Современные угрозы государству и их влияние на пограничную деятельность

(Дятлов Е. М.) ("За права военнослужащих", 2010) Текст документа

СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ ГОСУДАРСТВУ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОГРАНИЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Е. М. ДЯТЛОВ

Дятлов Е. М., юрист.

В современных условиях проблема обеспечения безопасности на государственной границе, скажем условно - пограничной безопасности, занимает важнейшее место в деятельности органов безопасности Российской Федерации. Это обусловлено тем, что на границе Российской Федерации и внешних границах стран СНГ сосредоточено большинство источников, представляющих собой угрозы для безопасности нашего государства. Результаты пограничной деятельности показывают, что одним из наиболее напряженных, требующих постоянного внимания участков государственной границы, где проявляется большинство угроз жизненно важным интересам государства, является российско-казахстанский участок Государственной границы Российской Федерации. Пограничные органы федеральной службы безопасности, выполняя задачи по охране и защите Государственной границы Российской Федерации, постоянно сталкиваются с различными угрозами безопасности государства. Нелегальная миграция, контрабандная деятельность и другие противоправные деяния в пограничной сфере носят организованный характер и непосредственно угрожают жизненно важным интересам государства. Созданные трансграничными организованными преступными группировками (далее - ОПГ) каналы используются для незаконного оборота наркотических средств и провоза других опасных видов контрабанды через границу, а также спецслужбами и организациями иностранных государств. Кроме того, указанные каналы используются представителями незаконных вооруженных формирований, бандитскими группами, террористами и экстремистами, которые пытаются проникнуть на территорию России в целях дестабилизации обстановки в стране различными формами, средствами и способами. Сегодня государственная граница "...стала местом активной криминальной деятельности организованных преступных формирований транснационального характера" <1>. -------------------------------- <1> Долгова А. И. Государственная граница, организованная преступность, закон и безопасность России. М., 2006. С. 13.

Анализ сложившейся обстановки на границе с Казахстаном позволяет выделить следующие условия и факторы, которые оказывают влияние на пограничную деятельность: - незавершенность процесса демаркации, отсутствие обустроенной в инженерном отношении линии государственной границы со стороны как России, так и сопредельного государства; - увеличение активности и распространение незаконной деятельности ячеек международных экстремистских и террористических организаций из южных республик Центрально-Азиатского региона в Казахстан, в том числе в приграничных с Россией областях республики; - использование территории Казахстана как транзитной для контрабанды крупных партий наркотиков из Афганистана в Россию и далее в страны Европы по каналам международных сообщений; - сложная криминогенная обстановка в приграничных районах Казахстана и России, наличие разветвленных местных и трансграничных ОПГ, активно занимающихся организацией каналов незаконной миграции, контрабанды наркотиков, оружия, товаров народного потребления (далее - ТНП) производства КНР и леса; - коррумпированность, соучастие отдельных сотрудников правоохранительных органов Казахстана и России в противоправной деятельности через государственную границу; - сохраняющийся высокий уровень миграционных потоков (трудовая миграция) через пункты пропуска граждан Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана; - тяжелое социально-экономическое положение населения в приграничных районах России и Казахстана, что сохранит тенденцию возрастания содействия контрабандистам, организованным преступным структурам со стороны местных жителей; - отсутствие системности при осуществлении пограничного контроля международных грузовых поездов, что создает благоприятные условия для осуществления контрабандной деятельности трансграничными ОПГ. Таким образом, анализ условий и факторов свидетельствует о том, что при осуществлении пограничной деятельности на передний план вышли угрозы невоенного характера (угрозы в экономической сфере и угрозы распространения экстремизма и терроризма). Кроме того, наряду с противодействием этим угрозам, достаточно остро стоит вопрос противодействия наркоугрозе с территории Казахстана. Все это обусловливает необходимость формирования на данном участке государственной границы комплекса мер организационно-правового характера по совершенствованию пограничной деятельности, отвечающей современным требованиям, и приведения ее возможностей в соответствие с характером и масштабом существующих угроз. Также хотелось отметить, что незаконная миграция и контрабандная деятельность в организованных формах сопряжены с целым комплексом преступлений, предусмотренных уголовным законодательством, таких, например, как торговля людьми (ст. 127.1 УК РФ), терроризм (ст. 205 УК РФ), организация преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ), подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ) и т. д., а также связаны с преступлениями коррупционной направленности (например, получение и дача взятки - ст. ст. 290, 291 УК РФ). Причем вызывает озабоченность и тот факт, что данный список преступлений не является исчерпывающим. Разветвленные трансграничные (а также транснациональные <1>) организованные преступные группировки, специализирующиеся на различных видах преступлений, используя множество благоприятных условий для осуществления противоправной деятельности на данном направлении, имеют широкий выбор мест, средств, способов совершения преступлений. -------------------------------- <1> К транснациональным преступлениям относят различные по степени общественной опасности два вида преступлений - международные и преступления международного характера. К международным относят преступления против человечества, мира и безопасности народов, к преступлениям международного характера - разнородные преступления, наносящие вред нормальным межгосударственным отношениям, мирному сотрудничеству государств, организаций и граждан. См.: Гаухман Л., Кувалдин В., Максимов С. Проблемы борьбы с организованной транснациональной преступностью // Законность. 1995. N 7. С. 4.

