проводят на улице, было принято решение о введении зимней шапки-ушанки взамен "кубанки". Кроме этих существенных изменений, приказом оговаривались и более мелкие, такие, как расположение и форма петлиц и кокард, знаков различия служб и т. д. Произошедшая в 1964 г. смена высшего руководства страны и политики в отношении силовых структур ознаменовалась очередным изменением в форменном обмундировании сотрудников милиции, что, по-видимому, должно было сыграть свою роль в повышении авторитета и престижа органов милиции. С мая 1965 г. взамен закрытого кителя с воротником-стойкой устанавливалось ношение зимой и летом открытого кителя гражданского покроя с рубашкой. На парадно-выходной фуражке взамен черного подбородного ремешка вводился золотистый. Был сменен цвет погон для офицерского состава - с белого на темно-синий, введены эмблемы по родам служб, а на пряжке ремня рядового состава вместо звезды был установлен герб СССР <3>. -------------------------------- <2> Ранее сотрудники транспортной милиции, регулирования уличного движения имели отличную от обычной милиции форму. <3> Данная форма практически в низменном виде просуществовала вплоть до распада СССР.
Денежное довольствие сотрудников милиции в 50 - 60-е годы складывалось из нескольких составляющих: оклад по должности, различные надбавки к нему <4>, оклад за специальное звание и продовольственный паек. При этом заработная плата существенно зависела от занимаемой должностной категории сотрудников: рядовой или офицерский состав. Так, если рядовые сотрудники милиции г. Комсомольска-на-Амуре в 1952 г. получали "на руки" 350 - 375 руб., то у участкового только оклад составлял 690 руб., а у старшего оперуполномоченного уголовного розыска - 1125 руб. Однако в целом уровень зарплаты в милиции практически не отличался от среднестатистической зарплаты рабочего. В том же 1952 г. средний оклад рабочего 3 - 4-го разряда (токарь, слесарь) оборонного завода составлял около 1000 - 1200 руб., а у рабочего 6-го разряда доходил до 1300 - 1500 руб. <5>. -------------------------------- <4> С 1952 г. за выслугу от 3 до 5 лет - 5%, свыше 6 лет - за каждый год по 2%, но не более 50%, 15%-ная надбавка за отдаленность. <5> Архив Управления внутренних дел Хабаровского края (АУВД ХК). Ф. 33. Оп. 7. Д. 54. С. 33 - 34.
Денежное довольствие сотрудников постоянно корректировалось в зависимости от сроков службы, климатической зоны, статуса подразделения, в котором он проходил службу, и т. д., через установление различных доплат и коэффициентов. Например, милиционер Хабаровского районного отдела милиции старшина милиции И. Л. Виноградский при окладе 600 руб., в марте 1954 г. получил "на руки" 692 руб. (за счет доплаты 90 руб. "дальневосточных" и 77 руб. за продпаек, при вычете 30 руб. обязательного государственного займа и 45 руб. подоходного налога) <6>. -------------------------------- <6> АУВД ХК. Ф. 55. Оп. 6. Д. 131.
Кроме того, сотрудники милиции получали доплату и за специальное звание. На примере финансового положения следователя УМВД края (высокооплачиваемая должность) лейтенанта милиции А. В. Субботина рассмотрим общий уровень материального обеспечения сотрудника милиции в 1955 г.: оклад по должности - 1200 руб., надбавка за выслугу лет - 69 руб., за отдаленность - 180 руб., оклад за специальное звание - 500 руб., минус 70 руб. на обязательный государственный займ и 98 руб. 26 коп. подоходного налога <7>. В итоге лейтенант милиции "на руки" получал 1780 руб. 74 коп. <8>. Наряду со следователями одними из высокооплачиваемых сотрудников милиции считались секретные сотрудники негласного состава. Так, по финансовому отчету 1958 г. начальник отделения получал 2366 руб., разведчик - 1429 руб., а вольнонаемная машинистка - 750 руб. <9>. В то же время заработная плата рабочего на лесозаготовительном участке составляла 1700 руб. <10>. -------------------------------- <7> Введен в 1952 г. До этого все милиционеры были освобождены от его уплаты. <8> АУВД ХК. Ф. 55. Оп. 6. Д. 149. <9> Там же. Оп. 2. Д. 25. С. 12. <10> Там же. Ф. 35. Оп. 12. Д. 32. С. 6.
