Предупреждение незаконного оборота этилового спирта и алкогольной продукции органами внутренних дел (на примере Дальневосточного федерального округа)

(Кургеева О. Н.) ("Законодательство и экономика", 2010, N 3) Текст документа

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

О. Н. КУРГЕЕВА

Кургеева О. Н., преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России (Уссурийский филиал).

Под предупреждением правонарушений в специальной юридической литературе принято понимать деятельность государства и общества, направленную против незаконного деяния, с целью удержать его на минимальном уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих его причин. Предупреждение правонарушений - это осуществление экономических, политических, идеологических, воспитательных, правовых и иных мер по противодействию деянию, деятельность по выявлению и устранению его причин. На наш взгляд, более удачной является трактовка предупреждения правонарушений О. Г. Рузиченковой. Под указанным предупреждением она понимает воздействие общества, институтов социального контроля, органов МВД России, приводящее к сокращению и изменению структуры правонарушений и к несовершению их в будущем <1>. -------------------------------- <1> См.: Рузиченкова О. Г. Незаконный оборот алкогольной продукции: теория и проблемы практики // Российский следователь. 2007. N 1. С. 56.

С позиции, применимой к исследуемой проблематике, предупреждение правонарушений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции заключается в воздействии на факторы, определяющие появление и воспроизводство правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции, путем нейтрализации влияния факторов, способствующих их совершению, или их устранения. Профилактическая деятельность подобного рода может осуществляться в различных масштабах: как на федеральном, так и на региональном уровнях. В юридических исследованиях по схожей тематике часто говорится о системе предупреждения правонарушений, включающей в себя: - объекты предупреждения; - субъекты, осуществляющие предупредительное воздействие; - меры предупредительного воздействия; - меры обеспечения воздействия <2>. -------------------------------- <2> См.: Мальченковский А. Н. Ситуация в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Курск, 2009. С. 46.

К объектам предупреждения правонарушений относятся, как правило, процессы и явления различного порядка: - экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, обусловливающие состояние и динамику правонарушений; - деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия (при этом характер деятельности может быть различным: профессиональным, административно-управленческим, технологическим и т. д.); - личность правонарушителя, точнее, социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств <3>. -------------------------------- <3> См.: Мякиньков А. Г. Концепция становления и развития алкогольного рынка в России // Экономика сельского хозяйства. 2002. N 2. С. 485.

Предупреждение правонарушений в рассматриваемой сфере должно осуществляться на основе программно-целевого подхода, который можно определить как процесс разработки и реализации конкретных программ (межотраслевых, межведомственных, межрегиональных) предупреждения правонарушений, основанный на определенной системе тщательно проработанных целей и ресурсов. Общие и частные цели системы предупредительного воздействия можно рассматривать на нескольких уровнях предупредительной деятельности. Во-первых, это общесоциальное предупреждение, имеющее цель ослабления и нейтрализации всего комплекса факторов, способствующих правонарушению; предупреждение самой возможности антиобщественной направленности личности. Во-вторых, профилактика, включающая устранение или ослабление неблагоприятных факторов социализации, пресечение начавшегося процесса деформации личности, недопущение перехода правонарушения в категорию преступления. В-третьих, охранительное предупреждение <4>, включающее удержание неустойчивых лиц от совершения правонарушения, создание внешних препятствий, делающих затруднительным совершение правонарушения, обнаружение и пресечение начатых правонарушений. -------------------------------- <4> См.: Шаховская Л. С., Коваль Е. В. Специфика продвижения алкогольной продукции на рынок // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2006. N 5. С. 241.

