О повышении эффективности борьбы с преступностью сотрудников Госавтоинспекции России

(Иванисов А. В.)

("Общество и право", 2010, N 1)

Текст документа

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ РОССИИ

А. В. ИВАНИСОВ

Иванисов Алексей Владимирович, соискатель Ставропольского государственного университета.

Статья посвящена решению проблем повышения эффективности борьбы с преступлениями, совершаемыми работниками Госавтоинспекции. Особое внимание уделено конкретным мерам по профилактике преступности сотрудников ГИБДД.

Ключевые слова: преступность, Госавтоинспекция РФ, общественный контроль, эффективность борьбы с преступностью.

This article is devoted to decision of problems of the struggle against the criminality of Russian State Automobile Inspection's workers. The main attention paid to particular ways for prevention of criminality of Russian State Automobile Inspection's workers.

Key words: criminality, Russian State Automobile Inspection, public control, effectiveness of the struggle against criminality.

Говоря о государственной инспекции безопасности дорожного движения как социальном механизме, можно утверждать, что Госавтоинспекция представляет собой огромный бюрократический аппарат со всеми присущими ему недостатками и негативными особенностями. Несмотря на то что ГИБДД формально входит в систему МВД России, в действительности эта служба обособлена и имеет специфические задачи (например, деятельность регистрационно-экзаменационных подразделений, дорожных инспекций). Поэтому преступления сотрудников ГИБДД имеют серьезные отличия от преступлений, совершаемых сотрудниками других служб МВД России. Изучению преступности в данной государственной структуре необходимо уделять намного больше внимания, чем это делается сейчас, тем более что полученные результаты анализа статистических данных о состоянии преступности сотрудников Госавтоинспекции, в том числе и латентной, самым красноречивым образом указывают на то, что этот государственный социальный механизм полностью поражен преступностью. К тому же, опираясь на цифры и на информацию, полученную в настоящем исследовании, мы пришли к выводу о том, что указанное явление на протяжении последних пяти лет брошено на самотек и реальных действий по противодействию ему не предпринимается.

По указанным причинам сегодня Госавтоинспекция не способна эффективно выполнить возложенные на нее руководством страны задачи. К примеру, сомнительна способность указанной службы выполнять задачи Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100, цель которой - сокращение к 2012 г. количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,5 раза по отношению к 2004 г.

Эффективная борьба с преступностью среди сотрудников ГИБДД будет иметь положительный эффект лишь в том случае, если большинство причин и условий, способствующих совершению преступлений данными субъектами, будут устранены. Последние, на наш взгляд, могут быть сведены к следующим:

1. В связи со сменой ценностных ориентаций, произошедших в нашем обществе, а именно с патриотически-национальной идеи, за которую в годы существования СССР работали сотрудники милиции, на материально-денежные отношения по примеру США, необходимо привести указанные ориентации в соответствие с действительностью. Иными словами, прежде всего необходимо повысить уровень денежного содержания сотрудников Госавтоинспекции.

2. Необходимо внести дополнения в существующую систему статистического учета противоправных посягательств, совершаемых сотрудниками ГИБДД. Это связано с тем, что указанная служба включает в себя подразделения с совершенно разными функциями и, как следствие, своеобразными преступными посягательствами (т. е. информацию о преступлениях сотрудников ГИБДД в статистический учет вносить по подразделениям, как на данный момент учитываются преступления сотрудников уголовного розыска, участковых уполномоченных милиции, дознавателей и т. д.).

3. Надо сформировать новую систему статистического учета, в которой будет концентрироваться информация о поступающих на неправомерные действия сотрудников ГИБДД жалобах и заявлениях граждан. По не вполне понятным причинам такой базы данных до сих пор не существует, хотя анализ жалоб и заявлений граждан - один из основных источников информации о состоянии латентной преступности среди сотрудников указанной службы.

4. Желательно провести структурные изменения в Госавтоинспекции: вывести ее из состава милиции общественной безопасности и переподчинить ее напрямую руководителю МВД, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и руководителям комиссий по безопасности дорожного движения правительств субъектов Российской Федерации, районов, городов и т. д.