Как видно из представленных данных, труд квалифицированного рабочего завода, лесозаготовительного участка в начале 50-х годов оценивался практически одинаково со службой "высокооплачиваемых" офицеров милиции, не говоря уже о рядовых сотрудниках, каждодневно рисковавших своей жизнью и получавших значительно меньше. Подобные перекосы в неадекватной оценке труда сотрудников милиции были отражены и в докладе В. С. Тикунова "О некоторых вопросах охраны общественного порядка", представленном в ЦК КПСС в январе 1958 г.: "...в настоящее время основная фигура в милиции - милиционер в материальном отношении находится в худших условиях, по сравнению с рабочим средней квалификации..." <11>. -------------------------------- <11> Центральный архив Министерства внутренних дел Российской Федерации. Ф. Р. 9415. Оп. 3. Д. 370. С. 256.
Государство пыталось нивелировать такое положение дел и вводило некоторые дополнительные выплаты и льготы. С 1955 г. для сотрудников милиции, находящихся в форменной одежде, было предоставлено право бесплатного проезда в общественном транспорте. Сотрудникам, проходившим службу в отдаленных местностях, помимо всего, предусматривалась выдача продовольственного пайка <12>. При этом в системе органов внутренних дел существовали две нормы пайка - N 12 и N 9, различавшиеся набором продуктов. Основная норма являлась отправной, по которой для различных категорий сотрудников составлялся паек в зависимости от суммы, выделявшейся на них. Так, в 1955 г. для начальствующего состава милиции сумма пайка составляла 374,10 руб., а для рядового состава милиции - 75,85 руб. <13>. Однако, несмотря на сложности с материальным стимулированием сотрудников, в 50-е годы наблюдалась тенденция к сокращению количества лиц, имевших право на получение бесплатного продпайка. Если в 1958 г. по органам милиции Хабаровского края имели право на получение пайка 516 сотрудников <14>, в 1960 г. - 393 сотрудника <15>, то в 1963 г. - только 363 милиционера <16>. -------------------------------- <12> Количество продуктов, входивших в набор, и их разнообразие позволяли сотруднику, получавшему паек, не задумываться о дополнительном приобретении продуктовых товаров. <13> АУВД ХК. Ф. 55. Оп. 1. Д. 109. С. 18. <14> АУВД ХК. Ф. 55. Оп. 3. Д. 22. С. 16. <15> Там же. Д. 23. С. 14. <16> Там же. Д. 24. С. 14.
Одной из главных социальных льгот, предоставляемых государством сотрудникам милиции, считалась льгота по получению жилья. Возможность реализации данной льготы для многих сотрудников становилась едва ли не определяющей в принятии решения о продолжении или оставлении службы. От этого во многом зависело кадровое обеспечение и результаты работы органов милиции. В 50-е годы довольно большое число сотрудников милиции края официально увольнялись по семейным обстоятельствам, а фактически из-за отсутствия приемлемого жилья. Так, Камчатское управление МВД в докладной записке, направленной в УМВД края в 1953 г., указывало, что "семейные и холостяки по 2 - 3 месяца живут в кабинетах, ленкомнатах. У ряда работников на этой почве возникают семейные скандалы... а холостяки в поисках квартиры связываются со случайными женщинами, становятся на путь пьянства и нарушений дисциплины..." <17>. -------------------------------- <17> Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. П-513. Оп. 2. Д. 73. С. 57.
