Административное задержание, осуществляемое пограничными органами Федеральной службы безопасности

(Травина О. А., Щеколдина Ю. А.) ("За права военнослужащих", 2010) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ ПОГРАНИЧНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

О. А. ТРАВИНА, Ю. А. ЩЕКОЛДИНА

Принятый в декабре 2001 г. КоАП РФ содержит некоторые неоднозначные положения в статьях, посвященных административному задержанию. Российские исследователи в области административного и таможенного права пытаются разобраться в этой проблеме. По мнению некоторых из них, КоАП РФ декларирует гарантию прав на защиту не только потерпевших, но и лиц, привлекаемых к административной ответственности. Но так думают далеко не все. Например, Ю. Ф. Решетник в своей работе утверждает, что "потенциальная опасность нарушения прав личности при осуществлении административного задержания была заложена законодателем в статьях 27.3 - 27.5 КоАП РФ" <1>. -------------------------------- <1> Решетник Ю. Ф. К вопросу о правовом обеспечении применения административного задержания // Административное право и процесс. 2007. N 7. С. 12.

Действительно, ст. ст. 27.3 - 27.5 гл. 27 КоАП РФ содержат ряд коллизий. В частности, наибольшие проблемы возникают в таких положениях, как: - правомочность органов и должностных лиц, применяющих административное задержание; - закрепление обязанностей; - истолкование формулировок, содержащихся в статьях. Не вполне удачной, на наш взгляд, является позиция законодателя, которая отразилась в закреплении неисчерпывающего перечня органов и должностных лиц, которые имеют право на административное задержание правонарушителя и составление протокола. Это замечание, как ни странно, было учтено в КоАП РСФСР. В ст. 241 данного Кодекса указано, что "административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательством Союза ССР и РСФСР, а именно: органами внутренних дел, органами пограничной службы Российской Федерации, старшим в месте расположения охраняемого объекта, должностным лицом ведомственной охраны и вневедомственной охраны при органах внутренних дел, должностными лицами военной автомобильной инспекции, должностными лицами органов государственного горного надзора, органов пограничной службы Российской Федерации, федерального органа по геологии и использованию недр, федерального органа по охране окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа по рыболовству, таможенных органов Российской Федерации в пределах их компетенции, внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации". Следует заметить, что в данной статье помимо самих органов непосредственно были указаны также и пределы их полномочий. В указанный перечень были включены не все должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные производить административный арест. Таким правом не обладали должностные лица войск правительственной связи и информации, железнодорожных войск, войск гражданской обороны. Также в КоАП РСФСР была закреплена обязанность точного и четкого исполнения органами, обладающими правом административного задержания, обязанностей, указанных в данном Кодексе. Прежде всего, это было связано с тем, что законодатель в нем давал ясное понятие административного задержания, чего нельзя сказать о КоАП РФ. Следует подробнее рассмотреть проблему неточности формулировок в КоАП РФ. Например, О. Н. Гапонов справедливо отмечает, что словосочетание "в исключительных случаях" не подходит для нормативных правовых актов. "Расплывчатая законодательная формулировка непосредственного основания применения административного задержания "в исключительных случаях", сущность которой никак не раскрывается и понимается каждым правоприменителем субъективно с учетом собственного опыта практики работы, может способствовать безосновательной реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в таких ситуациях, когда вообще не было совершено правонарушение" <1>. -------------------------------- <1> Гапонов О. Н. Реализация мер обеспечения производства по делам. М., 2008. С. 122.