Представляется, что борьба с организованной преступностью в пограничной сфере должна стать приоритетным направлением в деятельности пограничных органов. Однако для эффективного противодействия необходимо принятие государством дополнительных мер по совершенствованию правового инструментария борьбы с организованной преступностью. Как отмечает А. И. Долгова, "государственная стратегия борьбы с терроризмом и организованной преступностью в современных условиях требует существенной корректировки. При этом крайне важно ее должное правовое обеспечение. Современная же правовая основа указанной борьбы весьма ущербна" <1>. -------------------------------- <1> Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними / Под ред. А. И. Долговой. М., 2005. С. 11.

Так, согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ пограничные органы ведут дознание только по ч. 1 ст. 188 УК РФ за контрабанду товаров (при отсутствии таможенных органов) и ч. 1 ст. 322 УК РФ за пересечение Государственной границы Российской Федерации. Кроме того, Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 187-ФЗ в УК РФ внесены изменения. Установлена ответственность по ст. 322.1 за организацию незаконной миграции, т. е. организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации (ч. 1), за те же деяния, совершенные организованной группой либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации (ч. 2). В соответствии со ст. 151 УПК РФ дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, производится дознавателями органов внутренних дел, предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, производится следователями органов федеральной службы безопасности и следователями органов внутренних дел Российской Федерации. Кроме вопросов подследственности некоторых преступлений также возникают проблемы с отсутствием закрепления в законодательстве некоторых ключевых понятий. Так, например, в ст. 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" одним из направлений деятельности федеральной службы безопасности определена пограничная деятельность. В ст. 11.1 того же Закона раскрыты направления пограничной деятельности. Однако законодательством не установлены формы, способы, перечень организаций и ведомств, в чьи полномочия входит осуществление пограничной деятельности, что также представляется необходимым в современных условиях. Кроме того, возникают трудности, связанные с законодательными неточностями и противоречиями уголовно-правовых норм о преступлениях организованных преступных формирований. К примеру, в соответствии с ч. 4 ст. 35 УК РФ обязательным квалифицирующим признаком создания и функционирования преступного сообщества (преступной организации) является цель совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Наличие данного квалифицирующего признака искусственно вывело из орбиты борьбы с организованной преступностью организованные преступные формирования, занимающиеся незаконным выловом водных животных и растений (ст. 256 УК РФ) <1>. -------------------------------- <1> Михеев И. Р. Типы и виды организованных преступных формирований, проблемы их уголовно-правовой оценки // Преступность в изменяющемся мире и проблемы оптимизации борьбы с ней / Под ред. А. И. Долговой. М., 2006. С. 136.

Дерзкий, комплексный, изощренный характер противоправной деятельности трансграничных ОПГ и их пособников как на территории Российской Федерации, так и в приграничных районах сопредельного государства, высокая материально-техническая оснащенность, многократно превосходящая пограничные структуры, коррумпированность отдельных сотрудников правоохранительных и контрольных органов, постоянные активные попытки подкупа должностных лиц диктуют необходимость адекватного реагирования и своевременного внесения корректив при реализации пограничной деятельности с учетом сложившихся условий и факторов. Исходя из имеющихся угроз пограничной безопасности на российско-казахстанском участке государственной границы предлагаются некоторые меры организационно-правового характера по совершенствованию пограничной деятельности. 1. Совершенствование правового регулирования в целях противодействия имеющимся угрозам, например: - ужесточить уголовную ответственность за организацию незаконной миграции иностранных граждан, различных видов контрабанды, незаконного вылова водных животных и растений; - закрепить в законодательстве определение преступной организации, совершающей, в частности, и преступления средней тяжести; - дознание, следствие по ч. 1 ст. 322.1 УК РФ ("Организация незаконной миграции"), а также по ч. 2 ст. 322 УК РФ ("Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения") отнести к компетенции пограничных органов федеральной службы безопасности; - внести предложения по законодательному закреплению и раскрытию понятия пограничной деятельности, принципов, видов, форм, методов и способов ее осуществления, например в виде проекта Федерального закона "О пограничной деятельности". 2. Модернизация и совершенствование форм и методов охраны границы. 3. Обустройство в инженерном отношении государственной границы: - создание на отдельных направлениях рубежей с инженерными заграждениями, сигнализационными комплексами и системами; - инженерное обустройство прилегающей к границе местности с использованием современных систем и комплексов охраны протяженных участков границы (включая технические средства наблюдения и мониторинга обстановки) в целях раннего оповещения и недопущения бесконтрольного пересечения границы. 4. Требует качественного изменения профессиональная подготовка сотрудников - военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с учетом возможностей противостоять устремлениям трансграничных ОПГ. 5. В антикоррупционных целях ввести ротацию определенных категорий военнослужащих контрактной службы и офицеров в пограничных органах по аналогии с Министерством обороны Российской Федерации (Инструкция о ротации офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации 15 апреля 2009 г.). 6. Ввести в практику материальное стимулирование военнослужащих за показанные конкретные результаты в пограничной деятельности. 7. Обеспечение и оснащение пограничных органов новейшими видами вооружения и военной техники. Итак, можно констатировать, что росту и организованности преступности во многом способствует наличие противоречий и лазеек в правовом регулировании общественных отношений, несогласованность правовых норм, отсутствие научно обоснованной концепции взаимодействия правоохранительных органов. Таким образом, угрозы безопасности государства в пограничной сфере остаются актуальными, влияют на осуществление пограничной деятельности и трансформируются в соответствии с изменением и развитием системы обеспечения безопасности. Представляется, что предложенные в статье меры организационно-правового характера позволят в целом оптимизировать и совершенствовать пограничную деятельность и, следовательно, повысить эффективность обеспечения безопасности государства в пограничной сфере.

Название документа