Закавказская полицейская стража

(Невский С. А.) ("Административное право и процесс", 2013, N 11) Текст документа

ЗАКАВКАЗСКАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ СТРАЖА

С. А. НЕВСКИЙ

Невский Сергей Александрович, главный эксперт-специалист Управления по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий МВД России, доктор юридических наук, профессор.

Рассматриваются вопросы организации деятельности Закавказской полицейской стражи, образованной в 1899 г. вместо ряда полицейских формирований в Закавказье. Уделено значительное внимание кадровым и материальным вопросам деятельности Закавказской полицейской стражи, а также ее участию в противодействии преступности в регионе.

Ключевые слова: полицейская стража, главноначальствующий гражданской частью, разбойничество, стражники, урядники.

Transcaucasian police guard S. A. Nevskij

Nevskij Sergey Alexandrovich, senior expert-specialist of Administration for ensuring security of large international and mass sporting events of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of juridical sciences, professor.

The article considers issues of organization of activities of Transcaucasian police guard, created in 1899 instead of a number of police formations in Transcaucasus; draws attention to personnel and material issues of activities of Transcaucasian police guard as well as its participation infighting crime in the region.

Key words: police guard, chief head of civil division, criminal activities, guards, village constables.

24 мая 1899 г. император утвердил мнение Государственного совета о создании вместо ряда полицейских формирований (Закавказской и Сухумской земских страж, Батумской и Карской милиции) Закавказской полицейской стражи. Одновременно было утверждено Временное положение о Закавказской полицейской страже <1>. -------------------------------- <1> Полное собрание законов Российской империи (далее по тексту - ПСЗ). Собрание третье. Т. XIX. Отд. I. N 16936.

В соответствии с Временным положением Закавказская полицейская стража создавалась в Тифлисской, Елисаветпольской, Эриванской, Бакинской и Кутаисской губерниях, а также в Карской области и Закатальском округе. Стража состояла из урядников и стражников с подразделением тех и других на старших и младших, стражники подчинялись урядникам. Главноначальствующему гражданской частью на Кавказе предоставлялось право разрешать ходатайства общественных учреждений, частных обществ и лиц об учреждении должностей урядников и стражников, помимо предусмотренных штатом, с возмещением на счет указанных учреждений, обществ и лиц издержек казны по содержанию дополнительных должностей чинов Закавказской полицейской стражи. В губерниях и области полицейская стража подчинялась губернатору, в Закатальском округе - его начальнику. При каждом губернаторе состоял инспектор полицейской стражи из строевых штаб-офицеров для исполнения его поручений как по Закавказской полицейской страже, так и по полиции вообще. В уездах (округах) стража находилась в непосредственном распоряжении уездных (окружных) начальников, а в участках - полицейских приставов (участковых начальников). В ведении начальника Закатальского округа, а также уездных (окружных) начальников состояли офицеры полицейской стражи из строевых обер-офицеров для исполнения поручений уездных (окружных) начальников по охранению порядка и безопасности и предупреждению и пресечению преступлений. На офицеров полицейской стражи также возлагалось обучение чинов стражи полицейской и строевой службе, обращению с лошадьми и оружием, проверка несения службы чинами стражи. Инспекторы полицейской стражи (в Закатальском округе офицер стражи) назначались на должность Главноначальствующим гражданской частью на Кавказе, а офицеры полицейской стражи в уездах (округах) - соответствующими губернаторами. Инспекторы и офицеры полицейской стражи как во время прохождения службы, так и после увольнения в отставку пользовались всеми правами и преимуществами по правилам, существовавшим в военном ведомстве. Иные чины стражи назначались на службу губернаторами, в Закатальском округе - его начальником, "из вольнонаемных лиц и преимущественно из отставных и уволенных в запас нижних воинских чинов". При поступлении на службу чины стражи приводились к присяге на общем основании. Они обязывались прослужить не менее двух лет, увольнение их от службы ранее этого срока зависело от усмотрения начальства. Чины стражи за нарушение воинской дисциплины судились военным судом с применением к их деяниям Воинского устава о наказаниях. Деяния чинов стражи, подсудные по Военно-судебному уставу полковым судам, рассматривались полковым судом ближайшей к месту совершения преступления воинской части. За все иные служебные преступления и проступки чины стражи подлежали ответственности на общем основании в гражданских судах. Чинам стражи при увольнении в отставку предоставлялись: за двадцать лет службы в страже - единовременное пособие в размере двухсот пятидесяти рублей, а за тридцать лет службы - ежегодная пенсия в размере девяноста шести рублей. В зачет выслуги лет, дававшей право на пенсию и единовременное пособие, засчитывалась предшествующая служба, если за нее по закону предусматривалось право на выслугу пенсии или пособия. Для поступавших на службу в стражу запасных или отставных нижних чинов срок выслуги на полную пенсию сокращался на пять лет. Лицам, оставлявшим службу в связи с ранами и увечьями, полученными при исполнении служебных обязанностей, сроки на выслугу единовременного пособия и пенсии сокращались на десять лет. В случае смерти чинов стражи, выслуживших указанные пенсионные сроки и вступивших в брак до ухода из стражи, их вдовам назначалась пенсия в размере тридцати шести рублей в год. Чинам стражи, которые вследствие причиненных им при исполнении служебных обязанностей увечья или неизлечимой болезни были лишены возможности не только продолжать службу, но и обходиться без посторонней помощи, предоставлялось право испрашивать усиленные пенсии до срока выслуги полной пенсии. Семьям чинов стражи, убитых или умерших от ран, полученных во время исполнения служебных обязанностей, предоставлялось право на пенсию в размере девяносто шести рублей без расчета выслуги лет с выдачей им также единовременного пособия в размере полугодового жалованья <2>. -------------------------------- <2> ПСЗ. Собрание третье. Т. XIX. Отд. I. N 16936.