Приведенное выше мнение трудно оспорить, потому что проблема с истолкованием этой формулировки возникает не только у сотрудников пограничных органов, но и у должностных лиц органов внутренних дел (милиции), занимающихся административно-юрисдикционной деятельностью. Российскими учеными был проведен статистический опрос, чтобы понять сущность данной проблемы. На вопрос, какой смысл вложил законодатель в выражение "административное задержание может быть применено в исключительных случаях", 50,6% от общего числа опрошенных затруднялись ответить, остальные же просто воздержались. Следовательно, каждое должностное лицо вправе принимать чисто субъективное решение, тем не менее руководствуясь нормативными правовыми документами. Однако существуют также вопросы, которые законодатель недостаточно четко регламентирует в статьях обоих кодексов. Нормы КоАП РФ, как и нормы КоАП РСФСР, неполно описывают форму и содержание протокола об административном задержании. Согласно ст. 27.4 КоАП РФ по факту административного задержания в обязательном порядке составляется протокол, в котором должны быть указаны должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. КоАП РСФСР следующим образом раскрывает содержание протокола об административном задержании: "указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным". Обе эти статьи дают лишь перечень необходимых реквизитов, но образца протокола не содержит ни тот ни другой кодекс, что позволяет использовать любую форму бланка, содержащую указанные в ст. 27.4 КоАП РФ и ст. 240 КоАП РСФСР реквизиты. Но не всегда бланк, содержащий все необходимые реквизиты, указанные в законе, составлен корректно. Возникает также масса проблем с правильностью заполнения тех или иных пунктов протокола. Следует подробнее рассмотреть положение об указании сведений о задержанном лице. Прежде всего, к ним относятся фамилия, имя, отчество, дата и место рождения. Указание данной информации осуществляется на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность задержанного, наименование, серия и номер которого, в свою очередь, также подлежат фиксации в протоколе. Необходимо остановиться на указании места жительства и места пребывания задержанного, так как данные адреса часто не совпадают. Место жительства и место пребывания фиксируются, как правило, на основании постоянной регистрации, а при ее отсутствии со слов задержанного. Указание о привлечении лица ранее к административной ответственности также играет немаловажную роль, так как оно может быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. В ст. 4.3 КоАП РФ говорится о том, что повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ (этот срок составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания), является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Следует иметь в виду, что, если речь идет о правонарушениях в сфере защиты государственной границы, ранее совершенное правонарушение должно быть регламентировано гл. 18 и 8 КоАП РФ. Соответственно, все ранее совершенные правонарушения, ответственность за которые предусматривается иными главами КоАП РФ, не являются отягчающими обстоятельствами при совершении административных правонарушений в сфере защиты государственной границы. В протоколе должна быть отметка об уведомлении задержанного - о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 24.2 и ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ он обладает рядом прав: - знакомиться со всеми материалами дела; - давать объяснения; - пользоваться юридической помощью защитника с момента возбуждения дела об административном правонарушении; - предоставлять доказательства; - заявлять ходатайства и отводы; - давать объяснения на родном языке либо на другом свободно избранном языке общения; - пользоваться помощью переводчика бесплатно; - приносить жалобы на действия (бездействие) суда, должностных лиц или органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Данное уведомление должно подкрепляться подписью задержанного лица, но текст с перечислением всех прав обычно не содержится в протоколе, достаточным является лишь указание содержащих их статей. Однако некоторые пограничные управления ФСБ России (например, Калининградское) разработали типовые бланки протокола, содержащие не только указание на статьи КоАП РФ, но и перечисление всех прав и подпись лица, свидетельствующую об ознакомлении с ними. При участии переводчика в деле в протоколе об административном задержании указываются его фамилия и инициалы, место проживания. Переводчику разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.10 КоАП РФ, также он предупреждается об административной ответственности за заведомо ложный перевод, в подтверждение чему расписывается под данной записью в протоколе. Следует остановиться подробнее на времени, месте и основании задержания. Эти данные записываются в протокол на основании рапортов должностных лиц, осуществлявших задержание, или показаний свидетелей, которые являются одним из поводов к возбуждению административного дела (ст. 28.1 КоАП РФ). Особое внимание следует обратить на мотив задержания, поскольку на практике в протоколах достаточно часто подменяют мотив задержания целью (например, необходимость составления протокола об