Международное сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью
(Зуев С. В.) ("Российский следователь", 2010, N 8) Текст документаМЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ <*>
С. В. ЗУЕВ
Зуев С. В., доцент, кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовного процесса Челябинского юридического института МВД России.
Борьба с организованной преступностью требует объединения усилий всех государств, поэтому международное сотрудничество правоохранительных органов является одним из важнейших вопросов права.
Ключевые слова: международное сотрудничество, организованная преступность, уголовная политика, правоохранительное органы, экстрадиция.
Struggle with organized crime requires integration of efforts of all the states of the world therefore the international cooperation of law-enforcement agencies is one of the most important issue of law.
Key words: international cooperation, organized crime, criminal policy, law-enforcement agencies, extradition.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью является важным направлением уголовной политики, разрабатываемым и реализуемым на глобальном, региональном и национальном уровнях <1>. Борьба с организованной преступностью в данном случае рассматривается как часть целого правового явления и заслуживает самого пристального внимания. -------------------------------- <1> См.: Цепелев В. Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 11.
В международных отношениях правоохранительных органов России и зарубежных стран используются различные формы взаимодействия, в том числе: 1) обмен информацией; 2) выдача преступника (экстрадиция); 3) международный розыск лиц; 4) выполнение поручений по запросам; 5) проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий. Особое значение для России имеет сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Положительную динамику развития и совершенствования международного сотрудничества можно проиллюстрировать следующими цифрами. Так, если в 1995 г. только по линии работы Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами преступлений на территориях государств - участников СНГ было разыскано 177 лиц, а экстрадированы 116, то аналогичные показатели в 2005 г. составили соответственно 3196 и 1360 лиц. По данным МВД России, в 2006 г. подразделениями по борьбе с организованной преступностью задержаны 18 лиц, находящихся в международном розыске, 12 из них разыскивались МВД Беларуси, 3 - Украины, по 1 - России, Азербайджана и Грузии <2>. -------------------------------- <2> См.: Пресс-релиз МВД России от 24 мая 2007 г. "Международное сотрудничество ДБОПиТ МВД России в сфере борьбы с организованной преступностью" // Официальный сайт МВД России. URL: www. mvd. ru.
Все перечисленные формы взаимодействия по уголовным делам о преступлениях, совершаемых организованными группами или преступными сообществами (преступными организациями), как правило, взаимосвязаны. Например, эффективный обмен информацией зачастую влечет за собой необходимость совместного проведения оперативно-розыскных мероприятий на территориях разных стран. Уже сегодня имеются положительные тому примеры. Так, в июле 2003 г. на 88-м километре трассы Нижний Новгород - Москва сотрудниками органов внутренних дел России был остановлен для проверки автопоезд, состоящий из тягача на базе автомобиля КамАЗ-5410 и прицепа, имеющих регистрационные номера Киргизской Республики. В ходе осмотра в топливных баках был обнаружен героин общим весом 341 килограмм 258,91 грамма. Сотрудники российской следственно-оперативной группы совместно с сотрудниками правоохранительных органов Кыргызстана, а также Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан провели на территории Киргизии и Таджикистана оперативно-розыскные мероприятия, в ходе которых были получены неопровержимые доказательства причастности обвиняемых И., Х. и Э. к деятельности организованной преступной группы, организовавшей контрабандную поставку наркотиков на территорию РФ <3>. -------------------------------- <3> См.: Опыт взаимодействия с правоохранительными органами Республики Таджикистан и других государств при расследовании уголовного дела о контрабандных поставках героина в особо крупных размерах из Таджикистана в Россию // Информационный бюллетень. 2004. N 3. С. 14 - 26.
Следует согласиться с мнением Н. П. Яблокова, который отметил, что в целях укрепления и расширения международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью необходимо некоторое отступление взаимодействующих сторон от соблюдения принципа государственного суверенитета в сфере правоохранительной деятельности, что могло бы сделать ее более оперативной, устранить преимущества, которые извлекают преступные организации и преступники, осуществляющие в нарушение принципа суверенитета трансграничные криминальные операции <4>. Этому может способствовать также национальное законодательство. Так, в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 22 мая 1998 г. N 66 "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах" государственные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с целью выявления источников и каналов незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, лиц, принимающих участие в этом, в каждом отдельном случае по договоренности с соответствующими органами иностранных государств или на основании международных договоров Кыргызской Республики могут использовать метод проверочной поставки, т. е. допускается под контролем и оперативным надзором этих органов ввоз в Кыргызскую Республику, вывоз из Кыргызской Республики или транзит через ее территорию наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. -------------------------------- <4> См.: Яблоков Н. П. Расследование организованной преступной деятельности. М., 2002. С. 101.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий на территории другой страны строго определяется международными договорами. Так, наблюдение как оперативное мероприятие на территории Содружества Независимых Государств регламентировано Соглашением о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности, заключенным Советом Министров внутренних дел государств - участников СНГ 18 декабря 1998 г. Кроме того, поскольку Российская Федерация сотрудничает в правоохранительной сфере с Европейским союзом, то следует учитывать Соглашение, подписанное в рамках данного Союза. Так, в Шенгенской конвенции 1990 г. (с. 40 раздела III "Полиция и безопасность") сотрудникам национальной полиции фактически разрешено осуществлять наблюдение как вид оперативно-розыскного мероприятия в пределах не только своей территории, но и других стран указанного Союза. Трансграничное полицейское наблюдение должно закончиться в течение пяти часов с момента пересечения границы другого государства - члена Европейского союза или раньше по требованию компетентных органов последнего. Полицейские, которые в своей стране осуществляют преследование лица, застигнутого на месте преступления, уполномочены при необходимости продолжить преследование и на территории других стран Европейского союза (ст. 41 указанной Конвенции). Если преследование увенчалось успехом, то им разрешается произвести задержание лица как минимум до того момента, когда прибудут сотрудники местной полиции <5>. -------------------------------- <5> См.: Право Европейского союза: Учебник для вузов. М., 2002. С. 865 - 866.