Лечение находившихся в медицинских учреждениях чинов Закавказской полицейской стражи производилось за счет казны. Чины стражи, получая огнестрельное оружие с необходимым количеством патронов, приобретали за свой счет одежду по установленному образцу и холодное оружие, а конные стражники и урядники также и верховых лошадей с седельными приборами. За лошадей, убитых в перестрелках с преступниками или павших при преследовании злоумышленников, выдавалось с разрешения губернатора, а в Закатальском округе - его начальника вознаграждение: за лошадь стражника или урядника - семьдесят рублей, а за офицерскую - сто рублей. Всего численность чинов Закавказской полицейской стражи составляла 5500 человек. Содержание Закавказской полицейской стражи, включая средства на возмещение стоимости убитых и павших лошадей, ремонт оружия и т. п., обходилось в 2 361 460 руб. При этом денежное содержание чинов стражи было следующим: офицеры полицейской стражи - 1200 руб. в год, старшие урядники - 480 руб. в год, младшие урядники - 420 руб. в год, старшие стражники - 360 и младшие стражники - 300 руб. в год, офицерам и всем конным чинам стражи отпускалось на фураж для лошадей ежегодно по 100 руб. Стража распределялась по губерниям Главноначальствующим гражданской частью на Кавказе, а по уездам (округам) - губернаторами. Например, как следует из всеподданнейшего отчета о произведенной в 1905 г. сенатором А. М. Кузминским ревизии г. Баку и Бакинской губернии, в соответствии с приказом Бакинского губернатора от 18 февраля 1904 г. N 42 чины стражи распределялись по уездам Бакинской губернии следующим образом: в Бакинском уезде на 9 постах состояло 73 стражника, в Шемахинском уезде - на 11 постах 114 стражников, в Кубинском - на 8 постах 119 стражников, в Ленкоранском - на 8 постах 100 стражников, в Джеватском - на 17 постах 183 стражника, в Геокчайском - на 8 постах 115 стражников <3>. -------------------------------- <3> Всеподданнейший отчет о произведенной в 1905 году, по высочайшему повелению, сенатором Кузминским ревизии города Баку и Бакинской губернии. Б/г, б/м. С. 601 - 602.