Представленная система целей, безусловно, не может быть механически перенесена в программы предупреждения правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции без соответствующей конкретизации, так как цели предупреждения данного вида правонарушения обусловливаются совокупностью конкретных детерминирующих факторов. С учетом сказанного система целей на уровне предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, по нашему мнению, может быть представлена следующим образом: - выявление форм правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции; - совершенствование правового регулирования механизма оборота алкогольной продукции; - разработка целостной системы государственного контроля над отношениями на рынке алкогольной продукции; - правовой, финансовый и налоговый контроль в системе мер борьбы с правонарушениями, связанными с незаконным оборотом алкогольной продукции; - международное сотрудничество и учет положительного международного опыта по предупреждению правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, - это система экономических, технических, организационных, правовых, воспитательных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий совершения правонарушений в этой сфере, а также выявление лиц, склонных к противоправному поведению в сфере оборота алкогольной продукции, и оказание на них предупредительного воздействия. Возможно и использование опыта некоторых зарубежных стран. Например, в Швеции с 1995 г. осуществляется план по профилактике алкоголизма, в том числе незаконного оборота алкогольной продукции, определяющий долгосрочную стратегическую программу конкретных действий в государственных учреждениях, общественных и религиозных организациях в отношении различных социальных групп населения. Однако никакая антиалкогольная политика не принесет успеха, если не сопровождается борьбой государства с бедностью, безработицей, маргинализацией общества. Анализируя деятельность органов внутренних дел (ОВД), следует отметить: на них возложен широкий круг полномочий по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции. Несмотря на указанные возможности предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, экономические, социальные, правовые и иные меры, одними из основных субъектов осуществления предупредительной работы в сфере незаконного оборота алкогольной продукции являются правоохранительные органы, среди которых ОВД занимают особое место. Особая роль ОВД в предупреждении рассматриваемых правонарушений обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, ОВД осуществляют охрану общественного порядка, борьбу с административными правонарушениями и другими негативными явлениями, которые обычно способствуют совершению рассматриваемых правонарушений. Во-вторых, ОВД располагают наиболее полной информационной базой для осуществления целенаправленной деятельности по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, включающей не только данные статистики, но и сведения об административных правонарушениях, материалы следственных и розыскных аппаратов и других служб. В-третьих, ОВД располагают соответствующими кадровыми и организационно-техническими возможностями (однако оговоримся: без взаимодействия с государственными и общественными институтами предупредительная работа не может быть эффективной). В-четвертых, поскольку Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" с 1 июля 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции, ее правомочия возлагаются на ОВД. Так, на ОВД возложена задача по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений, к которым в том числе могут относиться и правонарушения в сфере оборота алкогольной продукции. Для осуществления данной задачи ОВД, в частности, должны организовывать и осуществлять в установленном порядке выявление, предупреждение и пресечение нарушений федерального законодательства о государственном регулировании производства и оборота продукции, облагаемой акцизами, к которой в соответствии со статьей 181 Налогового кодекса РФ относятся этиловый спирт, а также спиртосодержащая и алкогольная продукция. Подразделениями ОВД принимаются меры по активизации борьбы с правонарушениями, связанными с незаконным оборотом алкогольной продукции, систематически организуются и проводятся широкомасштабные мероприятия. Так, ежегодно в целях усиления государственного контроля над производством и оборотом алкогольной продукции, подрыва экономических основ организованных преступных групп, действующих в сфере оборота алкогольной продукции, на территории Хабаровского края проводится оперативно-профилактическая операция "Алкоголь". В результате принимаемых мер в 2005 г. в сфере противодействия нелегальному обороту этилового спирта и алкогольной продукции на территории края проведено 1390 проверок предприятий и организаций, занимающихся реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, из них 158 - во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами. По результатам составлено 543 протокола об административных правонарушениях. В 2006 г. на территории края проведено 3910 проверок предприятий и организаций, занимающихся реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, из них 458 - во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами. По результатам составлены 1374 протокола об административных правонарушениях. В 2007 г. проведено 1620 проверок предприятий и организаций, занимающихся реализацией алкогольной и спиртосодержащей продукции, из них 235 - во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами. По результатам составлены 815 протоколов об административных правонарушениях. В 2008 г. из 1648 проверок 540 проведены во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами. Результатом явилось составление 916 протоколов об административных правонарушениях. Анализ работы специализированных подразделений показывает, что их деятельность по предупреждению правонарушений в исследуемой области гораздо эффективнее, чем у неспециализированных. Таким образом, целесообразно создавать в регионах специализированные подразделения по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции, так как количественные и качественные показатели их деятельности в несколько раз превышают аналогичные показатели остальных служб ОВД в данной сфере. Раскрывая сущность предупредительной деятельности ОВД, отметим: в общепринятом значении профилактическая деятельность может иметь место в двух случаях: когда негативные явления находятся в зачаточном состоянии и когда их еще нет, но существует возможность их возникновения. Поэтому содержание профилактической деятельности ОВД должно состоять в предупреждении предделиктного поведения. Соответственно, главными объектами профилактической деятельности ОВД должны стать лица с антисоциальной ориентацией, проявляющейся в антиобщественных действиях и поступках. Эту сторону профилактической деятельности можно назвать субъектной, и она относится к индивидуальной профилактике. Острота сложившейся ситуации на алкогольном рынке обусловливает необходимость разработки и осуществления неотложных мер по ее стабилизации. Во исполнение решений федеральных органов на местах были подготовлены планы комплексных мероприятий по увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечению экономической безопасности и защите здоровья граждан. В планах ГУВД Хабаровского края предусмотрено привлечение к осуществляемым мероприятиям и сотрудников других правоохранительных органов. Так, опрос, проведенный исследователем П. Р. Ростовским, показал: от деятельности ОВД по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, население ожидает: - более решительных действий по пресечению незаконного производства и оборота спирта и алкогольной продукции, в том числе проведения масштабных специальных операций (45,2%); - привлечения к более строгой ответственности лиц, занимающихся подпольным производством водочной продукции (24,2%); - активного привлечения общественности к деятельности в этой сфере (6%). Однако около 30% опрошенных исследователем экспертов в целом отметили активность и наступательность действия ОВД в борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции, а 26% указали, что деятельность малоэффективна, носит эпизодический характер; по мнению 17% опрошенных, большей эффективности можно достичь, если создать материальный стимул для сотрудников ОВД, в том числе за счет получения поощрения из фонда отчислений, получаемых от реализации изъятой продукции у нелегальных производителей спирта и алкогольной продукции. Деятельность ОВД по предупреждению правонарушений в рассматриваемой сфере реализуется в конкретной социально-политической, экономической, культурной и духовной сфере. Тем не менее из всего многообразия профилактических мер, осуществляемых ОВД, необходимо выделить направленные на выявление и ограничение факторов, способствующих совершению таких правонарушений, поскольку именно они носят профилактический характер и тесно связаны с общесоциальным воздействием. Особенность деятельности ОВД в реализации мер, направленных на устранение и нейтрализацию факторов, способствующих совершению правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, состоит в том, что их возможности в этом деле весьма ограничены. Для нейтрализации условий, способствующих совершению рассматриваемых правонарушений, вклад ОВД может быть более весомым. Одно из важных направлений профилактической работы ОВД - изучение и адекватное формирование общественного мнения об обстановке на алкогольном рынке и деятельности ОВД по ее оздоровлению. Формирование адекватного общественного мнения реализуется через выступления - в СМИ, перед населением и т. д. Главное в этой деятельности - формирование позитивного отношения к профилактике правонарушений в рассматриваемой сфере как социальной ценности, внедрение в общественное сознание идеи о необходимости участия общественности в этой работе. На местном уровне представители ОВД должны высказывать свое мнение в СМИ, вносить предложения, позволяющие устранить источники повышенной опасности в сфере нелегального оборота алкогольной продукции. Среди профилактических мер большое значение имеет техническое укрепление предприятий - производителей этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в целях недопущения хищения для использования в незаконном обороте. Весьма актуальна для профилактической деятельности ОВД задача восстановления и