Статья 63 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г., принятой в г. Кишиневе, предусматривает создание совместных следственно-оперативных групп, основная цель которых - быстрое и всестороннее расследование преступлений, совершенных одним или несколькими лицами на территориях двух и более договаривающихся государств. Кроме того, создание совместных следственно-оперативных групп предусмотрено также ст. 20 Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 8 ноября 2001 г. <6>, Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. <7>. Однако эта новая форма сотрудничества не предусмотрена в нормах российского законодательства. Поэтому налицо необходимость приведения в соответствие международного и национального законодательства. Данное обстоятельство, несомненно, положительно отразится на практике. -------------------------------- <6> Россия не участвует. <7> Собрание законодательства РФ. 2004. N 40. Ст. 3882.
Указанная Кишиневская конвенция Россией пока не ратифицирована. Вместе с тем данный документ имеет прогрессивный характер, так как позволит государствам - участникам Содружества Независимых Государств оказывать друг другу правовую помощь не только через центральные, но и через территориальные органы (ст. 5 Конвенции), что существенно сократит время пересылки запросов и ответов по ним, будет способствовать быстрому принятию решения, а значит, более эффективному уголовному судопроизводству по делам об организованной преступности. Преступления, совершаемые организованными преступными формированиями, зачастую носят транснациональный характер. Это означает, что отдельные участники таких преступлений находятся за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, скрываясь от органов расследования и суда, преступники покидают страну, и вопрос об их выдаче (экстрадиции) становится крайне важным. Применение международных правовых средств по вопросам выдачи лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, достаточно эффективно. Так, например, летом 2002 г. грузинской стороной были экстрадированы в Российскую Федерацию террористы Адам Деккушев и Юсуф Крымшалов, объявленные в международный розыск по подозрению в организации и непосредственном участии во взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске в сентябре 1999 г., в результате которых погибли более 20 мирных жителей. В январе 2004 г. они были признаны Московским городским судом виновными в совершении инкриминируемых им деяний и приговорены к пожизненному заключению. Как положительный пример можно привести задержание в 2006 г. девятерых активных участников организованного преступного формирования "Пожарники", действовавших на территории Республики Беларусь. Эти лица были объявлены в международный розыск за совершение ряда тяжких преступлений, среди которых - участие в преступной организации и вымогательство. Среди других успешных операций - задержание в 2007 г. находившихся в международном розыске Игоря Махнева (по подозрению в причастности к похищению в 2006 г. в Берлине российского гражданина В. Френкмана) и Юрия Сандлера (участника международного преступного формирования, специализирующегося на совершении "заказных" убийств) <8>. -------------------------------- <8> См.: Пресс-релиз МВД России от 24 мая 2007 г. "Международное сотрудничество ДБОПиТ МВД России в сфере борьбы с организованной преступностью".
За 2008 г. рассмотрен 1961 запрос о выдаче лиц из России (в 2007 г. было 1936 запросов). 1904 запроса за минувший год поступило из стран СНГ, в основном из Украины, Узбекистана и Белоруссии, и 57 запросов из стран дальнего зарубежья (Германия, Колумбия, Финляндия, Словения, Австрия и др.). В итоге было принято решение о выдаче в отношении 1173 лиц. В свою очередь, Россия направила 517 требований о выдаче, что на 54 требования больше, чем в 2007 г. В итоге в Россию выдали 284 человека, из них 57 человек из стран дальнего зарубежья. Последняя цифра возросла в 3 раза по сравнению с 2006 г. Чаще всего нам стали отдавать преступников из Германии, Испании, Швейцарии и Франции. А в СНГ здесь лидируют Украина, Казахстан и Белоруссия. Удалось вернуть в Россию ряд беглых преступников - фигурантов по "громким делам", связанным с коррупцией, терроризмом, распространением и продажей наркотиков <9>. -------------------------------- <9> См.: В прокуратуре установили хорошую экстрадицию // Московский комсомолец. 2009. 16 фев.
