Полномочия специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов в области информационного сопровождения формирования и реализации государственной политики противодействия коррупции: анализ правового регулирования и некоторые направления его совершенствования
(Кабанов П. А.) ("Административное и муниципальное право", 2014, N 1) Текст документаПОЛНОМОЧИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
П. А. КАБАНОВ
Кабанов Павел Александрович - доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса Института экономики, управления и права (г. Казань).
Предметом проведенного исследования выступают: а) основные положения региональных подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность специализированных региональных совещательных, координационных, экспертных, консультативных, межведомственных антикоррупционных органов (советов и комиссий по противодействию коррупции) в области информационного сопровождения государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне; б) основные формы или средства информационного сопровождения государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне, закрепленные в нормативных правовых актах; в) основные меры, направленные на совершенствование правового регулирования информационного сопровождения государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне. В качестве основного метода научного исследования выступил сравнительно-правовой метод региональных нормативных правовых актов, регулирующих деятельности специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов, а также общенаучные методы - анализ и синтез. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые в российской юридической науке рассмотрено правовое регулирование деятельности специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов в области информационного сопровождения государственной политики противодействия коррупции. Основные выводы: предложены меры по совершенствованию правового регулирования деятельности специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов, которые заключаются: в формировании региональной антикоррупционной информационной политики; мониторинге эффективности системы информационного сопровождения региональной политики противодействия коррупции; выработке предложений по совершенствованию системы информационного сопровождения региональной политики противодействия коррупции.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная пропаганда, антикоррупционная политика, антикоррупционная реклама, антикоррупционная агитация, антикоррупционное информирование, информационная политика, государственная политика, информационное сопровождение.
The competence of specialized regional advisory anti-corruption bodies in the sphere of information support for the formation and implementation of state policy for fighting corruption: analysis of legal regulation and some directions for its improvement P. A. Kabanov
The object of this study includes: a) key provisions of the regional by-law normative legal acts regulating the activities of specialized regional advisory, coordinative, expert, consultative, inter-departmental anti-corruption bodies (councils and commissions on fighting corruption) in the sphere of information support for the state policy against corruption at the regional level; b) key forms and means of information support of state policy against corruption at the regional level, as provided for in the normative legal acts; c) main measures aimed at the improvement of legal regulation of the information support of the state policy against corruption at the regional level. The author uses comparative legal method as the main scientific study method, and it is used to analyze the activities of specialized regional advisory anti-corruption bodies together with the general scientific methods: analysis and synthesis. The scientific novelty of the study is due to the fact that for the first time in the Russian legal the author evaluates legal regulation of the activities of the specialized regional advisory anti-corruption bodies in the sphere of information guarantees of the state policy against corruption. The main conclusions are as follows: the author offers measures for the improvement of legal regulation of the activities of the specialized regional advisory anti-corruption bodies, which include formation of the regional anti-corruption information policy; monitoring of efficiency of the information support system for the regional anti-corruption policy; development of proposals on the improvement of the system of information support of the regional anti-corruption policy.
Key words: corruption, fighting corruption, anti-corruption propaganda, anti-corruption policy, anti-corruption advertisement, anti-corruption agitation, anti-corruption information, information policy, state policy, information support.
