Кадровый резерв МВД России: перспективы использования в области миротворческой деятельности

(Ревенко А. О.) ("Административное право и процесс", 2010, N 5) Текст документа

КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ МВД РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <*>

А. О. РЕВЕНКО

Ревенко Алексей Олегович, старший инспектор Департамента кадрового обеспечения МВД России.

Большинство специалистов МВД России, направляемых в миротворческие миссии ООН, занимают секондированные должности. Работа на таких должностях характеризуется, прежде всего, срочностью, так как период пребывания в ней ограничен сроком служебной командировки сотрудника. Это ведет к необходимости регулярной замены сотрудников, их занимающих.

Ключевые слова: миротворческая миссия, замена сотрудников, МВД России, кадровая политика, кадровый резерв.

The majority of specialists of the Ministry of internal affairs of Russia sent on UN peace-making missions have seconding positions. The work on such positions is characterized above all by term structure as the term is limited by the period of business trip of the worker. It leads to the necessity of regular change of workers holding such positions.

Key words: peace-making mission, change of workers, Ministry of internal affairs of Russia, personnel policy, personnel reserve.

На расширенном оперативном совещании при начальнике Департамента кадрового обеспечения МВД России по итогам 2009 г. начальник Департамента кадровой политики в правоохранительных органах Администрации Президента Российской Федерации О. А. Плохой в качестве одного из наиболее перспективных направлений кадровой работы органов исполнительной власти Российской Федерации выделил формирование и использование кадровых резервов. При этом он подчеркнул, что уже созданный в МВД России резерв "заработал", из него производится значительная часть назначений на руководящие должности. Следующим шагом, по мнению О. А. Плохого, могло бы стать создание резервов на более низкие должности, "от майора до генерал-майора". Среди нормативных актов МВД России, затрагивающих тем или иным образом вопросы кадровых резервов, - Приказ МВД России от 30 августа 2000 г. N 914 "Об организации участия сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России в миротворческих миссиях". Пункт 5 указанного Приказа относит формирование резерва участников миротворческих операций к основным направлениям деятельности МВД России по обеспечению участия сотрудников и военнослужащих в миротворческих миссиях. Результат использования данного резерва пока достаточно скромен. Тем не менее, принимая во внимание современную структуру взаимодействия МВД России с Организацией Объединенных Наций в области миротворчества, можно предположить, что при некотором обновлении подхода данный кадровый инструмент будет эффективен. Работа ООН в области миротворчества и миростроительства организована через систему руководящих органов и так называемых полевых миссий. Руководящие органы осуществляют деятельность, направленную на содействие, координацию, управление и анализ миротворчества или миростроительства. К ним можно отнести Департамент миротворческих операций, Департамент полевой поддержки, Политический департамент Секретариата ООН и ряд других. Каждый из этих Департаментов, равно как и каждая полевая миссия, представляет собой отдельную относительно самостоятельную организацию, что выражается, помимо прочего, в наличии своего штатного расписания. Всего существует два вида должностей - занимаемых профессиональными международными чиновниками по контракту и так называемых секондированных (от англ. second - "второй"). На последние назначаются сотрудники, направленные национальными правительствами в служебные командировки, т. е. одновременно являющиеся сотрудниками командирующего их органа исполнительной власти направляющего государства. Абсолютное большинство специалистов МВД России, направляемых в миротворческие миссии ООН, занимают именно секондированные должности. Работа на таких должностях характеризуется, прежде всего, срочностью, так как период пребывания в ней ограничен сроком служебной командировки сотрудника. Это, в свою очередь, ведет к необходимости регулярной замены сотрудников, их занимающих. Кадровые резервы показали себя эффективным инструментом для своевременного назначения на вакантные должности сотрудников, максимально им соответствующих по различным критериям. Позволим себе предположить, что положительный опыт использования кадровых резервов для назначения на должности внутри Российской Федерации можно применить, с некоторыми оговорками, и к должностям в миротворческих структурах международных организаций. Необходимости "привязывать" миротворческий резерв МВД России к резервам на выдвижение на руководящие должности, а также стремиться к интеграции этих баз данных в настоящее время не усматривается в связи с тем, что взаимный переход из категории руководителя в категорию специалиста по работе в международных организациях хотя и возможен, но маловероятен. Вместе с тем в перспективе такое взаимопроникновение вполне возможно, в случае выхода МВД России на уровень командирования своих специалистов на политические должности в секретариаты и полевые миссии международных организаций. Для участия в конкурсе на занятие должности такого уровня необходим опыт руководящей работы на Родине. В то же время опыт работы за рубежом в международных организациях мог бы стать полезным при назначении сотрудников на ряд руководящих должностей в Российской Федерации. На сегодняшний день разработаны и нормативно закреплены критерии отбора сотрудников МВД России для участия в миротворческих миссиях (Приказ МВД России N 914 от 30 августа 2000 г.). Эти критерии целесообразно использовать, не ограничиваясь ими, и при формировании миротворческого резерва МВД России. Так, кандидат для командирования в миротворческие миссии должен быть не моложе 25 лет, иметь стаж службы в органах внутренних дел не менее 5 лет, профессионально управлять полноприводным автомобилем, свободно владеть английским или французским языком. Очевидно, что перечисленных в Приказе МВД России критериев недостаточно для того, чтобы определить пригодность сотрудника для работы на какой бы то ни было должности, а тем более для автономной службы в сложных условиях постконфликтных государств. Необходимо учитывать весь спектр его профессиональных и личностных качеств. Процесс изучения этих аспектов личности будущего миротворца, как и любого другого сотрудника органов внутренних дел, реализуется в течение всего периода его работы кадровыми подразделениями