Правовой статус участкового уполномоченного милиции
(Тарабрин С. В.) ("Административное право и процесс", 2010, N 5) Текст документаПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО МИЛИЦИИ <*>
С. В. ТАРАБРИН
Тарабрин Сергей Викторович, слушатель Академии управления МВД России г. Москва.
Процессы становления и развития службы участковых уполномоченных милиции в России имеют свою разноаспектную биографию. Так, в феврале 1987 г. впервые в истории службы участковых решение о ее очередном укреплении принимается на уровне ЦК КПСС и СМ СССР. Однако целая система мер, предусмотренных соответствующими постановлениями, так и не принесла ожидаемых результатов.
Ключевые слова: участковые уполномоченные милиции, обслуживаемый участок, органы местного самоуправления, общественные пункты охраны порядка, профилактика правонарушений.
The process of formation and development of service of district militia officers in Russia have a multi-aspect biography. In February 1987 the decision of strengthening of the service was taken for the first time in its history at the level of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union and Council of Ministries of the USSR. However the whole system of measures provided by the relevant decrees did not bear the expected fruit.
Key words: district militia officers, district, agencies of local self-government, public points of protection of order, prevention of legal violations.
Совершенствованию работы участковых уполномоченных милиции среди населения по укреплению правопорядка в городах и населенных пунктах способствовала реализация органами внутренних дел Требований коллегии МВД России от 30 мая 1996 г. N 2км/2. Вместе с тем коренного улучшения деятельности участковых достигнуто не было. По-прежнему в ряде субъектов РФ допускались порочные факты систематического отвлечения участковых для решения текущих задач вне территории обслуживаемых участков; необеспеченности регулярных отчетов перед населением и приема граждан по месту их проживания; взаимодействия с органами местного самоуправления. Данные обстоятельства создавали обстановку недосягаемости участковых для жителей административных участков, затрудняли установление с ними доверительных отношений, снижали уровень упреждающего влияния на криминогенные процессы, порождали бессистемность и неэффективность в работе по предупреждению правонарушений, создавали значительные препятствия гражданам в реализации их прав на защиту от противоправных посягательств. В настоящее время перед УУМ стоит цель - сосредоточить основные усилия на решении следующих приоритетных задач: предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений на административном участке, а также розыск лиц, скрывающихся от правосудия; обеспечение общественного порядка, выявление и пресечение административных правонарушений на обслуживаемом участке; разрешение заявлений и сообщений граждан по вопросам, отнесенным к компетенции ОВД; установление тесных доверительных отношений с гражданами в интересах служебной деятельности; оказание эффективного профилактического воздействия на лиц, склонных к совершению правонарушений, и ряд других. Следует отметить, что задачи, поставленные перед службой участковых уполномоченных, предопределяют функции и основные направления их деятельности, к которым следует отнести: общую и индивидуальную профилактическую работу; организацию и осуществление охраны общественного порядка; участие в раскрытии и расследовании преступлений; взаимодействие с общественностью. Отсюда комплексность и многофункциональность деятельности участковых. В них, на наш взгляд, главная особенность данного института. При рассмотрении обращений и заявлений граждан участковый должен осуществлять прием и регистрацию поступивших от населения сообщений о совершенных на участке правонарушениях; рассматривать поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаки состава преступления, в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней. Для осуществления возложенных на участкового уполномоченного милиции обязанностей он наделен комплексом правомочий. К ним, в частности, относятся такие права, как: требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; вызывать в органы внутренних дел, служебные помещения граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся у него в производстве; составлять протоколы об административных правонарушениях; осуществлять административное задержание; производить личный досмотр и досмотр вещей и документов, обнаруженных при задержании; получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них; производить в предусмотренных законом случаях и порядке соответствующие уголовно-процессуальные действия; принимать меры к доставлению в медицинские учреждения либо в дежурную часть ОВД лиц, находящихся на улице или общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим и себе, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья и жизни, а также ряд других. Поскольку УУМ обязан регулярно вести прием населения на административном участке, то при официальном обращении к нему граждан и должностных лиц с заявлениями о преступлении или административном правонарушении он вправе применить и в этом случае либо административно-правовые меры, либо осуществить неотложные следственные действия и провести определенные оперативно-розыскные мероприятия. Проведенный анализ законодательства и практики деятельности ОВД показывает, что деятельность УУМ многофункциональна, это обусловлено спецификой выполняемых им задач и особенностями организационно-тактических элементов их выполнения. В свою очередь, данная характеристика находит свое отражение в правах и обязанностях участкового, проявляясь в них как в количественном, так и в качественном отношении. В конечном счете приведенные положения должны учитываться при определении границ административных участков, планировании и организации работы участкового, а также осуществлении контроля и оценки результатов его деятельности. Представляется, что, отталкиваясь от исходного положения об участковых как о представителях милиции общественной безопасности, было бы верным обращение по данному вопросу к нормативным предписаниям Закона РФ "О милиции". Так, ст. 2 Закона определяет, что задачами милиции являются обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Данного мнения придерживается авторский коллектив учебного пособия "Административная деятельность органов внутренних дел" под редакцией профессора В. Я. Кикотя: "...на УУМ в соответствии с законодательством РФ возлагаются следующие задачи: обеспечение личной и имущественной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; участие в работе по раскрытию преступлений; оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений в осуществлении их законодательных прав и интересов" <1>. -------------------------------- <1> Административная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В. Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003. С. 152.