5. Представляется необходимым ликвидировать контрольно-профилактические отделы, полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, созданные в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки. Также целесообразно: а) сократить численность сотрудников ГИБДД, в первую очередь за счет сотрудников управлений, штабов, а также КПМ и стационарных постов ГИБДД; б) исключить из структуры МВД РФ регистрационно-экзаменационные подразделения, оставив в таких учреждениях только сотрудников ГИБДД, связанных с розыском угнанного и похищенного автотранспорта.

6. Нормативное закрепление концепции карьерного роста на службе в Госавтоинспекции создаст жесткий, четкий и рациональный алгоритм продвижения по служебной лестнице. В основе указанного алгоритма должны находиться высокие деловые, моральные, физические и иные качества, выявленные во время практической службы. Укрепить в сознании сотрудников то, что успех их карьерного роста зависит не от материального положения, а от вышеуказанных качеств, то есть исключительно от них самих. На должности руководящего состава ГИБДД назначать только при согласовании с руководством районных комиссий по безопасности дорожного движения.

7. Основаниями увольнения со службы в Госавтоинспекции сотрудников и их руководителей должны считаться совершение сотрудником коррупционного правонарушения, а в основания увольнения непосредственного руководителя надо включить совершение коррупционного правонарушения подчиненным сотрудником.

8. Необходимо изменить систему оценки результатов деятельности подразделений ГИБДД, исключить в ней количественные показатели по выявлению административных правонарушений, преступлений, в том числе сравнение их с аналогичным периодом прошлого года и т. д. За основу оценки результатов деятельности подразделений ГИБДД брать только качество работы сотрудников ГИБДД, а именно соблюдение правил дорожного движения его участниками, состояние улично-дорожной сети и т. д., также при помощи тщательного анализа его специалистами и по итогам изучения общественного мнения.

9. Целесообразно исключить из практики ежемесячное предоставление отчетов в управления ГИБДД субъектов сотрудниками территориальных ГИБДД, а отчеты о количестве дорожно-транспортных происшествий представлять только при помощи электронных средств связи, также проверки организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в территориальных подразделениях ГИБДД запретить, за исключением случаев, когда сотрудниками этих подразделений будут допущены нарушения законности.

10. Представляется особо важным восстановить систему гарантированного обеспечения сотрудников и членов их семей социальными льготами и гарантиями с введением строгой правовой ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение порядка обеспечения закрепленными в законе льготами и гарантиями. При этом особое внимание уделить решению жилищных проблем сотрудников, а также достойным условиям выхода на пенсию при условии честного и безукоризненного несения службы.

11. Наконец, сильным потенциалом в плане борьбы с преступностью работников ГИБДД может служить организация общественного контроля за деятельностью сотрудников, причем результаты такого контроля должны иметь не рекомендательное, а императивное значение для руководителей и сотрудников всех подразделений ГИБДД. По нашему мнению, в каждом субъекте РФ необходимо создать сайт ГИБДД, в котором должны освещаться сведения о состоянии работы по обеспечению безопасности дорожного движения, результаты общественного мнения о деятельности территориальных ГИБДД, жалобы и заявления граждан на неправомерные действия сотрудников Госавтоинспекции, результаты их рассмотрения. Кроме того, гражданам должна быть предоставлена возможность размещения на данном сайте видеоматериалов, касающихся коррупционных действий сотрудников ГИБДД. Также в целях усиления контроля за действиями сотрудников надо оборудовать патрульные автомобили камерами видеофиксации как внутри салона, так и снаружи. В процессе несения службы у сотрудников должны отсутствовать мобильные телефоны, общение с руководством должно быть обеспечено только по средствам радиосвязи, с записью разговоров на накопители информации с целью их проверки на предмет нарушения законности.

Осуществление указанных предложений, по нашему мнению, поможет не только снизить преступность в Госавтоинспекции, тем самым оградит наше общество от опасных посягательств со стороны ее сотрудников, но и окажет неоценимую услугу нашему обществу, обеспечив нормальное функционирование этого государственного органа, что, в свою очередь поможет сохранить на дорогах тысячи жизней наших сограждан.

Название документа