Противодействие коррупции в России: административно-правовые и этические аспекты

(Покровский М. Н.) ("Административное и муниципальное право", 2010, N 6) Текст документа

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

М. Н. ПОКРОВСКИЙ

Покровский Михаил Николаевич - старший научный сотрудник Калужского регионального отделения Научного центра противодействия коррупции НИИ Российской правовой академии Министерства юстиции РФ.

В статье рассматриваются проблемы противодействия коррупции посредством правовых и этических стандартов. В статье обращается внимание на наиболее актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы.

Ключевые слова: коррупция, противодействие, этика, стандарты служебного поведения, государственный служащий, правосознание, правоприменение, правосознание, этический стандарт, профилактика.

Anti-corruption measures in Russia: administrative, legal and ethical aspects M. N. Pokrovsky

The article is devoted to the problems of anti-corruption measures by using legal and ethical standards. The author of the article pays attention at the most topical issues of anti-corruption activities in the system of state and municipal service.

Key words: corruption, anti-corruption measures, ethics, standards of state service inspection, state officer, legal awareness, law enforcement, ethical standard, prevention.

В последнее время в России через СМИ, публичные высказывания и слушания активно обсуждается проблема коррупции в России, ее негативное влияние на государственное устройство, мировоззрение (восприятие) гражданами и экономику в целом. Термин "коррупция" происходит от латинского слова "corruptio", что означает подкуп, продажность общественных и политических деятелей и должностных лиц. Безусловно, появление термина в современном российском праве "коррупция", предложенного в Федеральном законе "О противодействии коррупции", полностью отвечает сложившимся современным реалиям, и в настоящее время он может активно использоваться для противодействия коррупции во всех эшелонах власти с целью защиты интересов общества и государства. Конечно, с коррупцией как антисоциальным явлением необходимо бороться и проводить профилактические мероприятия, но проблема, по нашему мнению, в ином. Зачастую чиновники, попавшие на те или иные должности, попали на них не случайно, а за те или иные ранее ими оказанные услуги другим чиновникам, в том числе их родственникам, знакомым и т. п., находящимся выше по служебно-карьерной лестнице и которые либо сами их назначили на должность, либо способствовали их назначению. Таким образом, фактически на деле происходит, что подобные чиновники притягивают к себе подобных, угодных и удобных, т. е. формируется определенная иерархия, корпоративность и клановость. Указанное выше вовсе не означает, что это будут профессионалы своего дела, специалисты, как правило, это - непрофессионалы своего дела. В последующем происходит следующее. Новоиспеченный чиновник в силу своего меркантильного поведения начинает проводить в жизнь "свои понятия" об исполнении должностных обязанностей, об исполнении и соблюдении законов, по сути, подменяя законы. Из-за непрофессионализма, неграмотности, некомпетентности чиновников бюджеты различных уровней теряют огромные средства, а также имеются случаи, когда действиями (бездействием) причиняется ущерб государству, имуществу, которое аккумулируется благодаря накоплениям граждан, организаций от уплаты налогов, взносов, пошлин и т. д. При этом следует исходить из того, что ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь (например, затраты на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполучением лицензии на данный вид деятельности). Необходимо отметить, что деяния должностных лиц в процессе экономической деятельности, которые представляют собой незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или третьих лиц, относятся к проявлениям коррупции. Этим можно объяснить высокую латентность подобных деяний и их низкую раскрываемость компетентными органами. Как пример: взятка, полученная чиновником с целью личного обогащения, может составлять 1 млн. руб., а вот непрофессиональный подход к делу может стоить десятки миллионов рублей. По сути, такие чиновники управляют средствами и имуществом государства, которые общество доверило ему. Например, при анализе результатов контрольных мероприятий, проводимых контролирующими органами, наблюдается устойчивая тенденция по увеличению количества нарушений, связанных с нецелевым и незаконным использованием бюджетных средств. В последнее время контрольными органами выявляется также значительная часть нарушений, связанных с неэффективным управлением, использованием бюджетных средств участниками бюджетных отношений. Еще одна проблема практического характера. В настоящее время на федеральном и региональных уровнях принят ряд законов, которые устанавливают определенную процедуру, основанную на конкурсе для замещения, назначения на должности в органы государственной власти. Однако необходимо учитывать жизненные реалии. Как правило, конкурсные комиссии возглавляют руководители органов власти, учреждений и организаций, в которых проводится конкурс, а, следовательно, решающее слово всегда за таким руководителем, поскольку должностные лица, включенные в состав комиссии, находятся в прямой подчиненности либо иной зависимости этого руководителя либо считают, что главное - соблюсти видимые и формальные признаки самой процедуры, определенные законодательством. Иными словами, конкурс на замещение должностей в том или ином органе государственной власти, учреждении, организации лишен одного из главных принципов - состязательности и трансформировался в формальность. Таким образом, коррупция как антисоциальное явление оказывает разрушительное воздействие на все правовые институты, в результате чего установленные нормы права заменяются правилами, продиктованными индивидуальными интересами тех, кто способен оказывать влияние на представителей государственной власти и готов за это платить. И следовательно, необходимо термин "коррупция" понимать шире, с учетом реалий сегодняшнего дня, а не ограничиваться лишь теми формулировками, которые указаны в антикоррупционном законодательстве. Не случайно значительное внимание коррупции и коррупционным проявлениям уделяется в юриспруденции. Вследствие этого соответствующие отношения рассматриваются как отклоняющееся от обязывающих правовых норм поведение, допускаемый произвол в осуществлении возложенных законом полномочий либо неправомерное использование возможностей управлять государственными ресурсами. В юриспруденции различают три направления, которые необходимо использовать во взаимосвязи для снижения коррупции. Правотворчество - форма осуществления функций государства, состоящая в установлении, изменении или отмене правовых норм. Многоплановость общественных отношений предопределяет структурное содержание правотворческого процесса, который складывается из двух частей. Первая включает организационные вопросы правотворчества, не связанные напрямую с юридически значимыми действиями, вторая в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта правового акта <1>. -------------------------------- <1> См.: Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 347.