Информационное сопровождение формирования и реализации государственной региональной политики противодействия коррупции является сложной и ответственной задачей, не только стоящей перед органами государственной власти, учреждениями массовой коммуникации, но специализированными совещательными, координационными, консультативными и экспертными антикоррупционными органами субъектов Российской Федерации. Эти региональные антикоррупционные органы, чаще всего, именуются Советами и/или Комиссиями по противодействию коррупции (далее по тексту - специализированные региональные совещательные антикоррупционные органы. - Прим. авт.). Насколько эффективно данные антикоррупционные органы будут осуществлять свои полномочия в области информационного сопровождения региональной антикоррупционной политики, во многом зависит результативность противодействия коррупции в этих регионах. Как показывает региональная практика информационного сопровождения формирования и реализации антикоррупционной политики, в различных субъектах Российской Федерации она проходит с различной степенью интенсивности и результативности. Невзирая на важность и значимость данного направления деятельности специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов, до настоящего времени российскими специалистами не проведено исследований правового регулирования таких полномочии этого субъекта региональной антикоррупционной политики и его влияния на состояние государственной политики противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации. Имеющиеся исследования касаются, как правило, оценки общих полномочий специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов <1>, либо связаны с описанием правового регулирования и организации отдельных форм информационного сопровождения государственной политики противодействия коррупции (антикоррупционной пропаганды <2> и антикоррупционной рекламы <3>), в том числе и на региональном уровне. Имеются и работы, рассматривающие вопросы информационного обеспечения государственной службы при осуществлении противодействия коррупции <4>. -------------------------------- <1> Кабанов П. А. Республиканский совет по реализации антикоррупционной политики как субъект противодействия коррупции в Республике Татарстан: правовое положение, структура и компетенция // Следователь. 2008. N 1. С. 10 - 13; Сабитова Э. Н. Правовые и организационные основы деятельности специализированных совещательных, координационных, межведомственных, экспертных советов и комиссий по противодействию коррупции субъектов Российской Федерации // Взаимодействие институтов гражданского общества и органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции: материалы Всероссийского межвузовского круглого стола, г. Нижнекамск, 23 декабря 2011 г. / Отв. ред. П. А. Кабанов, О. Д. Агапов. Казань: Познание, 2012. С. 91 - 96. <2> Горшенков Г. Н. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции: понятие и сущностное содержание // Следователь. 2010. N 10. С. 32 - 38; Он же: Антикоррупционная пропаганда: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. N 4 (16). С. 39 - 46; Кабанов П. А. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции в Республике Татарстан: вопросы повышения качества правового регулирования // Право и политика. 2013. N 9. С. 1130 - 1138; Он же: Понятие и содержание антикоррупционной пропаганды как правовой категории в российском региональном антикоррупционном законодательстве // Административное и муниципальное право. 2013. N 9. С. 878 - 884. <3> Кабанов П. А. Понятие антикоррупционной рекламы как правовой категории: региональный аспект // Административное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 1045 - 1051; Он же: Антикоррупционная реклама в Республике Татарстан как информационное средство противодействия коррупции: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. N 4. С. 38 - 45. <4> Костенников М. В., Куракин А. В., Кулешов Г. Н., Несмелов П. В. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения государственной гражданской службы в контексте противодействия коррупции (ч. 1) // Административное и муниципальное право. 2012. 10. С. 25 - 39.
Очевидно, что в целях повышения качества организации и правового регулирования информационного сопровождения региональной политики противодействия коррупции необходимо на основе оценки опыта закрепления основных полномочий специализированных совещательных антикоррупционных органов субъектов Российской Федерации в сфере осуществления антикоррупционного информационного сопровождения исследование этого феномена. Для достижения данной цели нами проведено сравнительно-правовое исследование всех региональных подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов, для того чтобы предложить некоторые меры по совершенствованию информационного сопровождения региональной политики противодействия коррупции. Проведенное нами сравнительно-правовое исследование региональных подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов, показало, что из всех 83 субъектов Российской Федерации только в 25, или 30,1%, из них имеются нормы, отражающие их полномочия по информационному сопровождению