О правовых и "общегражданских" механизмах противодействия этническим конфликтам
(Касьяненко М. А.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2010, N 3) Текст документаО ПРАВОВЫХ И "ОБЩЕГРАЖДАНСКИХ" МЕХАНИЗМАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКИМ КОНФЛИКТАМ
М. А. КАСЬЯНЕНКО
Касьяненко М. А., преподаватель кафедры УПД Кисловодского гуманитарно-технического института.
В настоящее время чем в большей степени людей сближают одинаковые взгляды на жизнь, т. е. проявление так называемой мультикультурности, тем больше, с другой стороны, они заботятся о своих традициях, связанных с происхождением и культурной ориентацией. При кризисных явлениях в экономике культурное сознание все чаще обращается к "прошлому", к общему чему-то "роднящему". Именно данный факт свидетельствует о том, что в последние годы происходит значительное повышение роли "этничности" в общественных процессах. Проявляется данный факт прежде всего посредством повышенного интереса людей к этнической идентичности, языку, культуре, традициям и образу жизни. Но в то же время кроме положительных аспектов данного факта, обозначенных выше, следует указать и на отрицательные моменты такого явления. В создавшихся условиях социально-исторической амбивалентности положения многих современных этносов нередки случаи проявления национальной нетерпимости различного рода, сопровождающиеся возникновением достаточно большого количества радикально настроенных движений националистического характера. В этом случае, по сути, срабатывает так называемая примордианализская (лат. primordium - начало) <1> мотивация объединения на основе этнической общности индивидуумов, выражающаяся в изначальном психологическом родстве лиц на основе их позиционирования себя в обществе посредством этнической идентичности, которая впоследствии становится фактором объединения индивидуумов в социальные страты. -------------------------------- <1> См.: Гулиев М. А., Коротец И. Д., Чернобровкин И. П. Этноконфликтология. М., 2007. С. 34.
На наш взгляд, понять истоки, приводящие к национальной ненависти различного характера: ксенофобии, фашизму, различного рода этнофобиям, национальному экстремизму и иным извращенным проявлениям национального характера лиц, проживающих в едином геоисторическом пространстве, возможно через изучение особенностей этнического самосознания, проявляемого вовне посредством культуры, ментальности обычаев и традиций конкретного этноса <2>. -------------------------------- <2> См.: Арутюнов Л. С, Касьяненко М. А. Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. N 5. С. 19.
Общественная опасность таких асоциальных проявлений этнического характера в данном случае приобретает сложноструктурированный комплексный характер, так как, помимо прочего, носит латентный фактор детонации этнических конфликтов. Это обстоятельство усугубляется тем, что Южный федеральный округ является одним из самых многонациональных субъектов Российской Федерации. В регионе существуют многочисленные очаги открытого межэтнического противостояния. Наиболее острые из них складываются в Чечне и Ингушетии, Дагестане, большой потенциал межэтнического напряжения имеется в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее, Ставропольском и Краснодарском краях, очень сложная ситуация складывается вокруг Осетии, т. е. практически по всей территории Южнороссийского региона. Существенное влияние на развитие этнополитических процессов на Юге России оказывает обстановка в Закавказье, которое превратилось в арену столкновения геополитических интересов и конкурирующих геополитических проектов <3>. -------------------------------- <3> См.: Цокуренко С. С. Насилие в процессе этнических конфликтов на Юге России: Автореф дис. к. ф.н. Краснодар, 2008. С. 3.
Как указывает С. С. Цокуренко, основные тенденции в развитии этноконфликтной ситуации в регионе связаны с нарастанием проблемы насилия в ходе этнических конфликтов. Причем, как он подчеркивает, это относится не только к отдельным маргинальным слоям населения, но и к целым этническим социальным группам, у которых в силу сложившихся социально-политических обстоятельств отсутствуют реальные возможности легальной реализации потребностей. В этом случае насилие вызывается объективными обстоятельствами, играя роль клапана безопасности. Сам же взрыв насилия фиксирует болезнь в социальном организме. Если в нее своевременно не вмешаться, то возникает угроза основам социального порядка <4>. При этом все эти проявления отождествляются с каким-либо видом или формой насилия. Понятие "насилие" в современном обществе употребляется в очень широком значении, включающем все формы физического, психического и экономического подавления личности или группы индивидов <5>. -------------------------------- <4> См.: Там же. С. 4. <5> См.: Там же. С. 5.
В свою очередь, если рассматривать насилие через призму правовых характеристик, оно всегда носит в себе противоправный характер, независимо от того, чем оно было обусловлено и каковы его причины. А при характеристике этнических конфликтов данные насильственные действия приобретают специфические, можно сказать, индивидуальные криминологические характеристики. Например, на протяжении второй половины XX в. в мире было отмечено более 300 этнических конфликтов, которые периодически переходили в стадию насилия. По оценкам ООН, внутригосударственные, в том числе и этнические, конфликты унесли больше жизней, чем "классические" войны <6>. -------------------------------- <6> URL: http://www. washprofile. org.