О том, что жилищный вопрос в 50-е годы стоял довольно остро, свидетельствует и докладная записка, направленная в Главное управление милиции МГБ СССР в марте 1953 г. заместителем начальника Управления милиции УМГБ Хабаровского края по политчасти майором государственной безопасности В. В. Козловым, в которой говорилось: "...существующий жилой фонд, закрепленный за работниками милиции в городах края, не обеспечивает элементарных жилищных условий... некоторые квартиры совершенно не пригодны для жилья зимой... идет рост заболеваний и даже туберкулез. Все это привело к нарастанию недовольства со стороны работников милиции, и прежде всего по отношению к руководству Управления милиции... это вызывает подачу рапортов об увольнении... только по Хабаровским городским отделениям поданы десятки рапортов об увольнении. В марте 1953 г. в квартирную комиссию Управления милиции поступило более сотни рапортов от сотрудников милиции Хабаровского гарнизона о предоставлении квартир и замене старых в связи с невозможностью в них проживания..." <18>. -------------------------------- <18> ГАХК. Ф. П-513. Оп. 2. Д. 73. С. 131. Данная проблема являлась следствием невыполнения местными советами депутатов трудящихся Постановления СНК СССР, принятого в мае 1931 г., согласно которому 5% помещений от вновь выстроенных и строившихся зданий должны были выделяться сотрудникам милиции под жилье.
Но и спустя два года положение не улучшилось. Так, в очередном докладе за 1955 г. отмечалось, что "Камчатское управление МВД и милиции, а также периферийные органы по причине ограниченного жилого фонда... не могут обеспечить и 50% сотрудников жильем... большая часть из них живет в землянках, на чердаках, в служебных помещениях и за большую плату на частных квартирах. Некоторые из сотрудников спят в служебных кабинетах, до 40 семей работников милиции не имеют квартир..." <19>. -------------------------------- <19> АУВД ХК. Ф. 33. Оп. 8. Д. 6. С. 137.
Проблема обеспечения личного состава жильем была характерна не только для дальневосточных органов милиции, но и в целом для всех подразделений милиции РСФСР. Согласно докладу В. С. Тикунова за 1957 г. из 27500 сотрудников <20>, остро нуждавшихся в жилой площади, получили ее только 550 (2%), да и те в основном в центральной России <21>. -------------------------------- <20> 17% личного состава милиции РСФСР. <21> Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-9415. Оп. 3. Д. 370. С. 260.
Следствием откладывания решения проблем повышения заработной платы и обеспечения жильем стало постоянное снижение дисциплины, пьянство и рост текучести кадров. Так, если в первом полугодии 1954 г. по органам милиции Хабаровского края было зарегистрировано 302 нарушения дисциплины <22>, то за тот же период 1955 г. - уже 407, из них 154 случая пьянства и 113 случаев халатного отношения к служебным обязанностям <23>. Если в 1952 г. было уволено 372 сотрудника милиции <24>, то за 1953 г. - 408 <25>, а в 1955 г. - 440, при этом до 50% сотрудников увольнялись по отрицательным мотивам <26>. Не лучше обстояли дела и в целом по органам милиции страны. Только за 1957 г. были уволены 33374 (11,3%) сотрудника милиции, из них 42,2% - по отрицательным мотивам и 22,1% - по собственному желанию <27>. -------------------------------- <22> ГАХК. Ф. 35. Оп. 62. Д. 7. С. 71. <23> Там же. Ф. П-513. Оп. 2. Д. 132. С. 37. <24> Там же. Д. 74. С. 259. <25> Там же. Д. 108. С. 18. <26> АУВД ХК. Ф. 33. Оп. 10. Д. 21. С. 20. <27> ГАРФ. Ф. Р-9415. Оп. 3. Д. 370. С. 256.
Чтобы стабилизировать ситуацию, правительство предпринимало некоторые шаги к улучшению материального благосостояния сотрудников. В 1956 г. УВД были переданы в ведение местных советов, что накладывало на них часть ответственности за результаты деятельности органов внутренних дел, а соответственно, и обязанность оказывать содействие им в хозяйственной сфере. С 1957 г. были увеличены оклады сержантского состава за трехлетнюю беспрерывную службу, добавлено по половине оклада начальствующему составу подразделений УВД, расположенных в отдаленных местностях. Помимо имевшихся надбавок предусматривалась выплата дополнительной 10%-ной надбавки участковым за разъезды постоянного характера <28>. А с февраля 1960 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР личному составу, проходившему службу в северных районах Хабаровского края, устанавливалась дополнительная надбавка к окладу. Помимо роста окладов постепенно увеличивалось число сотрудников милиции, имевших право на получение продовольственного пайка (с 363 - в 1963 г. до 406 - в 1966 г. <29>). Возросло и его денежное выражение: 47,14 руб. (рост на 26%) для офицеров и 34,37 руб. (рост на 35,3%) для рядового состава <30>. -------------------------------- <28> АУВД ХК. Ф. 55. Оп. 3. Д. 21. С. 20. <29> Там же. Д. 25. С. 10. <30> Там же. Д. 27. С. 11 - 12.