по месту службы. В этой связи еще одним из критериев "годности" сотрудника к включению в миротворческий резерв МВД России и командированию в миротворческую миссию является положительная характеристика, подписанная руководителем территориального подразделения, где он проходит службу, с рекомендацией для работы за рубежом. В системе МВД России вопросы кадрового характера в отношении сотрудников, командируемых в миротворческие миссии, отнесены к компетенции Департамента кадрового обеспечения. В этой связи представляется, что миротворческий резерв МВД России должен стать инструментом в первую очередь именно для ДКО МВД России. При этом целесообразно предоставить руководству Департамента право "настройки" данного инструмента посредством изменения не изменяющих сущности параметров регулирования системы миротворческого резерва, таких, как, например, срок нахождения сотрудника в резерве. Как уже было отмечено, должности в миротворческой системе ООН можно разделить на несколько категорий. Первоначально большинство сотрудников после прибытия в миротворческую миссию и прослушивания вводного ознакомительного курса назначаются на должности полицейских наблюдателей. Следующий условный уровень должностей можно охарактеризовать как экспертный. В него входят должности руководителей тактического и оперативного уровней, а также специалистов в различных узких областях, от следователей и экспертов-криминалистов до специалистов в области компьютерной техники и защиты информации. Должности указанной категории замещаются сотрудниками, уже находящимися в той или иной миротворческой миссии, по конкурсу. Такие конкурсы организуются кадровой службой миссии и являются открытыми для всех сотрудников международного полицейского персонала миссии. Третий уровень должностей можно условно охарактеризовать как уровень стратегического управления и формирования общей политики. К должностям данной категории относится весь старший руководящий состав миротворческих миссий, а также все секондированные должности в департаментах Секретариата ООН. Конкурсы этого уровня объявляются уже Секретариатом ООН. Информация о них направляется непосредственно в правительства направляющих государств, которые отбирают, готовят и представляют соответствующих кандидатов. Уровень требований, предъявляемых к кандидатам, возрастает пропорционально перечисленным уровням должностей. То есть если на должность полицейского наблюдателя вполне может рассчитывать патрульный, не обладающий специальными знаниями, кроме необходимых при несении патрульно-постовой службы, то на победу в конкурсе на должности третьего уровня может рассчитывать уже только старший офицер, имеющий, помимо богатого послужного списка в различных областях правоохранительной деятельности, университетское образование, опыт международной работы и стратегического управления на различных уровнях. В настоящее время внимание МВД России сосредоточено на подготовке сотрудников для должностей второго условного уровня. Стоит признать, что в этой области достигнуты определенные успехи. Большинство сотрудников МВД России занимают в миротворческих миссиях должности тактических и оперативных руководителей и экспертов. В зависимости от миссии этот показатель колеблется от 65 до 90%. В силу объективных обстоятельств в настоящее время всего один сотрудник МВД России занимает должность третьего условного уровня в Секретариате ООН. Работа по поиску, отбору, подготовке и продвижению сотрудника МВД России на должность такого уровня - процесс комплексный и непростой, предполагающий усилия нескольких органов исполнительной власти Российской Федерации. При этом оценка эффективности усилий данного сотрудника указывает на перспективность дальнейшего развития участия МВД России в международном миротворчестве посредством повышения уровня вовлеченности. Систематичный и поэтапный перевод данного вектора деятельности МВД России возможен с использованием института миротворческого резерва. Все должности в структуре ООН замещаются на срочной основе и подразумевают четкие требования к кандидатам. Таким образом, не составит труда проанализировать и спрогнозировать динамику движения кадров в системе ООН и определить перспективную с точки зрения интересов Российской Федерации должность. Располагая кадровым резервом, систематизированным по тем же критериям, которые применяет ООН при проведении конкурса на руководящие должности, для МВД России выработать эффективную программу подготовки наиболее подходящего сотрудника или сотрудников не составит труда. При этом разработчик будет располагать сведениями и о необходимых квалификациях обучаемого, и о сроках получения этих квалификаций. Данная схема может быть применена как к должностям в руководящих структурах ООН, так и к должностям в полевых миссиях. Оговоримся при этом, что в случае с полевыми миссиями речь идет, скорее, о ближнем (краткосрочном) или среднесрочном резерве, в то время как для замещения руководящих должностей необходим уже стратегический (долгосрочный) резерв. Кроме того, при работе над продвижением кандидата на должность третьего уровня необходимо проводить постоянный мониторинг должности, а также совместно с компетентными дипломатическими учреждениями России своевременно предпринимать политические шаги, направленные на условное "закрепление" данной должности за Российской Федерацией. Таким образом, первым этапом работы с миротворческим резервом МВД России должно стать изучение потребности миротворческих миссий и руководящих подразделений международных организаций в специалистах того или иного профиля. При этом необходимо учитывать квоты, выделенные МВД России для командирования своих сотрудников в ту или иную миссию. Данные квоты носят двойственный характер и устанавливаются, во-первых, нормативным актом РФ, закрепляющим решение о направлении сотрудников органов внутренних дел в состав миротворческой миссии <1>, а во-вторых, организационно-управленческими документами Секретариата ООН. Первоначальная квота определяется при подготовке указанного решения путем переговоров между Российской Федерацией и Секретариатом ООН и закрепляется в документах обеих сторон. Однако известны случаи, когда впоследствии, например, при сокращении численности миссии, при неизменной квоте, установленной нормативным актом Российской Федерации, происходит корректировка квот, выделяемых ООН государствам - поставщикам контингентов. Однако данный процесс носит скорее дипломатический, чем правовой характер. -------------------------------- <1> См., напр.: распоряжения Президента РФ от 2 февраля 2005 г. N 44-рп и от 20 декабря 2004 г. N 605-рп.