формирования и реализации региональной антикоррупционной политики. Анализ региональных подзаконных нормативных правовых актов о правовом регулировании деятельности совещательных антикоррупционных органов субъектов Российской Федерации показал, что информационное сопровождение антикоррупционной деятельности для них выступает в различных качествах. Для одних антикоррупционных органов оно закрепляется в качестве основной задачи, для других - провозглашается целью деятельности, для третьих является одной из функций, для четвертых - это их полномочия, для пятых - информационное сопровождение антикоррупционной деятельности сформулировано неопределенно. В качестве основной задачи деятельности специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов информационное сопровождение антикоррупционной деятельности предусмотрено в 15 или 60% от общего количества таких действующих подзаконных нормативных правовых актов, в которых предусмотрены полномочия их деятельности по информационному обеспечению. Уполномоченными на то органами и должностными лицами субъектов Российской Федерации такие задачи поставлены перед специализированными региональными совещательными антикоррупционными органами Республики Татарстан <5>, Республики Тыва <6>, Пермского края <7>, Амурской <8>, Брянской <9>, Вологодской <10>, Курганской <11>, Ростовской <12>, Рязанской <13>, Саратовской <14>, Сахалинской <15>, Свердловской <16>, Тамбовской <17> и Ульяновской <18> областей, а также Еврейской автономной области <19>. -------------------------------- <5> Указ Президента РТ от 21.02.2011 N УП-71 (в ред. от 30.12.2012 N УП-1145) "О Совете при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции" // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2011. N 1 - 2 (II часть). Ст. 121. <6> Указ Председателя Правительства РТ от 02.10.2008 N 221 (в ред. 21.12.2012 N 317) "О комиссии по противодействию коррупции в Республике Тыва" // Тувинская правда. 2008. 7 октября. <7> Распоряжение губернатора Пермского края от 29 июня 2010 года N 94-р (в ред. от 05.03.2011) "Об утверждении Положения о межведомственном совете по противодействию коррупции при губернаторе Пермского края" (http://www. admin. permkrai. ru/antikor/doc/?id=&folder_id=516). <8> Постановление губернатора Амурской области от 20 апреля 2009 года N 197 (в ред. от 29.10.2013 N 308) "О Совете при губернаторе Амурской области по противодействию коррупции" (http://www. amurobl. ru/index. php? m=24598&rc=50705&p=52935). <9> Постановление администрации Брянской области от 27 августа 2009 года N 909 (в ред. от 15.10.2010) "О Совете при губернаторе Брянской области по противодействию коррупции" (http://www. regionz. ru/index. php? ds=362943). <10> Постановление губернатора Вологодской области от 13 мая 2010 года N 239 (в ред. от 13.12.2012 N 661) "О создании Совета по противодействию коррупции в Вологодской области" // Красный Север. 2010. 18 мая. <11> Указ губернатора Курганской области от 12 октября 2008 года N 406 (ред. от 8.08.2011 N 262) "О мерах по противодействию коррупции в Курганской области" (http://www. oblduma. kurgan. ru/common/doc/projects/presidents_initiative/corruption/U_406.doc). <12> Постановление правительства Ростовской области от 27 октября 2011 г. N 88 (в ред. от 27.03.2013 N 169) "О комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области" (http://www. donland. ru/Default. aspx? pageid=93129). <13> Распоряжение губернатора Рязанской области от 13.11.2009 N 323-рг (в ред. от 20.12.2012) "О создании Совета по противодействию коррупции при губернаторе Рязанской области" // Рязанские ведомости. 2009. 17 ноября. <14> Постановление губернатора Саратовской области от 01.11.2013 N 430 "О создании межведомственного координационного Совета по противодействию коррупции при губернаторе Саратовской области" // Собрание законодательства Саратовской области. 2013. Октябрь - ноябрь. N 45 (выход в свет 07.11.2013). <15> Указ губернатора Сахалинской области от 28 мая 2010 г. N 20 "О совете при губернаторе Сахалинской области по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Сахалинской области" //Губернские ведомости. 2010. 11 июня. <16> Указ губернатора Свердловской области от 9 сентября 2008 года N 982-УГ (в ред. от 06.02.2013) "О совете при губернаторе Свердловской области о противодействии коррупции" // Собрание законодательства Свердловской области. 2008. N 9. Ст. 1358. <17> Постановление администрации Тамбовской области от 28 июля 2008 года N 913 (в ред. от 05.03.2013) "О межведомственном совете по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти" (http://www. tambov. gov. ru/org/818/2027.php). <18> Постановление губернатора Ульяновской области от 19 апреля 2007 года N 27 (в ред. от 27.10.2008 N 86) "О Координационном совете по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области" // Ульяновская правда. 2007. 25 апреля. <19> Постановление губернатора Еврейской автономной области от 6 марта 2009 года N 47 (в ред. от 16.10.2012 N 248) "О Совете при губернаторе Еврейской автономной области по противодействию коррупции" // Собрание законодательства ЕАО. 2009. N 11. Ст. 3643.