Тем не менее реальное повышение материального благосостояния сотрудников происходило весьма медленно (см. табл.) <31>. -------------------------------- <31> Таблица составлена автором на основе данных АУВД ХК. Ф. 55.: 1955. Оп. 1. Д. 109. С. 5. 1957 - 1958; Оп. 3. Д. 21. С. 4 - 5. 1959 - 1960; Там же. Д. 23. С. 4 - 5. 1961; Там же. Д. 17. С. 4. 1962; Там же. Д. 24. С. 6 - 7. 1966; Там же. Д. 27. С. 6. Оп. 5. Д. 17. С. 4. 1967; Оп. 5. Д. 18. С. 18. 1968; Там же. Д. 19. С. 27.
Средний должностной оклад сотрудников милиции Хабаровского края в 50 - 60-е годы XX в. (руб.)
Наимен. 1955 1957 1958 1959 1960 1961* 1962 1966 1967 1968 подразд.
Аппарат МВД - - 1344 1344 1270 1270 119,49 122 123 126 140,12 УВД
Террит. мил. 984,2 963 983 983 983 96,70 96 104,50 103,82 106,58
Трансп. мил. 1062 1085 1085 1054 1060 103,84 104 112,12 112,66 116,05
Обсл. перс. - 422 422 - - - - 46,54 50,68 51 мил.
ВПЧ городов - - - 692 692 - 73 - 77,63 87,14
Мил. по охране - 727 727 740 740 73,85 74 80,81 85,94 90,30 госбанка
Следств. - - - - - - - 124,45 127,65 - аппарат
Служба БХСС - - - - - - - 114,48 - -
Всего по УВД - 947 936 - - - 92 - - -
Примечание: * - с 1961 г. прошла деноминация денежных знаков; (-) - нет данных.
При этом средняя заработная плата сотрудников милиции Хабаровского края в 60-е годы была соразмерна среднестатистической по РСФСР. Так, среднемесячная зарплата рабочих и служащих в республике в 1962 г. составляла 88,7 руб., в 1963 г. - 90,3 руб. <32>, в 1965 г. - 99 руб., с надбавками выходило в среднем 132,90 руб. <33>, в 1966 г. - 101,60 руб. <34>. Но если принимать во внимание территориальную удаленность, сложные климатические условия, влиявшие на ценообразование и набор жизненно необходимых товаров, то выходит, что работники милиции Хабаровского края находились в менее выгодной ситуации и, соответственно, на получаемый доход могли приобрести меньше товаров. -------------------------------- <32> РСФСР за 50 лет. С. 145. <33> ЦСУ РСФСР. Народное хозяйство РСФСР за 60 лет. С. 211. <34> РСФСР за 50 лет. С. 145.
Именно это заставило начальника Управления охраны общественного порядка (УООП) Еврейской автономной области Ивана Алексеевича Пинчука в своем выступлении на совещании руководителей УООП Хабаровского края, проводившемся в 1964 г. в присутствии заместителя министра Министерства охраны общественного порядка РСФСР генерала внутренней службы 3-го ранга А. В. Куреева, высказать наболевшее: "...оклад у милиционеров по 3-й тарифной группе в сельской местности 55 - 60 рублей и никаких надбавок милиция территориальных органов не получает, это то же самое, что оклады милиции в Курской, Орловской и других областях западной части СССР. Но ведь условия жизни у нас и на западе разные... прожиточный минимум у нас официально на 15 - 20% выше... При таких низких окладах любой здоровый мужчина, имеющий неполное среднее образование, даже разговаривать с нами не захочет" <35>. -------------------------------- <35> АУВД ХК. Ф. 35. Оп. 22. Д. 7. С. 80.