развития сети общественных формирований правоохранительной направленности, налаживания и укрепления деловых связей милиции с населением, общественным активом. Еще одним направлением профилактической деятельности ОВД является правовое воспитание и пропаганда, оказание консультативной помощи населению по вопросам, касающимся незаконного оборота алкогольной продукции, издание специальной литературы по этим вопросам. Специфика деятельности ОВД в этом направлении состоит в том, что они реализуют главным образом административно-правовые механизмы правового регулирования. Профилактический эффект достигается как применением административных мер воздействия и соответствующим информированием об этом населения, так и разъяснением норм права различным слоям общества с целью позитивного воздействия на правосознание людей. Такая деятельность осуществляется практически всеми подразделениями ОВД. Суть ее состоит в предупреждении граждан о недопустимости совершения противоправных деяний и информировании их о правовых и социальных последствиях правовых норм. Наиболее эффективно эта работа осуществляется через СМИ. Оказание консультативной помощи по вопросам, касающимся незаконного оборота алкогольной продукции, издание специальной литературы по этим вопросам стали практиковаться в нашей стране относительно недавно, хотя в других странах уделяется большое внимание виктимологической профилактике. Конкретные формы этой работы состоят в издании и распространении плакатов, буклетов по профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции, демонстрация соответствующих теле-, радиопередач. Необходимо по опыту других стран издавать доступную специальную литературу, содержащую различные рекомендации по выявлению мошенничества в сфере оборота алкогольной продукции и поведению в таких ситуациях, а также характеристику иных сторон незаконного оборота алкогольной продукции. Сфера производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции - один из основных источников пополнения государственного бюджета. Основной целью проводимых подразделениями ОВД края мероприятий в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции является декриминализация данного сектора экономики и снижение доли алкоголя, находящегося на территории Приморского края в незаконном обороте. С начала текущего года на территории края осуществлено 8543 проверки предприятий торговли, осуществляющих продажу алкоголя, по выявленным нарушениям составлены 4837 административных протоколов, из которых 619 - за продажу без лицензии, 140 - по фактам торговли алкоголем без маркировки. Изъято из незаконного оборота 57509 литров на сумму более 9 млн. руб., в том числе 248 литров спирта. С целью пресечения незаконного поступления на территорию края алкогольной продукции проверены 12237 транспортных средств. За нарушение условий перевозки задержано и доставлено в дежурные части ОВД 343 автомашины с незаконной алкогольной продукцией. В связи с принятием Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и Постановления Администрации Приморского края от 5 декабря 2005 г. N 272-па "Об утверждении Порядка определения мест общего питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе розлив и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе на территории муниципальных образований Приморского края", МОБ УВД ПК систематически проводятся мероприятия по проверкам общественных мест отдыха граждан, зон отдыха; также созданы мобильные группы по выявлению и задержанию лиц, распивающих пиво и спиртные напитки в общественных местах. За семь месяцев 2006 г. по части 4 ст. 14.16 (нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе) КоАП РФ составлены 554 административных протокола, по статье 20.20 (распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах) Кодекса составлены 3395 административных протоколов. Во взаимодействии правоохранительных органов Приморского края остается ряд вопросов, требующих принятия совместных решений. Один из них - создание единой систематизированной базы данных сведений УВД ПК, УФНС, Лицензионной палаты Администрации Приморского края, а также иных заинтересованных ведомств. На сегодняшний день остро стоит проблема функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы об объеме производства и оборота алкогольной продукции; в органах внутренних дел нет соответствующего оборудования, позволяющего проверить легальность каждой конкретной единицы алкоголя, тогда как основной объем выявленных нарушений приходится на милицию; отсутствуют приборы и методики, определяющие подлинность новых федеральных специальных марок, а также носителей информации. Для активизации работы в данном направлении целесообразно обратить внимание на повсеместное развитие краевой многоуровневой комплексной программы "Профилактика" и мероприятий по предупреждению алкоголизма среди несовершеннолетних лиц - жителей Приморского края. Через СМИ следует постоянно информировать население об обстановке на алкогольном рынке, формах и методах профилактики правонарушений. Так, за период с 2003 по 2009 год проведено следующее количество проверок с целью выявления правонарушений в сфере незаконного оборота этилового спирта и алкогольной продукции (табл. 1 - 3).

