Рецензия на диссертацию Александра Ивановича Стахова на тему "Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации"
(Дугенец А. С.) ("Административное право и процесс", 2010, N 1) Текст документаРЕЦЕНЗИЯ НА ДИССЕРТАЦИЮ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА СТАХОВА НА ТЕМУ "АДМИНИСТРАТИВНО-ПУБЛИЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" <*>
А. С. ДУГЕНЕЦ
Дугенец А. С., заслуженный юрист Российской Федерации, профессор, доктор юридических наук.
В настоящее время в Российской Федерации происходит активный процесс административной реформы, направленный на демократизацию государства, повышение уровня защиты прав и законных интересов личности, укрепление правопорядка, усиление роли институтов гражданского общества. В условиях реформирования политического, социально-экономического строя возникла настоятельная потребность в комплексном анализе механизма правового регулирования обеспечения безопасности в Российской Федерации. Сформировавшаяся в настоящее время система законов и подзаконных нормативных правовых актов, изданных по вопросам обеспечения безопасности, предусматривает множество однородных по основанию и целевой направленности, но несистематизированных и неунифицированных административно-правовых методов и форм деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности. В этой связи актуальность темы диссертационного исследования А. И. Стахова не вызывает сомнений. Цель исследования состоит в повышении уровня административно-публичного обеспечения безопасности в стране на основе систематизации и унификации административного законодательства. Объектом исследования явились общественные отношения, складывающиеся в сфере административно-правового регулирования различных видов безопасности в стране. В рамках избранной темы автором разработан понятийно-категорийный аппарат, который раскрывает общеправовую и административно-правовую природу безопасности и предопределяет основные тенденции развития административно-правового регулирования безопасности в Российской Федерации. Предложена система специальных административно-правовых категорий и классификаторов, которые предопределяют основные направления оптимизации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленной на обеспечение исполнения несистематизированных общеобязательных требований различных видов безопасности и связанной с непосредственным вмешательством в организационно-распорядительную, административно-хозяйственную и иную деятельность физических и юридических лиц органов. Изложенные положения в совокупности позволяют говорить о том, что соискателем решена крупная научная проблема, имеющая важное социальное значение. На основании анализа содержания данной работы представляется возможным сделать вывод о том, что автору удалось решить поставленные задачи. Найденные им решения обладают научной новизной, которая, по нашему мнению, определяется: - разработанными соискателем исходными началами теории административно-правового регулирования безопасности, соотносимыми с основными категориями теории государства и права; - научно обоснованными предложениями по систематизации органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, наделяемых административными полномочиями по обеспечению разнообразных видов безопасности, связанными с непосредственным вмешательством в организационно-распорядительную, административно-хозяйственную и иную деятельность физических и юридических лиц; - концептуальными положениями по оптимизации административно-правовых функций, методов и форм деятельности органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления по обеспечению безопасности, связанных с непосредственным вмешательством в организационно-распорядительную, административно-хозяйственную и иную деятельность физических и юридических лиц. Теоретическую основу исследования составили многочисленные труды советских и российских ученых по теории государства и права, в том числе по теории правового регулирования безопасности, научные работы по проблемам административно-правового регулирования безопасности, а также отдельные работы по социологии и управлению. В главе 1 автором проведен анализ теоретических аспектов безопасности в правовой системе Российской Федерации, в частности, понятия безопасности как элемента правовой системы, структуры безопасности, соотношения безопасности с основными категориями правовой системы. Глава 2 проведенного диссертационного исследования "Безопасность как административно-правовая категория" посвящена вопросам административно-правовой природы, основы и режимов безопасности. Важное значение имеет глава 3 "Понятие, содержание и система административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации". Соискателем подвергнуты тщательному анализу вопросы содержания административно-публичного обеспечения безопасности, соотношения административно-публичного обеспечения с иными видами государственной деятельности, сущности и структуры системы административно-публичного обеспечения безопасности, а также роли и места субъектов указанной системы. Четвертая глава диссертации "Меры административно-публичного обеспечения безопасности" содержит авторское видение проблем классификации, административно-санкционирующих, административно-юрисдикционных и административно-казуальных мер административно-публичного обеспечения безопасности. В заключительной главе "Формы административно-публичного обеспечения безопасности" уважаемый автор исследовал понятие, отличительные признаки и классификацию форм административно-публичного обеспечения безопасности, административно-правовые акты, административно-правовые договоры, а также административно-правовые действия по обеспечению безопасности. Несмотря на то что отдельные аспекты избранной уважаемым диссертантом темы исследования ранее привлекали внимание отечественных исследователей, многие вопросы автором подвергнуты основательному научному анализу впервые и исследованы весьма детально. Поэтому можно констатировать наличие научной новизны данной диссертации, которая заключается в том, что работа является системным по характеру и концептуальным по содержанию исследованием проблем административно-правового