Несмотря на всю остроту этого вопроса, его решение стало возможно только после смены руководства страны и Министерства охраны общественного порядка <36> (в апреле 1967 г. приказом УООП края была утверждена новая тарификация должностных окладов <37>). -------------------------------- <36> В 1964 г. Хрущев был смещен и на его место назначен Л. И. Брежнев, а в 1966 г. Министерство охраны общественного порядка возглавил Н. А. Щелоков. <37> АУВД ХК. Ф. 1. Оп. 73. Д. 360. С. 97. 1967.
Значительно сложнее финансового решался наболевший жилищный вопрос, который и в 60-х годах оставался одной из причин текучести кадров. Понимая его важность, руководство МВД и Хабаровского края старалось в первую очередь решать проблему жилья для участковых оперуполномоченных в целях закрепления на службе опытных сотрудников. Так, в августе 1962 г. Совет Министров СССР издал постановление, согласно которому местные советы были обязаны предоставлять каждому участковому служебное помещение и квартиру на обслуживаемом участке. Тем не менее к 1966 г. из 275 участковых Хабаровского края только 96 имели служебные помещения. В Биробиджане из 10 участковых служебным помещением был обеспечен только один, а в Хабаровске - 33 из 79 <38>. Следующей категорией сотрудников, на которую руководство Управления обращало особое внимание и требовало этого от других руководителей, были молодые специалисты. Для закрепления на новом месте работы им в первую очередь выделялись места в общежитии, снимались комнаты или квартиры. -------------------------------- <38> АУВД ХК. Ф. 35. Оп. 24. Д. 7. С. 102.
Большую роль в снижении остроты жилищного вопроса сыграл объективный фактор - систематический рост объемов жилого строительства в крае. В начале 60-х годов в Хабаровске был открыт завод крупнопанельного домостроения, благодаря этому в 1960 - 1965 гг. наблюдался значительный прирост вводимой в строй жилой площади - от 124 тыс. до 325 тыс. кв. метров в год <39>. При этом численность населения в крае оставалась на уровне 1953 г. (в 1953 г. - 1345,3 тыс. чел., в 1965 г. - 1245 тыс.). -------------------------------- <39> См.: Шитиков А. П. Наш орденоносный Хабаровский край. Хабаровск, 1967. С. 126 - 128.
Разрешением жилищной проблемы занимались и сами сотрудники, каждый в меру своих возможностей, связей и способностей. Некоторые увольнялись из органов и устраивались на предприятия, где квартиры предоставлялись в течение 1 - 2 лет, а затем опять восстанавливались на службе. Другие, выявляя "паразитирующие элементы", вселялись в их квартиры и т. д. Все вышеперечисленные субъективные и объективные факторы позволили ко второй половине 60-х годов снять данную проблему с повестки дня. Этому же способствовало и то, что кадровые аппараты в процессе комплектования органов милиции стали делать больший упор на местное население, которое уже имело какое-либо жилье. Одним из свидетельств снижения остроты проблемы является повышение требований со стороны сотрудников к жилищным условиям. Так, если в 50-х годах стоял вопрос о том, где поселиться, то в 60-х годах определяющим уже становится качество жилья. Так, в 1963 г. начальник городского отдела милиции Комсомольска-на-Амуре на совещании по кадровым вопросам, проходившем в УООП края, сетовал, что "молодые специалисты по 2 - 3 года жили в общежитиях и только по этим причинам нередко ставили вопрос о переводе или об увольнении..." <40>. Другим косвенным подтверждением может считаться практическое отсутствие начиная с 1965 г. в годовых отчетах, протоколах заседаний упоминаний о проблемах жилищно-бытового устройства сотрудников. -------------------------------- <40> АУВД ХК. Ф. 35. Оп. 16. Д. 22. С. 36.
Представленный анализ социально-материального обеспечения сотрудников милиции Хабаровского края позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на разнообразие надбавок, выплат и льгот, служба солдат правопорядка в рассматриваемый период оценивалась неадекватно низко. При этом болезненный для всего населения жилищный вопрос в органах милиции решался еще с большими трудностями. Лишь во второй половине 60-х годов со сменой государственных приоритетов произошли и существенные изменения в системе оплаты труда сотрудников милиции и в решении жилищного вопроса, что привело к стабилизации кадров, снижению их текучести, росту престижа милицейской службы и, как следствие, к улучшению эффективности ее деятельности.
Название документа