административном правонарушении) или основанием задержания. Мотив задержания, в том смысле, который в него вкладывает КоАП РФ, - это объяснение, почему применение данной принудительной меры именно в данном случае явилось необходимым. Иными словами, задержание - одна из крайних мер принудительного характера и может применяться только в тех случаях, когда иными путями обеспечить правильное и своевременное рассмотрение административного дела или исполнить постановление по административному делу невозможно. Отсутствие указания на мотив задержания в протоколе об административном правонарушении может повлечь признание его не соответствующим действующим процессуальным нормам. Сам по себе факт составления в отношении лица протокола об административном правонарушении не может служить основанием для административного задержания лица, так как рассмотрение дела и исполнение постановления может быть осуществлено и без задержания, если все необходимые данные нарушителя и обстоятельства дела могут быть установлены на месте. Таким образом, полномочные должностные лица пограничных органов могут на месте назначить наказание нарушителю в виде штрафа или предупреждения (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. Подпись в протоколе означает согласие задержанного с изложенными в нем обстоятельствами, необходимо обратить внимание на то, что кроме права подписи у задержанного есть право вносить в протокол объяснения и дополнения. Для этих целей в протоколе существует отдельный пункт "По поводу задержания (Ф. И.О. задержанного) пояснил...", далее излагается суть пояснений задержанного. Чаще всего несогласие у задержанного вызывает указанное время задержания, поэтому во избежание подобных споров в протоколе должно быть указано реальное время задержания, начиная с момента доставления в служебное помещение либо с момента вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения (п. 4 ст. 27.5 КоАП РФ). Если задержанный все же отказывается подписать протокол, об этом в нем делается запись: "от подписи отказался", далее ставятся подписи двух понятых. В этом случае важно иметь в виду, что только понятые (в соответствии со ст. 25.7 КоАП РФ ими могут быть любые не заинтересованные в исходе дела совершеннолетние лица) имеют право подтверждать факт отказа задержанного от подписи как процессуального действия. О месте нахождения задержанного по его просьбе должны быть уведомлены родственники, администрация по месту работы (учебы), защитник. Особое внимание следует обратить на то, что при задержании несовершеннолетних лиц в обязательном порядке уведомляются родители либо иные законные представители (п. 4 ст. 27.3 КоАП РФ). В этом случае самостоятельно подписать протокол несовершеннолетний не может, данное действие осуществляется только законными представителями ребенка (п. 2 ст. 30 Федерального закона об исполнительном производстве). При составлении протокола об административном задержании следует придерживаться некоторых правил: - заполняются все реквизиты типового бланка протокола, записи производятся аккуратно, полно и разборчиво; - указываются дата и место составления протокола, должность, фамилия, имя и отчество (полностью) лица, его составившего; - данные о личности нарушителя указываются на основании документов, устанавливающих его личность, а при их отсутствии - по показаниям знающих его свидетелей, должностных лиц, родственников либо со слов задержанного; - в протоколе обязательно должно быть указано время задержания, рассчитываемое с момента доставления; - в протоколе должна быть подпись должностного лица, его составившего, и подпись задержанного лица, при отсутствии последней в протоколе делается соответствующая запись. В соответствии с ч. 2 ст. 27.4 КоАП РФ копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. Это означает, что, если задержанный самостоятельно не изъявил желание получить копию протокола, должностное лицо не обязано ее предоставлять. Составление протокола об административном задержании часто вызывает множество трудностей, так как правильное его составление и заполнение не в полной мере регламентировано КоАП РФ, следовательно, необходимо дополнить данный Кодекс в части, касающейся правил составления протокола об административном задержании. Так как путем правопреемства это сделать было невозможно, потому что КоАП РСФСР также не содержал достаточной информации по составлению протокола, целесообразными видятся разработка и включение в текст КоАП РФ всех необходимых правил, обеспечивающих грамотное составление протокола об административном задержании. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Во-первых, КоАП РФ нуждается в некоторой доработке со стороны законодателя, что может облегчить толкование статей должностными лицами, т. е. требуется удаление формулировки "в исключительных случаях", потому что она расплывчата и может толковаться многосторонне. Во-вторых, в новой редакции следует восстановить ст. 241 КоАП РСФСР - для законодательного определения круга лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание. И в-третьих, следует уделить больше внимания статьям, содержащим процедуру заполнения соответствующих документов об административном правонарушении и задержании.

Название документа