регулирования деятельности органов исполнительной власти по обеспечению безопасности в Российской Федерации. Существенную научную новизну исследования, по нашему мнению, отражают следующие положения проведенного диссертационного исследования: - разработанное общеправовое понятие и предложенная структура безопасности, предопределяющие основные направления правового регулирования безопасности в Российской Федерации; - определение места и роли безопасности в сфере административно-правового регулирования при помощи таких специальных категорий, как "административное законодательство в области безопасности" и "административно-правовой режим безопасности"; - научно обоснованное разделение деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере безопасности на общее обеспечение безопасности и административно-публичное обеспечение безопасности, связанное с непосредственным вмешательством в организационно-распорядительную, административно-хозяйственную и иную деятельность физических и юридических лиц; - предлагаемое общеправовое понятие органа обеспечения безопасности и соотносимое с ним специальное понятие органа административно-публичного обеспечения безопасности; - научная систематизация формально определенных административно-правовых мер обеспечения безопасности, связанных с административными правонарушениями, способствующими возникновению и (или) развитию вредоносных техногенных и природных факторов окружающей среды. Сформулированные соискателем теоретические выводы вносят существенный вклад в развитие теории административного права, а рекомендации по систематизации административного законодательства в области безопасности отличаются практической значимостью. В частности, очевидными достоинствами работы, обладающими теоретической значимостью, являются: - предложенная автором система таких специальных административно-правовых категорий, как "административное санкционирование", "административно-правовой казус", "административно-правовая норма безопасности", "административно-правовой режим безопасности" и др., которая позволяет уяснить общие закономерности развития административно-правового регулирования безопасности в Российской Федерации; - совокупность таких специальных административно-правовых категорий, как "функции административно-публичного обеспечения безопасности" "принципы административно-публичного обеспечения безопасности", "система административно-публичного обеспечения безопасности" и др., раскрывающих специфику содержания взаимосвязи безопасности в сфере административно-правового регулирования с системой органов государственной власти и системой органов местного самоуправления, наделяемых полномочиями по обеспечению разнообразных видов безопасности, связанными с непосредственным вмешательством в организационно-распорядительную, административно-хозяйственную и иную деятельность физических и юридических лиц; - разработанная система таких специальных административно-правовых категорий, как "меры административно-публичного обеспечения безопасности", "административно-правовые акты по обеспечению безопасности", "административно-правовые договоры по обеспечению безопасности", "административно-правовые действия по обеспечению безопасности" и др. Предложенная система позволяет систематизировать и унифицировать административно-правовые методы и формы обеспечения разнообразных видов безопасности. Практическую значимость работы определяет совокупность концептуальных предложений автора по систематизации сформировавшегося административного законодательства в области безопасности. В частности, предложения о закреплении в нормах Закона РФ "О безопасности" единообразного понятийно-категорийного аппарата, раскрывающего сущность и содержание безопасности в качестве специальной юридической категории; о разработке кодифицированного нормативного правового акта, устанавливающего основы административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации; о дополнении КоАП РФ административно-правовыми мерами обеспечения безопасности, направленными на выявление административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением общеобязательных условий и требований безопасности, а также устранение вреда, причиненного указанными правонарушениями; о распространении действия ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на все формально определенные виды безопасности; о формальном выделении в нормах ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" основных функций административно-публичного обеспечения безопасности, передаваемых государством органам местного самоуправления и контролируемых государством. В своем исследовании соискатель опирался на достаточно широкий круг специальной литературы, научных трудов, массив федеральных законов, законов субъектов РФ, а также разностороннюю, собранную в нескольких субъектах РФ эмпирическую базу, отражающую изучаемые проблемы. Все это обусловливает обоснованность и достоверность сделанных в диссертации важнейших теоретических выводов и сформулированных автором предложений по систематизации законодательства. Не вызывает сомнения, что сформулированные А. И. Стаховым выводы и предложения могут быть использованы в деятельности правоохранительных и судебных органов, а также в законодательной деятельности, направленной на совершенствование соответствующих разделов отечественного законодательства. Диссертация А. И. Стахова представляет собой законченное исследование, в котором представлены результаты решения достаточно широкого круга поставленных задач, характеризующиеся необходимой научной новизной. Результаты диссертации имеют важное научное значение и могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по данной проблематике. Содержащиеся в работе обобщения, предложения и рекомендации могут найти практическое применение в нормотворческой деятельности соответствующих органов исполнительной и законодательной власти. Практическая значимость работы заключается также в том, что результаты данного исследования можно использовать в учебном процессе при преподавании курса "Административное право Российской Федерации", а также специально-отраслевых и других юридических дисциплин.
Название документа