Вместе с тем решение вопросов об экстрадиции на практике сталкивается с рядом серьезных проблем. Так, 80% задержанных преступников на территории Республики Беларусь объявляют о том, что их уголовное преследование ведется по политическим мотивам. В результате срабатывает "политическое право" и экстрадиция затягивается на долгие месяцы <10>. Во всех случаях определение политического характера преступления - вопрос внутренней компетенции запрашиваемого государства, его правовой практики; решается обычно в судебном порядке. -------------------------------- <10> См.: Кубов Р. Х. Актуальные проблемы международного сотрудничества по противодействию организованной преступности // Российский следователь. 2007. N 19. С. 37.
Первой страной, в национальном законе которой появились ограничения на выдачу лиц, преследуемых за политические преступления, стала Бельгия. Ее примеру последовали Великобритания, Нидерланды, Франция, Германия и др. В частности, в п. "а" ч. 1 ст. 6 Закона Великобритании об экстрадиции установлено: никто не может быть выдан либо содержаться под стражей для выдачи другому государству, если компетентные органы власти полагают, что преступление, в котором он обвиняется либо за которое он осужден, носит политический характер. Государства ближнего зарубежья не являются в этом плане исключением. Так, например, согласно ст. 3.1.3 Закона Азербайджанской Республики "О выдаче (экстрадиции)" в выдаче лица отказывается в случае, если совершенное запрашиваемым лицом деяние, на которое страна ссылается в качестве основания для выдачи, признается Азербайджанской Республикой преступлением политического характера. При этом целью исключения выдачи лиц, совершивших политическое преступление, являются предупреждение экстрадиции, которая может иметь своим последствием предвзятость уголовного преследования и наказания лица, вызванного соображениями политического свойства, и к тому же недопущение вмешательства Азербайджанской Республики во внутриполитические конфликты других государств. Таким образом, борьба с преступностью тесно связана с политикой и суверенитетом государства. В некоторых случаях можно наблюдать решение политических вопросов, а также чрезмерное ограничение вмешательства других стран во внутренние дела страны в ущерб разрешению проблем борьбы с организованной преступностью. Кроме того, во многих случаях отказ в выдаче связан с наличием гражданства государства, из которого запрашивается выдача, ненаказуемость деяния по законам этой страны, истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности в данном государстве. Правоохранительные органы все чаще прибегают к использованию возможностей Интерпола для осуществления своих функций, что, в свою очередь, повышает эффективность его деятельности по реализации функции обмена информацией между правоохранительными органами взаимодействующих государств. Международные уведомления Интерпола имеют немаловажное значение в повседневной деятельности организации по реализации этой функции, а именно: при розыске преступников и без вести пропавших лиц, обмене оперативной информацией в отношении членов преступных группировок, идентификации неопознанных трупов, а также информировании правоохранительных органов государств-членов об угрозах террористических актов. Механизмы деятельности Интерпола развиваются и реагируют на совершенствование методов и способов совершения преступлений, в частности терроризма. С этим связано и введение организацией в течение последних трех лет двух новых международных уведомлений, которые главным образом связаны с противодействием мирового сообщества деятельности террористических организаций. Информация о потенциальной угрозе совершения террористического акта с использованием нетрадиционных видов оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, иных опасных материалов и веществ, а также способах их камуфляжа, о новых формах и методах проведения террористических актов используется Генеральным секретариатом для издания специального уведомления Интерпола с оранжевым углом (Orange Notice). Решение о начале выпуска данного вида уведомлений было принято на 33-й Европейской региональной конференции Интерпола, проходившей в Киеве в мае 2004 г. В уведомлении передаются изображения указанных предметов. Данное уведомление требует от правоохранительных органов государств - членов Интерпола сообщать все имеющиеся сведения, которые могут быть полезны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. С декабря 2005 г. Генеральный секретариат Интерпола во взаимодействии с "Комитетом 1267" <11> Совета Безопасности ООН издает специальные уведомления в отношении лиц и организаций, входящих в Сводный перечень ООН <12> как связанных с "Аль-Каидой" и движением "Талибан". Эти действия осуществляются в рамках исполнения положений Резолюции Интерпола AG-2005-RES-05, принятой на 74-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, прошедшей в Берлине в сентябре 2005 г. В дополнение к борьбе с терроризмом такое сотрудничество позволяет пополнять базы данных Интерпола информацией ООН и помогать ООН в уточнении информации, содержащейся в Сводном перечне. -------------------------------- <11> Комитет, созданный для реализации положений Резолюции ГА ООН N 1267 от 15 октября 1999 г., направленной на противодействие терроризму в лице движения "Талибан" и его членов. <12> См.: Новый сводный перечень физических и юридических лиц, входящих в движение "Талибан" и в организацию "Аль-Каида" или связанных с ними, составленный и обновляемый Комитетом, учрежденным Резолюцией 1267 (1999). URL: http://www. un. org/ russian/ documen/ scdocs/ committees/ list. htm.
Таким образом, рассмотрение некоторых вопросов международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью показывает ее многоаспектность и в то же время указывает на ряд еще не решенных проблем по совершенствованию этой деятельности.
Название документа