Согласно Приказу МВД России от 30 августа 2000 г. N 914 необходимым условием командирования сотрудника в состав миротворческой миссии является рассмотрение его кандидатуры на заседании Мандатной комиссии по отбору сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России для участия в миротворческих миссиях. На рассмотрение комиссии выносятся специалисты, прошедшие несколько этапов отбора. Среди них определение соответствия кандидата формальным требованиям Приказа МВД России N 914 от 30 августа 2000 г., предварительный этап, организуемый кадровыми аппаратами территориальных подразделений МВД России, стандартный экзамен ООН на знание иностранного языка, навыки стрельбы и управления полноприводным автомобилем, медицинское освидетельствование на предмет годности к службе в иностранном государстве с неблагоприятным жарким климатом, психофизиологическое обследование. Заседание Мандатной комиссии завершает отбор, его протокол, содержащий сведения о рассмотренных кандидатах, утверждается Министром внутренних дел РФ или лицом, исполняющим его обязанности. Сотрудник не может быть командирован в миротворческую миссию иначе, чем пройдя все перечисленные выше этапы. В этой связи в целях минимизации прогнозируемого количества споров между включенными в миротворческий резерв сотрудниками и МВД России по поводу взаимных прав и обязанностей, в особенности обязанности МВД России командировать резервиста, было бы разумным включать сотрудников органов внутренних дел в миротворческий резерв на основании утвержденных Министром внутренних дел Российской Федерации протоколов заседаний Мандатной комиссии. Кроме того, такой подход позволит придать резерву определенную динамику. Возможность выезда в состав одной из миротворческих миссий возникает у сотрудника практически одновременно с датой его зачисления в миротворческий резерв. Одновременно резервисты получают определенную уверенность в том, что они как минимум выедут в полевую миссию в качестве полицейского наблюдателя, что, как ожидается, повысит привлекательность перспективы включения в миротворческий резерв. При таком подходе заседаниям Мандатной комиссии МВД России по отбору сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России для участия в миротворческих миссиях необходимо уделять особое внимание, так как она фактически становится основным органом, принимающим стратегические кадровые решения в области полицейского миротворчества Российской Федерации. Решения комиссии должны базироваться на четком понимании реальных потребностей российских полицейских контингентов в контроле над отдельными участками деятельности миротворческих миссий (например, позволяющих получать оперативный доступ к значимой актуальной информации или оказывать влияние на процесс принятия кадровых решений) и адекватной оценке потенциала выносимых на рассмотрение кандидатов по занятию должностей и дальнейшему росту в качестве специалистов, руководителей или преподавателей. В качестве "физической" формы резерва целесообразно выбрать список-таблицу, содержащий сведения, минимально необходимые для принятия предварительного решения об использовании сотрудника на том или ином направлении. К таким сведениям целесообразно отнести как минимум уровень владения иностранными языками, звание, должность, дату рождения сотрудника, область(-и) его экспертного знания, стаж и характер руководящей и преподавательской работы. Перечисленные сведения необходимы при принятии принципиального решения о годности сотрудника к работе в миротворческих миссиях, о перечне должностей и миссий, доступных для данного специалиста, и, кроме того, для определения примерного вектора подготовки резервиста. Имеющийся у сотрудника опыт руководящей работы служит основанием не только для продвижения его на должности, связанные с управлением в структуре полевых миссий и руководящих структур ООН, но и для рассмотрения сотрудника в качестве кандидата на должности командира и заместителя командира российских полицейских контингентов. Сотрудников, имеющих возможность эффективно реализовывать преподавательскую деятельность, также целесообразно использовать и для решения задач миротворческих миссий, и для развития российского миротворческого потенциала. На определенном этапе развития основной задачей любой миротворческой миссии