То есть проблема насилия в ходе этнических конфликтов требует не только детерминации и классификации факторов его проявления как асоциального действия, но и всестороннего научного исследования его сущности посредством социально-правового анализа в ходе этнических конфликтов. Так как насилие, по сути, это система мотивированных противоправных действий, направленных в данном случае по отношению к иноэтничным лицам. То есть этнические конфликты в стадии асоциальных действий в виде "насилия" всегда проявляются совокупностью противоправных наиболее общественно опасных действий - преступных посягательств. В такой ситуации, можно сказать, срабатывает принцип межэтнической асоциальной толерантности, т. е. четкого разделения на "нас и не нас", всегда несущей в себе определенный криминогенный потенциал. В данном случае, по сути, проявляется принцип этноцентризма <7>. Этноцентризм - взгляд, согласно которому собственная группа является центром всего, а все остальные оцениваются по отношению к ней <8>. По сути, такой взгляд уже сам по себе "конфликтен", так как изначально предполагает определенную степень неравенства. А под воздействием различных факторов он может перерастать в стадию реального конфликта, выражающегося вовне чаще всего посредством насилия, по сути имеющего криминальную природу. -------------------------------- <7> Понятие "этноцентризм" ввел в научный оборот У. Самнер в работе "Народные обычаи" (1906 г.). <8> См.: Гулиев М. А., Коротец И. Д., Чернобровкин И. П. Указ. раб. С. 9.
С другой стороны, преступления этнически идентичных лиц по отношению к иноэтничным лицам, не всегда сопряженные с насилием и не преследующие изначальной цели развития этноконфликта, несут в себе определенную степень "конфликтности". Ярким примером, получившим достаточный общественный резонанс, могут служить события в Кондопоге в 2006 г. В данном случае цепочка преступных действий, подпадающих под составы преступлений, предусмотренных УК РФ, породила этноконфликт местного характера. Хотя, по сути, в данном случае произошло лишь умелое использование этнического фактора в отношениях, и как результат - зарождение потенциальной стадии межнационального конфликта, пусть и на микроуровне, т. е. перевод межэтнических конфликтов из потенциальной стадии в реальную, вспышка этнофобий, выработка негативных этнических стереотипов по отношению к иноэтничным представителям - национальным меньшинствам, зачастую гражданам одного государства - РФ. На наш взгляд, граждане любого государства, в том числе и РФ, независимо от их национальной принадлежности должны исполнять одну из первостепенных обязанностей - соблюдение закона. А любой закон в своей основе построен на началах гуманизма. В данном случае в понятие гуманизма следует вкладывать и межэтническую толерантность, которая на сегодняшний день просто необходима нашему мультикультурному миру. В свою очередь, гарантом закона в данном случае должна выступать именно власть, причем на всех ее уровнях, иначе реакцией общества как социального организма на массовое неисполнение законов и иных норм права, различного рода девиантность в поведении так называемых хозяев отдельно взятого города, субъекта, страны в целом - массовые погромы, беспорядки, придание конфликтам национальной окраски, использование их в своих целях радикальными организациями различного национального толка и, как следствие, масштабность этнических конфликтов, порой выходящих за границы нескольких государств. Поэтому для предотвращения этнических конфликтов, так называемого гашения их стадии "возникновения-предпосылки", т. е. до факта проявления в виде насилия, необходимо формировать глубокие нормативно-толерантные механизмы в полиэтническом обществе, нередко зависящие от институциональной безопасности, гарантом которой, в свою очередь, должны выступать нормы права, возведенные в закон. Кроме того, толерантность в этнической сфере можно воспитать в личности непосредственно при активном взаимодействии институтов гражданского общества, с постоянным поддержанием идеи гражданской идентичности, провозглашенной в нашем государстве еще в 2004 г. В. В. Путиным. Мы россияне, то есть граждане одного государства, со своими правами и обязанностями, едиными для всех, как и территория нашего многонационального государства. В то же время нормы Конституции РФ гарантируют защиту прав национальных меньшинств. Но кроме законодательного обеспечения в данном случае, на наш взгляд, такая идея гарантии должна всесторонне поддерживаться институтами гражданского общества, в каждом муниципальном образовании должны существовать программы методико-рекомендационного свойства, закрепляющие возможность проведения "парадов национальностей" или "ярмарок национальных колоритов", которые могли бы знакомить граждан РФ с культурной самобытностью, обычаями и ментальностью их "соседей". Это, в свою очередь, позволит, с одной стороны, развивать многонациональное российское общество на основах толерантности, а с другой - не позволит этносам забыть о своем "начале" и позволит открыто, без криминогенного потенциала сохранять свою этническую идентичность с возможностью ее выражения посредством мероприятий, обеспечиваемых институтами гражданского общества, основанного на приоритетах гражданской идентичности личности.
Название документа