Правоприменение выделяется как одна из функций юридической деятельности и определяется как деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний. Исходя из данного определения, следует, что правоприменительная деятельность - это прерогатива органов и (или) должностных лиц, которые имеют соответствующие властные полномочия. Правосознание - категория, означающая сферу общественного, группового и индивидуального сознания, связанную с отражением правозначимых явлений и обусловленную правозначимыми ценностями, правопониманием, представлением должного правопорядка. Правосознание определяется социально-экономическими условиями жизни общества, его культурно-правовыми, демократическими или авторитарными традициями <2>. -------------------------------- <2> См.: Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 1998. С. 526.

С понятием коррупции в ее общесоциальном значении связано и понятие коррумпированности. Коррумпированность - это вовлеченность должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, зараженность стремлением к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения. Реализация этой возможности прежде всего зависит от нравственных устоев человека, честности, уважения к самому себе, обществу и государству, от отношения к своему долгу. В конце необходимо отметить, что в условиях кризиса государство обязано предпринять шаги к восстановлению деформированных звеньев системы социального контроля и организации ее деятельности, исходя из новых реалий. Одним из достаточно сложных барьеров на данном пути являются падение авторитета органов государственной власти, утрата доверия и уважения к ним со стороны значительной части граждан. Этот феномен обусловлен неудовлетворенностью общества не столько содержанием и объемом компетенции, сколько качеством государственной деятельности, которое переживает процесс перманентного снижения на протяжении уже длительного времени.

Библиографический список

1. Астанин В. В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции". СПб., 2009. 2. Астанин В. В. Антикоррупционная политика: криминологические аспекты: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 3. Андреевский И. Е. Русское государственное право. СПб., 1866. 4. Сперанский А. М. Еще нечто о свободе и рабстве. Введение к уложению государственных законов // Права человека и правовая мысль России (XVIII - начало XIX в.). Курск, 2001. 5. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 1998. 6. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997. 7. Куракин А. В. Государственная служба и коррупция. М., 2009.

Название документа