На чинов стражи в той местности, в которую они назначены, возлагалось "непосредственное охранение порядка и безопасности, предупреждение и пресечение преступлений, а равно задержание злоумышленников". На урядников одновременно возлагались все права и обязанности исполнительных чинов полиции по судебному преследованию виновных. При задержании злоумышленников стража не приостанавливала преследования и за пределами своего участка вплоть до замены местной стражею <4>. -------------------------------- <4> ПСЗ. Собрание третье. Т. XIX. Отд. I. N 16936.

В архивных материалах (Докладная записка Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе кн. Голицына Министру внутренних дел с замечаниями на записку "Сведения о составе и деятельности Закавказской полицейской стражи" <5>) указывается перечень обязанностей чинов Закавказской полицейской стражи. К ним относились, в частности: 1) содействие изъятию из обращения у населения запрещенного скорострельного оружия; 2) активное участие в борьбе "с бичем Закавказскаго сельскаго хозяйства - чумной эпизоотией"; 3) сопровождение кочевников на места кочевок, что способствовало тем самым предупреждению грабежей и разбоев; осуществление в местах кочевок всех полицейских обязанностей; 4) "охранение" порядка и оказание помощи населению при стихийных бедствиях: пожарах, наводнениях и т. п.; 5) сопровождение должностных лиц; 6) при земельных спорах содействие в исполнении решений суда и мировых посредников, предотвращая своим присутствием споры сторон, переходившие в вооруженные столкновения; 7) содействие: а) судебным приставам при исполнении судебных решений, б) при производстве разными ведомствами бесспорных взысканий (особенно многочисленных по ведомству управления государственными имуществами), в) в охране законных прав пользования водой, казенных лесов и соблюдении законов об охоте; 8) преследование конокрадства и скотокрадства; 9) выполнение других многочисленных полицейских функций <6>. -------------------------------- <5> Государственный архив Российской Федерации (далее - ГА РФ). Ф. 102. Оп. 262. Д. 186 (по возможности при цитировании архивных материалов сохранены стиль и орфография документов). <6> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 186. Л. 9 об., 10.

В начале XX в. различными ведомствами и должностными лицами неоднократно поднимался вопрос об эффективности деятельности полицейской стражи. В частности, в ранее упоминавшемся всеподданнейшем отчете о произведенной в 1905 г. сенатором А. М. Кузминским ревизии г. Баку и Бакинской губернии отмечалось, что "полицейская стража вовсе не соответствует своему назначению, - нисколько не способствует ограждению населения от воров и злоумышленников, никаких мер к преследованию их не предпринимает и совсем непригодна для борьбы с разбойниками". Далее указано, что "вследствие сего полицейская стража главным образом выполняет лишь одну наружную службу..." <7>. -------------------------------- <7> Всеподданнейший отчет о произведенной в 1905 году, по высочайшему повелению, сенатором Кузминским ревизии города Баку и Бакинской губернии. С. 604.

Во многом в отчете сенатора А. М. Кузминского положение дел в Закавказской полицейской страже было обусловлено личным составом стражников. В частности, отмечено, что, по мнению чинов полиции Бакинской губернии, наиболее "полезным и пригодным элементом" в составе стражи являлись местные уроженцы-мусульмане, в то время как русские стражники имели ряд недостатков, препятствовавших исполнению полицейских обязанностей. В отчете говорится, что "по сведениям, полученным от самих чинов полиции, следователей и лиц прокурорского надзора, русские полицейские стражники совершенно непригодны для выполнения означенных обязанностей, так как они совсем не знают ни условий местности, ни туземного языка, население относится к ним недоверчиво и потому на деле им недоступна возможность предупреждения готовящихся преступлений, преследование уже совершенных и задержание злоумышленников" <8>. -------------------------------- <8> Всеподданнейший отчет о произведенной в 1905 году, по высочайшему повелению, сенатором Кузминским ревизии города Баку и Бакинской губернии. С. 603 - 604.