В качестве целей деятельности специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов по информационному сопровождению антикоррупционной деятельности имеются упоминания в нормативных правовых актах только двух регионов - Астраханской <20> и Пензенской <21> областей. -------------------------------- <20> Постановление главы администрации Архангельской обл. от 26.12.2008 N 100 (ред. от 09.03.2010) "Об утверждении Положения о межведомственном координационном совете при губернаторе Архангельской области по противодействию коррупции". <21> Постановление правительства Пензенской области от 19 августа 2008 г. N 521-ПП (в ред. от 20.09.2012) "О Совете при Правительстве Пензенской области по противодействию коррупции" // Пензенские губернские ведомости. 2008. 2 сентября. N 39. С. 59.
Специальными полномочиями по информационному сопровождению антикоррупционной деятельности подзаконными нормативными правовыми актами наделены специализированные региональные совещательные антикоррупционные органы Республики Калмыкии <22> и Орловской области <23>. -------------------------------- <22> Указ главы Республики Калмыкия от 15 сентября 2008 г. N 162 (в ред. от 05.06.2013 N 72) "О Комиссии по предупреждению и противодействию коррупции в Республике Калмыкия" (http://www. corrupcii. net/index. php? option=com_content&task=view&id=145&Itemid=13). <23> Указ губернатора Орловской области от 09.03.2010 N 60 (ред. от 23.01.2013) "О мерах по противодействию коррупции в Орловской области".
В отдельных субъектах Российской Федерации специализированные региональные совещательные антикоррупционные органы наделены функциями по информационному сопровождению антикоррупционной деятельности. В числе таких региональных совещательных антикоррупционных органов оказались Совет при главе Чеченской Республики по противодействию коррупции, <24> Комиссии по противодействию коррупции в Ленинградской области <25> и Комиссии по противодействию коррупции в Новгородской области <26>. Еще в трех специализированных региональных совещательных антикоррупционных органах (Кировская <27> и Липецкая <28> области, Ямало-ненецкий автономный округ <29>) информационное сопровождение антикоррупционной деятельности сформулировано неопределенно, как необходимая часть противодействия коррупции для достижения конечного результата - снижения уровня коррупции в регионе. -------------------------------- <24> Указ Президента Чеченской Республики от 25.09.2008 N 300 (в ред. от 21.11.2008 N 372) "О мерах по противодействию коррупции в государственных органах Чеченской Республики" // Вести Республики. 2008. 21 октября. <25> Постановление губернатора Ленинградской области от 30 сентября 2008 года N 196 (в ред. от 30.09.2013) "Об образовании Комиссии по предупреждению и противодействию коррупции в Ленинградской области" // Вестник Правительства Ленинградской области. 2008. 14 ноября. <26> Указ губернатора Новгородской области от 06.07.2009 N 139 (в ред. от 11.03.2013 N 48) "О комиссии по противодействию коррупции в Новгородской области" // Новгородские ведомости. 2009. 10 июля. <27> Указ губернатора Кировской области от 18.09.2009 N 81 (в ред. 02.07.2010 г. N 64) "О межведомственной комиссии при губернаторе Кировской области по противодействию коррупции в Кировской области" // Вести. Киров. 2009. 29 сентября. <28> Распоряжение администрации Липецкой области от 25.09.2008 N 417-р (в ред. от 12.12.2012 N 658-р) "О координационном совете Липецкой области по противодействию коррупции" (http://www. uao-lipetsk. ru/492/494/234.php). <29> Постановление губернатора ЯНАО от 25 ноября 2011 года N 198-ПГ (в ред. от 19.06.2012) "О межведомственном совете при губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа по противодействию коррупции" // Красный Север. 2011. 29 ноября (спецвыпуск N 74).
