Опубликование сведений о доходах глав муниципальных образований

(Бобков С. П.)

("Законность", 2013, N 11)

Текст документа

ОПУБЛИКОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ

О ДОХОДАХ ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

С. П. БОБКОВ

Бобков Сергей Петрович, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Сахалинской области, младший советник юстиции.

В статье изложен положительный опыт работы органов прокуратуры Сахалинской области в сфере противодействия коррупции.

Ключевые слова: сведения о доходах, глава муниципального образования.

Publishing data on income of the heads of municipal entities

S. P. Bobkov

The article describes positive experience of the prosecutorial authorities of the Sakhalin region in combating corruption.

Key words: income data, head of municipal entity.

Одно из направлений деятельности муниципальных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) - унификация прав муниципальных служащих, лиц, замещающих должности глав муниципальных образований и муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.

И если на федеральном и региональном уровне права, ограничения, запреты и обязанности государственных гражданских служащих регламентированы должным образом, то на муниципальном уровне, особенно в отношении должностей глав муниципальных образований, соответствующие нормативные правовые и правовые акты органами местного самоуправления не всегда принимаются либо, в случае их принятия, не содержат четкого императива и регламентации указанного вида правоотношений.

Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, п. 12 которого установлены требования к размещению представленных государственным служащим сведений на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа.

Порядок размещения и предоставления для опубликования сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей утвержден Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 561 "Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования".

Правовой основой противодействия коррупции у чиновников на муниципальной службе являются, в частности, муниципальные правовые акты, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В силу п. 3 Указа N 559 органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Таким образом, требования и порядок размещения сведений в отношении муниципальных служащих должны быть определены в муниципальных правовых актах, в которых также должны найти отражение вопросы содержания размещаемых на официальных сайтах (публикуемых) сведений, аналогичных указанным в Положении.

Однако органы местного самоуправления зачастую занимают правовую позицию, основанную на ином толковании норм действующего законодательства.

Например, в администрации города Южно-Сахалинска Сахалинской области бытовало мнение, что в соответствии с положением ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ, предусматривающей размещение лицами, замещающими должности муниципальной службы, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные обязанности распространяются только на главу местной администрации, исполняющего свои полномочия на контрактной основе, и в связи с тем, что глава муниципального образования (мэр) замещает выборную муниципальную должность, действие указанного законодательства на него не распространяется.

Такая позиция была ошибочной в силу п. п. 1, 6, 7 ст. 7 Федерального закона N 273-ФЗ, в соответствии с которыми основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; унификация (т. е. установление единообразия) прав государственных и муниципальных служащих и лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей; обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

К числу основных принципов противодействия коррупции ст. 3 Федерального закона N 273-ФЗ отнесены публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Принцип публичности и открытости предусматривает обнародование любых сведений, касающихся вопросов организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением сведений и данных, по отношению к которым установлены специальные правила распространения (сведения, относящиеся к государственной тайне, персональные данные гражданина и т. п.).

Под нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии со ст. 1 Федерального закона N 273-ФЗ для целей этого Федерального закона понимаются в том числе и муниципальные правовые акты.

Мэр муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", являясь выборным должностным лицом местного самоуправления, замещающим муниципальную должность, в соответствии со ст. ст. 36 - 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом городского округа возглавляет одновременно и администрацию указанного муниципального образования.

Таким образом, мэр - глава муниципального образования в силу Закона является должностным лицом, наделяется Уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию муниципального образования. При таких обстоятельствах на него распространяются нормы о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, установленные ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ.

С логикой и мерами реагирования прокурора муниципалитет не согласился.

Точку в споре поставил Сахалинский областной суд. Постановлением президиума Сахалинского областного суда от 26 апреля 2013 г. по делу N 44г-7/13 на администрацию города Южно-Сахалинска возложена обязанность разместить в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера мэра города Южно-Сахалинска, его супруги и несовершеннолетних детей за 2011 г.

За 2012 г. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещены мэром на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска добровольно.

Название документа