В начале 1903 г. Министр финансов Российской империи направил Государственному секретарю свой отзыв с приложенной к нему запиской со сведениями о составе и деятельности Закавказской полицейской стражи. В частности, в записке говорилось о бессилии Закавказской полицейской стражи в искоренении разбойничества в Закавказье. Во многом это связывалось с неудовлетворительным состоянием личного состава нижних чинов стражи, "набранных преимущественно из отставных кавалеристов, казаков и пехотинцев русскаго происхождения, не знающих местных языков и топографии края" <9>. -------------------------------- <9> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 186. Л. 7 об., 12 об.

Главноначальствующим гражданской частью на Кавказе князем Г. С. Голицыным 9 марта 1903 г. было направлено Министру внутренних дел письмо (исх. N 227), в котором он высказал ряд соображений в защиту Закавказской полицейской стражи. В письме было отмечено, что Законом от 24 мая 1899 г. установлено комплектовать стражу из отставных и запасных воинских чинов. Однако вследствие недостаточности в Закавказье соответствующего контингента, особенно из русских людей, и тяжести условий службы в глухих местах, отдаленных и нездоровых, по необходимости приходится пополнять ее отчасти и местными жителями, не служившими в войсках. По состоянию на 1 сентября 1902 г. в составе стражи местных жителей было довольно много (например, в Тифлисской губернии - 37%, Закатальском округе - 40%, Елисаветпольской губернии - 46%, Бакинской губернии - 53%, Кутаисской губернии - 56%, Карской области - 48%). Независимо от значительного процента местных жителей в страже, в ее составе среди русских стражников встречаются люди, хорошо знающие местные языки и местную жизнь, таковы молокане, духоборы и другие уроженцы Закавказья из русских <10>. -------------------------------- <10> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 186. Л. 13.

В отчете сенатора А. М. Кузминского о ревизии г. Баку и Бакинской губернии приводятся сведения о национальном составе чинов стражи в Бакинской губернии и частично об их вероисповедании: 432 русских, 13 грузин, 29 осетин, 31 армянин, 2 немца, 179 мусульман, 18 католиков <11>. -------------------------------- <11> Всеподданнейший отчет о произведенной в 1905 году, по высочайшему повелению, сенатором Кузминским ревизии города Баку и Бакинской губернии. С. 602.

Кроме того, урядникам и стражникам из русских, не знавшим местных языков при поступлении на службу, вменялось в обязанность выучиться языку местных жителей, и, по свидетельству некоторых губернаторов, за время обязательной двухлетней службы многие русские стражники знали местные языки в достаточной степени <12>. -------------------------------- <12> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 186. Л. 12 об., 13, 13 об.

Главноначальствующий гражданской частью на Кавказе князь Г. С. Голицын обратил внимание, на основании данных руководителями губерний и областей Закавказья сведений, на успехи деятельности Закавказской полицейской стражи. Он подчеркнул, что учреждением и деятельностью полицейской стражи достигнуто существенное улучшение условий порядка и безопасности в крае <13>. Одним из факторов, обусловивших создание Закавказской полицейской стражи, была необходимость наличия специальных вооруженных формирований, предназначенных для борьбы с многочисленными преступными группами. "Продолжительный опыт, предшествовавший учреждению полицейской стражи, показал, что борьба с развившимся злом разбойничества в Закавказье не по силам общей полиции, без придачи ей особой вооруженной стражи. Разсчитывать на население, на одно его добровольное содействие, - как показал тот же опыт, - было нельзя; вопрос о привлечении войск к полицейской службе был решен отрицательно по настоянию военнаго ведомства, справедливо находившаго постоянные и продолжительные наряды от войск отзывавшимися вредно на их строевой подготовке и обучении. Все эти обстоятельства в свое время были достаточно соображены, и именно пред учреждением полицейской стражи" <14>. -------------------------------- <13> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 186. Л. 8 об. <14> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 186. Л. 17.