Как нам представляется, наибольший интерес вызывают формы информационного сопровождения антикоррупционной деятельности, осуществляемые специализированными региональными совещательными антикоррупционными органами. Здесь наибольшей популярностью пользуется такая форма или средство информационного сопровождения антикоррупционной деятельности, как антикоррупционная пропаганда. Именно в 14-ти нормативных правовых актах, регулирующих деятельность специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов, она предусмотрена в качестве цели, задачи, функции или полномочия этих органов. К иным полномочиям деятельности этих органов относится антикоррупционное информирование населения, именуемое в региональных нормативных правовых актах словосочетаниями "информирование населения о ходе борьбы с коррупцией" <30>, "реализация антикоррупционных информационно-пропагандистских мер" <31>, "выступление в СМИ по вопросам противодействия коррупции" <32>, "освещение в СМИ деятельности Комиссии по противодействию коррупции" <33> или "информационное обеспечение реализации Плана противодействия коррупции" <34>. -------------------------------- <30> Указ губернатора Орловской области от 09.03.2010 N 60 (ред. от 23.01.2013) "О мерах по противодействию коррупции в Орловской области". <31> Постановление губернатора Вологодской области от 13 мая 2010 года N 239 (в ред. от 13.12.2012 N 661) "О создании Совета по противодействию коррупции в Вологодской области" // Красный Север. 2010. 18 мая. <32> Постановление губернатора Ленинградской области от 30 сентября 2008 года N 196 (в ред. от 30.09.2013) "Об образовании Комиссии по предупреждению и противодействию коррупции в Ленинградской области" // Вестник правительства Ленинградской области. 2008. 14 ноября. <33> Указ главы Республики Калмыкия от 15 сентября 2008 г. N 162 (в ред. от 05.06.2013 N 72) "О Комиссии по предупреждению и противодействию коррупции в Республике Калмыкия" (http://www. corrupcii. net/index. php? option=com_content&task=view&id=145&Itemid=13). <34> Постановление администрации Тамбовской области от 28 июля 2008 года N 913 (в ред. от 05.03.2013) "О межведомственном совете по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти" (http://www. tambov. gov. ru/org/818/2027.php).
В качестве средств информационного сопровождения антикоррупционной деятельности в региональных нормативных правовых актах предусмотрено осуществление специализированными региональными совещательными антикоррупционными органами антикоррупционной агитации, именуемой громоздким словосочетанием "агитация в целях формирования нетерпимого отношения к коррупции" <35>. -------------------------------- <35> Распоряжение губернатора Рязанской области от 13.11.2009 N 323-рг (в ред. от 20.12.2012) "О создании Совета по противодействию коррупции при губернаторе Рязанской области" // Рязанские ведомости. 2009. 17 ноября.
Пожалуй, самой экзотической для большинства специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов, но крайне важной функцией наделена Комиссия по противодействию коррупции в Республике Тыва. Эта функция именуется мониторингом сообщений в средствах массовой информации о фактах коррумпированности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления Республики Тыва <36>. Данное направление деятельности иногда именуется отечественными специалистами более емким термином - "антикоррупционный мониторинг в сфере массовой коммуникации" <37>. -------------------------------- <36> Указ Председателя Правительства РТ от 02.10.2008 N 221 (в ред. 21.12.2012 N 317) "О комиссии по противодействию коррупции в Республике Тыва" // Тувинская правда. 2008. 7 октября. <37> Горшенков А. Г. Антикоррупционный мониторинг в сфере массовой коммуникации // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. N 4 (12). С. 42 - 44.