является подготовка личного состава местной полиции. В этот период опытные преподаватели крайне востребованы. Сейчас такая ситуация наблюдается, например, в Миссии ООН в Судане. Известны случаи, когда единственной причиной отказа принять сотрудника в состав международного полицейского персонала данной миссии, полученного от кадровой службы данной миссии, был недостаток преподавательского опыта. Опытные преподаватели с опытом участия в миротворческих миссиях также активно используются МВД России для проведения занятий под флагом Российской Федерации. В первую очередь речь идет об обучении сотрудников органов внутренних дел России и иностранных государств - слушателей учебных курсов, проводимых в Центре подготовки миротворцев ВИПК МВД России. Помимо этого, занятия с иностранцами проводятся и в зарубежных миротворческих центрах, таких, как Центр повышения квалификации стабилизационных полицейских подразделений карабинерии Италии (Center of Excellency for Stability Police Units, COESPU) или Международный центр подготовки миротворцев им. Кофи Аннана в Гане (Kofi Annan International Police Training Center, KAIPTC). Перспективным направлением развития системы отбора и подготовки сотрудников МВД России для участия в международном миротворчестве видится реализация резервистами своего преподавательского потенциала по основному месту прохождения службы. Формами такой реализации могли бы стать консультации, лекционные занятия. Безусловно, сеть таких консультантов должна функционировать при активном участии подразделения, чьи полномочия и ответственность за подготовку сотрудников МВД России для участия в миротворческих миссиях уже закреплены нормативно. Речь идет в первую очередь о контрольной и координирующей функциях, методической поддержке. Реальной оценкой деятельности преподавателя-резервиста при таком подходе может служить количество включенных в миротворческий резерв МВД России сотрудников, в поиске и первоначальной подготовке которых он принимал участие. Безусловно, внимания требует и повышение квалификации самих резервистов. В деятельности кадровых аппаратов государственных и коммерческих структур распространена практика разработки и реализации индивидуальных планов подготовки для каждого включенного в резерв сотрудника. Такие планы могут включать в себя участие в мероприятиях, основной целью которых является получение новых знаний и навыков (учебные курсы, консультации), обмен опытом (семинары, конференции), а также практическую деятельность, направленную на получение опыта в конкретной сфере (стажировки, практическая работа на определенной должности в миротворческой миссии). Требующим тщательного и детального правового регулирования аспектом функционирования миротворческого резерва МВД России является вопрос исключения сотрудника. Однозначным образом должны быть сформулированы условия, при которых сотрудник исключается из состава резерва. Такими условиями должно стать наступление событий, свидетельствующих о том, что сотрудник более не отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатам на командирование в миротворческие миссии. Речь может идти о прекращении службы сотрудника в органах внутренних дел, заболевании, несовместимом с требованиями нормативных актов к состоянию здоровья миротворцев, совершение грубого или неоднократного дисциплинарного проступка и т. д. Личное заявление сотрудника также должно считаться достаточным основанием для его исключения из резерва. Целесообразно предоставить право исключения сотрудника из резерва Министру внутренних дел РФ. В связи с тем что изложенные в статье соображения нацелены на развитие уже существующего института, не требуют дополнительного финансирования и пересмотра каких-либо нормативных актов, препятствий для их внедрения в деятельность МВД России практически не просматривается. Вместе с тем использование предложенных методик в совокупности с современными информационными технологиями позволит перейти от практики сиюминутного реагирования к планомерной кадровой работе в условиях предсказуемости и прогнозируемости ситуации. Это, в свою очередь, позволит более целенаправленно использовать имеющиеся информационные и людские ресурсы, создавая новые возможности для продвижения интересов Российской Федерации на международной арене.

Название документа