В соответствии с положениями ст. 3 деятельность милиции строится на принципах уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка. Думается, данные законоположения вполне приемлемы и справедливы для характеристики задач и принципов деятельности участковых уполномоченных. Важным аспектом правового статуса участкового уполномоченного милиции являются формы и направления взаимодействия с другими службами и подразделениями ОВД (внутреннее взаимодействие - взаимодействие в рамках системы МВД России). Как известно, исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами производится путем изъятия водительского удостоверения. В этих целях должностному лицу подразделения Государственной инспекции, в которое поступило постановление судьи о лишении права управления, рекомендуется принять необходимые меры к изъятию указанных документов, в том числе информировать УУМ <2>. Он в пределах своей компетенции отвечает за состояние охраны общественного порядка на закрепленном за ним участке. При необходимости, по согласованию с руководителями ГРОВД, а в их отсутствие - с дежурным по ОВД, он обязан осуществлять маневрирование патрульно-постовыми нарядами на территории участка; проверять несение службы патрульно-постовыми нарядами на участке, оказывать им помощь в пресечении преступлений и задержании преступников, обеспечивать взаимодействие с общественными объединениями; информировать патрульно-постовые наряды об изменениях оперативной обстановки и совершении правонарушений на обслуживаемом участке; осуществлять совместно с нарядами патрулирование территории, обход мест возможного появления антиобщественного элемента <3>. -------------------------------- <2> См.: письмо МВД РФ от 18.06.2003 N 13/ц-72 (в ред. от 15.02.2005) "О направлении Методических рекомендаций". <3> См.: Приказ МВД РФ от 18.01.1993 N 17 "О мерах по совершенствованию организации патрульно-постовой службы милиции".
В свою очередь, строевые подразделения патрульно-постовой службы также выполняют задачи по охране правопорядка и борьбе с преступностью в тесном взаимодействии с участковыми. Основными направлениями взаимодействия являются совместные инструктажи, объединенные учебные тренировочные и практические занятия, информирование о состоянии оперативной обстановки, оказание взаимной помощи в решении служебных задач, совместном проведении оперативно-профилактических мероприятий и обмен опытом работы <4>. -------------------------------- <4> См.: Приказ МВД РФ от 13 апреля 1993 г. N 166 (в ред. от 22.12.2000, с изм. от 25.08.2003) "О совершенствовании организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности" // Бюл. текущего закон-ства МВД РФ. Вып. 4. Ч. II. М., 1993.
В целях предупреждения противоправных действий в сфере частной детективной и охранной деятельности УУМ ведут учет охранно-сыскных предприятий и охраняемых ими объектов, негосударственных образовательных учреждений по подготовке частных детективов и охранников, расположенных на обслуживаемой территории. Ежеквартально осуществляют проверку охранно-сыскных предприятий, а также охраняемых их персоналом объектов на предмет соблюдения порядка учета, хранения и использования служебного и гражданского оружия. Обращаясь к вопросу о внешнем взаимодействии участкового уполномоченного, следует отметить его участие в контроле за поведением осужденных, прибывающих в отпуск. Так, в суточный срок по прибытии к месту проведения предоставленного отпуска осужденный обязан явиться в дежурную часть ОВД и получить в удостоверении отметку о прибытии, сообщить цель приезда, срок и место пребывания, дату убытия. По окончании выезда осужденный в том же порядке дел должен получить в удостоверении отметку об убытии в учреждение <5>. -------------------------------- <5> Приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205 (с изм. от 02.03.2006) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" // Бюл. норм. актов фед. органов исп. власти. 2005. N 47.
Участковый участвует также в процессе исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества во взаимодействии с уголовно-исполнительными инспекциями. Например, о постановке осужденного на учет инспекция направляет сообщение начальнику ОВД для организации проведения участковым уполномоченным милиции профилактических мероприятий и участия в контроле за поведением осужденного <6>. -------------------------------- <6> См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под ред. А. И. Зубкова. М.: Издательская группа "НОРМА-ИНФРА-М", 2005.
Обобщая изложенное, можно сказать, что служба участковых уполномоченных милиции представляет собой отраслевую подсистему органов внутренних дел, имеющую соответствующую компетенцию и организационную структуру, функционирующую в целях охраны общественного порядка на закрепленных административных участках, обеспечения общественной безопасности, надежной защиты прав и свобод граждан, собственности от преступных и иных противоправных посягательств.
Название документа