Проведенное исследование показывает, что для разных специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов не одинаково выглядит их объем полномочий, которыми они наделены уполномоченными на то органами и должностными лицами субъектов Российской Федерации. В одних регионах специализированные региональные совещательные антикоррупционные органы должны подготавливать и вносить предложения по формированию отдельных направлений системы информационного сопровождения антикоррупционной деятельности уполномоченным на то государственным органам и/или их должностным лицам (Республика Татарстан, Пермский край, Курганская и Саратовская области, Ямало-Ненецкий автономный округ). В других деятельность специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов сводится к содействию по формированию такой системы (Амурская, Брянская, Сахалинская, Свердловская и Ульяновская области). Имеются регионы, где специализированные региональные совещательные антикоррупционные органы обязаны разрабатывать систему мер антикоррупционного информирования и ее реализовывать (Пензенская и Орловская области). В отдельных регионах специализированные региональные совещательные антикоррупционные органы должны участвовать в организации работы по осуществлению лишь антикоррупционной пропаганды (Новгородская область) либо - заниматься информационным обеспечением реализации государственной политики в области противодействия коррупции (Еврейская автономная область). По неизвестным причинам вне поля зрения региональных органов государственной власти оказалась функция по мониторингу эффективности информационного обеспечения государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне, полномочия по осуществлению которой можно было бы закрепить за специализированными региональными совещательными антикоррупционными органами. Анализ системы полномочий региональных специализированных совещательных антикоррупционных органов с учетом их статуса "координационных", "экспертных" и "совещательных", а также их правового положения позволяет нам предположить, что необходимо четко сформулировать полномочия этих органов в сфере информационного сопровождения региональной антикоррупционной политики и закрепить их в соответствующих нормативных правовых актах. На наш взгляд, основное предназначение региональных специализированных совещательных антикоррупционных органов определяется в зависимости от состояния информационной составляющей региональной антикоррупционной политики. Если информационная составляющая антикоррупционной политики находится в неразработанном состоянии, то предназначение специализированных совещательных антикоррупционных органов - в активном участии по формированию организационно-правовых основ и/или Концепции информационного обеспечения региональной государственной политики в области противодействия коррупции. Если уже организационно-правовые основы обеспечения региональной государственной политики в области противодействия коррупции или такая концепция разработаны и реализуются, то - в антикоррупционном мониторинге за качеством ее реализации и выработки предложений по ее совершенствованию и повышению эффективности. Следовательно, полномочия специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов по информационному сопровождению региональной антикоррупционной политики должны заключаться в следующем. Во-первых, в выработке предложений по созданию системы информационного сопровождения региональной политики противодействия коррупции и закреплении этого в региональных нормативных правовых актах. Во-вторых, в оценке эффективности системы информационного сопровождения региональной политики противодействия коррупции. В-третьих, в выработке предложений по совершенствованию системы информационного сопровождения региональной политики противодействия коррупции. На наш взгляд, предложенные нами меры могут потребовать в ближайшее время изменить содержание и объем полномочий специализированных региональных совещательных антикоррупционных органов, а также позволить отечественным специалистам начать активную разработку новейшего научного направления - антикоррупционной информационной политики.