Благодаря решительным и энергичным действиям стражи появление разбойничьих шаек в Закавказье стало чрезвычайно редким и случайным явлением. Ранее наибольшим злом, "как по размерам непосредственно причиняемаго материальнаго вреда, так и по моральному воздействию на население, являлись в прежнее время систематические разбои, которыми занимались правильно организованныя и отлично вооруженныя отдельныя шайки, нередко в течение весьма продолжительнаго времени". В результате деятельности Закавказской полицейской стражи большинство известных главарей разбойничьих шаек задержано или убито в перестрелках (вместе с иными участниками шаек). В письме Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе отмечается, что большая часть отдельно действовавших разбойников подверглась той же участи, т. е. они или переловлены, или убиты и число их значительно сократилось: так в одной Кутаисской губернии, за время деятельности полицейской стражи, убито, ранено и задержано 242 злоумышленника; в Елисаветпольской - 150, в Бакинской - 89. Очевидно, с течением времени, по мере развития деятельности стражи, число поимок злоумышленников будет увеличиваться, а с тем прекращаться и разбои" <15>. -------------------------------- <15> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 186. Л. 9.

В письме князя Г. С. Голицына приводятся до сих пор актуальные мысли о том, что преступность одними полицейскими мерами искоренить нельзя. В частности, отмечено, что "разбойничество в Закавказьи, имея глубокие корни в исторических, бытовых и социально-экономических условиях жизни населения, сложившихся в течение столетий, не может быть уничтожено одними полицейскими средствами и в короткий срок. Для искоренения разбоев необходим ряд законодательных мер, направленных к культурному воздействию на население, к укреплению в нем приверженности к порядку и законности, утверждению гражданственности и распространению образования, которое одно способно обратить темную, полудикую массу на путь мирнаго и полезнаго труда, а также к улучшению его экономическаго положения. Но эти реформы требуют однако для своего проведения и воздействия известнаго времени, притом довольно продолжительнаго и значительных средств для их осуществления. Пока удастся провести их все, необходимо принимать параллельно и временныя предупредительныя меры, направленный к ослаблению разбоев в настоящее время, чтобы обезпечить население от постоянной угрозы его жизни, чести и имуществу и поддержать в нем уверенность в силе правительственной власти" <16>. -------------------------------- <16> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 186. Л. 7 об., 8.

Кроме того, польза стражи, по свидетельству губернаторов, заключалась и в том, что сельские должностные лица в присутствии чинов стражи не решались оставлять без доведения до сведения властей о совершенных преступлениях, как это наблюдалось ранее <17>. -------------------------------- <17> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 186. Л. 10.

В отношении утверждений о плохом отношении населения к закавказской полицейской страже Главноначальствующий гражданской частью на Кавказе князь Г. С. Голицын отметил, что сельское население края в своем большинстве относилось к страже "с доверием и дружелюбно, сознавая приносимую ею пользу, и в настоящее время отрешилось от того предубеждения, какое оно питало к бывшей земской страже. Об этом в моем распоряжении имеются положительные свидетельства Закавказских губернаторов, удостоверяющих, что отношение жителей к новой страже установилось хорошее и вполне благоприятное" <18>. -------------------------------- <18> ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 186. Л. 17 об., 18.

Литература

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XIX. Отд. I. N 16936. 2. Всеподданнейший отчет о произведенной в 1905 году, по высочайшему повелению, сенатором Кузминским ревизии города Баку и Бакинской губернии. Б/г, б/м. С. 601 - 602. 3. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. Оп. 262. Д. 186.

Название документа