Таблица 1

Данные по количеству проверок с целью выявления правонарушений в сфере незаконного оборота этилового спирта и алкогольной продукции

2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Количество 1512 1747 1380 838 874 887 96 проведенных проверок

В том числе 275 270 255 210 174 47 15 совместно с другими контролирующими органами (Роспотребнадзор)

Таблица 2

Принятые решения по результатам проверок

Решения по результатам 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. проведенных проверок

Составлено административных 498 501 401 330 332 339 37 протоколов

Возбуждено - - 4 30 33 33 2 уголовных дел

Вынесено представлений на 6 - - - - - - приостановление или аннулирование лицензии

Таблица 3

Данные по нарушениям статей КоАП РФ

Статьи КоАП РФ 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

14.16 111 244 374 123 239 59 9

14.17, 14.18 1718 - - - - - -

15.12 1 2 3 150 - - -

В целях профилактики правонарушений в сфере незаконного оборота этилового спирта и алкогольной продукции, пресечения фактов реализации спиртных напитков несовершеннолетним, на территории края регулярно проводятся оперативно-профилактические рейды по отработке увеселительных заведений, компьютерных залов, игровых клубов, к участию в которых привлекаются сотрудники различных подразделений УВД по Камчатскому краю: ПДН, УУМ, УБЭП, ОМОН, ГИБДД, ЦКС. Результаты проведения мероприятий освещаются в региональных СМИ. Профилактическая деятельность ОВД должна быть направлена на организацию постоянного взаимодействия с соответствующими государственными органами, предприятиями, учреждениями, благотворительными фондами, общественными объединениями. Среди основных форм такого взаимодействия мы можем выделить следующие: - взаимный обмен информацией; - совместное проведение совещаний, инструктажей, занятий, направленных на выработку согласованных действий по профилактике правонарушений; - совместная практическая деятельность с оказанием разнообразной помощи друг другу в решении профилактических задач; - совместное осуществление контроля и общее подведение итогов профилактической деятельности и т. п. Так, согласно плану проведения организационно-практических мероприятий УВД Приморского края должно: - проанализировать и обобщить имеющийся опыт проведения оперативно-профилактических мероприятий по противодействию незаконному обороту этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции, с выработкой рекомендаций по совершенствованию взаимодействия в организации этой работы; - в целях выявления, документирования и пресечения правонарушений организовать сбор, обобщение и анализ информации о схемах нелегальной транспортировки алкогольной продукции, отслеживание каналов поступления сырья и готовой продукции в Приморский край из других регионов; - с целью контроля над хозяйствующими субъектами в сфере оборота алкогольной продукции организовать совместный, электронный банк данных по учету оперативно значимой информации; - провести комплексные проверки коммерческих структур в том числе на продовольственных базах, рынках и других объектах потребительского рынка товаров и услуг с целью выявления административных нарушений действующего законодательства Российской Федерации, где особое внимание следует уделить предприятиям находящимся под контролем иностранных граждан ближнего зарубежья; - организовать и провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению подпольного производства с целью сбыта суррогатного фальсифицированного алкоголя; - использовать возможности средств массовой информации, организовать и провести среди населения разъяснительную работу по формированию общественного мнения о необходимости содействия правоохранительным органам в борьбе с незаконным оборотом алкоголя. Основные оперативно-профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление и пресечение правонарушений, связанных: - с выпуском нелегального этилового спирта и алкогольной продукции; - с нецелевым использованием гидролизных спиртов и продукции на их основе; - с производством и оборотом опасной для жизни и здоровья алкогольной и спиртосодержащей продукции; - с уклонением от уплаты акцизных платежей в бюджеты всех уровней и недостоверным декларированием объемов произведенного спирта и алкогольной продукции; - с нецелевым использованием федеральных и региональных специальных марок и оборотом поддельных марок. В целях выявления и документирования правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции работникам ОВД необходимо предварительно планировать этапы и разновидности мероприятий, использовать в своей деятельности опыт иных служб ОВД. Планируемые мероприятия должны быть направлены на установление виновных лиц. Действия сотрудников ОВД по пресечению правонарушений в сфере алкогольной продукции должны осуществляться с учетом специфики и особенностей обслуживаемых объектов. В целях повышения эффективности профилактических мер, осуществляемых ОВД, необходимо: - разработать схему перекрытия каналов поступления по автодорогам фальсифицированной алкогольной продукции; - обеспечить контроль над каждой партией алкогольной продукции; - взаимодействовать с сотрудниками ОВД на транспорте; - ходатайствовать перед исполнительными органами власти о принятии решения о безусловном закрытии предприятий торговли, допускающих грубые или повторные нарушения законодательных норм, регламентирующих производство и оборот алкогольной продукции, а также о выдаче лицензий на право оптовой либо розничной реализации алкогольной продукции только после согласования с конкретным подразделением ОВД; - шире использовать СМИ для информирования населения о работе по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции. Указанные меры составляют лишь незначительную часть в широком спектре мер, осуществление которых позволит позитивно повлиять на процессы, протекающие на алкогольном рынке. Одним из приоритетных направлений повышения эффективности предупредительной деятельности ОВД является направленность на ликвидацию причин и условий пьянства. Таким образом, в современных условиях противодействие правонарушениям, связанным с незаконным оборотом алкогольной продукции, приобретает принципиально новое содержание и направленность. Оно рассматривается в качестве одного из механизмов обеспечения экономической безопасности государства. ОВД предстоит большая работа в этом направлении. Их профилактическая деятельность должна быть направлена на организацию постоянного взаимодействия с соответствующими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, СМИ с целью активизации их участия в профилактике правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции.

Библиография

Мальченковский А. Н. Ситуация в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Курск, 2009. С. 46. Мякиньков А. Г. Концепция становления и развития алкогольного рынка в России // Экономика сельского хозяйства. 2002. N 2. С. 485. Рузиченкова О. Г. Незаконный оборот алкогольной продукции: теория и проблемы практики // Российский следователь. 2007. N 1. С. 56. Шаховская Л. С., Коваль Е. В. Специфика продвижения алкогольной продукции на рынок // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2006. N 5. С. 241.

Название документа