Библиография
1. Кабанов П. А. Республиканский совет по реализации антикоррупционной политики как субъект противодействия коррупции в Республике Татарстан: правовое положение, структура и компетенция // Следователь. 2008. N 1. С. 10 - 13. 2. Сабитова Э. Н. Правовые и организационные основы деятельности специализированных совещательных, координационных, межведомственных, экспертных советов и комиссий по противодействию коррупции субъектов Российской Федерации // Взаимодействие институтов гражданского общества и органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции: материалы Всероссийского межвузовского круглого стола, г. Нижнекамск, 23 декабря 2011 г. / Отв. ред. П. А. Кабанов, О. Д. Агапов. Казань: Познание, 2012. С. 91 - 96. 3. Горшенков Г. Н. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции: понятие и сущностное содержание // Следователь. 2010. N 10. С. 32 - 38. 4. Горшенков Г. Н. Антикоррупционная пропаганда: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. N 4 (16). С. 39 - 46. 5. Кабанов П. А. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции в Республике Татарстан: вопросы повышения качества правового регулирования // Право и политика. 2013. N 9. С. 1130 - 1138. 6. Кабанов П. А. Понятие и содержание антикоррупционной пропаганды как правовой категории в российском региональном антикоррупционном законодательстве // Административное и муниципальное право. 2013. N 9. С. 878 - 884. 7. Кабанов П. А. Понятие антикоррупционной рекламы как правовой категории: региональный аспект // Административное и муниципальное право. 2013. N 11. С. 1045 - 1051. 8. Кабанов П. А. Антикоррупционная реклама в Республике Татарстан как информационное средство противодействия коррупции: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. N 4. С. 38 - 45. 9. Горшенков А. Г. Антикоррупционный мониторинг в сфере массовой коммуникации // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. N 4 (12). С. 42 - 44. 10. Костенников М. В., Куракин А. В., Кулешов Г. Н., Несмелов П. В. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения государственной гражданской службы в контексте противодействия коррупции (ч. 1) // Административное и муниципальное право. 2012. 10. С. 25 - 39.
References
1. Kabanov P. A. Respublikanskii sovet po realizatsii antikorruptsionnoi politiki kak sub"ekt protivodeistviya korruptsii v Respublike Tatarstan: pravovoe polozhenie, struktura i kompetentsiya // Sledovatel'. 2008. N 1. S. 10 - 13. 2. Sabitova E. N. Pravovye i organizatsionnye osnovy deyatel'nosti spetsializirovannykh soveshchatel'nykh, koordinatsionnykh, mezhvedomstvennykh, ekspertnykh sovetov i komissii po protivodeistviyu korruptsii sub"ektov Rossiiskoi Federatsii // Vzaimodeistvie institutov grazhdanskogo obshchestva i organov mestnogo samoupravleniya v sfere protivodeistviya korruptsii: materialy Vserossiiskogo mezhvuzovskogo kruglogo stola, g. Nizhnekamsk, 23 dekabrya 2011 g. / Otv. red. P. A. Kabanov, O. D. Agapov. Kazan': Poznanie, 2012. S. 91 - 96. 3. Gorshenkov G. N. Antikorruptsionnaya propaganda kak instrument protivodeistviya korruptsii: ponyatie i sushchnostnoe soderzhanie // Sledovatel'. 2010. N 10. S. 32 - 38. 4. Gorshenkov G. N. Antikorruptsionnaya propaganda: ponyatie i soderzhanie // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2010. N 4 (16). S. 39 - 46. 5. Kabanov P. A. Antikorruptsionnaya propaganda kak instrument protivodeistviya korruptsii v Respublike Tatarstan: voprosy povysheniya kachestva pravovogo regulirovaniya // Pravo i politika. 2013. N 9. S. 1130 - 1138. 6. Kabanov P. A. Ponyatie i soderzhanie antikorruptsionnoi propagandy kak pravovoi kategorii v rossiiskom regional'nom antikorruptsionnom zakonodatel'stve // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2013. N 9. S. 878 - 884. 7. Kabanov P. A. Ponyatie antikorruptsionnoi reklamy kak pravovoi kategorii: regional'nyi aspekt // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2013. N 11. S. 1045 - 1051. 8. Kabanov P. A. Antikorruptsionnaya reklama v Respublike Tatarstan kak informatsionnoe sredstvo protivodeistviya korruptsii: problemy i perspektivy // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2013. N 4. S. 38 - 45. 9. Gorshenkov A. G. Antikorruptsionnyi monitoring v sfere massovoi kommunikatsii // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2009. N 4 (12). S. 42 - 44. 10. Kostennikov M. V., Kurakin A. V., Kuleshov G. N., Nesmelov P. V. Administrativno-pravovoe regulirovanie informatsionnogo obespecheniya gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby v kontekste protivodeistviya korruptsii (ch. 1) // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2012. N 10. S. 25 - 39.
Название документа